Особенности правового регулирования образовательной деятельности воскресных школ (православная педагогика)

  • Руководства для учителя
  • docx
  • 17.06.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В материале раскрыты богословские основы образовательной деятельности воскресных школ, приведен анализ документов, регулирующих духовное воспитание в государственных и частных образовательных организациях для детей. Отдельно рассмотрена деятельность воскресных школ при православных религиозных организациях (церквах, монастырях) и основные документы, регулирующие эту деятельность: Положение о Воскресной школе и Образовательный стандарт воскресной школы.
Иконка файла материала Правовое регулирование деятельности воскресной школы.docx
Особенности правового регулирования деятельности воскресных школ (православная педагогика) Православное   образование   востребовано   в   российском   обществе.     Открываются новые школы, а действующие принимают новых учеников. «Пустите детей приходить ко Мне», ­ говорит Господь (Мк,10:14, Лк,18:16).  Образовательные   отношения   государства   и   Русской   Православной   Церкви закреплены в Законах РФ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (26.09.1997г. №125­ФЗ), «Об образовании» (29.12. 2012г.  № 273­ФЗ). Они  выражаются в следующем: образование   носит   светский   характер,   деятельность   религиозных   организаций   в государственных и муниципальных образовательных учреждениях запрещена.  Особое   место   в   современном   российском   образовании   занимают   религиозное образование   и   христианское   воспитание.     В   начале   девяностых   годов   прошлого   века вместе с открывающимися приходами начали создаваться воскресные школы. В 2012 году Священный Синод утвердил нормативно­правовые документы: «Положение о деятельности воскресных школ Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации», «Типовой   устав   частного   образовательного   учреждения   дополнительного   образования детей   «Центр   духовно­нравственного   воспитания   местной   религиозной   организации православного прихода храма Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)», «Стандарт учебно­воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей)   Русской   Православной   Церкви   на   территории   Российской   Федерации».   В   них определены содержание и подходы к организации учебного процесса, методической работы и духовно­нравственного воспитания детей в воскресных школах.  В   настоящее   время   законодательно   закреплена   деятельность   воскресных   групп, воскресных   школ   при   храмах,   церковно­приходских   школ,   православных   гимназий, духовно­просветительских центров, летних лагерей и площадок для детей.  1.Богословские основы образовательной деятельности Русской Православной Церкви Образовательная   Концепция   Русской   Православной   Церкви   дает   определение образованию,   как   «единому   целостному   процессу   воспитания   и   обучения   человека, направленному   на   наиболее   полное   раскрытие   его   способностей,   приобщение   к достижениям   человечества   в   области   наук,   культуры,   искусств,   ремесел   и   иных»   [7]. Образование является одним из приоритетных направлений деятельности Церкви. 1Основными целями образовательной деятельности Церкви являются сохранение и передача   православного   Предания,   наставление   членов   Церкви   в   христианской   вере   и нравственности,   приобщение   к   ценностям   Православия,   проповедь   Евангелия   в общественном   и   культурном   пространстве   страны.   Под   религиозным   образованием понимается «образование, основанное на христианском вероучении, включающем изучение вероучительных,  нравственных истин, церковной истории в сочетании с личным духовным опытом Богопознания. Основанием деятельности Церкви в сфере образования является призыв Спасителя к ученикам: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф, 28:19–20). Исполнению этой заповеди служили апостолы, распространившие христианскую веру на всей земле. Свою миссию они понимали как миссию просвещения. В соответствии со словами Священного Писания о том, что Христос – «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин, 1:9), на протяжении веков просвещение понималось Православной церковью как   приобщение   людей   к   Евангельскому   учению. Христианское   учение   о   сотворении человека   по   образу   и   подобию   Божию   (Быт,   1:27)   видит   образование   человека   как «обретение   образа   Божьего   в   человеке,   призвание   человека   к   уподоблению   Богу   по благодати, к духовному совершенству во Христе». [6, с.5] Образовательные   задачи   Церкви   не   ограничиваются   воспитанием   православных верующих