«Особенности воображения детей»
Оценка 4.7

«Особенности воображения детей»

Оценка 4.7
Документация
doc
чистописание
Детсад
21.04.2017
«Особенности воображения детей»
Воображение — это важнейшая сторона нашей жизни. Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения и творчества людей. Представьте на минуту, что человек не обладал бы фантазией. Мы лишились бы почти всех научных открытий и произведений искусства. Обладая богатым воображением, человек может "жить" в разное время, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать — лишите человека фантазии и прогресс остановится! Может быть, если мы сумеем понять, как начинает складываться творчество, развиваться воображение в детстве, что определяет это развитие, мы сумеем найти путь к творческой свободе для всех людей - свободе в словах, в чувствах, в мыслях, в самовыражении. Перед ребенком необходимо открыть как можно больше путей и уж конечно помочь вступить в мир творчества, воображения и фантазий. Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека.
л.а№5.doc
«Особенности воображения детей»                            Выполнила                                                    Степанова Людмила Александровна План контрольной работы Введение 1. Понятие воображения.  2. Функции воображения  и его развития. 3. Виды воображения. 4. Формы проявления воображения дошкольника. Заключение Список литературы Введение           Воображение — это   важнейшая   сторона   нашей   жизни.   Почти   вся человеческая   материальная   и   духовная   культура   является   продуктом воображения   и   творчества   людей.  Представьте   на   минуту,   что   человек   не обладал   бы   фантазией.   Мы   лишились   бы   почти   всех   научных   открытий   и произведений   искусства.   Обладая   богатым   воображением,   человек   может "жить" в разное время, что не может себе позволить никакое другое существо в мире. Дети не услышали бы сказок и не смогли бы играть во многие игры. А как они смогли бы усваивать школьную программу без воображения? Проще сказать — лишите человека фантазии и прогресс остановится! Может быть, если мы сумеем понять, как начинает складываться творчество, развиваться воображение в детстве, что определяет это развитие, мы сумеем найти путь к творческой свободе для всех людей ­ свободе в словах, в чувствах, в мыслях, в самовыражении. Перед ребенком необходимо открыть как можно больше путей   и   уж   конечно   помочь   вступить   в   мир   творчества,   воображения   и фантазий. Значит воображение, фантазия являются высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается она особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать,   в   последующем   наступает   быстрое   снижение   активности   этой функции.   Вместе   с   уменьшением   способности   фантазировать   у   человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке. Как показали исследования Л. С. Выготского, Е. И. Игнатьева, Д. Б. Эльконина, и других, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, но и является условием   творческого   преобразования   имеющихся   у   детей   знаний, способствует саморазвитию личности. 1.     Понятие воображения                   Воображение –создание образов таких предметов и явлений, которые никогда   не   воспринимались   человеком   раньше.  Из   ничего   воображение творить   не   может.   Оно   строится   на   преобразованном,   переработанном материале   прошлых   восприятий.   Это   и   образы,   создаваемые   величайшими писателями,   изобретения   конструкторов.  Даже   сказочные   образы   всегда являются   фантастическим   сочетанием   вполне   реальных   элементов. Как бы ни было новым то, что создано воображением человека, оно неизбежно исходит   из   того,   что   имеется   в   действительности,   опирается   на   него. Поэтому воображение,   как   и   вся   психика, есть   отражение   мозгом окружающего мира, но только отражение того, что человек не воспринимал, отражение   того,   что   станет   реальностью   в   будущем.  Отличительной особенностью   воображения   является   своеобразный   «отлёт   от действительности», когда на основе отдельного признака реальности строится новый образ, а не просто реконструируются имеющиеся представления, что характерно   для   функционирования   внутреннего   плана   действий.  