"Особенности работы с детьми "группы риска"
Оценка 4.9

"Особенности работы с детьми "группы риска"

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
психологическая работа +1
1 кл—3 кл
27.02.2018
"Особенности работы с детьми "группы риска"
Методические рекомендации для организации воспитательной работы с детьми, относящихся к так называемой "группе риска". Особенности мониторинга контингента и планирования совместной работы с педагогами из социального центра. Несколько общих правил, которые необходимо соблюдать классному руководителю в работе с этой категорией детей
группа риска.docx
Статистика современности неумолима: практически в каждом классе из общего числа  учащихся двое, трое, а то и больше детей из неблагополучной семьи с тем или иным видом  неблагополучия, что позволяет обозначать классному руководителю «детей группы риска». Как правило, такие дети неуспешны и в учебной деятельности, и в социальной адаптации.  Даже когда у них появляется желание работать, достичь успеха им мешает неспособность  выдержать даже небольшое трудовое напряжение. На них необходимо затрачивать  многократно больше труда, чем на других детей, а еще больший труд приходится  направлять на преодоление наследственности, влияния семьи, улицы. Как писал  А.С.Макаренко, такому ребенку на каждом шагу мерещится несправедливость, он уже по  привычке считает необходимым принять защитно­угрожающую позу, в любом слове и  движениях других ему видятся чуждые и враждебные силы.  Наблюдение за процессом обучения и воспитания детей группы риска позволило мне  определить, в чем состоят их основные трудности при выполнении любой деятельности:   слабая ориентация в учебной и практической ситуации, непродуманность действий  при выполнении определенной задачи, невозможность выделить в объекте  достаточное число его признаков, неумение анализировать, импульсивность  действий, неспособность к планированию, несамостоятельность, отвлекаемость,  несобранность, быстрая утомляемость.  Требования к результатам образования растут, а данные трудности усугубляют результат  каждого участника образовательного процесса.  Появляются проблемы, которые необходимо решать комплексно, а именно, в процессе  социально­педагогической работы с детьми группы риска. Ведущая роль принадлежит  социальному педагогу и классному руководителю, целью которых является ­ оказание  квалифицированной социально­педагогической помощи обучающемуся (воспитаннику) в  саморазвитии, самопознании, самооценке, самоутверждении, самоорганизации и  самореализации; устанавливать доверительные отношения с клиентом.  Социально – педагогическая работа имеет две основные составляющие:    выявление детей этой категории в детской среде и организация работы с ними;  непосредственная индивидуальная и групповая работа с детьми «группы риска».  Если выстраивать определенную ступеньку работы классного руководителя с такими  детьми, то она будет выглядеть следующим образом:       выявление детей группы риска;  диагностирование таких детей, изучение проблем таких детей;  составление определенной программы профилактики или коррекции;  воплощение программы в жизнь;  подведение итогов, коррекция полученных результатов. Основными принципами организации квалифицированной педагогической помощи ребенку  «группы риска» и его семье, которыми необходимо руководствоваться классному  руководителю, выступают:      эмоциональное и интеллектуальное сопереживание;  заинтересованность;  содействие;  доверие.  Работу классного руководителя в школе можно разделить на следующие этапы:  1 этап­ Изучение первичной информации об учащихся классного коллектива:       личные дела учащихся;  результаты медицинского обследования;  психолого­педагогические характеристики;  результаты успеваемости, посещаемости учебных занятий;  результаты диагностирования педагога­психолога;   жизнедеятельность учащихся в ОУ, вне школы;   в каких семьях и условиях проживают данные учащиеся (знакомится с актами  посещения и картами учащегося, составленными предыдущим классным  руководителем).  2 этап ­ Выявление учащихся группы риска:     составляет карту класса по выявлению детей группы риска;  выявляет учащихся группы риска в соответствии с классификацией;  составляет банк данных учащихся группы риска в классном коллективе.  