Особенности работы с обучающимися с признаками одаренности в условиях общеобразовательной школы.
Оценка 4.9

Особенности работы с обучающимися с признаками одаренности в условиях общеобразовательной школы.

Оценка 4.9
Занимательные материалы +2
docx
Междисциплинарный 3
1 кл—4 кл
09.07.2018
Особенности работы с обучающимися  с признаками одаренности в условиях  общеобразовательной школы.
презентация к выступлению
Выступление на педагогическом форуме 28.docx
Выступление на педагогическом форуме Тема. Особенности работы с обучающимися с признаками одаренности в условиях общеобразовательной школы. Точка, точка, запятая! Вышла рожица смешная, Палка, палка, огуречик­ Появился человечек!                          Слайд1 Что увидят эти глазки? Что построят эти ручки? Далеко ли эти ножки уведут его?... Все   вы   помните   эту   детскую   песенку.   Но   для   того,   чтобы     ребенок   был успешен в обучении и в будущем в жизни (чтобы ручки что­то сделали, глазки что –то   увидели),   надо   сделать   сам   процесс   обучения   богатым,   интересным,   ведь «удивление» самый сильный элемент познания. Задача учителя ­ сохранить этот детский   познавательный   интерес,   потому   что,   как   утверждает   классическая педагогика,  «смертельный грех учителя­быть скучным». Так можно ли добиться того, чтобы ребенок стал «умнее, способнее, одареннее»?   Конечно,   если   развитием   умственных   способностей   заниматься регулярно. Если ребенок постоянно тренирует свой ум, решает трудные задачи, действует   активно,   находит   верные   решения   в   нестандартных   ситуациях   – результат обязательно будет. Ведь неспособных детей нет, и вы это знаете, как учителя – практики.  Сегодня одаренными детьми называют:                        Слайд2 ­ детей, с интеллектом выше среднего ­ детей, с высоким уровнем творческих способностей ­   детей,  достигших   успехов   в   определенных   областях   деятельности   (юные музыканты, математики, шахматисты). ­ детей, хорошо обучающихся в школе. И   именно   поэтому   только   в   нашем   городе   несколько   десятков   школ занимаются одаренностью. В том числе наша школа. слайд3 Психологи   школы   выявляют   по   методике   Ясюковой   «Прогноз   и профилактика   проблем   обучения»   интеллектуальные   способности   учащихся, специальные   способности,   личностные   особенности.   Сейчас   по   новому эксперименту   вырабатываем   критерии   признаков   одаренности,   создаем   группы учителей, которые будут более тщательно работать по специальной одаренности детей.  Мною уже создан банк заданий по развитию интеллектуальной одаренности детей. ИКТ технологии работают в помощь учителю. Сетевой город – для общения с   детьми   и   родителями.   Наши   дети   постоянные   участники   дистанционных олимпиад   на   сайте   «Артталант»,   «Инфоурок»,   «Новый   урок»   с   Максимом Паташовым. Но никто и ничто не заменит учителя. По   новым   образовательным   стандартам   большое   внимание   уделяется внеурочной   деятельности.   В   начальной   школе   ведутся   кружки   «Мир   логики», «Занимательная грамматика», « Литературная грамота», «Юные исследователи», цель которых как раз сделать процесс обучения интересным и познавательным в дополнение к основным учебным занятиям. И только?  Нет. Кружки позволяют расширить речевое поле ребенка за счет введения новых математических, лексических, исторических понятий в активный словарь ребенка. А какова структура занятия, ведь это все­таки не урок? Начинаем   занятие  с   пословицы,   которая   является   девизом.   В   1   и   во   2 классах   ­   это   знакомство,   умение   объяснить   значение.   А   в   3,   4   дети   уже предлагается начало пословицы или конец, а они восстанавливают всю. Попробуем! Без терпенья ­ (нет уменья) Мир освещается солнцем, (а человек знанием)  (Без букв и грамматики) не учатся математике   слайд 4 (Авось да как­нибудь) до добра не доведут. Молодцы! А теперь разминка. Как вы думаете, зачем разминка в занятии? Чтобы подготовить ребенка к активной мыслительной деятельности. Причем, в 1,2 классе – отдельно предметные вопросы, а в 3,4 на общую эрудицию.  Совершенно верно. Приступим. Отвечаем хором, быстро на вопросы.  (Пример разминки) ­ Греческий Бог, повелитель морей? ­ Непременная спутница иголки? ­ Обувь, которую воспевала известная русская певица Лидия Русланова? ­   Вид   транспорта,   пассажирам   которого   можно   пожелать счастливого плавания? ­ Место, где Чуковский не рекомендует гулять детям? ­ Лепестки какого цветка обрывают любители погадать? ­ Что за дерево стоит, ветра нет, а лист дрожит? ­ Ее надел вместо шапки человек рассеянный, с улицы Бассейной. ­ Места захоронения египетских фараонов. ­ «Не шей ты мне, матушка, красный …» Далее­упражнения на развитие памяти, внимания, мышления. В  1   и   2  классах   мы   предлагаем   заготовки   для   запоминания   фигур,   цифр, животных,   сюжетные   картинки.   