Особенности работы с детьми с ОВЗ.
Оценка 5

Особенности работы с детьми с ОВЗ.

Оценка 5
Особые потребности +2
docx
Междисциплинарный 4
Взрослым
08.08.2017
Особенности работы с детьми с ОВЗ.
Представленный методический материал может быть использован при решении различных вопросов, связанных с социализацией школьников в процессе их воспитания, а также для решения проблемных вопросов при работе с детьми особой категории, то есть с ограниченными возможностями здоровья. Материал будет полезен в работе учителей предметников, специалистов психологов, в работе классных руководителей.
психолого-пед характ.docx
Особенности работы с детьми с ОВЗ. (Психолого­педагогическая характеристика и психолого­педагогические аспекты специальной индивидуальной программы развития). Психолого­педагогическая специальная индивидуальная   программа   развития,   наряду   с   адаптированной   основной общеобразовательной   программой,   выступают   наиболее   важными организационными   составляющими   создания   инклюзивной   среды   в образовательной организации.  характеристика     и   В отличие от адаптированной основной общеобразовательной программы обучение   по   специальной   индивидуальной   программе   развития   означает индивидуальную работу с каждым отдельным учеником для реализации его индивидуальных   образовательных   потребностей,   которые   не   могут   быть   в должной мере осуществлены при обучении в несколькими обучающимися по адаптированной основной общеобразовательной программе. Согласно   Методическим   рекомендациям   Министерства   образования   и науки РФ по вопросам внедрения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС О у/о от 11.03.2016г. (далее – Методические рекомендации), при поступлении ребенка   в   образовательную   организацию   специалисты   проводят   психолого­ педагогическое   обследование,   на   основе   которого   составляют   психолого­ педагогическую характеристику, которая, в свою очередь, ложится в основу специальной индивидуальной программы развития. Для психолого­педагогического обследования собирается психолого­ медико­педагогический   консилиум,   куда   включаются   специалисты, составляющие   и   реализующие   специальные   индивидуальные   программы развития – педагоги и специалисты сопровождения. По итогам обследования составляется   протокол   консилиума,   который   обсуждается   педагогами, специалистами и родителями (законными представителями). Результаты   обследования,   отраженные   в   протоколах   консилиума, являются   основой   психолого­педагогической   характеристики.   Цель характеристики   заключается   в   оценке   актуального   состояния   развития ребенка с ОВЗ и определения зоны его ближайшего развития.  Структура психолого­педагогической характеристики. 1.Персональные   данные   о   ребенке   и   его   родителях   (законных заместителях).  Здесь   приводятся   данные   о   социально­бытовых условиях, условиях обучения и воспитания, взаимоотношениях в семье, отношении к ребенку. 2. Заключение психолого­медико­педагогического консилиума. 3.Показатели физического здоровья, двигательного и сенсорного развития обучающегося. 4.По   наблюдению   специалистов   составляется  характеристика поведенческих   и   эмоциональных   реакций  обучающегося,   а   со   слов родителей   фиксируются  характерологические   особенности   личности ребенка. 5.  Характеристика   познавательных   процессов.   Особенности   проявления восприятия, внимания, памяти, мышления. 6.  Сформированность   речемыслительных  операций,   импрессивного   и экспрессивного характера речи. 7.  Сформированность   социально­значимых   навыков   и   жизненных компетенций. Сюда относятся: особенности коммуникативной сферы, характер игровой деятельности, навыки учебной деятельности, базовые математические умения, представления об окружающем мире, уровень самообслуживания и предметно­практической деятельности. 8.  Потребность   в   уходе   и   присмотре.   Необходимый   объем   помощи   со стороны окружающих: полная/частичная, постоянная/эпизодическая. 9. Результаты оценки, в которых отражены: приоритетные образовательные области, учебные предметы и коррекционные занятия по обучению и воспитанию в школе и в условиях надомного воспитания.  Структура специальной индивидуальной программы развития. 1. Общие   сведения.   Персональные   данные   о   ребенке   и   его родителях   (законных   представителях).   Заключение   психолого­медико­ педагогической комиссии.  Психолого­медико­педагогическая характеристика. 2.                        Индивидуальный учебный план (ИУП).  