Особенности работы по развитию связной письменной речи у младших школьников
Оценка 4.6

Особенности работы по развитию связной письменной речи у младших школьников

Оценка 4.6
Занимательные материалы
docx
русский язык
4 кл
20.01.2017
Особенности работы по развитию связной письменной речи у младших школьников
Как научить наших детей говорить красиво, правильно строить свои высказывания? На конец 4-го класса выпускник должен уметь строить как устные, так и письменные высказывания. Одних устных пересказов на уроках чтения и ознакомления с окружающим миром недостаточно, т.к развитию связной речи способствуют школьные сочинения (письменные). В то же время, упражняясь в построении текста, школьник самовыражается как личность. Цель моей статьи – показать, как можно использовать разные моменты для обучения детей письму сочинений.Младшие школьники только учатся писать сочинения. В их головах столько мыслей, и наша задача – помочь нашим детям оформить эти мысли в красивую оболочку. В процессе всей этой трудной и в то же время увлекательной работы учителя не должны быть равнодушными ни к одному творцу, ни к одному интересному предложению, должны быть чуткими к ученическим ошибкам и должны вовремя корректно помочь исправить эти ошибки, чтобы ребёнок почувствовал радость от проделанной работы и захотел в следующий раз ещё писать.
И.Л. Литвиненко.docx
Особенности работы по развитию связной письменной речи у младших школьников Как научить наших детей говорить красиво, правильно строить свои высказывания, если  количество часов чтения и русского языка сокращается?  Нам бы успеть усвоить тот учебный  материал, заложенный в программу. А на сочинения и изложения выделяется всё меньше часов. Но  на конец 4­го класса от нас ждут выпускника, который должен уметь строить как устные, так и  письменные высказывания. Как быть? Одних устных пересказов на уроках чтения и ознакомления с  окружающим миром недостаточно, т.к развитию связной речи способствуют школьные сочинения  (письменные). В то же время, упражняясь в построении текста, школьник самовыражается как  личность.  Но когда учить младших школьников строить свои высказывания в письменной форме? Я не буду описывать методику работы над сочинением в начальной школе (с ней знакомы все  учителя). Цель моей статьи – показать, как можно использовать разные моменты для обучения  детей письму сочинений. Я начинаю обучать детей письму сочинений уже с первых уроков первого класса. Сейчас 80%  детей в первый класс приходят уже читающие. Зачем же упускать это плодотворное время для  развития детей?! Уже много лет я использую в своей практике ведение читательского дневника в 1­ ом классе. Как мои дети ведут работу в этом дневнике? Несмотря, что в 1­ом классе не задаются  детям домашние задания,  я, чтобы ученики не потеряли читательский навык, (по согласию  родителей) каждый день предлагаю дома читать небольшое произведение. После прочтения текста  каждый ребёнок иллюстрирует прочитанное произведение, тем самым развивая осознанное чтение.  Но самое главное, на мой взгляд, это не маловажная работа по подготовке к письму сочинений. Ребёнок, прежде, чем сделать рисунок, либо мысленно, либо вслух обговаривает тот момент,  который будет иллюстрировать, тем самым развивая свою устную и внутреннюю речь. Начиная со 2­ой четверти 1­го класса дети не просто иллюстрируют прочитанное  произведение, но и пишут к нему аннотацию, что способствует развитию умения выделять главное в прочитанном и оформлять свои мысли в письменной форме. Конечно же, прежде чем дети начнут  выполнять подобную работу дома, я на уроках обучения грамоте знакомлю детей с понятием  «аннотация», учу их строить краткое изложение содержания  произведения. Также уже с первых уроков обучения грамоте я предлагаю детям разные темы, на которые  они устно сочиняют свои тексты. А уже со 2­ой четверти дети  (по желанию, конечно) печатают  свои высказывания и зачитывают их, или «презентуют», как мы с ними выражаемся (очень уж им  нравится это серьёзное слово). Вот пример одной работы на тему «Капризный паучок»: Паучок увидел оленя и сказал: –  У тебя рога ветвистые и красивые. Вот бы мне такие! А олень засмеялся и сказал: – Но ты очень маленький! – Глупости, я всё равно хочу. Вот возьму у папы насос и накачаю вес, и буду большим пауком­рогачом, тогда посмотрим, кто победит!  