Особенности преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
религиоведение
4 кл
29.04.2018
Представлен материал- Особенности преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Цель: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.обобщить знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимся в начальной школе
рекомендации.doc
Особенности преподавания курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
Цель: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному
нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных
традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу
с представителями других культур и мировоззрений.
Задачи:
познакомить обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской,
иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
развить представлений младшего подростка о значении нравственных норм и
ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
обобщить знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали,
полученных обучающимся в начальной школе, и формирование у них ценностно
смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие
отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на
ступени основной школы;
развить способностей младших школьников к общению в полиэтничной и
многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя
общественного мира и согласия.
Основными принципами организации преподавания ОРКСЭ являются:
1.Формирование ценностного отношения детей к миру, другим людям, самому себе
в рамках ценностного подхода.
2.Основной методологический принцип реализации курса – культурологический
подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных
представлений о светской и религиозной культуре. В контексте данного учебно
методического комплекта культура понимается как духовное и материальное
богатство народов мира, нашей страны, как образ жизни людей разных сообществ,
их обычаи, традиции и верования.
3.Воспитание толерантного, уважительного отношения к «другим» через умение и
стремление узнать и понять их, учиться жить в мире и согласии, учить лучше
понимать не только окружающих людей, но и через них самого себя.
4. Решение задач социализации, усиления социальной функции образования –
постепенное формирование умения жить в многообразном мире, успешно
адаптироваться в нем, ориентироваться в ситуациях.
При подготовке и проведении урока учитель должен понимать следующее:
зачем и почему следует изучать основы религиозной культуры и светской этики в
школе;
что является содержанием данного предмета;
как можно рассматривать факты религиозной культуры, не нарушая при этом
принципов научности и мировоззренческого плюрализма, лежащих в основе
современного школьного обучения.
При этом личностная мировоззренческая позиция самого педагога не должна быть
доминирующей в преподавании предмета, она должна быть социальна – это позиция диалога, уважительного отношения к мировоззрению другого, позиция
«недавления», «ненавязывания» своего собственного мировоззрения.
Подбирая необходимые материалы, учитель ориентируется на некоторые
ожидаемые результаты, которые проверяются им в процессе диалога с учащимися
на уроке, взаимодействия во внеурочное время, в фиксации динамики их
повседневного поведения. При адекватном наполнении и функционировании
образовательной среды учитель вправе ожидать следующих результатов, которые
составляют важную часть диалоговых межконфессиональных компетенций
личности:
понимание учащимися того, что конфессиональное разнообразие является
непреходящей ценностью, залогом выживания и устойчивого развития
человечества, что уважение его является фактором развития демократических и
гражданскоправовых основ жизни российского общества;
понимание учащимися, что их поведенческие модели – одни из многих
равноправных моделей поведения, в основе которых лежат некоторые этно
конфессиональные принципы; носители различных моделей поведения должны
взаимодействовать между собой на основе «золотого правила нравственности»: не
делай другому того, чего не желаешь себе;
потребность в общении с представителем иной религиознокультурной традиции,
стремление интегрировать усилия в решении общих задач;
мотивация учащихся к осмыслению неожиданных для них поведенческих
реакций, рассмотрение их в контексте ценностей, символов и смыслов породившей
их религиознокультурной традиции;
стремление предотвращать и умение избегать конфликтных ситуаций, навыки
находить компромиссные решения выхода из конфликта, толерантное отношение к
одноклассникам, к другим людям;
развенчивание устойчивых стереотипов в отношении носителей этих традиций;
определение собственной идентичности, рассмотрение её как элемента
исторически сложившегося этнокультурного, конфессионального, гражданского
сообщества;
осознанное моделирование возможных действий в нём, участие в мероприятиях
по социальному проектированию и улучшению реальных отношений в
социокультурной среде;
существенные изменения в сознании самого учителя, которые могут стать
факторами его профессионального и личностного совершенствования.
Направленность внимания обучающихся на самокоррекцию является важным
фактором повышения качества обучения навыкам межкультурного и
межконфессионального диалога.
