Особенности работы с детьми, имеющими нарушения общения и поведения
Оценка 4.8

Особенности работы с детьми, имеющими нарушения общения и поведения

Оценка 4.8
Занимательные материалы
docx
психологическая работа +1
Детсад
14.11.2018
Особенности работы с детьми, имеющими нарушения общения и поведения
Эмоции играют значимую роль с самого начала жизни малыша, и служат индикатором его отношения к родителям и к тому, что его окружает. В настоящее время, наряду с общими проблемами здоровья у детей, специалисты с озабоченностью отмечают рост эмоционально-волевых расстройств, которые выливаются в более серьёзные проблемы в виде низкой социальной адаптации, склонности к асоциальному поведению, затруднений в обучении.Нарушения в эмоционально-волевой сфере
Нарушения эмоционально- !!!!!!!!!!!!!!.docx
Нарушения эмоционально­ волевой сферы ребёнка                педагог­психолог МБДОУ  « Детский сад №32 « Березка» г. Н. Новгорода  Васильева Г.В. Зачастую   забота   родителей   основным   образом   сконцентрирована   в области   физического   здоровья   детей,   тогда,   когда   достаточного внимания   эмоциональному   состоянию   ребёнка   не   уделяется,   а некоторые   ранние   тревожные   симптомы   нарушений   в   эмоционально­ волевой сфере воспринимаются как временные, свойственные возрасту, и потому, неопасные. Эмоции играют значимую роль с самого начала жизни малыша, и служат индикатором его отношения к родителям и к тому, что его окружает. В настоящее   время,   наряду   с общими проблемами здоровья   специалисты   с у   детей, озабоченностью   отмечают рост   эмоционально­волевых расстройств, которые выливаются в более серьёзные проблемы   в   виде   низкой социальной адаптации, склонности   к   асоциальному поведению,   затруднений   в обучении.     Внешние проявления нарушений эмоционально­волевой сферы в детском возрасте. Несмотря   на   то   что   не   стоит   самостоятельно   ставить   не   только медицинские   диагнозы,   но   и   диагнозы   в   области   психологического здоровья,   а   лучше   доверить   это   профессионалам,   имеется   ряд признаков нарушений эмоционально­волевой сферы, наличие которых должно стать причиной обращения к специалистам. Нарушения   в   эмоционально­волевой   сфере   личности   ребёнка   имеют характерные особенности возрастных проявлений. Так, например, если взрослые систематически отмечают у своего малыша в раннем возрасте такие поведенческие характеристики, как чрезмерная агрессивность или пассивность, плаксивость, «застревание» на определённой эмоции, то, возможно, что это раннее проявление эмоциональных расстройств. В   дошкольном   возрасте   к   указанным   выше   симптомам,   могут добавиться   неумение   следовать   нормам   и   правилам   поведения, недостаточное развитие самостоятельности. В школьном возрасте эти отклонения,   наряду   с   перечисленными,   могут   сочетаться   с неуверенностью   в   себе,   нарушением   социального   взаимодействия, снижением целеустремлённости, неадекватностью самооценки. Важно понимать, что о существовании нарушений стоит судить не по наличию единичного признака, который может быть реакцией ребёнка на конкретную ситуацию, а по совокупности нескольких характерных симптомов. Основные внешние проявления выглядят следующим образом:  Эмоциональная   напряжённость.   При   повышенной   эмоциональной напряжённости,   кроме   общеизвестных   проявлений   также   ярко   могут быть выражены затруднения в организации умственной деятельности, снижение игровой активности, характерной для конкретного возраста.  Быстрое психическое утомление ребёнка по сравнению со сверстниками или с более ранним поведением выражается в том, что ребёнку сложно сосредотачиваться,   он   может   демонстрировать   явное   негативное отношения   к   ситуациям,   где   необходимо   проявление   мыслительных, интеллектуальных качеств.  Повышенная тревожность. Повышенная тревожность, кроме известных признаков,   может   выражаться   в   избегании   социальных   контактов, снижении стремления к общению.  Агрессивность.   Проявления   могут   быть   в   виде   демонстративного неповиновения взрослым, физической агрессии и вербальной агрессии. Также его агрессия может быть направлена на самого себя, он может причинять боль себе. Ребёнок становится непослушными и с большим трудом поддаётся воспитательным воздействиям взрослых.  