Особенности правового регулирования образовательной деятельности воскресных школ (православная педагогика)
Оценка 4.8

Особенности правового регулирования образовательной деятельности воскресных школ (православная педагогика)

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
религиоведение +1
Взрослым
17.06.2019
Особенности правового регулирования образовательной деятельности  воскресных школ (православная педагогика)
В материале раскрыты богословские основы образовательной деятельности воскресных школ, приведен анализ документов, регулирующих духовное воспитание в государственных и частных образовательных организациях для детей. Отдельно рассмотрена деятельность воскресных школ при православных религиозных организациях (церквах, монастырях) и основные документы, регулирующие эту деятельность: Положение о Воскресной школе и Образовательный стандарт воскресной школы.
Правовое регулирование деятельности воскресной школы.docx
Особенности правового регулирования деятельности воскресных школ (православная педагогика) Православное   образование   востребовано   в   российском   обществе.     Открываются новые школы, а действующие принимают новых учеников. «Пустите детей приходить ко Мне», ­ говорит Господь (Мк,10:14, Лк,18:16).  Образовательные   отношения   государства   и   Русской   Православной   Церкви закреплены в Законах РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (26.09.1997г. №125­ФЗ), «Об образовании» (29.12. 2012г.  № 273­ФЗ). Они  выражаются в следующем: образование   носит   светский   характер,   деятельность   религиозных   организаций   в государственных и муниципальных образовательных учреждениях запрещена.  Особое   место   в   современном   российском   образовании   занимают   религиозное образование   и   христианское   воспитание.     В   начале   девяностых   годов   прошлого   века вместе с открывающимися приходами начали создаваться воскресные школы. В 2012 году Священный Синод утвердил нормативно­правовые документы: «Положение о деятельности воскресных школ Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации», «Типовой   устав   частного   образовательного   учреждения   дополнительного   образования детей   «Центр   духовно­нравственного   воспитания   местной   религиозной   организации православного прихода храма Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)», «Стандарт учебно­воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей)   Русской   Православной   Церкви   на   территории   Российской   Федерации».   В   них определены содержание и подходы к организации учебного процесса, методической работы и духовно­нравственного воспитания детей в воскресных школах.  В   настоящее   время   законодательно   закреплена   деятельность   воскресных   групп, воскресных   школ   при   храмах,   церковно­приходских   школ,   православных   гимназий, духовно­просветительских центров, летних лагерей и площадок для детей.  1.Богословские основы образовательной деятельности Русской Православной Церкви Образовательная   Концепция   Русской   Православной   Церкви   дает   определение образованию,   как   «единому   целостному   процессу   воспитания   и   обучения   человека, направленному   на   наиболее   полное   раскрытие   его   способностей,   приобщение   к достижениям   человечества   в   области   наук,   культуры,   искусств,   ремесел   и   иных»   [7]. Образование является одним из приоритетных направлений деятельности Церкви. 1 Основными целями образовательной деятельности Церкви являются сохранение и передача   православного   Предания,   наставление   членов   Церкви   в   христианской   вере   и нравственности,   приобщение   к   ценностям   Православия,   проповедь   Евангелия   в общественном   и   культурном   пространстве   страны.   Под   религиозным   образованием понимается «образование, основанное на христианском вероучении, включающем изучение вероучительных,  нравственных истин, церковной истории в сочетании с личным духовным опытом Богопознания. Основанием деятельности Церкви в сфере образования является призыв Спасителя к ученикам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф, 28:19–20). Исполнению этой заповеди служили апостолы, распространившие христианскую веру на всей земле. Свою миссию они понимали как миссию просвещения. В соответствии со словами Священного Писания о том, что Христос – «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин, 1:9), на протяжении веков просвещение понималось Православной церковью как   приобщение   людей   к   Евангельскому   учению. Христианское   учение   о   сотворении человека   по   образу   и   подобию   Божию   (Быт,   1:27)   видит   образование   человека   как «обретение   образа   Божьего   в   человеке,   призвание   человека   к   уподоблению   Богу   по благодати, к духовному совершенству во Христе». [6, с.5] Образовательные   задачи   Церкви   не   ограничиваются   воспитанием   православных верующих как участников литургической жизни и носителей христианской нравственности. Церковь   поддерживает   приобщение   человека   к   сокровищам   национальной   и   мировой культуры, что предполагает изучение различных наук и искусств. Образовательный идеал Церкви заключается в воспитании христианина по образу Христа, сказавшего о Себе: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф, 20:28). Ключевыми   принципами   образовательной   деятельности   духовного   просвещения детей на приходе являются следующие подходы: 1)Актуализация Евангельского послания [3, с.45]. Все средства и формы духовного просвещения направлены на помощь воспитанникам услышать Евангелие в актуальном для них контексте. Это означает, что дети слышат Евангельское послание без изменения его содержания на доступном им языке, учитывающем социокультурные особенности жизни детей и их родителей, с использованием современных примеров, доказывающих, что Слово Божие живо и действенно сегодня, как и две тысячи лет назад. 