Особенности развития памяти младших школьников
Природа одарила каждого человека способностью к познанию того мира, в котором он родился: ощущать и воспринимать окружающий мир – людей, природу, культуру, различные предметы и явления; помнить, думать, соображать; говорить и понимать речь других людей; быть внимательным.
Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности - воспроизводятся. Эти мыслительные процессы, по мнению Крупецкого В.А., называются памятью. Благодаря памяти человек усваивает общественный опыт и накапливает свой, индивидуальный, а также приобретает и использует знания, ум, навыки и впечатления об окружающем мире. Среди многих способностей, которыми одарен каждый нормальный человек, одной из важнейших функций является возможность закреплять, сохранять и воспроизводить свой опыт. Без памяти невозможно нормальное функционирование ни личности, ни общества.
конспект.docx
ОПРОСНИК АСВ
(для родителей детей в возрасте 3—10 лет)
Обработка результатов по АСВ
Гиперпротекция (шкала Г+). При гиперпротекции родители уделяют
ребенку крайне много времени, сил и внимания, и воспитание его стало
центральным делом их жизни.
Гипопротекция (шкала Г). Ситуация, при которой ребенок или подросток
оказывается на периферии внимания родителей: до него «не доходят руки»,
родителям не «до него». Ребенок часто выпадает у них из виду. За него
берутся лишь время от времени, когда случается чтото серьезное.
Потворствование (шкала У+). Родители стремятся к максимальному и
некритическому удовлетворению любых потребностей ребенка или
подростка. Они «балуют» его. Любое его желание для них — закон. Объясняя
необходимость такого воспитания,
родители приводят аргументы,
являющиеся типичной рационализацией — «слабость ребенка», его
исключительность, желание дать ему то, чего был сам лишен в свое время
родителями, что ребенок растет без отца и т. д. При потворствовании
родители бессознательно проецируют на детей свои ранее не удовлетворенные
потребности и ищут способы заместительного удовлетворения их за счет
воспитательных действий.
Игнорирование потребностей ребенка (шкала У). Данный стиль
воспитания противоположен потворствованию и характеризуется
недостаточным стремлением родителей к удовлетворению потребностей
ребенка. Чаще страдают при этом духовные потребности, особенно
потребность в эмоциональном контакте, общении с родителем.
Чрезмерность требованийобязанностей (шкала Т+). Именно это
качество лежит в основе типа негармоничного воспитания «повышенная
моральная ответственность». Требования к ребенку в этом случае очень
велики, непомерны, не соответствуют его возможностям и не только не
содействуют полноценному развитию его личности, но, напротив,
представляют риск психотравматизации.
Недостаточность требованийобязанностей ребенка (гикала Т). В этом
случае ребенок имеет минимальное количество обязанностей в семье. Данная
особенность воспитания проявляется в высказываниях родителей о том, как
трудно привлечь ребенка к какомулибо делу по дому.
Чрезмерность требованийзапретов (шкала 3+). Такой подход может
лежать в основе типа негармонического воспитания «доминирующая
гиперпротекция». В этой ситуации ребенку «всё нельзя». Ему предъявляется
огромное количество требований, ограничивающих его свободу и
самостоятельность. У стеничных детей и подростков такое воспитание
форсирует возникновение реакций оппозиции и эмансипации, у менее
стеничных предопределяет развитие черт сенситивной и тревожно
1 мнительной (психастенической) акцентуаций. Типичные высказывания
родителей отражают их страх перед любыми проявлениями
самостоятельности ребенка. Этот страх проявляется в резком преувеличении
последствий, к которым может привести хотя бы незначительное нарушение
запретов, а также в стремлении подавить самостоятельность мысли ребенка.
Недостаточность требованийзапретов к ребенку (шкала 3). В этом
случае ребенку «всё можно». Даже если и существуют какиелибо запреты,
ребенок или подросток легко их нарушает, зная что с него никто не спросит.
