Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка
Оценка 4.9

Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Оценка 4.9
Руководства для учителя
docx
английский язык
Взрослым
28.04.2019
Особенности  работы с  детьми с ОВЗ на уроках английского языка
Данная статья для учителей английского языка при работе с обучающимися с особыми образовательными потребностями. Методическая разработка поможет выстроить современный качественный урок и учесть особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка, а также спланировать урок в контексте коррекционных технологий.
Обучение англ языку детей с ОВЗ.docx
Современные технологии воспитания и обучения учащихся с ОВЗ Особенности  работы с  детьми с ОВЗ на уроках английского языка Учитель:                                                                             МБОУ ЦО «Школа­сад №7»                                                                              г. Ханты ­ Мансийск,                                                                             учитель английского языка,                                                                             Должичева Ольга Борисовна         высшей квалификационной категории, ОГЛАВЛЕНИЕ I. Особенности   работы   с   обучающимися с задержкой психического развития. II. Современные     педагогические   технологии   обучения   и   воспитания учащихся с ОВЗ. III. Особенности  работы с  детьми с ОВЗ на уроках английского языка IV. Урок в контексте коррекционных технологий. V. Заключение VI. Литература I. Особенности   работы   с   обучающимися с задержкой психического развития. Обучающиеся   с   ограниченными   возможностями   здоровья   –   это   дети   с особыми   образовательными   потребностями,   поскольку   задаются   спецификой нарушения   психического   развития   и   определяют   особую   логику   построения учебного   процесса,   находят   свое   отражение   в   структуре   и   содержании образования.   Обучающиеся с ЗПР — это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные ПМПК и препятствующие получению образования без создания специальных условий3 .  Категория обучающихся с ЗПР – наиболее многочисленная среди детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и неоднородная по составу группа школьников. Среди причин возникновения ЗПР могут фигурировать органическая и/или системы,   хронические   соматические   заболевания, функциональная   недостаточность конституциональные   факторы, неблагоприятные условия воспитания, психическая и социальная депривация.    центральной   нервной   Все обучающиеся с ЗПР испытывают в той или иной степени выраженные затруднения   в   усвоении   учебных   программ,   обусловленные   недостаточными познавательными расстройствами психологического   развития   (школьных   навыков,   речи   и   др.),   нарушениями   в организации деятельности и/или поведения.  специфическими   способностями,     Общими   для   всех   обучающихся   с   ЗПР   являются   в   разной   степени выраженные   недостатки   в   формировании   высших   психических   функций, замедленный темп либо неравномерное становление познавательной деятельности, трудности   произвольной   саморегуляции.   Достаточно   часто   у   обучающихся отмечаются   нарушения   речевой   и   мелкой   ручной   моторики,   зрительного восприятия и пространственной ориентировки, умственной работоспособности и эмоциональной сферы.  Особые   образовательные   потребности   определяют   особую   логику построения   учебного   процесса   и   находят   своё   отражение   в   структуре   и содержании образования.  Приведем  некоторые примеры образовательных  потребностей, характерные для обучающихся с ЗПР:    организация   процесса   обучения   с   учетом   специфики   усвоения   знаний, умений и навыков обучающимися с ЗПР ("пошаговом» предъявлении материала, дозированной помощи взрослого, использовании специальных методов, приемов и средств, способствующих как общему развитию обучающегося, так и компенсации индивидуальных недостатков развития);     обеспечение   индивидуального   темпа   обучения   и   продвижения   в образовательном пространстве для разных категорий обучающихся с ЗПР;   профилактика и коррекция социокультурной и школьной дезадаптации;     постоянный   (пошаговый)   мониторинг   результативности   образования   и сформированности   социальной   компетенции   обучающихся,   уровня   и   динамики психофизического развития;     обеспечение   непрерывного   контроля   за   становлением   учебно­ познавательной   деятельности   обучающегося   с   ЗПР,   продолжающегося   до достижения   уровня,   позволяющего   справляться   с   учебными   заданиями самостоятельно;   постоянное   стимулирование   познавательной   активности,   побуждение интереса к себе, окружающему предметному и социальному миру;     постоянная помощь в осмыслении и расширении контекста усваиваемых знаний, в закреплении и совершенствовании освоенных умений;     специальное обучение «переносу» сформированных знаний  и умений в новые ситуации взаимодействия с действительностью;    постоянная актуализация знаний, умений и одобряемых обществом норм поведения;    использование   преимущественно   позитивных   средств   стимуляции деятельности и поведения;    развитие  и  отработка средств  коммуникации, приемов  конструктивного общения   и   взаимодействия   (с   членами   семьи,   со   сверстниками,   с   взрослыми), формирование навыков социально одобряемого поведения;   специальная психокоррекционная помощь, направленная на формирование способности   к   самостоятельной   организации   собственной   деятельности   и осознанию   возникающих   трудностей,   формирование   умения   запрашивать   и использовать помощь взрослого;     обеспечение   взаимодействия   семьи   и   образовательной   организации (сотрудничество  с  родителями, активизация  ресурсов семьи  для  формирования социально активной позиции, нравственных и общекультурных ценностей). Результаты   освоения   программы   коррекционной   работы   отражают сформированность   социальных   (жизненных)   компетенций,   необходимых   для решения   практико­ориентированных   задач   и   обеспечивающих   становление социальных отношений обучающихся с ЗПР в различных средах. Целью  программы   коррекционной  работы   в  соответствии   с  требованиями ФГОС   НОО   обучающихся   с   ОВЗ   выступает   создание   системы   комплексной помощи   обучающимся   с   ЗПР   в   освоении     адаптированной   образовательной программы, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом и речевом развитии обучающихся, их социальная адаптация.  Освоение   адаптированной   образовательной   программы   обеспечивает  личностных, достижение   обучающимися   с   ЗПР   трех   видов   результатов: метапредметных и предметных.  Личностные   результаты  освоения   адаптированной   образовательной программы обучающимися с ЗПР включают индивидуально­личностные качества и социальные (жизненные) компетенции, социально значимые ценностные установки, необходимые   для   достижения   основной   цели   современного   образования   ― введения   обучающихся   с   ЗПР   в   культуру,   овладение   ими   социо­культурным опытом.  