Особенности работы с родителями в условиях реализации ФГОС

  • Повышение квалификации
  • docx
  • 23.04.2017
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Немаловажную роль в процессе становления открытости ДОУ играют родители, которые являются основными социальными заказчиками ДОУ. И взаимодействие педагогов с ними просто невозможно без учета интересов и запросов семьи. Семья и детский сад – вот два источника, которые формируют наше будущее поколение.
Иконка файла материала Особенности работы с родителями в условиях реализации ФГОС.docx
Тема: «Особенности работы с родителями в условиях реализации ФГОС» Выполнил(а): Рощина Тамара ВикторовнаОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ    ____________________________________3 ГЛАВА I.  Направление деятельности по работе с  родителями                                1.1 Проблема вовлечения родителей в единое  пространство детского развития в ДОУ __________________4   1.2 Основные задачи и принципы   _________________5 ГЛАВА II.  Формы взаимодействия ДОУ и семьи 2.1 Создание  семейного клуба  _____________________7 ГЛАВА III.  Организация работы с родителями при  реализации ФГОС 3.1 Эффективные формы работы   __________________18 ЗАКЛЮЧЕНИЕ    ________________________________19 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ  ________________________20 2ВВЕДЕНИЕ Федеральный государственный  образовательный   стандарт  дошкольного образования, принятый приказом №1155  Министерства образования и науки Российской Федерации от  17 октября 2013 года направлен на обеспечение психолого­ педагогической  поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей ) в вопросах развития и  образования, охраны и укрепления здоровья детей. В соответствии  с новыми требованиями  роль родителей  в  реализации ФГОС ДО возрастает  как на уровне каждого ДОУ,  так и на уровне системы дошкольного образования в целом.  Задачи, стоящие сегодня перед системой образования,  повышают ответственность  родителей за результативность   учебно­воспитательного  процесса в каждом ДОУ, так как  именно родительская общественность  непосредственно   заинтересована  в повышении качества  образования и развития  своих детей.  Характерной тенденцией современного периода в развитии отечественного  образования является стремление  образовательных  учреждений к открытости, которая  предполагает и участие общества в жизни ДОУ.  Немаловажную роль в процессе  становления открытости  играют  родители, которые являются основными социальными  заказчиками  ДОУ. И взаимодействие  педагогов с ними просто  невозможно без учета интересов и запросов семьи. 3ГЛАВА I.  Направление деятельности по работе с родителями 1.1 Проблема  вовлечения родителей в единое пространство  детского  развития в ДОУ Семья и детский сад – вот два источника, которые  формируют наше будущее поколение. В условиях, когда  большинство семей озабочено решением проблем  экономического , а порой физического выживания, усилилась  тенденция самоустранения  многих родителей от решения  вопросов воспитания и личностного развития ребёнка.  Родители, не владея в достаточной  мере знанием возрастных и  интеллектуальных  особенностей  развития ребёнка, порой  осуществляют  воспитание  вслепую. А мы, педагоги, знаем – всё из семьи, главные воспитатели   детей ­ это родители!  Как заинтересовать  родителей  совместной работой? Как сделать их участниками воспитательного  процесса? Педагогическая  культура  родителей – один из самых  действенных факторов духовно­нравственного  развития,  воспитания и социализации  младших школьников. С введением  Федерального государственного  стандарта большое внимание  уделяется  работе с родителями. Новые задачи, встающие  перед дошкольным учреждением,  предполагают  его открытость, тесное сотрудничество  и  взаимодействие  с другими социальными институтами ,  помогающими  ему решать образовательные  задачи. На  современном этапе детский сад постепенно превращается  в  открытую  образовательную  систему: с одной стороны,  педагогический  процесс дошкольного учреждения становится  более свободным, гибким, дифференцированным , гуманным со  стороны педагогического  коллектива, с другой — педагоги  ориентируются  на сотрудничество  и взаимодействие  с  родителями и ближайшими социальными институтами . Таким  образом, получается, что социальное партнерство —  взаимовыгодное взаимодействие  различных секторов общества, направленное на решение социальных проблем, обеспечение  4устойчивого  развития социальных отношений и повышение  качества  жизни, осуществляемое в рамках действующего  законодательства . Одним из самых важных и ближайших партнёров  являются  родители наших воспитанников. Проблема  вовлечения родителей в единое пространство   детского  развития в ДОУ решается в трех направлениях:  1. Работа с коллективом  ДОУ по организации   взаимодействия  с семьей, ознакомление педагогов с системой  новых форм работы с родителями.  