Статья "Проектная технология как средство развития функциональной грамотности на уроках английского языка"
Оценка 4.8

Статья "Проектная технология как средство развития функциональной грамотности на уроках английского языка"

Оценка 4.8
Лекции
docx
английский язык
Взрослым
07.10.2024
Статья "Проектная технология  как средство развития функциональной грамотности на уроках английского языка"
В современном мире человечество постоянно стоит перед вызовами, и, соответственно, человеку приходится делать выбор и дать ответ этим вызовам. В нашем обществе одним из таких вызовов является функциональная грамотность. Среди используемых мною педагогических средств и методов наиболее эффективной в этом направлении я считаю проектно-исследовательскую деятельность. Я считаю, что проектная деятельность является эффективным инструментом развития функциональной грамотности.
Орлова Т.Г - копия.docx

Проектная технология, как средство  формирования

функциональной грамотности на уроках английского языка

        Анализируя современное общество, его потребности и цели, можно прийти к выводу, что в современном технократном мире человечество постоянно стоит перед вызовами, и, соответственно, человеку приходится делать  выбор и дать ответ этим вызовам. В нашем обществе одним из таких вызовов является функциональная грамотность. В новом словаре методических терминов и понятий термин «функциональная грамотность» поясняется как «способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В отличие от элементарной грамотности, функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в системе социальных отношений, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде». Целью современной школы также является развитие и воспитание такой личности. Личности, которая способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач . Иначе говоря, это личность, владеющий инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющий находить эффективные способы решения проблемы, ставить перед собой цель для достижения результата,  определяет задачи для достижения поставленной цели, представляет ход и результат проделанной работы, умеет проводить рефлексию собственной деятельности. Функциональная грамотность включает в себя математическую, читательскую, естественнонаучную, финансовую, информационную, социальную грамотность, глобальные компетенции, креативное мышление.

. Среди используемых мною педагогических средств и методов наиболее эффективной в этом направлении я считаю проектно-исследовательскую деятельность. Я считаю, что проектная деятельность является эффективным инструментом развития функциональной грамотности

 Функциональная грамотность и работа над проектами имеют очень  много точек соприкосновения.

1)компетентностный подход (познавательных и коммуникативных  )

2)развитие критического ( нестандартного мышления)

3)групповая форма работы

4) взаимообучение

5)самооценивание, взаимооценивание результатов деятельности

6) площадка для развития индивидуальных способностей учащихся.

7) формирование личности умеющей самостоятельно принимать решения, инициативных и изобретательных людях.

       Именно в проектной деятельности заключен инструментарий для формирования функциональной грамотности, поскольку решаются самые важные задачи: чему учить? зачем учить? как учить? А главное - как учить результативно?

Согласитесь, что сегодня у школьников такой большой объём учебного материала, который не всегда усваивается учащимися на теоретическом уровне, а что уж говорить о практическом применении. Так что метод проекта  – это способ достижения цели через детальную проработку поставленной проблемы, способность использовать приобретаемые знания, умения и навыки для решения практических задач. Вследствие чего формируются навыки функциональной грамотности.

Организуя проектную деятельность учащихся, мы ставим перед ними следующие задачи:

формирование функциональной грамотности;

перестановка акцентов с традиционных образовательных технологий на инновационные;

приближение обучения к потребностям будущим работодателям;

освоение технологии проектной деятельности.

Проектно-исследовательское обучение является одной из наиболее активных форм обучения. Проект по своей сути является универсальной образовательной технологией, которая может применяться в изучении любого предмета. Она актуальна и на уроках, и во внеурочной деятельности учителя. Каждый проект уникален, так как ориентирован на самих учеников и их интересы и увлечения. Я считаю, что метод проектов эффективен, так как формирует у обучающихся большое количество умений и навыков, связанных с реальностью. Работая над проектом, ученик активно развивает творческое мышление и формирует функциональную грамотность на основе опыта практической деятельности.