как участников литургической жизни и носителей христианской нравственности. Церковь   поддерживает   приобщение   человека   к   сокровищам   национальной   и   мировой культуры, что предполагает изучение различных наук и искусств. Образовательный идеал Церкви заключается в воспитании христианина по образу Христа, сказавшего о Себе: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф, 20:28). Ключевыми   принципами   образовательной   деятельности   духовного   просвещения детей на приходе являются следующие подходы: 1)Актуализация Евангельского послания [3, с.45]. Все средства и формы духовного просвещения направлены на помощь воспитанникам услышать Евангелие в актуальном для них контексте. Это означает, что дети слышат Евангельское послание без изменения его содержания на доступном им языке, учитывающем социокультурные особенности жизни детей и их родителей, с использованием современных примеров, доказывающих, что Слово Божие живо и действенно сегодня, как и две тысячи лет назад. 22)  Христоцентричность является   основополагающим   первопринципом   всей православной педагогики, поскольку Христос есть ее главный центр, основание, идеал и цель. Понимание человека как образа и подобия Божия. 3)  Экклесиоцентричность   (церковность).  Это   принцип  взаимоединства     с христоцентричностью,   принцип православной педагогики, раскрывающий полноту жизни во   Христе   через   необходимость   руководствоваться   сознанием,   учением   и   опытом Православной Церкви. 4)  Принцип   внутренней   иерархичности   человека.   Все   стороны   личности (физическая,   нравственная,   социальная,   религиозная,   эстетическая   жизнь)   имеют инструментальное значение к основному началу личности – духовной жизни. 5)  Сознательность. Требует  активного   и   осознанного   усвоения   опыта   веры,   т.е. опыта жизни в соответствии с Евангелием Господа Иисуса Христа. Применение данного принципа должно служить зарождению и развитию интереса к молитвенной, аскетической и литургической жизни Церкви, конкретной православной церковной общины. 6)  Общность.   Ребенок   должен   чувствовать   свою   принадлежность   к   семье, Отечеству (городу, стране, народу), Церкви (приходу, епархии). 7)  Развитие   ответственности.   Духовное   просвещение   на   приходе   призвано мотивировать ребенка к выстраиванию личных отношений с Богом (вера, доверие, любовь по отношению к Богу), направлено на развитие личной ответственности за собственную душу, семью, Церковь, Отечество. 8)    Деятельностный   принцип предполагает   активное   вовлечение   детей   в совместную   деятельность   воспитанников   и   их   родителей,   педагогов,   других   членов прихода. В таком труде дети могут получить положительные эмоции, испытать радость созидания,   через   которые   формируется   личный   духовный   опыт.   Кроме   того,   данный принцип лежит в основе практического обучения борьбе с грехом и приобретения навыков добродетельной жизни детьми; усвоения святоотеческого духовного опыта. 9)  Обязанность   для   приходской   общины (приходская   община   обязана   создать среду,   направленную   на   духовное   просвещение   детей,   в   соответствии   с   указанными параметрами (в том случае, если в приходской общине есть дети).  Единство Церкви и семьи в деле духовного просвещения   достижимо лишь там, где люди имеют одну веру, одно мировоззрение, принадлежат единой Церкви, имеют единый дух и единый взгляд на воспитание   детей;   приходская   община   подразумевает   собой   включение   в   нее   семьи 3ребенка,   поскольку   процессы,   направленные   на   ребенка   в   рамках   этой   среды,   должны Церковь   выступает   гарантом   аутентичности   связанных   с   Православием также продолжаться и в семьях).   мировоззренческой, воспитательной и  предметной составляющих  национальной  системы образования.   Традиция   церковного   образования   не   противоречит   национальному воспитательному идеалу: нравственно и интеллектуально развитой личности, гражданина своего Отечества. Православное образование осуществляется на мировоззренческой базе православной веры   и   традиций   церковной   жизни   и   предполагает   знакомство   с   православным вероучением,   христианской   нравственностью,   Священным   Писанием,   агиографией, церковной историей, искусством и словесностью в контексте истории и культуры народа, края,   страны   и   мира,   а   также   приобретения   навыка   христианского   осмысления исторических событий, произведений литературы и искусства.  Православное воспитание состоит в усвоении христианских добродетелей, главная среди которых – любовь к Богу и ближнему. Воспитание сопровождает учебный процесс, а также может осуществляться во внеурочное время в разных формах, таких, как, например, добровольческая   социальная   деятельность,   духовное   краеведение,   экскурсионные программы, патриотические проекты и прочее.    