3. 4. Содержание учебных предметов, коррекционных занятий и иных программ, отвечающих задаче реализации индивидуальных образовательных потребностей. 5.                        6.                        7. СИПР. 8. педагогического сопровождения и педагогов с семьей обучающегося. 9. Список   необходимых   технических   средств   и   ассистирующих устройств, обучающих и дидактических материалов, средств реабилитации, необходимых для осуществления СИПР. 10.                        Условия реализации потребностей в уходе и присмотре.  Внеурочная деятельность. Список   специалистов,   участвующих   в   создании   и   реализации Программа   сотрудничества   специалистов   службы   психолого­  Инструменты мониторинга и оценки динамики обучения. Психолого­педагогическая характеристика и специальная индивидуальная программа   развития   имеют,   как   и   любые   специальные   характеристики   и развивающие   программы,   свои   особенности   при   организации   разработки   и реализации.   Рассмотрим   такие   особенности   с   позиции   психолого­ педагогического сопровождения. Психолого­педагогические аспекты характеристики. 1. Анализ персональной информации  позволяет специалисту сделать ряд значимых   выводов   с   точки   зрения   медико­психологических   и   социально­ психологических   особенностей.   Является   ли   ребенок   «ранним», «нормальным»,   «поздним»,   эти   характеристики   могут   указывать   на определенную   специфику   в   воспитании   ребенка.   Полная/неполная   семья   и уровень конфликтогенности в семье. Отсутствие родителей/наличие законных представителей прямо влияет на психотип ребенка, модели его поведения, характер общения со взрослыми и сверстниками. Особые отметки родителей (состоит   на   учете,   судимость   и   др.)   также   будут   оказывать   влияние   на обучение и воспитание ребенка, микроклимат в семье. Уровень образования и материально­бытовые   оказывают непосредственное   социально­психологическое   воздействие   на   структуру личности   ребенка.   Поэтому   при   организации   разработки   характеристики предложите экспертной группе ознакомиться с Вашими выводами.   условия   проживания   также 2.   Анализ   данных   о   психическом,   психологическом,   физическом, двигательном и сенсорном развитии  обучающегося позволит специалисту выделить специфику взаимосвязи психического и телесного здоровья. Одним из   видов   такой   взаимосвязи   является   психосоматика   ребенка.   Взгляд   на соматические   (телесные)   нарушения   как   возникающие   под   давлением психических   и   психологических   отклонений,   травм   и   т.д.   представит расширенную   картину   происхождения   особенностей   здоровья   ученика. Можно проследить связь между психосоматической природой заболевания и социально­психологическими   особенностями   семьи.   Если   специалист сопровождения   полагает,   что   в   картине   болезни   ребенка   имеет   место психосоматическое   нарушение,   следует   провести   консультации   с   другими специалистами – психиатром, психоневрологом и др. 3.Анализ сформированности коммуникативных и социально­жизненных навыков  с учетом анализа персональной информации и анализа взаимосвязи психологического   и   телесного   здоровья   позволяет   в   процессе   разработки характеристики   определить   воспитательный   потенциал   обучающегося. Предложите экспертной группе ваше видение воспитательного потенциала и обнаруженных препятствий. 4.   Характеристика   должна   быть   предельно   конкретной,   отмечать индивидуальные особенности ребенка    . Психолого­педагогические аспекты специальной индивидуальной программы развития. 1.Психолого­педагогические   аспекты   разработки   индивидуального учебного   плана.  В   Методических   рекомендациях   указано,   что   следует различать   учебный   план   организации,   реализующей   2­й   вариант адаптированной   основной   общеобразовательной   программы   и   собственно индивидуальный   учебный   план.   