Е.В. Астафьева
г.Барнаул МБОУ «СОШ№117»
Особенности внимания и памяти детей, испытывающих трудности в обучении
Прогрессирующее ухудшение здоровья школьников является ключевой проблемой для современной общеобразовательной школы. Особое место в этой проблеме занимают вопросы профилактики трудностей обучения, заслуживающие внимания специалистов разных профилей — психологов, врачей, учителей.
Начало систематического обучения в школе – переход к новым социальным условиям – ставит перед ребёнком новые задачи и является стрессогенным фактором. Знание физиологических механизмов, определяющих особенности психических процессов и функциональные возможности ребёнка в процессе обучения, является важнейшим условием адаптации к школе.
Внимание принято рассматривать как фактор, обеспечивающий селективность протекания психической деятельности. Клиническими исследованиями показано, что за настройку состояний активности и в частности за избирательность внимания и регуляцию произвольного поведения отвечает блок программирования и контроля действий, расположенный в передних отделах коры больших полушарий (А.Р. Лурия). Становление внимания — сложный, длительный и неоднородный процесс перехода от непроизвольной к произвольной форме через регулирующую функцию речи. К школьному возрасту произвольное внимание должно сложиться в прочный вид избирательного поведения [1, с. 37].
С началом школьного обучения возникает необходимость произвольного запоминания учебного материала. Возможность восприятия и запоминания возрастающего объёма информации, его структурирования в соответствии со значимостью и смыслом обеспечиваются включением в процесс запоминания новых механизмов структурно-функциональной организации мозга, способных осуществить эти операции.
Важнейшим фактором, обеспечивающим произвольное запоминание, является и становление на этом этапе онтогенеза регуляторных мозговых механизмов, избирательно облегчающих последовательно осуществляющиеся операции по отбору, осмыслению и запечатлению информации.
Переключение системы памяти на другой уровень – от непосредственного запоминания, свойственного дошкольникам, к запоминанию, опосредованному конкретными смысловыми задачами в младшем школьном возрасте, требует освоения новых приёмов запоминания на основе осмысления материала, а не его формального повторения.
Эффект обучения, т.е. усвоения знаний, зависит не только от содержания этого обучения и методов, но и от индивидуальных особенностей личности школьников. В процессе учения проявляются особенности различных сторон личности учащегося: его интеллекта, качеств ума, характера, воли, особенности его эмоциональной сферы. Успех в усвоении знаний зависит, прежде всего, от того, в какой мере требования, предъявляемые школой, соответствуют реально достигнутому тем или иным учащимся уровню умственного развития.
Для учащихся с пониженной обучаемостью характерна трудность в необходимости проявлять активность личности. Эта трудность проявляется в тех случаях, когда нужно решить какую-либо задачу и для этого надо самостоятельно выбрать способ ее решения. Учащиеся с пониженной обучаемостью при решении задачи проблемного типа, воспроизводят без всяких изменений те привычные способы, какие у него сохранились в памяти. В результате процесс решения оказывается крайне непродуктивным.
В настоящем исследовании принимали участие учащиеся 1-2 классов средней общеобразовательной школы № 117 в возрасте 7-9 лет, испытывающих трудности в обучении (27 учащихся).
Задачи экспериментального исследования:
а) диагностика внимания и памяти у детей испытывающих трудности обучения;
б) выявление особенностей внимания и памяти, обуславливающих трудности обучения;
в) анализ и выявление типичных трудностей в обучении у испытуемых.
I. Исследование памяти
1. Методика «Десять картинок».
Цель – исследование объёма кратковременной зрительной памяти.
Ребенку поочередно предоставляется 10 карточек с изображениями разных предметов. После просмотра всех картинок даётся задание написать названия запомнившихся предметов.
2. Методика «Десять слов».
Цель – исследование объема кратковременной слуховой памяти.
Ребенку поочередно зачитывается 10 слов (без зрительного подкрепления). После прослушивания детям предлагается записать запомнившиеся слова.
3. Исследование моторно-слуховой памяти.
Ребенку предлагается запомнить ряд (10) слов с помощью слухового восприятия (исследователь зачитывает слово) и моторного подкрепления (ребенок, выслушав, записывает его). Затем ребенку предлагается воспроизвести запомнившиеся слова.
II. Исследование внимания
1. Оценка устойчивости внимания.
Для проведения исследования потребуется стандартный бланк теста «Корректурная проба» и секундомер. На бланке в случайном порядке напечатаны некоторые буквы русского алфавита, в том числе буквы «к» и «р»; всего 2000 знаков, по 50 букв в каждой строчке.
Исследование необходимо проводить индивидуально.
Инструкция. На бланке напечатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивайте буквы «к» и «р» и зачеркивайте их. Задание нужно выполнять быстро и точно». Испытуемый начинает работать по команде экспериментатора. Время работы — 10 мин.
2. Оценка объема динамического внимания.