Детям   дается   время   для   запоминания   и воспроизведения. А вот 4 класс. На ленте 4 квадрата, в которых фигуры с числами. Слайд 5 Ваша цель – запомнить расположение фигур и чисел в них. Запомнили? На доске, числа и фигуры. 1 вариант берет фигуры, второй – числа. Образуйте пары: фигура ­ число и встаньте правильно. (работает 1­4 парты) Да, скучать некогда. Удивление и интерес у детей сохраняются. Учителя в постоянном поиске и контакте с психологом школы в подборе заданий на развитие памяти и внимания. Посадил дед репку. В чем дело? (инсценируем сказку)  Итак, посадил дед репку. Выросла репка большая­ пребольшая – 18 кг! Стал дед ее тянуть. Тянет­потянет, вытянуть не может. Позвал дед бабку. Прихромала бабка, держась за поясницу (бабке 83 года.). Бабка за дедку, дедка за репку. Тянут, потянут­   вытянуть   не   могут.   Позвала   бабка   внучку.   Внучка   Дашка­   шустрая первоклашка собирала цветочки на лужайке. Услышала бабушкин зов и бросилась на помощь. Дедка за репку…. Тянут, потянут.. Позвала внучка Жучку. А Жучка бегала   с   кошкой   во   дворе.   Прибежали   обе   со   скоростью   12   км/час.   Тянут­ потянут… Видят, в стогу сена сидит мышка, отдыхает. Обрадовались они, позвали на помощь мышку. Дедка… Тянут­ потянут­ вытянули репку! Победила дружба! Выросла репка большая­ пребольшая! Сколько кг? Сколько действующих лиц в сказке? По ск. кг получит каждый? Сколько лет было бабке? А 3 года назад? Сколько лет внучке? С какой скоростью прибежали Жучка с кошкой? Побежали Жучка с кошкой по деревне дальше. Обгонит ли их велосипедист, проехавший 60 км за 4 часа? И если это занятие по математике, эта сказка является переходом к решению нестандартных задач.  Знакомим с различными видами задач постепенно. Если 1 класс ­ тесты Айзенка, Просветы, Поиск девятого, Обмены по Заку. Дальше – сложнее.   Задачи   на   части   (которые   можно   решать   и   алгебраически),   сюжетно­ логические задачи, на комбинаторику, %, дроби, серия задач в темноте (принцип Дирихле)   не   глядя,   на   движение   (где   учитывается   скорость   движения   реки), математическая лингвистика, задачи из журнала «Квант», аналитические задачи (больше,   выше,   сильнее,   моложе),   задачи   наших   бабушек,   цифровые   задачи, забавная арифметика.  А если это русский язык? Смотря какая тема занятия: Типы текстов. Секреты орфографии, Словари. Любую сказку во всех темах можно применить. Переодеваемся. Что это? «Числа правят миром!» Угадай, кто это? На острове Самос в 6 веке до н.э. родился великий мыслитель. Его ученики уверяли, что он был сыном самого солнечного бога Апполона, что его бедро было сделано из чистого золота, а когда он подошел к одной реке, то она вышла из берегов, чтобы приветствовать его. А начинал он как победитель Олимпийских игр по кулачному бою. Сначала он занялся   музыкой.   И   ему   удалось   установит   связь   между   длиной   струны музыкального инструмента и издаваемым  им звуком. Именно он впервые задал вопрос:   Почему?   Он   изображал   с   помощью   чисел   такие   понятия,   как справедливость, совершенство, дружба. Четные числа­ считал женскими, нечетные – мужскими. Бракосочетание ­5. Числом 10 он изображал весь мир, т.к. 1,2,3,4 – это огонь, земля, вода и воздух. Или два числа считались дружественными, если каждое из них равнялось сумме делителей другого числа. Были совершенные и недостаточные  числа. 6, 28, 496­  совершенные (сумма  делителей равна  самому числу) Так кто это, если  учения его появились лишь 200 лет спустя после его смерти. Он не оставил сочинений,   и   все   сведения   о   нём   и   его   учении   основываются   на   трудах   его последователей, не всегда беспристрастных. Родителями   его   были   Мнесарх   и   Партенида.   Мнесарх   был   камнерезом. (Рождение ребёнка будто бы предсказала Пифия в Дельфах, потому имя  «тот, о ком объявила Пифия». В частности, Пифия сообщила Мнесарху, что он принесёт столько пользы и добра людям, сколько не приносил и не принесёт в будущем никто другой. С ранних лет он обнаружил необыкновенную одарённость  По словам античных авторов, он встретился чуть ли не со всеми известными мудрецами той эпохи, греками, персами, халдеями, египтянами, впитал в себя всё накопленное человечеством знание.  