Особенности размножения голосеменных на примере сосны обыкновенной. Значение голосеменных растений.
Оценка 5
Лекции
docx
биология
6 кл
12.03.2018
Цель урока: сформировать знания о размножении голосеменных растений и их значении.
Задачи
1.образовательные: изучить особенности размножения и значение голосеменных растений;
2.воспитательная: формировать познавательный интерес к изучаемому предмету, научное мировоззрение учащихся;
3. развивающие:
а) развивать навыки работы с разными видами информации и способами её предъявления;
б)продолжить работу над развитием навыков анализировать и сравнивать различные группы растений.
Учащиеся должны знать:
1.особенности размножения голосеменных растений.
2.значение хвойных растений.Цель урока: сформировать знания о размножении голосеменных растений и их значении.
Задачи
1.образовательные: изучить особенности размножения и значение голосеменных растений;
2.воспитательная: формировать познавательный интерес к изучаемому предмету, научное мировоззрение учащихся;
3. развивающие:
а) развивать навыки работы с разными видами информации и способами её предъявления;
б)продолжить работу над развитием навыков анализировать и сравнивать различные группы растений.
Учащиеся должны знать:
1.особенности размножения голосеменных растений.
2.значение хвойных растений.
план урока №4.docx
Класс: 6
Дата проведения:
Тема урока: Особенности размножения голосеменных на примере сосны обыкновенной. Значение голосеменных
растений.
Цель урока: сформировать знания о размножении голосеменных растений и их значении.
Задачи
1.образовательные: изучить особенности размножения и значение голосеменных растений;
2.воспитательная: формировать познавательный интерес к изучаемому предмету, научное мировоззрение учащихся;
3. развивающие:
а) развивать навыки работы с разными видами информации и способами её предъявления;
б)продолжить работу над развитием навыков анализировать и сравнивать различные группы растений.
Учащиеся должны знать:
1.особенности размножения голосеменных растений.
2.значение хвойных растений.
Тип урока: Комбинированный урок
Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором.
Учебник: §40 (страница 131133), §41 (страница 134135)
Рабочая тетрадь: лабораторная работа №21
Методы обучения: беседа, словесные, объяснительноиллюстративные, работа с учебником, практическая работа,
лабораторная работа.
Формы организации учебной деятельности (УД): фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
Проблемный вопрос урока: Каковы особенности размножения голосеменных, чем они отличаются от высших споровых
растений?
Технологическая карта урока
Этапы урока
Цель этапа
Содержание
этапа
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Время 1.Организационный
этап
2.Проверка
домашнего задания
3.Подготовка к
восприятию новой
темы
4.Изучение новой
темы
Настрой на
активную
деятельность
Актуализация
имеющихся
знаний
Мотивация к
дальнейшей
деятельности
Активная
учебная
деятельность.
Усвоение
нового
материала
5.Заключение
6.Домашнее задание
7.Рефлексия
Формирование
собственной
позиции.
Дать установку
на подготовку
к следующему
уроку
Целостно
обобщить
полученную
информацию
Взаимное
приветствие.
Мотивирует к активной
деятельности.
Готовятся к уроку. Психологический настрой
на активную деятельность на уроке
Проверить
подготовленость
к уроку
Объявление
новой темы
урока.
1.Общая
характеристика
голосеменных
растений.
2.Многообразие
хвойных
растений.
3. Объяснение
лабораторной
работы «Внешнее
строение
голосеменных».
Задает вопросы по
домашнему заданию
Отвечают на вопросы
Ставит цели нового урока
Записывают в тетради тему урока
Объясняет новую тему с
использованием
мультимедийного
оборудования, учебных
плакатов, наглядного
материала.
Записывают основные положения в тетрадь.
Делают кластер по разнообразию голосеменных
растений. Составляют опорный конспект на
тему «Цикл развития голосеменных растений».
Зарисовывают строение семени голосеменных
растений. Выполняют таблицу «Значение
голосеменных растений в природе и в жизни
человека». Выполняют лабораторную работу
«Размножение голосеменных растений на
примере сосны обыкновенной».
Формулировка
выводов
Задает вопросы. Просит
сформулировать выводы.