паломнические   поездки,   военно­спортивные   лагеря,   разнообразные Церковь   поддерживает   стремление   к   повышению   качества,   глубины   и фундаментальности   образования,   осуществляемого   по   национальным   образовательным стандартам,   включая   православный   компонент.   Образование   на   основе   православного мировоззрения   осуществляется   при   условии   сознательного   выбора   учащихся   или   их родителей (законных представителей). Сотрудничая с государственными и общественными образовательными структурами, Церковь готова по мере сил участвовать в нормативном, научном,   учебно­методическом,   кадровом,   организационном   и   информационном обеспечении образования. Итак, богословские основы образовательной деятельности Русской Православной Церкви   в   системе   образования   Российской   Федерации   основаны   на     Образовательной Концепции   Русской Православной Церкви. Образовательная деятельность регулируется государственными и церковными стандартами образования.  2. Нормативно­правовое регулирование образовательной деятельности  РПЦ в государственных  образовательных учреждениях 4Образовательная   деятельность   русской   Православной   Церкви     может реализовываться в государственных и частных образовательных учреждениях. Религиозные   объединения   вправе   осуществлять   обучение   религии   и   религиозное воспитание   в   порядке,   установленном   законодательством   Российской   Федерации,   в формах,   определяемых   внутренними   установлениями   религиозных   объединений.   (ст.   5 Федерального   закона   «О   свободе   совести   и   о   религиозных   объединениях»).  Самая распространенная форма обучения религии и религиозного воспитания – это воскресные школы   при   приходах   и   монастырях.   Образовательная   деятельность   ведется   по образовательным   программам,   которые   разрабатываются,   утверждаются организацией   и включает в себя учебный план, рабочие программы по предметам,  календарный учебный график. Преподавание   религиозной   культуры   в   государственной   школе   основано   на принципе   добровольности   и   не   ставит   целью   привлечение   обучающихся   в   религиозное объединение, участие в богослужениях и религиозных обрядах и церемониях. С 1 сентября 2012 года в рамках федеральных образовательных стандартов в образовательной области «Основы   духовно­нравственной   культуры   народов   Российской   Федерации»   ведется предмет   «Основы   религиозных   культур   и   светской   этики»   с   преподаванием   модуля «Основы   православной   культуры». (Письмо   Минобрнауки   России   «Об   изучении предметных   областей:   «Основы   религиозных   культур   и   светской   этики»   и   «Основы духовно­нравственной культуры народов России») [3].   Муниципальная школа вправе использовать школьный компонент программы для углубленного   изучения   религиозной   культуры.   В   государственных   школах   возможно обучение   религии   религиозными   организациями,   их   представителями,   но   вне   рамок образовательных   программ.   (Приказ   от   1   июля   2013   г.   № 2833   «О   предоставлении государственными   и   муниципальными   образовательными   учреждениями   религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ»). Аккредитация образовательных организаций и педагогов, преподающих учебные предметы, курсы,   направленные   на   получение   обучающимися   знаний   об   основах   духовно­ нравственной культуры народов Российской Федерации, об исторических и культурных традициях   той   или   иной   религии,   возможна   общественными   и   епархиальными организациями. Процедура аккредитации, критерии и требования закреплены в Положении об аккредитации, размещенном на сайте Синодального отдела религиозного образования и катехизации. 5Развитие сети православных дошкольных образовательных организаций (в том числе семейных),   дошкольных   групп   является   одним   из   приоритетных   направлений образовательной   деятельности   Церкви.   Важно,   чтобы   первое   знакомство   ребенка   с ценностными   ориентирами   Православия   происходило   как   можно   раньше.   В   это   время можно   не   только   вводить   ребенка   в   область   религиозных   чувств,   но   и   давать   ему первоначальные уроки веры. Православное дошкольное воспитание является самостоятельным направлением в системе   религиозного   образования.   Федеральный   закон   «Об   образовании   в   Российской Федерации»   (ст.2,10,64,87)   дает   возможность   реализации   курсов,   предметов,   модулей религиозной   культуры   в   рамках   основных   образовательных   программ   дошкольного образования.   