Для проведения исследования потребуются таблицы Горбова — четыре таблицы размером 35 х 35 см, где в каждой клетке в случайном порядке разбросаны числа от 1 до 25, секундомер и указка.
Исследование проходит индивидуально. Испытуемый должен находиться на таком расстоянии от вертикально расположенной таблицы, чтобы видеть ее целиком.
Инструкция. На таблице написаны цифры от 1 до 25. Необходимо как можно быстрее найти и показать указкой все цифры.
Экспериментатор фиксирует и заносит в протокол время выполнения задания по каждой из четырёх таблиц. При обработке результатов обследования подсчитывается общее время поиска цифр по всем четырем таблицам.
В ходе экспериментального исследования испытуемые были разбиты на две возрастные группы:
I — от 7 до 8 лет (13);
II — от 8 до 9 лет (14).
I. Исследование памяти.
Группа |
Кратковременная зрительная память |
Кратковременная слуховая память |
Моторно-слуховая память |
I(13 человек) |
ú средний уровень – 8 чел.; ú низкий уровень – 5 чел. |
ú средний уровень – 7 чел.; ú низкий уровень- 6 чел. |
ú средний уровень – 6 чел.; ú низкий уровень – 7 чел. |
II (14 человек) |
ú средний уровень – 11 чел.; ú низкий уровень – 2 чел. |
ú средний уровень – 9 чел.; ú низкий уровень – 5 чел. |
ú средний уровень – 11 чел.; ú низкий уровень - 3 чел. |
Из таблицы 1 видно, что учащиеся, испытывающие трудности в обучении в ходе исследования памяти показали средние и низкие результаты.
Исследование кратковременной зрительной памяти. Практически всеми испытуемыми было допущено определенное количество ошибок при воспроизведении предметов, представленных на картинках. 8 из 13 первоклассников (I группа) допустили от 2 до 4 ошибок, причем в основном были выявлены трудности припоминания предметов изображенных на картинке и предъявляемых преимущественно в начале ряда. Пять и более ошибок было допущено пятью детьми первой группы: ошибки составили трудности припоминания предмета и замена предмета, предъявленного на картинке, на какой-то другой.
Учащиеся 2-го класса (II группа) показали следующие результаты: 11 из 14 человек имеют средний уровень развития кратковременной зрительной памяти – они допустили 2-3 ошибки (забывание, замена предметов); 2 человека показали низкий уровень развития кратковременной зрительной памяти, допустив 5–6 ошибок, что, возможно, обусловлено слабой концентрацией внимания; 1 ученик не допустил ни одной ошибки.
Исследование кратковременной слуховой памяти. Примерно одинаковое число учащихся первого класса (I группа) показали средние и низкие результаты – 7 и 6 человек соответственно, возможно это обусловлено слабой развитостью навыков письма.
9 учащихся 2-го класса из 14 испытуемых II группы показали средний уровень развития кратковременной слуховой памяти, допустив при этом 3 или менее ошибок; остальные 5 учеников допустили 5 и более ошибок (низкий уровень).
Исследование моторно-слуховой памяти. Среди испытуемых первой группы средний уровень развития моторно-слуховой памяти показали 6 первоклассников, низкий уровень – 7. Во второй группе результаты исследования развития моторно-слуховой памяти таковы: 11 человек – средний уровень, 3 человека – низкий уровень.
Согласно результатам исследования развития памяти, можно сделать следующие выводы:
Учащиеся 7-летнего возраста в среднем имеют меньший уровень развития памяти по сравнению с учащимися 8-летнего возраста, т.е. за исследуемый возрастной период происходит улучшение кратковременной зрительной, слуховой и моторно-слуховой памяти. В то же время, недостаточное развитие памяти в данный период онтогенеза обуславливает некоторые трудности обучения учащихся первых и вторых классов.
II. Исследование внимания.
Таблица 2. Сравнительна таблица оценки устойчивости внимания в группах I и II (средний балл)
Группа |
Продуктивность внимания |
Точность внимания |
I |
9,08 |
3,85 |
II |
10,0 |
5,61 |
Из таблицы 2 видно, что в группе первоклассников продуктивность внимания и точность меньше, чем в группе второклассников, соответственно, с возрастом за счет формирования процессов произвольности устойчивость внимания повышается.
У большинства испытуемых как первой, так и второй группы, зафиксировано большое количество ошибок (пропусков и неправильных зачеркиваний), за исключением нескольких испытуемых.
Возможно, низкий и средний уровень устойчивости (продуктивности и точности) внимания в обеих группах, говорит о недостаточной сформированности мозговых структур.
На основании данных результатов можно сделать вывод о том, что какие-либо коррекционные мероприятия необходимо осуществлять совместно с психологом на основании диагностических и с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Таблица 3. Оценка объема внимания в группах I и II
Номер таблицы |
Время поиска цифр в I гр. |
Время поиска цифр во II гр. |
1 |
5 |
5 |
2 |
5 |
6 |
3 |
6 |
6 |
4 |
6 |
7 |
В таблице 5 отражены средние данные по группам в баллах. Низкий уровень объема динамического внимания зафиксирован в обеих группах. В группе второклассников время нахождения цифр в таблицах последовательно уменьшается.
