Социокультурная реабилитация воспитанников с ОВЗ.
Оценка 5

Социокультурная реабилитация воспитанников с ОВЗ.

Оценка 5
Исследовательские работы
docx
психологическая работа +2
Взрослым
22.07.2019
Социокультурная реабилитация воспитанников с ОВЗ.
В статье раскрываются проблемы социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Автором предлагаются апробированные методы работы, помогающие в социальной реабилитации этих детей, их адаптации в обществе, формированию коммуникативных навыков. В статье представлены результаты практической деятельности в рамках реализации программ по дополнительному образованию и педагогическому проекту.
Публикация статья.docx
Социокультурная реабилитация воспитанников с ОВЗ. Злобина Татьяна Борисовна, воспитатель высшей квалификационной категории АСУ СО  УР «Глазовский детский дом­интернат для умственно отсталых детей», учитель первой  квалификационной категории МКОУ «ОШ № 5» г. Глазов. В связи с тем, что существует проблема социальной изоляции детей с  ограниченными возможностями здоровья, поиск эффективных средств социокультурной  реабилитации детей с ОВЗ становится одной из основных задач, поставленных перед  современным обществом. Это выражается в нарушении их связи с социумом, в  ограниченной мобильности, скудности контактов со сверстниками и другими людьми,  недоступности культурных ценностей. Интеграция в общество воспитанников детского  дома­интерната предполагает предоставление им не только прав, но и реальных  возможностей участвовать в различных видах и формах социальной жизни. На первый план в социокультурной реабилитации выступает идея развития ребенка  через привитие культурных ценностей, желания жить в гармонии с окружающим миром и в  соответствии с его законами, воспитания чувства любви к родному краю. Освоение этой  системой ценностей должно проходить в специально организованной деятельности.  Поэтому наиболее важными в процессе социокультурной реабилитации являются  посещения музеев, театров, библиотек и общественных мест. Воспитанник должен осознать себя неотъемлемой частью своей малой родины, потом – гражданином России, и затем –  жителем планеты Земля.  Детям с интеллектуальными нарушениями самостоятельно осознать это  невозможно. Трудность заключается еще и в том, что эти дети – сироты. Отсутствие своего жизненного опыта за пределами детского дома­интерната, в котором они проживают  достаточно долгое время, часто вызывает стресс при выходе из привычной зоны комфорта.  Им тяжело вступать в контакт с посторонними людьми, соблюдать принятые в обществе  нормы поведения, ориентироваться в каких­либо жизненных ситуациях, сдерживать свои  негативные проявления на внешние раздражители. У этих детей слабо развито или вообще  отсутствует чувство привязанности к месту, где они проживают, и к людям, которые их  окружают. В связи с этим требуется большая подготовительная работа по формированию  навыков коммуникации, норм и правил поведения, принятых в обществе, и применению  полученных знаний в повседневной жизни.  Для этого на группе в 2017­2018 уч.г. была реализована программа дополнительного образования по коммуникативной деятельности «В мире общения».  Целью программы является формирование коммуникативных навыков общения и  волевой регуляции. Были поставлены задачи:  ­ обучение детей пониманию себя и окружающих; ­ развитие у детей навыков общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками и  взрослыми;  ­ закрепление умения адекватно выражать эмоциональные состояния; ­ закрепление навыков бесконфликтного общения и навыков сотрудничества; ­ воспитание интереса к окружающим людям; Особенно важно, чтобы дети не только просто принимали участие в играх и  упражнениях, а понимали, для чего они это делают, могли самостоятельно или с помощью  педагога сделать выводы в конце занятия.  Очень трудно научить их рассуждать, научить высказывать свои мысли, опираясь на  полученные в ходе занятия знания. Поэтому часто в конце занятия используется различная  продуктивная деятельность, организованная как коллективная работа. При этом  обращается внимание не на качество выполнения (дети выполняют задания, как могут, используют самостоятельно выбранные средства), а на содержание работы. Пояснения  детей записываются педагогом.  Эта практическая деятельность может использоваться как способ оценки  эффективности проведенной педагогом работы. Воспитанники познакомились с понятием «общение», различают объекты общения и  средства общения, стараются использовать вербальные и невербальные средства  коммуникации. У детей формируются навыки сотрудничества со взрослыми и  сверстниками, развивается эмпатия и эмоциональная отзывчивость в общении. В данном учебном году реализуется программа дополнительного образования по  социально­коммуникативному развитию «Мир вокруг меня».   