Или сочинение на тему «Сокол­мечтатель»: Сокол увидел северное сияние и сказал: – А почему бы туда не полететь?! Может быть, это особая страна?! Олень улыбнулся и сказал: – Да ты не долетишь. Это такая красота. А если и долетишь, ты всё равно мимо  проскочишь. Сокол ­ в ответ: ­Может, там живут разноцветные животные? Тогда все решили туда полететь. Главное, мой совет, не бояться давать детям  (лучше сказать «кидать») темы для  высказываний. Какую  тему ни дашь детям, они в этом возрасте, будучи раскрепощёнными  фантазёрами, смогут столько всего очинить, что взрослому никогда бы на ум не пришло. Такой вид работы способствует не только развитию строить высказывания, но и помогает детям выражать  себя как личность. Детям в младшем школьном возрасте очень нравится рассказывать о себе, о своих  пристрастиях, о своей семье, т.е. о личном. Я и этим решила воспользоваться для достижения своей цели  развития умения строить письменные высказывания. Например, во втором классе я  предложила детям написать о своей семье то, что им хочется. Один ученик написал вот что: Моя семья. В нашей семье папа самый главный. Мама вторая после папы. Она моет посуду. Алёша смешной:   он   залазит   на   стол   и   танцует,   крошит   сыр   и   улыбается,   умеет   компьютер включать и выключать, умеет на одну ступеньку лестницы залазить. Если Алёша мне мешает за компьютером играть в игру, я делаю ему замечание. Смешно, что он смотрит на меня в зеркале и радуется. Вообще­то, когда Алёша меня жалеет, хлопая по пузу – это смешно и хорошо. Алёшеньку, миленького, я люблю очень­преочень. Я в семье волшебный. Я учусь защищаться по­китайски, как в «Звёздных войнах». Я умею делать колесо и кувыркаться вперёд. Ещё я умею читать, знаю цифры. Со мной занимается мама. Папа научил меня играть в компьютерные игры. Мне   нравится   моя   семья.   Но   мне   не   нравится,   когда   мне   не   разрешают   смотреть мультики, когда я плохо себя веду. Я мечтаю построить побыстрее новый дом. В этом доме будет мой игральный уголок, где будем играть я, Алёша и мой друг Максим. Или вот сочинение о своём увлечении: МОЁ УВЛЕЧЕНИЕ Я считаю, что жизнь без увлечений скучна. А моя жизнь очень интересна. Я увлечён  занятиями в студии мультипликации «Мынику». Хожу туда уже второй год. Мынику – это дух песни севера. Наша студия названа в честь этого северного духа. Мынику стал первым героем ямальского мультфильма «Как няньчедо Мынику учил  человека летать». Наша студия сделала много мультфильмов, и в одном из них я принял  участие. Я создавал рисунки для мультика и озвучивал одного из персонажей. Основные герои ямальских мультфильмов – это Мынику, Тайку и Хорки. Тайку – это короб лесных ненцев, а хорки – куропатка. Наша студия ежегодно участвует в разных мультипликационных фестивалях. На одном  таком фестивале студия получила диплом за самый лучший детский мультфильм. Сейчас мы работаем над новым мультипликационным сериалом «Арктические  спасатели». Он состоит из тринадцати серий. Две серии уже готовы. Премьера этих серий  состоялась на шестой неделе ямальского мультфильма. Ещё в ноябре мы проводили экскурсии по выставке «Мультстрана 1912­2012». Эта  выставка была посвящена столетию российской анимации. Мы показывали мультфильмы из  «золотой сотни», которую составили на фестивале в городе Суздале. В студии занимается много юных мультипликаторов. Сюда я привлёк и свою младшую  сестру. И теперь туда мы ходим вместе. В студии мы всегда дружно отмечаем праздники и проводим весёлые чаепития. Наши  руководители Екатерина Сергеевна и Михаил Геннадьевич очень увлечены своим делом. Это  они создали первый ямальский мультфильм. Занятия в студии трудоёмкие, но очень интересные и полезные. Я приглашаю всех  желающих к нам в студию «Мынику»! Мои   коллеги   будут   справедливы,   если   спросят,   когда   мы   успеваем   всё   это   сочинять, невозможно   же   это   делать   дома.   Конечно,   я   с   ними   соглашусь.   Поделюсь   своим   секретом.   Я использую   часы   продлёнки.   И   ещё   условие:   такую   работу   провожу   не   по   принуждению,   а   по желанию. А желают, чаще всего, все, кто остаётся на продлёнку, т.к. дети любят сочинять, конечно, если   у   них   это   получается.   А   чтобы   у   ребёнка   получалось,   я   считаю,   лучше   всего   с   каждым ребёнком   индивидуально  обговаривать  его   неудачные   места   в  построении  своих  высказываний, хотя иногда и использую коллективное исправление стилистических ошибок, но на примере не одноклассников,   а     либо   на   выдуманных   примерах   (сама   специально   составляю   сочинения   со стилистическими ошибками), либо на примерах своих учеников прошлых лет (я, как Плюшкин, все детские работы храню, не могу с ними расстаться). Как показал мой личный опыт, не всегда детям нравится, когда зачитывают, а тем более разбирают их ошибки. Младшим школьникам больше нравится, когда зачитывают, или вывешивают на стенд (я такое практикую) их уже «образцовые» (правленные мной) сочинения. С психологической точки зрения, такой подход, на мой взгляд, не сковывает детей в изложении своих мыслей на бумаге. А какая работа выполняется без ошибок?! Главное, вовремя указать на эти ошибки и помочь их исправить. Ведь не зря говорят «на ошибках учатся». На уроках анализа стихотворения о природе учу детей видеть при чтении подтекст каждого слова,   т.