Особенности уроков усвоения новых знаний по информатике
Оценка 4.6

Особенности уроков усвоения новых знаний по информатике

Оценка 4.6
Педсоветы
doc
информатика +1
Взрослым
23.04.2017
Особенности уроков усвоения новых знаний по информатике
Уроки усвоения новых знаний применяются при первом изучении неизвестного учащимся учебного материала информационного характера, включающего относительно широкий круг вопросов. Основная цель таких уроков – восприятие и первичное осмысление учебного материала, запоминание основных, существенных фактов, понятий, закономерностей. Применение компьютерной техники на уроках информатики при объяснении материала – обязательный компонент, позволяющий сделать каждый урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, а также приводит к необходимости пересмотреть различные способы подачи учебного материала ученикам.
Уроки усвоения новых знаний .doc
Особенности уроков усвоения новых знаний по информатике Уроки   усвоения   новых   знаний   применяются   при   первом   изучении   неизвестного учащимся  учебного материала  информационного  характера,  включающего относительно широкий круг вопросов.  Основная   цель   таких   уроков   –   восприятие   и   первичное   осмысление   учебного материала, запоминание основных, существенных фактов, понятий, закономерностей. Урок усвоения новых знаний, умений и навыков по информатике я строю следующим образом: 1. организационный момент; 2. передача­усвоение новых знаний; закрепление­диагностика знаний, умений и навыков; 3. 4. инструктаж   по   дальнейшей   работе   над   темой   и   конкретные   задания   для самостоятельной работы дома, в библиотеке. Передачу­усвоение новых знаний может осуществляться в следующих формах:    последовательное   изложение   учителем   нового   материала,   сопровождаемое иллюстрациями,   записями   на   доске   и   демонстрациями   на   экране,   во   время которого   учащиеся   усваивают   материал   на   слух,   воспринимают   зрительные образы, записывают, отвечают на вопросы; самостоятельная работа учащихся с учебной, технической литературой, а также цифровыми   образовательными   ресурсами   цели   и   задачи   которой   были поставлены   учителем, закреплением нового материала.    с   последующим   совместным   обсуждением   и И   в   первой   и   во   второй   форме   работы   возможно   использование   комплекса электронных   образовательных   ресурсов,   представленного   в   свободном   доступе.   Для организации работы в этом случае необходимо соответствующее оборудование кабинета, а именно компьютерный класс, в котором компьютер на рабочем месте учителя подключен к проектору и  имеется   экран.  При  этом компьютер  с проектором  являются   средством наглядности,   причем   интерактивной   наглядности.   Второй   более   комфортный   вариант: компьютер   на   рабочем   месте   учителя   подключен   к проектору   и   интерактивной   доске. Данная   модель   является   существенным   развитием   первой   модели,   так   как   появляется возможность   для   учителя   управлять   компьютером   стоя   у   доски.   Исчезает   присущее использованию   проектора   разделение   точек   внимания   ученика   между   изображением   и источником звука. При такой организации работы в классе освоение новых знаний будет происходить с опорой на три вида памяти – слуховую, зрительную и моторную. Применение   компьютерной   техники   на   уроках   информатики   –   обязательный компонент, позволяющий сделать каждый урок нетрадиционным, ярким, насыщенным, а также   приводит   к   необходимости   пересмотреть   различные   способы   подачи   учебного материала ученикам. Необходимо   отметить,   что   деление   уроков   на   типы   по   дидактическим   целям   в известной степени условно, им пользуются как «рабочим инструментом», в частности, при построении системы уроков по теме, разделу учебной программы. Уроки определенного типа в «чистом виде» встречаются нечасто. В реальном учебном процессе почти на каждом уроке решается ряд дидактических задач. Особенности применения ЭОР при изучении нового материала При   поурочном   планировании   учитель   пользуется   готовыми   методическими рекомендациями   или   опирается   на   свой   педагогический   опыт.   В   результате   у   каждого учителя   формируется   база   данных   планов   уроков   с   их   главными   темами   и   ведущими типами (объяснение нового материала, закрепление, проведение самостоятельной работы и т.п.). Вопрос типологии  уроков хорошо разработан  в дидактической  литературе, имеет устойчивые традиции, и учитель редко испытывает здесь затруднения. Главная трудность на   этом   этапе   планирования   –   подбор,   адаптация   старых   и   подготовка   новых дидактических средств, обеспечивающих весь спектр целевых установок и всё своеобразие конкретной учебной ситуации, в которой работает учитель [2].  Необходимость   поиска   как   формы   работы   учащихся   существенно   ослабевает   в процессе введении теоретических положений курса информатики. Значительная часть тем школьного   курса   имеет   обзорно­ознакомительный   характер   изложения.   