В методическом арсенале учителя много и других различных приемов, способов, инновационных технологий для формирования функциональной грамотности обучающихся. Наиболее актуальными в условиях реализации ФГОС становятся технологии развивающего обучения, технологии развития критического мышления, проблемного обучения, здоровьесберегающие, игровые, модульная, проектная, информационно– коммуникационная технологии. Я считаю, что их всех перечисленных, именно  проектную деятельность можно отнести к самому эффективному методу развития функциональной грамотности. Оно является одной из наиболее активных форм обучения. Работа над проектом позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучению, повышать активность и самостоятельность учащихся на основе учебно-ролевых игр, самостоятельного решения учебных задач. Данная технология базируется на идее взаимодействия учащихся в группе в ходе учебного процесса, идее взаимного обучения, при котором обучаемые берут на себя не только индивидуальную, но и коллективную ответственность за решение учебных задач, помогают друг другу, отвечают за успехи каждого члена группы,… проектная технология создает условия для взаимодействия сотрудничества в системе «ученик – учитель – группа» и актуализации коллективного субъекта учебной деятельности».

Методу проектов можно найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастных категорий и при изучении материала различной степени сложности. Значительно оживляя процесс восприятия нового через сознательную деятельность учащихся, через обучение в действии. А полученные в деятельности знания остаются прочными и долговременными. Ведь проект – это и метод, и содержание, и форма организации учебного процесса, и технология. Для учителя английского языка наиболее привлекательным в данном методе является то, что в процессе работы над учебным проектом у школьников:

- появляется возможность осуществления приблизительных, «прикидочных» действий, не оцениваемых немедленно строгим контролером – учителем;

- зарождаются основы системного мышления;

- формируются навыки выдвижения гипотез, формирования проблем, поиска аргументов;

- развиваются творческие способности, воображение, фантазия;

- воспитываются целеустремленность и организованность, расчетливость и предприимчивость, способность ориентироваться в ситуации неопределенности.

Кроме того, в процессе выполнения проекта происходит естественное обучение совместным интеллектуальным действиям.

  Я использую следующую классификацию проектов.

1.  По временным рамкам:

- краткосрочный

 - средней продолжительности

 - долгосрочный

 2. По количеству участников проекта:

 - индивидуальный

 - работа в парах

 - групповой (2-3 человек)

3. По методу:

 - творческий

 - исследовательский

 - информационный.

    Различные типы проектов позволяют нам решать разнообразные дидактические задачи, заранее планировать приращения в предметных знаниях, умениях и навыках учащегося, в его общеучебных умениях и навыках, его компетенциях и грамотно управлять его деятельностью в ходе работы.

 

А при  отборе тематик проектов я  руководствуюсь следующими критериями:     актуальность темы для учащихся;

учет возрастных особенностей целевой группы;

наличие новой (для учащихся) информации;

наличие фактов, понятий, имен, географических названий, наименований товаров, цифр, дат и т.д.;

иллюстраций, схем, диаграмм, мнений.

1.Тема проекта должена быть интересена ученику.

2. Тема проекта должена содержать неизвестную ученику информацию.

3. Тема проекта должена развивать кругозор.

4. Тема проекта не должена быть перегружена цифрами, датами, терминами.

5. Иллюстрации не отвлекают, а помогают разобраться в содержании, способствуют развитию познавательной активности.

6.Уровень трудности  проекта должен соответствовать возрасту ученика. При необходимости нужно адаптировать.

7. Объем не должен превышать норму.

8. Проект должен быть структурирован

Проектно - исследовательская деятельность решает следующие задачи:

Образовательная: актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определенной темы. Систематизация знаний. Знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящим за пределы школьной программы.

Развивающая: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал, реферировать его; использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования; публично  представлять результаты исследования.

Воспитательная: создание продукта, востребованного другими.

При использовании проектной технологии каждый учащийся:

• учится приобретать знания самостоятельно и использовать их для решения новых познавательных и практических задач;
• приобретает коммуникативные навыки и умения;
• овладевает практическими умениями исследовательской работы: собирает необходимую информацию, учится анализировать факты, делает выводы и заключения;

• умение отвечать за свою работу и за работу группы в целом;

• выполняют разные роли: ответственный, член группы, оформитель, репортер, ведущий, технический исполнитель, и др. Повышается значимость каждого ученика в группе, так, как каждому находится задание по силам.