С   учетом   индивидуальных   возможностей   и   особых   образовательных потребностей   обучающихся   с   ЗПР   личностные   результаты   освоения адаптированной образовательной программы должны отражать:  1) осознание себя как гражданина России, формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;  2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;  3)   формирование   уважительного   отношения   к   иному   мнению,   истории   и культуре других народов;  4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;  5)   принятие   и   освоение   социальной   роли   обучающегося,  формирование   и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;  6) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;  7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;  8)   развитие   этических   чувств,   доброжелательности   и   эмоционально­ нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;  9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;  10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; 11)   развитие   адекватных   представлений   о   собственных   возможностях,   о насущно необходимом жизнеобеспечении;  12)   овладение   социально­бытовыми   умениями,   используемыми   в повседневной жизни;   13) владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;  14)   способность   к   осмыслению   и   дифференциации   картины   мира,   ее временно­пространственной организации.  Метапредметные   результаты  освоения   адаптированной   образовательной программы включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми   компетенциями   (составляющими   основу   умения   учиться)   и межпредметными   знаниями,  а   также   способность   решать   учебные   и   жизненные задачи и готовность к овладению в дальнейшем адаптированной образовательной программой основного общего образования.  С   учетом   индивидуальных   возможностей   и   особых   образовательных потребностей   обучающихся   с   ЗПР   метапредметные   результаты   освоения адаптированной образовательной программы должны отражать:   1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых   учебных   и   практических   задач,   коллективного   поиска   средств   их осуществления;  2) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия   в   соответствии   с   поставленной   задачей   и   условиями   ее   реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;  3)   формирование   умения   понимать   причины   успеха/неуспеха   учебной деятельности   и   способности   конструктивно   действовать   даже   в   ситуациях неуспеха;  4)   использование   речевых   средств   и   средств   информационных   и коммуникационных технологий (далее ­ ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;   5)   овладение   навыками   смыслового   чтения   доступных   по   содержанию   и объему художественных текстов и научно­популярных статей в соответствии с 62 целями   и   задачами;   осознанно   строить   речевое   высказывание   в   соответствии   с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;   6)   овладение   логическими   действиями   сравнения,   анализа,   синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно­следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;  7) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;  8) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении   функций   и   ролей   в   совместной   деятельности;   осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;  9)   готовность   конструктивно   разрешать   конфликты   посредством   учета интересов сторон и сотрудничества; 10) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов   и   явлений   действительности   (природных,   социальных,   культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;  11)   овладение   некоторыми   базовыми   предметными   и   межпредметными понятиями,   отражающими   доступные   существенные   связи   и   отношения   между объектами и процессами.  Предметные   результаты  освоения   адаптированной   образовательной программы   с   учетом   специфики   содержания   предметных   областей   включают освоенные обучающимися знания и умения, специфичные для каждой предметной области, готовность их применения.  Для успешного освоения учащимися с ОВЗ адаптированной образовательной   особые   условия,   соблюдение   которых   обеспечит программы   необходимы   положительный результат в работе. II. Современные     педагогические   технологии   обучения   и   воспитания учащихся с ОВЗ. Для достижения  поставленных целей и  позитивных результатов деятельности в обучении   и   воспитании     детей   с     ОВЗ   широко   применяются     современные технологии  обучения и воспитания учащихся с особенностями развития.        Современная   педагогическая   технология   в   учебно­воспитательном процессе  ­ это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для обучающихся и учителя, т.е. содержательная техника реализации учебного процесса. Современные технологии, используемые при обучении и воспитании школьников с  особенностями в  развитии. Технология коррекционно­развивающего обучения. Игровые технологии. Элементы дифференцированного обучения. Элементы технологии коллективного способа обучения. Здоровьесберегающие технологии. Элементы проблемного обучения. Элементы компьютерной технологии. Элементы технологии индивидуализации обучения. Элементы   технологии   С.Н.   Лысенковой:   опережающее   обучение   с 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. использованием опорных схем. 10. Элементы технологий личностно­ориентированного обучения. Рассмотрим  кратко эти технологии. ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИОННО­РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ Эти технологии позволяют наиболее гибко отзываться на образовательные нужды и возможности каждого ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Приоритетными направлениями педагогической коррекции являются: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. совершенствование движений и сенсомоторного развития; коррекция отдельных сторон психической деятельности; развитие основных мыслительных операций; развитие различных видов мышления; коррекция нарушений в развитии эмоционально­личностной сферы; развитие речи; расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря; коррекция индивидуальных проблем в знаниях. ТЕХНОЛОГИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ   Дифференцированный (разноуровневый) подход в обучении по предметам на уроках,   или   дифференциация   обучения,   рассматривающаяся   как   возможность индивидуализации обучения в условиях одного класса.  