2. 3. Повышение педагогической  культуры родителей.  Вовлечение родителей в деятельность  ДОУ,  совместная работа по обмену опытом.  1.2 Основные задачи и принципы Основные задачи работы:  установить партнерские отношения с семьей каждого  воспитанника; объединить  усилия для развития и воспитания детей; создать атмосферу взаимопонимания , общности  интересов, эмоциональной  взаимоподдержки ; активизировать  и обогащать воспитательные  умения       родителей; поддерживать  их уверенность  в собственных  педагогических  возможностях. Принципами взаимодействия  с родителями являются  : 1. Доброжелательный  стиль общения педагогов с  родителями. Позитивный  настрой на общение является тем самым  прочным фундаментом, на котором строится вся работа  педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с  родителями неуместны категоричность , требовательный  тон.  Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией  детского   сада модель взаимодействия  с семьей останется «моделью на  бумаге», если воспитатель  не выработает для себя конкретных  форм корректного обращения с родителями. Педагог общается  с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким  будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное   доброжелательное  взаимодействие  педагогов с родителями  5значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное  мероприятие.   2.                Индивидуальный  подход. Необходим не только в работе с детьми, но и в  работе с родителями. Воспитатель , общаясь с родителями,  должен чувствовать  ситуацию, настроение мамы или папы.  Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение  воспитателя  успокоить родителя, посочувствовать  и вместе  подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.   3.                Сотрудничество , а не наставничество . Современные мамы и папы в большинстве  своем люди  грамотные, осведомленные  и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать  своих собственных детей. Поэтому позиция  наставления и простой пропаганды педагогических  знаний  сегодня вряд ли принесет  положительные результаты. Гораздо  эффективнее  будут создание атмосферы взаимопомощи  и  поддержки семьи в сложных педагогических  ситуациях,  демонстрация заинтересованности  коллектива детского сада  разобраться в проблемах  семьи и искреннее желание помочь.   4.                Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить.  Главное в этой работе ­ качество, а не количество отдельно  взятых, не связанных между собой мероприятий . Слабое, плохо подготовленное  родительское собрание или семинар могут  негативно повлиять на положительный  имидж учреждения в  целом.   5.                Динамичность . Детский сад сегодня должен находиться в режиме  развития, а не функционирования , представлять  собой  мобильную систему, быстро реагировать  на изменения  социального состава родителей, их образовательные   потребности  и воспитательные запросы. В зависимости  от  этого должны меняться формы и направления работы детского  сада с семьей. 6ГЛАВА II.  Формы взаимодействия ДОУ и семьи 2.1 Создание семейного клуба Для того чтобы спланировать  работу с родителями, надо  хорошо знать родителей своих воспитанников. Поэтому начинать необходимо с анализа социального  состава родителей, их настроя и ожиданий от пребывания  ребенка в детском саду. Проведение анкетирования , личных  бесед на эту тему поможет правильно выстроить работу с  родителями, сделать ее эффективной , подобрать интересные  формы взаимодействия  с семьей. Одинаковые  формы взаимодействия  с родителями не  эффективны. Работа с родителями должна иметь  дифференцированный  подход, учитывать социальный статус и  микроклимат семьи, а также родительские  запросы и степень  заинтересованности  родителей деятельностью ДОУ.   