Особенности преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Оценка 4.8

Особенности преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
религиоведение
4 кл
29.04.2018
Особенности преподавания курса  «Основы религиозных культур и светской этики»
Представлен материал- Особенности преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» Цель: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.обобщить знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимся в начальной школе
рекомендации.doc
Особенности преподавания курса  «Основы религиозных культур и светской этики» Цель: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному  нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных  традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу  с представителями других культур и мировоззрений.  Задачи:  познакомить обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской,  иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики; развить представлений младшего подростка о значении нравственных норм и  ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; обобщить знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали,  полученных обучающимся в начальной школе, и формирование у них ценностно­ смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие  отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на  ступени основной школы; развить способностей младших школьников к общению в полиэтничной и  многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя  общественного мира и согласия. Основными принципами организации преподавания ОРКСЭ являются: 1.Формирование ценностного отношения детей к миру, другим людям, самому себе в рамках ценностного подхода.  2.Основной методологический принцип реализации курса – культурологический  подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных  представлений о светской и религиозной культуре. В контексте данного учебно­ методического комплекта культура понимается как духовное и материальное  богатство народов мира, нашей страны, как образ жизни людей разных сообществ,  их обычаи, традиции и верования. 3.Воспитание  толерантного, уважительного отношения к «другим»  через умение и стремление узнать и понять их, учиться жить в мире и согласии, учить лучше  понимать  не только окружающих людей, но и через них ­  самого себя.  4. Решение задач социализации, усиления социальной функции образования –  постепенное формирование умения жить в многообразном мире, успешно  адаптироваться в нем, ориентироваться  в ситуациях.  При подготовке и проведении урока учитель должен понимать следующее: зачем и почему следует изучать основы религиозной культуры и светской этики в  школе; что является содержанием данного предмета;  как можно рассматривать факты религиозной культуры, не нарушая при этом  принципов научности и мировоззренческого плюрализма, лежащих в основе  современного школьного обучения.  При этом личностная мировоззренческая позиция самого педагога не должна быть  доминирующей в преподавании предмета, она должна быть социальна – это позиция диалога, уважительного отношения к мировоззрению другого, позиция  «недавления», «ненавязывания» своего собственного мировоззрения. Подбирая необходимые материалы, учитель ориентируется на некоторые  ожидаемые результаты, которые проверяются им в процессе диалога с учащимися  на уроке, взаимодействия во внеурочное время, в фиксации динамики их  повседневного поведения. При адекватном наполнении и функционировании  образовательной среды учитель вправе ожидать следующих результатов, которые  составляют важную часть диалоговых межконфессиональных компетенций  личности:  ­ понимание учащимися того, что конфессиональное разнообразие является  непреходящей ценностью, залогом выживания и устойчивого развития  человечества, что уважение его является фактором развития демократических и  гражданско­правовых основ жизни российского общества; ­ понимание учащимися, что их поведенческие модели – одни из многих  равноправных моделей поведения, в основе которых лежат некоторые этно­ конфессиональные принципы; носители различных моделей поведения должны  взаимодействовать между собой на основе «золотого правила нравственности»: не  делай другому того, чего не желаешь себе; ­ потребность в общении с представителем иной религиозно­культурной традиции,  стремление интегрировать усилия в решении общих задач;  ­ мотивация учащихся к осмыслению неожиданных для них поведенческих  реакций, рассмотрение их в контексте ценностей, символов и смыслов породившей их религиозно­культурной традиции; ­ стремление предотвращать и умение избегать конфликтных ситуаций, навыки  находить компромиссные решения выхода из конфликта, толерантное отношение к одноклассникам, к другим людям; ­ развенчивание устойчивых стереотипов в отношении носителей этих традиций; ­ определение собственной идентичности, рассмотрение её как элемента  исторически сложившегося этнокультурного, конфессионального, гражданского  сообщества; ­ осознанное моделирование возможных действий в нём, участие в мероприятиях  по социальному проектированию и улучшению реальных отношений в  социокультурной среде; ­ существенные изменения в сознании самого учителя, которые могут стать  факторами его профессионального и личностного совершенствования.   