В статье я высказываю своё мнение о проблемах современной школы. Думаю, что прежде всего нужно изменить отношение к учителю. Многое, что отличало советскую школу с её воспитательными функциями и фундаментальными знаниями, мы утратили вместе с уважением к учителю. А может стоит вернуть утраченное?
доброжел школа.docx
ГБОУ «Валуйская общеобразовательная школаинтернат №1»
«Доброжелательная школа в моём понимании – это…»
Шевякова Мария Ивановна, учитель начальных классов ГБОУ
«Валуйская общеобразовательная школаинтернат №1» Всё начинается со школы, а школа начинается с учителя…
Почти 27 лет моей жизни прошли в школе. Почему я выбрала именно эту
профессию? А не выбрать её я не могла, потому что вся моя жизнь связана со
школой. Мама работала учителем начальных классов в селе. В детстве мне
было интересно: «дяденьки и тётеньки» так внимательно слушают мою маму,
делают всё, что она им говорит. Сейчас я понимаю, что мама была для них
примером порядочности во всём. Односельчане с большим уважением и
благодарностью относились к маме, а для своих учеников она была любимым
учителем, как и для меня. Даже обучая одновременно два класса, она давала
ученикам фундаментальные знания, окружала каждого ребёнка заботой и
вниманием, поддерживала доброй улыбкой. Это и определило выбор моей
профессии. По учительским стопам мамы пошли мои брат и сестра.
В образование я пришла в девятнадцать и с головой окунулась в
профессию… Приятное волнение от каждого урока, от каждого успеха
ученика. Всё свободное и несвободное время отдавала школе, детям: уроки,
репетиции, конкурсы, совместные с родителями мероприятия, походы,
экскурсии. Заработала авторитет, благодарности учеников и их родителей,
победы в конкурсах. А началась моя педагогическая деятельность после
окончания Валуйского педагогического училища в доброжелательной школе
№1 города Шебекино, куда я попала по распределению (лучшим студентам
предоставлялось право выбора, и я выбрала именно этот город нашей
области). Сразу получила жильё в общежитии, подъёмные, стала в очередь на
получение квартиры как молодой специалист, получала достойную зарплату,
которая была чуть меньше, чем у опытных коллег. Сейчас это утрачено:
выпускники в свободном плавании – «рапределение» кануло в лету, льгот на
жильё для молодых специалистов фактически нет, зарплата начинающего
педагога значительно отличается от зарплат опытных коллег, а зарплат
работников администрации – в разы. Безусловно, сотрудник должен
зарабатывать столько, чтобы обеспечить удовлетворение своих потребностей
и своей семьи. Учителям платят в зависимости от нагрузки по количеству
часов. Но ведь есть ещё и подготовка к урокам, взаимопосещения уроков,
педсоветы, заседания методических объединений, конференции, мероприятия,
на которые надо сопровождать детей: конкурсы, олимпиады, экскурсии ...
Кроме того, родительские собрания, которые проводятся совсем не в рабочее
время. И это далеко не полный список всего того, что делает учитель.
Ненормированный рабочий день. Маленькая, по мнению работника,
зарплата вызывает у него чувство неудовлетворенности, отторжения – такой
работник всегда находится в негативе, и постепенно качество его жизни
(следовательно, и работы) ухудшается, работник может нарушать трудовую
дисциплину, подрывать взаимоотношения в коллективе, даже плести интриги. К интригам в коллективе, к формированию групп недовольных приводит
и непрозрачная и непонятная система поощрения сотрудников. Изначально
завышенные требования для получения стимулирующих выплат не
замотивируют сотрудников: лучше получать оклад и спокойно работать,
нежели прилагать неимоверные усилия за небольшую, совершенно
несопоставимую с затратами, премию. Получая базовую заработную плату,
учителя выполняют свою основную работу, но сегодня необходимо не
«просто» работать, но и повышать свою квалификацию, распространять опыт,
участвовать в проектах и экспериментах. Взяться за это могут только
замотивированные сотрудники. Учителя и педагоги должны быть уверены, что
любой сверхурочный или дополнительный труд будет поощрён, и тогда они
будут более открыто и позитивно смотреть на новое в своей работе. Если
учитель хочет работать, если у него горят глаза, он полон идей и вдохновения,
то качество его работы будет высоким. К нему будут стремиться ученики, у
него будет меньше проблем с посещением и успеваемостью, родители могут
стать его помощниками. Такой учитель может стать «правой рукой» и
«палочкойвыручалочкой» директора или завуча. Но как создать такие
условия работы в школе, чтобы учитель с удовольствием шёл на работу? Как
привлечь новые кадры в коллектив?
