В статье раскрываются проблемы социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Автором предлагаются апробированные методы работы, помогающие в социальной реабилитации этих детей, их адаптации в обществе, формированию коммуникативных навыков. В статье представлены результаты практической деятельности в рамках реализации программ по дополнительному образованию и педагогическому проекту.
Публикация статья.docx
Социокультурная реабилитация воспитанников с ОВЗ.
Злобина Татьяна Борисовна, воспитатель высшей квалификационной категории АСУ СО
УР «Глазовский детский доминтернат для умственно отсталых детей», учитель первой
квалификационной категории МКОУ «ОШ № 5» г. Глазов.
В связи с тем, что существует проблема социальной изоляции детей с
ограниченными возможностями здоровья, поиск эффективных средств социокультурной
реабилитации детей с ОВЗ становится одной из основных задач, поставленных перед
современным обществом. Это выражается в нарушении их связи с социумом, в
ограниченной мобильности, скудности контактов со сверстниками и другими людьми,
недоступности культурных ценностей. Интеграция в общество воспитанников детского
домаинтерната предполагает предоставление им не только прав, но и реальных
возможностей участвовать в различных видах и формах социальной жизни.
На первый план в социокультурной реабилитации выступает идея развития ребенка
через привитие культурных ценностей, желания жить в гармонии с окружающим миром и в
соответствии с его законами, воспитания чувства любви к родному краю. Освоение этой
системой ценностей должно проходить в специально организованной деятельности.
Поэтому наиболее важными в процессе социокультурной реабилитации являются
посещения музеев, театров, библиотек и общественных мест. Воспитанник должен осознать
себя неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и затем –
жителем планеты Земля.
Детям с интеллектуальными нарушениями самостоятельно осознать это
невозможно. Трудность заключается еще и в том, что эти дети – сироты. Отсутствие своего
жизненного опыта за пределами детского домаинтерната, в котором они проживают
достаточно долгое время, часто вызывает стресс при выходе из привычной зоны комфорта.
Им тяжело вступать в контакт с посторонними людьми, соблюдать принятые в обществе
нормы поведения, ориентироваться в какихлибо жизненных ситуациях, сдерживать свои
негативные проявления на внешние раздражители. У этих детей слабо развито или вообще
отсутствует чувство привязанности к месту, где они проживают, и к людям, которые их
окружают. В связи с этим требуется большая подготовительная работа по формированию
навыков коммуникации, норм и правил поведения, принятых в обществе, и применению
полученных знаний в повседневной жизни.
Для этого на группе в 20172018 уч.г. была реализована программа дополнительного
образования по коммуникативной деятельности «В мире общения».
Целью программы является формирование коммуникативных навыков общения и
волевой регуляции. Были поставлены задачи:
обучение детей пониманию себя и окружающих;
развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками и
взрослыми;
закрепление умения адекватно выражать эмоциональные состояния;
закрепление навыков бесконфликтного общения и навыков сотрудничества;
воспитание интереса к окружающим людям;
Особенно важно, чтобы дети не только просто принимали участие в играх и
упражнениях, а понимали, для чего они это делают, могли самостоятельно или с помощью
педагога сделать выводы в конце занятия.
Очень трудно научить их рассуждать, научить высказывать свои мысли, опираясь на
полученные в ходе занятия знания. Поэтому часто в конце занятия используется различная
продуктивная деятельность, организованная как коллективная работа. При этом
обращается внимание не на качество выполнения (дети выполняют задания, как могут, используют самостоятельно выбранные средства), а на содержание работы. Пояснения
детей записываются педагогом.
Эта практическая деятельность может использоваться как способ оценки
эффективности проведенной педагогом работы.
Воспитанники познакомились с понятием «общение», различают объекты общения и
средства общения, стараются использовать вербальные и невербальные средства
коммуникации. У детей формируются навыки сотрудничества со взрослыми и
сверстниками, развивается эмпатия и эмоциональная отзывчивость в общении.
В данном учебном году реализуется программа дополнительного образования по
социальнокоммуникативному развитию «Мир вокруг меня».
Целью программы является своевременное, соответствующее возрасту, социально
коммуникативное развитие воспитанников.
Задачи программы:
В ходе реализации программы ожидаются следующие результаты:
усвоение норм и ценностей, принятых в обществе;
формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников;
развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;
воспитание моральных и нравственных качеств воспитанника;
- воспитанники должны иметь представление о себе, как о носителе вида человека (имя,
специфика внешнего вида, биологические особенности и социальные потребности,
эмоциональные проявления);
- знать свою половую принадлежность в соответствии с внешними признаками (одежда,
прическа, род занятий);
знать элементарные правила поведения и применять полученные знания в жизни;
уметь проявлять внимание и заботу по отношению к сверстникам и сотрудникам
учреждения, подражать социально одобряемым поступкам;
уметь включаться в совместную деятельность, выполнять требования к поведению в
детском доме;
воспитанники должны иметь представление о традиционной культуре, проявлять
эмоциональный отклик в процессе восприятия разных форм фольклора;
уметь отражать полученные впечатления в специально организованной деятельности
(игровой, речевой, коммуникативной, трудовой, изобразительной).