Направленность внимания обучающихся на самокоррекцию является важным  фактором повышения качества обучения навыкам межкультурного и  межконфессионального диалога. Преподавание данного курса предполагает решение учителем на уроке не только  познавательных, но и популяризаторских задач:  ­ точное, корректное и достаточное занимательное представление учащимся  многообразие религий, существующих в мире; ­ рассказ об истории их возникновения, географии распространения, основателях и пророках; ­ освещение особенностей учений различных религий (в первую очередь  нравственной составляющей этих учений);  ­ описание религиозных традиций, культуры, а также духовного и церковного  искусства (если оно существует).     Важным условием успешности организации образовательного процесса является  использование учителем интерактивных (диалоговых) методов работы,  исключающее монолог учителя. Это такие методы, в которых взаимодействие  между участниками диалога рассматриваются как важнейший образовательный  ресурс, позволяющий повысить развивающий потенциал процесса обучения:  беседы, обсуждение, дискуссии, диспуты, дилеммы, игры. На уроке рекомендуется использовать: выдержки из биографий религиозных  деятелей, литературных произведений, трудов учёных, статей и книг глав и  активных деятелей  различных конфессий; репродукции,  макеты культовых  сооружений, видеозаписи познавательных передач, развивающие учебные игры,  сборники познавательных задач и викторины на электронных носителях, альбомы  любительских фотографий, анкеты.  На занятиях может звучать музыка, рассказ учителя должен сопровождаться  демонстрацией памятников изобразительного искусства, архитектуры. Качество  воспроизведения видео и аудио иллюстраций должно быть достаточно  современным и технически совершенным. Следует помнить, что музыкальный и  изобразительный язык тех произведений, которые будут демонстрироваться в  курсе ОРКСЭ, непривычен и малопонятен для большинства школьников.  На уроках следует избегать излишнего количества сложных терминов, особенно из  иностранных и древних языков. Каждое введенное понятие или новый термин  должны быть исчерпывающе объяснены. Учитель заранее определяет, какие  понятия должны быть выделены для обязательного запоминания и оперативного  применения учащимися, какие потребуются им только для адекватного понимания конкретного материала, а какие вообще можно исключить, без ущерба для  понимания. Манера объяснения, лекции, беседы учителя должна быть максимально увлекательной, яркой, артистичной. Не следует бояться обозначать спорные  проблемы, рассказывать о загадках и неразрешенных тайнах истории. Иногда  полезно предварительно заинтриговать школьников, по мере возможности  драматизировать изложение материала. Полезно и эффективно использовать окружающую культурную и историческую  среду в учебных целях. Например, рассказ о православии будет эффективнее и  интереснее, если дополнить его впечатлениями от осмотра храма (экскурсией). В  ходе такой мини–экскурсии следует заострить внимание учащихся на внешнем и  внутреннем виде осматриваемого объекта. При этом нелишне учитывать, что храм  является культовым сооружением, где идут богослужения, а следовательно любая  экскурсионная или учебно­познавательная деятельность в нём или вокруг него  должна быть максимально деликатной и тактичной.  Некоторые уроки по курсу могут проводиться на природе, в окружении  архитектурных и исторических памятников. Краеведческий элемент будет  способствовать решению еще одной  задачи – воспитания уважительного и бережного отношения к старине, отечественному религиозному и культурному  наследию.  Преподаватель должен позаботиться о комфортной среде обучения, аудиториях  для игровых занятий. Организация учебного пространства является важнейшей  составляющей, которая обусловливает эффективность интерактивного обучения:  диалогичные формы взаимодействия предполагают, что собеседники обращены  лицом друг к другу, поэтому мебель должна быть расставлена таким образом,  чтобы имелась возможность визуального контакта участников, преподавателя, их  свободного перемещения в аудитории. Учёт возрастных и психологических особенностей той возрастной группы  учащихся (учащимися 4­5 классов). Дружелюбная, гуманная обстановка,  снимающая напряжение и излишние волнения, способствует формированию  открытости, взаимной заинтересованности, доверия друг к другу, взаимной  поддержке, осознанию участниками образовательного процесса ценности других  людей. Реализация одной из задач нового предмета: воспитание у школьников  толерантности к традициям, укладу жизни других народов, если каждый будет  изучать свое. Первый урок курса ОРКСЭ (при изучении любого из 6 модулей)  посвящен теме «Россия – наша Родина», в рамках которого ученик знакомится с  такими понятиями, как Отечество, культура и религия, а также делаются попытки  их соотнести. Конспект урока прилагается (см. Приложение 1). Рекомендуется последние три­четыре урока посвятить защитам проектных работ,  которые учащиеся составляют в течение года индивидуально или в группах. Все  итоговые работы выполняются с учетом общих задач курса и с выходом на диалог  культур и традиции многонационального народа России. Защита работ  осуществляется на общеклассных или общешкольных мероприятиях.  