Группы здоровья. В соответствии с указанными критериями выделяют следующие группы здоровья:
1‑я группа – здоровые, нормально развивающиеся, без функциональных отклонений. Сюда относятся школьники без хронических заболеваний, не болевшие или редко болевшие за период наблюдения и имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно‑психическое развитие. К этой группе относятся 20 – 25% школьников, и такое наполнение первой группы не изменилось за последние 50 лет. Но сейчас характеристика здоровья этих детей не совсем объективна, так как к первой группе чаще всего относят тех, кому просто не поставили диагноз, хотя у них несомненно снижены адаптационные возможности, т.е. они находятся в «третьем состоянии».
2‑я группа – здоровые, при наличии функциональных или небольших морфологических отклонений. Это не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения, а также часто (четыре и более раз в году) или длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеющие школьники. Эта группа имеет довольно расплывчатые критерии, поэтому отнесение к ней конкретного школьника часто является компетенцией (или некомпетенцией) врача.
3‑я группа – больные в компенсированном состоянии: имеющие хронические заболевания или врожденную патологию в состоянии компенсации с редкими и нетяжело протекающими обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия.
4‑я группа – больные в субкомпенсированном состоянии: имеющие хронические заболевания или врожденную патологию в состоянии субкомпенсации с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным характером реконвалесценции после острых заболеваний.Группы здоровья. В соответствии с указанными критериями выделяют следующие группы здоровья:
1‑я группа – здоровые, нормально развивающиеся, без функциональных отклонений. Сюда относятся школьники без хронических заболеваний, не болевшие или редко болевшие за период наблюдения и имеющие нормальное, соответствующее возрасту физическое и нервно‑психическое развитие. К этой группе относятся 20 – 25% школьников, и такое наполнение первой группы не изменилось за последние 50 лет. Но сейчас характеристика здоровья этих детей не совсем объективна, так как к первой группе чаще всего относят тех, кому просто не поставили диагноз, хотя у них несомненно снижены адаптационные возможности, т.е. они находятся в «третьем состоянии».
2‑я группа – здоровые, при наличии функциональных или небольших морфологических отклонений. Это не страдающие хроническими заболеваниями, но имеющие некоторые функциональные и морфологические отклонения, а также часто (четыре и более раз в году) или длительно (более 25 дней по одному заболеванию) болеющие школьники. Эта группа имеет довольно расплывчатые критерии, поэтому отнесение к ней конкретного школьника часто является компетенцией (или некомпетенцией) врача.
3‑я группа – больные в компенсированном состоянии: имеющие хронические заболевания или врожденную патологию в состоянии компенсации с редкими и нетяжело протекающими обострениями хронического заболевания без выраженного нарушения общего состояния и самочувствия.
4‑я группа – больные в субкомпенсированном состоянии: имеющие хронические заболевания или врожденную патологию в состоянии субкомпенсации с нарушениями общего состояния и самочувствия после обострения, с затяжным характером реконвалесценции после острых заболеваний.
Особенности проведения
Особенности проведения
занятий физической
занятий физической
культуры со студентами
культуры со студентами
специальной
специальной
медицинской группы
медицинской группы
ИЗ ПИСЬМА МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ИЗ ПИСЬМА МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
ПИСЬМО
31 октября 2003 г.
31 октября 2003 г.
N 1351263/123
N 1351263/123
ЗДОРОВЬЯ
ЗДОРОВЬЯ
ЗАНЯТИЙ
ЗАНЯТИЙ
ОБ ОЦЕНИВАНИИ И АТТЕСТАЦИИ
ОБ ОЦЕНИВАНИИ И АТТЕСТАЦИИ
УЧАЩИХСЯ, ОТНЕСЕННЫХ ПО СОСТОЯНИЮ
УЧАЩИХСЯ, ОТНЕСЕННЫХ ПО СОСТОЯНИЮ
К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ ДЛЯ
К СПЕЦИАЛЬНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ГРУППЕ ДЛЯ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ
• В целях дифференцированного подхода к
организации уроков физической культуры
все обучающиеся общеобразовательных
учреждений в зависимости от состояния
здоровья делятся на три группы: основную,
подготовительную и специальную
медицинскую. Занятия в этих группах
отличаются объемом и структурой
физической нагрузки, а также требованиями
к уровню освоения учебного материала.