Он сам определяет круг своих друзей, время еды, прогулок, свои занятия,
время возвращения вечером, вопрос о курении и об употреблении спиртных
напитков. Он ни в чем не отчитывается перед родителями. Родители при этом
не хотят или не могут установить какиелибо рамки в его поведении. Данное
воспитание стимулирует развитие гипертимного типа личности у подростка, и
особенно неустойчивого типа.
Строгость санкций (наказаний) за нарушение требований ребенком
(шкалы С+ и С).
Чрезмерность санкций (тип воспитания «жестокое обращение»). Для
этих родителей характерны приверженность к применению строгих наказаний,
чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения.
Типичные высказывания родителей отражают их убеждение в полезности для
детей и подростков максимальной строгости (см. шкалу С+).
Минимальность санкций (шкала С). Эти родители предпочитают
обходиться либо вовсе без наказаний, либо применяют их крайне редко. Они
уповают на поощрения, сомневаются в результативности любых наказаний.
Неустойчивость стиля воспитания в семье (шкала Н). Под таким
воспитанием понимают резкую смену стиля приемов, представляющих собой
переход от очень строгого к либеральному и затем, наоборот, переход от
значительного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению его
родителями. Неустойчивость стиля воспитания, по мнению К. Леонгарда,
содействует формированию таких черт характера, как упрямство, склонность
противостоять любому авторитету, и является нередкой ситуацией в семьях
детей и подростков с отклонениями характера.
Родители, как правило, признают факт незначительных колебаний в
воспитании ребенка, однако недооценивают размах и частоту этих колебаний.
Сочетание различных отклонений в воспитании. Возможно достаточно
большое количество сочетаний перечисленных черт семейного воспитания.
Однако особую важность с точки зрения анализа причин отклонения
характера, а также возникновения не психотических психогенных нарушений
поведения, неврозов и неврозоподобных состояний, имеют следующие
устойчивые сочетания различных черт воспитания, которые представляют
собой тип негармоничного воспитания. Классификация этих типов дана в
таблице 1.
2 Бланк для ответов
3 1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
101
102
103
104
105
106
1
2
3
4
5
6
7
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
107
108
109
110
111
112
21
22
23
24
25
26
27
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
113
114
115
116
117
118
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
.71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
119
120
121
122
123
124
81
82
83
84
85
86
87
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
125
126
127
128
129
130
Бланк для ответов
41
42
43
44
45
46
47
61
62
63
64
65
66
67
4
Г+
Г
У+ 8
У 4
Т+ 4
Т 4 .
З+
З
С+
С
Н
РРЧ 6
ПДК 4
ВН 5
ФУ 6
НРЧ 7
ПНК 4
ВК 4
ПЖК 4
ПМК 4
Г +
Г
У+
РРЧ
ФУ
НРЧ
81
82
83
84
85
86
87 48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
113
114
115
116
117
118
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
107
108
109
110
111
112
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
101
102
103
104
105
106
Ф.И.О.
(заполнявшего)_________________________________________________
Фамилия
(дочери)_____________________________________________
68
69
70
.71
72
73
74
75
76
77
78
79
80
119
120
121
122
123
124
и
имя
88
89
90
91
92
93
94
95
96
97
98
99
100
125
126
127
128
129
130
сына
Дата ______________________
Уважаемый родитель! В опроснике нет «неправильных» или
«правильных» утверждений. Отвечайте так, как Вы сами думаете. Этим Вы
поможете психологу в работе с Вами. На утверждения, номера которых
выделены в опроснике жирным шрифтом, отцы могут не отвечать.
Предлагаемый Вам опросник содержит утверждения о воспитании
детей. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в «Бланке для
ответов».
Читайте по очереди утверждения опросника. Если Вы, в общем, согласны с
ними, то на «Бланке для ответов» обведите кружком номер
утверждения. Если Вы, в общем, не согласны — зачеркните этот же номер
в бланке. Если очень трудно выбрать, то поставьте на номере
5 вопросительный знак. Старайтесь, чтобы таких ответов было не больше
пяти.
