«Особенности психического развития младшего школьника»
Оценка 5

«Особенности психического развития младшего школьника»

Оценка 5
Научные работы
docx
психологическая работа +1
Взрослым
23.09.2018
«Особенности психического развития младшего школьника»
Глубокие изменения, происходящие в облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире.контрольная работа по психологии
к.р по психологии.docx
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АНЖЕРО­СУДЖЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ Контрольная работа  ОП 02  Психология Вариант 1 Тема: «Особенности психического развития младшего школьника»                                                                   Выполнила:. Анохина И.Н.                                                                 Анжеро – Судженск, 2018г. Оглавление Введение…………………………………………………………………………………3 1. Учебная деятельность как ведущая деятельность в младшем школьном возрасте,  ее  характеристика……………………………………………………………………….4 2. Особенности развития познавательной сферы……………………………………… 6 3. Эмоциональная сфера младшего школьника, ее особенности……………………… 8 Заключение…………………………………………………………………………..…10 Список источников…………………………………………………………………..…11 2 Введение Глубокие   изменения,   происходящие   в   облике   младшего   школьника, свидетельствуют   о   широких   возможностях   развития   ребенка   на   данном возрастном   этапе.   В   течение   этого   периода   на   качественно   новом   уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий   мир   и   самого   себя,   приобретающего   собственный   опыт действования в этом мире. Младший школьный возраст является сензитивным:  для   формирования   мотивов   учения,   развития   устойчивых познавательных потребностей и интересов;  развития   продуктивных   приемов   и   навыков   учебной   работы, умения учиться;   раскрытия индивидуальных особенностей и способностей; развития   навыков   самоконтроля,   самоорганизации   и саморегуляции;  становления   адекватной   самооценки,   развития   критичности   по отношению к себе и окружающим;   усвоения социальных норм, нравственного развития; развития   навыков   общения   со   сверстниками,   установления прочных дружеских связей. Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития:   преобразуется   интеллект,   личность,   социальные   отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший   школьник   активно   включен   и   в   другие   виды   деятельности  (игра, элементы   трудовой   деятельности,   занятия   спортом,   искусством),   в   ходе которых совершенствуется и закрепляются новые достижения ребенка. 3 Младший   школьный   возраст   –   это   период   позитивных   изменений   и преобразований.   Поэтому   так   важен   уровень   достижений,   осуществленных ребенком   на   данном   возрастном   этапе.   Если   в   этом   возрасте   ребенок   не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить,   не   обретет уверенность в   своих   способностях   и   возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Большинство этих позитивных достижений (организованность, самоконтроль, заинтересованное отношение к учению)   внешне   могут   быть   утеряны   ребенком   на   пике   глобальной перестройки подросткового возраста. Чем больше позитивных приобретений будет   у   младшего   школьника,   тем   легче   он   справится   с   предстоящими сложностями подросткового возраста. В   данном   реферате   рассматриваются   особенности   ведущей деятельности   младшего   школьника   и   различные   новообразования   этого возраста.             1.Учебная деятельность как ведущая деятельность в младшем школьном возрасте,   ее  характеристика Ребенок   становится   школьником   тогда,   когда   обретает   внутреннюю позицию школьника. В   младшем   школьном   возрасте   учебная   деятельность   становится ведущей.   Рассмотрим   кратко   компоненты   учебной   деятельности,   в соответствии с представлениями Д.Б. Эльконина. Первый   компонент   ­ мотивация.   Учебная   деятельность полимотивирована   ­   она   побуждается   и   направляется   разными   учебными мотивами. Среди них есть мотивы, наиболее адекватные учебным задачам; если   они   формируются   у   ученика,   его   учебная   работа   становится осмысленной   и   эффективной.   Д.Б.   Эльконин   называет   их   учебно­ познавательными мотивами. В их основе лежат познавательная потребность и 4 потребность в саморазвитии. Это интерес к содержательной стороне учебной деятельности, к тому, что изучается, и интерес к процессу деятельности ­ как, какими   способами   достигаются   результаты,   решаются   учебные   задачи. Ребенок   должен   быть   мотивирован   не   только   результатом,   но   и   самим процессом   учебной   деятельности.   Это   также   мотив   собственного   роста, самосовершенствования, развития своих способностей. Второй   компонент   ­   учебная   задача,   т.