Воображение присуще только человеку. По мнению Э.В.Ильенкова: «Сама по себе взятая фантазия, или сила воображения принадлежит к числу не только драгоценнейших, но и всеобщих, универсальных способностей, отличающих человека   от   животного.   Без   силы   воображения   невозможно   было   бы   даже узнать старого друга, если он вдруг отрастил бороду, невозможно было бы даже   перейти   улицу   сквозь   поток   автомашин.   Человечество,   лишённое фантазии,   никогда   не   запустило   бы   в   космос   ракеты».   Существует образов:  1. агглютинация­«склеивание»   различных,   в   повседневной   жизни   не соединяемых   качеств,   танк­амфибия…); 2. гиперболизация, которая   характеризуется   не   только   увеличением   или уменьшением   предмета   (мальчик   с   пальчик),   но   и   изменением   количества частей   предмета   и   их   смещением   (дракон   с   7   головами); 3. заострение,   подчёркивание   каких­либо   признаков   (шаржи,   карикатуры); 4. типизация,   для   которой   характерно   выделение   существенного, повторяющегося в однородных фактах и воплощение их в конкретном образе.   частей   (русалка, синтезирования несколько   свойств,     форм      С   деятельностью   воображения   связано   формирование   ряда   нравственно­ психологических качеств личности, таких, как идейная убеждённость, чувство долга,   целеустремлённость, настойчивость.    патриотизм,   чуткость, гуманность, 2. Функции воображения и его развитие мыслей,       остановить       Разум человека не может находиться в бездеятельном состоянии, поэтому люди   так   много   мечтают.   Мозг   человека   продолжает   функционировать   и тогда,   когда   в   него   не   поступает   новая   информация,   когда   он   не   решает никаких   проблем.   Именно   в   это   время   и   начинает   работать   воображение. Установлено,   что   человек   по   своему   желанию   не   в   состоянии   прекратить поток воображение. Гностическая функция. Воображение активно способствует познанию (напр., что бы понять не известное явление приходится воображать его) созданный воображением   образ   облегчает   процесс   усвоения,   особенно   при   участие образного   мышления.  ­ Прогностическая функция.   Воображение   позволяет увидеть. прокрутить в сознание эпизод, ситуацию, скорректировать её детали. ­ Воспитательная функция. Выступает при намеренном создании на уровне фантазии   и   последующей   реализации   тех   или   иных   качеств   человека. ­ Защитная функция.   Человек   использует   компенсаторный   механизм психики,   воображая   себя   в   том   качестве,   которого   ему   не   достаёт   в реальности:   сильным,   находчивым,   успешным   (Ребёнок   в   игре   воображает себя   лидером   при   низком   уровне   социометрического   уровня   в   классе) ­ Коммуникативная функция. Всякий продукт творчества всегда адресован другим   людям.   (Писатель   при   написании   книги   всегда   ориентируется   на потенциальных читателей, даже при условии, что она не будет издаваться). 3.  Виды  воображения.        Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные: Пассивное  воображениеделится   на   произвольное   (мечтательность,   грёзы)   и непроизвольное (гипнотическое состояние, сон). Оно подчинено внутренним субъективным   факторам,   т.е.   подчинено   желаниям,   которые   мыслятся   в процессе   фантазирования   осуществленными.   В   образах   пассивного воображения   удовлетворяются   не   удовлетворённые,   большей   частью   не осознанные,   потребности   личности.   Образы   и   представления   пассивного воображения   направлены   на   усиление   и   сохранение   положительно окрашенных   эмоций   и   на   вытеснение   отрицательных   эмоций   и   аффектов. Материалами   пассивного   воображения   являются   образы,   представления, элементы  понятий   и  другая   информация,  подчёркнутая  с  помощью   опыта. Трансформация образов может происходить произвольно и не произвольно.      2   еще   видов   непроизвольного   ­ непроизвольное воображение. Наиболее простая форма воображения – те образы, которые  возникают без специального намерения и усилий с нашей стороны  (плывущие   облака,   чтение   интересной   книги).   