Священные сооружения, урок для 4 класса.
Оценка 4.6

Священные сооружения, урок для 4 класса.

Оценка 4.6
Разработки уроков +1
docx
окружающий мир +1
Взрослым
11.10.2023
Священные сооружения, урок для 4 класса.
Урок по ОРКСЭ для обучающихся 4 класса по теме "Священные сооружения. Урок разработан в виде виртуальной экскурсии.
Сулимова Мария ОРКСЭ Священные сооружения.docx

Внеклассное занятие по ОРКСЭ

Класс: 4 класс

Учитель: Сулимова Мария Дмитриевна

Цель: формирование понятия «священные сооружения» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий.

Задачи:

·        узнать, что такое священные сооружения и для чего они предназначены;

·        рассмотреть священные сооружения мировых религий: их историю, внешнее и внутреннее строение, правила поведения при их посещении;

·        научиться по внешним признакам отличать друг от друга священные сооружения мировых религий.

Этапы занятия

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечания

Орг. момент.

Добрый день, ребята! Занятие хочу начать со словарика настроений!
Перед вами изображение с прилагательными (на доске). Выберите в списке только то, которое соответствует вашему настроению и объясните свой выбор.

Спасибо! А моё настроение – ожидающее, ведь я ожидаю от нашего с вами занятия новых открытий!
Начинаем!

Обучающиеся выбирают прилагательное к своему настроению, объясняют выбор.

Учитель заранее прикрепляет словарик настроений на классную доску.

Постановка темы и целей занятия

Ребята, наше занятие пройдёт в форме виртуальной экскурсии. Работать будем в группах. Какие правила работы в группах помните?

Каждой группе предлагается заполнить 4 одинаковых рабочих листа, следуя по маршруту экскурсии, и оценить свою работу.

 

Называют правила работы в группах.

 

 

Учитель заранее готовит расположение групп за партами. Каждой группе оставляет на столе 4 одинаковых рабочих листа.

Задачи занятия крепятся на классную доску и остаются в процессе всего урока.

 

А сейчас дайте ответ на вопрос: «Если в разных религиях есть священные книги, священные таинства и молитвы, то должны ли существовать места для ритуальных действий? Какие?»

Как будут называться такие места?


Давайте вспомним, как называются сооружения для молитв у христиан?

 

В чём главное отличие храма от церкви?

 

 

 

 

 

 

Как называется сооружение у мусульман? У иудеев? У буддистов?

 


Значит, о чём сегодня будем говорить?

Какие задачи поставим перед собой:
узнать….

 

 

 

рассмотреть …

 

 

 

 

научиться …

 

 

 

 

Да, должны. Церкви, мечети, храмы.

 

Священные сооружения

 

 

Храмы и церкви

В храме главной является

литургия, во время которой верующие причащаются, а церковь –это всего лишь собрание верующих во Христа.

 

Мечеть у мусульман, синагоги- у иудеев, пагоды- у буддистов.

О священных сооружениях

Узнать, что такое священные сооружения и для чего они предназначены;

Рассмотреть священные сооружения мировых религий: их историю, внешнее и внутреннее строение, правила поведения в них.

Научиться по внешним признакам отличать друг от друга священные сооружения.

 

Открытие нового знания

Ребята, внимание на слайд. Профессор Грамотейкин предлагает карту маршрута. Что вы видите на карте?

           
Верно, почему эти сооружения называют священными? Найдите ответ в учебнике на с. 30.

 

 

Значит, продолжите определение: священные сооружения – это сооружения, в которых происходят …

Для чего предназначены такие сооружения.

 

 

 

Священные сооружения различных религиозных культур.

 

Потому что люди в этих сооружениях выполняют ритуальные действия: молятся, совершают обряды и таинства, поклоняются Богу.

 

 

ритуальные действия.

 

Для совместного участия в ритуалах.

 

 

 

Молодцы. Какую задачу мы сейчас выполнили?

 

 

 

Ребята, а какие сооружения использовались людьми раньше? Найдите ответ в учебнике на с.30.

Молодцы. Внимательно взгляните на карту маршрута. Сооружение какой религии предлагает рассмотреть Грамотейкин сначала? Потом?

Верно, рассмотрим сооружение иудаизма. Положите перед собой пустой рабочий лист и начните заполнять, как только услышите нужную информацию.

 

1)    Узнать, что такое священные сооружения и для чего они предназначены;

Переносной шатёр, скинии, Стоунхендж, храмы, посвящённые богам.