е.   чувствовать   настроение   поэта,   даже   вдохнуть   те   запахи,   которые   описаны   в стихотворении, услышать все звуки, шорохи, мысленно оказаться в описанном месте.  Очень часто на уроках чтения  или  на продлёнке  после полного  анализа стихотворения  о природе   я   предлагаю   детям   перевести   данное   стихотворение   на   язык   прозы,   т.е.   пересказать. Прежде чем приступить к записи текста­пересказа, говорю детям: «Представьте: всё, что описал поэт в своём стихотворении, вы увидели сами, прочувствовали эти картины природы, но у вас нет такого дара – писать стихи. Тем не менее вы можете описать увиденные вами картины природы языком прозы». Перед   записью   текста­пересказа   стихотворения   проводится   большая   подготовительная работа.   Дети   выделяют   главную   картину,   настроение   каждой   строфы   стихотворения, пересказывают отдельно каждую строфу языком прозы. После работы над отдельными строфами дети пересказывают языком прозы полностью всё стихотворение, затем самостоятельно письменно излагают свой пересказ. Вот что получается у моих детей в процессе такой работы: 1. С. Есенин «Берёза» У моего дома белая берёза. На неё выпал снег. Снег блестит, точно серебро. Пушистый снег упал на ветки и засыпал их снежной каймой. У берёзы распустились ветви белой бахромой. Наступила ночь. Берёза стоит одна. Все люди спят, ни в одном доме не горит свет. А от луны отражаются на снежинках золотые огоньки. Месяц плывёт по небу тихо. Выпадает новый снег, и кажется, что его сыплет месяц. 2. С. Есенин «Поёт зима – аукает» Дует ветер, и кажется, что зима поёт колыбельную песенку мохнатому сосновому лесу. Кругом по небу медленно плывут в дальние страны сонные седые облака. Холодная метель завалила весь двор шелковым ковром снега. Озяблые, голодные, усталые воробышки, словно сироты, прижались поплотней друг к другу у окна. А взбесившаяся вьюга срывает с окон ставни и всё сильней злится. Под   снежные   вихри   вьюги   у   замёрзшего   окна   дремлют   засыпанные   снегом   маленькие воробышки, и снится им прекрасная, солнечная, весёлая красавица весна. 3. С. Есенин «Черёмуха» Под моим окошком растёт душистая черёмуха. Она расцвела весной. Ветки у неё, как кудри. А рядом у тропки маленький ручей. Он прозрачный и серебристый. Черёмуха приятно пахнет. Стоит она развесившись. А листочки у черёмухи зелёные. И когда солнышко на них светит, то как будто листочки горят. Ручей журчит и задевает ветки черёмухи. Он поёт ей песни. В ходе такой работы у детей развивается письменная речь (дети подбирают синонимы, учатся правильно   строить   предложения).   Также   подобная   работа   приучает   детей   к   самостоятельному наблюдению за картинами природы и описанию увиденного как языком прозы, так и стихотворным языком. Описанную   выше   технологию   анализа   стихотворения   о   природе   я   разрабатываю   на протяжении   нескольких   лет   и   думаю,   что   постепенно   моя   технология   будет   только совершенствоваться,  способствуя   не  только   развитию  письменной  речи,   навыка  выразительного чтения, но и глубокому эмоционально­эстетическому развитию ребёнка.  Применяя данную технологию в своей практике, я с уверенностью могу утверждать: все мои ученики с удовольствием описывают увиденную поэтом картину в прозе. На   продлёнке   мы   с   детьми   ходим   на   прогулки,   экскурсии.   Я   стараюсь   на   прогулках организовывать наблюдения детей так, чтобы они учились видеть и слышать мир, замечать в нём прекрасное, восторгаться красками  осеннего  парка, зимнего дня, свежестью первых  листочков. Такие прогулки – хорошая база для письма сочинений о природе по собственным наблюдениям. Главное,   учитель   должен   перед   прогулкой   определить   тему   сочинения   и   озвучить   её   детям, обговорить   с   учениками   объекты   для   наблюдения.   