2 2)  Христоцентричность является   основополагающим   первопринципом   всей православной педагогики, поскольку Христос есть ее главный центр, основание, идеал и цель. Понимание человека как образа и подобия Божия. 3)  Экклесиоцентричность   (церковность).  Это   принцип  взаимоединства     с христоцентричностью,   принцип православной педагогики, раскрывающий полноту жизни во   Христе   через   необходимость   руководствоваться   сознанием,   учением   и   опытом Православной Церкви. 4)  Принцип   внутренней   иерархичности   человека.   Все   стороны   личности (физическая,   нравственная,   социальная,   религиозная,   эстетическая   жизнь)   имеют инструментальное значение к основному началу личности – духовной жизни. 5)  Сознательность. Требует  активного   и   осознанного   усвоения   опыта   веры,   т.е. опыта жизни в соответствии с Евангелием Господа Иисуса Христа. Применение данного принципа должно служить зарождению и развитию интереса к молитвенной, аскетической и литургической жизни Церкви, конкретной православной церковной общины. 6)  Общность.   Ребенок   должен   чувствовать   свою   принадлежность   к   семье, Отечеству (городу, стране, народу), Церкви (приходу, епархии). 7)  Развитие   ответственности.   Духовное   просвещение   на   приходе   призвано мотивировать ребенка к выстраиванию личных отношений с Богом (вера, доверие, любовь по отношению к Богу), направлено на развитие личной ответственности за собственную душу, семью, Церковь, Отечество. 8)    Деятельностный   принцип предполагает   активное   вовлечение   детей   в совместную   деятельность   воспитанников   и   их   родителей,   педагогов,   других   членов прихода. В таком труде дети могут получить положительные эмоции, испытать радость созидания,   через   которые   формируется   личный   духовный   опыт.   Кроме   того,   данный принцип лежит в основе практического обучения борьбе с грехом и приобретения навыков добродетельной жизни детьми; усвоения святоотеческого духовного опыта. 9)  Обязанность   для   приходской   общины (приходская   община   обязана   создать среду,   направленную   на   духовное   просвещение   детей,   в   соответствии   с   указанными параметрами (в том случае, если в приходской общине есть дети).  Единство Церкви и семьи в деле духовного просвещения   достижимо лишь там, где люди имеют одну веру, одно мировоззрение, принадлежат единой Церкви, имеют единый дух и единый взгляд на воспитание   детей;   приходская   община   подразумевает   собой   включение   в   нее   семьи 3 ребенка,   поскольку   процессы,   направленные   на   ребенка   в   рамках   этой   среды,   должны Церковь   выступает   гарантом   аутентичности   связанных   с   Православием также продолжаться и в семьях).   мировоззренческой, воспитательной и  предметной составляющих  национальной  системы образования.   Традиция   церковного   образования   не   противоречит   национальному воспитательному идеалу: нравственно и интеллектуально развитой личности, гражданина своего Отечества. Православное образование осуществляется на мировоззренческой базе православной веры   и   традиций   церковной   жизни   и   предполагает   знакомство   с   православным вероучением,   христианской   нравственностью,   Священным   Писанием,   агиографией, церковной историей, искусством и словесностью в контексте истории и культуры народа, края,   страны   и   мира,   а   также   приобретения   навыка   христианского   осмысления исторических событий, произведений литературы и искусства.  Православное воспитание состоит в усвоении христианских добродетелей, главная среди которых – любовь к Богу и ближнему. Воспитание сопровождает учебный процесс, а также может осуществляться во внеурочное время в разных формах, таких, как, например, добровольческая   социальная   деятельность,   духовное   краеведение,   экскурсионные программы, патриотические проекты и прочее.    паломнические   поездки,   военно­спортивные   лагеря,   разнообразные Церковь   поддерживает   стремление   к   повышению   качества,   глубины   и фундаментальности   образования,   осуществляемого   по   национальным   образовательным стандартам,   включая   православный   компонент.   Образование   на   основе   православного мировоззрения   осуществляется   при   условии   сознательного   выбора   учащихся   или   их родителей (законных представителей). Сотрудничая с государственными и общественными образовательными структурами, Церковь готова по мере сил участвовать в нормативном, научном,   учебно­методическом,   кадровом,   организационном   и   информационном обеспечении образования. Итак, богословские основы образовательной деятельности Русской Православной Церкви   в   системе   образования   Российской   Федерации   основаны   на     Образовательной Концепции   Русской Православной Церкви. Образовательная деятельность регулируется государственными и церковными стандартами образования.  