Как известно, многим детям свойственны временные отклонения от поведения. Как правило, они легко преодолеваются усилиями родителей, учителей, воспитателей. Но поведение какой-то части детей выходит за рамки допустимых шалостей и проступков, и воспитательная работа с ними, протекая с затруднениями, не приносит желаемого успеха. Таких детей относят к категории «трудных».
Учащиеся «группы риска» – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов .
Особенности развития детей
«группы риска»
Выполнила:
Куликовская2019
Как известно, многим детям свойственны временные отклонения от
поведения. Как правило, они легко преодолеваются усилиями родителей,
учителей, воспитателей. Но поведение какойто части детей выходит за рамки
допустимых шалостей и проступков, и воспитательная работа с ними,
протекая с затруднениями, не приносит желаемого успеха. Таких детей
относят к категории «трудных».
Учащиеся «группы риска» – это такая категория детей, которая требует
особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других
специалистов .
К ним относятся дети с нарушениями в аффективной сфере,
педагогически запущенные дети, дети с задержкой психического развития,
дети с проблемами в развитии (олигофрены), дети с психопатоподобным
поведением и многие другие. Изучив литературу по дефектологии и
психологии, оказалось, что к данной категории можно отнести и леворукого
ребенка, детей с эмоциональными нарушениями .
В последнее время о трудных школьниках пишется, и говориться
немало. Как правило, так называют неуспевающих, недисциплинированных
школьников, дезорганизаторов, то есть не поддающихся обучению и
воспитанию учеников. «Трудный» подросток, «трудный» школьник стали
модными словами. Считается, что большинство несовершеннолетних
правонарушителей являлись в прошлом трудными учениками.
Когда говорят о трудных детях, обычно имеют в виду педагогическую
трудность. При этом чаще всего берется за основу одна сторона явления –
трудность работы с этими детьми и не рассматривается вторая –
трудность жизни этих детей, трудность их взаимоотношений с родителями,учителями, товарищами, сверстниками, взрослыми. Трудные дети часто не
столько не хотят, сколько не могут хорошо учиться и вести себя должным
образом.
Состав трудных детей далеко неоднороден, и причины этой трудности
неодинаковы. Трудность школьников обуславливается тремя основными
факторами:
1) педагогической запущенностью;
2) социальной запущенностью;
3) отклонениями в состоянии здоровья .
В одних случаях педагогическая трудность является следствием
преобладания одного из этих факторов, в других – их сочетания, комплекса.
В тех случаях, когда эту трудность преодолеть не могут, появляется
«трудный», «неисправимый» ребенок. В разряд «трудных» и «неисправимых»
нередко заносятся и те педагогически и социально запущенные дети, к
которым педагог не сумел найти правильного подхода.
Вопрос о трудных детях, подростках, школьниках не новый. В 2030
годы им занимались многие педагоги, психологи, психоневрологи и юристы.
Был создан специальный институт по изучению трудных детей, написано
немало интересных статей и монографий о природе, происхождении и формах
проявления трудного детства (П.П. Блонский, В.П. Кащенко, Г.В. Мурашев,
Л.С. Выготский, В.Н. Мясинцев и др.). Рассматривая трудное детство как
результат неблагоприятного воздействия среды, неправильного воспитания в
семье и школе, они делили трудных детей на педагогически запущенных,
социально запущенных и нервнобольных (страдающих отклонениями в
психике). Были и другие попытки группировать трудных детей (Н.В.
Чехов,А.Н. Граборов, П.И. Озерецкий). С развитием педологии трудными
детьми стали заниматься в основном педологи. В этот период научные,
марксистские позиции постепенно подменялись ненаучными; большую часть
трудных детей рассматривали как нравственно и умственно дефективных, дляних предлагалось создавать специальные школы с примитивной программой
обучения и т. д. Однако ликвидация педологии как науки повлекла за собой и
работы по
фактическое прекращение изучения трудных детей,
предупреждению и преодолению этого явления. И только в конце 50х годов
стали вновь появляться отдельные работы, посвященные проблеме
педагогической трудности детей (Л.С. Славина, В.А. Сухомлинский, Г.П.
Медведев, В. Матвеев, Л.М. Зюбин, Э.Г. Костяшкин и др.) .
Проблема «трудных» учащихся – одна из центральных психолого
педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании
подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной и
педагогической психологии, педагогике и частных методиках просто отпала
бы. На основании анализа современной научнопедагогической литературы
можно выделить три существенных признака, составляющих содержание
понятия «трудные дети». Первым признаком является наличие у детей
или подростков отклоняющегося от нормы поведения.
Под «трудными» школьниками понимаются, вовторых, такие дети и
нарушения,
поведения которых нелегко исправляются,
подростки,
корректируются . В этой связи следует различать термины «трудные дети» и
«педагогически запущенные дети». Все трудные дети, конечно, являются
педагогически запущенными. Но не все педагогически запущенные дети
трудные: некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию.
«Трудные дети», втретьих, особенно нуждаются в индивидуальном
подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников. Это не
плохие, безнадежно испорченные школьники, как неправильно считают
некоторые взрослые, а требующие особого внимания и участия окружающих.
Основные причины трудностей в воспитании отдельных школьников в
неправильных отношениях в семье, в просчетах школы, изоляции от
товарищей, в средовой дезадаптации вообще, стремление утвердить себя
любым способом и в любой малой группе. Часто действует совокупность,комплекс всех этих причин. Действительно, нередко бывает, что ученик плохо
учится изза неурядиц в семье, а это вызывает пренебрежение к нему учителей
и товарищей по школьному классу. Подобная обстановка приводит к наиболее
нежелательным изменениям в сознании и поведении ученика.