Особенности суицидального
поведения подростков
Факторы влияющие на формирование суицидального поведения подростков
Суицидальное поведение, есть
следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях
переживаемого микросоциального конфликта.
Ведущий суицидолог: А.Г.Амбрумова
Суицид – действие, подчиненное конкретной цели лишить себя жизни.
Он может быть включен в более широкую деятельность с соответствующим ей мотивом.
У детей и подростков, как правило, цель суицида и мотив деятельности, в которую он включен не совпадают.
Основные мотивы:
n Протест
n Месть
n Призыв
n Избежание (наказания, страдания)
n Самонаказание
n Отказ
В 62% - конфликты с педагогами и родителями по поводу проблем в школе
48% - конфликты внутри семьи
31% - неудачная любовь
7% - боязнь ответственности или будущего
Сравнительная статистика выделяет 2 пика самоубийств:
n «Пик молодости» - от 15 до 23 лет
n «Пик инволюции» - после 40 лет
За последние годы частота самоубийств подростков в возрасте 15-19 лет увеличилась почти в 3 раза.
Среди мальчиков она в 4 раза выше, чем среди девочек, и занимает 2 место по частоте среди причин смерти в этой возрастной группе.
n Своеобразие интеллекта (максимализм, категоричность, незрелость суждений)
n Слабость личностной психологической защиты
n Несформированность адаптационных способностей – недостаточность механизмов планирования будущего, прогнозирования результатов своих действий
n Отсутствие жизненного опыта и общая незрелость даже незначительную конфликтную ситуацию делают для подростка безвыходной, а потому суицидоопасной
Ситуационно-стрессовые факторы:
n Для детей младшего возраста стрессовая ситуация связана с появлением агрессивности или враждебности, или обусловлена страхом возмездия
n Потеря близких (значимых людей)
n Внутрисемейные конфликты
n Конфликты со сверстниками
n Неудачи в школе
n Для мальчиков старшего возраста сексуальные проблемы
n Для девочек-подростков проблема половых отношений, беременность
n Сексуальное насилие
n Присутствие при насильственной смерти другого человека
n Миграция, трудности приспособления к новым условиям жизни
n Факторы дезадаптации связанные с нарушением социализации, если статус не соответствует уровню притязаний.
n Неразвитость во временной перспективе, отсутствие будущего, тесно связаны с названными выше признаками «проигрышной» позиции. Будущее представляется только как продолжение или усугубление наличной ситуации, когда в ее сферу вовлекаются главные смысловые образования – ценностные отношения человека к жизни и смерти.
n Сохранение характера «проигрышности» свидетельствует уже не только о капитуляции личности в данной ситуации, но и о ее жизненном крахе.
Антисуицидные факторы – это установки и переживания, препятствующие реализации суицидных намерений:
n Интенсивная эмоциональная привязанность к значимым близким
n Родственные обязанности
n Чувство долга, ответственности, обязанность
n Зависимость от общественного мнения и избежание осуждения со стороны окружающих, представление о позорности, греховности суицида
n Представление о неиспользованных жизненных возможностях
n Наличие творческих планов
n Наличие эстетических критериев и мышлений (нежелание даже после смерти выглядеть некрасивым)
n Семейные ценности
Признаки суицидального поведения
n Сниженное настроение, очевидное по сравнению с присущей нормой, преобладающее почти ежедневно и большую часть дня и продолжающееся не менее 2 недель вне зависимости от ситуации.
n Отчетливое снижение интересов и способности получать удовольствие от деятельности, обычно связанное с положительными эмоциями.
n Снижение энергии и повышенная утомляемость.
Дополнительные симптомы:
- Снижение способности концентрации внимания.
- Заниженная самооценка и уверенность в себе.
- Идеи вины и самоуничижения
- Очень тихий голос.
- Мрачное, пессимистическое видение будущего.
- Нарушения сна.
- Снижение аппетита, потеря в весе.
1. Не говорить с подростком о суициде напрямую
2. Принять суицидента, как личность.
3. Установить заботливые взаимоотношения.
4. Быть внимательным слушателем.
5. Не спорить.
6. Задавать вопросы.
7. Не предлагать неоправданных утешений.
8. Предложить конструктивные подходы в решении проблемы.
9. Вселить надежду.
10. Оценить степень риска самоубийства.
11. Не оставлять человека одного в ситуации высокого суицидального риска.
12. Обратиться за помощью к специалистам.
13.Важность сохранения заботы и поддержки.
Типология постсуицидальных состояний
Выделяют четыре типа постсуицидальных состояний:
1. Критический – конфликт теряет актуальность, суицидальные тенденции исчезают. Возникает чувство стыда за совершенный акт и чувство страха в связи с возможностью летального исхода.
2. Манипулятивный – актуальность конфликта исчезает, если ситуация для суицидента изменилась в благоприятную сторону. Стиль поведения закрепляется для достижения своих целей, что увеличивает вероятность повторных попыток.
3. Аналитический – конфликт остается, как правило, актуальным, хотя суицидальные тенденции нивелируются. Суицидент проявляет раскаяние и понимание, что суицидом он ситуацию не разрешит. Имеется угроза повторного уже более обдуманного суицида, если конфликт остается актуальным.
4. Суицидально-фиксированный – наиболее опасен в плане повторного суицида в ближайшее время, т.к. конфликт остается актуальным с сохранением суицидальных тенденций. Отношение к суициду положительное.
Счастье всего человечества не стоит слезы одного обиженного ребенка.
Л.Н. Толстой
Муниципальное казённое специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»
г. Усть-Катав
Особенности суицидального
поведения подростков
Педагог-психолог: Кильчурина М.Г.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.