Дифференцированный   подход   является   одним   из   составляющих психологического   комфорта   обучающихся,   поскольку   предполагает   снятие   по возможности   всех   стрессообразующих   факторов   учебного   процесса,   создание   в школе и на уроках такой атмосферы, которая расковывает детей, в которой они чувствуют себя «как дома», и в которой качество образования повышается. На   каждом   уроке   педагогами   ведётся   коррекционно­развивающая   работа. Излагаемый материал должен быть научным, доступным, достоверным, должен быть связан   с   жизнью   и   опираться   на   прошлый   опыт   обучающихся.   И   конечно   же   на каждом уроке должен осуществляться индивидуально­дифференцированный подход. ТЕХНОЛОГИИ КОЛЛЕКТИВНОГО СПОСОБА ОБУЧЕНИЯ Использование   метода   коллективной   организации   учебной   деятельности повышает эффективность коррекционно­развивающего обучения:  способствует   развитию   самостоятельности, деятельности;   активности   учебной  формирует положительное отношение к обучению, снижает тревожность и повышает уровень комфортности на уроках; содействует более успешному усвоению учебной информации;   повышает уровень речевого развития и коммуникативных навыков. ТЕХНОЛОГИИ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ Такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными. ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ Метод   проектов   не   является   новым   в   мировой   педагогике.   Он   был предложен   и   разработан   в   20­е   годы   прошлого   столетия   американским философом   и   педагогом   Джорджем   Дьюи   и   основывался   на   гуманистических идеях   в   философии   и   образовании.   Дж.   Дьюи   предлагал   строить   обучение   на активной основе, используя целенаправленную деятельность учеников с учётом их личной заинтересованности в этих знаниях, и получая в итоге реальный результат. В основе метода проектов лежит:  развитие познавательных умений и навыков обучающихся;  умение ориентироваться в информационном пространстве;  умение самостоятельно конструировать свои знания;  умение интегрировать знания из различных областей наук;  умение критически мыслить. Проектная технология предполагает:  наличие   проблемы,   требующей   интегрированных   знаний   и исследовательского поиска её решения;  практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых   результатов; самостоятельную деятельность обучающегося; структурирование   содержательной   части   проекта   с   указанием   поэтапных результатов;  использование исследовательских методов. ЛИЧНОСТНО­ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ  Ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребёнка, обеспечение  комфортных,  бесконфликтных  и  безопасных  условий   её  развития, реализации её природных потенциалов. Личность ребёнка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы. Личностно­ориентированная   технология   представляет   собой   воплощение гуманистической   философии,   психологии   и   педагогики.   В   центре   внимания педагога – уникальная целостная личность ребёнка, стремящаяся к максимальной реализации   своих   возможностей   (самоактуализации),   открытая   для   восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных   ситуациях.   В   отличие   от   обычной   (формализованной)   передачи воспитаннику  знаний  и   социальных  норм   в  традиционных   технологиях  –  здесь достижение   личностью   перечисленных   выше   качеств   провозглашается   главной целью обучения и воспитания. Личностно­ориентированные технологии характеризуются: гуманистической сущностью;   психотерапевтической направленностью;  ставят цель ­разностороннее, свободное и творческое развитие ребёнка. ЭЛЕМЕНТЫ ТЕХНОЛОГИЙ С.Н. ЛЫСЕНКОВОЙ: ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ОПОРНЫХ СХЕМ С.Н.   Лысенковой   разработана   технология   опережающего   обучения   с использованием опорных схем. Первый «кит» технологии С.Н. Лысенковой. Урок,   построенный   на   опережающей   основе,   включает   как   изучаемый   и пройденный, так и будущий материал: ближнее опережение – в пределах урока; среднее – в пределах системы уроков; дальнее – в пределах учебного курса. Материал усваивается в три этапа: 1. 2. 3. предварительное введение первых порций будущих знаний; уточнение новых понятий, их обобщение, применение; развитие беглости мыслительных приёмов и учебных действий. Вторым «китом», на котором основаны технологии С.Н. Лысенковой, является комментируемое управление. Методический приём «Комментируемое управление» представляет, по существу  ответ с места о том, что делает ученик: «думаю, говорю, записываю». Третий «кит» системы С.Н. Лысенковой – это опорные схемы, или просто опоры,   выводы,   которые   рождаются   на   глазах   обучающихся   в   процессе объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка.         В технологии С.Н. Лысенковой используется масса методических приёмов:  домашнее задание даётся в том случае, когда оно становится доступным для самостоятельного выполнения каждым обучающимся;  механическое зазубривание правил и формулировок отсутствует;  дифференцированный опрос: каждого ученика спрашивают в «его время»,  когда он может ответить. Опорные схемы (схемы, таблицы) позволяют быстрее продвигаться в учении, систематизировать   свои   знания,   развивать   логическое   мышление,   речь обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Использование   опорных   схем   на   уроке   позволяет   сэкономить   время, например, на этапах объяснения и обобщения материала, и увеличить промежуток времени для закрепления, повторения изученного, на развитие навыков и умений при выполнении практических и лабораторных работ. Опорные схемы – это выводы, к которым обучающиеся должны прийти в момент объяснения или обобщения материала. Оформлять их можно по­разному: в виде таблиц, карточек, рисунков и т.д. Схемы должны постоянно подключаться к работе на уроке. Основные схемы должны   находиться   перед   глазами   обучающихся   несколько   уроков   подряд   до полного усвоения учебного материала. Дети усваивают их осмысленно. При   оформлении   схемы   на   этапе   объяснения   нового   материала,   учитель обязан комментировать всё, что происходит на доске. Схема – это опора мысли ученика, опора его деятельности. Опорные схемы  обеспечивают высокую работоспособность, энергичный темп урока.     Концептуальные положения её технологии таковы:  личностный подход в педагогике сотрудничества;  успех – главное условие развития школьников в обучении;  комфортность в классе: доброжелательность, взаимопомощь;  предупреждение ошибок, а не работа над ними;  последовательность, системность с помощью комментированного  управления;  средний и слабый тянутся за сильным учеником;  развивается логика рассуждений, доказательность, самостоятельность  мышления;  ученик ставится в положение учителя, управляющего классом. ЭЛЕМЕНТЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ. ТЕХНОЛОГИИ АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ Проблема   организации   обучения   с         использованием   активных   методов привлекала   внимание   многих   исследователей,   так   как   именно   в   процессе проблемного обучения данные знания и умения будут формироваться наиболее эффективно.   