3 этап – Диагностирование детей группы риска, выявление проблем, причем  важнейшим инструментом педагогической диагностики выступает педагогическое  наблюдение, которое предопределяет успешность как диагностики, так и  последующих мер влияния и социально­педагогического взаимодействия ребенка и  социального педагога;   выявляет личностные особенности и достоинства обучающегося, его «проблемное  поле»; изучает и оценивает особенности деятельности и обучения школьника; устанавливает причины неадекватного поведения детей, подростков, причины  социального неблагополучия их семей; выявляет обучающихся с эмоциональными и  интеллектуальными задержками в развитии.  4 этап ­ Составление программы профилактической работы с детьми «Группы  риска»;   классный руководитель планирует воспитательную деятельность классного  коллектива с учетом форм и методов работы с учащимися, находящимися в зоне  или группе риска. При планировании необходимо учесть взаимодействие со  специалистами школы: педагогом­организатором, психологом, социальным  педагогом, медицинским работником, учителями­предметниками, педагогами  дополнительного образования, школьным библиотекарем (формы библиотечного  воздействия).  В работе с трудными детьми важно реализовывать следующие направления:    перевод социальной ситуации в педагогическую (организация нравственной,  воспитывающей среды в микросоциуме; объединение усилий всех субъектов  социального воспитания с целью создания условий для личностного развития  ребенка, при которых он сможет осознать взаимосвязь и взаимозависимость своих  потребностей, стремлений, конкретной работы над собой и ожидаемых достижений,  а также поставленных перед собой целей);  воспитание нравственно­правовой убежденности;   формирование адекватной самооценки, способности критически относиться к  самому себе;        развитие эмоциональной сферы личности: формирование воли, умения управлять  собой, адекватно реагировать на педагогические воздействия;  включение в социально значимые виды деятельности, создание ситуации успеха в  избранном ребенком виде деятельности;  организация педагогического влияния на мнения окружающих (семья, сверстники,  педагоги, другие взрослые);  предупреждение невротических расстройств и патологических влечений  (акцентуации характера, неврозы, суицид, клептомания и т. д.);  обеспечение благоприятного социально­психологического климата;  способствование заполнению пробелов в знаниях.  Программа индивидуального сопровождения ребенка группы социального риска может  включать в себя:   взаимодействие педагога и ребенка, направленное на развитие социально­ эмоциональной компетентности, которая предполагает способность адекватно относиться к себе и другим людям, умение управлять своими чувствами, понимать и уважать чувства других;  организацию досуга ребенка (помощь в досуговом самоопределении, поиск кружка,  секции и т.д.);  помощь в преодолении учебных затруднений;  помощь в выборе образовательного маршрута и профессиональном  самоопределении;  сопровождение семьи (информационная поддержка, консультирование);  организацию и предоставление бесплатного питания в школе;  обращение в районные городские социальные службы для предоставления  различных видов материальной и социальной помощи;  защиту прав ребенка, включая защиту от жестокого обращения со стороны  родителей и представителей ближайшего окружения.         5 этап ­ Реализация плана профилактических мероприятий;   классный руководитель сопровождает и координирует выполнение мероприятий  плана профилактической деятельности с учащимися «группы риска», подводит  итоги за определенный период времени (срок устанавливает администрация  образовательного учреждения).  На этапе оказания помощи семье и детям «группы риска» применяются:  1. Метод воспитания – способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение  людей с целью выработки у них заданных качеств. К методам воспитания относятся  убеждение, побуждение, поощрение, порицание  2. Метод убеждения – применяется с целью сформировать у личности готовность  активно включиться в предусмотренную содержанием воспитания деятельность.  Данный метод обеспечивает у людей развитие общечеловеческих морально­ этических качеств  3. Метод побуждения – применяется с целью нацелить человека на деятельность в  соответствии с его интересами и потребностями  4. Метод поощрения – выражение положительной оценки деятельности индивида  5. Метод порицания – реакция на нежелательные деятельность и поведение  В своей работе по оказанию помощи учащимся «группы риска « и их семьям, классный  руководитель взаимодействует со всеми специалистами центра или службы комплексного  сопровождения, прежде всего, социальным педагогом, педагогом­психологом, учителями,  медицинской службой и представителями администрации. 