Для   этого   Федеральные  государственные   образовательные   стандарты дошкольного образования (п.2.2.)[4] рекомендуют «создание равных условий, максимально способствующих   реализации   различных   образовательных   программ   для   детей, принадлежащих к разным национально­культурным, религиозным общностям и социальным слоям».   Для     реализации   этой   цели   в   детских   садах   могут   создаваться   православные группы. Вышеизложенная   нормативная   база   позволяет   реализовывать   программы, содержащие   основы   православной   культуры   в   предусмотренных   законодательством организационных формах дошкольного образования в муниципальных садах, группах, в том числе   в   партнерстве   с   традиционными   религиозными   организациями,   при   наличии   Синодальным   ОРОиК аккредитованной   Синодальным   управлением   программы. разработаны Примерное содержание и Примерная программа Православного компонента в системе   дошкольного   образования,   создан   реестр   Программ   по   духовно­нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.  Для   реализации   программы   духовно­нравственного   образования   и   развития личности гражданина России с 1 сентября 2012 года во всех школах введен комплексный курс   «Основы   религиозных   культур   и   светской   этики»,   одним   из   модулей   которого являются основы православной культуры. Законодательство   Российской   Федерации   позволяет   реализовывать   программы   с православно­культурологической   направленностью   в   муниципальных   детских   садах   при наличии следующих условий:  1)  Есть образовательный заказ (заявления от родителей) на реализацию программ с православным компонентом. 62) Образовательная программа с православным компонентом  прошла экспертизу и аккредитована. 3) Педагоги, ведущие православные курсы, прошли подготовку. Итак,  образовательная   деятельность   Русской   Православной   Церкви государственных образовательных учреждениях Российской Федерации регламентируется Законами «Об образовании», «О свободе совести и религиозных объединениях», а также государственными   образовательными   стандартами   начального   общего   и   дошкольного образования и Образовательной  Концепцией  Русской Православной Церкви.  2. Нормативно­правовое регулирование образовательной   деятельности  РПЦ в частных  образовательных учреждениях Частная   образовательная   организация   имеет   право   реализовывать   религиозный компонент образовательной программы того или иного уровня образования: дошкольного, общего и т.д. за счет части образовательной программы, формируемой образовательной организацией самостоятельно. (ст.87 Федеральный закон от 29.12.2012 N 273­ФЗ (ред. от 25.12.2018)   «Об   образовании   в   Российской   Федерации»).  Обязательным  условием   для реализации религиозного компонента является наличие конфессионального представления Синодального   отдела   религиозного   образования   и   катехизации.   На   сайте https://pravobraz.ru/   Синодального   отдела   доступны   церковные   документы   этой   сферы: Стандарт   религиозного   компонента   среднего   общего,   дошкольного   образования, примерные рабочие программы по дисциплинам религиозного компонента, Типовой устав частного общеобразовательного учреждения с религиозным (православным) компонентом и т.д.   В Рекомендациях (дорожной карте) по организации православного детского сада, утвержденных   Синодальным   отделом   ОРОиК   в   2014   году,   указано,   что   примерная наполняемость группы составляет 10 ­12 детей. При формировании учебно­методической базы   дошкольной   образовательной   организации   (ДОО)   целесообразно   использовать издания, прошедшие экспертизу в Синодальном ОРОиК. Перечень одобренных материалов размещен на сайте синодального отдела: www.pravobraz.ru [5].  Питание   и   медицинское   обслуживание   в   православном   детском   саду   может строиться по такому же принципу, как и в муниципальных дошкольных организациях. При организации   питания   учитываются   особенности   православного   календаря   [6]   с соблюдением   постов.  Распоряжением   епархиального   архиерея   в   православной   ДОО 7назначается духовник. Возможно привлечение к этой работе священнослужителей из числа многодетных отцов, чьи дети ходят в этот детский сад. [8]. Первостепенным является участие родителей в церковной жизни, Таинствах Церкви вместе   со   своими   детьми.   