Воспитанники познакомились с темами «Человек среди людей», «Человек и его
поступки», «Как жили люди раньше и теперь», «Кто такой культурный человек», «Забота о
близких», «Детский дом – мой родной дом», «Мой любимый город». Они стараются
применять полученные знания и навыки коммуникации в повседневном общении.
Была также проведена экскурсия в храм, в ходе которой дети получили яркие
впечатления, элементарные знания о назначении храма и культуре поведения в нем.
В Центре «Растишка» была проведена игра «Главные улицы нашего города».
Чтобы сохранить и закрепить полученные знания и умения у детей, в этом учебном
году на группе реализуется педагогический проект «Моя малая родина».
Необходимо воспитывать у детей данной категории любовь к родному дому, к
близко значимым людям. Воспитанники должны осознавать, что родной дом – большое
благо, и научиться испытывать чувство привязанности к родному дому, самим заботиться о
нем.
Патриотическое воспитание должно пронизывать все виды деятельности
воспитанников, осуществляться в повседневной жизни, носить системный характер, иначе
знания детей останутся путанными, неполными, а чувство любви к родине –
слаборазвитым. Целью проекта является нравственно – патриотическое воспитание, формирование
чувства привязанности к городу, детскому дому, близко значимым людям.
Задачи проекта:
создание эмоционально – благополучной атмосферы в ближнем окружении на основе
доброжелательных и уважительных отношений между взрослыми и детьми;
побуждение воспитанников к выполнению общественно значимых заданий;
воспитание уважения к другим людям, профессиям и труду; воспитание чувства
ответственности и гордости за достижения группы, детского дома;
привлечение воспитанников к совместной деятельности в условиях детского дома –
интерната.
У воспитанников в ходе реализации проекта сформируются знания о месте
проживания (страна, республика, город, домашний адрес; свои Ф.И.О. и имена
сотрудников, работающих с ними); знания о своих правах и обязанностях в группе, детском
доме, школе; воспитанники будут понимать необходимость и охотно выполнять
порученное задание, помогать сверстникам и взрослым; станут активно участвовать в
мероприятиях различной направленности, проявляя посильную инициативу и творческие
способности.
Реализация проекта происходит через такую деятельность, как познание, социализация,
коммуникация, трудовая, игровая деятельность, художественное творчество.
Данный проект предполагает сочетание разнообразных методов и приемов: беседа,
рассказ педагога, работа с иллюстративным, аудио и видеоматериалом; экскурсии,
рисование, чтение текстов, вызывающих яркую эмоциональную реакцию, разучивание песен
о дружбе, о родном доме.
Дети уже хорошо ориентируются в помещениях детского дома, знают профессии
сотрудников и понимают важность труда людей, работающих с ними. На занятиях
воспитанники проигрывают различные жизненные ситуации, совместно с педагогом
разбирают возможные варианты решения проблемы и на практике закрепляют алгоритм
действия.
В ходе работы по проекту дети сделали игру «Улицы нашего города». По этой игре
они выполняют задания: прочитай и найди указанную улицу города на фотографии; назови
достопримечательность; расскажи об этом месте; определи, к какому времени относится
эта фотография. Эта игра используется и как дидактический плакат «Город Глазов: вчера
и сегодня». Воспитанники активно участвуют в мероприятиях различной направленности в
детском доме и за его пределами.
Также в рамках проекта создаются фотоальбомы «Наши экскурсии», «Мы
помощники», «Наши праздники».
В ходе работы по проекту дети сделали игру «Улицы нашего города». По этой игре
они выполняют задания: прочитай и найди указанную улицу города на фотографии; назови
достопримечательность; расскажи об этом месте; определи, к какому времени относится
эта фотография. Эта игра используется и как дидактический плакат «Город Глазов: вчера
и сегодня». Воспитанники активно участвуют в мероприятиях различной направленности в
детском доме и за его пределами.
Также в рамках проекта создаются фотоальбомы «Наши экскурсии», «Мы
помощники», «Наши праздники».
Социокультурная реабилитация воспитанников с ОВЗ.
Социокультурная реабилитация воспитанников с ОВЗ.
Социокультурная реабилитация воспитанников с ОВЗ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.