Особенности психофизического развития дошкольников с нарушением зрения, говорят о том, что нарушение зрения влечет за собой появление многочисленных вторичных отклонений. Нарушения зрительной системы наносят огромный ущерб формированию психических процессов и двигательной сферы ребенка, его физическому и психическому развитию. Эти отклонения от нормы затрагивают деятельность многих систем организма. Вторичные отклонения могут быть внутрисистемными, а могут - межсистемными.Особенности психофизического развития дошкольников с нарушением зрения, говорят о том, что нарушение зрения влечет за собой появление многочисленных вторичных отклонений. Нарушения зрительной системы наносят огромный ущерб формированию психических процессов и двигательной сферы ребенка, его физическому и психическому развитию. Эти отклонения от нормы затрагивают деятельность многих систем организма. Вторичные отклонения могут быть внутрисистемными, а могут - межсистемными.
Особенности психофизического развития
дошкольников с нарушением зрения
Косоглазие
заболевание,
характеризующееся нарушением
бинокулярного зрения в результате отклонения одного из глаз от
совместной точки фиксации. В большинстве случаев при косоглазии в
косящем глазу развивается понижение остроты зрения типа амблиопии
приводящее к расстройствам бинокулярного зрения.
Амблиопия от греческого amblys тупой, opsis – зрение: снижение
остроты зрения, причину которого не удаётся установить путём
объективного исследования; чаще один глаз поражается сильнее.
Косоглазие нередко сочетается с аномалией рефракции глаза.
Причин появления косоглазия много: заболевания и травмы органа зрения,
заболевания и травмы нервной системы, осложнения после соматических
заболеваний, близорукость или дальнозоркость. Чаще всего данное
нарушение является врожденным. Раннее выявление патологии,
своевременное начало офтальмологической помощи и коррекционно
педагогической работы ослабляет степень выраженности, а порой и
предупреждает развитие вторичных отклонений.
Структура дефекта при зрительной патологии.
Нарушение зрения влечет за собой появление многочисленных
вторичных отклонений. Нарушения зрительной системы наносят огромный
ущерб формированию психических процессов и двигательной сферы
ребенка, его физическому и психическому развитию. Эти отклонения от
нормы затрагивают деятельность многих систем организма. Вторичные
отклонения могут быть внутрисистемными, а могут межсистемными.
Внутрисистемные отклонения.
I.
Ведущим и определяющим появление различных отклонений при
нарушении органа зрения является искажение зрительного восприятия.
Этот недостаток обусловлен снижением остроты зрения. Нарушение
центрального зрения в свою очередь ведет к нарушениям
периферического и бинокулярного зрения, приводит к недоразвитию или
нарушению глазодвигательных функций, затрудняет фиксацию взора. У
многих детей с нарушениями зрения встречаются аномалии
цветовосприятия.
При амблиопии острота зрения снижается более выражено на одном
глазу, что затрудняет развитие бинокулярного стереоскопического зрения.
Это вызывает искажение в оценке пространственного положенияпредметов, их частей. При косоглазии и сужении поля зрения выявляют
недостатки прослеживающей функции зрения. Перечисленные отклонения
носят внутрисистемный характер. Данные недостатки корректируются при
своевременном медикопедагогическом воздействии.
II. Межсистемные отклонения в психическом развитии.
Зрительное восприятие связано со всей сенсорной системой
человека, влияет на психофизическое развитие ребенка, формирование
эмоционально волевой сферы. Вторичные отклонения затрагивают
познавательные процессы, речь и мышление слабовидящих дошкольников.
Восприятие.
Вследствие поражения органа зрения ведущие, ядерные отклонения
затрагивают зрительное восприятие.
Зрительное восприятие у
слабовидящих детей отличается большой замедленностью, узостью
обзора, сниженной точностью. Формирующиеся у них зрительные
представления менее четкие и яркие, чем у нормально видящих
сверстников. Часто зрительные представления искажены. Несмотря на
это, зрение остаётся ведущим анализатором. Слабовидящий пользуется
зрением как основным средством восприятия. Осязание и слух не
заменяют зрительных функций ребенка.
Внимание.
Внимание — обязательное условие всякой деятельности. Развитие
внимания в детском возрасте состоит в постепенном овладении
произвольным вниманием, а также в увеличении объёма внимания и его
устойчивости, в улучшении его распределения и в более быстром его
переключении. Так как у ребенка с аномалиями зрения низкая
познавательная активность, то развитие внимания как непроизвольного,
так впоследствии и произвольного замедляется. В компенсаторном
развитии слабовидящих детей большая роль принадлежит
совершенствованию внимания во всем многообразии его качеств.
Память.