1. Все что я делаю, я делаю ради моего сына (моей дочери).
2. У меня часто не хватает времени позаниматься с сыном (дочерью) —
пообщаться, поиграть.
3. Мне приходится разрешать моему ребенку такие вещи, которые не
разрешают многие другие родители.
4. Не люблю, когда сын (дочь) приходит ко мне с вопросами. Лучше,
чтобы догадался сам (догадалась сама). I
5. Наш ребенок имеет больше обязанностей — в уходе за собой,
поддержании порядка, чем большинство детей его возраста.
6. Моего ребенка очень трудно заставить чтонибудь сделать, чего он не
любит.
7. Всегда лучше, если дети не думают о том, правильно ли поступают их
родители.
8. Мой сын (дочь) легко нарушает запреты.
9. Если хочешь, чтобы твой(я) сын (дочь) стал (а) человеком, не оставляй
безнаказанным ни одного его (ее) плохого поступка.
10. Если только возможно, стараюсь не наказывать сына (дочь).
11. Когда я в хорошем настроении, нередко прощаю своему сыну (дочери)
то, за что в другое время наказал бы.
12. Я люблю своего сына (дочь) больше, чем люблю (любила) супруга.
13. Младшие дети мне нравятся больше, чем старшие.
14. Если мой сын (дочь) подолгу упрямится или злится, у меня бывает
чувство, что я поступил(а) по отношению к нему (к ней) неправильно.
15. У нас долго не было ребенка, хотя мы его очень ждали.
16. Общение с детьми в общемто — утомительное дело.
17. У моего сына (дочери) есть некоторые качества, которые выводят меня
из себя.
18. Воспитание моего сына (дочери) шло бы гораздо лучше, если бы мой(я)
муж (жена) не мешал бы мне.
19. Большинство мужчин легкомысленнее, чем женщины.
20. Большинство женщин легкомысленнее, чем мужчины.
21. Мой сын (дочь) — для меня самое главное в жизни.
22. Часто бывает, что я не знаю, что делает в данный момент мой ребенок.
23. Если игрушка ребенку нравится, я куплю ее, сколько бы она ни стоила.
24. Мой сын (дочь) непонятлив(а). Легче самому два раза сделать, чем один
раз объяснить ему (ей).
25. Моему сыну (дочери) нередко приходится (или приходилось раньше)
присматривать за младшим братом (сестрой).
26. Нередко бывает так: напоминаюнапоминаю сыну (дочери) сделать что
нибудь, а потом плюну и сделаю сам(а).
6 27. Родители ни в коем случае не должны допускать, чтобы дети подмечали
их слабости и недостатки.
28. Мой сын (дочь) сам(а) решает, с кем ему (ей) играть.
29. Дети должны не только любить своих родителей, но и бояться их.
30. Я очень редко ругаю сына (дочь).
31. В нашей строгости к сыну (дочери) бывают большие колебания. Иногда
мы очень строги, а иногда всё разрешаем.
32. Мы с ребенком понимаем друг друга лучше, чем мы с супругом.
33. Меня огорчает, что мой сын (дочь) слишком быстро становится
взрослым.
34. Если ребенок упрямится, потому что плохо себя чувствует, лучше всего
сделать так, как он хочет.
35. Мой ребенок растет слабым и болезненным.
36. Если бы у меня не было детей, я бы добился (добилась) в жизни гораздо
большего.
37. У моего сына (дочери) есть недостатки, которые не исправляются, хотя
я упорно с ними борюсь.
38. Нередко бывает, что когда я наказываю моего сына (дочь), мой муж
(жена) тут же начинает упрекать меня в излишней строгости и утешать
его (ее).
39. Мужчины более склонны к супружеской измене, чем женщины.
40. Женщины более склонны к супружеской измене, чем мужчины.
41. Заботы о сыне (дочери) занимают большую часть моего времени.
42. Мне много раз пришлось пропустить родительские собрания.
