Как известно, многим детям свойственны временные отклонения от поведения. Как правило, они легко преодолеваются усилиями родителей, учителей, воспитателей. Но поведение какой-то части детей выходит за рамки допустимых шалостей и проступков, и воспитательная работа с ними, протекая с затруднениями, не приносит желаемого успеха. Таких детей относят к категории «трудных».
Учащиеся «группы риска» – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов .
Особенности развития детей группы риска.doc
Особенности развития детей
«группы риска»
Выполнила:
Куликовская 2019
Как известно, многим детям свойственны временные отклонения от
поведения. Как правило, они легко преодолеваются усилиями родителей,
учителей, воспитателей. Но поведение какойто части детей выходит за рамки
допустимых шалостей и проступков, и воспитательная работа с ними,
протекая с затруднениями, не приносит желаемого успеха. Таких детей
относят к категории «трудных».
Учащиеся «группы риска» – это такая категория детей, которая требует
особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других
специалистов .
К ним относятся дети с нарушениями в аффективной сфере,
педагогически запущенные дети, дети с задержкой психического развития,
дети с проблемами в развитии (олигофрены), дети с психопатоподобным
поведением и многие другие. Изучив литературу по дефектологии и
психологии, оказалось, что к данной категории можно отнести и леворукого
ребенка, детей с эмоциональными нарушениями .
В последнее время о трудных школьниках пишется, и говориться
немало. Как правило, так называют неуспевающих, недисциплинированных
школьников, дезорганизаторов, то есть не поддающихся обучению и
воспитанию учеников. «Трудный» подросток, «трудный» школьник стали
модными словами. Считается, что большинство несовершеннолетних
правонарушителей являлись в прошлом трудными учениками.
Когда говорят о трудных детях, обычно имеют в виду педагогическую
трудность. При этом чаще всего берется за основу одна сторона явления –
трудность работы с этими детьми и не рассматривается вторая –
трудность жизни этих детей, трудность их взаимоотношений с родителями, учителями, товарищами, сверстниками, взрослыми. Трудные дети часто не
столько не хотят, сколько не могут хорошо учиться и вести себя должным
образом.
Состав трудных детей далеко неоднороден, и причины этой трудности
неодинаковы. Трудность школьников обуславливается тремя основными
факторами:
1) педагогической запущенностью;
2) социальной запущенностью;
3) отклонениями в состоянии здоровья .
В одних случаях педагогическая трудность является следствием
преобладания одного из этих факторов, в других – их сочетания, комплекса.
В тех случаях, когда эту трудность преодолеть не могут, появляется
«трудный», «неисправимый» ребенок. В разряд «трудных» и «неисправимых»
нередко заносятся и те педагогически и социально запущенные дети, к
которым педагог не сумел найти правильного подхода.
Вопрос о трудных детях, подростках, школьниках не новый. В 2030
годы им занимались многие педагоги, психологи, психоневрологи и юристы.
Был создан специальный институт по изучению трудных детей, написано
немало интересных статей и монографий о природе, происхождении и формах
проявления трудного детства (П.П. Блонский, В.П. Кащенко, Г.В. Мурашев,
Л.С. Выготский, В.Н. Мясинцев и др.). Рассматривая трудное детство как
результат неблагоприятного воздействия среды, неправильного воспитания в
семье и школе, они делили трудных детей на педагогически запущенных,
социально запущенных и нервнобольных (страдающих отклонениями в
психике). Были и другие попытки группировать трудных детей (Н.В.
Чехов,А.Н. Граборов, П.И. Озерецкий). С развитием педологии трудными
детьми стали заниматься в основном педологи. В этот период научные,
марксистские позиции постепенно подменялись ненаучными; большую часть
трудных детей рассматривали как нравственно и умственно дефективных, для них предлагалось создавать специальные школы с примитивной программой
обучения и т. д. Однако ликвидация педологии как науки повлекла за собой и
работы по
фактическое прекращение изучения трудных детей,
предупреждению и преодолению этого явления. И только в конце 50х годов
стали вновь появляться отдельные работы, посвященные проблеме
педагогической трудности детей (Л.С. Славина, В.А. Сухомлинский, Г.П.
Медведев, В. Матвеев, Л.М. Зюбин, Э.Г. Костяшкин и др.) .
Проблема «трудных» учащихся – одна из центральных психолого
педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании
подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной и
педагогической психологии, педагогике и частных методиках просто отпала
бы. На основании анализа современной научнопедагогической литературы
можно выделить три существенных признака, составляющих содержание
понятия «трудные дети». Первым признаком является наличие у детей
или подростков отклоняющегося от нормы поведения.
Под «трудными» школьниками понимаются, вовторых, такие дети и
нарушения,
поведения которых нелегко исправляются,
подростки,
корректируются . В этой связи следует различать термины «трудные дети» и
«педагогически запущенные дети». Все трудные дети, конечно, являются
педагогически запущенными. Но не все педагогически запущенные дети
трудные: некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию.
«Трудные дети», втретьих, особенно нуждаются в индивидуальном
подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников. Это не
плохие, безнадежно испорченные школьники, как неправильно считают
некоторые взрослые, а требующие особого внимания и участия окружающих.
Основные причины трудностей в воспитании отдельных школьников в
неправильных отношениях в семье, в просчетах школы, изоляции от
товарищей, в средовой дезадаптации вообще, стремление утвердить себя
любым способом и в любой малой группе. Часто действует совокупность, комплекс всех этих причин. Действительно, нередко бывает, что ученик плохо
учится изза неурядиц в семье, а это вызывает пренебрежение к нему учителей
и товарищей по школьному классу. Подобная обстановка приводит к наиболее
нежелательным изменениям в сознании и поведении ученика.
Особенности развития детей "группы риска"
Особенности развития детей "группы риска"
Особенности развития детей "группы риска"
Особенности развития детей "группы риска"
Особенности развития детей "группы риска"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.