Отвечают на вопросы. Делают выводы по
пройденной теме.
1 мин
5 мин
1 мин
30 мин
1 мин
1 мин
Озвучивает домашнее
задание
Записывают домашнее задание
Делают записи
домашнего
задания в
дневниках
Опрос детей.
Задает вопросы: Итак, что
же мы узнали нового по этой
теме и что мы умеем? Что
Отвечают на вопросы. Делятся впечатлением
1 мин могу я и что умею? ?
Достигнуты ли нами цели
урока? Как вы оцените
сегодняшний урок?
Ход урока
1Организационный момент
2Актуализация знаний о строении и многообразии голосеменных растений.
Фронтальный опрос:
Почему голосеменные так называются?
Где распространены голосеменные растения?
Кто является предками голосеменных растений?
Каковы особенности строения голосеменных растений?
Что такое семя? Чем семя отличается от споры?
Приведите примеры голосеменных растений..
Игра «Четвертый лишний»: Назовите лишнее растение. Почему оно лишнее?
1) ель, 2) сосна, 3) кедр, 4) хвощ.
Лишнее – хвощ (отдел Хвощевидные)
1) шиповник, 2) можжевельник, 3) лиственница, 4) тис.
Лишнее – гинкго (класс Двудольные)
1) лиственница, 2) сосна, 3) ель, 4) пихта.
Лишнее – лиственница (листопадное)
3Подготовка к восприятию новой темы. Постановка цели урока.
Цель урока: изучить особенности размножения голосеменных посредством выполнения лабораторной работы. Узнать
о значении голосеменных растений.
Результаты урока: учащиеся должны знать об особенностях размножения, значении хвойных растений. Выполнить
лабораторную работу «Размножение голосеменных растений на примере сосны обыкновенной». – Прежде чем мы перейдем к рассмотрению вопроса о размножении голосеменных, нам необходимо вспомнить
основные понятия, которыми мы будем оперировать сегодня на уроке.
Игра “Биологическое лото”.
– На ваших столах лежат карты с определениями понятий. Понятия на большой карте закрываются соответствующими им
маленькими карточками
Слияние двух
половых клеток:
Оплодотворенная
яйцеклетка:
Мужская гамета,
лишенная
жгутика:
Одноклеточные
образования,служащие
для размножения:
Зачаток высшего
растения:
Половые клетки: Женская половая
гамета:
Ткань,
содержащая
питательные
вещества:
Увеличение числа
особей:
Образование, из
которого
развивается семя:
Оплодотворение
Спермий
Зигота
Спора
Зародыш
Гаметы
Яйцеклетка
Эндосперм
Размножение
Семязачоток
Проверка правильности выполненного задания.
Слайд 2. Ученики записывают тему урока.
4.Объяснение нового материала.
Учитель:Размножение семенами — основной признак, по которому голосеменные отличаются от растений,
размножающихся спорами. Ученики делают кластер:
Ш
Ш
м
м
и
и
у
у
ш
ш
ж
ж
к
к
с
с
и
и
к
к
с
с
и
и
о
о
е
е
с
с
н
н
ы
ы
в
в
е
е
с
с
н
н
о
о
й
й
расстояния.
гаметы — спермии.
(яйцеклетки). На чешуях мужских шишек развиваются по два пыльцевых мешочка. В них созревает пыльца.
Учитель: Слайд 5. Шишка видоизмененный побег. Каждая шишка состоит из оси и сидячих на ней чешуй.
Ученики записывают в тетради:
На каждой чешуе женских шишек развиваются по два семязачатка, в которых находятся женские гаметы
Учитель: Созревшая пыльца высыпается и её подхватывает ветер, который может переносить её на большие
склеиваются смолой. Внутри женских шишек пыльца прорастает в пыльцевую трубку, в которой образуются мужские
Если пыльца попадает на женские шишки, происходит опыление. После этого чешуи женских шишек смыкаются и
Способность голосеменных образовывать пыльцевую трубку, осуществляющую доставку неподвижных мужских
гамет (спермиев) к яйцеклетке, — прогрессивный биологический шаг в эволюции растений.