Формы работы с семьей, направленные на взаимодействие   с широким кругом родителей, со всем родительским   коллективом   не дают должных результатов, так как  в этих  условиях невозможно узнать индивидуальность  семьи и  ребенка, его проблемы и успехи, сблизиться и контактировать ,  активизировать  и  работать сообща. Удачным решением этой проблемы считаю, создание  семейного клуба. В нашем  группе  не один год работает родительский   клуб . Клуб создан с целью установления  сотрудничества  дет­ ского сада и семьи. Главная цель деятельности  родительского   клуба ­ создание позитивного микросоциума, в котором  каждый его участник  может творчески проявить себя в  7совместной деятельности . Занятия планируются  дифференцированно  для разных типов семей в соответствии  с  выявленными запросами родителей  и основываясь на   закономерностях развития детей данного дошкольного  возраста. Родительский  клуб помогает детскому саду  реализовать  такие важные направления в своей работе как  просветительское  и информационное , направленные на  формирование практических навыков воспитания детей.  Цель клуба: создание системы психолого­медико­ педагогического  сопровождения  родителей на протяжении  дошкольного детства. Организуя семейный клуб, мы поставили перед собой  следующие задачи: Преодолеть барьер недоверия родителей к ДОУ. Повысить педагогическую культуру родителей в  вопросах  развития и воспитания детей. Пропагандировать  положительный  опыт семейного         воспитания. Осуществлять  адаптационные  меры при переходе  детей из домашней среды в ДОУ. Сплотить родительский  коллектив. Установить  доверительные отношения между семьей  и ДОУ.  Воспитание потребности  делиться друг с другом  своими проблемами и решать их совместно, радоваться  успехам и удачам каждого. Укрепление  института семьи, возрождение семейных  традиций.   Передача опыта в воспитании детей. Повышать правовую культуру родителей для  усиления их ответственности  и формирования  сознательного  отношения к воспитанию детей.  Изучать и обобщать лучший опыт семейного  воспитания, традиции и ценности. Создать «копилку»  семейного опыта. Работа клуба начинается  с того, что в начале учебного  года проводится опрос родителей на предмет социального  заказа; что они хотят узнать, в чем поучаствовать , какие  мероприятия провести. На основе ответов и пожеланий  составляется  перспективный  план работы клуба на учебный  год. В этом плане интересно прошли  заседания « Семья­  8главная ценность» и « О здоровье всерьез». На этих  мероприятиях родители в непринужденной  форме деловой  игры, тренингов, упражнений получили много практических  навыков воспитания и оздоровления детей.  Важным считаем культурно ­ досуговое  направление,  целью которого является установление теплых доверительных  отношений, налаживание  эмоционального  контакта между  педагогами и родителями, а главное между родителями и  детьми.  Большой знаток детской психологии, Ф.М. Достоевский   устами Алеши Карамазова сказал: «Знай те же, что нет ничего  выше, сильнее, и здоровее и полезнее  впредь для жизни, как  хорошее какое­нибудь воспоминание, и особенно вынесенное из детства, из родительского  дома… какое­нибудь этакое  прекрасное, святое воспоминание, сохраненное с детства,  может самое лучшее воспоминание и есть. Если много набрать   таких воспоминаний  с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь». 9Мы  пытаемся  в своей  работе способствовать , чтобы  таких воспоминаний  и у детей и у родителей  было больше.  Этому способствует  то, что в своей работе мы стараемся  увлечь  детей и родителей общим делом: тематические  выставки, конкурсы, оформление книг, изготовление игрушек,  участие в развлечениях, занятиях, мастер­ классах,  проектах  и т.д. Самое главное, что в процессе этих совместных дел дети и родители чаще общаются.  Исследования показали, что если выделить 15 минут в  день, для того чтобы поговорить  с ребенком, выслушать его,  можно будет заложить основу общения с ребенком на всю  оставшуюся жизнь. Если мы, проводим конкурс для родителей и детей, то  стараемся, чтобы его итогом был досуг или развлечение. Все  семьи, принявшие  участие в мероприятии  стараемся отметить  дипломами, медалями, сувенирами, к изготовлению которых  привлекаем воспитанников. Интересно прошел конкурс  «Осенние фантазии», «В мире животных». 