Таким   образом, теоретическая часть курса выделяется из всей массы учебного материала в особый блок, отличающийся   от   прочих   видов   учебной   информации   (задач,   упражнений,   вопросов   и проблемных   ситуаций)   не   только   по   своему   способу   предъявления,   но   и   по   целям, принципам их реализации. Деятельность   учащихся   на   уроках   изучения   нового   материала   можно активизировать за счет привлечения в процесс обучения возможностей ЭОР. Увеличивая долю  самостоятельной  работы   учащихся   на  уроке,   можно  добиться   повышения   уровня преподавания   и   усвоения   новых   знаний   по   информатике. Это   характеризует   данные информационные   технологии   как   бесценный   образовательный   ресурс   с   большими потенциальными возможностями для преподавания.  Для   эффективной   подготовки   и   организации   урока   введения   нового   материала учителю необходимо иметь:  описательные   материалы   –   учебник,   книги   по   информатике,   популярная литература и т.п. Они необходимы учителю для эффективной подготовки и организации урока введения нового материала, так как проведение бесед с учащимися требует значительной подготовки.   модели – позволяют визуализировать процессы, сложные для демонстрации в реальности.   Наиболее   очевидны   возможности   моделей   при   изучении новейших   устройств   компьютера,   а   также   многих   других   объектов   и процессов, которые сложно или в принципе невозможно наблюдать.  инструменты – наличие специализированных инструментов, освобождающих ученика   oт   излишней   рутинной   работы   и   позволяющих   ему   полностью посвятить себя той деятельности, которая отвечает целям урока, является еще одним из преимуществ использования ЭОР.    образы – наглядные и понятные по своему построению таблицы или схемы, отражающие   связи   между   понятиями.   Некоторые   вопросы   курса информатики (например, архитектура компьютера) подразумевают наличие соответствующих   визуальных   образов   взаимосвязанных   объектов. Использование   ЭОР   в   этом   контексте   делает   процесс   обучения   намного более эффективным. задания  – обеспечивают дифференциацию и индивидуализацию обучения.  В группе практических ЭОР можно выбрать соответствующую лабораторную работу или серию задач по изучаемой теме.[2] Благодаря  наличию вариативов  исполнения электронные учебные модули разных типов   могут   выполнять   функции   приведенных   выше   информационных   сред.   Таким образом,   существует   возможность   выбора   оптимальной   с   персональной   точки   зрения комбинации вариативов для данного урока, а также выбора наиболее подходящих с точки зрения   учителя   модулей   изучения   информации,   практических   заданий   для   каждого тематического элемента и т.д. На   уроках   изучения   нового   материала   (фронтальная   форма   организации   урока) учитель может использовать ЭОР в ходе объяснения в следующих целях:         для предъявления и раскрытия понятийного аппарата; для введения сведений исторического характера; для работы с текстом ресурса; для предъявления дополнительного материала; для работы со справочным материалом; для фото­ и видео иллюстрации материала; для демонстрации таблиц и моделей; для ознакомления с новым типом задач. Учитель   не   является   единственным   источником   информации   на   уроке;   он организует поиск  информации   по рассматриваемому   вопросу  учащимися   и  её  отбор, а также переработку в соответствии с выделенными критериями, и, таким образом, является посредником между учащимся и источниками информации. Схемы построения традиционных уроков Рассмотрим возможности использования учителем на уроке готовых программных продуктов   по   информатике,   а   также   способы   организации   работы   учащихся   с электронными учебными модулями.  Уроки   можно   строить   согласно   традиционной   последовательности   структурных компонентов. Этап актуализации знаний ­  в начале урока учитель с целью «включения» учащихся   в осознанную учебную деятельность, постановки и понимания ими проблемы использует какой­либо   видеоресурс.   Учащиеся   наблюдают,   участвуя   в   его   обсуждении,   умело направляемом учителем с помощью наводящих вопросов, самостоятельно формулируют основную тему и проблему занятия. Передача­усвоение новых знаний ­  на этом этапе класс приступает к основной части урока, когда вводится новый материал. При использовании ЭОР существенно меняется технология объяснения:   учитель   комментирует   информацию,   появляющуюся   на   экране,   по необходимости   сопровождая   ее   дополнительными   объяснениями   и примерами; учитель  предлагает  учащимся  самим  освоить  новый   материал,   после  чего происходит совместное обсуждение; в этом случае учитель – организатор дискуссий, обсуждений проблемных и спорных вопросов на уроке. Самостоятельно прослушать/просмотреть новый материал учащиеся могут либо с помощью   озвученных   информационных   модулей   коллекции   ФЦИОР,   либо   модулей   с видеороликами. Озвученные   слайды   позволяют   прослушивать   информацию   неоднократно,   что бывает   актуально   при   индивидуальной   работе   ученика   с   темой.   