В семязачатках закрывшихся шишек происходит оплодотворение(летом следующего года). Из зиготы развивается
зародыш, из всего семязачатка — семя (созревает полгода). Семена расположены в пазухах чешуек шишки,
семенами к центру шишки, наружу «крылышками»
В семенах голосеменных растений имеется ткань, содержащая запас питательных веществ, — эндосперм,
окружающий зародыш.
Шишки растут и древеснеют (сначала они зелёные, затем становятся коричневыми). Когда семена созреют (через
полтора года после опыления), чешуи шишки раздвигаются и семена высыпаются из неё. На семенах имеется пленчатое
«крыло», которое позволяет им с помощью ветра далеко отлетать от материнского растения. Учитель: Объясняет цикл развития голосеменных растений.
Ученики записывают схему в тетради.
Учитель: Какое значение имеют голосеменные растения в природе и жизни человека?
Ученики отвечают на поставленный вопрос.
Учитель: давайте заполним таблицу значения голосеменных растений используя учебник.
Ученики: работают с учебником. Заполняют таблицу.
Значение
В природе
В жизни человека
Голосеменные растения
• Предотвращает эрозию почв
• Лесообразующие породы
• Фотосинтезируют
• Образуют органические вещества
• Благоприятно влияют на здоровье
человека
• Строительство
• Служит сырьем для многих отраслей
промышленности
• Употребление в пищу
Проверка правильности выполненного задания.
Учащиеся получают карточки, с которыми работают в группе. Нужно составить правильный текст.
ЖЕЛТЫЙ: Сосна – обоеполое ветроопыляемое растение.
СИНИЙ: На молодых стеблях образуются два вида шишек: мужские зеленоватожелтые шишки и женские
красноватые шишки.
КРАСНЫЙ: На каждой чешуйке красной шишки развиваются по два семязачатка, в которых находятся женские гаметы –
яйцеклетки.
ЗЕЛЁНЫЙ: На чешуях зеленоватых шишек развиваются по два пыльцевых мешочка. В них созревает пыльца.
Проверка правильности выполненного задания.
Выполнение лабораторной работы «Размножение голосеменных растений на примере сосны обыкновенной». Постановка цели лабораторной работы.
Цель: изучение особенностей размножения голосеменных растений в ходе лабораторной работы. Закрепление
пройденного материала.
Ученики выполняют лабораторную работу.
5 Заключение. Подведение итогов урока
Когда происходит размножение сосны? (весной)
Сколько и какие виды шишек образуются на побегах? (два – мужские (желтые, крупные, у основания веток, и
женские – красные, мелкие, на концах побегов)
Где находятся спермии? (в пылинках )
Где находятся яйцеклетки? (в семязачатках на чешуях женских шишек)
Когда произойдет оплодотворение? (летом следующего года)
Как изменяется женская шишка за время созревания семян? (растет, становится зеленой, одревесневает, становится
бурой, раскрывается)
Сколько времени созревает семя? (полгода)
Давайте уточним, когда семена высыпаются из шишек? (в конце зимы)
Какую роль играет крылышко семени? (способствует распространению ветром: летит по воздуху или скользит по
ледяному насту).
6 Домашнее задание.
§39 (страница 129130), §41 (страница 133134,до значения голосеменных)
7 Рефлексия
Учитель: Итак, что же мы узнали нового по этой теме и что мы умеем? Что могу я и что умею? Достигнуты ли нами
цели урока? Как вы оцените сегодняшний урок? А свою работу на уроке?
Особенности размножения голосеменных на примере сосны обыкновенной. Значение голосеменных растений.
Особенности размножения голосеменных на примере сосны обыкновенной. Значение голосеменных растений.
Особенности размножения голосеменных на примере сосны обыкновенной. Значение голосеменных растений.
Особенности размножения голосеменных на примере сосны обыкновенной. Значение голосеменных растений.
Особенности размножения голосеменных на примере сосны обыкновенной. Значение голосеменных растений.
Особенности размножения голосеменных на примере сосны обыкновенной. Значение голосеменных растений.
Особенности размножения голосеменных на примере сосны обыкновенной. Значение голосеменных растений.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.