В юном возрасте он отправился в Египет, чтобы набраться мудрости и тайных знаний  у  египетских  жрецов. Диоген и Порфирий пишут, что  самосский тиран Поликрат снабдил его рекомендательным письмом к фараону Амасису, благодаря чему он был допущен к обучению и посвящён не только в египетские достижения медицины и математики, но и в таинства, запретные для прочих чужеземцев.  Он в 18­летнем возрасте покинул родной остров и, объехав мудрецов в разных краях света, добрался до Египта, где пробыл 22 года, пока его не увёл в Вавилон в числе пленников персидский царь  Камбиз, завоевавший Египет в  525 до н. э.  В Вавилоне он пробыл ещё 12 лет, общаясь с магами, пока наконец не смог вернуться на   Самос   в   56­летнем   возрасте,   где   соотечественники   признали   его   мудрым человеком. Ученики   его   образовали   своего   рода   религиозный   орден,   или   братство посвящённых,   состоящий   из   касты   отобранных   единомышленников,   буквально обожествляющих своего учителя — основателя ордена У него была жена по имени Феано, сын Телавг и дочь Мийя (по другой версии сын Аримнест и дочь Аригнота)[4]. Он мирно скончался в возрасте 80 лет, или же в 90.  Если это кружок по литературному чтению (художественные средства языка) ­   рассказали   бы   о   великом   вольнодумце,   разрушителе   веры,   материалисте   и философе Гияс ад Дин Абу­ль­Фахт Омар ибн Ибрахим Хайам Нишапури.  Вот его слова: О юноша! Старик дает тебе совет, Взошедший на дрожжах преклонных мудрых лет, Не разводи друзей, о коих мало знаешь, Не заводи затей, о коих пользы нет. Не придави рукой могучей никого, Обидой не ошпарь горючей никого! Если русский язык и тема «Архаизмы» или «Историзмы» или «Первые книги» я бы рассказала о 18 веке «Юности честное зерцало»: Всегда время пробавляй в делах благочестных, а празден и без дела отнюдь не бывай. Потом добра никакова ожидать можно, кроме дряхлова тела и червоточины. А   если   окружающий   мир,   тема   «Государство»,     ну   как   тут   не   сказать   о Спарте, где учителя обращались следующими словами: « Спартанцы!   В нашем городе нет стен! Единственная надежная защита города не камни, а храбрые мужи! Не   учитесь   говорить   много!»   (оттуда   пошло   выражение   «лаконичная   речь»­ область Лакония)   Это  в  конце  занятия  –  рубрика  «А знаете ли вы..»,  где  мы  знакомим   с философией, биографией великих математиков, лингвистов и предлагаем задания тех лет. Например, задача времен Пифагора: Тиран   острова   Самос   Поликрат   однажды   спросил   на   пиру   у   Пифагора, сколько у того учеников.  «Охотно скажу тебе, о Поликрат,­ отвечал Пифагор. Половина моих учеников изучают   прекрасную   математику,   четверть   исследует   тайны   вечной   природы, седьмая часть молча упражняют силу духа, храня в сердце учение. Добавь к ним еще трех юношей, из которых Теон превосходит прочих своими способностями. Столько учеников веду я к рождению вечной истины».  Сколько учеников было у Пифагора?   В  заключении  –   у   человека   только   две   ноги:   интеллект   и   совесть.   Как совесть без развитого интеллекта слепа, но не опасна, так опасен интеллект без совести.   Интеллект­   умственное   начало   у   человека.   Совесть   ­   нравственная ответственность перед обществом.

Особенности работы с обучающимися с признаками одаренности в условиях общеобразовательной школы.

Особенности работы с обучающимися  с признаками одаренности в условиях  общеобразовательной школы.

Особенности работы с обучающимися с признаками одаренности в условиях общеобразовательной школы.

Особенности работы с обучающимися  с признаками одаренности в условиях  общеобразовательной школы.

Особенности работы с обучающимися с признаками одаренности в условиях общеобразовательной школы.

Особенности работы с обучающимися  с признаками одаренности в условиях  общеобразовательной школы.

Особенности работы с обучающимися с признаками одаренности в условиях общеобразовательной школы.

Особенности работы с обучающимися  с признаками одаренности в условиях  общеобразовательной школы.

Особенности работы с обучающимися с признаками одаренности в условиях общеобразовательной школы.

Особенности работы с обучающимися  с признаками одаренности в условиях  общеобразовательной школы.

Особенности работы с обучающимися с признаками одаренности в условиях общеобразовательной школы.

Особенности работы с обучающимися  с признаками одаренности в условиях  общеобразовательной школы.

Особенности работы с обучающимися с признаками одаренности в условиях общеобразовательной школы.

Особенности работы с обучающимися  с признаками одаренности в условиях  общеобразовательной школы.
Скачать файл