Всякое   интересное, увлекательное   преподавание   обычно   вызывает   яркое   непроизвольное воображение.  Одним   из воображения являются сновидения.   Н.   М.   Сеченов   считал,   что   сновидения   –   небывалая комбинация бывалых впечатлений. ­ произвольное воображение проявляется в случаях, когда новые образы или идеи возникают в результате специального намерения   человека   вообразить   что­то   определенное,   конкретное. По   степени   самостоятельности   и   оригинальности   продуктов   воображения различают вида. Активное   воображение   включает   в   себя   артистическое,   творческое, воссоздающее и антиципирующее. Всегда направлено на решение творческой или   личностной   задачи.   В   активном   воображение   мало   мечтательности   и бесконечной фантазии.  Творческое   воображение –   вид   воображения,   в   ходе   которого   человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других   людей   или   общества   и   которые   воплощаются   в   конкретные оригинальные   продукты   деятельности.   Образы   творческого   воображения создаются   с   помощью   различных   интеллектуальных   операций:  операции,   с помощью   которых   формируются   идеальные   образы,   операции,   на   основе которых продукция. Критическое воображение ­ ищет, что именно в данном объекте, (технике, системе   образования,   общественной   жизни   в   целом)   несовершенно   и нуждается доработке. Артистическое   воображение ­   способность   к   взаимодействию   со перерабатывается   готовая   в сценическими объектами. Особой   формой   воображения   является мечта.   Суть   данного   типа воображения заключается в самостоятельном создание новых образов. При этом мечта имеет ряд существенных отличий от творческого воображения. Во­первых,   в   мечте   человек   всегда   создаёт   образ   желаемого,   тогда   как   в образах   творческих   вовсе   не   всегда   желания   их   создателя.   В   мечтах находится всё образное выражение то, что влечёт к себе человека, к чему он стремится.   Во­вторых,   мечта   ­   процесс   воображения,   не   включённый   в творческую   деятельность,   т.е.   не   дающий   немедленно   и   непосредственно объективного   продукта   в   виде   художественного   произведения,   научного т.д. открытия, технического изобретения       и 4.   Формы   проявления   воображения   дошкольника     Истоки воображение ребенка, как и других психических процессов, нужно искать   во   взаимоотношении   ребенка   со   взрослым.   Н.Н.   Палагина, проанализировав приемы народной педагогики, выявила, что многие из этих приемов широко используют включение ребенка в воображаемый контекст. В народных потешках звуками, словами и движениями создает воображаемый образ.   Кроме   того,   взрослые   очень   рано   начинают   стимулировать воображающие действия ребенка – просят показать, как мишка ходит, как петух машет крыльями, как кошка мяукает. При этом ребенок сам, своими условными действиями создает воображаемую ситуацию, но создает ее для взрослого и по его интерпретации.       Преломляя роль живого или неживого предмета   через   себя,   через   свое   действие,   ребенок   строит   образ   этого предмета.   Роль   при   этом   выступает   как   опора   образа. Очень ярко воображение дошкольников в режиссерской игре. Даже 3­летние дети   с   удовольствием   наделяют   игрушки   ролями   и   проигрывают   с   ними различные   сюжеты.   С   возрастом   в   игровых   сюжетах   все   большее   место отводится речи, и все меньшее время занимает действие. Воображение все больше отделяется от действия и переносится в речевой план. А поскольку внутренняя речь еще не сложилась, ребенку необходим партнер, который в основном выступает в роли слушателя. Этот партнер может не вмешиваться в игру,   но   он   все­таки   нужен   как   опора   образа.   Ребенок   сам   рассказывает содержание игры и произносит реплики как своего, так и чужого персонажа.       Начинаясь и формируясь в игре, воображение переходит и в другие виды деятельности  дошкольника. Наиболее  ярко  оно  проявляется  в рисовании  и сочинении сказок и стишков. Здесь, так же как в игре, дети сначала опираются на   непосредственно   воспринимаемые   предметы   или   возникающие   под   их рукой штрихи на бумаге, а потом уже сами планируют свое произведение. 