Внеклассное занятие по ОРКСЭ
Класс: 4 класс
Учитель: Сулимова Мария Дмитриевна
Цель: формирование понятия «священные сооружения» через ознакомление с культовыми сооружениями мировых религий.
Задачи:
· узнать, что такое священные сооружения и для чего они предназначены;
· рассмотреть священные сооружения мировых религий: их историю, внешнее и внутреннее строение, правила поведения при их посещении;
· научиться по внешним признакам отличать друг от друга священные сооружения мировых религий.
Этапы занятия |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Примечания |
Орг. момент. |
Добрый
день, ребята! Занятие хочу начать со словарика настроений! |
Обучающиеся выбирают прилагательное к своему настроению, объясняют выбор. |
Учитель заранее прикрепляет словарик настроений на классную доску. |
Постановка темы и целей занятия |
Ребята, наше занятие пройдёт в форме виртуальной экскурсии. Работать будем в группах. Какие правила работы в группах помните? Каждой группе предлагается заполнить 4 одинаковых рабочих листа, следуя по маршруту экскурсии, и оценить свою работу. |
Называют правила работы в группах.
|
Учитель заранее готовит расположение групп за партами. Каждой группе оставляет на столе 4 одинаковых рабочих листа. Задачи занятия крепятся на классную доску и остаются в процессе всего урока. |
|
А
сейчас дайте ответ на вопрос: «Если в разных религиях есть священные книги, священные
таинства и молитвы, то должны ли существовать места для ритуальных действий?
Какие?»
В чём главное отличие храма от церкви?
Как называется сооружение у мусульман? У иудеев? У буддистов?
рассмотреть …
научиться …
|
Да, должны. Церкви, мечети, храмы.
Священные сооружения
Храмы и церкви В храме главной является литургия, во время которой верующие причащаются, а церковь –это всего лишь собрание верующих во Христа.
Мечеть у мусульман, синагоги- у иудеев, пагоды- у буддистов. О священных сооружениях Узнать, что такое священные сооружения и для чего они предназначены; Рассмотреть священные сооружения мировых религий: их историю, внешнее и внутреннее строение, правила поведения в них. Научиться по внешним признакам отличать друг от друга священные сооружения. |
|
Открытие нового знания |
Ребята, внимание на слайд. Профессор Грамотейкин предлагает карту маршрута. Что вы видите на карте?
Значит, продолжите определение: священные сооружения – это сооружения, в которых происходят … Для чего предназначены такие сооружения.
|
Священные сооружения различных религиозных культур.
Потому что люди в этих сооружениях выполняют ритуальные действия: молятся, совершают обряды и таинства, поклоняются Богу.
ритуальные действия.
Для совместного участия в ритуалах.
|
|
|
Молодцы. Какую задачу мы сейчас выполнили?
Ребята,
а какие сооружения использовались людьми раньше? Найдите ответ в учебнике на
с.30. Молодцы.
Внимательно взгляните на карту маршрута. Сооружение какой религии предлагает
рассмотреть Грамотейкин сначала? Потом? Верно, рассмотрим сооружение иудаизма. Положите перед собой пустой рабочий лист и начните заполнять, как только услышите нужную информацию.
|
1) Узнать, что такое священные сооружения и для чего они предназначены; Переносной шатёр, скинии, Стоунхендж, храмы, посвящённые богам.
Сначала сооружение иудаизма, потом сооружения буддизма, христианства, ислама.
|
Учитель нажимает на 3 слайд и переходит по гиперссылке к сооружению религии иудаизма.
|
|
Итак, профессор Грамотейкин предлагает прослушать историю иерусалимского храма, а затем заполнить рабочий лист.
Как
называется сооружение?
|
Слушают, заполняют.
Храм
Единого Бога
|
Учитель нажимает 4 слайд.
|
|
Где же тогда проходили совместные молитвы иудеев? Откройте учебник, с. 31 и найди ответ. |
В «домах собраний» - синагогах.
|
Учитель нажимает 5-6 слайды.
|
|
Давайте выясним их внешнее и внутреннее строение. Для этого прослушаем информацию от профессора. |
Слушают, заполняют.
|
Учитель нажимает 7-8 слайды.
|
|
Ребята,
вот мы и оказались у самого храма царя Соломона. Какие правила мы должны
знать, чтобы войти внутрь? |
Обсуждают правила: мужчины и женщины во время богослужения сидят отдельно, мужчины надевают тфилин, кипу, талит. Ребята работают с учебником, заполняют рабочий лист. |
Учитель нажимает слайд 9.
|
|
Снова возвращаемся к карте маршрута. О сооружении какой религии мы сейчас узнаем? Профессор
Грамотейкин просит вас назвать священные сооружения в буддизме. Найдите ответ
в учебнике и обоснуйте их название.
|
О сооружении буддизма.