е.   система   заданий,   при выполнении которых ребенок осваивает наиболее общие способы действия. Учебную задачу необходимо отличать от отдельных заданий. Обычно дети, решая много конкретных задач, сами стихийно открывают для себя общий способ  их решения,  причем этот  способ  оказывается  осознанным  в разной мере у разных учеников, и они допускают ошибки, решая аналогичные задачи. Развивающее   обучение   предполагает   совместное   "открытие"   и формулирование детьми и учителем общего способа решения целого класса задач.   В   этом   случае   общий   способ   усваивается   как   образец   и   легче переносится   на   другие   задачи   данного   класса,   учебная   работа   становится более продуктивной, а ошибки встречаются не так часто и быстрее исчезают. Учебные   операции   (третий   компонент)   входят   в   состав   способа действий. Операции и учебная задача считаются основным звеном структуры учебной деятельности. Программы обучения часто предусматривают поэтапную отработку по системе   П.Я.Гальперина.  Ученик,  получив   полную   ориентировку   в  составе операций   (включая   определение   последовательности   своих   действий), выполняет   операции   в   материализованной   форме,   под   контролем   учителя. Научившись   это   делать   практически   безошибочно,   он   переходит   к проговариванию и, наконец, на этапе сокращения состава операций, быстро решает задачу в уме, сообщая учителю готовый ответ. 5 Четвертый   компонент   ­   контроль.   Первоначально   учебную   работу контролирует учитель. Но постепенно они начинают контролировать ее сами, обучаясь этому отчасти стихийно, отчасти под руководством преподавателя. Без   самоконтроля   невозможно   полноценное   развертывание   учебной деятельности,   поэтому   обучение   контролю   ­   важная   и   сложная педагогическая   задача.   Недостаточно   контролировать   работу   только   по конечному   результату   (верно   или   неверно   выполнено   задание).   Ребенку необходим так называемый пооперационный контроль ­ за правильностью и полнотой   выполнения   операций,   т.е.   за   процессом   учебной   деятельности. Научить ученика контролировать сам процесс своей учебной работы ­ значит, способствовать формированию такой психической функции, как внимание. Последний   этап   контроля   ­   оценка. Ее   можно   считать   пятым компонентом структуры учебной деятельности. Ребенок, контролируя свою работу,   должен   научиться   адекватно   ее   оценивать.   При   этом   также недостаточно общей оценки ­насколько правильно и качественно выполнено задание; нужна оценка своих действий ­ освоен способ решения задач или нет, какие операции еще не отработаны. Учитель, оценивая работу учеников, не ограничивается   выставлением   отметки.   Для   развития   саморегуляции   детей важна не отметка как таковая, а содержательная оценка ­ объяснение, почему поставлена эта отметка, какие плюсы и минусы имеет ответ или письменная работа.   Содержательно   оценивая   учебную   деятельность,   ее   результаты   и процесс, учитель задает определенные ориентиры ­ критерии оценки, которые должны быть усвоены детьми. Но у детей есть и свои критерии оценки. Как показала А.И. Липкина, младшие школьники высоко оценивают свою работу, если   они   потратили   на   нее   много   времени,   вложили   много   сил,   старания, независимо от того, что они получили в результате. К работе других детей они относятся обычно более критически, чем к своей собственной. В связи с этим 6 учеников учат оценивать не только свою работу, но и работу одноклассников по общим для всех критериям.               2.  Особенности развития познавательной сферы Доминирующей   функцией   в   младшем   школьном   возрасте   становится мышление.   Завершается   наметившийся   в   дошкольном   возрасте   переход   от наглядно­образного к словесно­логическому мышлению. Образное мышление все меньше и меньше оказывается необходимым в учебной деятельности. В конце младшего школьного возраста проявляются индивидуальные различия: среди детей психологами выделяются группы "теоретиков" или "мыслителей", которые   легко   решают   учебные   задачи   в   словесном   плане,   "практиков", которым   нужна   опора   на   наглядность   и   практические   действия,   и "художников" с ярким образным мышлением. У детей в связи с развитием функции   мышления   к   концу   младшего   школьного   возраста   развивается способность   к   анализу  (это   проявляется,  прежде   всего,   в  анализе   условий решаемых задач), специфическая рефлексия ( в том числе и в межличностных отношениях, способность удерживать задачу и решать ее во внутреннем плане. У   большинства   детей   наблюдается   относительное   равновесие   между разными   видами   мышления.   