Восприятие   учащихся активизируется за счет использования зрения, слуха и выделения главных положений на слайде. За счет использования анимации обеспечивается:  повышенная наглядность представления материала;  высокая эффективность усвоения материала;  возможность показать явления, процессы, устройства, которые невозможно реально увидеть в школе. Закрепление­диагностика знаний, умений и навыков ­ на следующем этапе урока, как правило, осуществляется проверка первичного усвоения только что пройденной темы. Учитель   может   и   по­своему   организовать   работу   по   закреплению­диагностике знаний после знакомства с ЭОР. Например, используя игровой момент «Кто больше?», когда требуется за определённый отрезок времени составить как можно больше вопросов, перечислить термины, используемые в данной теме и т.п. При первичном закреплении возможна как фронтальная работа учителя с классом, когда вопросы обсуждаются совместно и ответы вводит учитель, так и индивидуальная работа каждого учащегося на своем рабочем месте, после чего обязательно следует общее обсуждение. При этом важно помнить, ученику необходима постоянная рефлексия, «живое общение» и смена видов деятельности – от групповой к самостоятельной. Другие варианты организации урока введения нового материала Сегодня педагоги активно внедряют и поощряют нетрадиционные формы занятий, такие   как   видеоуроки,   уроки­лекции,   уроки­путешествия,   уроки­конференции,   уроки­ исследования, уроки­сказки, уроки­праздники, Интернет­уроки и другие формы. Учащиеся охотно включаются в такие формы работы, где нужно проявить не только свои знания, но и смекалку,   творчество.   Наиболее   эффективны   в   данном   случае   наглядные   средства: презентации, схемы, видеосюжеты, в том числе реализованные в коллекциях ЭОР на сайтах ФЦИОР   и   ЕК   ЦОР.   От   учителя   зависит   выбор   того   или   иного   ресурса   с   учетом поставленных целей, определение возможных вариантов его включения в ход занятия и прогнозирование результатов, а также целевое использование ресурса.  Выводы  Планируя   форму   проведения   урока,   его   структуру,   определяя   содержание   и последовательность приёмов обучения, в первую очередь необходимо учитывать уровень   познавательной   активности   и   самостоятельности   учащихся   и   их психолого­педагогические особенности.  Использование   ЭОР,   размещенных   на   сайтах   ФЦИОР   и   ЕК   ЦОР,   при   изучении элементов   содержания   позволяет   значительно   сократить   затраты   времени   по сравнению с устным изложением материала.   Работая с ЭОР, каждый из учащихся воспринимает  и усваивает материал  в том темпе, который ему близок, и при этом не задерживает других учащихся класса, что обеспечивает дифференцированный подход к обучению.  Роль   учителя   в   случае   организации   работы   с   электронным   ресурсом   состоит   в грамотной подготовке учащихся к этой работе: учителю необходимо поставить цель   урока,   предложить   учащимся   план   осуществления   учебной   деятельности, отследить   результаты   работы,   организовать   совместные   обсуждения   и/или дискуссии.  При   подготовке   конспекта   урока   необходимо   четко   указывать   виды   и   способы использования   ЭОР,   время   на   работу   с   ЭОР,   варианты   взаимодействия   с учащимися,   способы   ведения   учета   и   анализа   результатов   работы   учащихся,   а также учитывать запасной вариант проведения урока на случай сбоев в работе техники. Список литературы 1. Башмаков М.И., Поздняков С.Н., Резник Н.А. Информационная среда обучения. – Спб.: СВЕТ, 1997. ­ 400 с: ил. – 500 экз. – ISBN 5­88729­035­8. 2. Теория   и   методика   обучения   информатике:   учебник   /   [М.П.   Лапчик,   И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер, М.И. Рагулина и др.] ; под ред. М.П. Лапчика. – М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 592 с. – 4000 экз. – ISBN 978­5­7695­5.

Особенности уроков усвоения новых знаний по информатике

Особенности уроков усвоения новых знаний по информатике

Особенности уроков усвоения новых знаний по информатике

Особенности уроков усвоения новых знаний по информатике

Особенности уроков усвоения новых знаний по информатике

Особенности уроков усвоения новых знаний по информатике

Особенности уроков усвоения новых знаний по информатике

Особенности уроков усвоения новых знаний по информатике

Особенности уроков усвоения новых знаний по информатике

Особенности уроков усвоения новых знаний по информатике

Особенности уроков усвоения новых знаний по информатике

Особенности уроков усвоения новых знаний по информатике

Особенности уроков усвоения новых знаний по информатике

Особенности уроков усвоения новых знаний по информатике
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.04.2017