Немаловажную роль в процессе становления открытости ДОУ играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи. Семья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение.
Тема: «Особенности работы с родителями в
условиях реализации ФГОС»
Выполнил(а): Рощина Тамара ВикторовнаОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ____________________________________3
ГЛАВА I. Направление деятельности по работе с
родителями
1.1 Проблема вовлечения родителей в единое
пространство детского развития в ДОУ __________________4
1.2 Основные задачи и принципы _________________5
ГЛАВА II. Формы взаимодействия ДОУ и семьи
2.1 Создание семейного клуба _____________________7
ГЛАВА III. Организация работы с родителями при
реализации ФГОС
3.1 Эффективные формы работы __________________18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ________________________________19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ________________________20
2ВВЕДЕНИЕ
Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования, принятый приказом №1155
Министерства образования и науки Российской Федерации от
17 октября 2013 года направлен на обеспечение психолого
педагогической поддержки семьи и повышения компетентности
родителей (законных представителей ) в вопросах развития и
образования, охраны и укрепления здоровья детей.
В соответствии с новыми требованиями роль родителей в
реализации ФГОС ДО возрастает как на уровне каждого ДОУ,
так и на уровне системы дошкольного образования в целом.
Задачи, стоящие сегодня перед системой образования,
повышают ответственность родителей за результативность
учебновоспитательного процесса в каждом ДОУ, так как
именно родительская общественность непосредственно
заинтересована в повышении качества образования и развития
своих детей.
Характерной тенденцией современного периода в развитии
отечественного образования является стремление
образовательных учреждений к открытости, которая
предполагает и участие общества в жизни ДОУ.
Немаловажную роль в процессе становления открытости
играют родители, которые являются основными социальными
заказчиками ДОУ. И взаимодействие педагогов с ними просто
невозможно без учета интересов и запросов семьи.
3ГЛАВА I. Направление деятельности по работе с
родителями
1.1 Проблема вовлечения родителей в единое
пространство детского развития в ДОУ
Семья и детский сад – вот два источника, которые
формируют наше будущее поколение. В условиях, когда
большинство семей озабочено решением проблем
экономического , а порой физического выживания, усилилась
тенденция самоустранения многих родителей от решения
вопросов воспитания и личностного развития ребёнка.
Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и
интеллектуальных особенностей развития ребёнка, порой
осуществляют воспитание вслепую. А мы, педагоги, знаем – всё
из семьи, главные воспитатели детей это родители!
Как заинтересовать родителей совместной работой?
Как сделать их участниками воспитательного процесса?
Педагогическая культура родителей – один из самых
действенных факторов духовнонравственного развития,
воспитания и социализации младших школьников. С введением
Федерального государственного стандарта большое внимание
уделяется работе с родителями.
Новые задачи, встающие перед дошкольным учреждением,
предполагают его открытость, тесное сотрудничество и
взаимодействие с другими социальными институтами ,
помогающими ему решать образовательные задачи. На
современном этапе детский сад постепенно превращается в
открытую образовательную систему: с одной стороны,
педагогический процесс дошкольного учреждения становится
более свободным, гибким, дифференцированным , гуманным со
стороны педагогического коллектива, с другой — педагоги
ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с
родителями и ближайшими социальными институтами . Таким
образом, получается, что социальное партнерство —
взаимовыгодное взаимодействие различных секторов общества,
направленное на решение социальных проблем, обеспечение
4устойчивого развития социальных отношений и повышение
качества жизни, осуществляемое в рамках действующего
законодательства .
Одним из самых важных и ближайших партнёров являются
родители наших воспитанников.
Проблема вовлечения родителей в единое пространство
детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:
1.
Работа с коллективом ДОУ по организации
взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой
новых форм работы с родителями.
2.
3.
Повышение педагогической культуры родителей.
Вовлечение родителей в деятельность ДОУ,
совместная работа по обмену опытом.
1.2 Основные задачи и принципы
Основные задачи работы:
установить партнерские отношения с семьей каждого
воспитанника;
объединить усилия для развития и воспитания детей;
создать атмосферу взаимопонимания , общности
интересов, эмоциональной взаимоподдержки ;
активизировать и обогащать воспитательные умения
родителей;
поддерживать их уверенность в собственных
педагогических возможностях.
Принципами взаимодействия с родителями являются :
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с
родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым
прочным фундаментом, на котором строится вся работа
педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с
родителями неуместны категоричность , требовательный тон.
Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского
сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на
бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных
форм корректного обращения с родителями. Педагог общается
с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким
будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное
доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями
5значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное
мероприятие.
2.
Индивидуальный подход.
Необходим не только в работе с детьми, но и в
работе с родителями. Воспитатель , общаясь с родителями,
должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы.
Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение
воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе
подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
3.
Сотрудничество , а не наставничество .