Важное   условие   для   формирования теоретического мышления ­ формирование научных понятий. Теоретическое мышление   позволяет   ученику   решать   задачи,  ориентируясь   не   на   внешние, наглядные   признаки   и   связи   объектов,   а   на   внутренние,   существенные свойства и отношения. Развитие теоретического мышления зависит от того, как и чему учат ребенка, т.е. от типа обучения. (Система, разработанная Д.Б. Элькониным и В.В. Давыдовым; Л.В. Занков). В   начале   младшего   школьного   возраста   восприятие   ­   недостаточно дифференцированно.   Для   того   чтобы   ученик   более   тонко   анализировал качества объектов, учитель должен проводить специальную работу, обучая его   наблюдению.  Если   для   дошкольников   было   характерно   анализирующее 7 восприятие, то к концу младшего школьного возраста, при соответствующем обучении, появляется синтезирующее восприятие. Развивающийся интеллект создает   возможность   устанавливать   связи   между   элементами воспринимаемого. Память развивается в двух направлениях ­ произвольности и   осмысленности.   Дети   непроизвольно   запоминают   учебный   материал, вызывающий у них интерес, преподнесенный в игровой форме, связанный с яркими наглядными пособиями и т.д. Но, в отличие от дошкольников, они способны   целенаправленно,   произвольно   запоминать   материал,   им   не интересный. С каждым годом все в большей мере обучение строится с опорой на   произвольную   память.   В   младшем   школьном   возрасте   развивается внимание.   Без   достаточной   сформированности   этой   психической   функции процесс   обучения   невозможен.   На   уроке   учитель   привлекает   внимание учеников к учебному материалу, удерживает его длительное время. Таким   образом,   основными   новообразованиями   младшего   школьного возраста в познавательной сфере можно считать: 1. качественно   новый   уровень   развития   произвольной   регуляции поведения и деятельности, в том числе и «внутренней», психической; 2. 3. рефлексию, анализ, внутренний план действий; развитие познавательного отношения к действительности. 3.Эмоциональная сфера младшего школьника, ее особенности. Эмоциональное развитие ребенка происходит постепенно в общении с окружающими людьми и в процессе различных видов деятельности ­ игры, учения,   труда.   Расширение   эмоционального   опыта   ребенка,   его   глубина   и модальность   в   значительной   степени   определяют   направленность развивающейся личности.                        Эмоциональную   жизнь   младшего   школьника   формируют взаимоотношения   с   учителем,   процесс   учения,   отношения   в   семье   с родителями, коллектив класса ­ отношения с одноклассниками и положение в 8 коллективе.                      Младших   школьников   отличают   высокая   эмоциональная впечатлительность,   отзывчивость   на   все   яркое,   необычное.   Монотонные, скучные занятия резко снижают познавательный интерес в этом возрасте и порождают отрицательное отношение к учению. Огромное место в сознании младшего школьника занимает учитель. Его отношение к ребенку, его оценки, его высказывания, пожелания и требования определяют в большой степени и самочувствие   ребенка,   и   его   настроение,   и   особенности   формирующейся самооценки.  Исследования   психологов   показали,   что   уже   у   первоклассников складывается   особое   отношение   к   учителю,   которое   переживается   весьма остро: положительное, когда ребенок принимает личность учителя, проявляя доброжелательность, открытость в общении с ним; отрицательное, когда он не принимает учителя, ведет себя агрессивно, грубо или замкнуто; конфликтное, при котором у детей возникает противоречие между неприятием личности   но   острым   интересом   к   его   личности.  учителя   и   скрытым,           Положительное отношение, доверие к учителю создают благоприятный эмоциональный   фон   учения   и   вызывают   желание   заниматься   учебной деятельностью,   способствуют   формированию   познавательного   мотива, отрицательное   отношение   препятствует   этому.   В   младших   классах   школы отрицательное   отношение   к   учителю   встречается   довольно   редко,   а часто.  конфликтное весьма   ­                При конфликтном отношении у детей задерживается формирование познавательной мотивации, так как потребность в доверительном общении с учителем сочетается у них с недоверием к нему самому, а следовательно, и к той деятельности, которой он занимается, в отдельных случаях ­ со страхом перед   учителем.   Такие   дети   часто   замкнуты,   ранимы   или,   наоборот, равнодушны,   невосприимчивы   к   указаниям   учителя,   безынициативны.   В 9 общении   с   учителем   они   проявляют   вынужденную   покорность,   смирение, приспособиться.  