2. Нормативно­правовое регулирование образовательной деятельности  РПЦ в государственных  образовательных учреждениях 4 Образовательная   деятельность   русской   Православной   Церкви     может реализовываться в государственных и частных образовательных учреждениях. Религиозные   объединения   вправе   осуществлять   обучение   религии   и   религиозное воспитание   в   порядке,   установленном   законодательством   Российской   Федерации,   в формах,   определяемых   внутренними   установлениями   религиозных   объединений.   (ст.   5 Федерального   закона   «О   свободе   совести   и   о   религиозных   объединениях»).  Самая распространенная форма обучения религии и религиозного воспитания – это воскресные школы   при   приходах   и   монастырях.   Образовательная   деятельность   ведется   по образовательным   программам,   которые   разрабатываются,   утверждаются организацией   и включает в себя учебный план, рабочие программы по предметам,  календарный учебный график. Преподавание   религиозной   культуры   в   государственной   школе   основано   на принципе   добровольности   и   не   ставит   целью   привлечение   обучающихся   в   религиозное объединение, участие в богослужениях и религиозных обрядах и церемониях. С 1 сентября 2012 года в рамках федеральных образовательных стандартов в образовательной области «Основы   духовно­нравственной   культуры   народов   Российской   Федерации»   ведется предмет   «Основы   религиозных   культур   и   светской   этики»   с   преподаванием   модуля «Основы   православной   культуры». (Письмо   Минобрнауки   России   «Об   изучении предметных   областей:   «Основы   религиозных   культур   и   светской   этики»   и   «Основы духовно­нравственной культуры народов России») [3].   Муниципальная школа вправе использовать школьный компонент программы для углубленного   изучения   религиозной   культуры.   В   государственных   школах   возможно обучение   религии   религиозными   организациями,   их   представителями,   но   вне   рамок образовательных   программ.   (Приказ   от   1   июля   2013   г.   № 2833   «О   предоставлении государственными   и   муниципальными   образовательными   учреждениями   религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ»). Аккредитация образовательных организаций и педагогов, преподающих учебные предметы, курсы,   направленные   на   получение   обучающимися   знаний   об   основах   духовно­ нравственной культуры народов Российской Федерации, об исторических и культурных традициях   той   или   иной   религии,   возможна   общественными   и   епархиальными организациями. Процедура аккредитации, критерии и требования закреплены в Положении об аккредитации, размещенном на сайте Синодального отдела религиозного образования и катехизации. 5 Развитие сети православных дошкольных образовательных организаций (в том числе семейных),   дошкольных   групп   является   одним   из   приоритетных   направлений образовательной   деятельности   Церкви.   Важно,   чтобы   первое   знакомство   ребенка   с ценностными   ориентирами   Православия   происходило   как   можно   раньше.   В   это   время можно   не   только   вводить   ребенка   в   область   религиозных   чувств,   но   и   давать   ему первоначальные уроки веры. Православное дошкольное воспитание является самостоятельным направлением в системе   религиозного   образования.   Федеральный   закон   «Об   образовании   в   Российской Федерации»   (ст.2,10,64,87)   дает   возможность   реализации   курсов,   предметов,   модулей религиозной   культуры   в   рамках   основных   образовательных   программ   дошкольного образования.   Для   этого   Федеральные  государственные   образовательные   стандарты дошкольного образования (п.2.2.)[4] рекомендуют «создание равных условий, максимально способствующих   реализации   различных   образовательных   программ   для   детей, принадлежащих к разным национально­культурным, религиозным общностям и социальным слоям».   Для     реализации   этой   цели   в   детских   садах   могут   создаваться   православные группы. Вышеизложенная   нормативная   база   позволяет   реализовывать   программы, содержащие   основы   православной   культуры   в   предусмотренных   законодательством организационных формах дошкольного образования в муниципальных садах, группах, в том числе   в   партнерстве   с   традиционными   религиозными   организациями,   при   наличии   Синодальным   ОРОиК аккредитованной   Синодальным   управлением   программы. разработаны Примерное содержание и Примерная программа Православного компонента в системе   дошкольного   образования,   создан   реестр   Программ   по   духовно­нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.  Для   реализации   программы   духовно­нравственного   образования   и   развития личности гражданина России с 1 сентября 2012 года во всех школах введен комплексный курс   «Основы   религиозных   культур   и   светской   этики»,   одним   из   модулей   которого являются основы православной культуры. Законодательство   Российской   Федерации   позволяет   реализовывать   программы   с православно­культурологической   направленностью   в   муниципальных   детских   садах   при наличии следующих условий:  1)  Есть образовательный заказ (заявления от родителей) на реализацию программ с православным компонентом. 6 2) Образовательная программа с православным компонентом  прошла экспертизу и аккредитована. 