Методические рекомендации для организации воспитательной работы с детьми, относящихся к так называемой "группе риска". Особенности мониторинга контингента и планирования совместной работы с педагогами из социального центра. Несколько общих правил, которые необходимо соблюдать классному руководителю в работе с этой категорией детей
группа риска.docx
Статистика современности неумолима: практически в каждом классе из общего числа
учащихся двое, трое, а то и больше детей из неблагополучной семьи с тем или иным видом
неблагополучия, что позволяет обозначать классному руководителю «детей группы риска».
Как правило, такие дети неуспешны и в учебной деятельности, и в социальной адаптации.
Даже когда у них появляется желание работать, достичь успеха им мешает неспособность
выдержать даже небольшое трудовое напряжение. На них необходимо затрачивать
многократно больше труда, чем на других детей, а еще больший труд приходится
направлять на преодоление наследственности, влияния семьи, улицы. Как писал
А.С.Макаренко, такому ребенку на каждом шагу мерещится несправедливость, он уже по
привычке считает необходимым принять защитноугрожающую позу, в любом слове и
движениях других ему видятся чуждые и враждебные силы.
Наблюдение за процессом обучения и воспитания детей группы риска позволило мне
определить, в чем состоят их основные трудности при выполнении любой деятельности:
слабая ориентация в учебной и практической ситуации, непродуманность действий
при выполнении определенной задачи, невозможность выделить в объекте
достаточное число его признаков, неумение анализировать, импульсивность
действий, неспособность к планированию, несамостоятельность, отвлекаемость,
несобранность, быстрая утомляемость.
Требования к результатам образования растут, а данные трудности усугубляют результат
каждого участника образовательного процесса.
Появляются проблемы, которые необходимо решать комплексно, а именно, в процессе
социальнопедагогической работы с детьми группы риска. Ведущая роль принадлежит
социальному педагогу и классному руководителю, целью которых является оказание
квалифицированной социальнопедагогической помощи обучающемуся (воспитаннику) в
саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации и
самореализации; устанавливать доверительные отношения с клиентом.
Социально – педагогическая работа имеет две основные составляющие:
выявление детей этой категории в детской среде и организация работы с ними;
непосредственная индивидуальная и групповая работа с детьми «группы риска».
Если выстраивать определенную ступеньку работы классного руководителя с такими
детьми, то она будет выглядеть следующим образом:
выявление детей группы риска;
диагностирование таких детей, изучение проблем таких детей;
составление определенной программы профилактики или коррекции;
воплощение программы в жизнь;
подведение итогов, коррекция полученных результатов. Основными принципами организации квалифицированной педагогической помощи ребенку
«группы риска» и его семье, которыми необходимо руководствоваться классному
руководителю, выступают:
эмоциональное и интеллектуальное сопереживание;
заинтересованность;
содействие;
доверие.
Работу классного руководителя в школе можно разделить на следующие этапы:
1 этап Изучение первичной информации об учащихся классного коллектива:
личные дела учащихся;
результаты медицинского обследования;
психологопедагогические характеристики;
результаты успеваемости, посещаемости учебных занятий;
результаты диагностирования педагогапсихолога;
жизнедеятельность учащихся в ОУ, вне школы;
в каких семьях и условиях проживают данные учащиеся (знакомится с актами
посещения и картами учащегося, составленными предыдущим классным
руководителем).
2 этап Выявление учащихся группы риска:
составляет карту класса по выявлению детей группы риска;
выявляет учащихся группы риска в соответствии с классификацией;
составляет банк данных учащихся группы риска в классном коллективе.
3 этап – Диагностирование детей группы риска, выявление проблем, причем
важнейшим инструментом педагогической диагностики выступает педагогическое
наблюдение, которое предопределяет успешность как диагностики, так и
последующих мер влияния и социальнопедагогического взаимодействия ребенка и
социального педагога;
выявляет личностные особенности и достоинства обучающегося, его «проблемное
поле»; изучает и оценивает особенности деятельности и обучения школьника; устанавливает причины неадекватного поведения детей, подростков, причины
социального неблагополучия их семей; выявляет обучающихся с эмоциональными и
интеллектуальными задержками в развитии.
4 этап Составление программы профилактической работы с детьми «Группы
риска»;
классный руководитель планирует воспитательную деятельность классного
коллектива с учетом форм и методов работы с учащимися, находящимися в зоне
или группе риска. При планировании необходимо учесть взаимодействие со
специалистами школы: педагогоморганизатором, психологом, социальным
педагогом, медицинским работником, учителямипредметниками, педагогами
дополнительного образования, школьным библиотекарем (формы библиотечного
воздействия).
В работе с трудными детьми важно реализовывать следующие направления:
перевод социальной ситуации в педагогическую (организация нравственной,
воспитывающей среды в микросоциуме; объединение усилий всех субъектов
социального воспитания с целью создания условий для личностного развития
ребенка, при которых он сможет осознать взаимосвязь и взаимозависимость своих
потребностей, стремлений, конкретной работы над собой и ожидаемых достижений,
а также поставленных перед собой целей);
воспитание нравственноправовой убежденности;
формирование адекватной самооценки, способности критически относиться к
самому себе;
развитие эмоциональной сферы личности: формирование воли, умения управлять
собой, адекватно реагировать на педагогические воздействия;
включение в социально значимые виды деятельности, создание ситуации успеха в
избранном ребенком виде деятельности;
организация педагогического влияния на мнения окружающих (семья, сверстники,
педагоги, другие взрослые);
предупреждение невротических расстройств и патологических влечений
(акцентуации характера, неврозы, суицид, клептомания и т. д.);
обеспечение благоприятного социальнопсихологического климата;
способствование заполнению пробелов в знаниях.
