Особенности развития детей "группы риска"

  • Лекции
  • Памятки
  • Педсоветы
  • Руководства для учителя
  • doc
  • 04.06.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Как известно, многим детям свойственны временные отклонения от поведения. Как правило, они легко преодолеваются усилиями родителей, учителей, воспитателей. Но поведение какой-то части детей выходит за рамки допустимых шалостей и проступков, и воспитательная работа с ними, протекая с затруднениями, не приносит желаемого успеха. Таких детей относят к категории «трудных». Учащиеся «группы риска» – это такая категория детей, которая требует особого внимания со стороны педагогов, воспитателей и других специалистов .
Иконка файла материала Особенности развития детей группы риска.doc
Особенности развития детей «группы риска» Выполнила:  Куликовская2019 Как   известно,   многим   детям   свойственны   временные   отклонения   от поведения.   Как   правило,   они   легко   преодолеваются   усилиями   родителей, учителей, воспитателей. Но поведение какой­то части детей выходит за рамки допустимых   шалостей   и   проступков,   и   воспитательная   работа   с   ними, протекая   с   затруднениями,   не   приносит   желаемого   успеха.   Таких   детей относят к категории «трудных». Учащиеся «группы риска» – это такая категория детей, которая требует особого   внимания   со   стороны   педагогов,   воспитателей   и   других специалистов . К   ним   относятся   дети   с   нарушениями   в   аффективной   сфере, педагогически   запущенные   дети,  дети   с  задержкой   психического   развития, дети   с   проблемами   в   развитии   (олигофрены),   дети   с   психопатоподобным поведением   и   многие   другие.   Изучив   литературу   по   дефектологии   и психологии, оказалось, что к данной категории можно отнести и леворукого ребенка, детей с эмоциональными нарушениями . В   последнее   время   о   трудных   школьниках   пишется,   и   говориться немало.   Как   правило,   так   называют   неуспевающих,   недисциплинированных школьников,   дезорганизаторов,   то   есть   не   поддающихся   обучению   и воспитанию   учеников.   «Трудный»   подросток,   «трудный»   школьник   стали модными   словами.   Считается,   что   большинство   несовершеннолетних правонарушителей являлись в прошлом трудными учениками. Когда говорят о трудных детях, обычно имеют в виду педагогическую трудность. При этом чаще всего берется за основу одна сторона явления – трудность   работы   с   этими   детьми   и   не   рассматривается   вторая   – трудность жизни этих детей, трудность их взаимоотношений с родителями,учителями,  товарищами,  сверстниками,  взрослыми.  Трудные   дети   часто   не столько не хотят, сколько не могут хорошо учиться и вести себя должным образом. Состав трудных детей далеко неоднороден, и причины этой трудности неодинаковы.   Трудность   школьников   обуславливается   тремя   основными факторами: 1) педагогической запущенностью; 2) социальной запущенностью; 3) отклонениями в состоянии здоровья . В   одних   случаях   педагогическая   трудность   является   следствием преобладания одного из этих факторов, в других – их сочетания, комплекса. В   тех   случаях,   когда   эту   трудность   преодолеть   не   могут,   появляется «трудный», «неисправимый» ребенок. В разряд «трудных» и «неисправимых» нередко   заносятся   и   те   педагогически   и   социально   запущенные   дети,   к которым педагог не сумел найти правильного подхода. Вопрос о трудных детях, подростках, школьниках не новый. В 20­30 годы им занимались многие педагоги, психологи, психоневрологи и юристы. Был   создан   специальный   институт   по   изучению   трудных   детей,   написано немало интересных статей и монографий о природе, происхождении и формах проявления трудного детства (П.П. Блонский, В.П. Кащенко, Г.В. Мурашев, Л.С. Выготский, В.Н. Мясинцев  и др.). Рассматривая  трудное детство  как результат неблагоприятного воздействия среды, неправильного воспитания в семье   и   школе,   они   делили   трудных   детей   на   педагогически   запущенных, социально   запущенных   и   нервнобольных   (страдающих   отклонениями   в психике).   Были   и   другие   попытки   группировать   трудных   детей   (Н.В. Чехов,А.Н.   Граборов,   П.И.   Озерецкий).   С   развитием   педологии   трудными детьми   стали   заниматься   в   основном   педологи.   В   этот   период   научные, марксистские позиции постепенно подменялись ненаучными; большую часть трудных детей рассматривали как нравственно и умственно дефективных, дляних предлагалось создавать специальные школы с примитивной программой обучения и т. д. Однако ликвидация педологии как науки повлекла за собой и   работы   по фактическое   прекращение   изучения   трудных   детей, предупреждению и преодолению этого явления. И только в конце 50­х годов стали   вновь   появляться   отдельные   работы,   посвященные   проблеме педагогической   трудности   детей   (Л.С.   Славина,   В.А.   Сухомлинский,   Г.П. Медведев, В. Матвеев, Л.М. Зюбин, Э.Г. Костяшкин и др.) . Проблема   «трудных»   учащихся   –   одна   из   центральных   психолого­ педагогических   проблем.   Ведь   если   бы   не   было   трудностей   в   воспитании подрастающего   поколения,   то   потребность   общества   в   возрастной   и педагогической психологии, педагогике и частных методиках просто отпала бы.   На   основании   анализа   современной   научно­педагогической   литературы можно выделить три существенных признака, составляющих содержание понятия «трудные дети». Первым признаком является наличие у детей или подростков отклоняющегося от нормы поведения. Под «трудными» школьниками  понимаются, во­вторых, такие дети и   нарушения,   поведения   которых   нелегко   исправляются, подростки, корректируются . В этой связи следует различать термины «трудные дети» и «педагогически   запущенные   дети».   Все   трудные   дети,   конечно,   являются педагогически   запущенными.   Но   не   все   педагогически   запущенные   дети трудные: некоторые относительно легко поддаются перевоспитанию. «Трудные   дети»,   в­третьих,   особенно   нуждаются   в   индивидуальном подходе со стороны воспитателей и внимании коллектива сверстников. Это не плохие,   безнадежно   испорченные   школьники,   как   неправильно   считают некоторые взрослые, а требующие особого внимания и участия окружающих. Основные причины трудностей в воспитании отдельных школьников в неправильных   отношениях   в   семье,   в   просчетах   школы,   изоляции   от товарищей,   в   средовой   дезадаптации   вообще,   стремление   утвердить   себя любым способом  и в любой  малой группе.  Часто  действует  совокупность,комплекс всех этих причин. Действительно, нередко бывает, что ученик плохо учится из­за неурядиц в семье, а это вызывает пренебрежение к нему учителей и товарищей по школьному классу. Подобная обстановка приводит к наиболее нежелательным изменениям в сознании и поведении ученика.