3) Педагоги, ведущие православные курсы, прошли подготовку. Итак,  образовательная   деятельность   Русской   Православной   Церкви государственных образовательных учреждениях Российской Федерации регламентируется Законами «Об образовании», «О свободе совести и религиозных объединениях», а также государственными   образовательными   стандартами   начального   общего   и   дошкольного образования и Образовательной  Концепцией  Русской Православной Церкви.  2. Нормативно­правовое регулирование образовательной   деятельности  РПЦ в частных  образовательных учреждениях Частная   образовательная   организация   имеет   право   реализовывать   религиозный компонент образовательной программы того или иного уровня образования: дошкольного, общего и т.д. за счет части образовательной программы, формируемой образовательной организацией самостоятельно. (ст.87 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273­ФЗ (ред. от 25.12.2018)   «Об   образовании   в   Российской   Федерации»).  Обязательным  условием   для реализации религиозного компонента является наличие конфессионального представления Синодального   отдела   религиозного   образования   и   катехизации.   На   сайте https://pravobraz.ru/   Синодального   отдела   доступны   церковные   документы   этой   сферы: Стандарт   религиозного   компонента   среднего   общего,   дошкольного   образования, примерные рабочие программы по дисциплинам религиозного компонента, Типовой устав частного общеобразовательного учреждения с религиозным (православным) компонентом и т.д.   В Рекомендациях (дорожной карте) по организации православного детского сада, утвержденных   Синодальным   отделом   ОРОиК   в   2014   году,   указано,   что   примерная наполняемость группы составляет 10 ­12 детей. При формировании учебно­методической базы   дошкольной   образовательной   организации   (ДОО)   целесообразно   использовать издания, прошедшие экспертизу в Синодальном ОРОиК. Перечень одобренных материалов размещен на сайте синодального отдела: www.pravobraz.ru [5].  Питание   и   медицинское   обслуживание   в   православном   детском   саду   может строиться по такому же принципу, как и в муниципальных дошкольных организациях. При организации   питания   учитываются   особенности   православного   календаря   [6]   с соблюдением   постов.  Распоряжением   епархиального   архиерея   в   православной   ДОО 7 назначается духовник. Возможно привлечение к этой работе священнослужителей из числа многодетных отцов, чьи дети ходят в этот детский сад. [8]. Первостепенным является участие родителей в церковной жизни, Таинствах Церкви вместе   со   своими   детьми.   Работа   с   родителями     строится   по   принципу взаимопроникновения уклада в семье ребенка, уклада детского сада  и православной веры о семье, как малой церкви посредством тематических лекториев, встреч с духовником,   праздников, мастер­классов,   организации   совместных   с   детьми   мероприятий, паломнических поездок и др. Основная образовательная программа (ООП ДО) разрабатывается и утверждается ДОО самостоятельно с учетом примерной основной образовательной программы (ПООП) или   авторской   образовательной   программы   дошкольного   образования   и   в  соответствии федеральными   государственными   образовательными   стандартами   дошкольного образования, Православным компонентом к ООП ДО, СанПиН, Уставом образовательного учреждения. Одним   из   главных   результатов   образовательной   деятельности   православного детского сада является подготовка ребенка и его родителей к сознательному участию в жизни церковной общины. Религиозный компонент как часть образовательной программы (п.8   ст.   87   Федеральный   закон   от   29.12.2012   N   273­ФЗ   (ред.   от   25.12.2018)   «Об образовании   в   Российской   Федерации»)   подлежит   обязательной   конфессиональной аттестации   Синодальным   отделом   религиозного   образования   и   катехизации,   по   итогам которой выдается конфессиональное представление Русской Православной Церкви [11]. При организации работы православного образовательного учреждения любого типа и   уровня   необходимо   учитывать   перспективу   построения   системы   непрерывного православного образования, отраженную в программах обучения и воспитания, от детского сада до вуза [12].  В   образовательной   деятельности   частных   школ,   реализующих   религиозный (православный) компонент образования, необходимо соблюдение следующих требований:  1) Соответствие   их   деятельности   Стандарту   православного   компонента   начального общего,   основного  общего,  среднего   (полного)  общего   образования  для  учебных заведений   Российской   Федерации,   утвержденного   Священным   Синодом   27   июля 2011 года, журнал № 76, и федеральному законодательству [4]. 2) Наличие государственного лицензирования и аккредитации (в том числе требуется наличие конфессионального представления)[5] 8 3) Соответствие   педагогов,   имеющих   православное   мировоззрение, «Квалификационным   характеристикам   должностей   работников   образования», прошедшим соответствующую подготовку [6]. 4) Соответствие Духовного попечительства над образовательной организацией указу епархиального архиерея и на основании Положения о духовном попечителе [7]. 5) Требования к квалификации преподавателей, а также необходимость соблюдения иных условий для занятий педагогической деятельностью (отсутствие судимости, ряда заболеваний) относятся и к преподавателям Основ православной веры, в том числе священникам. 