Особенности внимания и памяти детей, испытывающих трудности в обучении.
Оценка 4.7

Особенности внимания и памяти детей, испытывающих трудности в обучении.

Оценка 4.7
Педсоветы
doc
русский язык
Взрослым
11.01.2017
Особенности внимания и памяти детей, испытывающих трудности в обучении.
Прогрессирующее ухудшение здоровья школьников является ключевой проблемой для современной общеобразовательной школы. Особое место в этой проблеме занимают вопросы профилактики трудностей обучения, заслуживающие внимания специалистов разных профилей — психологов, врачей, учителей. Начало систематического обучения в школе – переход к новым социальным условиям – ставит перед ребёнком новые задачи и является стрессогенным фактором. Знание физиологических механизмов, определяющих особенности психических процессов и функциональные возможности ребёнка в процессе обучения, является важнейшим условием адаптации к школе.Прогрессирующее ухудшение здоровья школьников является ключевой проблемой для современной общеобразовательной школы. Особое место в этой проблеме занимают вопросы профилактики трудностей обучения, заслуживающие внимания специалистов разных профилей — психологов, врачей, учителей.
Статья Астафьева Е. В..doc

 

                                          Е.В.  Астафьева

                                     г.Барнаул МБОУ «СОШ№117»

 

Особенности внимания и памяти детей, испытывающих трудности в обучении

Прогрессирующее ухудшение здоровья школьников является ключевой проблемой для современной общеобразовательной школы. Особое место в этой проблеме занимают вопросы профилактики трудностей обучения, заслуживающие внимания специалистов разных профилей — психологов, врачей, учителей.

Начало систематического обучения в школе – переход к новым социальным условиям – ставит перед ребёнком новые задачи и является стрессогенным фактором. Знание физиологических механизмов, определяющих особенности психических процессов и функциональные возможности ребёнка в процессе обучения, является важнейшим условием адаптации к школе.

Внимание принято рассматривать как фактор, обеспечивающий селективность протекания психической деятельности. Клиническими исследованиями показано, что за настройку состояний активности и в частности за избирательность внимания и регуляцию произвольного поведения отвечает блок программирования и контроля действий, расположенный в передних отделах коры больших полушарий (А.Р. Лурия). Становление внимания — сложный, длительный и неоднородный процесс перехода от непроизвольной к произвольной форме через регулирующую функцию речи. К школьному возрасту произвольное внимание должно сложиться в прочный вид избирательного поведения [1, с. 37].

С началом школьного обучения возникает необходимость произвольного запоминания учебного материала. Возможность восприятия и запоминания возрастающего объёма информации, его структурирования в соответствии со значимостью и смыслом обеспечиваются включением в процесс запоминания новых механизмов структурно-функциональной организации мозга, способных осуществить эти операции.

Важнейшим фактором, обеспечивающим произвольное запоминание, является и становление на этом этапе онтогенеза регуляторных мозговых механизмов, избирательно облегчающих последовательно осуществляющиеся операции по отбору, осмыслению и запечатлению информации.

Переключение системы памяти на другой уровень – от непосредственного запоминания, свойственного дошкольникам, к запоминанию, опосредованному конкретными смысловыми задачами в младшем школьном возрасте, требует освоения новых приёмов запоминания на основе осмысления материала, а не его формального повторения.

Эффект обучения, т.е. усвоения знаний, зависит не только от содержания этого обучения и методов, но и от индивидуальных особенностей личности школьников. В процессе учения проявляются особенности различных сторон личности учащегося: его интеллекта, качеств ума, характера, воли, особенности его эмоциональной сферы. Успех в усвоении знаний зависит, прежде всего, от того, в какой мере требования, предъявляемые школой, соответствуют реально достигнутому тем или иным учащимся уровню умственного развития.

Для учащихся с пониженной обучаемостью характерна трудность в необходимости проявлять активность личности. Эта трудность проявляется в тех случаях, когда нужно решить какую-либо задачу и для этого надо самостоятельно выбрать способ ее решения. Учащиеся с пониженной обучаемостью при решении задачи проблемного типа, воспроизводят без всяких изменений те привычные способы, какие у него сохранились в памяти. В результате процесс решения оказывается крайне непродуктивным.

В настоящем исследовании принимали участие учащиеся 1-2 классов средней общеобразовательной школы № 117 в возрасте 7-9 лет, испытывающих трудности в обучении (27 учащихся).

