Особенности оценки личностных результатов

  • Лекции
  • docx
  • 22.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Стандарты второго поколения ставят перед педагогами задачу определения не только предметного, но и метапредметного и личностного результата. При этом под личностным результатом Стандарты понимают мотивы деятельности, систему ценностных отношений учащихся. Внимание акцентируется, прежде всего, на самоопределении личности ученика, смыслообразовании, ценностной и морально-этической ориентации. Сегодня, когда идёт процесс массового внедрения ФГОС основного общего образования в общеобразовательных организациях, наблюдается противоречие между требованиями к результатам овладения личностных универсальных учебных действий и отсутствием единых измерителей личностных результатов учащихся.
Иконка файла материала Особенности оценки личностных результатов.docx
Оценка личностных результатов обучающихся Стандарты второго поколения ставят перед педагогами задачу определения не  только предметного, но и метапредметного и личностного   результата.  При этом под личностным результатом Стандарты понимают мотивы деятельности,  систему ценностных отношений учащихся. Внимание акцентируется, прежде  всего, на самоопределении личности ученика, смыслообразовании, ценностной и  морально­этической ориентации. Сегодня, когда идёт процесс массового  внедрения ФГОС основного общего образования в общеобразовательных  организациях, наблюдается противоречие между требованиями к результатам  овладения личностных универсальных учебных действий и отсутствием единых  измерителей личностных результатов учащихся. Личностные результаты – есть совокупность личностных качеств, которые  необходимы для осмысленного и ответственного построения личной жизненной  траектории; социального действия и морального поведения (ценностно­ смысловые установки учащихся); здоровья и безопасности как условие успешной  жизни в современном мире.   Достижение учащимися личностных результатов является приоритетной  целью образовательного учреждения в соответствии с требованиями Федеральных  государственных образовательных стандартов нового поколения.   ФГОС  определяет в качестве ведущей задачи   школы построение культуросообразных  стратегий  управления личностным развитием школьников.ФГОС ОБЩЕГО  (НАЧАЛЬНОГО) ОБРАЗОВАНИЯ стоящих перед современным педагогом  является оценка предметных, метапредметных и личностных результатов  освоения основной образовательной программы начального общего образования. Оценка личностных результатов  ­ оценка достижения обучающимися  планируемых результатов в их личностном развитии.  Оценивание личностных результатов ориентировано на духовно­нравственное  развитие и воспитание обучающихся. Поэтому измерение в этой области  позволит ОО поднять их эффективность. «В современных условиях  информатизации уменьшается значение для жизни человека приобретения  знаний «впрок». Более успешными оказываются люди, имеющие не больше  знаний, а большую личностную зрелость: способность ставить адекватные цели,  находить ресурсы, выбирать оптимальные способы поведения, успешно  взаимодействовать с другими, мотивировать себя и партнера и т.д. Поэтому  отслеживание личностных результатов развития становится все более  актуальным именно в наше время»       В требованиях Стандарта к личностным результатам можно найти достаточно много традиционных понятий, содержание которых достаточно хорошо  разработано и описано в общей, педагогической и социальной психологии,  педагогике и социологии. К их числу можно отнести такие понятия, как  самоопределение, мировоззрение, идентичность, мотивация, ценностно­ смысловые установки личности и др. Эти понятия достаточно хорошо изучены и  описаны в психологии. В данном вопросе следует учитывать также и то, что для  этих понятий существует целый арсенал диагностических средств, которые в  принципе можно использовать для их оценки в рамках создаваемой системы  оценки личностных результатов.Встал вопрос о модернизации системы мониторинга, в связи с появлением новых  требований к  результатам, в частности к метапредметным и личностным.  Система мониторинга личностных результатов призвана решить следующие  задачи:  ­ Оценить изменения качественных показателей явлений и процессов  воспитывающей среды ОУ;  ­ Создать информационные условия для формирования целостного  представления о состоянии системы воспитания в ОУ; ­ Оценить динамику качественно­количественных изменений личности,  позволяющей выявить их характер за определенный промежуток времени и  факторы, обусловившие эти изменения;  ­ Выявить  факторы, связанные с особенностями процесса образования или  социального окружения, оказывающие влияние на образовательные достижения учащихся;  ­ Выбрать наиболее эффективные технологии мониторинга сформированности  личностных результатов.  Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика  результатов личностного развития. Методы диагностики, используемые  педагогом, могут быть следующие: анализ продуктов деятельности учащихся,  стандартизированное наблюдение, тестирование, с использованием  скрининговых (быстрых и простых) методик, экспертный опрос, анкетирование  родителей, анализ письменных контрольных работ учащихся, анализ результатов учебных проектов и внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.   Еще одним методом оценки личностных результатов учащихся используемым в образовательной программе является оценка личностного  прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у  учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать,  систематизировать, классифицировать. В образовательном процессе начальной  школы он используется как: процессуальный способ фиксирования достижений  учащихся; копилка полезной информации; наглядные доказательства  образовательной деятельности ученика; повод для «встречи» школьника,  учителя и родителя. В разделах рабочего портфолио представлена информация  о спортивных достижениях, об участии в олимпиадах, научно­практических  конференциях, в мероприятиях и конкурсах в рамках дополнительного  образования. Оценка личностных результатов Объектом оценки  личностных результатов являются сформированные у  учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока: • самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося —  принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ  российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою  Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности;  развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои  достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности; • смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е.  «значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы  учебно­познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я  знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого  разрыва;• морально­этическая ориентация — знание основных моральных норм и  ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной  необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие  этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.    Основное содержание оценки личностных результатов на ступени  общего  образования строится вокруг оценки: • сформированности  внутренней позиции обучающегося, которая находит  отражение в эмоционально­положительном отношении обучающегося к  образовательному учреждению, • ориентации на содержательные моменты образовательного процесса — уроки,  познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер  учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на  образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания; • сформированности  основ гражданской идентичности — чувства гордости за  свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий;  любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и  традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию  и сопереживанию чувствам других людей; • сформированности  самооценки, включая осознание своих возможностей в  учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в  учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в  успех; • сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные,  учебно­познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и  умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию  своих способностей; • знания моральных норм и сформированности морально­этических суждений,  способности к решению моральных проблем на основе децентрации  (координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы);  способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения  соблюдения/нарушения моральной нормы.   Оценка  личностных результатов осуществляется:  1. В ходе  неперсонифицированных  мониторинговых исследований  школьным  психологом, обладающим необходимой компетенцией в сфере психолого­ педагогической диагностики развития личности.  2. Оценка  личностного прогресса ученика с помощью портфолио,  способствующего формированию  у учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.  Личностные результаты выпускников на ступени начального общего  образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат  итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает  эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы. Список использованных источников1. Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать  универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли:  пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008. 2. 3.  Гущин Ю.Ф. Концептуальные основания оценки социализации учащихся. – www.ablest.ru  Гущин Ю.Ф.Ковалева Г.С., Логинова О.Б., Татур А.О., Челышкова М.Б.  Российский опыт построения и актуальные проблемы развития  образовательного тестирования.