Особенности реализации КРО для детей с ОВЗ
Оценка 4.8 (более 1000 оценок)

Особенности реализации КРО для детей с ОВЗ

Оценка 4.8 (более 1000 оценок)
Лекции +2
docx
психологическая работа +1
1 кл—4 кл
16.01.2017
Гуманизация образования на современном этапе развития общества обострила проблему психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня психологическая помощь представляет собой сложную систему развивающих, коррекционных и реабилитационных технологий, направленных на создание условий гармоничного психического развития личности и расширения границ взаимодействия с окружающей реальностью. Большую роль в обеспечении эффективности психологической помощи играет разработка специальных развивающих, обучающих, адаптирующих технологий.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Особенности реализации КРО.docx
Выступление из опыта работы: «Особенности реализации коррекционно-развивающего направления деятельности педагога-психолога в работе с детьми с ОВЗ» Гуманизация образования на современном этапе развития общества обострила проблему психологической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Сегодня психологическая помощь представляет собой сложную коррекционных и реабилитационных систему развивающих, технологий, направленных на создание условий гармоничного психического развития личности и расширения границ взаимодействия с окружающей реальностью. Большую роль в обеспечении эффективности психологической помощи играет разработка специальных развивающих, обучающих, адаптирующих технологий. Основные направления работы с детьми с ОВЗ :  диагностическое,  профилактическое,  коррекционно-развивающее,  консультативное сопровождение. Профилактика проводится с целью предупреждения возможного неблагополучия в психическом и личностном развитии учащихся и созданию психологических условий, максимально благоприятных для этого развития. Консультативная деятельность предусматривает практическое решение вопросов возникающих в учебно-воспитательном процессе как следствие взаимодействия учащихся с ОВЗ в школьном сообществе. Так же консультативная деятельность предусматривает и работу с педагогическими работниками, родителями, администрацией. Диагностическое направление предназначено для определения уровня актуального развития учащихся. Проводится в начале и конце учебного года. По результатам исследования определяется направление деятельности, программа сопровождения учащихся, по необходимости вносятся коррективы в рабочие программы. Коррекционно-развивающая работа строится на основе результатов диагностического исследования. Данное направление подразумевает как индивидуальную, так и групповую формы деятельности учащихся. В рамках коррекционно-развивающей деятельности нашего образовательного учреждения осуществляется работа по программам:  «Компьютерные технологии в системе психологической помощи»  «Уроки психологии» Данные программы предусматривают групповую форму работу. К индивидуальным относятся программы:  «Цветные капельки»  «Развитие мелкой моторики рук» Как показывает практика, в образовательном учреждении традиционные коррекционно-развивающие технологии не всегда оказываются достаточно эффективными и часто требуют больших временных и физических затрат как от ребенка, так и от психолога. Одним из возможных путей решения этой проблемы можно считать включение компьютерных технологий в общую систему психологической помощи. Под компьютерной технологией в структуре психологической помощи мы понимаем совокупность взаимосвязанных субъектно- личностных, технических и организационных элементов, включающих в себя: • ребенка с задержкой психического развития как объект психологической помощи; • компьютер с его системными и специальными программами; • приемы активного взаимодействия ребенка с компьютером; • специальные обучающие условия Компьютерные технологии в системе психологической помощи детям с ОВЗ предполагают целостное воздействие на психическую сферу ребенка, приводящее, прежде всего, к активизации его познавательной активности, развитию психических процессов, гармонизации личностных и поведенческих проявлений. Программный комплекс рассчитан на использование в начальном звене общеобразовательной школы с учащимися в классе VII вида. Комплекс носит инновационный характер, синтезируя как передовые научные идеи и подходы в обучении информатике, так и опыт педагогов-психологов, основываясь на реалистичных взглядах на возрастные возможности и образовательные потребности учащихся младшего звена, специфику развития их мышления, внимания и других психических процессов и функций в условиях компьютеризированной учебной деятельности. Комплекс направлен на реализацию следующих целей: - развитие познавательных процессов, формирование положительной учебной мотивации; - развитие представлений об информационной картине мира, общности закономерностей информационных процессов в системах различной природы; - формирование представлений о роли и месте информационных технологий, информационном содержании трудовых процессов в обществе и ценностного отношения к ним; - выработку стабильных навыков получения и обработки информации, ориентированной на запросы личностного развития; - развитие способностей к быстрой адаптации в изменяющейся информационной среде. В структуру программы занятий так же включен комплекс упражнений из кинезиологии. Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения. При этом, чем более интенсивна нагрузка (но оптимальна для данных условий), тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Данные методики позволяют выявить скрытые спо- собности человека и расширить границы возможностей деятельности его мозга. Кинезиологические упражнения включенные в процесс занятия проводятся как в начале, так и в процессе урока как физкультминутка. задачи. Кинезиология разделена на блоки. Каждый блок имеет свои цели и Цели 1 блока: развитие межполушарного взаимодействия, улучшение мыслительной деятельности, улучшению запоминания, повышение устойчивости внимания. Цели 2 блока: развитие наглядно – образного мышления Цели 3 блока: повышение интеллектуальных возможностей, активизация работы головного мозга Цели 4 блока: профилактика нарушения зрения и активизация работы мышц глаз Цели 5 блока: включает все вышеперечисленные цели. Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики. Одной из удобных форм работы психолога с учащимися в школе это проведение уроков психологического развития. В нашей школе применяется программа Н. Локаловой. Уроки психологического развития - это один из необходимых школьных уроков, который является наиболее привычным для учащихся. Предложенная нами программа направлена на развитие познавательной сферы школьников. Мы выбрали именно это направление психологического развития, так как, с нашей точки зрения, именно познавательное развитие обеспечивает основу успешности школьного обучения. Однако его результатом является не только развитие самих познавательных процессов учащихся. Как сверхзадачу проводимой работы мы рассматриваем появление позитивных сдвигов в их мотивационно-личностной сфере. Кроме того, мы видим внутреннюю связь между совершенствованием на уроках психологического развития интеллектуальных процессов и формированием у младших школьников адекватной самооценки. Уроки психологического развития, являясь метауроками, стоят вне какой-либо дидактико-методической системы (традиционной, развивающей). Их основной целью является познавательно-личностное развитие школьников; на нем формируются умения осуществлять различные умственные действия, развиваются самостоятельность детей, способность к рассуждению, самоконтроль, стремление отстаивать свое мнение, доказывать свою точку зрения и многое другое, т.е. формируются такие психологические качества и умения, которые помогают школьникам усваивать учебный программный материал на предметных уроках. Особенно это относится к детям, наиболее нуждающимся в психологической помощи, - учащимся коррекционных классов. Подобная развивающая работа, обеспечивает продвижение школьников в умственном развитии в целом, формировании положительного отношения к учению и, как следствие, повышение качества усвоения ими учебного материала. Для индивидуальных занятий с учащимися разработаны следующие программы: Цветные капельки. Цель программы:  развитие внимания;  памяти;  воображения;  произвольности поведения;  развитие мелкой моторики руки;  формирование ориентации в пространстве. Занятия предусматривают работу с пипеткой и капельками и рекомендованы детям старшего дошкольного и младшего школьного возраста с недостаточным уровнем развития внимания, гиперактивным, с низким уровнем развития познавательных процессов, низким уровнем готовности к обучению в школе, слабой моторикой руки. Капать капельки можно прямо на стол или на какую-нибудь доску (например, для лепки из пластилина), на оргстекло, главное, чтобы поверхность была сухая, ровная и гладкая. Капельки могут быть из простой воды, а можно развести гуашь с водой и капать цветные капельки. Развитие мелкой моторики рук. «Источники способностей и дарований детей ­ на кончиках их пальцев»  В.А. Сухомлинский Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук? Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Задача педагогов и детских психологов - донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка. Таким образом, вышеперечисленные программы находят активное применение в работе школьного психолога и оказывают благотворное влияние на развитие учащихся с ОВЗ и их социализацию в общеобразовательном процессе.
скачать по прямой ссылке