Задачи экспериментального исследования:

а) диагностика внимания и памяти у детей испытывающих трудности обучения;

б) выявление особенностей внимания и памяти, обуславливающих трудности обучения;

в) анализ и выявление типичных трудностей в обучении у испытуемых.

I. Исследование памяти

1. Методика «Десять картинок».

Цель – исследование объёма кратковременной зрительной памяти.

Ребенку поочередно предоставляется 10 карточек с изображениями разных предметов. После просмотра всех картинок даётся задание написать названия запомнившихся предметов.

2. Методика «Десять слов».

Цель – исследование объема кратковременной слуховой памяти.

Ребенку поочередно зачитывается 10 слов (без зрительного подкрепления). После прослушивания детям предлагается записать запомнившиеся слова.

3. Исследование моторно-слуховой памяти.

Ребенку предлагается запомнить ряд (10) слов с помощью слухового восприятия (исследователь зачитывает слово) и моторного подкрепления (ребенок, выслушав, записывает его). Затем ребенку предлагается воспроизвести запомнившиеся слова.

II. Исследование внимания

1.     Оценка устойчивости внимания.

Для проведения исследования потребуется стандартный бланк теста «Корректурная проба» и секундомер. На бланке в случайном порядке напечатаны некоторые буквы русского алфавита, в том числе буквы «к» и «р»; всего 2000 знаков, по 50 букв в каждой строчке.

Исследование необходимо проводить индивидуально.

Инструкция. На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивайте буквы «к» и «р» и зачеркивайте их. Задание нужно выполнять быстро и точно». Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. Время работы — 10 мин.

2. Оценка объема динамического внимания.

Для проведения исследования потребуются таблицы Горбова — четыре таблицы размером 35 х 35 см, где в каждой клетке в случайном порядке разбросаны числа от 1 до 25, секундомер и указка.

Исследование проходит индивидуально. Испытуемый должен находиться на таком расстоянии от вертикально расположенной таблицы, чтобы видеть ее целиком.

Инструкция. На таблице написаны цифры от 1 до 25. Необходимо как можно быстрее найти и показать указкой все цифры.

Экспериментатор фиксирует и заносит в протокол время выполнения задания по каждой из четырёх таблиц. При обработке результатов обследования подсчитывается общее время поиска цифр по всем четырем таблицам.

В ходе экспериментального исследования испытуемые были разбиты на две возрастные группы:

I — от 7 до 8 лет (13);

II — от 8 до 9 лет (14).

Учащиеся выполняли последовательно тесты для оценки объема зрительной, слуховой и моторно-слуховой памяти и основных свойств внимания - устойчивости и объема.

I. Исследование памяти.

Таблица 1. Уровень развития памяти

Группа

Кратковременная зрительная память

Кратковременная слуховая память

Моторно-слуховая память

I

(13 человек)

ú  средний уровень – 8 чел.;

ú  низкий уровень – 5 чел.

ú  средний уровень – 7 чел.;

ú  низкий уровень- 6 чел.

ú  средний уровень – 6 чел.;

ú  низкий уровень – 7 чел.

II

(14 человек)

ú  средний уровень – 11 чел.;

ú  низкий уровень – 2 чел.

ú  средний уровень – 9 чел.;

ú  низкий уровень – 5 чел.

ú  средний уровень – 11 чел.;

ú  низкий уровень - 3 чел.

 

Из таблицы 1 видно, что учащиеся, испытывающие трудности в обучении в ходе исследования памяти показали средние и низкие результаты.

Исследование кратковременной зрительной памяти. Практически всеми испытуемыми было допущено определенное количество ошибок при воспроизведении предметов, представленных на картинках. 8 из 13 первоклассников (I группа) допустили от 2 до 4 ошибок, причем в основном были выявлены трудности припоминания предметов изображенных на картинке и предъявляемых преимущественно в начале ряда. Пять и более ошибок было допущено пятью детьми первой группы: ошибки составили трудности припоминания предмета и замена предмета, предъявленного на картинке, на какой-то другой.

Учащиеся 2-го класса (II группа) показали следующие результаты: 11 из 14 человек имеют средний уровень развития кратковременной зрительной памяти – они допустили 2-3 ошибки (забывание, замена предметов); 2 человека показали  низкий уровень развития кратковременной зрительной памяти, допустив 5–6 ошибок, что, возможно, обусловлено слабой концентрацией внимания; 1 ученик не допустил ни одной ошибки.

