Статья "Доброжелательная школа и учитель"
Оценка 4.7

Статья "Доброжелательная школа и учитель"

Оценка 4.7
Педсоветы
docx
психологическая работа +1
Взрослым
09.06.2019
Статья "Доброжелательная школа и учитель"
В статье я высказываю своё мнение о проблемах современной школы. Думаю, что прежде всего нужно изменить отношение к учителю. Многое, что отличало советскую школу с её воспитательными функциями и фундаментальными знаниями, мы утратили вместе с уважением к учителю. А может стоит вернуть утраченное?
доброжел школа.docx
ГБОУ  «Валуйская общеобразовательная школа­интернат №1» «Доброжелательная школа в моём понимании – это…»              Шевякова Мария Ивановна, учитель начальных классов ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школа­интернат №1» Всё начинается со школы, а школа начинается с учителя…  Почти 27 лет моей жизни прошли  в школе. Почему я  выбрала именно эту профессию? А не выбрать её я не могла, потому что вся моя жизнь связана со школой. Мама работала учителем начальных классов в селе. В детстве мне было интересно: «дяденьки и тётеньки» так внимательно слушают мою маму, делают всё, что она им говорит. Сейчас я понимаю, что мама была для них примером   порядочности   во   всём.   Односельчане   с   большим   уважением   и благодарностью относились к маме, а для своих учеников она была любимым учителем, как и для меня. Даже обучая одновременно два класса, она давала ученикам   фундаментальные   знания,   окружала   каждого   ребёнка   заботой   и вниманием, поддерживала  доброй  улыбкой. Это  и  определило  выбор   моей профессии. По учительским стопам мамы пошли мои брат и сестра.     В образование я пришла в девятнадцать и с головой окунулась в  профессию… Приятное волнение от каждого урока, от каждого успеха  ученика. Всё свободное и несвободное время отдавала школе, детям: уроки,  репетиции, конкурсы, совместные с родителями мероприятия, походы,  экскурсии. Заработала  авторитет, благодарности учеников и их родителей,  победы в конкурсах.  А началась моя педагогическая деятельность после  окончания Валуйского педагогического училища в  доброжелательной школе  №1 города Шебекино, куда я попала по распределению (лучшим студентам  предоставлялось право выбора, и я выбрала именно этот город нашей  области). Сразу получила жильё в общежитии, подъёмные, стала  в очередь на  получение квартиры как молодой специалист, получала достойную зарплату,  которая была чуть меньше, чем у опытных коллег. Сейчас это утрачено:  выпускники в свободном плавании – «рапределение» кануло в лету, льгот на  жильё для молодых специалистов фактически нет, зарплата начинающего  педагога значительно отличается от зарплат опытных коллег, а  зарплат  работников администрации – в разы. Безусловно, сотрудник должен  зарабатывать столько, чтобы обеспечить удовлетворение своих потребностей  и своей семьи. Учителям платят в зависимости от нагрузки ­ по количеству  часов. Но ведь есть ещё и  подготовка к урокам, взаимопосещения уроков,  педсоветы, заседания методических объединений, конференции, мероприятия, на которые надо сопровождать детей:  конкурсы, олимпиады, экскурсии ...  Кроме того, родительские собрания, которые проводятся совсем не в рабочее  время. И это далеко не полный список всего того, что делает учитель.  Ненормированный рабочий день. Маленькая, по мнению работника,  зарплата вызывает у него чувство неудовлетворенности, отторжения – такой  работник всегда находится в негативе, и постепенно качество его жизни  (следовательно, и работы) ухудшается, работник может нарушать трудовую  дисциплину, подрывать взаимоотношения в коллективе, даже плести интриги. К интригам в коллективе, к формированию групп недовольных приводит и непрозрачная   и   непонятная система   поощрения   сотрудников.  Изначально завышенные   требования   для   получения   стимулирующих   выплат   не замотивируют   сотрудников:   лучше   получать   оклад   и   спокойно   работать, нежели   прилагать   неимоверные   усилия   за   небольшую,   совершенно несопоставимую с затратами, премию. Получая  базовую заработную плату, учителя   выполняют   свою   основную   работу,   но   сегодня   необходимо   не «просто» работать, но и повышать свою квалификацию, распространять опыт, участвовать   в   проектах   и   экспериментах.   Взяться   за   это   могут   только замотивированные сотрудники. Учителя и педагоги должны быть уверены, что любой сверхурочный или дополнительный труд будет поощрён, и тогда они будут более открыто и позитивно смотреть на новое в своей работе. Если учитель хочет работать, если у него горят глаза, он полон идей и вдохновения, то  качество его работы будет высоким. К нему будут стремиться ученики, у него будет меньше проблем с посещением и успеваемостью, родители могут стать   его   помощниками.   Такой   учитель   может   стать   «правой   рукой»   и «палочкой­выручалочкой»   директора   или   завуча.   Но   как   создать   такие условия работы в школе, чтобы учитель с удовольствием шёл на работу? Как привлечь новые кадры в коллектив? Ответ прост: нужно изучить потребности среднестатистического работника,  выяснить и понять, что он хочет от работы и от условий труда. Хотите  привлечь в школу молодых специалистов? Что им нужно? Методическая  помощь, уважение коллег. Хотите привлечь мужчин? Платите хорошую  зарплату, не будьте мелочны в выяснении отношений. Нужны высококлассные  специалисты? Обеспечьте все необходимые условия работы, дайте волю в  применении собственных разработок и методик, не давите отчётами и  бумажной рутиной.   