После   прогулки   мы   с   детьми   делимся впечатлениями от увиденного, составляем план сочинения, подбираем нужные слова, упражняемся в предупреждении возможных стилистических  ошибок. Вот какое сочинение о зимней природе написал четвероклассник: Когда я гуляю по улице, то всегда любуюсь серебристыми ветками, склоняющимися надо мной. Они просто прекрасны! Кажется, что это руки Снежной Королевы, которая хочет окутать всё вокруг своей пуховой шалью. Я иду по улице и вижу на окнах домов искусно нарисованные шедевры. А вот идут люди, протаптывая тропинки, боясь увязнуть в сугробах. Когда идёшь по этим тропинка, кажется, что под ногами не снег, а хрустящие бело­синие хлопья. Я вижу птиц, которые, пролетая мимо, ищут крошку для пропитания. Голодные птицы не делают картину зимы некрасивой, а наоборот только раскрывают её характер. Опять дует ветер, резкий, быстрый, громкий… Вот что я увидел сегодня в зимнем дне. Также дети любят выполнять какое­то задание и описывать его. Как­то весной я предложила своим второклассникам слепить снеговика и описать, как они его лепили. Вот одно из сочинений: Лепим снеговика Вчера выпало много снега. И мы катали во дворе снежные шары. Катали, катали, а потом их слепили. Прикрепили сверху ведро и вместо волос воткнули несколько веток. Думали, думали, а из чего же сделать глаза, и рот, и нос? И придумали: нос сделали из морковки, глаза и рот – из картошки. Смотрим, а моя мама несёт нам старый шарф. Мы обернули его вокруг головы снеговика. Вот так снеговик получился! Класс! Или: Вчера выпал мягкий снег. Мы с дядей Сашей гуляли во дворе и решили сделать снеговика. Мы накатали три снежных кома: сначала большой, потом средний и самый маленький – для гоовы. Поставили их друг на друга. Мы принесли из дома морковь для носа и две пуговицы для глаз. Мы думали, из чего сделать рот. Потом отломали маленькую веточку – вот и получился рот. Потом мы воткнули короткие веточки в голову – получились волосы. Из длинных веток сделали руки. Получился хороший снеговик! Дети  в  младшем  школьном  возрасте  любят очень    фантазировать   о каком­либо  реальном объекте, особенно о том, как появился на свет тот или иной предмет. Как­то в одно из занятий (в 3­ ем   классе)   на   продлёнке   я   предлжила   детям   пофантазировать   и   написать   в   форме   сказки происхождение   нескольких   музыкальных   инструментов.   Конечно   же,   заранее   мы   обговорили   о предназначении этих музыкальных инструментов, рассмотрели на слайдах их внешний вид. И вот одно из сочинений про музыкальные инструменты: Рождение флейты Однажды летом, когда уже всё расцвело, на тропинке валялась веточка. Она слушала пение птиц и думала6 «Как  хорошо быть птицей! Они очень красиво поют!» У этой веточки была мечта научиться петь, например, как соловей. Однажды   веточку   подобрал   Человек   для   дров.   Он   удивился,   когда   веточка   начала говорить.. Она рассказала ему, что очень хочет научиться петь. Человек подумал и сказал про себя: «Нет, не надо такую веточку отправлять на дрова». И ночью, когда веточка крепко спала, Человек сделал из неё духовой инструмент, который назвал флейтой. И веточка была очень рада. Она поблагодарила Человека и каждый день напевала с ним не хуже птиц. В одну из зим перед Новым годом было много актированных дней (отмена занятий по  метеоусловиям). Некоторых детей (человек 10) родители привозили всё же в школу. Новые темы  уроков с 3­ей частью детей я не могу начинать. Чем занять детей? И тут я не выпускаю  возможности посочинять вместе с детьми. На ум сразу же пришла актуальная тема «Сказка в  новогоднюю ночь». А кто из нас в детстве не мечтал о сказке в новогоднюю ночь?! Эта тема очень  понравилась моим третьеклассникам. Дети настолько увлеклись этой темой, что три урока подряд  сидели, сочиняя сказку (Я их с трудом оторвала для того, чтобы сходить в столовую). Конечно же в процессе этого сочинительства мне тоже пришлось крепко поработать: с каждым ребёнком велась  индивидуальная работа по корректировке написанного, по подбору нужных слов. Зато сколько  радости было, когда у них получились сказки! А с какой гордостью эти творцы читали их своим  родителям на новогоднем утреннике! Хочу несколько сочинений напечатать. Уж очень нравятся мне они! МАЛЬЧИК ВАСЯ И КРИСТАЛЛ ЖЕЛАНИЙ Однажды в новогоднюю ночь, с тридцать первого декабря на первое января, Вася был на  ёлке и увидел, что вдалеке что­то сверкает. Он подошёл к этому чему­то сверкающему и  увидел кристалл. Он был такой яркий и светло­красный. Вася попытался поднять его, но вдруг услышал голос:  ­ Не трогай меня. Я кристалл волшебный и могу исполнить любое твоё желание, но ты  должен освободить меня от проклятья. ­ Но как?! – вскрикнул Вася. ­ Ты должен найти волшебные камни, они у Кощея Бессмертного. А Кощея Бессмертного можно победить мечом, но не простым, а волшебным. Чтобы ты нашёл этот меч, я даю  тебе волшебный клубок, который будет указывать дорогу. И Вася пошёл за клубком. Идёт Вася и видит: стоит избушка, а в избушке – баба Яга. Вася подошёл к избе и сказал,  как герой из волшебной сказки: «Избушка на курьих ножках, встань к лесу задом, а ко мне –  передом». Избушка повернулась к Васе, скинула лестницу, и Вася поднялся в избу. Видит он:  баба Яга спит. Вася громко поздоровался с ней. Баба Яга проснулась и хорошо приветила  мальчика. Вася рассказал ей о своей проблеме и приказал бабе Яге, костяной ноге:  ­ Тащи мне меч волшебный, чтобы Кощея Бессмертного сокрушить!  