Исследование кратковременной слуховой памяти.  Примерно одинаковое число учащихся первого класса (I группа) показали средние и низкие результаты – 7 и 6 человек соответственно, возможно это обусловлено слабой развитостью навыков письма. 

9 учащихся 2-го класса из 14 испытуемых II группы показали средний уровень развития кратковременной слуховой памяти, допустив при этом 3 или менее ошибок; остальные 5 учеников допустили 5 и более ошибок (низкий уровень).

Исследование моторно-слуховой памяти. Среди испытуемых первой группы средний уровень развития моторно-слуховой памяти показали 6 первоклассников, низкий уровень – 7. Во второй группе результаты исследования развития моторно-слуховой памяти таковы: 11 человек – средний уровень, 3 человека – низкий уровень.

Согласно результатам исследования развития памяти, можно сделать следующие выводы:

Учащиеся 7-летнего возраста в среднем имеют меньший уровень развития памяти по сравнению с учащимися 8-летнего возраста, т.е. за исследуемый возрастной период происходит улучшение кратковременной зрительной, слуховой и моторно-слуховой памяти. В то же время, недостаточное развитие памяти в данный период онтогенеза обуславливает некоторые трудности обучения учащихся первых и вторых классов.

II. Исследование внимания.

Таблица 2. Сравнительна таблица оценки устойчивости внимания в группах I и II (средний балл)

Группа

Продуктивность внимания

Точность внимания

I

9,08

3,85

II

10,0

5,61

 

Из таблицы 2 видно, что в группе первоклассников продуктивность внимания и точность меньше, чем в группе второклассников, соответственно, с возрастом за счет формирования процессов произвольности устойчивость внимания повышается.

У большинства испытуемых как первой, так и второй группы, зафиксировано большое количество ошибок (пропусков и неправильных зачеркиваний), за исключением нескольких испытуемых.

Возможно, низкий и средний уровень устойчивости (продуктивности и точности) внимания в обеих группах, говорит о недостаточной сформированности мозговых структур.

На основании данных результатов можно сделать вывод о том, что какие-либо коррекционные мероприятия необходимо осуществлять совместно с психологом на основании диагностических и с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Таблица 3. Оценка объема внимания в группах I и II

Номер таблицы

Время поиска цифр в I гр.

Время поиска цифр во II гр.

1

5

5

2

5

6

3

6

6

4

6

7

 

В таблице 5 отражены средние данные по группам в баллах. Низкий уровень объема динамического внимания зафиксирован в обеих группах. В группе второклассников время нахождения цифр в таблицах последовательно уменьшается.

Следует отметить быструю утомляемость детей в ходе выполнения заданий на внимание, что возможно повлияло на результаты исследования.

Таким образом, уровень внимания и памяти у детей с трудностями обучения снижен, что говорит о необходимости коррекционной работы.

 

Анализ тетрадей и письменных работ учащихся, принявших внимание в исследовании, а также наблюдение за детьми в учебном процессе позволяют выделить следующие наиболее распространенные трудности, возникающие в ходе учебных занятий.

Таблица 4. Феноменология трудностей обучения,
обусловленных слабым уровнем развития внимания и памяти

 

Феноменология трудностей

Возможные причины

1. В письменных работах пропускает буквы

        Слабая концентрация внимания;

        Несформированность приемов самоконтроля

2. Неразвитость орфографической зоркости

        Низкий уровень развития произвольности;

        Низкий уровень развития кратковременной памяти

3. Невнимателен и рассеян

        Низкий уровень развития произвольности;

        Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания

4. Испытывает затруднения при пересказывании текста

        Слабое развитие логического запоминания

5. Трудно понимает объяснение с первого раза

        Слабая концентрация внимания;

        Низкий уровень развития произвольности

6. Постоянная грязь в тетради

        Недостаточный объем внимания;

        Низкий уровень развития кратковременной памяти

7. Плохое усвоение таблицы сложения

        Низкий уровень развития механической памяти;

        Низкий уровень развития долговременной памяти;

        Слабая концентрация внимания

8. Не справляется с заданиями для самостоятельной работы

        Низкий уровень развития произвольности;

        Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания

9. Постоянно забывает дома учебные предметы

        Низкий уровень развития произвольности;

Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания

10. Плохо списывает с доски

        Низкий уровень развития произвольности;

        Низкий уровень переключения внимания;

        Недостаточный объем внимания;

