Данный материал может быть интересен педагогам, родителям и другим взрослым, заинтересованным в гармоничном развитии детей, начавших обучение в школе. Не ждите, что ребенок постоянно будет получать удовольствие от школы. Иногда он будет приходить домой мрачный, расстроенный. Порой ему вовсе не захочется в школу, и он предпочтет «заболеть», шмыгая носом и постоянно меряя температуру – хоть денечек, но на полном основании пропустить школу. На самом деле, подобные желания возникают практически у каждого школьника. Это вполне естественные потребности. Здесь Вы найдёте описание особенностей восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения детей шести-семи лет, знание которых подскажет Вам, как научить юных школьников, получать радость от интеллектуального труда.
Особенности познавательной сферы первоклассников.doc
Особенности познавательной сферы первоклассников –
возможности и границы
Для успешного начала обучения детей в школе взрослые должны помочь им:
адаптироваться к новым социальным условиям;
научить их получать радость от интеллектуального труда;
сформировать потребность в умственном развитии и позитивное отношение
к самому процессу обучения.
Чтобы достичь этих целей, необходимо, чтобы требования, предъявляемые к
ученикам первых классов, а также сложность преподавания учебного материала
соответствовали уровню развития познавательных процессов детей 67 лет.
Таким образом, данная статья может быть интересна педагогам, родителям и
другим взрослым, заинтересованным в гармоничном развитии детей, начавших
обучение в школе.
Как и в эмоциональной сфере, в когнитивном, речевом и моторном развитии
детей от 5 до 7 лет происходит множество важных изменений. Этим обусловлен тот
факт, что в большинстве культур именно на этот возраст приходится начало
систематического обучения.
Между 6 и 8 годами происходит стремительный рост мозга. К концу этого
периода мозг ребенка составляет 90% от величины мозга взрослого. Активно
развиваются лобные доли, ответственные за мышление и сознание. В этом возрасте
более явным становится доминирование одного из полушарий. Эти физиологические
изменения влекут за собой постепенные изменения и в когнитивной сфере
(восприятии, мышлении, памяти, внимании, воображении).
Особенности восприятия детей 67 лет.
В этом возрасте восприятие часто сводится к узнаванию предмета, называнию
формы и цвета. Первоклассники воспринимают объекты как целое, плохо
схватывают детали, не увязывают их между собой, т. е. систематический анализ
воспринимаемых свойств вызывает у детей трудности. Для полноценного восприятия детьми 67 лет им необходима возможность
практически оперировать с объектами.
Особенности мышления детей 67 лет.
К 6 годам начинают исчезать такие свойства детской мысли, как ригидность и
необратимость. Первоклассники уже способны устанавливать несложные причинно
следственные связи, особенно при использовании наглядного материала. Детей уже
можно научить делать простые умозаключения.
У ребят этого возраста появляется способность мысленно выходить за
пределы ситуации, имеющейся в настоящий момент.
Однако, несмотря на новые возможности, мышление учеников 1ых классов
еще сохраняет многие черты незрелости, что нельзя не учитывать при освоении ими
нового материала.
Так, нагляднообразное мышление находится попрежнему на низком уровне
развития, преобладающим остается нагляднодейственное мышление. Следовательно,
в работе с детьми нужно опираться на практическую деятельность.
У ребят еще не сформированы навыки элементарного анализа, поэтому та
информация, которая кажется взрослым очевидной и вытекающей из уже
имеющейся, может вовсе не являться таковой для детей.
Первоклассники обычно уже умеют обобщать, но часто делают это по
несущественным, ситуативным признакам. Поэтому прежде чем учить ребенка
пользоваться правилами по какимлибо учебным предметам, не лишним будет
проверить, правильно ли он соотносит отдельные понятия и класс понятий, к
которым употребляется данное правило.
Особенности памяти детей 67 лет.
Ведущим типом памяти первоклассников остается непроизвольная память
(непосредственное запечатление и воспроизведение материала, не требующее
применения особых усилий или вспомогательных методов).
Однако в 7 лет процесс запоминания уже может быть опосредован
использованием внешних стимулов, например схем или карточек. На процесс запоминания начинает влиять наличие установки, систематизация
материала, подведение итогов, что необходимо использовать при объяснении им
нового материала.
В этом возрасте у детей начинает формироваться способность
контролировать свои процессы памяти и мышления.
Особенности внимания детей 67 лет.
В начале обучения у детей преобладает непроизвольное внимание, поэтому
способность сосредоточиться напрямую связана с тем, насколько ребенку интересна
выполняемая работа. Чем больше первоклассники вовлечены в активную
деятельность, тем устойчивее их внимание.
Учащиеся 1ых классов не могут сохранять активное внимание более 10
минут, следовательно, через такие промежутки времени необходимо менять вид
деятельности.
Труднее всего удержать внимание детей при монологе учителя (родителя),
т.е. пассивном восприятии ими информации. Временной предел в этом виде
деятельности 5 минут. Увеличить этот период можно превращая монолог в диалог.
Формулируя задания для первоклассников, нужно учитывать, что объем их
внимания еще очень невелик – всего 23 объекта. Следовательно, наиболее
эффективная помощь в организации детьми своей работы – пошаговое управление,
предъявление коротких и четких инструкций.
При групповой работе важно помнить о том, что уровень распределения
внимания детей этого возраста очень низкий, а значит, они не могут выполнять два
вида деятельности одновременно. Эта проблема актуальна на уроках, т.к. отставшие
в выполнении задания ученики не могут, доделывая его, слушать объяснения
учителя, касающиеся нового задания. Как мы видим, в таких ситуациях необходимо
четко фиксировать начало и конец задания, используя приемы синхронизации темпа
работы в классе.
Особенности воображения детей 67 лет.
Развитие воображения детей 67 лет значительно превосходит их
интеллектуальное развитие, поскольку оно начинает формироваться гораздо раньше, чем мышление. Воображение ребенка наполнено множеством образов, новые образы
возникают довольно легко, при минимальном внешнем стимулировании. Учитывая
это обстоятельство, а также то, что регулирующие функции у первоклассников еще
недостаточно сформированы, можно сделать вывод о необходимости умеренного
использования, например, наглядного материала. Если он будет содержать много
дополнительных подробностей, особенно ярких, эмоциональных, то это будет
отвлекать детей от сути задания, уводить в мир воображения.
Надеемся, что сведения, почерпнутые в данном материале, помогут Вам
подойти к организации интеллектуального развития Ваших детей вооруженными не
только творческой активностью, но и научными знаниями, что обязательно сделает
Ваше общение легким и радостным.
Особенности познавательной сферы первоклассников
Особенности познавательной сферы первоклассников
Особенности познавательной сферы первоклассников
Особенности познавательной сферы первоклассников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.