1011Очень нравится родителям такая форма взаимодействия ,  как мастер­ класс. Родители вместе со своими детьми учатся  практическим  навыкам рисования нетрадиционными  методами.  Но и мы не упускаем возможности поучиться у родителей.  Постоянно организуем персональные выставки  талантливых  родителей. Это повышает статус семьи, активизирует  других  родителей. А самое главное, как гордятся своей семьей дети! Наши родители с большим желанием участвуют  в досугах  и развлечениях, потому что они ни когда не бывают  пассивными зрителями. Мы их привлекаем к исполнению   разнообразных ролей в утренниках и детских спектаклях. 12Программу досугов составляем так, чтобы было время для игр и конкурсов, в которых дети могли бы поучаствовать   вместе с родителями. 13Активно помогают нам родители в создании развивающей   предметно­ пространственной  среды. Родителями изготовлено  много игр и игрушек для группы, оборудование для  прогулочных участков. Хочется  остановиться на участии родителей  в проектной  деятельности . Это новая форма вовлечения родителей в  образовательный  процесс. Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволяет заинтересовывать  родителей   перспективами  нового направления развития детей и вовлекать их в жизнь нашего ДОУ. Результат данной деятельности   участие родителей в образовательном  процессе и  заинтересованность  в формировании  предметно –  пространственной  среды.  14В этом году  дети вместе с родителями участвовали в  исследовательских  проектах  «Дикие и домашние животные»,  «Транспорт»,  «Волшебная вода» и т.д. . В нашей группе  вместе с родителями создан мини­музей  «Курочка Ряба». 1516ГЛАВА III.  Организация работы с родителями при реализации ФГОС 3.1 Эффективные формы работы Взаимодействие  родителей и детского сада редко  возникают  сразу. Это длительный процесс, долгий кропотливый труд, требующий терпеливого неуклонного следования  выбранной цели, и  постоянный поиск  новых путей  сотрудничества с родителями.  Эффективными  формами работы считаю: вечера вопросов  и ответов, педагогические гостиные, устные журналы,  знакомство  родителей с образовательными  сайтами, тесты,  опрос на любые темы, изготовление буклетов. А для того чтоб более полно понимать чего ожидают  родители от взаимодействия  с педагогами  ДОУ необходимо  более полное, тщательное изучение  потребностей  родителей по взаимодействию с ДОУ. 17ЗАКЛЮЧЕНИЕ Вывод: эффективность  взаимодействия  педагога с  родителями во многом зависит от положительного  настроя  обеих сторон, гибкого индивидуального  подхода к каждому  родителю, умения заинтересовать  неформальными ,  интересующими  родителей  приемами общения. Необходимо  отойти от традиционного понимания работы с родителями и  ориентироваться  именно на конструктивно ­партнёрскую,  диалоговую модель взаимодействия  с семьёй опираясь на  родительские запросы и пожелания.  18СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ: 1. Проект     Государственный образовательный   стандарт   дошкольного   образования»   (приказ от 17.10.2013 г. №1155); «Федеральный   2.   Давыдов   О.И.,   Майер   А.А.   Компетентный   подход   в работе   дошкольного   образовательного   учреждения   с родителями.­   СПб.:   ООО   «Издательство   «Детство   –   Пресс», 2013г.; 193.Зверева   содержания   и   форм педагогического   просвещения   родителей   в   условиях сотрудничества в ДОУ // Дошкольная педагогика. – 2010.­№2   Развитие   О.Л. 4.   Давыдова   О.И.,   Майер   А.А.   Компетентный   подход   в работе   дошкольного   образовательного   учреждения   с родителями.­   СПб.:   ООО   «Издательство   «Детств­   Пресс», 2013. 5.   Зверева   О.Л.   Семейная   педагогика   и   домашнее воспитание   детей   раннего   и   дошкольного   возраста:   учеб. пособие / А.Н. Ганичева, Т.В. Кротова. – М.: ТЦ Сфера, 2011. 6.   Зверева   О.Л.   Развитие   содержания   и   форм педагогического   просвещения   родителей   дошкольников. Монография. – М., НИИ школьных технологий, 2011. 7.   Богомолова,   Формирование   партнерских отношений   педагогов   и   родителей   в   условиях   сотрудничества   в ДОУ // Дошкольная педагогика. ­ 2010. ­ № 2   З.А. 8.   Евдокимова   Н.В.,   Додокина   Н.В.,   Кудрявцева   Е.А. Детский   сад   и   семья:   методика   работы   с   родителями:   Пособие для педагогов и родителей. 9.   Крылова,   Н.   Каким   должно   быть   общение  детского сада с семьей? // Воспитание  дошкольников. 10. Журнал «Управление ДОУ» 2013, №9 20

Посмотрите также