43. Стремлюсь к тому, чтобы мой ребенок был обеспечен лучше, чем другие
дети.
44. Если побыть в обществе моего сына (дочери), можно сильно устать.
45. Мне часто приходилось давать моему сыну (дочери) трудные для его
(ее) возраста поручения.
46. Мой ребенок никогда не убирает за собой игрушки.
47. Главное, чему родители могут научить своих детей — это слушаться.
48. Мой ребенок сам решает, сколько, чего и когда ему есть.
49. Чем строже родители к ребенку, тем лучше для него.
50. По характеру я — мягкий человек.
51. Если моему сыну (дочери) чтото от меня нужно, он (а) старается
выбрать момент, когда я в хорошем настроении:
52. Когда я думаю о том, что когданибудь мой сын (дочь) вырастет и я
буду ему (ей) не нужна, у меня портится настроение.
53. Чем старше дети, тем труднее иметь с ними дело.
54. Чаще всего упрямство ребенка бывает вызвано тем, что родители не
умеют к нему подойти.
55. Я постоянно переживаю за здоровье сына (дочери).
7 56. Если бы у меня не было детей, мое здоровье было бы гораздо лучше.
57. Некоторые очень важные недостатки моего сына (дочери) упорно не
исчезают, несмотря на все меры.
58. Мой сын (дочь) недолюбливает моего мужа
59. Мужчина хуже умеет понимать чувства другого человека, чем женщина.
60. Женщина хуже умеет понять чувства другого человека, чем мужчина.
61. Ради моего сына (дочери) мне от многого в жизни пришлось и
приходится отказываться.
62. Родители, которые слишком много суетятся вокруг своих детей,
вызывают у меня раздражение.
63. Я трачу на моего сына (дочь) значительно больше денег, чем на себя.
64. Не люблю, когда сын (дочь) чтото просит. Сам (а) лучше знаю, чего ему
(ей) больше надо.
65. У моего сына (дочери) более трудное детство, чем у большинства его
(ее) товарищей.
66. Дома мой сын (дочь) делает только то, что ему (ей), хочется, а не то,
что надо.
67. Дети должны уважать родителей больше, чем всех других людей.
68. Если мой ребенок не спит, когда ему положено, я не настаиваю.
69. Я строже отношусь к своему сыну (дочери), чем другие родители к
своим детям.
70. От наказаний мало проку.
71. Члены нашей семьи неодинаково строги с сыном (дочерью). Одни
балуют, другие наоборот — очень строги.
72. Мне бы хотелось чтобы мой сын (дочь) не любил никого, кроме меня.
73. Мне нравятся маленькие дети, поэтому не хотел (а) бы, чтобы он (а)
слишком быстро взрослел (а).
74. Часто я не знаю, как правильно поступить с моим сыном (дочерью).
75. В связи с плохим здоровьем сына (дочери) нам приходится ему (ей)
многое позволять.
76. Воспитание детей — тяжелый и неблагодарный труд. Им отдаешь все, а
взамен не получаешь ни чего.
77. С моим сыном (дочерью) мало помогает доброе слово. Единственное,
что на него действует — это постоянные строгие наказания.
78. Мой муж (жена) старается настроить сына (дочь) против меня.
79. Мужчины чаще, чем женщины, действуют безрассудно, не обдумав
последствий.
80. Женщины чаще, чем мужчины, действуют безрассудно, не обдумав
последствий.
81. Я все время думаю о моем сыне (дочери), о его делах, здоровье и т. д.
82. Так повелось, что о ребенке я вспоминаю, если он чтонибудь натворил
или с ним чтонибудь случилось.
8 83. Мой сын (дочь) умеет добиться от меня того, чего он хочет.
84. Мне больше нравятся тихие и спокойные дети.
85.Стараюсь как можно раньше приучить ребенка помогать по дому.
86. У моего сына (дочери) мало обязанностей по дому.
87. Даже если дети уверены, что родители неправы, они должны делать так,
как говорят родители.