Учебный   план   организации   2­го   варианта адаптированной основной общеобразовательной программы состоит из десяти учебных предметов в обязательной части, а в вариативной части представлены коррекционные   занятия   и   внеурочные   мероприятия,   разрабатываемые участниками образовательного процесса. ФГОС отводит 60% учебного плана для обязательной части и 40% для вариативной. Поскольку,   как   указано   в   Методических   рекомендациях,   «ИУП отражает   доступные   для   обучающегося   учебные   предметы,   коррекционные занятия, внеурочную деятельность и устанавливает объем недельной нагрузки на обучающегося»,  специалист службы сопровождения, совместно с другими участниками   экспертной   группы,   должен   определить   меру   доступности перечисленных форм занятости обучающегося с ОВЗ. Используя   инструменты   психолого­педагогической   диагностики образовательной   и   воспитательной   развитости   обучающегося,   специалист сопровождения   определяет   вариативные   сочетания   учебных   предметов, коррекционно­развивающих занятий и индивидуальной недельной нагрузки. Критериями, которые позволяют специалисту сопровождения определить вариативное сочетание указанных форм занятости, являются: 1.Интеллектуальные способности (способность осваивать предметы основной части учебного плана); 2. Предельный уровень психофизических нагрузок (порог психологической и физической утомляемости); 3. Предельный уровень когнитивной восприимчивости информации. Если способность осваивать предметы основной части учебного плана ограничена,   затруднена   или   невозможна,   то   количество   часов   на   освоение предметного   цикла   сокращается,   тогда   как   коррекционные   курсы   и коррекционно­развивающие   занятия   получают   преобладающий   объем нагрузки   (в   пределах   допустимых   индивидуальных   норм).   В   тех   случаях, когда   освоение   предметов   основного   цикла   невозможно,   их   заменяют коррекционно­развивающими занятиями, в содержание которых включаются доступные для индивидуального уровня интеллектуального развития ученика элементы предметного знания. В   таком   случае   задачей   специалиста   психолого­педагогического сопровождения   является   совместная   с   педагогами   предметного   цикла разработка персональных программ коррекционно­развивающих занятий. Специалист   сопровождения   также   должен   выявить   степень психологической   комфортности   совместного   пребывания   обучающегося   с ОВЗ   в   группе   с   обычными   детьми,   используя   специальные   методы диагностики. В случае выявления границ комфортного пребывания, следует ограничить   во   времени   нахождение   особенного   ребенка   в   группе   обычных учеников, что должно быть отражено в индивидуальном учебном плане.  Психолого­педагогический   аспект   содержательного   определения 2. образования  на  основе    специальной   индивидуальной   программы   развития   заключается   в   психологическом   и   педагогическом   уточнении   конкретных образовательных   задач,   планируемых   результатов   обучения,   коррекционно­ развивающих   занятий   и   программ   общего   развития   (нравственного, экологического и т.д.). Психолого­педагогическая корректировка необходима в   данном   случае   для   точного   следования   принципу   индивидуализации обучения.   Реализация   образовательных   потребностей   конкретного обучающегося с ОВЗ нередко встречает препятствия в виде психологической неготовности к усвоению новой информации, связи информационных блоков из различных предметных областей, последовательности перехода от одного предметного   блока   к   другому,   адекватному   включению   и   выключению   из учебной   деятельности.   Диагностика   и   коррекция   психологических особенностей   обучающегося   с   ОВЗ   в   рамках   собственно   образовательной деятельности   ребенка   позволит   улучшить   педагогический   эффект обучающего и развивающего воздействия.  Кроме того, диагностико­коррекционные психологические мероприятия, проведенные   среди   нескольких   обучающихся   с   ОВЗ,   помогут   определить степень   общности   или   различия   образовательных   задач   предметного   и коррекционно­развивающего   циклов.   Это,   в   свою   очередь,   позволит сгруппировать обучающихся по критерию общности образовательных и иных педагогических  задач.  Объединение  учеников  с  ОВЗ   в  группы   по  данному критерию будет способствовать психологической разгрузке среди соучеников, имеющих схожие образовательные потребности. 3. Специалист психолого­педагогического сопровождения участвует и в процессе   создания   условий   по   уходу   и   присмотру  в   образовательной организации в тех случаях, когда жизненные компетенции самообслуживания, самоконтроля, передвижения ограничены или затруднены. В данной ситуации специалист   сопровождения   должен   определить   возможное   влияние создаваемых   условий   на   степень   психологической   комфортности обучающегося   в   процессе   ухода   и   присмотра.   