Эффективность   использования   элементов   проблемного   обучения   на   уроках гуманитарного   цикла   тесно   связана   с   подготовкой   школьников   с   нарушенным интеллектом   к   самостоятельной   жизни,   в   которой   подрастающему   поколению необходимы   не   только   знания,   но   и   умения   их   практического   применения   в быстроменяющихся условиях социума, т.к. использование элементов проблемного обучения   способствует   повышению   уровня   научности   образования,   развитию самостоятельности обучающихся, их мыслительных и творческих способностей, эмоционально­волевых качеств, формированию познавательной мотивации данной категории обучающихся к обучению.         Педагоги прикладывают максимум усилий для того, чтобы у школьников с нарушенным   интеллектом   не   было   затруднений   в   процессе   овладения   новым материалом. Обучение осуществляется так, что усвоение знаний идёт не только на основе запоминания, а в большей степени на сознательном применении знаний в процессе   решения   познавательных   задач.   В   этом   случае   школьники   учатся рассуждать и использовать имеющуюся информацию. Также на уроках педагоги стараются   повышать   познавательную   активность   обучающихся,   включая   их   в творческую деятельность. В   процессе   организации   обучения   учителями   используются:   проблемные вопросы,   программированные   задания,   дифференцированные   задания   по карточкам на этапе проверки и закрепления знаний, дидактические игры. Весь этот дидактический   материал   обеспечивает   разные   виды   помощи   (организующую, стимулирующую, обучающую) в процессе формирования мыслительных операций.         Технологии использования активных методов обучения очень целесообразно применяются на этапе закрепления материала. На уроках могут использоваться и проблемные   ситуации.   Они,   как   правило,   вызывают   у   обучающихся интеллектуальные затруднения, так как ответ на данный вопрос не содержится ни в прежних заданиях ученика, ни в предъявленной учителем информации. Подобные вопросы полезно задавать при закреплении и систематизации материала. Для ответа на поставленные вопросы обучающимся необходимо обратиться к собственному практическому опыту, актуализировать имеющиеся знания. Таким образом, можно сделать вывод, что преподавание обычно требует не одного,   а   ряда   методов,   их   комплекса.   Варьирование   методов   обучения   будет активизировать   познавательную   деятельность   обучающихся   с   нарушенным интеллектом   и   сохранять   у   них   познавательный   интерес.   Сочетание   методов позволяет наилучшим образом учесть специфику содержания учебного материала, выбрать наиболее рациональные приёмы овладения знаниями. На базе применения технологий активного обучения создаются условия для всестороннего развития познавательных возможностей школьника с ОВЗ. ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ         ИГРА – по утверждению философов – это особый феномен детства, поскольку именно игра – это путь детей к познанию мира, в котором они живут. Понятие   «игровые   технологии»   включает   достаточно   обширную   группу методов   и   приёмов   организации   педагогического   процесса   в   форме   различных педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает существенным признаком –   чётко   поставленной   целью   обучения   и   соответствующим   ей   педагогическим результатом,   которые   могут   быть   обоснованы,   выделены   в   явном   виде   и характеризуются познавательной направленностью. Игровая форма занятий создаётся игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования обучающихся к учебной деятельности. Реализация игровых приёмов и ситуаций на уроках проходит по следующим основным направлениям:  дидактическая цель ставится перед школьниками в форме игровой задачи;  учебная деятельность подчиняется правилам игры;  учебный материал используется в качестве её средства;  в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;  успешное   выполнение   дидактического   задания   связывается   с   игровым результатом.         Место   и   роль   игровой   технологии   в   учебно   –   воспитательном   процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания педагогом функций и классификации педагогических игр. По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы:  обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;  познавательные, воспитательные, развивающие;  репродуктивные, продуктивные, творческие;  коммуникативные, диагностические, психотехнические. Специфику   игровой   технологии   в   значительной   степени   определяет   игровая среда: например, с предметами и без предметов, настольно­печатные; комнатные, уличные, на местности; компьютерные и с ИКТ, а также с различными средствами передвижения. Психологические   механизмы   игровой   деятельности   опираются   на   самоутверждении, фундаментальные   потребности   в   самовыражении, саморегуляции, самореализации. Целью игровых технологий является решение ряда задач:  дидактических (расширение   кругозора,   развитие   познавательной деятельности, формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности);  развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения);  воспитывающих (воспитание   самостоятельности,   воли,   формирование нравственных,   эстетических   и   мировоззренческих   позиций,   воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);  социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и т.д.). Игровые технологии широко применяются на уроках,   так как именно через игру обучающийся знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю стороны явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них. У   школьника   с   нарушенным   интеллектом   формируются   воображение   и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних   вещей   на   другие,   возникает   ориентация   в   собственных   чувствах   и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ему включаться в коллективную деятельность и общение. ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ         Здоровье детей – это общая проблема медиков, педагогов и родителей. И решение   этой   проблемы   зависит   от   внедрения   в   школу   здоровьесберегающих технологий. Цель   здоровьесберегающих   образовательных   технологий   обучения   – обеспечить школьнику возможность  сохранения здоровья за период обучения в школе,   сформировать   у   него   необходимые   знания   и   практические   умения   по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Современные   здоровьесберегающие   технологии   –   реальный   шанс   решить проблему сохранения здоровья детей осознанно, комплексно и системно. Строя учебно   –   воспитательный   процесс   с   учётом   индивидуального   подхода   к обучающимся с нарушенным интеллектом, учитывая особенности их психического развития,   педагоги   используют   информацию   по   сохранению   и   укреплению здоровья. Только при таком подходе может быть реализован принцип «здоровье через образование». Итак, здоровьесберегающий урок. Перед его началом – проветривание. Со звонком   обучающиеся   приходят   в   класс.   