6) Подбор педагогических кадров по вероучительным дисциплинам и их аттестация на соответствие   занимаемой   должности   должны   осуществляться   на   основе Квалификационных   требований   к   профессиональной   деятельности   педагогов   в образовательных организациях с религиозным (православным) компонентом.[  8  ] 7) Использование   в   системе   религиозного   (православного)   образования   в   части православного   компонента   учебно­методических   материалов   с   грифом Синодального ОРОиК  для общецерковного использования [  9]. Итак, основными документами, регулирующими нормативно­правовую деятельность в   области   содержания   частных   православных   образовательных   учреждений   являются Федеральные   государственные   образовательные   стандарты   общего   и   дошкольного образования   и   Стандарт   религиозного   компонента   среднего   общего,   дошкольного образования.   3. Деятельность воскресных школ для детей при религиозных организациях Русской Православной Церкви Основные   документы,   регламентирующие   деятельность   воскресных   школ,   –   это Положение о деятельности воскресных школ для детей Русской Православной Церкви на территории   Российской   Федерации   и   Стандарт   учебно­воспитательной   деятельности   в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации  (Принят   Высшим  Церковным  Советом  29 декабря  2016  года,  утвержден  на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 9 марта 2017 года, журнал № 16.)  Положение регламентирует организационные принципы работы воскресных школ, Стандарт – содержание и объем их деятельности.    Определены   две   формы   воскресных   школ:   собственно   сама   воскресная   школа (наполняемостью   свыше 10 воспитанников) и воскресная группа (наполняемостью менее 10   человек),   как   упрощенный   вид   воскресной   школы,   которая   не   может   быть 9 самостоятельным   юридическим   лицом.   Цели   и   задачи   деятельности   воскресных   школ описаны   в   контексте   богословской,   исторической   и   правовой   традиции   Русской Православной Церкви.   Согласно Положению, деятельность воскресных школ   не является деятельностью образовательной организации, в том числе и дополнительного образования, следовательно, не проводится промежуточная и итоговая аттестация.  Прием детей проводится в любом возрасте,   на добровольной основе. Структура учебного процесса в воскресной школе не линейная,   а   концентрическая,   т.е.   одни   и   те   же   темы   изучаются   на   следующем   этапе обучения, но углубляются и расширяются в соответствии с возрастными особенностями детей. Это позволяет  ребенку с любого возраста и разным уровнем подготовки включиться в занятия, без прохождения последовательных ступеней  освоения учебной программы.  Системообразующим   в   концентрическом   подходе   православного   образования является   учет   возрастных   и   психологических   особенностей   духовного   развития   детей. Курсы для более старших возрастов в воскресной школе становятся насыщеннее, глубже и шире по фактическому содержанию и духовной составляющей.  Стандартом учебно­воспитательной деятельности в воскресных школах определены четыре возрастные категории воспитанников: первая ­ 5–7 лет; вторая – 8–10 лет; третья – 11–13 лет; четвертая – 14–17 лет. Воскресным школам предоставлено право незначительно корректировать границы возрастных категорий воспитанников в соответствии с условиями работы школы, самостоятельно определять объем содержания, темп, порядок прохождения   не курсов,   формы   организации   воспитательной   деятельности   и   результаты,   противоречащие Стандарту. Содержательные особенности   учебно­воспитательной деятельности в воскресных школах определены Стандартом: 1)  Изучение церковнославянского языка в объеме до 34 занятий; 2) Все преподаваемые дисциплины разделены на две группы: обязательный минимум подготовки, определенный Стандартом, и факультативные курсы, выбираемые воскресной школой, исходя из условий и возможностей; 3)   Содержание   обязательного   минимума   для   трех   возрастных   категорий   (кроме старшего подросткового возраста):    для детей 5–7 лет – «Введение в Закон Божий» (28 занятий);   для   детей   8–10   лет   –   «Ветхий   Завет»   (28   занятий);   «Новый   Завет»   (28 занятий); «Богослужение и устройство православного храма» (28 занятий); 10 «Основы   Закона   Божия»   (42   занятия);   «Церковнославянский   язык»   (34 занятия); для детей 11–13 лет – «Священное Писание: Ветхий Завет» (28 занятий);  «Священное Писание: Новый Завет» (42 занятия); «Основы православного вероучения» (42 часа); «Православное богослужение» (28 занятий). Основанием для выбора форм проведения занятий в воскресной школе являются цели   религиозного   воспитания,   описанные   в   Образовательной   Концепции   Русской Православной  Церкви:  приобщение   к  литургической,  молитвенной,  аскетической   жизни Церкви.   Достижение   этой   цели   выражается   в   участии   детей   в   литургической   жизни православной   общины,   таинствах,   церковных   праздниках,   а   также   в   социальной, молодежной, миссионерской и иной приходской работе.  Изучение   богослужения,   Священного   Писания   носит   практико­ориентированный характер (в формате евангельских встреч, совместного чтения и обсуждения Священного Писания,   творений   Святых   Отцов,   богослужебных   текстов,   работы   школы   алтарников, групп клиросного чтения, групп милосердия, детского хора, иных форм активного участия в   миссионерской   и   социальной   работе).   