        Низкий уровень развития кратковременной памяти

11. Любое задание необходимо повторить несколько раз, прежде чем ученик начинает его выполнять

        Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания;

        Низкий уровень развития произвольности

12. Постоянно переспрашивает учителя

        Низкий уровень объема внимания;

        Слабая концентрация и устойчивость внимания;

        Низкий уровень развития переключения внимания;

        Низкий уровень развития кратковременной памяти;

        Низкий уровень развития произвольности

13. Постоянно отвлекается на уроках

        Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания;

        Низкий уровень развития произвольности

 

Таким образом, слабый уровень развития внимания и памяти у детей младшего школьного возраста неизбежно отражается на продуктивности усвоения учебного материала и учебной успеваемости.

Анализ литературных источников и результатов психологического исследования позволяет сделать следующие выводы:

1.     Внимание и память – важнейшие психические процессы, уровень развития которых определяет функциональные возможности ребёнка в процессе обучения, а их недостаточное развитие обуславливает феноменологию определенных трудностей обучения.

2.     Формирование обучаемости в процессе индивидуального развития учащегося обусловлено как влиянием общественных условий, в которых он растет, так и спецификой природной основы психики - его нервной системы и, прежде всего, мозга. Внимание и память – важнейшие составляющие когнитивного (познавательного) фактора, влияющего на обучаемость школьника. 

3.     Согласно многим психологическим исследованиям, трудности обучения у младших школьников, характеризуются комплексностью их проявлений, что определяет необходимость своевременной, комплексной и многоплановой коррекционной работы.

4.     В ходе исследования внимания и памяти у детей испытывающих трудности в обучении выявлен слабый уровень развития внимания и памяти, что подтверждает выдвинутую гипотезу о влиянии уровня внимания и памяти на продуктивность усвоения учебного материала. 

5.     В таблице 6 представлены наиболее распространенные трудности обучения, связанные в основном с слабым развитием процессов произвольности, внимания и памяти.

6.     В благоприятных педагогических условиях пониженная обучаемость может быть своевременно компенсирована за счет развития других положительных сторон личности ученика, прежде всего за счет его старательности и высокой работоспособности.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.     Ахутина Т.В. и др. Особенности внимания у младших школьников по данным компьютерного исследования// Вестник московского университета. – Серия 14. Психология. – 1999. - № 4. – С. 36-48.

2.     Безруких М.М. и др. Трудности обучения младших школьников, имеющих нарушение психического здоровья // Мир психологии. – 2003. - № 4. – С. 211- 218.

3.     Переслени Л.И., Рожкова Л.А. Психофизиологические механизмы дефицита внимания у детей разного возраста с трудностями обучения// Журнал физиологии человека. - 1993. - Т. 19. - № 4. - С. 5-13.

4.      Тамбиев А.Э., Медведев С.Д., Литвиненко О.В. Динамика развития основных свойств внимания в детском возрасте// Вопросы психологии. – 2003. - № 3. – С.118-122.

 


Е.В. Астафьева г

Е.В. Астафьева г

Успех в усвоении знаний зависит, прежде всего, от того, в какой мере требования, предъявляемые школой, соответствуют реально достигнутому тем или иным учащимся уровню умственного развития

Успех в усвоении знаний зависит, прежде всего, от того, в какой мере требования, предъявляемые школой, соответствуют реально достигнутому тем или иным учащимся уровню умственного развития

Время работы — 10 мин. 2. Оценка объема динамического внимания

Время работы — 10 мин. 2. Оценка объема динамического внимания

Учащиеся 2-го класса ( II группа) показали следующие результаты: 11 из 14 человек имеют средний уровень развития кратковременной зрительной памяти – они допустили 2-3 ошибки…

Учащиеся 2-го класса ( II группа) показали следующие результаты: 11 из 14 человек имеют средний уровень развития кратковременной зрительной памяти – они допустили 2-3 ошибки…

Возможно, низкий и средний уровень устойчивости (продуктивности и точности) внимания в обеих группах, говорит о недостаточной сформированности мозговых структур

Возможно, низкий и средний уровень устойчивости (продуктивности и точности) внимания в обеих группах, говорит о недостаточной сформированности мозговых структур

Трудно понимает объяснение с первого раза –

Трудно понимает объяснение с первого раза –

Анализ литературных источников и результатов психологического исследования позволяет сделать следующие выводы: 1

Анализ литературных источников и результатов психологического исследования позволяет сделать следующие выводы: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.01.2017