Независимого от того, какую религиозную культуру изучал школьник, в ходе  мероприятия он знакомится и с другими культурами. Примерные темы итоговых проектных работ: «Святые воины русской земли.  Дмитрий Донской»; «Герои России. Имена героев ВОВ в названии улиц САО»;  «Памятники религиозной культуры в моём городе»; «Блюда национальной кухни»; «С чего начинается Родина…»; «Уроки доброты»; «Христианское отношение к  природе» и др. Формы продуктов проектов: Web­сайт, атлас, карта, видеофильм, выставка, газета, журнал, костюм, модель, коллекция, игра, мультимедийный продукт, музыкальное  или художественное произведение, постановка, праздник, экскурсия, поход.  Формы защиты итоговых работ: игра, демонстрация продукта, выполненного на  основе информационных технологий, инсценировка­диалог литературных или  исторических персонажей, доклад, пресс­конференция, путешествие, экскурсия,  ролевая игра, спектакль, соревнование, телепередача и т.д. При организации образовательного процесса для детей, находящихся на домашнем  обучении рекомендуется руководствоваться следующими нормативными  документами: Закон «Об образовании» (ст. 10, 12, 32). Вышеуказанные нормативные документы учитывается при формировании плана  общеобразовательного учреждения.  Оплата за преподавание курса ОРКСЭ. При наличии в классе обучающихся,  выбравших различные модули, вносятся изменения в положение об оплате труда  общеобразовательного учреждения. Определяется минимальное количество  человек в группе. Возможно осуществлять стимулирующие выплаты из  стимулирующей части фонда оплаты труда.    В журнале успеваемости обучающихся фиксируется следующее:  список обучающихся по ими выбранному модулю; наименование дисциплины – [Комплексный учебный курс ОРКСЭ. Модуль  «Основы мировых религиозных культур»] (или Модуль «Основы светской этики»,  или Модуль «Основы православной культуры», или Модуль «Основы буддийской  культуры», или Модуль «Основы иудейской культуры», или Модуль «Основы  исламской культуры»). Примечание: в квадратных скобках указано полное  название предмета, где вариативным является только название модуля.   Рекомендуется внести следующие изменяя в нормативные документы: внести изменения в структуру и содержание образовательной программы ОУ,  основной образовательной программы ступени начального общего образования,  программы развития школы;  доработать программы, входящие в ОПП, в связи с введением новой  образовательной области – «Духовно­нравственная культура народов России»; внести изменения в систему оценивания, которая включает описание планируемых  результатов образования, перечень показателей достижения планируемых   результатов и инструментарий для оценки их достижения в курсе ОРКСЭ; внести изменения в базисный учебный план школы, разработка рабочих программ  учебного курса, его модулей и др. материалов. Примерный учебный план (начальное общее образование) для  общеобразовательных учреждений Кемеровской области в рамках реализации  государственного образовательного стандарта на 2012­2013 уч.год (от 28.02.2012 №460) Учебные предметы Русский язык Литературное чтение Иностранный язык Математика Окружающий мир  Искусство (Музыка и  ИЗО) Технология (Труд) Физическая культура Основы религиозных  Количество часов в неделю 2 класс 5* 4* 2 4 2 2 3 класс 5* 3* 2 4 2 2 4 класс 5* 3* 2 4 2 2 1 3 2 3 2 3 1 итого 15 10 6 12 6 6 5 9 1 1 2 1 2 24 1 23 1 23 1 культур и светской  этики ИТОГО Региональный  (национально­ региональный)  компонент Информатика и ИКТ Компонент  образовательного  учреждения Предельно допустимая  аудиторная нагрузка  при 6­дневной учебной  неделе Предельно допустимая  аудиторная нагрузка  при 5­дневной учебной  неделе  Примечание  * количество часов указано с учетом часов, выделенных на изучение родного языка и литературы согласно приказу Министерства образования и науки РФ от  30.08.2010 № 889, (в случае 5­дневной учебной недели уменьшаются на 1 час)  26 23 26 23 23** 70 3 3 5 78 69 1 1 26 Выбор модуля комплексного учебного курса ОРКСЭ Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без  согласия его родителей (законных представителей) не допускается. Представители школьной администрации, учителя, работники органов управления образованием  ни в коем случае не должны выбирать за семью модуль курса для обучения, без  учёта мнения родителей учащегося определять, какой именно модуль будет  изучать ребёнок. Организация процедуры выбора в обязательном порядке должна  включать участие школьного совета. Результаты выбора должны быть  зафиксированы протоколами родительских собраний и письменными заявлениями  родителей о выборе определённого модуля для обучения своего ребёнка.  