Немаловажную   роль   играет   досуговая деятельность: встречи, конкурсы, творческие выставки, ремесла, паломничества, походы, театральные   постановки,   интеллектуальные   игры,   викторины,   краеведение,   занятия спортом, игровые программы (особенно для детей 5–6 и 7–11 лет). Решение задачи сохранения традиционных семейных ценностей, освоения биоэтики православного поведения требуют активного включения в образовательную деятельность родителей воспитанников.  Основным требованием к занятиям в воскресных школах с точки зрения Стандарта учебно­воспитательной   деятельности   в   воскресных   школах   является   минимизация традиционного   объяснительно­иллюстративного   способа   обучения,   использование личностно­ориентированных   методов   воспитания   и   создание   условий   для  духовного просвещения     детей   Светом   Христовой   Истины,   развития   духовной   жизни   детей; наставления   их   в   вере   (вероучение);   межличностное   взаимодействие;   создание   особой инфраструктуры   (комплекс   взаимосвязанных   структур   и   объектов,   описывающих пространственные   и   временные   условия   жизни   детей   в   церкви)   Богообщения   и Богопознания в церковной общине; благоприятный эмоциональный фон. Деятельность приходской общины должна быть правильно организована с учетом содержания   всех   условий   в   их   комплексном   сочетании.   Только   в   этом   случае   она становится оптимальной для духовного просвещения, приобретения навыка жизни в любви 11 и святости. Кроме того, выполнение всех условий позволяет обеспечить планирование и контроль этой деятельности. Воскресные школы призваны служить ориентиром в области духовно­нравственного воспитания   и   изучения   Православия   для   других   организаций,   реализующих   программы православного образования. В   помощь   руководителям   и   педагогам   Воскресных   школ   созданы   электронно­ образовательные   ресурсы,   где   размещены   все   информационные   материалы     и     полная нормативно­правовая база, регулирующая деятельность воскресных школ. Эти материалы   на   сайтах  Отдела   Религиозного   Образования   и   Катехизации   Русской размещены   Православной   Церкви  в   разделе   «Катехизация   и   Воскресные   школы»   по   адресам: http://www.rondtb.msk.ru/info/ru/info_ru.htm  и  http://www.otdelro.ru  . На основе материалов   газеты   «Воскресная   школа»   для   учителей   начальных   классов,   преподающих   основы православной культуры и педагогов, работающих в частных православных школах, созданы сайты:   «Основы   православной   культуры»   образование»  https  http://vos.1september.ru,   «Православное  .  ru   ,    порталы   «Слово»  http://www.portal­slovo.ru,   «Вера»    ://   pravobraz   http://molitva­info.ru, «Православное воспитание в школе и дома» http://pravznak.msk.ru.   Итак, два основных документа, которые регламентируют организацию и содержание работы воскресных школ: Положение о деятельности воскресных школ для детей Русской Православной   Церкви   на   территории   Российской   Федерации   и   Стандарт   учебно­ воспитательной   деятельности   в   воскресных   школах   (для   детей)   Русской   Православной Церкви на территории Российской Федерации. 5. Выводы. Основанием образовательной деятельности Церкви является призыв Спасителя к ученикам: «Научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф, 28:19–20).  Образовательные   отношения   государства   и   Русской   Православной   Церкви закреплены   в  Законах   РФ   «О   свободе   совести   и   о   религиозных   объединениях»   (от 26.09.1997г. №125­ФЗ), «Об образовании» (29.12. 2012г.  № 273­ФЗ). Образование носит светский   характер,   деятельность   религиозных   организаций   в   государственных   и муниципальных   образовательных   учреждениях   запрещена.  С  другой   стороны,   Церковь выступает   гарантом   аутентичности   православной   мировоззренческой,   воспитательной   и предметной составляющих национальной системы образования.  12 Богословские основы образовательной деятельности Русской Православной Церкви в системе образования Российской Федерации основаны на  Образовательной  Концепции Русской Православной Церкви. Образование   на   основе   православного   мировоззрения   в   российском   образовании осуществляется  только  при условии  сознательного выбора  учащихся  или  их родителей (законных   представителей). Образовательная   деятельность   ведется   по   образовательным программам,   которые   разрабатываются,   утверждаются   организацией   и   включает   в   себя учебный план, рабочие программы по предметам,  календарный учебный график. Преподавание   религиозной   культуры   в   государственной   школе   основано   на принципе   добровольности   и   не   ставит   целью   привлечение   обучающихся   в   религиозное объединение,   участие   в   богослужениях   и   религиозных   обрядах   и   церемониях. Муниципальная   школа   вправе   использовать   школьный   компонент   программы   для углубленного изучения религиозной культуры,  но вне рамок образовательных программ. В рамках   учебного   плана   по   выбору   родителей   ведется   культурологический   предмет «Основы   религиозных   культур   и   светской   этики»   с   преподаванием   модуля   «Основы православной культуры». Это обучение регламентируется Законами «Об образовании», «О свободе   совести   и   религиозных   объединениях»,   государственными   образовательными стандартами (ФГОС) начального общего и дошкольного образования. В частных православных образовательных учреждениях изучение вероучения и иных аспектов Православия встраивается в основные образовательные программы, основанные на   ФГОС   общего   образования   как   православный   компонент,   отвечающий   требованиям церковного образовательного стандарта. Требования к организации учебного процесса и преподавателям   предметов   православного   компонента   определяются Стандартом религиозного компонента среднего общего, дошкольного образования.  