Проектная работа подразумевает  4 основных этапа, где и у учащихся и у преподавателя есть свои конкретные функциональные задачи;

1. погружение в проект;

2. организация деятельности;

3. осуществление деятельности;

4.презентация.         

       Перед началом проектной  деятельности следует уточнить критерии оценивания для всех учащихся,   а в конце учитель составляет методический паспорт учебного проекта. 

       Технология развития критического мышления через проект представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией на английском языке. Проблематика и спектр тем проектов в учебниках английского языка широк: от школьных событий (от обучающихся требуется осмысление ситуации, выбор, речевое и неречевое оформление продукта, изложение по плану) до обсуждения исторических тем, самостоятельно проведенных опросов и анализа их результатов. В начальной школе учащиеся учатся самостоятельно осуществлять предварительное планирование, обдумывать цели, искать необходимую информацию. С детьми этого возраста проводится работа над полноценными проектами имеющими творческий или научный характер. Как следствие, учащиеся часто обращаются к словарям, запоминают иностранные слова, формируются навыки построения диалога и т.д. У учашихся накапливается собственный банк знаний.

       Актуальность проектной деятельности заключается в том, что дети в процессе работы  решают нестандартные задачи и анализируют необычные ситуации, раскрывают свой творческий потенциал и развивают исследовательские умения, позволяют организовать целенаправленную самостоятельную работу, повышают свою самооценку, с удовольствием отмечают свои успехи и успехи одноклассников. Возрастает интерес к процессу обучения, помогает подготовиться к ВПР в 7 классах.  К концу работы над проектом они оценивают свои действия, находят ошибки, недочеты, определяют их причины и пути исправления недостатков, то есть делают рефлексию и учатся доводить работу до конца.

 Работу над проектами мы начинаем с начальной школы. Со 2 класса  ребята готовили работы по многим темам учебника, например: «Алфавит». «Открытка другу» «Мой дом», «Что ты знаешь о своей семье?»,, далее «Свободное время…для чего?», «Почему люди держат домашних питомцев?», «Что значит дружба» и др.

В 7 классе уровень подготовки и выполнения проектов усложняется и совершенствуется, учащиеся все более самостоятельно работают над своими темами, привлекая как можно больше источников информации. На данном этапе обучения доминируют темы по страноведению, культуре стран изучаемого языка, например «Праздники Великобритании», «Спорт в нашей жизни», «Рождественские блюда Великобритании» и др.

В старших классах учащиеся самостоятельно выбирают тему для своих проектов, подбирают материал, обмениваются информацией. Их работы оформляются на более высоком уровне, соответствуют основным требованиям к выполнению проектных работ. В 9 классе  учащиеся представили проекты по темам: «Проблемы подростков», «Проблемы экологии»   На свои презентации мы приглашали учителей и учеников других классов. Естественно, меня, как учителя иностранного языка, интересует тот факт, как технология влияет на результаты и качество знаний учащихся. Могу сказать, что качество знаний за последние годы улучшилось  .Тот факт, что учащиеся активно принимают участие и занимают призовые места в школьных и районных олимпиадах говорит о том что, у учащихся есть интерес к изучению иностранного языка. Так же заметила что

 · увеличился темп речи учащихся

 · пополнился лексический запас учащихся

· высказывания стали более логичными

· реализуются коммуникативные задачи

· допускаются некоторые лексические и грамматические ошибки, не препятствующие пониманию

· в основном соблюдается правильный интонационный рисунок

· увеличилось время говорения .

В ходе работы над любым проектом обучающиеся постоянно находят нестандартных пути решения поставленных задач, опираясь на имеющиеся знания и умение ,добывают недостающую информацию самостоятельно.

В результате можно сделать следующий вывод: проектная деятельность – это хороший инструмент для развития функциональной грамотности,

Литература:

Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам М.: Икар, 2009. - 448 с., С. 226-227, 342.