Преподавание данного курса предполагает решение учителем на уроке не только
познавательных, но и популяризаторских задач:
точное, корректное и достаточное занимательное представление учащимся
многообразие религий, существующих в мире;
рассказ об истории их возникновения, географии распространения, основателях и
пророках; освещение особенностей учений различных религий (в первую очередь
нравственной составляющей этих учений);
описание религиозных традиций, культуры, а также духовного и церковного
искусства (если оно существует).
Важным условием успешности организации образовательного процесса является
использование учителем интерактивных (диалоговых) методов работы,
исключающее монолог учителя. Это такие методы, в которых взаимодействие
между участниками диалога рассматриваются как важнейший образовательный
ресурс, позволяющий повысить развивающий потенциал процесса обучения:
беседы, обсуждение, дискуссии, диспуты, дилеммы, игры.
На уроке рекомендуется использовать: выдержки из биографий религиозных
деятелей, литературных произведений, трудов учёных, статей и книг глав и
активных деятелей различных конфессий; репродукции, макеты культовых
сооружений, видеозаписи познавательных передач, развивающие учебные игры,
сборники познавательных задач и викторины на электронных носителях, альбомы
любительских фотографий, анкеты.
На занятиях может звучать музыка, рассказ учителя должен сопровождаться
демонстрацией памятников изобразительного искусства, архитектуры. Качество
воспроизведения видео и аудио иллюстраций должно быть достаточно
современным и технически совершенным. Следует помнить, что музыкальный и
изобразительный язык тех произведений, которые будут демонстрироваться в
курсе ОРКСЭ, непривычен и малопонятен для большинства школьников.
На уроках следует избегать излишнего количества сложных терминов, особенно из
иностранных и древних языков. Каждое введенное понятие или новый термин
должны быть исчерпывающе объяснены. Учитель заранее определяет, какие
понятия должны быть выделены для обязательного запоминания и оперативного
применения учащимися, какие потребуются им только для адекватного понимания
конкретного материала, а какие вообще можно исключить, без ущерба для
понимания. Манера объяснения, лекции, беседы учителя должна быть максимально
увлекательной, яркой, артистичной. Не следует бояться обозначать спорные
проблемы, рассказывать о загадках и неразрешенных тайнах истории. Иногда
полезно предварительно заинтриговать школьников, по мере возможности
драматизировать изложение материала.
Полезно и эффективно использовать окружающую культурную и историческую
среду в учебных целях. Например, рассказ о православии будет эффективнее и
интереснее, если дополнить его впечатлениями от осмотра храма (экскурсией). В
ходе такой мини–экскурсии следует заострить внимание учащихся на внешнем и
внутреннем виде осматриваемого объекта. При этом нелишне учитывать, что храм
является культовым сооружением, где идут богослужения, а следовательно любая
экскурсионная или учебнопознавательная деятельность в нём или вокруг него
должна быть максимально деликатной и тактичной.
Некоторые уроки по курсу могут проводиться на природе, в окружении
архитектурных и исторических памятников. Краеведческий элемент будет
способствовать решению еще одной задачи – воспитания уважительного и бережного отношения к старине, отечественному религиозному и культурному
наследию.
Преподаватель должен позаботиться о комфортной среде обучения, аудиториях
для игровых занятий. Организация учебного пространства является важнейшей
составляющей, которая обусловливает эффективность интерактивного обучения:
диалогичные формы взаимодействия предполагают, что собеседники обращены
лицом друг к другу, поэтому мебель должна быть расставлена таким образом,
чтобы имелась возможность визуального контакта участников, преподавателя, их
свободного перемещения в аудитории.
Учёт возрастных и психологических особенностей той возрастной группы
учащихся (учащимися 45 классов). Дружелюбная, гуманная обстановка,
снимающая напряжение и излишние волнения, способствует формированию
открытости, взаимной заинтересованности, доверия друг к другу, взаимной
поддержке, осознанию участниками образовательного процесса ценности других
людей.
Реализация одной из задач нового предмета: воспитание у школьников
толерантности к традициям, укладу жизни других народов, если каждый будет
изучать свое. Первый урок курса ОРКСЭ (при изучении любого из 6 модулей)
посвящен теме «Россия – наша Родина», в рамках которого ученик знакомится с
такими понятиями, как Отечество, культура и религия, а также делаются попытки
их соотнести. Конспект урока прилагается (см. Приложение 1).