 

Сначала сооружение иудаизма, потом сооружения буддизма, христианства, ислама.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель нажимает на 3 слайд и переходит по гиперссылке к сооружению религии иудаизма.

 

 

Итак, профессор Грамотейкин предлагает прослушать историю иерусалимского храма, а затем заполнить рабочий лист.

 

Как называется сооружение?
Что узнали?

 

 

 

Слушают, заполняют.

 

 

 

 

 

 

 

Храм Единого Бога
В истории Иерусалима было 2 храма. Оба были разрушены. Первый- вавилонянами, второй- римлянами.

 

 

 

 

 

 

Учитель нажимает 4 слайд.

 

 

Где же тогда проходили совместные молитвы иудеев? Откройте учебник, с. 31 и найди ответ.

 

В «домах собраний» - синагогах.

 

Учитель нажимает 5-6 слайды. 

 

 

Давайте выясним их внешнее и внутреннее строение. Для этого прослушаем информацию от профессора.

Слушают, заполняют.

 

Учитель нажимает 7-8 слайды.

 

 

Ребята, вот мы и оказались у самого храма царя Соломона. Какие правила мы должны знать, чтобы войти внутрь?

Обсуждают правила: мужчины и женщины во время богослужения сидят отдельно, мужчины надевают тфилин, кипу, талит. Ребята работают с учебником, заполняют рабочий лист.

Учитель нажимает слайд 9.

 

 

Снова возвращаемся к карте маршрута. О сооружении какой религии мы сейчас узнаем?

Профессор Грамотейкин просит вас назвать священные сооружения в буддизме. Найдите ответ в учебнике и обоснуйте их название.  

 

О сооружении буддизма.

 

 

 

 

 

Это пагоды – многоярусные сооружения.

Учитель возвращается к карте маршрута.

 

 

 

 

 

Учитель нажимает на слайд 11, 12. Если дети ответа не нашли, нажимает на слайд 13.

 

 

 

 

 

 

 

 

Верно. Давайте рассмотрим их внешнее строение. Что необычного?


Загнутые края крыш, строились из камня, бронзы, железа, дерева, имелись ярусы, которые украшались резьбой и фигурками зверей.

Учитель нажимает на слайд 14.

 

 

А что необычного во внутреннем строении здания?

 

Нет икон, возможно увидеть лишь образ Будды.

Учитель нажимает слайды 15, 16.

 

Представьте, мы находимся у буддийского храма. Что мы должны знать?
Найдите ответ в учебнике и назовите основные правила.

Должны знать правила поведения: входить в храм без головного убора, молиться без обуви и на полу, нельзя дотрагиваться до других.

Учитель нажимает слайд 17.

 

Ребята, мы рассмотрели все священные сооружения мировых религий. Какую задачу мы выполнили?

 

 

 

 

 

 

Чему научились?

-рассмотрели священные сооружения мировых религий: их историю, внешнее и внутреннее строение, правила поведения при посещении священных сооружений.

-научились по внешним признакам отличать друг от друга священные сооружения мировых религий.

 

 

Снова возвращаемся к карте маршрута. О сооружении какой религии мы сейчас узнаем?

Ребята, нас снова встречает профессор Грамотейкин. Давайте ответим на его вопрос «Где раньше молились христиане, когда не было храмов?».

О сооружении христианства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Молились в жилых домах и катакомбах.

Учитель возвращается к карте маршрута.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель нажимает на слайд 19.

 

А теперь прослушаем историю зарождения храмов.

Слушают, заполняют.

 

Учитель нажимает на слайд 20.

 

Ребята, настало время обсудить внешнее строение христианского храма. Внимательно просмотрите видеоролик и заполните рабочий лист.

Выясняют, что бывают храмы в виде звезды, круга, корабля, креста, пещерные.  Каждый символ несёт своё значение.

Количество куполов тоже имеют своё значение. 1 купол- бог Христос, а вот 3 купола – Святая Троица.

Каждый храм имеет крестное знамя – это оружие против злых духов.

Учитель нажимает на слайд 21.

 

А теперь, пользуясь учебником, обсудим внутреннее устройство храма.

 

 

Сверяют ответы с учебника со слайдами.

Учитель нажимает на слайд 22 и переходит по гиперссылкам на слайды 24, 25, 26, 27.

