В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены, связанные с внедрением федеральных государственных требований. Практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) в организации образовательного процесса как с обычными детьми, так и с "особенными" детьми.
особенности р-ты с детьми с овз.docx
Принципы работы с детьми, имеющими ограниченные возможности
здоровья (нарушения опорнодвигательного аппарата)
На фоне первичных нарушений здоровья формируются вторичные
изменения психики, которые и определяют выбор технологий обучения детей
данной категории. Далее рассмотрим их подробнее.
У детей с двигательными нарушениями при сохранном интеллекте часто
наблюдаются следующие изменения личности: неуверенность в себе и, как
следствие,
отсутствие
застенчивость,
замкнутость,
робость,
самостоятельности, преобладание иждивенческих установок в сочетании с
повышенной чувствительностью,
впечатлительностью.
обидчивостью,
Психологи отмечают у этих детей два преобладающих типа реакции на
физический дефект: пассивнооборонительную или агрессивнозащитную.
Особого внимания требует формирование у таких детей Яконцепции.
Учитывая, что эмоциональный фактор является базовым в адаптации
личности к условиям внешней среды, при организации воспитательного
процесса с детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо
ориентироваться на
особенности формирования эмоциональноволевой
сферы ребенка, где у этих детей в большинстве случаев наблюдаются
нарушения. Так, в частности, у детей с диагнозом ДЦП независимо от
степени двигательных дефектов нарушения эмоциональноволевой сферы
проявляются в повышенной возбудимости, чрезмерной чувствительности ко
всем внешним раздражителям, пугливости. У одних детей отмечается
беспокойство, суетливость, расторможенность, у других − вялость,
пассивность, двигательная заторможенность. В то же время этим детям
свойственны эмоциональная неустойчивость,
доминирование тревожнодепрессивного фона настроения.
неуравновешенность, У детей с двигательными нарушениями затруднена такая важная для
развития личности функция, как общение. В норме в качестве средств
общения выступают слова, мимика, жесты, действия. Обычно выделяют три
функции общения: коммуникативную (обмен информацией), интерактивную
(восприятие
(взаимовлияние общающихся людей),
общающимися друг друга). Но у детей с диагнозом ДЦП и другими
перцептивную
дефектами опорнодвигательной системы, особенно если имеется нарушение
речевых функций, при общении возникают значительные трудности изза того,
что взгляды, движения, слова несогласованны и могут быть неверно поняты,
зачастую сложно установить контакт. Изза невозможности делать
выразительные, понятные жесты руками часто страдает невербальное
общение. Л.И. Акатов в качестве наиболее распространенных затруднений
при общении детей с ограниченными возможностями здоровья выделяет
следующее: взаимное непонимание партнеров по общению или смысловой
барьер, барьер стыда, барьер страха, барьер страдания, барьер вины, барьер
превосходства. В результате у них страдает лексикограмматическая сторона
речи: словарный запас ограничен, лимитировано понимание многозначности
слов, смысловых оттенков выражений в зависимости от контекста. Дети с
двигательными нарушениями обычно не проявляют инициативу в общении.
Физические и психологические особенности детейинвалидов определяют
основные подходы к образовательного процесса. При работе с детьми с
ограниченными физическими возможностями, нельзя ориентироваться только
на заболевания. Это приводит к тому, что,
неоправданно снижая
требования к ребенкуинвалиду, создавая ему условия гиперопеки,
окружающие не способствуют развитию его личности, а даже наоборот,
создают предпосылки для деградации.
Как частные принципы, определяющие организацию воспитательного
процесса детей с двигательными нарушениями, мы классифицируем
следующие: − принцип малых групп. По нашему мнению, при организации
педагогического процесса с детьми, имеющими двигательные нарушения,
необходимо формировать группы наполняемостью не более пяти–шести
человек. Это обеспечит возможность организатору занятий уделить
достаточно времени и внимания каждому ребенку. Если дети имеют
значительные ограничения, то возможна организация групп по два человека
или участие на занятиях когото из взрослых (педагога, родителя,
родственника), кто может оказать ребенку необходимую помощь. В случае,
когда ребенокинвалид интегрируется в группу здоровых детей, численность
этой группы должна не превышать десяти – двенадцати человек;
− принцип дифференцированного воспитания по степени тяжести
имеющегося отклонения в развитии, в большинстве случаев этот принцип
может быть реализован через подбор разноуровневых заданий для творческой
работы;
− принцип организации работы в рамках ведущей деятельности. Так
как вторичные нарушения при двигательной патологии во многом
обусловлены дефицитом деятельности детей, восполнение этого дефицита во
многом способствует гармоничному развитию личности.
Необходимое условие
актуализации коммуникативнонравственной
культуры – организация парной и групповой форм работы на занятиях,
что способствует повышению социальной активности ребенка, стимулируя
различные способы взаимодействия: сотрудничество,
взаимопомощь,
взаимопонимание, помогает преодолеть замкнутость. В результате у детей
развивается эмпатия, которая становится ведущей в формировании
нравственности.
Особенности работы с детьми ОВЗ
Особенности работы с детьми ОВЗ
Особенности работы с детьми ОВЗ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.