На деле вместо того, чтобы отменить ненужную  отчётность, её переводят в цифровой формат. Сумма не изменилась от  перестановки мест слагаемых. Просто теперь учителя «креативно» и  «творчески» заполняют цифровые отчёты. Большую роль играет организация  рабочего места и места отдыха сотрудников, снабжение всем необходимым  для работы (копировальная техника и наличие бумаги, доступ к компьютеру и интернету на рабочем месте, и решение комплекса проблем, связанных с  наличием своего кабинета или «угла» в учительской).                      А сейчас все учителя вкладываются в «канцелярку». Помню, мама  выписывала много периодической литературы: журналы «Начальная школа»,  «Воспитание школьников», «Семья и школа», «Работница», «Здоровье»,  «Пионер», «Костёр», «Мурзилка», местные и областные издания, газеты  «Советская Россия», «Труд», «Правда», «Сельская жизнь», что для меня  сейчас ­ непозволительная роскошь. К сожалению, я могу сейчас позволить  себе только местную и областные газеты, а вот в начале педагогической  деятельности выписывала и методические журналы. И ещё проблема, о которой  нечасто  говорят вслух.. Никто не задумывался,  когда учитель ходит в туалет? Во время урока?  Нельзя, у тебя урок. Во время перемены? 10 минут? Чтобы вывести класс из кабинета, привести кабинет в  порядок, подготовить его к следующему уроку, отнести журнал в  учительскую и взять другой? А дежурство учителей на переменах в  коридорах? А успеть забежать в класс, где ты классный руководитель? А  отвести детей в столовую? А вот в какой туалет идти? Когда работала в  сельской школе, туалеты были на улице, как это ни печально.    В свою  родную сельскую школу вернулась после замужества. Здесь работала мама. Это она научила видеть в любом ребёнке —  Человека. Воспринимать его как равного себе, сделать его своим единомышленником, разбудить его мысль и дать ему возможность гордиться собой. Именно от меня, первого учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребенка. Я всегда помнила не только   о   тепле   своих   рук,   но   и   о   тепле   своей   души.   И   поэтому   всегда старалась создавать в классе атмосферу доброты, чуткости, внимания; чтобы школа была для них убежищем от всего злого, что их окружает; чтобы они шли в школу с великой радостью.   И высшей похвалой для меня было, когда первоклашки на вопрос   «Кем ты  хочешь быть, когда вырастешь?», не задумываясь отвечали  «Мареванной», а  родители с радостью доверяли мне самое дорогое, что у них есть — своих  детей. Почти 20 лет я работала в родной школе. В последний год работы мой  класс­комплект состоял из 2 человек: один первоклассник и один  четвероклассник. А потом школа попала под реструктуризацию. Как жаль,  что закрываются сельские школы и сёла обречены на вымирание. А ведь даже  в военное время, как только  территория освобождалась от оккупантов,  возобновлялось  обучение детей. По­моему Ницше сказал, что если не строить школы, то придётся строить тюрьмы. А мы не только не строим, но и  закрываем уже существующие, преследуя экономическую целесообразность.  После закрытия школы я работала начальником почтового отделения,  заведующей модельной библиотекой, директором Дома культуры,  но любовь  к детям вновь вернула меня в школу. Я обучаю детей с ОВЗ.  Завтра будет  новый школьный день… Завтра в классе я увижу любопытные глаза моих  учеников, у них есть желание учиться. И начнем мы новый день с улыбки друг другу.     Отрадно   заметить,   что   наш   президент,   министерство   во   главе   с   О.Ю. Васильевой,   наш   губернатор   повернулись   лицом   к   проблеме   школ.   Е.   С. Савченко отметил: «В настоящее время в школах региона и в целом страны существует  целый  ряд  сложных  социально­психологических  проблем.  Дети сталкиваются с равнодушием и непониманием взрослых, отсутствием единых ценностей   жизни,   воздействием   негативного   информационного   контента.   В школах   имеют   место   агрессивность,   повышенная   конфликтность   всех участников образовательного процесса, и мы не имеем права закрывать на это глаза».      Всё начинается со школы, а в школе всё начинается с учителя. И какие бы методы   ни   открывали,   какое   бы   оборудование   ни   привозили   в   класс   — интерактивную   доску,   телевизор   или   компьютер,   —   главным,   вечным   и неизменным   в   школе   остается   УЧИТЕЛЬ…  Человек,   которого   должна вырастить школа, должен быть здоров, успешен и счастлив. А счастливыми детей может сделать только счастливый учитель…

Статья "Доброжелательная школа и учитель"

Статья "Доброжелательная школа и учитель"

Статья "Доброжелательная школа и учитель"

Статья "Доброжелательная школа и учитель"

Статья "Доброжелательная школа и учитель"

Статья "Доброжелательная школа и учитель"

Статья "Доброжелательная школа и учитель"

Статья "Доброжелательная школа и учитель"

Статья "Доброжелательная школа и учитель"

Статья "Доброжелательная школа и учитель"

Статья "Доброжелательная школа и учитель"

Статья "Доброжелательная школа и учитель"
Скачать файл