Бутенко, А. В., Ходос, Е. А. Критическое мышление: метод, теория, практика: Учебно-методическое пособие. : МИРОС, 2002.

Виноградова Н. Ф., Кочурова Е. Э., Кузнецова М. И. и др. Функциональная грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018. 288 с., с. 16–17

Горячев А. В., Иглина Н. И. Всё узнаю, всё смогу. Пособие по проектной деятельности. – М.: Баласс, 2010г.

Методическое пособие «Особенности формирования функциональной грамотности учащихся основной школы при освоении дисциплин общественногуманитарного цикла», Астана ,2013г.

Особенности формирования функциональной грамотности учащихся основной школы при освоении дисциплин общественно-гуманитарного цикла. Методическое пособие.  - Астана, 2013

Формирования функциональной грамотности на уроках английского языка средствами ТРИЗ - технологии, Ляш Татьяна Александровна, , Слово педагога, 2020

Ресурсы интернета:

Панфилова Е. И. К вопросу о развитии функциональной грамотности учащихся на уроках английского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 30. – С. 51–55. – URL: http://e-koncept.ru/2015/65081.htm.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Проектная технология , как средство формирования функциональной грамотности на уроках английского языка

Проектная технология , как средство формирования функциональной грамотности на уроках английского языка

Среди используемых мною педагогических средств и методов наиболее эффективной в этом направлении я считаю проектно-исследовательскую деятельность

Среди используемых мною педагогических средств и методов наиболее эффективной в этом направлении я считаю проектно-исследовательскую деятельность

Организуя проектную деятельность учащихся, мы ставим перед ними следующие задачи: формирование функциональной грамотности; перестановка акцентов с традиционных образовательных технологий на инновационные; приближение обучения к потребностям…

Организуя проектную деятельность учащихся, мы ставим перед ними следующие задачи: формирование функциональной грамотности; перестановка акцентов с традиционных образовательных технологий на инновационные; приближение обучения к потребностям…

Работа над проектом позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучению, повышать активность и самостоятельность учащихся на основе учебно-ролевых игр, самостоятельного решения учебных задач

Работа над проектом позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучению, повышать активность и самостоятельность учащихся на основе учебно-ролевых игр, самостоятельного решения учебных задач

Кроме того, в процессе выполнения проекта происходит естественное обучение совместным интеллектуальным действиям

Кроме того, в процессе выполнения проекта происходит естественное обучение совместным интеллектуальным действиям

А при отборе тематик проектов я руководствуюсь следующими критериями: актуальность темы для учащихся; учет возрастных особенностей целевой группы; наличие новой (для учащихся) информации; наличие фактов,…

А при отборе тематик проектов я руководствуюсь следующими критериями: актуальность темы для учащихся; учет возрастных особенностей целевой группы; наличие новой (для учащихся) информации; наличие фактов,…

Развивающая: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал, реферировать его; использовать

Развивающая: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал, реферировать его; использовать

Перед началом проектной деятельности следует уточнить критерии оценивания для всех учащихся, а в конце учитель составляет методический паспорт учебного проекта

Перед началом проектной деятельности следует уточнить критерии оценивания для всех учащихся, а в конце учитель составляет методический паспорт учебного проекта

Работу над проектами мы начинаем с начальной школы

Работу над проектами мы начинаем с начальной школы

В ходе работы над любым проектом обучающиеся постоянно находят нестандартных пути решения поставленных задач, опираясь на имеющиеся знания и умение ,добывают недостающую информацию самостоятельно

В ходе работы над любым проектом обучающиеся постоянно находят нестандартных пути решения поставленных задач, опираясь на имеющиеся знания и умение ,добывают недостающую информацию самостоятельно

Методическое пособие «Особенности формирования функциональной грамотности учащихся основной школы при освоении дисциплин общественногуманитарного цикла»,

Методическое пособие «Особенности формирования функциональной грамотности учащихся основной школы при освоении дисциплин общественногуманитарного цикла»,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.10.2024