6 этап ­ Подведение итогов, коррекция полученных результатов;          классный руководитель представляет социальному педагогу (администрации)  данные об учащемся «группы риска» по следующим позициям:  участие учащегося в общественной жизни класса;  приемлемые (позитивные) качества личности;  взаимоотношения со сверстниками;  досуговые предпочтения (чем любит заниматься в свободное время);  каково влияние семьи;  имеют ли место конфликты в классе и их причины;  эффективность или неэффективность проведенных профилактических мероприятий (причина неэффективности).  Коррекционная работа не дает положительного результата, если параллельно не ведется  профилактическая работа с семьями «группы риска»: сбор информации о семье, социуме,  где она живет, посещения на дому, беседы с родителями, выяснение причин  неблагополучия семьи. Неблагополучие семей группы риска состоит в том, что у  родителей нет знаний и умений по воспитанию детей, один или оба родителя  злоупотребляют алкоголем, низкий материальный достаток.  При посещении неблагополучных семей проводятся просветительские беседы с  родителями об ответственности за воспитание и обучение детей, создание благоприятных  условий в семье, пропагандируется здоровый образ жизни.  Уместно выделить несколько общих правил, которые необходимо соблюдать классному  руководителю в работе с этой категорией детей.  1. Ответственность педагога здесь особенно велика, поскольку от правильности и  точности выводов во многом зависит судьба ученика. Любая догадка (например, о  необходимости обращения к другим специалистам за помощью) должна быть  тщательно проверена в диагностической работе.  2. Необходима особая осторожность и продуманность в тех случаях, когда требуется  рассказать другим людям о проблемах ребенка. Для этого следует отказаться от  клинико­психологической терминологии и использовать лишь обыденно –  житейскую лексику. При этом необходимо давать родителям и другим учителям  ясные и точные рекомендации, как помочь ребенку, испытывающему трудности.  3. Следует обращать особое внимание на особенности семейной ситуации. Работа с  семьей ребенка «группы риска» оказывается зачастую более важным средством  психопрофилактики, чем работа с группой учеников и с учителями. Соблюдение этих условий дает возможность помочь ребенку, создать условия для компенсации  трудностей.  Далеко не все дети, находящиеся в зоне риска и имеющие подобные проблемы переходят в  группу риска! Предотвратить переход детей из зоны риска в группу риска можно при  наличии специально созданных условий, главное из которых – сопровождение каждой  проблемной детской группы особой программой социально­педагогической поддержки.  Используемые источники:  1. Чванова Надежда Васильевна «Дети группы риска» [http://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya­ pedagogika/library/deti­gruppy­riska­1]  2. Социально­педагогическая работа с детьми "группы риска"/ http://xreferat.ru/71/5172­1­ social­no­pedagogicheskaya­rabota­s­det­mi­gruppy­riska.html  3. Литвинова Надежда Алексеевна «Программа социально педагогической поддержки  детей «группы риска» МОУ Саракташская СОШ №2 Г. Оренбург  4. http://100pudov.com.ua/subject/62/25865/?page=3  5. Шатова Ольга Александровна Работа с детьми "группы риска". Рекомендации для  классных руководителей /http://festival.1september.ru/articles/620887/  6. Ширгалин Б.Ш., Работа с детьми группы риска. Метод. пособие для соц. Службы  «Ребенок на улице», Выпуск 1, ­ Москва, 1999  7. Грачева Светлана Вячеславна Дети "группы риска"  http://festival.1september.ru/articles/624644/

"Особенности работы с детьми "группы риска"

"Особенности работы с детьми "группы риска"

"Особенности работы с детьми "группы риска"

"Особенности работы с детьми "группы риска"

"Особенности работы с детьми "группы риска"

"Особенности работы с детьми "группы риска"

"Особенности работы с детьми "группы риска"

"Особенности работы с детьми "группы риска"

"Особенности работы с детьми "группы риска"

"Особенности работы с детьми "группы риска"

"Особенности работы с детьми "группы риска"

"Особенности работы с детьми "группы риска"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.02.2018