Условия   должны способствовать   тому,   чтобы   действия   по   уходу   и   присмотру   в   наименее возможной мере выделяли ребенка с ОВЗ из среды обычных детей. Также, специалист службы сопровождения должен принимать участие в разработке алгоритма   поведения   особенного   ребенка   в   непредвиденных   ситуациях, протестировать   вместе   с   обучающимся   качество   создаваемой   безбарьерной среды. Существенная нагрузка ложится на специалиста психолого­ педагогического сопровождения при разработке плана мероприятий во внеурочной деятельности. Внеурочные   мероприятия,   так   же   как   и   педагогическое   взаимодействие   в рамках   уроков,   должны   быть   соразмерны   психофизическим   особенностям особенного   ребенка   и   способствовать   реализации   его   образовательных потребностей. Это означает, что каждое внеурочное мероприятие необходимо планировать и записывать в виде тематического сценария. Особенности психолого­педагогического сопровождения внеурочных мероприятий для детей с ОВЗ: 1. Следует учитывать различие моделей поведения обучающегося с ОВЗ в пределах образовательной организации и вне ее пределов.  (Хотя внеурочная деятельность может осуществляться в границах образовательной организации, сужение социального и природного пространства будет негативно сказываться на психическом развитии ребенка, поэтому специалист должен создать для внеурочной деятельности разнообразную среду присутствия). 2.   Следует   предусмотреть   разнообразие   видов   внеурочных   мероприятий. Перечень известных внеурочных занятий чрезвычайно широк, что позволяет без   труда   подобрать   необходимую   внеурочную   форму   в   соответствии   с индивидуальными образовательными потребностями обучающегося. 3.   В   Методических   рекомендациях   отмечается,   что   приоритетной   для внеурочных   мероприятий   является   групповая   форма   их   проведения.  Это действительно   так,   поскольку   именно   в   групповой   форме   успешно происходит социализация обучающихся с ОВЗ, расширение и закрепление в деятельностном виде широкого круга жизненных компетенций. Успешность групповых   форм   внеурочных   мероприятий   связана   с   непосредственным характером освоения окружающей действительности и активности включения ребенка в социальную жизнь. При этом внеурочная деятельность позволяет расширенно   использовать   коммуникацию   учеников   с   ОВЗ   и   без   ОВЗ. Расширение   социального   пространства   за   счет   внеурочных   мероприятий позволяет   включить   детей   с   ОВЗ   в   такие   виды   деятельности,   где   нет образовательных   барьеров,   отгораживающих   особых   детей   от   окружающей среды и/или от обычных детей.   «плавным».   Это  4.   Для   обучающихся   с   ОВЗ   (особенно   для   детей   с   тяжелыми   и множественными нарушениями) участие во внеурочной деятельности должно быть   подготовленным, связано   с   особенностями психофизического восприятия расширенной социальной среды и поведения в ней.   Если   специалист   психолого­педагогического   сопровождения   видит реальные   трудности   включения   нетипичного   ребенка   в   групповую   форму внеурочного   мероприятия,   то   целесообразно   начать   включение   с индивидуальных   форм   внеурочной   деятельности.   Индивидуальное   (или групповое)   участие   позволит   поэтапно   снимать   обнаруживающиеся   в расширенной социальной среде барьеры, постепенно подготавливать ребенка к более   активному   участию   в   социальной   жизни.   Исходя   их   конкретных педагогических ситуаций, может быть целесообразным использование малых групп (2­5 человек), в которые будут входить дети с ОВЗ и без ОВЗ. При   использовании   сетевого   взаимодействия   (образовательных, культурных и иных организаций) следует предусмотреть условия сочетания психологической   среды   этих   организаций   и   социально­психологических установок обучающихся с ОВЗ. Особые требования предъявляются к составу и уровню подготовки специалистов, участвующих в подготовке и реализации специальной индивидуальной программы развития (согласно Методическим рекомендациям) 1.  Состав   специалистов   должен   отражать   междисциплинарный   характер знаний,   необходимый   для   решения   различных   образовательных   и воспитательных   задач   –  педагогические  (в   том   числе   педагоги­психологи), медицинские и социальные работники. 2.  Специалисты   должны   иметь   высокий   уровень   профессиональной компетенции. Недостаток компетенций и навыков их применения сказывается на   детях   с   ОВЗ   наиболее   остро,   поскольку   они   более   восприимчивы   к воздействию   и,   особенно,   к   неверным   воздействиям.   