Работа   с   родителями     строится   по   принципу взаимопроникновения уклада в семье ребенка, уклада детского сада  и православной веры о семье, как малой церкви посредством тематических лекториев, встреч с духовником,   праздников, мастер­классов,   организации   совместных   с   детьми   мероприятий, паломнических поездок и др. Основная образовательная программа (ООП ДО) разрабатывается и утверждается ДОО самостоятельно с учетом примерной основной образовательной программы (ПООП) или   авторской   образовательной   программы   дошкольного   образования   и   в  соответствии федеральными   государственными   образовательными   стандартами   дошкольного образования, Православным компонентом к ООП ДО, СанПиН, Уставом образовательного учреждения. Одним   из   главных   результатов   образовательной   деятельности   православного детского сада является подготовка ребенка и его родителей к сознательному участию в жизни церковной общины. Религиозный компонент как часть образовательной программы (п.8   ст.   87   Федеральный   закон   от   29.12.2012   N   273­ФЗ   (ред.   от   25.12.2018)   «Об образовании   в   Российской   Федерации»)   подлежит   обязательной   конфессиональной аттестации   Синодальным   отделом   религиозного   образования   и   катехизации,   по   итогам которой выдается конфессиональное представление Русской Православной Церкви [11]. При организации работы православного образовательного учреждения любого типа и   уровня   необходимо   учитывать   перспективу   построения   системы   непрерывного православного образования, отраженную в программах обучения и воспитания, от детского сада до вуза [12].  В   образовательной   деятельности   частных   школ,   реализующих   религиозный (православный) компонент образования, необходимо соблюдение следующих требований:  1) Соответствие   их   деятельности   Стандарту   православного   компонента   начального общего,   основного  общего,  среднего   (полного)  общего   образования  для  учебных заведений   Российской   Федерации,   утвержденного   Священным   Синодом   27   июля 2011 года, журнал № 76, и федеральному законодательству [4]. 2) Наличие государственного лицензирования и аккредитации (в том числе требуется наличие конфессионального представления)[5] 83) Соответствие   педагогов,   имеющих   православное   мировоззрение, «Квалификационным   характеристикам   должностей   работников   образования», прошедшим соответствующую подготовку [6]. 4) Соответствие Духовного попечительства над образовательной организацией указу епархиального архиерея и на основании Положения о духовном попечителе [7]. 5) Требования к квалификации преподавателей, а также необходимость соблюдения иных условий для занятий педагогической деятельностью (отсутствие судимости, ряда заболеваний) относятся и к преподавателям Основ православной веры, в том числе священникам. 6) Подбор педагогических кадров по вероучительным дисциплинам и их аттестация на соответствие   занимаемой   должности   должны   осуществляться   на   основе Квалификационных   требований   к   профессиональной   деятельности   педагогов   в образовательных организациях с религиозным (православным) компонентом.[  8  ] 7) Использование   в   системе   религиозного   (православного)   образования   в   части православного   компонента   учебно­методических   материалов   с   грифом Синодального ОРОиК  для общецерковного использования [  9]. Итак, основными документами, регулирующими нормативно­правовую деятельность в   области   содержания   частных   православных   образовательных   учреждений   являются Федеральные   государственные   образовательные   стандарты   общего   и   дошкольного образования   и   Стандарт   религиозного   компонента   среднего   общего,   дошкольного образования.   3. Деятельность воскресных школ для детей при религиозных организациях Русской Православной Церкви Основные   документы,   регламентирующие   деятельность   воскресных   школ,   –   это Положение о деятельности воскресных школ для детей Русской Православной Церкви на территории   Российской   Федерации   и   Стандарт   учебно­воспитательной   деятельности   в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации  (Принят   Высшим  Церковным  Советом  29 декабря  2016  года,  утвержден  на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви 9 марта 2017 года, журнал № 16.)  Положение регламентирует организационные принципы работы воскресных школ, Стандарт – содержание и объем их деятельности.    Определены   две   формы   воскресных   школ:   собственно   сама   воскресная   школа (наполняемостью   свыше 10 воспитанников) и воскресная группа (наполняемостью менее 10   человек),   как   упрощенный   вид   воскресной   школы,   которая   не   может   быть 9самостоятельным   юридическим   лицом.   Цели   и   задачи   деятельности   воскресных   школ описаны   в   контексте   богословской,   исторической   и   правовой   традиции   Русской Православной Церкви.   