Баба Яга соскочила, посмотрела на мальчика строго и сказала: ­ Не разговаривай так со взрослыми!  Вася испугался и прошептал:  ­ Извините, пожалуйста, бабушка. Я больше так не буду.  Баба Яга простила его и сказала: ­ Хорошо, я дам тебе меч, только ты должен кое­что сделать для меня. Подслушай  разговор лешего и водяного. Мне кажется, они против меня устроили заговор. Я тебе ещё дам  шапку­невидимку, чтобы мои заговорщики не заметили тебя. Вася надел шапку и пошёл в лес искать лешего и водяного. И вот видит на пригорке он  тех, кого ищет. Устроился Вася в кустах и стал подслушивать их разговор: ­ Надо старую из избы вытолкнуть, а то нет у нас дома, а в озере холодном не хочется  морозить косточки. А ты, брат леший, в кустах колючих живёшь, – проговорил водяной. ­ Гм, да… Пошли, ­ ответил леший. Вася кинулся к бабе Яге и рассказал всё, что слышал. А тут и леший с водяным прибежали и кричат: ­ Негоже не делиться жилищем! Вот и пришли мы тебя выселять. А баба Яга сказала: ­ Потише, я с вами поделюсь. Идите в соседнюю комнату. Там две кровати –  располагайтесь, гости дорогие. Леший и водяной побежали в комнату, а баба Яга дала Васе меч. И мальчик пошёл  дальше – за клубком. И привёл клубок Васю в царство Кощея Бессмертного. Мальчик зашёл в замок и видит  красоту, от которой глазам больно. И идёт он в залу и видит там камни волшебные. Побежал Вася к ним и вдруг упал, потому что впереди оказалась стена­невидимка. И тут показался  Кощей, и говорит он: ­ Зачем пожаловал? А Вася ему: ­ За волшебными камнями, ­ и Вася поднял на Кощея волшебный меч. ­ Вот ответишь на мои два вопроса ­  отдам тебе камни, а не ответишь – съем тебя  заживо, ­ совсем не испугавшись меча, ответил Кощей. И тут Вася сам испугался и согласился: ­ Хорошо. Я согласен. Кощей стал задавать ему загадки­вопросы: ­ Вопрос первый: кто основал первый летательный аппарат? Варианты ответов: а) баба  Яга, б) Генри Форд, в) Джо Таёт, г) Эрик Крайслер. Вася подумал и ответил: ­ Не знаю, наверное, это баба Яга. Кощей похвалил: ­ Правильно. А теперь второй вопрос: есть чешуя, но не рыба, есть корона, но не король.  Кто это? Вася подумал и вскрикнул: ­ Ананас?! Да? ­ Ну что, ты ответил правильно и получи за это камни. И Вася, радостный, побежал за клубком обратно. А в городе уже утро первого января.  Вася подбежал к кристаллу и подкатил к нему камни. И с этого момента стали исполняться  все Васины желания.  Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец! ЧУДЕСА БЫВАЮТ Под Новый год Маша возвращалась из школы. На перекрёстке она увидела дедушку, у  которого сломалась палочка, и он не мог перейти через дорогу. Маша поздоровалась с дедушкой и предложила ему свою помощь. Когда загорелся зелёный свет светофора, Маша взяла  дедушку под руку и потихоньку перевела его через дорогу. Дедушка поблагодарил девочку и  поздравил с наступающим праздником. А потом спросил, что бы она хотела увидеть под  ёлочкой. Маша, ни минуты не раздумывая, сказала, что хотела бы в подарок маленького  пушистого щенка. Дедушка улыбнулся и сказал, что у такой хорошей девочки обязательно  сбудется желание. В новогодний вечер Маша получила много подарков и от родителей, и от бабушек с  дедушками, и от друзей. А утром первого января под ёлочкой она заметила коробочку, которая шевелилась. Потихоньку подкравшись, девочка развязала бантик и открыла крышку. И из этой  коробочки выпрыгнул маленький пушистый комочек. Это был настоящий щенок. Так сбылась  Машина мечта. ПРИКЛЮЧЕНИЯ ПОД НОВЫЙ ГОД Начался  декабрь. Женя сидел у окна и ждал Нового года. Его сестра Соня говорила: ­ Женя, иди погуляй, Новый год не убежит. Он ей ­ в ответ с тоской в голосе: ­ Соня я не хочу гулять, мне и так весело. И так весь декабрь Женя просидел у окна в ожидании Нового года. Но за день до Нового  года случилась беда: Соню украли. Женя горько плакал, и одна слеза упала на лепесток цветка,  который стоял на подоконнике. И вдруг в доме всё закружилось. Лепесток превратился в Фею. И Фея заговорила: ­ Женя, пойдём со мной. ­ Зачем? – удивился мальчик. – Ты не настоящая! А Фея – в ответ: ­ А вот и настоящая! Я знаю, где Соня. ­ Ладно, Фея, отведи меня туда,­ сказал и заплакал Женя. Фея согласилась и сказала: ­ Твою сестру забрал гном. Мальчик с Феей отправились за город к пещере. Они вошли в неё. Там было страшно.  