Современные мамы и папы в большинстве своем люди
грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им
надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция
наставления и простой пропаганды педагогических знаний
сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо
эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и
поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях,
демонстрация заинтересованности коллектива детского сада
разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4.
Готовимся серьезно.
Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе
с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить.
Главное в этой работе качество, а не количество отдельно
взятых, не связанных между собой мероприятий . Слабое, плохо
подготовленное родительское собрание или семинар могут
негативно повлиять на положительный имидж учреждения в
целом.
5.
Динамичность .
Детский сад сегодня должен находиться в режиме
развития, а не функционирования , представлять собой
мобильную систему, быстро реагировать на изменения
социального состава родителей, их образовательные
потребности и воспитательные запросы. В зависимости от
этого должны меняться формы и направления работы детского
сада с семьей.
6ГЛАВА II. Формы взаимодействия ДОУ и семьи
2.1 Создание семейного клуба
Для того чтобы спланировать работу с родителями, надо
хорошо знать родителей своих воспитанников.
Поэтому начинать необходимо с анализа социального
состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания
ребенка в детском саду. Проведение анкетирования , личных
бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с
родителями, сделать ее эффективной , подобрать интересные
формы взаимодействия с семьей.
Одинаковые формы взаимодействия с родителями не
эффективны. Работа с родителями должна иметь
дифференцированный подход, учитывать социальный статус и
микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень
заинтересованности родителей деятельностью ДОУ.
Формы работы с семьей, направленные на взаимодействие
с широким кругом родителей, со всем родительским
коллективом не дают должных результатов, так как в этих
условиях невозможно узнать индивидуальность семьи и
ребенка, его проблемы и успехи, сблизиться и контактировать ,
активизировать и работать сообща.
Удачным решением этой проблемы считаю, создание
семейного клуба.
В нашем группе не один год работает родительский
клуб .
Клуб создан с целью установления сотрудничества дет
ского сада и семьи. Главная цель деятельности родительского
клуба создание позитивного микросоциума, в котором
каждый его участник может творчески проявить себя в
7совместной деятельности . Занятия планируются
дифференцированно для разных типов семей в соответствии с
выявленными запросами родителей и основываясь на
закономерностях развития детей данного дошкольного
возраста. Родительский клуб помогает детскому саду
реализовать такие важные направления в своей работе как
просветительское и информационное , направленные на
формирование практических навыков воспитания детей.
Цель клуба: создание системы психологомедико
педагогического сопровождения родителей на протяжении
дошкольного детства.
Организуя семейный клуб, мы поставили перед собой
следующие задачи:
Преодолеть барьер недоверия родителей к ДОУ.
Повысить педагогическую культуру родителей в
вопросах развития и воспитания детей.
Пропагандировать положительный опыт семейного
воспитания.
Осуществлять адаптационные меры при переходе
детей из домашней среды в ДОУ.
Сплотить родительский коллектив.
Установить доверительные отношения между семьей
и ДОУ.
Воспитание потребности делиться друг с другом
своими проблемами и решать их совместно, радоваться
успехам и удачам каждого.
Укрепление института семьи, возрождение семейных
традиций.
Передача опыта в воспитании детей.
Повышать правовую культуру родителей для
усиления их ответственности и формирования сознательного
отношения к воспитанию детей.
Изучать и обобщать лучший опыт семейного
воспитания, традиции и ценности. Создать «копилку»
семейного опыта.
Работа клуба начинается с того, что в начале учебного
года проводится опрос родителей на предмет социального
заказа; что они хотят узнать, в чем поучаствовать , какие
мероприятия провести. На основе ответов и пожеланий
составляется перспективный план работы клуба на учебный
год.
В этом плане интересно прошли заседания « Семья
8главная ценность» и « О здоровье всерьез». На этих
мероприятиях родители в непринужденной форме деловой
игры, тренингов, упражнений получили много практических
навыков воспитания и оздоровления детей.
Важным считаем культурно досуговое направление,
целью которого является установление теплых доверительных
отношений, налаживание эмоционального контакта между
педагогами и родителями, а главное между родителями и
детьми.
Большой знаток детской психологии, Ф.М. Достоевский
устами Алеши Карамазова сказал: «Знай те же, что нет ничего
выше, сильнее, и здоровее и полезнее впредь для жизни, как
хорошее какоенибудь воспоминание, и особенно вынесенное из
детства, из родительского дома… какоенибудь этакое
прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства,
может самое лучшее воспоминание и есть. Если много набрать
таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю
жизнь».
9Мы пытаемся в своей работе способствовать , чтобы
таких воспоминаний и у детей и у родителей было больше.
Этому способствует то, что в своей работе мы стараемся
увлечь детей и родителей общим делом: тематические
выставки, конкурсы, оформление книг, изготовление игрушек,
участие в развлечениях, занятиях, мастер классах, проектах и
т.д. Самое главное, что в процессе этих совместных дел дети и
родители чаще общаются.