Память дошкольников с патологией органа зрения также имеет свои
особенности. Неточность зрительных представлений, малый чувственный
зрительный опыт затрудняет формирование процессов памяти:
запоминания, воспроизведения, узнавания и забывания. Наиболее
уязвимыми оказываются процессы воспроизведения и узнавания
зрительных образов. Это связано с особенностями зрительных ощущений ивосприятий слабовидящих дошкольников. У детей с амблиопией и
косоглазием затрудняется выработка системы сенсорных эталонов. Это
вторичное отклонение в свою очередь влияет на качество запоминания
зрительного материала и оказывает в дальнейшем негативное влияние на
формирование мыслительных процессов.
т.
к.
Речь.
Зрительная патология влияет на формирование речи дошкольников с
амблиопией и косоглазием. В психологии различают следующие функции
речи: коммуникативная, обобщающая, регулирующая. Особенности
формирования коммуникативной функции речи заключается в трудностях
восприятия образцов артикуляции. Это осложняет формирование
фонетической стороны устной речи. Затруднено и овладение словарным
запасом,
у слабовидящих дошкольников сужен объём
воспринимаемого пространства и ограниченно поле деятельности. Это, в
свою очередь, ведет к отклонению в формировании и смысловой стороны
коммуникативной функции речи. Обобщающая сторона речи является
оперативным
человека.
Недифференцированность зрительных образов, бедность зрительных
представлений, несформированность системы сенсорных эталонов детей с
косоглазием и амблиопией затрудняет качественное формирование
данной речевой функции. Особенности регулирующей функции речи
связанны с характерологическими особенностями каждого человека. Это
общее положение характерно и для слабовидящих.
инструментом
мышления
Мыслительные процессы.
Особенности формирования мыслительных процессов у детей с
косоглазием и амблиопией зависят от индивидуальных особенностей
развития всех психических процессов ребенка. В человеческом развитии
нет ничего изолированного. Отклонение любой функции организма, любой
стороны психического развития влечет за собой изменения и перестройку
всех функций и сторон. Мышление, как высшая форма отражения
действительности, в детском возрасте связанно со всеми перечисленными
психическими процессами. Как уже было указано, особенности ощущения и
восприятия, внимания и памяти влияют на формирование всех
мыслительных процессов. Для качественного процесса обобщения
необходимо иметь достаточный запас чувственного опыта, уметь выделять
главное, существенное. Следовательно, этот процесс может быть
сформирован только в работе над зрительным восприятием, вниманием,
памятью.
Для развития аналитикосинтетической деятельностинеобходимо овладение сенсорными эталонами, прочными динамическими
стереотипами, стойкими процессами дифференцирования поступающих
сигналов из внешнего мира.
эти процессы
вырабатываются в деятельности ребенка. На формирование процесса
абстрагирования влияет практический опыт ребенка, что тоже возможно
только в деятельности.
Следовательно,
Межсистемные отклонения в физическом развитии.
Патология органа зрения опосредованно влияет на физическое
развитие ребенка с амблиопией и косоглазием. При правильно
организованной коррекционной работе отклонения в физическом развитии
могут не проявиться. Однако следует помнить, что при более грубых,
значительных отклонениях развитие всей двигательной сферы требует
пристального внимания со стороны взрослых. Для предупреждения и
коррекции возможных отклонений необходима целенаправленная
систематическая работа.
Отклонения в двигательных навыках
проявляются, прежде всего, в нарушениях координации и ориентировки в
большом пространстве. Со стороны моторики у слабовидящих детей
встречаются стертые двигательные нарушения, проявляющиеся в
неловкости, некоординированности, скованности движений, быстрой
утомляемости, в неумении выполнять сложные двигательные акты. Данные
нарушения исправляются путем выполнения двигательных заданий,
которые имеют целью развитие мышечносуставного чувства,
ориентировки в пространстве и времени, способности ощущать темп,
быстроту движений, их амплитуду.
Вторичным отклонением при низкой остроте зрения является
нарушение осанки. Впоследствии сколиоз становится самостоятельным
нарушением, влекущим за собой новые отклонения развития: гиподинамию,
нарушение обмена веществ, нарушение в работе внутренних органов и др.
Нарушения в формировании навыков мелкой моторики также
являются вторичными отклонениями патологии органа зрения. Движения
руки у ребенка с амблиопией и косоглазием носят неточный, скованный
характер. Работа мелкой моторики сопровождается повышенным,
чрезмерным напряжением, что в свою очередь ведет к быстрой
утомляемости и нежеланию выполнять ребенком задания, связанные с
мелкими точными движениями руки: вырезывание по контуру, рисование,
штриховка и т. п.Материал подготовлен педагогомпсихологом – Е.М.Бондарь