Согласно Положению, деятельность воскресных школ   не является деятельностью образовательной организации, в том числе и дополнительного образования, следовательно, не проводится промежуточная и итоговая аттестация.  Прием детей проводится в любом возрасте,   на добровольной основе. Структура учебного процесса в воскресной школе не линейная,   а   концентрическая,   т.е.   одни   и   те   же   темы   изучаются   на   следующем   этапе обучения, но углубляются и расширяются в соответствии с возрастными особенностями детей. Это позволяет  ребенку с любого возраста и разным уровнем подготовки включиться в занятия, без прохождения последовательных ступеней  освоения учебной программы.  Системообразующим   в   концентрическом   подходе   православного   образования является   учет   возрастных   и   психологических   особенностей   духовного   развития   детей. Курсы для более старших возрастов в воскресной школе становятся насыщеннее, глубже и шире по фактическому содержанию и духовной составляющей.  Стандартом учебно­воспитательной деятельности в воскресных школах определены четыре возрастные категории воспитанников: первая ­ 5–7 лет; вторая – 8–10 лет; третья – 11–13 лет; четвертая – 14–17 лет. Воскресным школам предоставлено право незначительно корректировать границы возрастных категорий воспитанников в соответствии с условиями работы школы, самостоятельно определять объем содержания, темп, порядок прохождения   не курсов,   формы   организации   воспитательной   деятельности   и   результаты,   противоречащие Стандарту. Содержательные особенности   учебно­воспитательной деятельности в воскресных школах определены Стандартом: 1)  Изучение церковнославянского языка в объеме до 34 занятий; 2) Все преподаваемые дисциплины разделены на две группы: обязательный минимум подготовки, определенный Стандартом, и факультативные курсы, выбираемые воскресной школой, исходя из условий и возможностей; 3)   Содержание   обязательного   минимума   для   трех   возрастных   категорий   (кроме старшего подросткового возраста):    для детей 5–7 лет – «Введение в Закон Божий» (28 занятий);   для   детей   8–10   лет   –   «Ветхий   Завет»   (28   занятий);   «Новый   Завет»   (28 занятий); «Богослужение и устройство православного храма» (28 занятий); 10«Основы   Закона   Божия»   (42   занятия);   «Церковнославянский   язык»   (34 занятия); для детей 11–13 лет – «Священное Писание: Ветхий Завет» (28 занятий);  «Священное Писание: Новый Завет» (42 занятия); «Основы православного вероучения» (42 часа); «Православное богослужение» (28 занятий). Основанием для выбора форм проведения занятий в воскресной школе являются цели   религиозного   воспитания,   описанные   в   Образовательной   Концепции   Русской Православной  Церкви:  приобщение   к  литургической,  молитвенной,  аскетической   жизни Церкви.   Достижение   этой   цели   выражается   в   участии   детей   в   литургической   жизни православной   общины,   таинствах,   церковных   праздниках,   а   также   в   социальной, молодежной, миссионерской и иной приходской работе.  Изучение   богослужения,   Священного   Писания   носит   практико­ориентированный характер (в формате евангельских встреч, совместного чтения и обсуждения Священного Писания,   творений   Святых   Отцов,   богослужебных   текстов,   работы   школы   алтарников, групп клиросного чтения, групп милосердия, детского хора, иных форм активного участия в   миссионерской   и   социальной   работе).   Немаловажную   роль   играет   досуговая деятельность: встречи, конкурсы, творческие выставки, ремесла, паломничества, походы, театральные   постановки,   интеллектуальные   игры,   викторины,   краеведение,   занятия спортом, игровые программы (особенно для детей 5–6 и 7–11 лет). Решение задачи сохранения традиционных семейных ценностей, освоения биоэтики православного поведения требуют активного включения в образовательную деятельность родителей воспитанников.  Основным требованием к занятиям в воскресных школах с точки зрения Стандарта учебно­воспитательной   деятельности   в   воскресных   школах   является   минимизация традиционного   объяснительно­иллюстративного   способа   обучения,   использование личностно­ориентированных   методов   воспитания   и   создание   условий   для  духовного просвещения     детей   Светом   Христовой   Истины,   развития   духовной   жизни   детей; наставления   их   в   вере   (вероучение);   межличностное   взаимодействие;   создание   особой инфраструктуры   (комплекс   взаимосвязанных   структур   и   объектов,   описывающих пространственные   и   временные   условия   жизни   детей   в   церкви)   Богообщения   и Богопознания в церковной общине; благоприятный эмоциональный фон. Деятельность приходской общины должна быть правильно организована с учетом содержания   всех   условий   в   их   комплексном   сочетании.   