 

Теперь мы знаем, как выглядят храмы снаружи и внутри. А что ещё мы должны знать, находясь в храме?
Вот и профессор Грамотейкин решил напомнить нам о правилах.

 



Должны знать правила поведения.

 

Учитель нажимает на слайд 23 и переходит по гиперссылкам на слайды 28 и 29.

 

Снова возвращаемся к карте маршрута. О сооружении какой религии мы сейчас узнаем?


Профессор Грамотейкин предлагает рассмотреть внешнее и внутреннее устройство мечети. Просмотрите видеоролик и заполните рабочий лист.



О сооружении ислама.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внешнее устройство: минарет -башня, с которой призывают на молитву, купол, внутренний двор для чтения молитвы.

Внутренне устройство: в мечети нет картин и скульптур. Здание украшено узорами и стихами из Корана. В мечети каждый мусульманин может совершить обряд омовения – нанесение воды на участки тела для духовного очищения.

 

Учитель возвращается к карте маршрута.

 

 

 

 

 

 

Учитель нажимает на слайд 31.

 

 

Ребята, вы узнали, у какой мечети мы сейчас находимся? А что мы должны знать, чтобы войти внутрь?
Прочитайте информацию в учебнике и назовите основные правила.



У мечети Аязма.

 

Знать правила поведения при посещении мечети.

Учитель нажимает на слайды 32, 33.

Закрепление

Проверьте, все ли рабочие листы вы заполнили? Проверим группы. Каждая группа выбирает один рабочий лист и читает информацию, какую записали. Остальные группы только проверяют, и, если нужно, дополняют своей информацией. Кому задание непонятно?

Каждая группа, не повторяясь, зачитывает информацию из рабочего листа о священном сооружении. Оценивает свою работу в команде.

Учитель слушает группы. Оценивает работу групп по критериям.

Итог, рефлексия.

Ребята, экскурсия подошла к концу. Какие задачи мы ставили перед собой? Смогли их выполнить?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оцените свою деятельность на занятии, пополнив конверт профессора Грамотейкина чувствами и мыслями.

Узнать, что такое священные сооружения и для чего они предназначены;

Рассмотреть священные сооружения мировых религий: их историю, внешнее и внутреннее строение, правила поведения.

Научиться отличать друг от друга священные сооружения мировых религий.

 

 

Проводят рефлексию.

Учитель нажимает на слайд 34.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Внеклассное занятие по ОРКСЭ

Внеклассное занятие по ОРКСЭ

Спасибо! А моё настроение – ожидающее, ведь я ожидаю от нашего с вами занятия новых открытий!

Спасибо! А моё настроение – ожидающее, ведь я ожидаю от нашего с вами занятия новых открытий!

Какие?» Как будут называться такие места?

Какие?» Как будут называться такие места?

Да, должны. Церкви, мечети, храмы

Да, должны. Церкви, мечети, храмы

Ребята, а какие сооружения использовались людьми раньше?

Ребята, а какие сооружения использовались людьми раньше?

Как называется сооружение?

Как называется сооружение?

Слушают, заполняют. Учитель нажимает 7-8 слайды

Слушают, заполняют. Учитель нажимает 7-8 слайды

О сооружении буддизма.

О сооружении буддизма.

Загнутые края крыш, строились из камня, бронзы, железа, дерева, имелись ярусы, которые украшались резьбой и фигурками зверей

Загнутые края крыш, строились из камня, бронзы, железа, дерева, имелись ярусы, которые украшались резьбой и фигурками зверей

Должны знать правила поведения: входить в храм без головного убора, молиться без обуви и на полу, нельзя дотрагиваться до других

Должны знать правила поведения: входить в храм без головного убора, молиться без обуви и на полу, нельзя дотрагиваться до других

Ребята, нас снова встречает профессор

Ребята, нас снова встречает профессор

Выясняют, что бывают храмы в виде звезды, круга, корабля, креста, пещерные

Выясняют, что бывают храмы в виде звезды, круга, корабля, креста, пещерные

Сверяют ответы с учебника со слайдами

Сверяют ответы с учебника со слайдами

Должны знать правила поведения

Должны знать правила поведения

О сооружении ислама.

О сооружении ислама.

У мечети Аязма. Знать правила поведения при посещении мечети

У мечети Аязма. Знать правила поведения при посещении мечети

Итог, рефлексия. Ребята, экскурсия подошла к концу

Итог, рефлексия. Ребята, экскурсия подошла к концу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.10.2023