Два   основных   документа,   регламентирующие   организацию   и   содержание   работы воскресных   школ:   Положение   о   деятельности   воскресных   школ   для   детей   Русской Православной   Церкви   на   территории   Российской   Федерации   и   Стандарт   учебно­ воспитательной   деятельности   в   воскресных   школах   (для   детей)   Русской   Православной Церкви на территории Российской Федерации. Все   документы,     регулирующие   образовательную   деятельность   Русской Православной   церкви,   размещены   на   сайте   Отдела   Религиозного   Образования   и Катехизации   Русской   Православной   Церкви:   «Катехизация   и   Воскресные   школы»   и 13 информационном   портале   «Православное   образование   pravobraz.ru» Литература и источники 1. Воскресные   школы   для   детей.   Электронный   ресурс.   Режим   доступа: https://pravobraz.ru/napravleniya/voskresnye­shkoly  2. Закон об образовании. 29.12. 2012г. № 273­ФЗ (ред. От 05.02.2018).  Электронный ресурс. Режим доступа: consultant.ru/document/cons_doc 3. Закон о свободе совести и религиозных объединениях. ФЗ от 26.09.1997 N 125­ФЗ   от (ред. доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc 05.02.2018). Электронный       ресурс.   Режим 4. История   возникновения   православных   воскресных   школ.   Электронный   ресурс. http://mirznanii.com/a/318932­5/istoriya­vozniknoveniya­ доступа: Режим     pravoslavnykh­voskresnykh­shkol­5 5. Комиссия   по   церковному   просвещению   и   деятельности   воскресных   школ. Электронный   ресурс.   Режим   доступа:   http://www.voskresnayashkola.ru/tsentralnoe­ vikariatstvo/tsentralnoe­blagochinie 6. Корольков  А.А.  Обретение   образа  Божьего   в  человеке.   М.  Православное   слово. 2016, 106с. 7. Образовательная   концепция   Русской   Православной   Церкви.   Москва.   2016. доступа: Электронный ресурс. Режим       http://p2.patriarchia.ru/2016/03/11/1238700324/obr_konz.pdf 8. Отдел   религиозного   образования   и   катехизации   Екатеринбургской   губернии. Электронный   http://uralprosvet.ru/cpsh/organiz_prihod_shkoli/normativni_dokumenti/ ресурс. Режим     доступа: 9. Письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 г. № 08­761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно­ нравственной   культуры   народов   России».   Электронный   ресурс.   Режим   доступа: http://mosmetod.ru/metodicheskoe­prostranstvo/nachalnaya­shkola/inklyuzivnoe­ obrazovanie/normativno­pravovaya­dokumentatsiya/pismo­minobrnauki­rossii­ot­25­05­ 2015­g­08­761­ob­izuchenii­predmetnykh­oblastej­osnovy­relig.html 10. Православное   образование   pravobraz.ru.   Интернет­портал.   Режим   доступа: /https://pravobraz.ru 11. Православный   информационный   портал   «Вера».   Электронный   ресурс.   Режим доступа: http://molitva­info.ru/duhovnaya­zhizn/pravoslavnye­detskie­shkoly.html 12. Роль   православной   школы.   Сайт   храма   Серафима   Саровского   г.   Уссурийска.   http://molitva­info.ru/duhovnaya­ Электронный   ресурс.   Режим   доступа: zhizn/voskresnye­shkoly­pri­cerkvi.html 14 13. Стандарт  учебно­воспитательной деятельности в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации.   Утвержден на   заседании   Священного   Синода   Русской   Православной   Церкви   25.12.   2012   г. Журнал   №   125.Электронный   ресурс.   Режим   доступа:   https://pravobraz.ru/standart­ uchebno­vospitatelnoj­deyatelnosti­v­voskresnyx­shkolax­dlya­detej­russkoj­ pravoslavnoj­cerkvi­na­territorii­rossijskoj­federacii/ 14.   Положение   о   деятельности   воскресных   школ для   детей   Русской   Православной Церкви на территории Российской Федерации от 9 марта 2017 года, журнал № 16. Электронный ресурс. Режим доступа.  https://pravobraz.ru/polozhenie­o­deyatelnosti­ voskresnyx­shkol­dlya­detej­russkoj­pravoslavnoj­cerkvi­na­territorii­rossijskoj­ federacii­2/  15. Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   дошкольного образования.   Утверждён   приказом   Министерства   образования   и   науки   РФ   от 17.11.2013г. № 1155. Зарегистрирован приказом Минюста РФ № 30384 от 14.11. 2013 г. Электронный ресурс. Режим доступа: https://porogoosh.edusite.ru/p74aa1.html 16. Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального   общего образования.   Приказ   Минобрнауки   России   от   06.10.2009   N   373.   Электронный ресурс. Режим доступа: https://fgos.ru/  17. Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   основного   общего образования.   Приказ   Минобрнауки   России   от   17.12.2010   N   1897.   Электронный ресурс. Режим доступа: https://fgos.ru/  18.Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   среднего     общего образования.   Приказ   Минобрнауки   России   от   17.05.2012   N   413.   Электронный ресурс. Режим доступа: https://fgos.ru/  15