3­4­ летние дети по ходу рисунка могут несколько раз менять свой замысел. ЗАКЛЮЧЕНИЕ         Итак,   мы   познакомились   с   самыми   общими   аспектами   развития воображения детей. Мы увидели, как важна эта функция для общего развития ребенка,   для   становления   его   личности,   для   формирования   жизненного опыта. В силу важности и значимости воображения для ребенка необходимо всячески   помогать   его   развитию   и,   одновременно,   использовать   его   для оптимизации   учебной   деятельности.   Формирование   воображения   в   раннем возрасте   происходит   как   изменение   прирожденной   активности   ребенка   в активность   преобразующую.   Решающим   фактором   при   этом   является потребность   в   новых   впечатлениях   и   общение   со   взрослым,   открывающим способы   получения   впечатлений. Воспитывая   детское   воображение, необходимо добиваться, чтобы оно было связано с жизнью, чтобы оно было творческим отображением нашей действительности. Знакомясь на прогулках, в беседах с воспитателями с окружающей жизнью, ребёнок затем отражает воспринятое   в   своих   рисунках,   играх,   и   в   процессе   этой   творческой переработки   накопленного   опыта   формируется   воображение. Необходимо   помнить,   что   воображение   дошкольника   развивается   в деятельности: в игре, в рисовании, в занятиях по родному языку. Поэтому организация   этих   видов   деятельности,   педагогическое   руководство   ими имеют воображения. Важную   роль   в   развитии   воображения   имеет   художественное   воспитание детей. Развитие воображения не является результатом прямого обучения. Оно обусловлено растущей преобразующей активностью ребенка и механизмами саморазвития воображения: противоположной направленностью варьирования и   моделирования   элементов   опыта,   схематизации   и   детализации   образов.  решающее развития   для         значение 2000.   –     «Рон»» «ЦГЛ   Список литературы 1. Боровик О. В.  Развитие воображения. Методические рекомендации. – М.: ООО 112с. 2. Немов Р. С.Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: В 3кн. – 4е. издание – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. – Кн. 1: Общие основы психологии / Воображение: 260 – 271. 3.   Веккер   Л.   М.Психические   процессы.   –   Т.1   –   л.,   1974.   /Воображение   и психологическое время: 262 – 271. Представление / воображение/: 278 – 295. 4. Выготский Л. С.Собрание сочинений: В 6т. – Т. 2 – М., 1982 /Воображение и   его   развитие   в   детском   возрасте:   436   –   455/. 5. Выготский Л. С.Проблемы возрастной периодизации детского развития. // Вопросы   психологии.   114   –   123. 6. Дьяченко О. М.Об основных направлениях развития воображения у детей. // Вопросы   психологии.   52   –   59. 7.   Дьяченко   О.   М.,   Кириллова   А.   И.О   некоторых   особенностях   развития воображения детей дошкольного возраста. // Вопросы психологии. 1987. № 1. с.   44   –   51.  8.   Игнатьев   Е.   И. О   некоторых   особенностях   изучения представлений 1956. 9. Коршунова Л. С.Воображение и его роль в познании. – М., 1979. /Трудности в   определении   воображения:   3   –   7.   Воображение   и   практическая деятельность: 8 – 30. Воображение как отражение действительности: 31 – 85. Воображение   86   –   131/.   и   научное воображения.   №   6.   1972.   №   2.   с.   познание   мира: Вып. 76.   М.,     1988.   и     с.

«Особенности воображения детей»

«Особенности воображения детей»

«Особенности воображения детей»

«Особенности воображения детей»

«Особенности воображения детей»

«Особенности воображения детей»

«Особенности воображения детей»

«Особенности воображения детей»

«Особенности воображения детей»

«Особенности воображения детей»

«Особенности воображения детей»

«Особенности воображения детей»

«Особенности воображения детей»

«Особенности воображения детей»

«Особенности воображения детей»

«Особенности воображения детей»

«Особенности воображения детей»

«Особенности воображения детей»

«Особенности воображения детей»

«Особенности воображения детей»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.04.2017