Стандарты второго поколения ставят перед педагогами задачу определения не только предметного, но и метапредметного и личностного результата. При этом под личностным результатом Стандарты понимают мотивы деятельности, систему ценностных отношений учащихся. Внимание акцентируется, прежде всего, на самоопределении личности ученика, смыслообразовании, ценностной и морально-этической ориентации. Сегодня, когда идёт процесс массового внедрения ФГОС основного общего образования в общеобразовательных организациях, наблюдается противоречие между требованиями к результатам овладения личностных универсальных учебных действий и отсутствием единых измерителей личностных результатов учащихся.
Оценка личностных результатов обучающихся
Стандарты второго поколения ставят перед педагогами задачу определения не
только предметного, но и метапредметного и личностного результата. При этом
под личностным результатом Стандарты понимают мотивы деятельности,
систему ценностных отношений учащихся. Внимание акцентируется, прежде
всего, на самоопределении личности ученика, смыслообразовании, ценностной и
моральноэтической ориентации. Сегодня, когда идёт процесс массового
внедрения ФГОС основного общего образования в общеобразовательных
организациях, наблюдается противоречие между требованиями к результатам
овладения личностных универсальных учебных действий и отсутствием единых
измерителей личностных результатов учащихся.
Личностные результаты – есть совокупность личностных качеств, которые
необходимы для осмысленного и ответственного построения личной жизненной
траектории; социального действия и морального поведения (ценностно
смысловые установки учащихся); здоровья и безопасности как условие успешной
жизни в современном мире.
Достижение учащимися личностных результатов является приоритетной целью
образовательного учреждения в соответствии с требованиями Федеральных
государственных образовательных стандартов нового поколения. ФГОС
определяет в качестве ведущей задачи школы построение культуросообразных
стратегий управления личностным развитием школьников.ФГОС ОБЩЕГО
(НАЧАЛЬНОГО) ОБРАЗОВАНИЯ стоящих перед современным педагогом
является оценка предметных, метапредметных и личностных результатов
освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Оценка личностных результатов оценка достижения обучающимися
планируемых результатов в их личностном развитии.
Оценивание личностных результатов ориентировано на духовнонравственное
развитие и воспитание обучающихся. Поэтому измерение в этой области
позволит ОО поднять их эффективность. «В современных условиях
информатизации уменьшается значение для жизни человека приобретения
знаний «впрок». Более успешными оказываются люди, имеющие не больше
знаний, а большую личностную зрелость: способность ставить адекватные цели,
находить ресурсы, выбирать оптимальные способы поведения, успешно
взаимодействовать с другими, мотивировать себя и партнера и т.д. Поэтому
отслеживание личностных результатов развития становится все более
актуальным именно в наше время»
В требованиях Стандарта к личностным результатам можно найти достаточно
много традиционных понятий, содержание которых достаточно хорошо
разработано и описано в общей, педагогической и социальной психологии,
педагогике и социологии. К их числу можно отнести такие понятия, как
самоопределение, мировоззрение, идентичность, мотивация, ценностно
смысловые установки личности и др. Эти понятия достаточно хорошо изучены и
описаны в психологии. В данном вопросе следует учитывать также и то, что для
этих понятий существует целый арсенал диагностических средств, которые в
принципе можно использовать для их оценки в рамках создаваемой системы
оценки личностных результатов.Встал вопрос о модернизации системы мониторинга, в связи с появлением новых
требований к результатам, в частности к метапредметным и личностным.
Система мониторинга личностных результатов призвана решить следующие
задачи:
Оценить изменения качественных показателей явлений и процессов
воспитывающей среды ОУ;
Создать информационные условия для формирования целостного
представления о состоянии системы воспитания в ОУ;
Оценить динамику качественноколичественных изменений личности,
позволяющей выявить их характер за определенный промежуток времени и
факторы, обусловившие эти изменения;
Выявить факторы, связанные с особенностями процесса образования или
социального окружения, оказывающие влияние на образовательные достижения
учащихся;
Выбрать наиболее эффективные технологии мониторинга сформированности
личностных результатов.
Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика
результатов личностного развития. Методы диагностики, используемые
педагогом, могут быть следующие: анализ продуктов деятельности учащихся,
стандартизированное наблюдение, тестирование, с использованием
скрининговых (быстрых и простых) методик, экспертный опрос, анкетирование
родителей, анализ письменных контрольных работ учащихся, анализ результатов
учебных проектов и внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.
Еще одним методом оценки личностных результатов учащихся
используемым в образовательной программе является оценка личностного
прогресса ученика с помощью портфолио, способствующего формированию у
учащихся культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать,
систематизировать, классифицировать. В образовательном процессе начальной
школы он используется как: процессуальный способ фиксирования достижений
учащихся; копилка полезной информации; наглядные доказательства
образовательной деятельности ученика; повод для «встречи» школьника,
учителя и родителя. В разделах рабочего портфолио представлена информация
о спортивных достижениях, об участии в олимпиадах, научнопрактических
конференциях, в мероприятиях и конкурсах в рамках дополнительного
образования.
Оценка личностных результатов
Объектом оценки личностных результатов являются сформированные у
учащихся универсальные учебные действия, включаемые в три основных блока:
• самоопределение — сформированность внутренней позиции обучающегося —
принятие и освоение новой социальной роли обучающегося; становление основ
российской гражданской идентичности личности как чувства гордости за свою
Родину, народ, историю и осознание своей этнической принадлежности;
развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои
достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности;
• смыслоообразование — поиск и установление личностного смысла (т. е.
«значения для себя») учения обучающимися на основе устойчивой системы
учебнопознавательных и социальных мотивов; понимания границ того, «что я
знаю», и того, «что я не знаю», «незнания» и стремления к преодолению этого
разрыва;• моральноэтическая ориентация — знание основных моральных норм и
ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной
необходимости; способность к моральной децентрации — учёту позиций, мотивов
и интересов участников моральной дилеммы при её разрешении; развитие
этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
Основное содержание оценки личностных результатов на ступени общего
образования строится вокруг оценки:
• сформированности внутренней позиции обучающегося, которая находит
отражение в эмоциональноположительном отношении обучающегося к
образовательному учреждению,
• ориентации на содержательные моменты образовательного процесса — уроки,
познание нового, овладение умениями и новыми компетенциями, характер
учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками — и ориентации на
образец поведения «хорошего ученика» как пример для подражания;
• сформированности основ гражданской идентичности — чувства гордости за
свою Родину, знания знаменательных для Отечества исторических событий;
любви к своему краю, осознания своей национальности, уважения культуры и
традиций народов России и мира; развития доверия и способности к пониманию
и сопереживанию чувствам других людей;
• сформированности самооценки, включая осознание своих возможностей в
учении, способности адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в
учении; умения видеть свои достоинства и недостатки, уважать себя и верить в
успех;
• сформированности мотивации учебной деятельности, включая социальные,
учебнопознавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому
содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и
умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию
своих способностей;
• знания моральных норм и сформированности моральноэтических суждений,
способности к решению моральных проблем на основе децентрации
(координации различных точек зрения на решение моральной дилеммы);
способности к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения
соблюдения/нарушения моральной нормы.
Оценка личностных результатов осуществляется:
1. В ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований школьным
психологом, обладающим необходимой компетенцией в сфере психолого
педагогической диагностики развития личности.
2. Оценка личностного прогресса ученика с помощью портфолио,
способствующего формированию у учащихся культуры мышления, логики, умений
анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.
Личностные результаты выпускников на ступени начального общего
образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат
итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает
эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.
Список использованных источников1.
Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать
универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли:
пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008.
2.
3.
Гущин Ю.Ф. Концептуальные основания оценки социализации учащихся. –
www.ablest.ru
Гущин Ю.Ф.Ковалева Г.С., Логинова О.Б., Татур А.О., Челышкова М.Б.
Российский опыт построения и актуальные проблемы развития
образовательного тестирования.