Кроме   того,   если психолого­педагогические ошибки в воздействии на детей без ОВЗ могут быть сглажены за счет социальной среды сверстников и/или родителей, то дети с ОВЗ   находятся   в   более   сложной   ситуации.   Они   зачастую   испытывают недостаток поддержки со стороны сверстников, а родители могут не заметить возникшую проблему или справиться с ней. Программа сотрудничества с семьей обучающегося с ОВЗ. К основным направлениям взаимодействия относят:  1) Психолого­педагогическую помощь родителям. 2) Активное   включение   родителей   в   образовательный   и   учебно­ воспитательный процесс. 3) Вовлечение   родителей   учеников   с   ОВЗ   в   процессы   управления образовательным   и   учебно­воспитательным   процессом   в   масштабе класса и школы. К основным формам взаимодействия относят: Индивидуальное взаимодействие. Групповое взаимодействие. Коллективное взаимодействие. 1) 2) 3) Также   стоит   напомнить,   что  выбор   сочетания   форм   и   направлений сотрудничества образовательной организации и семьи ребенка с ОВЗ зависит от образовательных и воспитательных задач, которые возникают в процессе взаимодействия специалиста сопровождения с обучаемым и его родителями. Очень часто специалист службы сопровождения сталкивается с комплексным характером внутрисемейных и семейно­общественных сложностей. Сложное социально­психологическое,   эмоциональное   состояние   (подавленность, фрустрации, депрессии, неврозы), чувство вины, недоверие к специалистам и медработникам, правовая информированность   –   вот   далеко   не   полный   список   барьеров,   которые необходимо преодолеть. изолированность,     недостаточная   Тщательный анализ конкретной внутрисемейной и семейно­общественной ситуации   позволит   специалисту   психолого­педагогического   сопровождения найти наиболее эффективный путь сотрудничества. Следует рекомендовать специалисту   включать   в   поиск   и   поддержание   наилучшего   формата сотрудничества других специалистов. Пункт   специальной   индивидуальной   программы   развития,   включающий перечень   необходимых   технических   средств,   ассистирующих   технологий, учебных и дидактических материалов, индивидуальных средств реабилитации, также имеет отношение к службе психолого­педагогического сопровождения. Степень   материально­технической   обеспеченности   инклюзивного пространства   образовательной   организации   прямо   влияет   на   возможности создания   безбарьерной   среды,   а   значит   и   психологического   состояния обучающихся   с   ОВЗ.   В   случае   отсутствия,   недостатка   или   устаревания специальных технических средств и ассистирующих технологий специалисту службы   сопровождения   следует   представить   руководству   аналитическую записку,   в   которой   будет   отражена   прямая   зависимость   комфортной психологической   среды   и   материально­технической   обеспеченности образовательной организации. Ответственным   этапом   работы   специалиста   психолого­педагогического сопровождения   является  мониторинг   и   оценка   динамики   обучения. Согласно Методическим рекомендациям, мониторинг проводится один раз в полугодие. Эффективность мониторинга и оценки динамики обучения специалистом зависит от: 1. Уровня его компетенций; 2.Навыков   применения   психологических   инструментов   и   методов мониторинга и оценки; 3. Периодичности проведения мониторинговых и оценочных мероприятий; 4. Безошибочного использования инструментов и методов контроля динамики обучения. Задачей   специалиста   психолого­педагогического   сопровождения является оценка психологической динамики в поведенческой, эмоциональной, коммуникативной,   когнитивной,   социальной   сферах.   На   основании   оценки специалист составляет характеристику динамики изменений за учебный год. Эта характеристика становится исходной для СИПР на следующий учебный год.

Особенности работы с детьми с ОВЗ.

Особенности работы с детьми с ОВЗ.

Особенности работы с детьми с ОВЗ.

Особенности работы с детьми с ОВЗ.

Особенности работы с детьми с ОВЗ.

Особенности работы с детьми с ОВЗ.

Особенности работы с детьми с ОВЗ.

Особенности работы с детьми с ОВЗ.

Особенности работы с детьми с ОВЗ.

Особенности работы с детьми с ОВЗ.

Особенности работы с детьми с ОВЗ.

Особенности работы с детьми с ОВЗ.

Особенности работы с детьми с ОВЗ.

Особенности работы с детьми с ОВЗ.

Особенности работы с детьми с ОВЗ.

Особенности работы с детьми с ОВЗ.

Особенности работы с детьми с ОВЗ.

Особенности работы с детьми с ОВЗ.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.08.2017