Поскольку   все   уроки   в   нашей   школе имеют прежде всего коррекционную направленность, то в организационную часть урока   включена   речевая   гимнастика   и   упражнения,   корригирующие психофизические недостатки обучающихся с ОВЗ. В речевую гимнастику входят короткие   по   содержанию   динамические   стихотворные   тексты,   которые способствуют подготовке к работе артикуляционного аппарата. Проговаривание стихотворений с первых минут урока настраивает обучающихся на рабочий лад, создавая обстановку интересного речевого общения. Во   время   урока   при   актуализации   опорных   знаний   или   изучения   нового материала,   проводятся   коррекционно­развивающие   упражнения,   суть   которых заключается в коррекции нарушенных психофизических процессов: мышления – на всех   его   уровнях,   памяти,  внимания;   также   включены   упражнения   на   развитие слуховой, зрительной, вербальной памяти; упражнения на тренировку внимания и развития пространственной ориентировки. Коррекционно­развивающие проводятся кратковременно,   в   оживлённой   обстановке.   При   этом   осуществляется индивидуальный   подход   к   обучающимся,   в   результате   которого   формируется эффект успешности каждого ребёнка. обычно     упражнения   Введение   данного   этапа   в   структуру   урока   создаёт   положительную мотивационную   ситуацию   к   дальнейшему   обучению   и   способствует   плавному переходу к следующему этапу урока. Успех урока во многом зависит от использования красочной, эстетически оформленной,   доступной   для   понимания   наглядности.   Многолетняя   практика педагогов нашего учебного заведения убеждает в том, как много значит на уроке освоение нового материала, связанные с темой стихотворение, пословица, загадка, вызывающие   в   сознании   школьников   живые   образы,   в   которых   заложено достаточно много информации, нацеливающей на мыслительные операции. Следующим   условием   здоровьесбережения   является   возможность предоставления   обучающимся   двигаться.   Это   различные   физкультминутки, элементы психогимнастики по методикам Алябьевой, Дениссона и др. Смена динамических поз положительно сказывается на работоспособности школьников с ОВЗ. Также наши педагоги уделяют большое внимание коррекции зрения школьников с использованием различных упражнений. Физкультминутки проводятся на каждом уроке через каждые 15­20 минут, в состав   которых   входят   упражнения   для   коррекции   осанки   и   упражнения, направленные на выработку рационального дыхания. Для создания положительного интереса и эмоционального фона педагоги    стараются эти упражнения проводить в игровой форме. В начале учебного дня, на первом   уроке   проводится   массаж   биологически   активных   точек,   чтобы окончательно   «разбудить»   обучающихся   и   задать   соответствующий   рабочий настрой   на   целый   учебный   день.   Школьники   с   удовольствием   выполняют   эти упражнения, так как знают, что при массаже активизируется кровообращение в кончиках пальцев, а это предотвращает застой крови не только в руках, но и во всём   теле,   ведь   кончики   пальцев   непосредственно   связаны   с   мозгом.   Очень эффективен   массаж   биологически   активных   точек,   расположенных   на   ушной раковине.   Массажируя   их,   обучающиеся   опосредованно   воздействуют   на   весь организм.         Многолетняя   практика   показывает,   что   создание   образовательной   среды, которая   обеспечивает   ликвидацию   стрессообразующих   факторов   на   уроке, индивидуальный подход к школьникам, позволяющий создать для каждого ребёнка ситуацию   успеха   в   любых   видах   деятельности,   творческий   характер образовательного процесса с использованием активных и разнообразных форм и методов обучения, рациональная организация двигательной активности позволяют повысить адаптивные возможности детского организма, а значит, стать средством сохранения и укрепления здоровья детей. ИНФОРМАЦИОННО­КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ         Ни для кого ни секрет, что бурное развитие информационных технологий в последние годы затронуло все стороны человеческой деятельности: производство и   культуру,  медицину   и   быт,  науку   и   искусство.   Информационные   технологии позволяют человеку активнее взаимодействовать с окружающим миром, получать максимальное количество информации за минимальный промежуток времени и с минимальной затратой сил на её поиск. Потенциал   компьютера,   как   основного   средства   обучения,   позволяет наиболее полно использовать познавательные возможности обучающихся. Внедрение   компьютерной   техники   в   специальное   обучение   связано   с расширением   двух   фундаментальных   задач:   научить   умственно   отсталых школьников грамотно пользоваться новыми орудиями деятельности; использовать новые компьютерные технологии в целях коррекции нарушений и общего развития аномального ребёнка. Необходимость использования информационных технологий в   специальном   коррекционном   обучении   неоспорима.   Для   школьников   с   ОВЗ компьютер – помощник в освоении нового, развитии мотивации, один из способов социализации. Использование новых информационных технологий является перспективным направлением развития коррекционного образования в рамках специальной школы. Имеется   в   виду   то,   что   информационные   технологии   не   способны   избавить больного ребёнка от его недостатков  и снять все возникающие в связи с этим проблемы.   Однако   осознание   того,   что   ему   становятся   доступны   неведомые раньше   знания,   умения,   формы   общения,   игры,   управление   непосредственно окружающей его обстановкой дают ему веры в свои силы.         Использование   компьютерных   технологий   даёт   положительный   результат   в обучении работе на компьютере, а также в закреплении навыков, сформированных по   различным   дисциплинам.  Обучающиеся   с  нарушенным   интеллектом   неплохо осваивают компьютер на уроках информатики и в домашних условиях. В   целом,   применение   современных   технологий   доказало   улучшение  качества   образования   обучающихся   с   ОВЗ,   результативнее   стал   учебно   – воспитательный процесс, что в свою очередь создаёт коррекционно­развивающую среду как способ коррекции недостатков в личности обучающихся. Проблема   обучения   детей   с     ОВЗ   учебным   предметам   представляется актуальной. Поэтому для учителя, работающего с детьми с  ОВЗ, необходимо с самого   начала   подобрать   правильные   методы   обучения,   максимально облегчающие учебную деятельность. III. Особенности  работы с  детьми с ОВЗ на уроках английского языка Содержание предмета английский язык в классах  для детей  с ОВЗ включает,  главным образом, учебную информацию о двух аспектах языка: аудирование и  говорение, которые составляют основу формирования и развития навыков и  умений, связанных с овладением четырьмя видами речевой деятельности: чтение, и письмо. Задания по всем четырём видам в классах для детей с ОВЗ должны  порождать и развивать репродуктивную деятельность учащихся. В процессе  совершения каждого вида речевой деятельности требуется один и тот же набор  операций, позволяющих двигаться от замысла обучаемого к тексту (чтение и  письмо) или от текста к обучаемому               (аудирование и говорение).  