Ответ прост: нужно изучить потребности среднестатистического работника,
выяснить и понять, что он хочет от работы и от условий труда. Хотите
привлечь в школу молодых специалистов? Что им нужно? Методическая
помощь, уважение коллег. Хотите привлечь мужчин? Платите хорошую
зарплату, не будьте мелочны в выяснении отношений. Нужны высококлассные
специалисты? Обеспечьте все необходимые условия работы, дайте волю в
применении собственных разработок и методик, не давите отчётами и
бумажной рутиной. На деле вместо того, чтобы отменить ненужную
отчётность, её переводят в цифровой формат. Сумма не изменилась от
перестановки мест слагаемых. Просто теперь учителя «креативно» и
«творчески» заполняют цифровые отчёты. Большую роль играет организация
рабочего места и места отдыха сотрудников, снабжение всем необходимым
для работы (копировальная техника и наличие бумаги, доступ к компьютеру и
интернету на рабочем месте, и решение комплекса проблем, связанных с
наличием своего кабинета или «угла» в учительской).
А сейчас все учителя вкладываются в «канцелярку». Помню, мама
выписывала много периодической литературы: журналы «Начальная школа»,
«Воспитание школьников», «Семья и школа», «Работница», «Здоровье»,
«Пионер», «Костёр», «Мурзилка», местные и областные издания, газеты
«Советская Россия», «Труд», «Правда», «Сельская жизнь», что для меня
сейчас непозволительная роскошь. К сожалению, я могу сейчас позволить
себе только местную и областные газеты, а вот в начале педагогической
деятельности выписывала и методические журналы. И ещё проблема, о которой нечасто говорят вслух.. Никто не задумывался,
когда учитель ходит в туалет? Во время урока? Нельзя, у тебя урок. Во время
перемены? 10 минут? Чтобы вывести класс из кабинета, привести кабинет в
порядок, подготовить его к следующему уроку, отнести журнал в
учительскую и взять другой? А дежурство учителей на переменах в
коридорах? А успеть забежать в класс, где ты классный руководитель? А
отвести детей в столовую? А вот в какой туалет идти? Когда работала в
сельской школе, туалеты были на улице, как это ни печально.
В свою родную сельскую школу вернулась после замужества. Здесь работала
мама. Это она научила видеть в любом ребёнке — Человека. Воспринимать
его как равного себе, сделать его своим единомышленником, разбудить его
мысль и дать ему возможность гордиться собой. Именно от меня, первого
учителя, зависит, как сложится школьная жизнь ребенка. Я всегда помнила не
только о тепле своих рук, но и о тепле своей души. И поэтому всегда
старалась создавать в классе атмосферу доброты, чуткости, внимания; чтобы
школа была для них убежищем от всего злого, что их окружает; чтобы они
шли в школу с великой радостью.
И высшей похвалой для меня было, когда первоклашки на вопрос «Кем ты
хочешь быть, когда вырастешь?», не задумываясь отвечали «Мареванной», а
родители с радостью доверяли мне самое дорогое, что у них есть — своих
детей. Почти 20 лет я работала в родной школе. В последний год работы мой
класскомплект состоял из 2 человек: один первоклассник и один
четвероклассник. А потом школа попала под реструктуризацию. Как жаль,
что закрываются сельские школы и сёла обречены на вымирание. А ведь даже
в военное время, как только территория освобождалась от оккупантов,
возобновлялось обучение детей. Помоему Ницше сказал, что если не строить
школы, то придётся строить тюрьмы. А мы не только не строим, но и
закрываем уже существующие, преследуя экономическую целесообразность.
После закрытия школы я работала начальником почтового отделения,
заведующей модельной библиотекой, директором Дома культуры, но любовь
к детям вновь вернула меня в школу. Я обучаю детей с ОВЗ. Завтра будет
новый школьный день… Завтра в классе я увижу любопытные глаза моих
учеников, у них есть желание учиться. И начнем мы новый день с улыбки друг
другу.
Отрадно заметить, что наш президент, министерство во главе с О.Ю.
Васильевой, наш губернатор повернулись лицом к проблеме школ. Е. С.
Савченко отметил: «В настоящее время в школах региона и в целом страны
существует целый ряд сложных социальнопсихологических проблем. Дети
сталкиваются с равнодушием и непониманием взрослых, отсутствием единых
ценностей жизни, воздействием негативного информационного контента. В
школах имеют место агрессивность, повышенная конфликтность всех участников образовательного процесса, и мы не имеем права закрывать на это
глаза».
Всё начинается со школы, а в школе всё начинается с учителя. И какие бы
методы ни открывали, какое бы оборудование ни привозили в класс —
интерактивную доску, телевизор или компьютер, — главным, вечным и
неизменным в школе остается УЧИТЕЛЬ… Человек, которого должна
вырастить школа, должен быть здоров, успешен и счастлив. А счастливыми
детей может сделать только счастливый учитель…
Статья "Доброжелательная школа и учитель"
Статья "Доброжелательная школа и учитель"
Статья "Доброжелательная школа и учитель"
Статья "Доброжелательная школа и учитель"
Статья "Доброжелательная школа и учитель"
Статья "Доброжелательная школа и учитель"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.