Рекомендуется последние тричетыре урока посвятить защитам проектных работ,
которые учащиеся составляют в течение года индивидуально или в группах. Все
итоговые работы выполняются с учетом общих задач курса и с выходом на диалог
культур и традиции многонационального народа России. Защита работ
осуществляется на общеклассных или общешкольных мероприятиях.
Независимого от того, какую религиозную культуру изучал школьник, в ходе
мероприятия он знакомится и с другими культурами.
Примерные темы итоговых проектных работ: «Святые воины русской земли.
Дмитрий Донской»; «Герои России. Имена героев ВОВ в названии улиц САО»;
«Памятники религиозной культуры в моём городе»; «Блюда национальной кухни»;
«С чего начинается Родина…»; «Уроки доброты»; «Христианское отношение к
природе» и др.
Формы продуктов проектов: Webсайт, атлас, карта, видеофильм, выставка, газета,
журнал, костюм, модель, коллекция, игра, мультимедийный продукт, музыкальное
или художественное произведение, постановка, праздник, экскурсия, поход.
Формы защиты итоговых работ: игра, демонстрация продукта, выполненного на
основе информационных технологий, инсценировкадиалог литературных или
исторических персонажей, доклад, прессконференция, путешествие, экскурсия,
ролевая игра, спектакль, соревнование, телепередача и т.д.
При организации образовательного процесса для детей, находящихся на домашнем
обучении рекомендуется руководствоваться следующими нормативными
документами: Закон «Об образовании» (ст. 10, 12, 32). Вышеуказанные нормативные документы учитывается при формировании плана
общеобразовательного учреждения.
Оплата за преподавание курса ОРКСЭ. При наличии в классе обучающихся,
выбравших различные модули, вносятся изменения в положение об оплате труда
общеобразовательного учреждения. Определяется минимальное количество
человек в группе. Возможно осуществлять стимулирующие выплаты из
стимулирующей части фонда оплаты труда.
В журнале успеваемости обучающихся фиксируется следующее:
список обучающихся по ими выбранному модулю;
наименование дисциплины – [Комплексный учебный курс ОРКСЭ. Модуль
«Основы мировых религиозных культур»] (или Модуль «Основы светской этики»,
или Модуль «Основы православной культуры», или Модуль «Основы буддийской
культуры», или Модуль «Основы иудейской культуры», или Модуль «Основы
исламской культуры»). Примечание: в квадратных скобках указано полное
название предмета, где вариативным является только название модуля.
Рекомендуется внести следующие изменяя в нормативные документы:
внести изменения в структуру и содержание образовательной программы ОУ,
основной образовательной программы ступени начального общего образования,
программы развития школы;
доработать программы, входящие в ОПП, в связи с введением новой
образовательной области – «Духовнонравственная культура народов России»;
внести изменения в систему оценивания, которая включает описание планируемых
результатов образования, перечень показателей достижения планируемых
результатов и инструментарий для оценки их достижения в курсе ОРКСЭ;
внести изменения в базисный учебный план школы, разработка рабочих программ
учебного курса, его модулей и др. материалов.
Примерный учебный план (начальное общее образование) для
общеобразовательных учреждений Кемеровской области в рамках реализации
государственного образовательного стандарта на 20122013 уч.год
(от 28.02.2012 №460)
Учебные предметы
Русский язык
Литературное чтение
Иностранный язык
Математика
Окружающий мир
Искусство (Музыка и
ИЗО)
Технология (Труд)
Физическая культура
Основы религиозных
Количество часов в неделю
2 класс
5*
4*
2
4
2
2
3 класс
5*
3*
2
4
2
2
4 класс
5*
3*
2
4
2
2
1
3
2
3
2
3
1
итого
15
10
6
12
6
6
5
9
1 1
2
1
2
24
1
23
1
23
1
культур и светской
этики
ИТОГО
Региональный
(национально
региональный)
компонент
Информатика и ИКТ
Компонент
образовательного
учреждения
Предельно допустимая
аудиторная нагрузка
при 6дневной учебной
неделе
Предельно допустимая
аудиторная нагрузка
при 5дневной учебной
неделе
Примечание
* количество часов указано с учетом часов, выделенных на изучение родного языка
и литературы согласно приказу Министерства образования и науки РФ от
30.08.2010 № 889, (в случае 5дневной учебной недели уменьшаются на 1 час)
26
23
26
23
23**
70
3
3
5
78
69
1
1
26
Выбор модуля комплексного учебного курса ОРКСЭ
Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без
согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Представители
школьной администрации, учителя, работники органов управления образованием
ни в коем случае не должны выбирать за семью модуль курса для обучения, без
учёта мнения родителей учащегося определять, какой именно модуль будет
изучать ребёнок. Организация процедуры выбора в обязательном порядке должна
включать участие школьного совета. Результаты выбора должны быть
зафиксированы протоколами родительских собраний и письменными заявлениями
родителей о выборе определённого модуля для обучения своего ребёнка.