Особенности правового регулирования образовательной деятельности воскресных школ (православная педагогика)

Особенности правового регулирования образовательной деятельности  воскресных школ (православная педагогика)

Особенности правового регулирования образовательной деятельности воскресных школ (православная педагогика)

Особенности правового регулирования образовательной деятельности  воскресных школ (православная педагогика)

Особенности правового регулирования образовательной деятельности воскресных школ (православная педагогика)

Особенности правового регулирования образовательной деятельности  воскресных школ (православная педагогика)

Особенности правового регулирования образовательной деятельности воскресных школ (православная педагогика)

Особенности правового регулирования образовательной деятельности  воскресных школ (православная педагогика)

Особенности правового регулирования образовательной деятельности воскресных школ (православная педагогика)

Особенности правового регулирования образовательной деятельности  воскресных школ (православная педагогика)

Особенности правового регулирования образовательной деятельности воскресных школ (православная педагогика)

Особенности правового регулирования образовательной деятельности  воскресных школ (православная педагогика)

Особенности правового регулирования образовательной деятельности воскресных школ (православная педагогика)

Особенности правового регулирования образовательной деятельности  воскресных школ (православная педагогика)

Особенности правового регулирования образовательной деятельности воскресных школ (православная педагогика)

Особенности правового регулирования образовательной деятельности  воскресных школ (православная педагогика)

Особенности правового регулирования образовательной деятельности воскресных школ (православная педагогика)

Особенности правового регулирования образовательной деятельности  воскресных школ (православная педагогика)

Особенности правового регулирования образовательной деятельности воскресных школ (православная педагогика)

Особенности правового регулирования образовательной деятельности  воскресных школ (православная педагогика)

Особенности правового регулирования образовательной деятельности воскресных школ (православная педагогика)

Особенности правового регулирования образовательной деятельности  воскресных школ (православная педагогика)

Особенности правового регулирования образовательной деятельности воскресных школ (православная педагогика)

Особенности правового регулирования образовательной деятельности  воскресных школ (православная педагогика)

Особенности правового регулирования образовательной деятельности воскресных школ (православная педагогика)

Особенности правового регулирования образовательной деятельности  воскресных школ (православная педагогика)

Особенности правового регулирования образовательной деятельности воскресных школ (православная педагогика)

Особенности правового регулирования образовательной деятельности  воскресных школ (православная педагогика)

Особенности правового регулирования образовательной деятельности воскресных школ (православная педагогика)

Особенности правового регулирования образовательной деятельности  воскресных школ (православная педагогика)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.06.2019