Следовательно,   в   процессе   обучения   иностранному   языку   на   начальном этапе   коррекционно   ­   развивающего   обучения   необходимо,   прежде   всего, формировать и развивать навыки адекватного произношения, развивать речевые умения,   расширять   объем   продуктивного   и   рецептивного   лексического минимума.   Втискивая   в   голову   детям   готовые   истины,   обобщения, умозаключения,   учитель   подчас   не   дает   учащимся   возможности   даже приблизиться   к   источнику   мысли   и   живого   слова,   связывает   крылья   мечты, фантазии   творчества.   Из   живого,   активного,   деятельного   существа   ребенок нередко превращается как бы в « запоминающее устройство». Так не должно быть.   Жизнь   ребенка   полноценна   лишь   тогда,   когда   он   живет   в   мире   игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.  Учитывая   психофизиологические   особенности   детей   с   ОВЗ придерживаюсь следующих методических принципов: 1. Обеспечение подвижной деятельности детей. 2. Частая смена деятельности. 3. Погружение в языковую среду. 4. Многократное аудирование вводимых структур. 5. Преемственность и постоянное повторение материала. 6. Общее развитие ребенка посредством иностранного языка, раскрытие его творческих способностей. Обучение   английскому   алфавиту   и   звуков   проводится   в   игровой   и соревновательной форме постепенно готовя учащегося к чтению. Работа с текстом – это наиболее простой и, в то же время, эффективный вид деятельности на уроке английского языка в классах для детей с ОВЗ. Во главу   угла   данного   вида   деятельности   выходит   формирование   и   отработка навыков   чтения.   В   методике   преподавания   английского   языка   различают несколько видов чтения. Однако с детьми, имеющими трудности в обучении, целесообразно   использовать   преимущественно   один   вид   чтения:   чтение   с полным охватом содержания.   Работа   с   текстом   традиционно   начинается   с   ввода   новой   лексики.   При каждом новом вводе лексики устное усвоение слов сопровождается показом их письменных образцов, как блоков, а так же различными наглядностями.  Запоминание   новых   лексических   единиц   также   производится   при   помощи различных заданий:  повторить   за   диктором   слова   в   звукозаписи,   расставить   буквы   в правильном порядке, чтобы получилось слово (unscramble the word),   нахождение новых слов в змейке (word snake),  вставить пропущенные слова из нового вокабуляра в предложение (fill in the word),  игры «снежный ком» (snowball), «рыбак» (fisher).  Максимальная   повторяемость   материала   является   принципом   успешного усвоения лексических единиц. В незнакомом тексте содержится приблизительно десять   ­   пятнадцать   процентов   новой   лексики.   В   дальнейшем   после многократного повторения в различных заданиях учебника, рабочей тетради, а также заданиях, составленных непосредственно учителем, эти слова переходят в качественно иную стадию и становятся тем вокабуляром, которым учащиеся должны активно пользоваться, за тем перехожу на работу с текстом. Преимущественно, работа с текстом делится на три фазы: до ­ текстовый этап (pre ­ reading), активное чтение (while ­ reading), послетекстовый этап (post ­ reading).  До – текстовый этап (введение в ситуацию) включает следующие задания:  составление диаграмм,   подбор заголовков,   ответы на наводящие вопросы.   Как   показывает   опыт,   в   начале   данного   этапа   ученики   работают   вяло, делают   много   фонетических   ошибок.   Однако   данная   работа   полностью оправдывает себя на дальнейших этапах.  Второй   этап   чтения   стабилен   по   структуре.   Текст   озвучивается   по определённой   схеме:   чтение   учителя,   хоровое   чтение   за   учителем, прослушивание текста со звукового носителя, хоровое повторение за диктором, индивидуальное   чтение   учащихся   каждого   блока   текста.   Отдельные   слова   и фразы   можно   трижды   повторить   с   понижением   темпа   голоса,   пропеть, сопроводить ритмическим постукиванием.  Таким   образом,   при   многократном   чтении   и   повторении   производится непроизвольное   запоминание   материала,  эффективно   отрабатывается   техника чтения.   На   завершающей   фазе   второго   этапа   необходимо   давать   детям несколько минут для повторения чтения и перевода текста про себя. Во время повторения   можно   включить   спокойную   музыку.   Это   поможет   снять умственную усталость и повысить эмоциональный тонус обучающихся.  Послетекстовый этап включает в себя задания следующего плана:   соотнесение идеи и абзаца (matching),   заполнение всевозможных таблиц (fill in the table),   тестовые задания с множественным выбором (multiple choice),   определение верногоневерного высказывания (true or false).  Следует  отметить, что  на  третьем  этапе  работы  с текстом  существенно увеличивается темп работы учеников, снижается психо – эмоциональный барьер перед неизвестным материалом. Упражнения для развития умений и навыков коррекционного обучения. 1. Слушание и выполнение распоряжений преподавателя Преподаватель говорит: Ореn thе dооr, shut thе window, tаkе thе bооk и т. д Ученик выполняет действие. 2. Повторение фразы или предложения Преподаватель произносит фразу, учащийся должен четко и безошибочно и бегло ее повторить. I like this white house. 3. Повторяемость коррекционных упражнений, но с включением новизны. Kate has a cat. Kate has a cat and a car and a hare. 4. Преобразование без подстановки Тренируется вопросительная форма. Стимул. I study in the morning. Реакция. Dо уоu study in the morning? Тренируется   образование   третьего   лица,   единственного   числа   Ргеsеnt Indefinite. Стимул. I study in the morning. Реакция. Не studies in the morning. Иногда упомянутым упражнениям придается форма разговора. Стимул. The students аге busy. Реакция. Аге the students busy? Yеs, they are. 5 Устная подстановка наряду с какими –либо изменениями Например   с   изменением   формы   слова.     Тренируется   образование множественного числа имен существительных Учитель. The boys are coming. (слова girls, children подставляются) Ученики повторяют. The boys are coming. Такие коррекционные занятия вырабатывает у учащихся умение свободно и быстро   использовать   речевые   образцы.   Особенностью   коррекционной   работы является   тщательная   дозировка   речевого   материала.   Нужно   учитывать утомляемость, склонность к торможению и для этого нужно часто проводить смену видов деятельности Коррекционное обучение – это процесс активного усвоения опыта и знаний, полученных в результате систематически повторяющейся отработки учебного материала и усвоение способов применения полученных знаний. При подходе к выбору методов работы можно достичь определённых положительных успехов даже в обучении такому сложному предмету как иностранный язык.  