В течение года у родителей (законных представителей) не будет возможности
изменить решение в пользу другого модуля.
Особенности организации внеурочной деятельности в рамках курса ОРКСЭ
В процессе духовнонравственного развития во внеучебное время применяются
различные формы и виды работы. Их выбор зависит от программы духовно
нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования как составной части образовательной программы школы, содержания
воспитательной деятельности, от её направленности.
Рекомендуется проводить работу с родителями, которые могут непосредственно
участвовать почти во всех внеклассных и внешкольных мероприятиях. Возможный
вариант привлечения родителей это разработка плана действий по организации
внеклассной и внешкольной работы по данному курсу. Она может быть
подготовлена общими усилиями детей, родителей, педагогов. Данная работа
позволит определить общественный заказ школе по духовнонравственному
воспитанию.
При организации и проведении экскурсий преподаватель руководствуется
положениями, обозначенными в локальном акте, регулирующем экскурсионно
образовательную деятельность педагогов в рамках курса ОРКСЭ. При организации
вышеобозначенного мероприятия требуются: письменное согласие родителей
(законных представителей), согласие представителей религиозных организаций,
уведомления педагогов об ответственности за жизнь, безопасность и здоровье
детей при осуществлении экскурсионных маршрутов.
В ходе проведения внешкольного мероприятия (экскурсии) придерживаться
заранее разработанного и утвержденного плана.
Основные подходы к организации оценивания уровня подготовки обучающихся
по курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона Российской Федерации «Об
образовании» образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы
оценок. Система оценивания в каждом классе, учебной группе может
определяться, исходя из конкретной ситуации (готовность учащихся к изучению
материала, новизна его для них, численность групп и другое). При оценивании
уровня подготовки обещающихся учитель руководствуется требованиями,
зафиксированными в положении о системе оценивания достижений обучающихся
(разработанными и утвержденными на базе ОУ).
Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения
курса не предусматриваются.
При оценивании достижений обучающихся при изучении курса ОРКСЭ
предлагается качественная взаимооценка в виде создания и презентации
творческих проектов. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и
проектов могут учитываться при формировании портфолио обучающихся.
При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система
оценивания уровня подготовки обучающихся. Оценка результатов по модулям
предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в
форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их
обсуждения в классе.
Результаты индивидуальной и групповой проектной деятельности (обязательно для
всех обучающихся) представляются в форме реферата, презентации или
творческой работы любого вида. Проверка теоретических знаний по предмету предполагает ответы на вопросы,
тесты с выбором правильного ответа, отгадывание кроссвордов по изученным
темам, творческие проекты, исследовательская деятельность которых основана на
теоретическом материале.
Учащиеся должны уметь: осмысливать задачу, находить информацию, несколько
вариантов решения проблемы, работать в коллективе, инициировать учебное
взаимодействие со взрослыми, связно излагать материал, уверенно держать себя во
время выступления, отвечать на вопросы, анализировать собственные достижения.
Прохождение материала по предмету фиксируется в журнале успеваемости
обучающихся. Система оценивания результатов безотметочная. По итогам года
обучающийся аттестуется или не аттестуется (запись в журнале изучено/не
изучено, зачет/не зачет).
Оценка деятельности педагога в рамках курса
«Основы религиозных культур и светской этики»
Анализ урока включает следующие основные этапы:
Подготовка эксперта к посещению урока.
