Особенности психофизического развития дошкольников с нарушением зрения

  • Лекции
  • doc
  • 29.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Особенности психофизического развития дошкольников с нарушением зрения, говорят о том, что нарушение зрения влечет за собой появление многочисленных вторичных отклонений. Нарушения зрительной системы наносят огромный ущерб формированию психических процессов и двигательной сферы ребенка, его физическому и психическому развитию. Эти отклонения от нормы затрагивают деятельность многих систем организма. Вторичные отклонения могут быть внутрисистемными, а могут - межсистемными.Особенности психофизического развития дошкольников с нарушением зрения, говорят о том, что нарушение зрения влечет за собой появление многочисленных вторичных отклонений. Нарушения зрительной системы наносят огромный ущерб формированию психических процессов и двигательной сферы ребенка, его физическому и психическому развитию. Эти отклонения от нормы затрагивают деятельность многих систем организма. Вторичные отклонения могут быть внутрисистемными, а могут - межсистемными.
Иконка файла материала Психофизическое развитие слабовидящих.doc
Особенности психофизического развития дошкольников с нарушением зрения Косоглазие  ­   заболевание,   характеризующееся   нарушением бинокулярного   зрения   в   результате   отклонения   одного   из   глаз   от совместной   точки   фиксации.   В   большинстве   случаев   при   косоглазии   в косящем   глазу   развивается   понижение   остроты   зрения   типа   амблиопии приводящее к расстройствам бинокулярного зрения. Амблиопия  от греческого amblys­ тупой, opsis – зрение: снижение остроты   зрения,   причину   которого   не   удаётся   установить   путём объективного исследования; чаще один глаз поражается сильнее. Косоглазие   нередко   сочетается   с   аномалией   рефракции   глаза. Причин появления косоглазия много: заболевания и травмы органа зрения, заболевания и травмы нервной системы, осложнения после соматических заболеваний,   близорукость   или   дальнозоркость.   Чаще   всего   данное нарушение   является   врожденным.   Раннее   выявление   патологии, своевременное   начало   офтальмологической   помощи   и   коррекционно­ педагогической   работы   ослабляет   степень   выраженности,   а   порой   и предупреждает развитие вторичных отклонений. Структура дефекта при зрительной патологии. Нарушение   зрения   влечет   за   собой   появление   многочисленных вторичных отклонений. Нарушения зрительной системы наносят огромный ущерб   формированию   психических   процессов   и   двигательной   сферы ребенка, его физическому и психическому развитию. Эти отклонения от нормы   затрагивают   деятельность   многих   систем   организма.   Вторичные отклонения могут быть внутрисистемными, а могут ­ межсистемными. Внутрисистемные отклонения.  I. Ведущим   и   определяющим   появление   различных   отклонений   при нарушении   органа   зрения   является   искажение   зрительного   восприятия. Этот   недостаток   обусловлен   снижением   остроты   зрения.   Нарушение центрального   зрения   в   свою   очередь   ведет   к   нарушениям периферического и бинокулярного зрения, приводит к недоразвитию или нарушению глазодвигательных функций, затрудняет фиксацию взора. У многих   детей   с   нарушениями   зрения   встречаются   аномалии цветовосприятия. При амблиопии острота зрения снижается более выражено на одном глазу, что затрудняет развитие бинокулярного стереоскопического зрения. Это   вызывает   искажение   в   оценке   пространственного   положенияпредметов, их частей. При косоглазии и сужении поля зрения выявляют недостатки прослеживающей функции зрения. Перечисленные отклонения носят внутрисистемный характер. Данные недостатки корректируются при своевременном медико­педагогическом воздействии. II. Межсистемные отклонения в психическом развитии. Зрительное   восприятие   связано   со   всей   сенсорной   системой человека, влияет на психофизическое развитие ребенка, формирование эмоционально   ­   волевой   сферы.   Вторичные   отклонения   затрагивают познавательные процессы, речь и мышление слабовидящих дошкольников.  Восприятие. Вследствие   поражения   органа   зрения   ведущие,   ядерные   отклонения затрагивают   зрительное   восприятие.   Зрительное   восприятие   у слабовидящих   детей   отличается   большой   замедленностью,   узостью обзора,   сниженной   точностью.   Формирующиеся   у   них   зрительные представления   менее   четкие   и   яркие,   чем   у   нормально   видящих сверстников.   Часто   зрительные   представления   искажены.   Несмотря   на это,   зрение   остаётся   ведущим   анализатором.   Слабовидящий   пользуется зрением   как   основным   средством   восприятия.   Осязание   и   слух   не заменяют зрительных функций ребенка. Внимание. Внимание   —   обязательное   условие   всякой   деятельности.   Развитие внимания   в   детском   возрасте   состоит   в   постепенном   овладении произвольным вниманием, а также в увеличении объёма внимания и его устойчивости,   в   улучшении   его   распределения   и   в   более   быстром   его переключении.   Так   как   у   ребенка   с   аномалиями   зрения   низкая познавательная активность, то развитие внимания как непроизвольного, так   впоследствии   и   произвольного   замедляется.   