Только   в   этом   случае   она становится оптимальной для духовного просвещения, приобретения навыка жизни в любви 11и святости. Кроме того, выполнение всех условий позволяет обеспечить планирование и контроль этой деятельности. Воскресные школы призваны служить ориентиром в области духовно­нравственного воспитания   и   изучения   Православия   для   других   организаций,   реализующих   программы православного образования. В   помощь   руководителям   и   педагогам   Воскресных   школ   созданы   электронно­ образовательные   ресурсы,   где   размещены   все   информационные   материалы     и     полная нормативно­правовая база, регулирующая деятельность воскресных школ. Эти материалы   на   сайтах  Отдела   Религиозного   Образования   и   Катехизации   Русской размещены   Православной   Церкви  в   разделе   «Катехизация   и   Воскресные   школы»   по   адресам: http://www.rondtb.msk.ru/info/ru/info_ru.htm  и  http://www.otdelro.ru  . На основе материалов   газеты   «Воскресная   школа»   для   учителей   начальных   классов,   преподающих   основы православной культуры и педагогов, работающих в частных православных школах, созданы сайты:   «Основы   православной   культуры»   образование»  https  http://vos.1september.ru,   «Православное  .  ru   ,    порталы   «Слово»  http://www.portal­slovo.ru,   «Вера»    ://   pravobraz   http://molitva­info.ru, «Православное воспитание в школе и дома» http://pravznak.msk.ru.   Итак, два основных документа, которые регламентируют организацию и содержание работы воскресных школ: Положение о деятельности воскресных школ для детей Русской Православной   Церкви   на   территории   Российской   Федерации   и   Стандарт   учебно­ воспитательной   деятельности   в   воскресных   школах   (для   детей)   Русской   Православной Церкви на территории Российской Федерации. 5. Выводы. Основанием образовательной деятельности Церкви является призыв Спасителя к ученикам: «Научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам» (Мф, 28:19–20).  Образовательные   отношения   государства   и   Русской   Православной   Церкви закреплены   в  Законах   РФ   «О   свободе   совести   и   о   религиозных   объединениях»   (от 26.09.1997г. №125­ФЗ), «Об образовании» (29.12. 2012г.  № 273­ФЗ). Образование носит светский   характер,   деятельность   религиозных   организаций   в   государственных   и муниципальных   образовательных   учреждениях   запрещена.  С  другой   стороны,   Церковь выступает   гарантом   аутентичности   православной   мировоззренческой,   воспитательной   и предметной составляющих национальной системы образования.  12Богословские основы образовательной деятельности Русской Православной Церкви в системе образования Российской Федерации основаны на  Образовательной  Концепции Русской Православной Церкви. Образование   на   основе   православного   мировоззрения   в   российском   образовании осуществляется  только  при условии  сознательного выбора  учащихся  или  их родителей (законных   представителей). Образовательная   деятельность   ведется   по   образовательным программам,   которые   разрабатываются,   утверждаются   организацией   и   включает   в   себя учебный план, рабочие программы по предметам,  календарный учебный график. Преподавание   религиозной   культуры   в   государственной   школе   основано   на принципе   добровольности   и   не   ставит   целью   привлечение   обучающихся   в   религиозное объединение,   участие   в   богослужениях   и   религиозных   обрядах   и   церемониях. Муниципальная   школа   вправе   использовать   школьный   компонент   программы   для углубленного изучения религиозной культуры,  но вне рамок образовательных программ. В рамках   учебного   плана   по   выбору   родителей   ведется   культурологический   предмет «Основы   религиозных   культур   и   светской   этики»   с   преподаванием   модуля   «Основы православной культуры». Это обучение регламентируется Законами «Об образовании», «О свободе   совести   и   религиозных   объединениях»,   государственными   образовательными стандартами (ФГОС) начального общего и дошкольного образования. В частных православных образовательных учреждениях изучение вероучения и иных аспектов Православия встраивается в основные образовательные программы, основанные на   ФГОС   общего   образования   как   православный   компонент,   отвечающий   требованиям церковного образовательного стандарта. Требования к организации учебного процесса и преподавателям   предметов   православного   компонента   определяются Стандартом религиозного компонента среднего общего, дошкольного образования.  