Наблюдения за ходом урока, деятельностью педагога и учащихся, постановка
вопросов педагогу (см. Приложение 2).
Заслушивание самоанализа урока.
Совместная аналитикооценочная деятельность эксперта и педагога, советы и
рекомендации педагогу.
Использование результатов посещения данного урока в целях оптимизации учебно
воспитательного процесса на уроках по основам религиозных культур и светской
этики.
Перспективы развития курса ОРКСЭ
Письмо Аппарата Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 г. №
П4446135 «Об исполнении подпункта 2 «б» пункта 1 протокола заседания
Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской
Федерации» о расширении курса ОРКСЭ и обязательного преподавания его на всех
ступенях школьного образования Минобрнауки России после окончания 2012/13
учебного года и праве самостоятельно вводить в образовательную программу
востребованные обучающимися и их родителями курсы в рамках регионального и
школьного компонентов.
Информационное обеспечение курса ОРКСЭ
С целью обеспечения учителя необходимой информацией для успешного
преподавания курса подготовлены книга для учителя; справочные материалы для
общеобразовательных учреждений и книга для родителей.
Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки
работников образования при участии Минобрнауки России создан и сопровождается специализированный портал: www.orkce.ru, начавший работу в
сентябре 2010 года. Информация на портале размещена в следующих разделах:
"Новости и СМИ об ОРКСЭ", "Нормативные материалы", "Методический кабинет
преподавателятренера и тьютора", "Региональный опыт апробации". Для обмена
мнениями на портале располагается форум.
Материалы по организации и ведению курса ОРКСЭ размещены на сайте
Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки
работников образования (КРИПКиПРО) http://ipk.kuzedu.ru. Для обмена
мнениями на сайте располагается форум.
Практические разработки учителей и электронные образовательные ресурсы по
тематике курса также размещаются на сайтах:
Федеральный центр информационнообразовательных ресурсов http://fcior.edu.ru;
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school
collection.edu.ru.
Информационнометодическое сопровождение различных проектов в рамках
создания и развития социальнопедагогических сообществ в сети Интернет
(учителей, социальных педагогов, социальных работников, методистов,
преподавателей системы дополнительного образования и родителей),
ориентированных на обучение и воспитание учащихся общеобразовательных
учреждений, реализуется Национальным фондом подготовки кадров совместно с
рядом субъектов Российской Федерации, в том числе участвующих в апробации
комплексного курса.
Основной ресурс сети социальнопедагогических сообществ представлен по
адресу: www.openclass.ru.
В субъектах Российской Федерации:
Вологодская область (www.openclass.ru/vologda);
Калининградская область (www.openclass.ru/kaliningrad);
Камчатский край (www.openclass.ru/kamchatka);
Пензенская область (www.openclass.ru/penza);
Тамбовская область (www.openclass.ru/tambov);
Томская область (www.openclass.ru/tomsk);
Чувашская Республика (www.openclass.ru/chuvashia).
Дополнительные материалы по вопросам преподавания религиозных культур,
этики, сравнительного религиоведения также можно найти на тематических
интернетсайтах:
Электронная гуманитарная библиотека www.gumfak.ru:
Государственный музей истории религии www.gmir.ru.
Информация о религиозных организациях размещена на следующих интернет
ресурсах:
http://www.patriarchia.ru/ Официальный сайт Русской Православной Церкви
(Московский Патриархат), http://www.otdelro.ru/ Отдел религиозного образования
и катехизации РПЦ;
http://www.muslim.ru Совет муфтиев России;
http://www.buddhism.ru Российская ассоциация буддистов; http://www.feor.ru/ Федерация еврейских общин России.
Основные ресурсы сети общественного и правового характера, на которых могут
обсуждаться важные вопросы в связи с апробацией комплексного курса:
сайт Общественной палаты http://www.oprf.ru;
сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации
http://www.ombudsman.gov.ru (и соответствующие сайты уполномоченных по
правам человека в субъектах Российской Федерации).
Особенности преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Особенности преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Особенности преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Особенности преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Особенности преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Особенности преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Особенности преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Особенности преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Особенности преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Особенности преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.