В течение года у родителей (законных представителей) не будет возможности  изменить решение в пользу другого модуля.  Особенности организации внеурочной деятельности в рамках курса ОРКСЭ В процессе духовно­нравственного развития во внеучебное время  применяются  различные формы и виды работы. Их выбор зависит от программы духовно­ нравственного развития и воспитания на ступени начального общего образования как составной части образовательной программы школы, содержания  воспитательной деятельности, от её направленности.  Рекомендуется проводить работу с родителями, которые могут непосредственно  участвовать почти во всех внеклассных и внешкольных мероприятиях. Возможный  вариант привлечения родителей ­ это разработка плана действий по организации  внеклассной и внешкольной работы по данному курсу. Она  может  быть  подготовлена общими усилиями детей, родителей, педагогов. Данная работа  позволит определить  общественный заказ школе по духовно­нравственному  воспитанию.  При организации и проведении экскурсий преподаватель руководствуется  положениями, обозначенными в локальном акте, регулирующем экскурсионно­ образовательную деятельность педагогов в рамках курса ОРКСЭ. При организации вышеобозначенного мероприятия требуются: письменное согласие родителей  (законных представителей), согласие представителей религиозных организаций,  уведомления педагогов об ответственности за жизнь, безопасность и здоровье  детей при осуществлении экскурсионных маршрутов. В ходе проведения внешкольного мероприятия (экскурсии) придерживаться  заранее разработанного и утвержденного плана.    Основные подходы к организации оценивания уровня подготовки обучающихся  по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» В соответствии с пунктом 3 статьи 15 Закона Российской Федерации «Об  образовании» образовательное учреждение самостоятельно в выборе системы  оценок. Система оценивания в каждом классе, учебной группе может  определяться, исходя из конкретной ситуации (готовность учащихся к изучению  материала, новизна его для них, численность групп и другое). При оценивании  уровня подготовки обещающихся учитель руководствуется требованиями,  зафиксированными в положении о системе оценивания достижений обучающихся  (разработанными и утвержденными на базе ОУ).   Формализованные требования по оценке успеваемости по результатам освоения  курса не предусматриваются. При оценивании достижений обучающихся при изучении курса ОРКСЭ  предлагается качественная взаимооценка в виде создания и презентации  творческих проектов. Результаты подготовки и защиты творческих продуктов и  проектов могут учитываться при формировании портфолио обучающихся.  При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система  оценивания уровня подготовки обучающихся. Оценка результатов по модулям  предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в  форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их  обсуждения в классе.  Результаты индивидуальной и групповой проектной деятельности (обязательно для всех обучающихся) представляются в форме реферата, презентации или  творческой работы любого вида. Проверка теоретических знаний по предмету предполагает ответы на вопросы,  тесты с выбором правильного ответа, отгадывание кроссвордов по изученным  темам, творческие проекты, исследовательская деятельность которых основана на  теоретическом материале.  Учащиеся должны уметь: осмысливать задачу, находить информацию, несколько  вариантов решения проблемы, работать в коллективе, инициировать учебное  взаимодействие со взрослыми, связно излагать материал, уверенно держать себя во время выступления, отвечать на вопросы, анализировать собственные достижения.  Прохождение материала по предмету фиксируется в журнале успеваемости  обучающихся. Система оценивания результатов безотметочная. По итогам года  обучающийся аттестуется или не аттестуется (запись в журнале ­ изучено/не  изучено, зачет/не зачет).  Оценка деятельности педагога в рамках курса  «Основы религиозных культур и светской этики» Анализ урока включает следующие основные этапы: Подготовка эксперта к посещению урока. Наблюдения за ходом урока, деятельностью педагога и учащихся, постановка  вопросов педагогу (см. Приложение 2).  