В   компенсаторном развитии   слабовидящих   детей   большая   роль   принадлежит совершенствованию внимания во всем многообразии его качеств. Память. Память   дошкольников   с   патологией   органа   зрения   также   имеет   свои особенности. Неточность зрительных представлений, малый чувственный зрительный   опыт   затрудняет   формирование   процессов   памяти: запоминания,   воспроизведения,   узнавания   и   забывания.   Наиболее уязвимыми   оказываются   процессы   воспроизведения   и   узнавания зрительных образов. Это связано с особенностями зрительных ощущений ивосприятий   слабовидящих   дошкольников.   У   детей   с   амблиопией   и косоглазием   затрудняется   выработка   системы   сенсорных   эталонов.   Это вторичное  отклонение в свою очередь влияет на качество запоминания зрительного материала и оказывает в дальнейшем негативное влияние на формирование мыслительных процессов.   т.   к. Речь. Зрительная   патология   влияет   на   формирование   речи   дошкольников   с амблиопией и косоглазием. В психологии различают следующие функции речи:   коммуникативная,   обобщающая,   регулирующая.   Особенности формирования коммуникативной функции речи заключается в трудностях восприятия   образцов   артикуляции.   Это   осложняет   формирование фонетической стороны устной речи. Затруднено и овладение словарным запасом,   у   слабовидящих   дошкольников   сужен   объём воспринимаемого пространства и ограниченно поле деятельности. Это, в свою очередь, ведет к отклонению в формировании и смысловой стороны коммуникативной   функции   речи.   Обобщающая   сторона   речи   является оперативным человека. Недифференцированность   зрительных   образов,   бедность   зрительных представлений, несформированность системы сенсорных эталонов детей с косоглазием   и   амблиопией   затрудняет   качественное   формирование данной   речевой   функции.   Особенности   регулирующей   функции   речи связанны с характерологическими особенностями каждого человека. Это общее положение характерно и для слабовидящих. инструментом мышления       Мыслительные процессы. Особенности   формирования   мыслительных   процессов   у   детей   с косоглазием   и   амблиопией   зависят   от   индивидуальных   особенностей развития всех психических процессов ребенка. В человеческом развитии нет ничего изолированного. Отклонение любой функции организма, любой стороны психического развития влечет за собой изменения и перестройку всех   функций   и   сторон.   Мышление,   как   высшая   форма   отражения действительности, в детском возрасте связанно со всеми перечисленными психическими процессами. Как уже было указано, особенности ощущения и восприятия,   внимания   и   памяти   влияют   на   формирование   всех мыслительных   процессов.   Для   качественного   процесса   обобщения необходимо иметь достаточный запас чувственного опыта, уметь выделять главное,   существенное.   Следовательно,   этот   процесс   может   быть сформирован только в работе над зрительным восприятием, вниманием, памятью.   Для   развития   аналитико­синтетической   деятельностинеобходимо овладение сенсорными эталонами, прочными динамическими стереотипами,   стойкими   процессами   дифференцирования   поступающих сигналов   из   внешнего   мира.   эти   процессы вырабатываются   в   деятельности   ребенка.   На   формирование   процесса абстрагирования влияет практический опыт ребенка, что тоже возможно только в деятельности.   Следовательно, Межсистемные отклонения в физическом развитии. Патология   органа   зрения   опосредованно   влияет   на   физическое развитие   ребенка   с   амблиопией   и   косоглазием.   При   правильно организованной коррекционной работе отклонения в физическом развитии могут   не   проявиться.   Однако   следует   помнить,   что   при   более   грубых, значительных   отклонениях   развитие   всей   двигательной   сферы   требует пристального   внимания   со   стороны   взрослых.   Для   предупреждения   и коррекции   возможных   отклонений   необходима   целенаправленная систематическая   работа.   Отклонения   в   двигательных   навыках проявляются, прежде всего, в нарушениях координации и ориентировки в большом   пространстве.   Со   стороны   моторики   у   слабовидящих   детей встречаются   стертые   двигательные   нарушения,   проявляющиеся   в неловкости,   некоординированности,   скованности   движений,   быстрой утомляемости, в неумении выполнять сложные двигательные акты. Данные нарушения   исправляются   путем   выполнения   двигательных   заданий, которые   имеют   целью   развитие   мышечно­суставного   чувства, ориентировки   в   пространстве   и   времени,   способности   ощущать   темп, быстроту движений, их амплитуду. Вторичным   отклонением   при   низкой   остроте   зрения   является нарушение   осанки.   Впоследствии   сколиоз   становится   самостоятельным нарушением, влекущим за собой новые отклонения развития: гиподинамию, нарушение обмена веществ, нарушение в работе внутренних органов и др. Нарушения   в   формировании   навыков   мелкой   моторики   также являются вторичными отклонениями патологии органа зрения. Движения руки у ребенка с амблиопией и косоглазием носят неточный, скованный характер.   Работа   мелкой   моторики   сопровождается   повышенным, чрезмерным   напряжением,   что   в   свою   очередь   ведет   к   быстрой утомляемости   и   нежеланию   выполнять   ребенком   задания,   связанные   с мелкими точными движениями руки: вырезывание по контуру, рисование, штриховка и т. п.Материал подготовлен педагогом­психологом – Е.М.Бондарь