• Основная медицинская группа
включает подростков без
отклонений в состоянии
здоровья( или с незначительными
отклонениями), имеющими
достаточную физическую
подготовленность.
• Обучающиеся с недостаточным
физическим развитием и низкой
физической подготовленностью или
имеющие незначительные отклонения в
состоянии здоровья относятся к
подготовительной медицинской группе.
• Этой категории обучающихся разрешается заниматься
физической культурой по программе для основной группы с
учетом некоторых ограничений в объеме и интенсивности
физических нагрузок (в том числе временных).
• Обучающиеся, которые на основании
медицинского заключения о состоянии
их здоровья не могут заниматься
физической культурой по программе
для основной группы , относятся к
специальной медицинской группе
(СМГ).
Специальную медицинскую группу
Специальную медицинскую группу
условно можно разделить на две
условно можно разделить на две
подгруппы:
подгруппы:
• подгруппа «Б»:
(обучающиеся с
патологическими
отклонениями
(необратимыми
заболеваниями).
• подгруппа «А»:
(обучающиеся с
обратимыми
заболеваниями,
которые после лечебно
оздоровительных
мероприятий могут
быть переведены в
подготовительную
группу)
Основные задачи физического
Основные задачи физического
воспитания учащихся, отнесенных к СМГ:
воспитания учащихся, отнесенных к СМГ:
•
•
•
•
укрепление здоровья, ликвидация или стойкая
компенсация нарушений, вызванных заболеванием;
улучшение показателей физического развития;
освоение жизненно важных двигательных умений,
навыков и качеств;
постепенная адаптация организма к воздействию
физических нагрузок, расширение диапазона
функциональных возможностей физиологических
систем организма;
•
•
•
•
•
•
формирование волевых качеств личности и
интереса к регулярным занятиям физической
культурой;
воспитание сознательного и активного отношения к
ценности здоровья и здоровому образу жизни;
овладение комплексами упражнений, благоприятно
воздействующими на состояние организма
обучающегося, с учетом имеющегося у него
заболевания;
обучение правилам подбора, выполнения и
самостоятельного формирования комплекса
упражнений утренней гигиенической гимнастики с
учетом рекомендаций врача и педагога;
обучение способам самоконтроля при выполнении
физических нагрузок различного характера;
соблюдение правил личной гигиены,
рационального режима труда и отдыха,
полноценного и рационального питания.
Занятия физической культуры для учащихся
специальной медицинской группы
планируются после основных занятий из
расчета дватри раза в неделю. Кроме того,
учащиеся специальной медицинской группы
посещают уроки физической культуры для
остальных школьников. На этих занятиях они
выполняют преимущественно упражнения
корригирующей и дыхательной гимнастики,
лечебной физической культуры.
Особенности нагрузки в СМГ
Особенности нагрузки в СМГ
• Для учащихся группы «А» нагрузки
постепенно возрастают по интенсивности и
объему согласно адаптационным и
функциональным возможностям организма.
Двигательные режимы рекомендуется
проводить при частоте пульса 120–130
уд./мин. в начале четверти и довести
интенсивность нагрузки до 140–150 уд./мин.
в основной части урока к концу четверти.
Аттестация учащихся
Аттестация учащихся
специальной медицинской
специальной медицинской
группы
группы
Аттестация учащихся специальной медицинской группы состоит
из двух частей: теоретической и практической.
Содержание практической части позволяет оценить качество
выполнения упражнений по видам практических заданий:
– выполнение комплексов упражнений на развитие дыхательной
системы (грудное, брюшное, смешанное дыхание);
– выполнение комплексов упражнений на развитие основных
физических качеств;
– выполнение доступных технических действий и использование
различных приемов в игровых видах спорта;
– контроль уровня физической нагрузки по показателям пульса
(частоты сердечных сокращений);
– выполнение посильных комплексов упражнений на тренажерах и
другом спортивном оборудовании.
Учащиеся, отнесенные по состоянию
здоровья к специальной медицинской
группе «Б», не имеющие
противопоказаний к занятиям лечебной
физической культурой, в обязательном
порядке посещают занятия лечебной
физкультурой, организованные в
поликлинике по месту жительства.
Допустимы самостоятельные занятия в
домашних условиях по комплексам,
предложенным врачом поликлиники.