88. В нашей семье так принято, что ребенок делает что хочет.
89. Бывают случаи, когда лучшее наказание — ремень.
90. Многие недостатки в поведении моего ребенка пройдут сами собой с
возрастом.
91. Когда наш сын (дочь) чтото натворит, мы беремся за него (ее). Если все
тихо, мы опять оставляем его (ее) в покое.
92. Если бы мой сын не был бы моим сыном, а я была бы помоложе, то
наверняка в него влюбилась бы.
93. Мне интереснее говорить с маленькими детьми, чем с большими.
94. В недостатках моего сына (дочери) виноват(а) я сам(а), потому что не
умел (а) его (её) воспитывать.
95. Только благодаря нашим огромным усилиям сын (дочь) остался жить.
96. Нередко завидую тем, кто живет без детей.
97. Если предоставить моему сыну (дочери) свободу, он (а) немедленно
использует это во вред себе или окружающим.
98. Нередко бывает, что если я говорю сыну (дочери) одно, то муж (жена)
специально говорит наоборот.
99. Мужчины чаще чем женщины думают только о себе.
100. Женщины чаще, чем мужчины, думают только о себе.
101. Я трачу на сына (дочь) больше сил и времени, чем на себя.
102. Я довольно мало знаю о делах сына (дочери).
103. .Желание моего сына (дочери) — для меня закон.
104. Мой сын очень любит спать со мной.
105. У моего сына (дочери) плохой желудок.
106. Родители нужны ребенку лишь пока он не вырос. Потом он все реже
вспоминает о них.
107. Ради сына (дочери) я пошел бы на любую жертву.
108. Моему сыну (дочери) нужно уделять значительно больше времени, чем
я могу.
109. Мой сын (дочь) умеет быть таким милым, что я ему все прощаю.
110. Мне бы хотелось, чтобы сын женился попозже, после 30 лет.
111. Руки и ноги моего сына (дочери) часто бывают очень холодными.
112. Большинство детей — маленькие эгоисты. Они совсем не думают о
здоровье и чувствах своих родителей.
113. Если не отдавать моему сыну (дочери) все время и силы, то все может
плохо кончиться.
9 114. Когда все благополучно, я меньше всего интересуюсь делами сына
(дочери).
115. Мне очень трудно сказать своему ребенку «Нет».
116. Меня огорчает, что мой сын все меньше нуждается во мне.
117. Здоровье моего сына (дочери) хуже, чем у большинства других детей.
118. Многие дети испытывают слишком мало благодарности по отношению к
родителям.
119. Мой сын (дочь) не может обходиться без моей постоянной помощи.
120. Большую часть своего времени сын (дочь) проводит вне дома — в
яслях, детском саду, у родственников.
121. У моего сына (дочери) вполне хватает времени на игры и развлечения.
122. Кроме моего сына, мне больше никто на свете не нужен.
123. У моего сына (дочери) прерывистый и беспокойный сон.
124. Нередко думаю, что я слишком рано женился (вышла замуж).
125. Всё, чему научился мой ребенок к настоящему времени, произошло
только благодаря моей постоянной помощи.
126. Делами сына (дочери) в основном занимается мой муж (жена).
127. Я не могу вспомнить, когда в последний раз отказал(а) своему ребенку в
покупке какойнибудь вещи (мороженое, конфеты, «пепси» и т. д.).
128. Мой сын говорил мне: «Вырасту, женюсь на тебе, мама».
129. Мой сын (дочь) часто болеет.
130. Семья не помогает, а осложняет мою жизнь.
10
Особенности развития памяти младших школьников
Особенности развития памяти младших школьников
Особенности развития памяти младших школьников
Особенности развития памяти младших школьников
Особенности развития памяти младших школьников
Особенности развития памяти младших школьников
Особенности развития памяти младших школьников
Особенности развития памяти младших школьников
Особенности развития памяти младших школьников
Особенности развития памяти младших школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.