Вышеизложенные приёмы и методы работы на уроке английского языка не угнетают   ребёнка,   а   создают   вокруг   него   реабилитирующее   пространство, обеспечивающее огромную возможность самореализации себя как полноценной личности   учебного   процесса.   Учащиеся,   получающее   образование   в образовательной среде, становятся подлинными субъектами обучения чувствуя, что учатся для себя, для своего развития, а учитель должен проявлять мудрое терпение, чуткость, постоянную заботу, любить детей такими какие они есть и радоваться успехам каждого. IV. Урок в контексте коррекционных технологий. Конспект урока английского языка  Учитель: Должичева Ольга Борисовна  МБОУ ЦО «Школа­сад №7» гХанты­Мансийск Класс: 4 класс , VII вид (ОВЗ).   Характеристика   класса:  В   классе     находятся     дети,   имеющее   недостатки   в психологическом   развитии,   подтвержденные   ПМПК.   Среди   них   имеются учащиеся   с     хроническими   соматическими   заболеваниями,   неблагоприятными условиями воспитания, психической и социальной депривацией.   Наполняемость класса  значительно  превышает норму.  Большинство   обучающихся   испытывают   затруднения   в   усвоении   учебной   обусловленные   недостаточными программы   по   английскому   языку, специфическими расстройствами познавательными психологического   развития,   нарушениями   в   организации   деятельности   и поведения. способностями, Это     сопровождается   произвольной   саморегуляции, утомляемостью.   замедленным     слабой   работоспособностью,   темпом   работы,   трудностями   быстрой Учитывая   психофизиологические   особенности   детей     данного     класса,   я придерживаюсь следующих методических принципов: 1. Обеспечение подвижной деятельности детей. 2. Частая смена видов деятельности. 3. Погружение в языковую среду. 4. Многокраатное аудирование вводимых структур. 5. Преемственность и постоянное повторение материала. 6. Общее развитие ребенка посредством иностранного языка, раскрытие его творческих способностей. Из   перечисленных   выше     современных     технологий     чаще   всего   использую элементы   игровой   технологии,   информационно   –   коммуникативной,   частично метод проектов. Мне бы хотелось  представить урок в разрезе  данных трех технологий. Тема урока: Аnimals in the country and in the city. Цели урока: Формирование коммуникативной компетенции учащихся: ­ развитие умений восприятия и понимания иноязычной речи на слух (речь учителя и учащихся на уроке); ­ развитие умений и навыков речи (монологическая речь в рамках темы урока); ­ развитие навыков письма (в рамках темы урока);  ­ развитие памяти и мышления (в рамках темы урока); ­ развитие внимания, логики и языковой догадки учащихся (в рамках темы урока); ­ развитие умений коллективной деятельности (в рамках темы урока);  ­ воспитывать интерес и уважение к стране изучаемого языка; ­ расширение кругозора обучающихся (в рамках темы урока); Коррекционно – развивающие задачи урока: ­   совершенствование   интонационно­произносительных   навыков   (в   рамках   темы урока); ­ введение нового лексического материала, отработка его в речи и формирование навыков его использования в речевой деятельности; ­совершенствование навыков техники чтения (чтение текста).  Оснащение урока: Электронная   презентация   для   интерактивной   доски,   раздаточный   материал, картинки с изображением животных. Языковой материал: Лексические единицы:  an eagle, a dolphin, a whale, an ocean, a mountain, a sea. Форма работы с классом: Фронтальный опрос, групповая работа, индивидуальная работа. Ход урока:  Организационный момент: T : Good afternoon, boys and girls! I am glad to see you. P : Good afternoon. We are glad to see you too. T : How are you? P : We are fine, thanks. How are you? T : I am fine, thank you. Sit down please. T : Today we shall have a talk about our pets, learn the new words, read the text about pet’s names, and Guess the riddles. Also we shall play games today and have a lot of fun. Let’s begin our lesson. Фонетическая зарядка с зеркальцем: T : Look at your looking­glass, please. Let’s remember some English sounds which are very important for us today. Repeat after me: [i:] – please, sea, eagle [e] – weather, elephant, desert [əʊ] – cold, road, ocean [aʊ] – town, flower, mountain [ei] – game, whale, today Ознакомление   учащихся   с   новым   лексическим   материалом   по   теме «Животные»: T: You can see the new words on the blackboard. Pictures help us to guess about their meanings. an eagle a dolphin  a whale  an ocean  a mountain  a sea carry thing Основная часть урока: T: Tell me, what is the theme of the lesson today? P: People and animals in the country and in the city. T: Ok, tell me please: Do you like animals? Have you got a pet at home? What’s its name? What does it like to eat? What can it do? T: Very good, look please at the blackboard, you can see the pictures of animals. Say which animals live: а) оn a farm      b) in the zoo    c) in the forest  (выходят к доске, и соотносят картинки и слова). T: It’s time to read the text about animal.  Let`s read this text together? translate it and use the  words instead of the pictures. (Идет совместное с учителем  чтение с полным пониманием содержания, с заменой картинок на слова). T: Read the text aloud. (Учитель просит прочитать текст вслух по цепочке). T: Tell me, what animal it is? Совершенствование навыков аудирования: T: Next task, it’s time to work in pairs, you should to restore the dialogue. Then, we shall  listen  to  your  dialogues.   (Восстанавливают   диалог,   расставляя   реплики   в нужном порядке). 1. Have your got a pet? 2. What’s its name? 3. What does it like to eat? 4. What does it like? 5. What can it do? a) Ashby. b) Ashby is big, kind and strong. c) Yes, I’ve got a camel. d) Ashby   helps   my   father   to   carry things. e) Grass and apples. T: Listen and check the dialogue. Compare these animals, using as many adjectives as possible: (useful, clever, curious, funny, big, beautiful). And now I have some interesting games for you: T: Very good, now I propose to you to listen to me and guess the animal.  What is it?       It’s grey and very small. It can run fast. It likes cheese very much. (Mouse) It’s big and grey. It’s very strong. It’s got a big nose. It lives in Africa. It can drink 7 liters of water at a time. (Elephant) It’s brown. It can climb the trees. It’s got 4 legs and a long tail. It’s very funny and cuddly. (Monkey) It’s green. It can jump and swim. It can’t fly. (Frog) It’s a pet. It can be yellow, green, red, white. It’s not big. It can fly. (Parrot) It’s green, it can run and swim. It lives in Africa. It hunts in the day and at night. (Crocodile).  The animal with a beautiful white skin with black stripes (Zebra). Guess the riddles a) Long­ears, long­ears,        Hop, hop, and hop!  