Два   основных   документа,   регламентирующие   организацию   и   содержание   работы воскресных   школ:   Положение   о   деятельности   воскресных   школ   для   детей   Русской Православной   Церкви   на   территории   Российской   Федерации   и   Стандарт   учебно­ воспитательной   деятельности   в   воскресных   школах   (для   детей)   Русской   Православной Церкви на территории Российской Федерации. Все   документы,     регулирующие   образовательную   деятельность   Русской Православной   церкви,   размещены   на   сайте   Отдела   Религиозного   Образования   и Катехизации   Русской   Православной   Церкви:   «Катехизация   и   Воскресные   школы»   и 13информационном   портале   «Православное   образование   pravobraz.ru» Литература и источники 1. Воскресные   школы   для   детей.   Электронный   ресурс.   Режим   доступа: https://pravobraz.ru/napravleniya/voskresnye­shkoly  2. Закон об образовании. 29.12. 2012г. № 273­ФЗ (ред. От 05.02.2018).  Электронный ресурс. Режим доступа: consultant.ru/document/cons_doc 3. Закон о свободе совести и религиозных объединениях. ФЗ от 26.09.1997 N 125­ФЗ   от (ред. доступа:http://www.consultant.ru/document/cons_doc 05.02.2018). Электронный       ресурс.   Режим 4. История   возникновения   православных   воскресных   школ.   Электронный   ресурс. http://mirznanii.com/a/318932­5/istoriya­vozniknoveniya­ доступа: Режим     pravoslavnykh­voskresnykh­shkol­5 5. Комиссия   по   церковному   просвещению   и   деятельности   воскресных   школ. Электронный   ресурс.   Режим   доступа:   http://www.voskresnayashkola.ru/tsentralnoe­ vikariatstvo/tsentralnoe­blagochinie 6. Корольков  А.А.  Обретение   образа  Божьего   в  человеке.   М.  Православное   слово. 2016, 106с. 7. Образовательная   концепция   Русской   Православной   Церкви.   Москва.   2016. доступа: Электронный ресурс. Режим       http://p2.patriarchia.ru/2016/03/11/1238700324/obr_konz.pdf 8. Отдел   религиозного   образования   и   катехизации   Екатеринбургской   губернии. Электронный   http://uralprosvet.ru/cpsh/organiz_prihod_shkoli/normativni_dokumenti/ ресурс. Режим     доступа: 9. Письмо Минобрнауки России от 25.05.2015 г. № 08­761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно­ нравственной   культуры   народов   России».   Электронный   ресурс.   Режим   доступа: http://mosmetod.ru/metodicheskoe­prostranstvo/nachalnaya­shkola/inklyuzivnoe­ obrazovanie/normativno­pravovaya­dokumentatsiya/pismo­minobrnauki­rossii­ot­25­05­ 2015­g­08­761­ob­izuchenii­predmetnykh­oblastej­osnovy­relig.html 10. Православное   образование   pravobraz.ru.   Интернет­портал.   Режим   доступа: /https://pravobraz.ru 11. Православный   информационный   портал   «Вера».   Электронный   ресурс.   Режим доступа: http://molitva­info.ru/duhovnaya­zhizn/pravoslavnye­detskie­shkoly.html 12. Роль   православной   школы.   Сайт   храма   Серафима   Саровского   г.   Уссурийска.   http://molitva­info.ru/duhovnaya­ Электронный   ресурс.   Режим   доступа: zhizn/voskresnye­shkoly­pri­cerkvi.html 1413. Стандарт  учебно­воспитательной деятельности в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации.   Утвержден на   заседании   Священного   Синода   Русской   Православной   Церкви   25.12.   2012   г. Журнал   №   125.Электронный   ресурс.   Режим   доступа:   https://pravobraz.ru/standart­ uchebno­vospitatelnoj­deyatelnosti­v­voskresnyx­shkolax­dlya­detej­russkoj­ pravoslavnoj­cerkvi­na­territorii­rossijskoj­federacii/ 14.   Положение   о   деятельности   воскресных   школ для   детей   Русской   Православной Церкви на территории Российской Федерации от 9 марта 2017 года, журнал № 16. Электронный ресурс. Режим доступа.  https://pravobraz.ru/polozhenie­o­deyatelnosti­ voskresnyx­shkol­dlya­detej­russkoj­pravoslavnoj­cerkvi­na­territorii­rossijskoj­ federacii­2/  15. Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   дошкольного образования.   Утверждён   приказом   Министерства   образования   и   науки   РФ   от 17.11.2013г. № 1155. Зарегистрирован приказом Минюста РФ № 30384 от 14.11. 2013 г. Электронный ресурс. Режим доступа: https://porogoosh.edusite.ru/p74aa1.html 16. Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   начального   общего образования.   Приказ   Минобрнауки   России   от   06.10.2009   N   373.   Электронный ресурс. Режим доступа: https://fgos.ru/  17. Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   основного   общего образования.   Приказ   Минобрнауки   России   от   17.12.2010   N   1897.   Электронный ресурс. Режим доступа: https://fgos.ru/  18.Федеральный   государственный   образовательный   стандарт   среднего     общего образования.   Приказ   Минобрнауки   России   от   17.05.2012   N   413.   Электронный ресурс. Режим доступа: https://fgos.ru/  15