порой стремление                       Обычно   дети   не   осознают   причины   собственных   переживаний, неустроенности, огорчений, к сожалению, подчас не понимают ее и взрослые. Первоклассники   из­за   недостаточного   жизненного   опыта   склонны преувеличивать и глубоко переживать кажущуюся им строгость со стороны учителя.   Сложившаяся   ситуация   нередко   недооценивается   учителями   на самом   начальном   этапе   обучения.   Между   тем   это   чрезвычайно   важно:   в последующих   классах   отрицательные   эмоции   могут   закрепиться   и перенестись   на   учебную   деятельность   в   целом,   на   взаимоотношения   с учителями и одноклассниками, что может привести к серьезным нарушениям в   психическом   и   личностном   развитии   школьников.   Возникающие познавательные   потребности   развиваются   лишь   тогда,   когда   деятельность приносит удовольствие и удовлетворение, т.е. если она удается ребенку и он чувствует себя нужным и любимым как в своей семье, так и в школе.              Заключение Преобразования   познавательной   сферы,   происходящие   в   младшем школьном   возрасте,   имеют   чрезвычайно   важное   значение   для   дальнейшего полноценного развития психики. Специальные исследования показывают, что при преобладающей в настоящее время системе начального обучения процесс этот   нередко   протекает   стихийно.   У   многих   детей   к   концу   младшего школьного   возраста   отмечается   недостаточная   сформированность произвольного   внимания,   произвольной   памяти,   способности   к   регуляции умственных   действий.   Истинное   их   развитие   подменяется   усвоением стереотипных способов действия в стандартных условиях. Исходя из этого, перед психологом, работающим с учениками младших классов, очень часто встает задача целенаправленного развития познавательных процессов детей. 10 В реальной деятельности познавательные процессы функционируют  не изолированно   друг   от   друга,   а   представляют   собой   сложную   систему.   преимущественно   на Поэтому   развивающая   работа, совершенствование   отдельного   психического   процесса,   будет   влиять   не    направленная, только   на   его   собственную   продуктивность,   но   и   на   уровень функционирования познавательной сферы в целом. Ориентируя   работу   на   развитие   недостаточно   сформированного психического процесса, не следует оставлять без внимания и другие стороны познавательной   сферы.   Составление   развивающих   программ   для   детей, имеющих   различные   недостатки   познавательных   процессов,   должно   быть комплексным. Нередко   развивающий   эффект   может   оказать   сам   факт   совместных занятий   ребенка   с   терпеливым,   заинтересованным,   внимательным   к   его проблемам взрослым. Конкретное содержание занятий нередко отступает при этом на второй план. Список  источников Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития  [Текст] : Учебник   для   студентов   вузов   /   В.С.   Мухина.   –   М.:   Издательский   центр http://michaeltitov.ru/psychology/institute/141­uchebnaya­deyatelnost­ «Академия». – 2008.­456с. Учебная деятельность как ведущая деятельность в младшем школьном возрасте, ее     характеристика  [Электронный   ресурс]/   www. доступа  kak­veduschiy­vid­deyatelnosti­v­mladshem­shkolnom­vozraste­referat.html  Эмоциональная   сфера   младшего   школьника,   ее   особенности  [Электронный ресурс]/ www.sci.house  –  режим   доступа   psihologii/osobennosti­emotsionalnoy­sferyi­mladshih­51107.html   http://sci.house/osnovyi­    michaeltitov.ru  ­   режим 11 12

«Особенности психического развития младшего школьника»

«Особенности психического развития младшего школьника»

«Особенности психического развития младшего школьника»

«Особенности психического развития младшего школьника»

«Особенности психического развития младшего школьника»

«Особенности психического развития младшего школьника»

«Особенности психического развития младшего школьника»

«Особенности психического развития младшего школьника»

«Особенности психического развития младшего школьника»

«Особенности психического развития младшего школьника»

«Особенности психического развития младшего школьника»

«Особенности психического развития младшего школьника»

«Особенности психического развития младшего школьника»

«Особенности психического развития младшего школьника»

«Особенности психического развития младшего школьника»

«Особенности психического развития младшего школьника»

«Особенности психического развития младшего школьника»

«Особенности психического развития младшего школьника»

«Особенности психического развития младшего школьника»

«Особенности психического развития младшего школьника»

«Особенности психического развития младшего школьника»

«Особенности психического развития младшего школьника»

«Особенности психического развития младшего школьника»

«Особенности психического развития младшего школьника»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.09.2018