Только Женя сделал шаг, сразу провалился в овраг с ножами. Жизнь мальчика шла на секунды.  Но в один миг его спасла Фея силами метели, подняв невредимого Женю наверх. Он  поблагодарил Фею. Вдруг они услышали ворчливый голос: ­ Вы прошли первое испытание. Им было страшно, и Фея сказала: ­ Пойдём обратно. Но Женя не согласился: ­ Я сестру не брошу. И пошли они дальше. Им было холодно, и они хотели спать. Вдруг заиграла колыбельная  музыка, и Фея с Женей чуть не уснули. Пока они шли, всё вокруг заросло сосульками. Хорошо,  что Женя владел карате. Он своими приёмами быстро победил лёд. Мальчик даже не успел отдохнуть, как опять кто­то начал говорить: ­ Ну всё, вы дальше не уйдёте! В ту же минуту на Женю с Феей напали гномы, связали их и отдали главному гному. Он  проговорил: ­ Всё! Довольно! Ты теперь не увидишь Соню: я её заколдовал. Вдруг из­за угла вышла Соня, но злая, и сказала Жене: ­ Ты больше не увидишь меня ни доброй, ни злой! Завтра ты умрёшь! И мальчик заплакал, но Соне было безразлично. А главный гном дал мальчику  возможность позвонить родителям и попрощаться с ними. Но Женя не смог дозвониться: никто не брал трубку. И вдруг сердце сестры не выдержало и растаяло. Она, радостная,  подбежала к брату, и они обнялись. Гномы, увидев любовь брата и сестры, тоже оттаяли. И Фея сказала: ­ Я нужна была тебе в поиске сестры. Больше я тебе не нужна, ­ и фея испарилась, как  будто её и не было. Женя с Соней пошли домой, мальчик вспомнил про сосульки и ножи, и дети заплакали. Но не прошло даже одной минуты, как появился Дед Мороз. Дети очень обрадовались. Дед Мороз  сам привёз брата и сестру домой и сказал им: ­ Мне с вами понравилось. Но никто не должен знать про нашу встречу! – И Дед Мороз  исчез. Дети зашли в дом. Их родители стали спрашивать: ­ Где вы были? Женя с Соней тихонько сказали: ­ Предновогодние приключения. На следующий день вся семья счастливо праздновала Новый год. А в окно им махали Дед  Мороз и Фея. А как нравится детям в начальной школе перевоплощаться, побывать в каком­либо образе,  особенно почувствовать себя каким­нибудь животным. Я, конечно же, не выпускаю и эту  особенность детского возраста – предлагаю побывать им в образе какого­либо животного и от его  имени что­нибудь нам поведать о своей жизни. В процессе такого «перевоплощения» у детей  просто пылают глаза от восторга. Вот сочинение второклассника: ДРУЖБА СЕРЖА И БОБИКА Я голубь. Меня зовут Серж. Как хорошо на чердаке! И кошек не видать! Вот мой друг Бобик. Я помню, как он меня спас от кошек. Когда я ел хлебные крошки недалеко от дороги,  меня схватили кошки. Проснулся Бобик и испугал их своим толстым лаем. Некоторые кошки  залезли на деревья, а другие – на крыши домов.  ­ У, хорошо, что я проснулся, а то кошки бы тебя съели. Давай доедай свои крошки, и мы  будем с тобой дружить, ­ так сказал Бобик. И мы так подружились. Мы расстаёмся с ним  только по ночам, когда нужно спать, потому что Бобик спит в будке,  а я ­ на чердаке. Мы любим играть в прятки. Когда мы играли в прятки, сначала меня искал Бобик. Я  спрятался под скамейку и лежал как камушек. Ой, он меня заметил. Потом я его искал.  Заглянул за дерево. Там были одни камни. Потом подлетел к коробке. Приподнял её клювом.  Там тоже никого не было. Потом посмотрел за горкой. «Ах, вот ты где!» ­ сказал я. И так мы играем каждый день. Мне нравится дружить с Бобиком, потому что он спасает меня от кошек, с ним жить  приятно и весело! Такую работу я ещё предлагаю украсить рисунком. И этот вид творчества детям не менее  интересен: они себя чувствуют и писателями, и художниками одновременно. Вот рисунок второклассника к сочинению « ДРУЖБА СЕРЖА И БОБИКА»: Или вот сочинение второклассницы от лица котёнка: Первоклассница Даша и Кузя Девочке Даше на день рождения подарили меня. Даша назвала меня Кузей. Я оказался  шустрым котёнком, как торпеда. Наступило первое сентября. Я проснулся, а Даши не было дома. Мне стало так грустно,  что я решил пойти её искать.  В комнате у Даши я увидел открытую форточку. Я разбежался и выпрыгнул на улицу.  Когда я дошёл до дороги, увидел соседского кота. Я решил с ним познакомиться:  ­ Как тебя зовут? – спросил я.  ­ Меня зовут Васька. А тебя как?  ­ А меня Кузя, ­ ответил я. – А ты не видел мою подружку Дашу?  ­ А какая она? – спросил Васька.  ­ Она добрая и красивая, ­ ответил я. Васька сказал, что видел такую девочку, когда она шла в школу. Этот кот согласился  показать мне дорогу до школы за кусочек вкусной колбаски. Васька побежал вперёд, а я – за  ним. Он довёл меня до крыльца школы.  ­ До вечера, ­ сказал я.  ­ Пока, ­ ответил Васька. Я побежал осматривать школу. В школе  большие коридоры  и много дверей. Я заглянул в одну из дверей и увидел Дашу. Она что­то писала, выходила к доске и поднимала руку. Вдруг  зазвенел звонок. Из всех дверей выбегали дети. Я очень испугался, спрятался под скамейку и  зажмурился от страха. Вдруг кто­то взял меня на руки и поцеловал в носик. Я открыл глаза и  увидел Дашу. Она смотрела на меня удивлёнными глазами и говорила: «Кузя, как ты попал в  школу? Ты мог заблудиться!» Потом Даша прижала меня, и мы пошли домой. А дома Даша  рассказала мне, что теперь она первоклассница и каждый день будет ходить в школу. А я  должен буду терпеливо ждать её возвращения и не шалить. Как я люблю читать их творения! А как эти творцы раскрываются в своих рисунках! Ещё одна не менее интересная тема для письменных  рассуждений – это «Детская мечта». В  своих сочинениях дети искренне рассказывают о своих мечтаниях, а некоторые даже не по­детски  рассуждают о жизни. Меня очень тронуло вот это небольшое сочинение третьеклассницы: Дети мечтают о новых игрушках, о пятёрках в школе, девочки – о косметике, мальчики –  о машине. Некоторые мечтают даже о замке. Кто­то хочет научиться летать. Каждый  ребёнок всегда ищет во всём интересы. Сейчас детям интересно играть в компьютер, сидеть в  социальных сетях, смотреть взрослые фильмы (даже про зло). Я люблю читать и играть на компьютере. Скажу честно, не все дети любят читать.  Дети хотят быстрее вырасти, но нужно ценить своё время. Ведь детство когда­то  закончится: нельзя будет поиграть, заняться своим хобби. Радуйтесь, дети, что вы ещё дети! Уже в таких детских сочинениях прослеживается философия жизни этих ещё не зрелых  творцов. А как известно, что ложится на бумагу, то и остаётся в наших умах! Когда предлагаю своим творцам порассуждать на какую­либо тему. И мои дети тут же  берутся за ручки – и за дело. Однажды начала урок с вопроса «А существует ли собачий язык?»  Сколько я услышала разных мнений по этому поводу. И я детям предложила письменно  порассуждать на эту тему, какое­то время обдумав её. На следующий день мои третьеклашки  принесли мне с десяток рассуждений: все они были по­своему интересные, со своим подходом к  этой теме. Вот одно из них: Я думаю, что собачий язык существует. Собаки по­своему выражают эмоции и  настроение. У собак есть свои слова. Они употребляют их по правилам своего собачьего языка.  Наверное, и щенки обучаются его правилам с раннего детства.  Я думаю, что собаки понимают и язык людей. И люди, естественно, понимают собак. Мы думаем, что собаки просто лают, а на самом деле они друг с другом общаются.  Собаки, я думаю, по­своему знакомятся. Они рассказывают о себе, о своём хозяине, о делах. Хозяин как­то учит язык собак, чтобы их понять. Я думаю, что и наука в скором будущем  будет изучать собачий язык. И все люди будут его знать. Вот будет здорово! От своих коллег я не один раз слышала, что детям труднее всего даётся составление текста­ рассуждения.  Я считаю, что составление любого текста будет вызывать у детей трудности, если  писать такие сочинения раз в полтора­два месяца. Это мастерство нужно оттачивать. И, конечно  же, не только на уроках, а нужно как­либо лавировать и не выпускать любой возможности для  развития этого умения. О своих творцах я могу писать много, могу долго восторгаться их сочинениями… Хочу ещё раз повториться, что цель моей статьи – не описание методики, приёмов работы над  развитием умения писать сочинения в начальной школе. Я просто хочу, чтобы мои коллеги поняли,  что возможно научить писать красивые сочинения всех ребят класса. Главное, учителю не нужно  бояться предлагать разные темы для творения, нужно изыскивать различные возможности для  подготовки к письму сочинения, для письма сочинения. И самое главное, мы, учителя, должны  понимать, что дети только учатся писать, должны понимать, что в их головах столько мыслей, и  наша задача – помочь им, детям, оформить эти мысли в красивую оболочку. В процессе всей этой  трудной и в то же время увлекательной работы учителя не должны быть равнодушными ни к  одному творцу, ни к одному интересному предложению, должны быть чуткими к ученическим   ошибкам и должны вовремя корректно помочь исправить эти ошибки, чтобы ребёнок почувствовал  радость от проделанной работы и захотел в следующий раз ещё писать.