Целью программы является своевременное, соответствующее возрасту, социально­ коммуникативное развитие воспитанников. Задачи программы:  В ходе реализации программы ожидаются следующие результаты: ­ усвоение норм и ценностей, принятых в обществе; ­ формирование умения правильно оценивать свои поступки и поступки сверстников; ­ развитие общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками;  ­ воспитание моральных и нравственных качеств воспитанника; - воспитанники должны иметь представление о себе, как о носителе вида человека (имя,  специфика внешнего вида, биологические особенности и социальные потребности,  эмоциональные проявления); - знать свою половую принадлежность в соответствии с внешними признаками (одежда,  прическа, род занятий); ­  знать элементарные правила поведения и применять полученные знания в жизни; ­ уметь проявлять внимание и заботу по отношению к сверстникам и сотрудникам  учреждения, подражать социально одобряемым поступкам; ­ уметь включаться в совместную деятельность, выполнять требования к поведению в  детском доме; ­ воспитанники должны иметь представление о традиционной культуре, проявлять  эмоциональный отклик в процессе восприятия разных форм фольклора; ­ уметь отражать полученные впечатления в специально организованной деятельности  (игровой, речевой, коммуникативной, трудовой, изобразительной). Воспитанники познакомились с темами «Человек среди людей», «Человек и его  поступки», «Как жили люди раньше и теперь», «Кто такой культурный человек», «Забота о близких», «Детский дом – мой родной дом», «Мой любимый город». Они стараются  применять полученные знания и навыки коммуникации в повседневном общении.           Была также проведена экскурсия в храм, в ходе которой дети получили яркие  впечатления, элементарные знания о назначении храма и культуре поведения в нем. В Центре «Растишка» была проведена игра «Главные улицы нашего города». Чтобы сохранить и закрепить полученные знания и умения у детей, в этом учебном  году на группе реализуется педагогический проект «Моя малая родина». Необходимо воспитывать у детей данной категории любовь к родному дому, к  близко значимым людям. Воспитанники должны осознавать, что родной дом – большое  благо, и научиться испытывать чувство привязанности к родному дому, самим заботиться о нем.  Патриотическое воспитание должно пронизывать все виды деятельности  воспитанников, осуществляться в повседневной жизни, носить системный характер, иначе  знания детей останутся путанными, неполными, а чувство любви к родине –  слаборазвитым. Целью проекта является нравственно – патриотическое воспитание, формирование  чувства привязанности к городу, детскому дому, близко значимым людям. Задачи проекта: ­ создание эмоционально – благополучной атмосферы в ближнем окружении на основе  доброжелательных и уважительных отношений между взрослыми и детьми;  ­ побуждение воспитанников к выполнению общественно значимых заданий;  ­ воспитание уважения к другим людям, профессиям и труду; воспитание чувства  ответственности и гордости за достижения группы, детского дома;  ­ привлечение воспитанников к совместной деятельности в условиях детского дома –  интерната.  У воспитанников в ходе реализации проекта сформируются знания о месте  проживания (страна, республика, город, домашний адрес; свои Ф.И.О. и имена  сотрудников, работающих с ними); знания о своих правах и обязанностях в группе, детском доме, школе; воспитанники будут понимать необходимость и охотно выполнять  порученное задание, помогать сверстникам и взрослым; станут активно участвовать в  мероприятиях различной направленности, проявляя посильную инициативу и творческие  способности.  Реализация проекта происходит через такую деятельность, как познание, социализация,  коммуникация, трудовая, игровая деятельность, художественное творчество. Данный проект предполагает сочетание разнообразных методов и приемов: беседа,  рассказ педагога, работа с иллюстративным, аудио и видеоматериалом; экскурсии,  рисование, чтение текстов, вызывающих яркую эмоциональную реакцию, разучивание песен о дружбе, о родном доме. Дети уже хорошо ориентируются в помещениях детского дома, знают профессии  сотрудников и понимают важность труда людей, работающих с ними. На занятиях  воспитанники проигрывают различные жизненные ситуации, совместно с педагогом  разбирают возможные варианты решения проблемы и на практике закрепляют алгоритм  действия. В ходе работы по проекту дети сделали игру «Улицы нашего города». По этой игре  они выполняют задания: прочитай и найди указанную улицу города на фотографии; назови  достопримечательность; расскажи об этом месте; определи, к какому времени относится  эта фотография. Эта игра используется и как дидактический плакат «Город Глазов: вчера  и сегодня». Воспитанники активно участвуют в мероприятиях различной направленности в  детском доме и за его пределами. Также в рамках проекта создаются фотоальбомы «Наши экскурсии», «Мы ­  помощники», «Наши праздники». В ходе работы по проекту дети сделали игру «Улицы нашего города». По этой игре  они выполняют задания: прочитай и найди указанную улицу города на фотографии; назови  достопримечательность; расскажи об этом месте; определи, к какому времени относится  эта фотография. Эта игра используется и как дидактический плакат «Город Глазов: вчера  и сегодня». Воспитанники активно участвуют в мероприятиях различной направленности в  детском доме и за его пределами. Также в рамках проекта создаются фотоальбомы «Наши экскурсии», «Мы ­  помощники», «Наши праздники».

Социокультурная реабилитация воспитанников с ОВЗ.

Социокультурная реабилитация воспитанников с ОВЗ.

Социокультурная реабилитация воспитанников с ОВЗ.

Социокультурная реабилитация воспитанников с ОВЗ.

Социокультурная реабилитация воспитанников с ОВЗ.

Социокультурная реабилитация воспитанников с ОВЗ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.07.2019