Исследования показали, что если выделить 15 минут в
день, для того чтобы поговорить с ребенком, выслушать его,
можно будет заложить основу общения с ребенком на всю
оставшуюся жизнь.
Если мы, проводим конкурс для родителей и детей, то
стараемся, чтобы его итогом был досуг или развлечение. Все
семьи, принявшие участие в мероприятии стараемся отметить
дипломами, медалями, сувенирами, к изготовлению которых
привлекаем воспитанников. Интересно прошел конкурс
«Осенние фантазии», «В мире животных».
1011Очень нравится родителям такая форма взаимодействия ,
как мастер класс. Родители вместе со своими детьми учатся
практическим навыкам рисования нетрадиционными методами.
Но и мы не упускаем возможности поучиться у родителей.
Постоянно организуем персональные выставки талантливых
родителей. Это повышает статус семьи, активизирует других
родителей. А самое главное, как гордятся своей семьей дети!
Наши родители с большим желанием участвуют в досугах
и развлечениях, потому что они ни когда не бывают
пассивными зрителями. Мы их привлекаем к исполнению
разнообразных ролей в утренниках и детских спектаклях.
12Программу досугов составляем так, чтобы было время для
игр и конкурсов, в которых дети могли бы поучаствовать
вместе с родителями.
13Активно помогают нам родители в создании развивающей
предметно пространственной среды. Родителями изготовлено
много игр и игрушек для группы, оборудование для
прогулочных участков.
Хочется остановиться на участии родителей в проектной
деятельности . Это новая форма вовлечения родителей в
образовательный процесс. Разработка и реализация совместных
с родителями проектов позволяет заинтересовывать родителей
перспективами нового направления развития детей и вовлекать
их в жизнь нашего ДОУ. Результат данной деятельности
участие родителей в образовательном процессе и
заинтересованность в формировании предметно –
пространственной среды.
14В этом году дети вместе с родителями участвовали в
исследовательских проектах «Дикие и домашние животные»,
«Транспорт», «Волшебная вода» и т.д.
. В нашей группе вместе с родителями создан минимузей
«Курочка Ряба».
1516ГЛАВА III. Организация работы с родителями при
реализации ФГОС
3.1 Эффективные формы работы
Взаимодействие родителей и детского сада редко
возникают сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый
труд, требующий терпеливого неуклонного следования
выбранной цели, и постоянный поиск новых путей
сотрудничества с родителями.
Эффективными формами работы считаю: вечера вопросов
и ответов, педагогические гостиные, устные журналы,
знакомство родителей с образовательными сайтами, тесты,
опрос на любые темы, изготовление буклетов.
А для того чтоб более полно понимать чего ожидают
родители от взаимодействия с педагогами ДОУ необходимо
более полное, тщательное изучение потребностей родителей по
взаимодействию с ДОУ.
17ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Вывод: эффективность взаимодействия педагога с
родителями во многом зависит от положительного настроя
обеих сторон, гибкого индивидуального подхода к каждому
родителю, умения заинтересовать неформальными ,
интересующими родителей приемами общения. Необходимо
отойти от традиционного понимания работы с родителями и
ориентироваться именно на конструктивно партнёрскую,
диалоговую модель взаимодействия с семьёй опираясь на
родительские запросы и пожелания.
18СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.
Проект
Государственный
образовательный стандарт дошкольного образования» (приказ
от 17.10.2013 г. №1155);
«Федеральный
2. Давыдов О.И., Майер А.А. Компетентный подход в
работе дошкольного
образовательного учреждения с
родителями. СПб.: ООО «Издательство «Детство – Пресс»,
2013г.;
193.Зверева
содержания и форм
педагогического просвещения родителей в условиях
сотрудничества в ДОУ // Дошкольная педагогика. – 2010.№2
Развитие
О.Л.
4. Давыдова О.И., Майер А.А. Компетентный подход в
работе дошкольного образовательного учреждения с
родителями. СПб.: ООО «Издательство «Детств Пресс»,
2013.
5.
Зверева О.Л.
Семейная педагогика и домашнее
воспитание детей раннего и дошкольного возраста: учеб.
пособие / А.Н. Ганичева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
6.
Зверева О.Л.
Развитие содержания и форм
педагогического просвещения родителей дошкольников.
Монография. – М., НИИ школьных технологий, 2011.
7.
Богомолова,
Формирование партнерских
отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в
ДОУ // Дошкольная педагогика. 2010. № 2
З.А.
8. Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А.
Детский сад и семья: методика работы с родителями: Пособие
для педагогов и родителей.
9. Крылова, Н. Каким должно быть общение детского
сада с семьей? // Воспитание дошкольников.
10. Журнал «Управление ДОУ» 2013, №9
20