Отсутствие эмпатии. Эмпатия — способность чувствовать и понимать   При   нарушениях эмоции   другого   человека,   как   правило, эмоционально­волевой   сферы   этот   признак, сопровождается повышенной тревожностью. Неспособность к эмпатии также   может   являться   тревожным   признаком   психического расстройства или задержки интеллектуального развития.   сопереживать.  Неготовность и нежелание преодолевать трудности. Ребёнок вялый, с неудовольствием   контактирует   со   взрослыми.   Крайние   проявления   в поведении, могут выглядеть как полное игнорирование родителей или других взрослых — в определённых ситуациях ребёнок может сделать вид, что не слышит взрослого.  Низкая мотивация к успеху. Характерным признаком низкой мотивации к успеху является стремление избегать гипотетических неудач, поэтому ребёнок   с   неудовольствием   берётся   за   новые   задания,   старается избежать   ситуаций,   где   есть   даже   малейшие   сомнения   в   результате. Очень   сложно   уговорить   его   попробовать   что­либо   сделать.   Частым ответом   в   этой   ситуации   является:   «не   получится»,   «не   умею». Родители это ошибочно могут истолковывать как проявления лени.  Выраженное   недоверие   к   окружающим.   Может   проявляться   как враждебность,   зачастую   сопряжённая   плаксивостью,   дети   школьного возраста   могут   проявлять   это   как   чрезмерную   критичность   к высказываниям   и   поступкам   как   сверстников,   так   и   окружающих взрослых.  Чрезмерная импульсивность ребёнка, как правило, выражается в слабом самоконтроле и недостаточной осознанности своих действий.  Избегание близких контактов с окружающими людьми. Ребёнок может отталкивать   окружающих   замечаниями,   выражающими   презрение   или нетерпение, дерзостью и т.п. Формирование   эмоционально­волевой   сферы   ребёнка. Проявление   эмоций   родители   наблюдают   с   самого   начала   жизни ребёнка, с их помощью происходит общение с родителями, так малыш показывает,   что   ему   хорошо,   либо   он   испытывает   неприятные ощущения. В   дальнейшем,   в   процессе   взросления,   перед   ребёнком   возникают проблемы,   которые   ему   приходится   решать   с   разной   степенью самостоятельности.   Отношение   к   проблеме   или   ситуации   вызывает определённый   эмоциональный   отклик,   а   попытки   воздействия   на проблему – дополнительные эмоции. Другими словами, если ребёнку приходится проявлять произвольность в осуществлении каких­либо действий,   где   основополагающим   мотивом   будет   не   «хочу»,   а «надо»,   то   есть   для   разрешения   проблемы   потребуется   волевое усилие, на деле это и будет означать осуществление волевого акта. По   мере   взросления,   эмоции   также   претерпевают   определённые изменения,   развиваются.   Дети   в   этом   возрасте   учатся   чувствовать   и способны   демонстрировать   уже   более   сложные   проявления эмоций. Основной   чертой   правильного   эмоционально­волевого развития ребёнка является возрастающее умение контролировать проявление эмоций. Детские   психологи   особенный   акцент   делают   на   утверждении,   что развитие личности ребёнка, может гармонично происходить только при достаточном доверительном общении с близкими взрослыми. Основными причинами нарушений являются: 1. перенесённые стрессы; 2. отставание в интеллектуальном развитии; 3. недостаточность эмоциональных контактов с близкими взрослыми; 4. социально­бытовые причины; 5. фильмы   и   компьютерные   игры,   не   предназначенные   для   его возраста; 6. ряд   других   причин,   вызывающих   у   ребёнка   внутренний дискомфорт и чувство неполноценности. Нарушения детской эмоциональной сферы проявляются гораздо чаще и ярче   в   периоды,   так   называемых,   возрастных   кризисов.   Ярким примерами   таких   точек   взросления   могут   быть   кризисы   «Я   сам»   в возрасте   трёх   лет   и  «Кризис   переходного   возраста»   в   подростковом периоде. Диагностика нарушений Для   коррекции   нарушений   важно   своевременное   и   правильное диагностирование   с  учётом   причин   развития   отклонений.  В   арсенале психологов   целый   ряд   специальных   методик   и   тестов   для   оценки развития   и   психологического   состояния   ребёнка   с   учётом   его возрастных особенностей. Для   дошкольников,   как   правило,   применяются   проективные методики диагностики: Рисуночный тест Дж.Бука "Дом. Дерево.Человек"  Методика "Кактус" М.А.Панфиловой  Социометрическая игра "Секрет" Т.А. Репина . Методика "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ) Э.