Организация разнообразных форм работы с детьми:
Регламентированные (основной фигурой является взрослый педагог)
Нерегламентированная (общение ребенка с педагогом на позиции сотрудничества)
Самостоятельная деятельность детей .
Рекомендовано – 1 занятие в неделю
математическо- познавательно-речевые;
- экологическо-познавательно-речевые;
- социально-познавательно-речевые;
- Художественно- речевые;
- связанные с литературой, искусством.
Сколько познавательно- речевых занятий проводить? (Практически каж-дый день- старший возраст)
Особенности организации работы по
Особенности организации работы по
речевому развитию
речевому развитию
Цель: Становление
Становление
Цель:
коммуникативной компетентности
коммуникативной компетентности
ребенка в области решения задач:
ребенка в области решения задач:
познания
познания
деятельности
деятельности
самовыражения
самовыражения
освоение системы языка
освоение системы языка
Концептуальные подходы к развитию
Концептуальные подходы к развитию
речи ребенка
речи ребенка
Психологический подход:
Психологический подход:
Ведущая задача развития речи
Ведущая задача развития речи
развитие связной речи.
дошкольников развитие связной речи.
дошкольников
Психологический подход:
Психологический подход:
Ведущая задача развития речи
Ведущая задача развития речи
развитие связной речи.
дошкольников развитие связной речи.
дошкольников
Речевое развитие
Речевое развитие
Организация разнообразных форм работы с
Организация разнообразных форм работы с
детьми:
детьми:
Регламентированные (основной фигурой
Регламентированные (основной фигурой
является взрослый педагог)
является взрослый педагог)
Нерегламентированная (общение ребенка с
Нерегламентированная (общение ребенка с
педагогом на позиции сотрудничества)
педагогом на позиции сотрудничества)
Самостоятельная деятельность детей .
Самостоятельная деятельность детей .
Рекомендовано – 1 занятие в неделю
Рекомендовано – 1 занятие в неделю
Речевое развитие
Речевое развитие
Организация разнообразных форм работы с
Организация разнообразных форм работы с
детьми:
детьми:
фрональные
фрональные
индивидуальные
индивидуальные
групповые
групповые
подгрупповые
подгрупповые
Для речевого развития, чем индивидуальнее
Для речевого развития, чем индивидуальнее
работа, тем она эффективней.
работа, тем она эффективней.
Наглядные средства
Наглядные средства
Предметы домашнего обихода;
Предметы домашнего обихода;
Живые и неживые объекты;
Живые и неживые объекты;
Игрушки;
Игрушки;
Картинки;
Картинки;
Книги
Книги
Виды занятий
Виды занятий
математическо познавательноречевые;
математическо познавательноречевые;
экологическопознавательноречевые;
экологическопознавательноречевые;
социальнопознавательноречевые;
социальнопознавательноречевые;
Художественно речевые;
Художественно речевые;
связанные с литературой, искусством.
связанные с литературой, искусством.
Сколько познавательно речевых занятий
Сколько познавательно речевых занятий
проводить? (Практически каждый день
проводить? (Практически каждый день
старший возраст)
старший возраст)
Игры и пособия для речевого
Игры и пособия для речевого
развития:
развития:
Азбука мозаика
Азбука мозаика
Азбука на колесиках
Азбука на колесиках
Алфавит, буквы картинки
Алфавит, буквы картинки
Игры на развитие психических процессов:
Игры на развитие психических процессов:
Собери картинку
Собери картинку
Лабиринты
Лабиринты
Разложи картинки по порядку
Разложи картинки по порядку
Пособия и игры для развития мелкой
и игры для развития мелкой
моторики
моторики
Мозаики
Мозаики
Шнуровки
Шнуровки
Бросовый материал (крышки, пуговицы,
Бросовый материал (крышки, пуговицы,
горох, бусинки, палочки и др.)
горох, бусинки, палочки и др.)
Речевое развитие
Речевое развитие
Сюжетные картинки
Сюжетные картинки
Посмотри и расскажи
Посмотри и расскажи
Скажи правильно
Скажи правильно
Дидактические игры
Дидактические игры
« Кто в домике живет?»
« Кто в домике живет?»
«Дидактическая кукла» (с набором
«Дидактическая кукла» (с набором
предметов, которые и спользует ребенок);
предметов, которые и спользует ребенок);
Образовательные ситуации по рассмат
Образовательные ситуации по рассмат
риванию предметов брать предметы,
риванию предметов брать предметы,
которыми пользуется ребенок непос
которыми пользуется ребенок непос
редственно: игрушки, предметы одежды,
редственно: игрушки, предметы одежды,
предметы посуды, предметы мебели.
предметы посуды, предметы мебели.
Лучше использовать игровой материал
Лучше использовать игровой материал
Образовательная ситуация
Образовательная ситуация
Реальнопрактическая:
Реальнопрактическая:
Чтение литературного произведения;
Чтение литературного произведения;
Рассматривание картины;
Рассматривание картины;
Уход за обитателями уголка природы;
Уход за обитателями уголка природы;
Рассматривание игрушки;
Рассматривание игрушки;
Организация опыта.
Организация опыта.
Образовательная ситуация
Образовательная ситуация
Имитационноигровые:
Имитационноигровые:
«Напоим куклу чаем»;
«Напоим куклу чаем»;
«У меня зазвонил телефон»;
«У меня зазвонил телефон»;
Телепередача;
Телепередача;
Интервью
Интервью
Особенности организации работы по
Особенности организации работы по
речевому развитию
речевому развитию
Речевое развитие ребенка опирается на
Речевое развитие ребенка опирается на
сенсорный опыт:
сенсорный опыт:
Младший возраст:
Младший возраст:
пирамидки, застежки, шнуровки, волшебный
пирамидки, застежки, шнуровки, волшебный
мешочек;
мешочек;
Старший возраст:
Старший возраст:
работа с тетрадью, обводки, система работы
работа с тетрадью, обводки, система работы
при помощи метода штриховочного рисования –
при помощи метода штриховочного рисования –
развитие силы мышц, координации).
развитие силы мышц, координации).
Диагностика по речевому развитию:
Диагностика по речевому развитию:
проводится 3 раза в год:
проводится 3 раза в год:
в начале года первичная
первичная выявление
выявление
в начале года
исходного уровня речевого развития
исходного уровня речевого развития
детей;
детей;
в конце года – итоговая
в конце года –
результат освоения программы и
результат освоения программы и
свидетельствует о качестве работы
свидетельствует о качестве работы
педагога по речевому развитию детей
педагога по речевому развитию детей
группы;
группы;
итоговая показывает
показывает
Уровневые характеристики:
Уровневые характеристики:
В каждой возрастной группе опре
В каждой возрастной группе опре
делены уровневые характеристики в
делены уровневые характеристики в
программе «Детство».
программе «Детство».
В середине года – промежуточная
промежуточная
В середине года –
экспресс диагностика с детьми, пока
с детьми, пока
экспресс диагностика
завших низкий уровень группа риска).
завших низкий уровень группа риска).
Диагностика должна носить игровой
Диагностика должна носить игровой
характер.
характер.
Живое слово,
Живое слово,
живые картинки
живые картинки