Это пагоды – многоярусные сооружения. |
Учитель возвращается к карте маршрута.
Учитель нажимает на слайд 11, 12. Если дети ответа не нашли, нажимает на слайд 13.
|
|
Верно.
Давайте рассмотрим их внешнее строение. Что необычного? |
Загнутые края крыш, строились из камня, бронзы, железа, дерева, имелись ярусы, которые украшались резьбой и фигурками зверей. |
Учитель нажимает на слайд 14.
|
|
А
что необычного во внутреннем строении здания?
|
Нет икон, возможно увидеть лишь образ Будды. |
Учитель нажимает слайды 15, 16. |
|
Представьте,
мы находимся у буддийского храма. Что мы должны знать? |
Должны знать правила поведения: входить в храм без головного убора, молиться без обуви и на полу, нельзя дотрагиваться до других. |
Учитель нажимает слайд 17. |
|
Ребята, мы рассмотрели все священные сооружения мировых религий. Какую задачу мы выполнили?
Чему научились? |
-рассмотрели священные сооружения мировых религий: их историю, внешнее и внутреннее строение, правила поведения при посещении священных сооружений. -научились по внешним признакам отличать друг от друга священные сооружения мировых религий. |
|
|
Снова
возвращаемся к карте маршрута. О сооружении какой религии мы сейчас узнаем? Ребята,
нас снова встречает профессор Грамотейкин. Давайте ответим на его вопрос «Где
раньше молились христиане, когда не было храмов?». |
О сооружении христианства.
Молились в жилых домах и катакомбах. |
Учитель возвращается к карте маршрута.
Учитель нажимает на слайд 19. |
|
А
теперь прослушаем историю зарождения храмов. |
Слушают, заполняют.
|
Учитель нажимает на слайд 20. |
|
Ребята, настало время обсудить внешнее строение христианского храма. Внимательно просмотрите видеоролик и заполните рабочий лист. |
Выясняют, что бывают храмы в виде звезды, круга, корабля, креста, пещерные. Каждый символ несёт своё значение. Количество куполов тоже имеют своё значение. 1 купол- бог Христос, а вот 3 купола – Святая Троица. Каждый храм имеет крестное знамя – это оружие против злых духов. |
Учитель нажимает на слайд 21. |
|
А теперь, пользуясь учебником, обсудим внутреннее устройство храма.
|
Сверяют ответы с учебника со слайдами. |
Учитель нажимает на слайд 22 и переходит по гиперссылкам на слайды 24, 25, 26, 27. |
|
Теперь
мы знаем, как выглядят храмы снаружи и внутри. А что ещё мы должны знать,
находясь в храме?
|
Должны знать правила поведения.
|
Учитель нажимает на слайд 23 и переходит по гиперссылкам на слайды 28 и 29. |
|
Снова возвращаемся к карте маршрута. О сооружении какой религии мы сейчас узнаем?
|
О сооружении ислама.
Внешнее устройство: минарет -башня, с которой призывают на молитву, купол, внутренний двор для чтения молитвы. Внутренне устройство: в мечети нет картин и скульптур. Здание украшено узорами и стихами из Корана. В мечети каждый мусульманин может совершить обряд омовения – нанесение воды на участки тела для духовного очищения.
|
Учитель возвращается к карте маршрута.
Учитель нажимает на слайд 31.
|
|
Ребята,
вы узнали, у какой мечети мы сейчас находимся? А что мы должны знать, чтобы
войти внутрь?
|
У мечети Аязма.
Знать правила поведения при посещении мечети. |
Учитель нажимает на слайды 32, 33. |
Закрепление |
Проверьте, все ли рабочие листы вы заполнили? Проверим группы. Каждая группа выбирает один рабочий лист и читает информацию, какую записали. Остальные группы только проверяют, и, если нужно, дополняют своей информацией. Кому задание непонятно? |
Каждая группа, не повторяясь, зачитывает информацию из рабочего листа о священном сооружении. Оценивает свою работу в команде. |
Учитель
слушает группы. Оценивает работу групп по критериям. |
Итог, рефлексия. |
Ребята, экскурсия подошла к концу. Какие задачи мы ставили перед собой? Смогли их выполнить?
Оцените
свою деятельность на занятии, пополнив конверт профессора Грамотейкина
чувствами и мыслями. |
Узнать, что такое священные сооружения и для чего они предназначены; Рассмотреть священные сооружения мировых религий: их историю, внешнее и внутреннее строение, правила поведения. Научиться отличать друг от друга священные сооружения мировых религий.
Проводят рефлексию. |
Учитель нажимает на слайд 34. |
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.