Заслушивание самоанализа урока. Совместная аналитико­оценочная деятельность эксперта и педагога, советы и  рекомендации педагогу. Использование результатов посещения данного урока в целях оптимизации учебно­ воспитательного процесса на уроках по основам религиозных культур и светской  этики. Перспективы развития курса ОРКСЭ Письмо Аппарата Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 г. №  П44­46135 «Об исполнении подпункта 2 «б» пункта 1 протокола заседания  Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве Российской  Федерации» о расширении курса ОРКСЭ и обязательного преподавания его на всех ступенях школьного образования Минобрнауки России после окончания 2012/13  учебного года и праве самостоятельно вводить в образовательную программу  востребованные обучающимися и их родителями курсы в рамках регионального и  школьного компонентов. Информационное обеспечение курса ОРКСЭ С целью обеспечения учителя необходимой информацией для успешного  преподавания курса подготовлены книга для учителя; справочные материалы для  общеобразовательных учреждений и книга для родителей. Академией повышения квалификации и профессиональной переподготовки  работников образования при участии Минобрнауки России создан и сопровождается специализированный портал: www.orkce.ru, начавший работу в  сентябре 2010 года. Информация на портале размещена в следующих разделах:  "Новости и СМИ об ОРКСЭ", "Нормативные материалы", "Методический кабинет  преподавателя­тренера и тьютора", "Региональный опыт апробации". Для обмена  мнениями на портале располагается форум. Материалы по организации и ведению курса ОРКСЭ размещены на сайте   Кузбасского регионального института повышения квалификации и переподготовки работников образования (КРИПКиПРО) ­ http://ipk.kuz­edu.ru. Для обмена  мнениями на сайте располагается форум.  Практические разработки учителей и электронные образовательные ресурсы по  тематике курса также размещаются на сайтах: Федеральный центр информационно­образовательных ресурсов ­ http://fcior.edu.ru; Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов ­ http://school­ collection.edu.ru. Информационно­методическое сопровождение различных проектов в рамках  создания и развития социально­педагогических сообществ в сети Интернет  (учителей, социальных педагогов, социальных работников, методистов,  преподавателей системы дополнительного образования и родителей),  ориентированных на обучение и воспитание учащихся общеобразовательных  учреждений, реализуется Национальным фондом подготовки кадров совместно с  рядом субъектов Российской Федерации, в том числе участвующих в апробации  комплексного курса.  Основной ресурс сети социально­педагогических сообществ представлен по  адресу: www.openclass.ru.  В субъектах Российской Федерации: Вологодская область (www.openclass.ru/vologda); Калининградская область (www.openclass.ru/kaliningrad); Камчатский край (www.openclass.ru/kamchatka); Пензенская область (www.openclass.ru/penza); Тамбовская область (www.openclass.ru/tambov); Томская область (www.openclass.ru/tomsk); Чувашская Республика (www.openclass.ru/chuvashia). Дополнительные материалы по вопросам преподавания религиозных культур,  этики, сравнительного религиоведения также можно найти на тематических  интернет­сайтах: Электронная гуманитарная библиотека ­ www.gumfak.ru: Государственный музей истории религии ­ www.gmir.ru. Информация о религиозных организациях размещена на следующих интернет­ ресурсах: http://www.patriarchia.ru/ Официальный сайт Русской Православной Церкви  (Московский Патриархат), http://www.otdelro.ru/ Отдел религиозного образования  и катехизации РПЦ; http://www.muslim.ru Совет муфтиев России; http://www.buddhism.ru Российская ассоциация буддистов; http://www.feor.ru/ Федерация еврейских общин России. Основные ресурсы сети общественного и правового характера, на которых могут  обсуждаться важные вопросы в связи с апробацией комплексного курса: сайт Общественной палаты ­ http://www.oprf.ru; сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации ­  http://www.ombudsman.gov.ru (и соответствующие сайты уполномоченных по  правам человека в субъектах Российской Федерации).

Особенности преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Особенности преподавания курса  «Основы религиозных культур и светской этики»

Особенности преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Особенности преподавания курса  «Основы религиозных культур и светской этики»

Особенности преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Особенности преподавания курса  «Основы религиозных культур и светской этики»

Особенности преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Особенности преподавания курса  «Основы религиозных культур и светской этики»

Особенности преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Особенности преподавания курса  «Основы религиозных культур и светской этики»

Особенности преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Особенности преподавания курса  «Основы религиозных культур и светской этики»

Особенности преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Особенности преподавания курса  «Основы религиозных культур и светской этики»

Особенности преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Особенности преподавания курса  «Основы религиозных культур и светской этики»

Особенности преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Особенности преподавания курса  «Основы религиозных культур и светской этики»

Особенности преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Особенности преподавания курса  «Основы религиозных культур и светской этики»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.04.2018