Следует отметить быструю утомляемость детей в ходе выполнения заданий на внимание, что возможно повлияло на результаты исследования.
Таким образом, уровень внимания и памяти у детей с трудностями обучения снижен, что говорит о необходимости коррекционной работы.
Анализ тетрадей и письменных работ учащихся, принявших внимание в исследовании, а также наблюдение за детьми в учебном процессе позволяют выделить следующие наиболее распространенные трудности, возникающие в ходе учебных занятий.
Феноменология трудностей |
Возможные причины |
1. В письменных работах пропускает буквы |
– Слабая концентрация внимания; – Несформированность приемов самоконтроля |
2. Неразвитость орфографической зоркости |
– Низкий уровень развития произвольности; – Низкий уровень развития кратковременной памяти |
3. Невнимателен и рассеян |
– Низкий уровень развития произвольности; – Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания |
4. Испытывает затруднения при пересказывании текста |
– Слабое развитие логического запоминания |
5. Трудно понимает объяснение с первого раза |
– Слабая концентрация внимания; – Низкий уровень развития произвольности |
6. Постоянная грязь в тетради |
– Недостаточный объем внимания; – Низкий уровень развития кратковременной памяти |
7. Плохое усвоение таблицы сложения |
– Низкий уровень развития механической памяти; – Низкий уровень развития долговременной памяти; – Слабая концентрация внимания |
8. Не справляется с заданиями для самостоятельной работы |
– Низкий уровень развития произвольности; – Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания |
9. Постоянно забывает дома учебные предметы |
– Низкий уровень развития произвольности; Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания |
10. Плохо списывает с доски |
– Низкий уровень развития произвольности; – Низкий уровень переключения внимания; – Недостаточный объем внимания; – Низкий уровень развития кратковременной памяти |
11. Любое задание необходимо повторить несколько раз, прежде чем ученик начинает его выполнять |
– Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания; – Низкий уровень развития произвольности |
12. Постоянно переспрашивает учителя |
– Низкий уровень объема внимания; – Слабая концентрация и устойчивость внимания; – Низкий уровень развития переключения внимания; – Низкий уровень развития кратковременной памяти; – Низкий уровень развития произвольности |
13. Постоянно отвлекается на уроках |
– Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания; – Низкий уровень развития произвольности |
Таким образом, слабый уровень развития внимания и памяти у детей младшего школьного возраста неизбежно отражается на продуктивности усвоения учебного материала и учебной успеваемости.
Анализ литературных источников и результатов психологического исследования позволяет сделать следующие выводы:
1. Внимание и память – важнейшие психические процессы, уровень развития которых определяет функциональные возможности ребёнка в процессе обучения, а их недостаточное развитие обуславливает феноменологию определенных трудностей обучения.
2. Формирование обучаемости в процессе индивидуального развития учащегося обусловлено как влиянием общественных условий, в которых он растет, так и спецификой природной основы психики - его нервной системы и, прежде всего, мозга. Внимание и память – важнейшие составляющие когнитивного (познавательного) фактора, влияющего на обучаемость школьника.
3. Согласно многим психологическим исследованиям, трудности обучения у младших школьников, характеризуются комплексностью их проявлений, что определяет необходимость своевременной, комплексной и многоплановой коррекционной работы.
4. В ходе исследования внимания и памяти у детей испытывающих трудности в обучении выявлен слабый уровень развития внимания и памяти, что подтверждает выдвинутую гипотезу о влиянии уровня внимания и памяти на продуктивность усвоения учебного материала.
5. В таблице 6 представлены наиболее распространенные трудности обучения, связанные в основном с слабым развитием процессов произвольности, внимания и памяти.
6. В благоприятных педагогических условиях пониженная обучаемость может быть своевременно компенсирована за счет развития других положительных сторон личности ученика, прежде всего за счет его старательности и высокой работоспособности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ахутина Т.В. и др. Особенности внимания у младших школьников по данным компьютерного исследования// Вестник московского университета. – Серия 14. Психология. – 1999. - № 4. – С. 36-48.
2. Безруких М.М. и др. Трудности обучения младших школьников, имеющих нарушение психического здоровья // Мир психологии. – 2003. - № 4. – С. 211- 218.
3. Переслени Л.И., Рожкова Л.А. Психофизиологические механизмы дефицита внимания у детей разного возраста с трудностями обучения// Журнал физиологии человека. - 1993. - Т. 19. - № 4. - С. 5-13.
4. Тамбиев А.Э., Медведев С.Д., Литвиненко О.В. Динамика развития основных свойств внимания в детском возрасте// Вопросы психологии. – 2003. - № 3. – С.118-122.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.