Семинар для учителей химии Тема: Особенности организации современного учебного процесса по химии
(в рамках обновления содержания среднего образования)
Материал подготовлен учителем химии НИШ ФМН г. Семей: Бекжановой Э.К., Республика Казахстан
Обновление содержания среднего образования
Учебная программа по предмету «Химия»
Основное среднее образование, 7-9 классы
•Типовая учебная программа по учебному предмету «Химия» для 7-9 классов уровня основного среднего образования по обновленному образованию.
•Долгосрочные планы (учебный план) по химии
•Среднесрочные планы (календарный план) по химии
•Краткосрочные планы (поурочные планы уроков) по химии
Класс |
Количество часов в неделю |
Количество часов в год |
7 |
1 |
34 |
8 |
2 |
68 |
9 |
2 |
68 |
Нацелена научить учащихся применять знания, понимать условия протекания химических процессов и применять приобретенные знания и навыки в реальной жизни.
Способствует формированию у учащихся понимания роли химии и возможностей химических технологий для решения проблем окружающей среды.
Формирует исследовательские навыки и функциональную грамотность посредством организации и проведения
Учебная безопасных лабораторных опытов, практических работ, демонстрации, домашних химических экспериментов.
Включает современные темы и знания, необходимые для
предмету поступления в высшие учебные заведения международного
«Химия» уровня, а также соответствуют требованиям Международных экзаменов.
Предусматривает тесную межпредметную связь с физикой, биологией, математикой и способствует формированию у учащихся целостного представления о явлениях природы, протекании процессов, взаимодействия систем, выявлению причинноследственных связей, делая знания применимыми.
Обновленная учебная программа основной школы (7-9 классы) по предмету «Химия» направлена на:
1. Сочетание академической и практической направленности естественноматематического образования, которая предусматривает усвоение учащимися методов научных исследований и учений о методах познания;
2. Поэтапное наращивание предметных знаний и навыков, обеспечивающие глубину и сложность содержания учебного предмета с учетом возрастных возможностей учащихся;
3. Соблюдены принципы преемственности. Содержание прежних знаний и дальнейшее их развитие и обобщение, например, тема «Периодический закон и Периодическая таблица :
7 класс, Химия 8 класс, Химия 9 класс, Химия
7.2.1.1 знать и 8.2.1.1. объяснять 9.2.1.3 сравнивать общие сравнивать физичсекий смысл свойства металлов 1 и 2 –
классификации атомного номера, группы, группы и составлять элементов на примере периода; уравнения химичсеких работ И.Дёберейнера, реакций ;
Дж.Ньюлендса,
Д.И.Менделеева. ;
•Отражены в учебном плане.
•В 7-10 классе на уровне знания химической терминологии.
Акцент на развитие навыков
Навыки 1 группы: знание, понимание
Навыки 2 группы: применение, критическое мышление, анализ, синтез, оценка, рефлексия, математическая грамотность.
Развитие навыков через деятельностный подход
Реакции металлов с кислотами, с водой и солями, 8 класс 8.2.4.2 описывать реакции взаимодействия активных металлов с холодной водой, горячей водой или паром; 8.2.4.4 изучить реакции различных металлов с растворами кислот; 8.2.4.6 разработать план и провести реакции металлов с растворами солей; 8.2.4.7 разработать ряд активности металлов по результатам экспериментов и сопоставлять его со справочными данными. |
Данное задание ученики выполняют в течении 3-х
уроков. Сначала выводят ряд активности по воде,
затем по кислоте и затем по
соли. Затем анализируют и обобщают полученные
результаты, составляют ряд
активности металлов из 3-х экспериментов,
сопоставляют и сравнивают с табличными данными.
Таким образом, у учащихся развиваются навыки высокого порядка.
Активное обучение
Проблемное обучение
Проектное обучение
Личностно-ориентированное обучение
Критическое мышление и другие
В центре внимания деятельность ученика!!!
•позволяет учащимся почувствовать их связь с обучением.
•способствует взаимопониманию и способности применять полученные знания и навыки.
Техники активного обучения, которые можно разделить на две категории
1 категория 2 категория
• Говорение и письмо • Демонстрация • Практическая работа • Исследования • Проекты • Доклад группе/учителю/классу • Игры и моделирование • «Сообщения СМИ» • Видео • Цифровые изображения • Интервью • «Мозговой штурм» • Дискуссия • Обзор • Дебаты |
|
• Компьютерное моделирование • Посещение заводов • «Приглашенные лекторы» • Полевые исследования • Блоги • Плакаты • Карты мнений/разветвленные диаграммы • Работа с текстом • Виды карт • Анализ доказательств • Решение проблем |
Сколько должно быть на уроке активити?