Особенности работы по развитию связной письменной речи у младших школьников

Особенности работы по развитию связной письменной речи у младших школьников

Особенности работы по развитию связной письменной речи у младших школьников

Особенности работы по развитию связной письменной речи у младших школьников

Особенности работы по развитию связной письменной речи у младших школьников

Особенности работы по развитию связной письменной речи у младших школьников

Особенности работы по развитию связной письменной речи у младших школьников

Особенности работы по развитию связной письменной речи у младших школьников

Особенности работы по развитию связной письменной речи у младших школьников

Особенности работы по развитию связной письменной речи у младших школьников

Особенности работы по развитию связной письменной речи у младших школьников

Особенности работы по развитию связной письменной речи у младших школьников

Особенности работы по развитию связной письменной речи у младших школьников

Особенности работы по развитию связной письменной речи у младших школьников

Особенности работы по развитию связной письменной речи у младших школьников

Особенности работы по развитию связной письменной речи у младших школьников

Особенности работы по развитию связной письменной речи у младших школьников

Особенности работы по развитию связной письменной речи у младших школьников

Особенности работы по развитию связной письменной речи у младших школьников

Особенности работы по развитию связной письменной речи у младших школьников

Особенности работы по развитию связной письменной речи у младших школьников

Особенности работы по развитию связной письменной речи у младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.01.2017