Эйдемиллера, В.Юстицкого  Методика   "Диагностика   родительского   отношения"   А.Я.Варга   и   В.В. Столина Рисуночный   тест   "Рисунок   семьи"   (Т.   Г.   Хоментаускас)  выявляет особенности внутрисемейного общения. Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки). Тест Розенцвейга. Методика рисуночной фрустрации. Детский вариант (модификация Н. В. Тарабриной).  Критерии агрессивности у ребенка по Лаврентьевой Г. П. и Титаренко Т. М. Методика   выявления   детских   страхов   «Страхи   в   домиках»   М.А. Панфилова.  Методика «День рожденье»  М.А. Панфилова тест Люшера (ЦТО) при   помощи   анкетирования   родителей   выявлялись   поведенческие нарушения   ­   агрессивность   и   тревожность   ребенка   (анкета, разработанная Г.П.Лаврентьевой и Т.М.Титаренко). Что делать если поведение малыша заставляет предполагать наличие подобного   расстройства?   Прежде   всего,   важно   понимать,   что   эти нарушения можно и нужно корректировать. Не стоит уповать только на специалистов, роль родителей в коррекции поведенческих особенностей характера ребёнка очень важна. Важным моментом, позволяющим заложить фундамент благополучному разрешению   данной   проблемы,   является   установка   контакта   и доверительных отношений родителей с ребёнком. В общении следует избегать критичных оценок, показывать доброжелательное отношение, сохранять спокойствие, больше хвалить адекватные проявления чувств, следует искренне интересоваться его чувствами и сопереживать. Обращение к психологу Для устранения нарушений эмоциональной сферы следует обратиться к детскому   психологу,   который   при   помощи   специальных   занятий, поможет   научиться   правильно   реагировать   при   возникновении стрессовых   ситуаций   и   контролировать   свои   чувства.  Также   важным моментом является работа психолога с самими родителями. В   психологии   в   настоящее   время   описано   множество   способов коррекции детских нарушений в форме игровой терапии. Как известно, лучшее обучение происходит с привлечением положительных эмоций. Обучение   правильному   поведению   не   исключение.Ценность   ряда методов заключается в том, что их успешно могут применять не только сами   специалисты,   но   и   родители,   заинтересованные   в   органичном развитии своего малыша. Практические методы коррекции Таковы,   в   частности,   методы   сказкотерапии   и   куклотерапии.   Их основным принципом является идентификация ребёнка с персонажем сказки или его любимой игрушкой в процессе игры. Ребёнок проецирует свою   проблему   на   главного   героя,   игрушку   и,   в   процессе   игры,   по сюжету разрешает их. Разумеется, непосредственную вовлеченность взрослых в сам процесс игры.   все   эти   методы   подразумевают   обязательную Если   родителями   в   процессе   воспитания   уделяется   достаточное   и должное   внимание   таким   сторонам   развития   детской   личности,   как эмоционально­волевая сфера, то в будущем это позволит значительно легче пережить период подросткового становления личности, который, как   известно   многим,   может   внести   ряд   серьёзных   отклонений   в поведение ребёнка. Накопленный психологами   опыт работы   показывает, что   не   только   учёт особенностей возрастного   развития, основательный   подбор диагностических методик   и   техник психологической коррекции,   позволяет специалистам успешно решать проблемы   нарушения гармоничного развития детской личности, решающим фактором в этой области всегда будут являться родительское внимание, терпение, забота и любовь.

Особенности работы с детьми, имеющими нарушения общения и поведения

Особенности работы с детьми, имеющими нарушения общения и поведения

Особенности работы с детьми, имеющими нарушения общения и поведения

Особенности работы с детьми, имеющими нарушения общения и поведения

Особенности работы с детьми, имеющими нарушения общения и поведения

Особенности работы с детьми, имеющими нарушения общения и поведения

Особенности работы с детьми, имеющими нарушения общения и поведения

Особенности работы с детьми, имеющими нарушения общения и поведения

Особенности работы с детьми, имеющими нарушения общения и поведения

Особенности работы с детьми, имеющими нарушения общения и поведения

Особенности работы с детьми, имеющими нарушения общения и поведения

Особенности работы с детьми, имеющими нарушения общения и поведения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.11.2018