Long­ears, long­ears,  Never stop.  They like carrots,  They like hay.  They grow longer  From day to day.  b) Who is the king of the animal world?  c) It is a domestic animal.  It likes fish.  d) This animal like grass, gives milk.  e) Not a horseman, but wears spurs (шпоры). Not a watchman, but wakes people up What animals  can you see here?                1. An elephant                           2. A tiger 3. A pig 4. A rabbit 5. A kangaroo 6. A giraffe 7. A frog 8. A dove  Give the Russian equivalent • All cats are grey in the dark. • Barking dog seldom bite. • A bird in the hand is worse two in the bush. • The bull  must be taken by the horns. • The early  bird catches the worm. • First catch your  hare , than cook him. Finish the saying  As hungry as ...   As brave as ...   As cunning as ...   As heavy as ...   As dirty as ...   As tall as ...   A busy as ...   As funny as ...   As slow as ... Подведение итогов: T: Thank you very much for your work. Домашнее задание: мини ­ проект Write the stories about your pets. You will answer the questions on the cards and make up the stories. (Каждый ученик получает карточку с вопросами, которые являются планом рассказа). ­ Have you got a pet? ­ What pet have you got? ­ What is his name? ­ How old is your pet? ­ What colour is your pet? ­ What can your pet do? ­ What does your pet like to eat and to drink?  ­ Do you play with your pet? Используемые картинки V. Заключение Данный   урок   рекомендован   учителям   английского   языка,   работающим   с детьми  с ОВЗ.  Коррекционно – развивающие задачи данного урока решаются за счет     использования     элементов   игровой,   информационно   –   коммуникативной, проектной технологии. Результативность   деятельности:   повышение   уровня   мотивационной   сферы обучающихся,   прочное   усвоение   лексического   материала   по   теме,   развитие навыков   чтения,   расширение   общего   кругозора,   творческих   способностей, тренировка воображения, памяти и внимания. Виды деятельности на уроке подобраны таким образом, что обучающийся постоянно находится в ситуации успеха. Задания в игровой форме мотивируют учеников   на   активную   работу.   Использование   ИКТ       обеспечивает   зрительную опору   при   усвоении   нового   материала,   что   очень   важно   для     детей   данной категории. VI. Литература 1.Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего   образования   обучающихся   с   задержкой   психического   развития (http://минобрнауки.рф) 2.Степанова   О.А.,   Вайнер   М.Э.   «Методика   игры   с   коррекционно­развивающими технологиями», Москва, «Академия», 2003г. 3.Защиринская О.В. «Психология детей с задержкой психического развития», Санкт­ Петербург, «Речь», 2004г. 4.«Коррекционная   педагогика   в   начальном   образовании»   под   ред.   Кумариной, Москва, «Академия», 2003г. 5.Выготский   Л.С.   Игра   и   ее   роль   в   психическом   развитии   ребенка.   Вопросы психологии.­1966г.­№6.­с.75. 6.Леонтьев   А.Н.   Психологические   основы   детской   игры.   Избранные психологические сочинения в 2т.­М., 1983г. Т­1­с.306. 7.Поваляева,   М.   А.   Нетрадиционные   методики   в   коррекционной   педагогике   / составитель М. А. Поваляева. – Ростов н/Д : Феникс, 2006. – 350 с. 8.Боровик   В.Г.   Об   организации   инклюзивного   образования   в   условиях совершенствования   образовательного   законодательства   /   В.Г.   Боровик; В.Г.Боровик // Администратор образования (ОвД). ­ 2013. ­ №: 7. ­ C. 55­61.   Буторина   О.Г.   Об   опыте   воспитания   и   обучения   детей   с   ограниченными 9.  возможностями здоровья / О.Г.Буторина // Воспитание школьников. ­ 2010. ­ №: 7. ­ C. 40­44. 7. Быков Д.А.  10.Кузнецов В.А. Использование информационно­коммуникационных технологий в обучении   детей   с   ограниченными   возможностями   здоровья   /   В.А.Кузнецов   // Педагогическая информатика. ­ 2006. ­ №: 1. ­ C. 18­22. 11.Левитская   А.А.   О   создании   условий   для   получения   образования   детьми   с ограниченными возможностями здоровья и детьми­инвалидами : письмо №АФ­ 150/06 от 18.04.2008 / А.А.Левитская // Справочник руководителя ОУ. ­ 2013. ­ №: 8. ­ C. 102­111. 12.Селевко   Г.К.   Технологии   воспитания   и   обучения   детей   с   проблемами   / Г.К.Селевко. ­ М.: НИИ школьных технологий, 2005. ­ 140 с. ­ (Энциклопедия образовательных технологий)

Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности  работы с  детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности  работы с  детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности  работы с  детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности  работы с  детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности  работы с  детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности  работы с  детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности  работы с  детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности  работы с  детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности  работы с  детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности  работы с  детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности  работы с  детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности  работы с  детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности  работы с  детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности  работы с  детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности  работы с  детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности  работы с  детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности  работы с  детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности  работы с  детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности  работы с  детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности  работы с  детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности  работы с  детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности  работы с  детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности  работы с  детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности  работы с  детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности  работы с  детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности  работы с  детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности  работы с  детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности  работы с  детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности  работы с  детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности  работы с  детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности  работы с  детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности  работы с  детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности  работы с  детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности  работы с  детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка

Особенности  работы с  детьми с ОВЗ на уроках английского языка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2019