Программа индивидуального сопровождения ребенка группы социального риска может
включать в себя:
взаимодействие педагога и ребенка, направленное на развитие социально
эмоциональной компетентности, которая предполагает способность адекватно относиться к себе и другим людям, умение управлять своими чувствами, понимать и
уважать чувства других;
организацию досуга ребенка (помощь в досуговом самоопределении, поиск кружка,
секции и т.д.);
помощь в преодолении учебных затруднений;
помощь в выборе образовательного маршрута и профессиональном
самоопределении;
сопровождение семьи (информационная поддержка, консультирование);
организацию и предоставление бесплатного питания в школе;
обращение в районные городские социальные службы для предоставления
различных видов материальной и социальной помощи;
защиту прав ребенка, включая защиту от жестокого обращения со стороны
родителей и представителей ближайшего окружения.
5 этап Реализация плана профилактических мероприятий;
классный руководитель сопровождает и координирует выполнение мероприятий
плана профилактической деятельности с учащимися «группы риска», подводит
итоги за определенный период времени (срок устанавливает администрация
образовательного учреждения).
На этапе оказания помощи семье и детям «группы риска» применяются:
1. Метод воспитания – способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение
людей с целью выработки у них заданных качеств. К методам воспитания относятся
убеждение, побуждение, поощрение, порицание
2. Метод убеждения – применяется с целью сформировать у личности готовность
активно включиться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность.
Данный метод обеспечивает у людей развитие общечеловеческих морально
этических качеств
3. Метод побуждения – применяется с целью нацелить человека на деятельность в
соответствии с его интересами и потребностями
4. Метод поощрения – выражение положительной оценки деятельности индивида
5. Метод порицания – реакция на нежелательные деятельность и поведение
В своей работе по оказанию помощи учащимся «группы риска « и их семьям, классный
руководитель взаимодействует со всеми специалистами центра или службы комплексного
сопровождения, прежде всего, социальным педагогом, педагогомпсихологом, учителями,
медицинской службой и представителями администрации. 6 этап Подведение итогов, коррекция полученных результатов;
классный руководитель представляет социальному педагогу (администрации)
данные об учащемся «группы риска» по следующим позициям:
участие учащегося в общественной жизни класса;
приемлемые (позитивные) качества личности;
взаимоотношения со сверстниками;
досуговые предпочтения (чем любит заниматься в свободное время);
каково влияние семьи;
имеют ли место конфликты в классе и их причины;
эффективность или неэффективность проведенных профилактических мероприятий
(причина неэффективности).
Коррекционная работа не дает положительного результата, если параллельно не ведется
профилактическая работа с семьями «группы риска»: сбор информации о семье, социуме,
где она живет, посещения на дому, беседы с родителями, выяснение причин
неблагополучия семьи. Неблагополучие семей группы риска состоит в том, что у
родителей нет знаний и умений по воспитанию детей, один или оба родителя
злоупотребляют алкоголем, низкий материальный достаток.
При посещении неблагополучных семей проводятся просветительские беседы с
родителями об ответственности за воспитание и обучение детей, создание благоприятных
условий в семье, пропагандируется здоровый образ жизни.
Уместно выделить несколько общих правил, которые необходимо соблюдать классному
руководителю в работе с этой категорией детей.
1. Ответственность педагога здесь особенно велика, поскольку от правильности и
точности выводов во многом зависит судьба ученика. Любая догадка (например, о
необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть
тщательно проверена в диагностической работе.
2. Необходима особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется
рассказать другим людям о проблемах ребенка. Для этого следует отказаться от
клиникопсихологической терминологии и использовать лишь обыденно –
житейскую лексику. При этом необходимо давать родителям и другим учителям
ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности.
3. Следует обращать особое внимание на особенности семейной ситуации. Работа с
семьей ребенка «группы риска» оказывается зачастую более важным средством
психопрофилактики, чем работа с группой учеников и с учителями. Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации
трудностей.
Далеко не все дети, находящиеся в зоне риска и имеющие подобные проблемы переходят в
группу риска! Предотвратить переход детей из зоны риска в группу риска можно при
наличии специально созданных условий, главное из которых – сопровождение каждой
проблемной детской группы особой программой социальнопедагогической поддержки.
Используемые источники:
1. Чванова Надежда Васильевна «Дети группы риска» [http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya
pedagogika/library/detigruppyriska1]
2. Социальнопедагогическая работа с детьми "группы риска"/ http://xreferat.ru/71/51721
socialnopedagogicheskayarabotasdetmigruppyriska.html
3. Литвинова Надежда Алексеевна «Программа социально педагогической поддержки
детей «группы риска» МОУ Саракташская СОШ №2 Г. Оренбург
4. http://100pudov.com.ua/subject/62/25865/?page=3
5. Шатова Ольга Александровна Работа с детьми "группы риска". Рекомендации для
классных руководителей /http://festival.1september.ru/articles/620887/
6. Ширгалин Б.Ш., Работа с детьми группы риска. Метод. пособие для соц. Службы
«Ребенок на улице», Выпуск 1, Москва, 1999
7. Грачева Светлана Вячеславна Дети "группы риска"
http://festival.1september.ru/articles/624644/
"Особенности работы с детьми "группы риска"
"Особенности работы с детьми "группы риска"
"Особенности работы с детьми "группы риска"
"Особенности работы с детьми "группы риска"
"Особенности работы с детьми "группы риска"
"Особенности работы с детьми "группы риска"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.