На 40 минут урока необходимо в среднем 5 видов активного обучения.
Учитель должен сменять виды активного обучения другими, чтобы учащиеся всегда были мотивированны.
Дифференциация является важной частью ряда методов, которые, в целом, составляют
«активное обучение».
Дифференциация тесно используется с результатами формативного обучения для разработки учебной деятельности, которые являются подходящими для всех учащихся и для отдельных уровней.
Дифференциация позволит прогрессированию их обучения настолько быстро, насколько возможно.
Зачем нужна дифференциация?
Комбинация подходов активного обучения, формативного
оценивания и дифференциации
позволяет оказывать поддержку учащимся для достижения
лучшего результата, на который они способны.
Планирование дифференциации
Дифференциация проявляется в целях обучения, как правило, по трем основным уровням в виде:
«Все учащиеся будут…» (низкий уровень)
«Большинство учащихся будут…» (средний уровень) «Некоторые учащиеся будут…» (высокий уровень)
Таксономия Блума может помочь в формулировке соответствующей цели для каждого уровня.
Дифференциация может быть:
•По виду заданий
•По ожидаемымрезультатам За счет чего достигается дифференциация?
- Типа вопросов к отдельным учащимся
- Дополнительные (метакогнитивные) вопросы учащимся, которые ответили правильно.
- Обсуждение с учащимися во время групповой или индивидуальной работы - Наличие вспомогательных материалов и расширение работы.
Организация независимого обучения
Рефлексия
Обмен мнениями
Вопросы
Голос учащегося
Конфиденциальность
Создание возможностей
Учащиеся в центре внимания
Поддержка Прогресс
Навыки независимого обучения, при котором ученик должен уметь:
Установить свои собственные цели и сроки.
Настроиться на выполнение собственной работы.
Оценивать своё использование времени.
Оценивать свою работу и работу друг друга.
Химические вещества и препараты
Книги
Наглядные пособия, подготовленные учителем с использованием собственных идей или других источников
Игры
Электронные ресурсы
Листы с заданиями
Проводя различные игры, подразумевается: заполнить пропуски, вырезать и вставить, поиск слов, кроссворды, игры Loop.
При этом учитель должен помнить, что игры должны иметь педагогическое значение, а не нести просто развлекательный характер или использоваться для заполнения времени.
К электронным ресурсам относят:
Устройства сбора данных
Цифровые изображения
Компьютерные микроскопы
Симуляторы
Электронные доски
Очень богатым источником материалов является Всемирная «паутина» в нем можно найти:
Видео клипы
Симуляторы/игры (часто на основе Java)
Интерактивные онлайн «викторины» Информационные ресурсы для исследований учащихся и преподавателей
«Всемирная паутина» является неконтролируемой, как и качество информации, которую можно в ней найти!!!
Роль ресурсов и информационнокоммуникативных технологий велика, но важно знать, что в химии на первом месте должен быть ЭКСПЕРИМЕНТ.
Перечень практических навыков:
Планирование
Развитие манипулятивных навыков
Проведение измерений и наблюдений
Запись и представление наблюдений и данных
Анализ данных и выводы
Оценка методов проведения эксперимента
Оценка выводов
Раздел долгосрочного плана: |
Школа: НИШ ФМН г.Семей |
Дата: |
Ф.И.О. учителя: |
Класс: |
Количество присутствующих: Количество отсутствующих: |
Тема урока: |
|
ЦО, которые достигаются на данном уроке |
|
Цели урока |
|
Критерии оценивания |
|
Языковые цели |
|
Привитие ценностей |
|
Межпредметные связи |
|
Навыки использования ИКТ |
|
Предварительные знания |
|
ХОД УРОКА
Запланированные этапы урока |
Запланированная деятельность на уроке |
Ресурсы |
Начало урока |
|
|
Середина урока |
|
|
Конец урока |
|
|
Дифференциация – каким образом вы планируете оказать больше поддержки? - какие задачи вы планируете поставить перед более способными учащимися? |
Оценивание -как вы планируете проверить уровень усвоения материала учащимися? |
Здоровье и соблюдение техники безопасности |
|
|
|
Рефлексия по уроку Были ли цели урока/цели обучения реалистичными? Все ли учащиеся достигли ЦО? Если нет, то почему? Правильно ли проведена дифференциация на уроке? Выдержаны ли были временные этапы урока? Какие отступления были от плана урока и почему? |
Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки. |
Общая оценка Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2: Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)? 1: 2: Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что необходимо обратить внимание на последующих уроках? |
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.