В религиозных представлениях эвенов существовал культ «хозяев» природы и стихий: тайги, огня, воды и т. д. Особое место занимало поклонение солнцу, которому приносили в жертву оленей.
В эвенском фольклоре большое значение придавали сказкам и былям-преданиям. Причем среди сказок особо выделяются сказки о животных и птицах, близкие по содержанию к сказкам эвенков. Некоторые части сказаний о героях-богатырях, например, речи героев, обычно поются. Среди былин особенно интересны былины о героях-женщинах, побеждающих в состязаниях мужчин. Вообще следует отметить, что при исполнении произведений эпического характера широко использовалась песенная передача былины и для каждого героя существовала своя, особая мелодия.
В традиционном народном искусстве эвенов значительное место занимал хороводный танец «Хеде», имеющий религиозно-обрядовый характер. Такие коллективные танцы проводились весной и летом при ежегодных традиционных встречах
. Одежда этого народа по составу костюма и покрою была подобна эвенкийской. Вышивка располагалась по швам и краям одежды, чтобы "мешать" проникновению злых духов в одежду. Орнамент в одежде (у тунгусоязычных наблюдается преобладание в орнаменте геометрических узоров) обладал определенной сакральной силой, внушающей владельцу данной вещи чувство уверенности и неуязвимости, силу и мужество.
Существовал обычай "нимат", коллективного распределения продуктов охоты и рыболовства. Так, охотник по возвращении с мясной охоты должен был отдавать свою добычу одному из соседей по стойбищу, который распределял её между всеми семьями, оставляя охотнику лишь незначительную часть туши и шкуру. Особенно строго нимат соблюдался в случае добычи медведя, который у эвенов также считался священным животным.
Эвены-кочевники живут в тайге за сотни километров от поселения. Пасут и разводят оленей, кочуя следом за ними, охотятся на сохатого и пушного зверя. Их оседлые сородичи в селе воспитывают детей, сажают огороды, ловят рыбу, собирают дикоросы - домашнего скота у аркинцев нет. Единственная возможность получить оленину и дикое мясо, а также обменяться новостями с родственниками (в тайге нет сотовой связи) – дождаться праздника Севера.
Все местные знают, что на празднике Севера можно купить рыбу, оленину и полакомиться таёжными деликатесами.
Кормления огня-обряд сохранившийся и передаваемый нашими предками, жившими столетиями на этой земле. Во время кормления огня, эвены благодарят дух огня за то что он не покидает и согревает нас. Этот обряд проводят с утра, чтоб день хорошо прошел и никто не болел. Кормят огонь с благопожеланиями. Вечером этот обряд проводит нельзя, так как считается что все съедают злые духи.
Уже с детства Эвены передают свои навыки детям.
Это прыжки через нарты, когда пасут оленей, надо проходить препятствия, надо быть ловким, сильным поэтому с детства дети учатся прыгать через нарты,
Кидание маута. Маут предназначен для ловли оленей.
Изготавливают маут из выделанной шкуры оленя(ровдуги).
Также из ровдуги шьют одежду.
Мастерицы учат своих детей, внучек прикладному искусству. С любовью они шьют одежду, вышивают орнаменты не похожие друг на друга.
Рукоделия мастериц прославились далеко за пределы Хабаровского края.
Обряд «Хулгатын»,
Обряд благопожелания,
повязывание ленточки на молодое дерево лиственницы, чтобы добрый дух Тайги принес удачу в делах и мать Тайга оберегала эвенов. Обряд проводится весной когда молодая лиственница только начинает зеленеть. Эвены прибывают на новое стойбище и встречают гостей.
Традиционное жилище
При наличии мобильных кочевых стойбищ, эвены-скотоводы устраивали летние скотоводческие стоянки сайылык.
Разнообразными были и жилища – тунгусский чум с берестяным или ровдужным покрытием и чукотско-корякская яранга.
Заимствованные типы жилища, обычно в деталях, адаптировались в связи с эвенской традицией: ориентировка входа жилища в пространстве зимой на юг, летом на северо-запад, отсутствие, в отличие от палеоазиатов, в жилище пологов, устройство очага, социализация пространства жилища и т.п.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.