Составитель:
Малышева Валентина Николаевна
Уроки русского языка и развития речи по темам:
«Виды работы над предложением при изучении грамматического материала» во 2 классе.
ТЕМА. |
ВИДЫ РАБОТЫ. |
Предложение. Слово. Звук. Буква. |
1.Чтение вслух повествовательных предложений. 2.Составление вопросительного предложения по картинке. 3.Ответы на вопросы. 4.Выделение слов, обозначающих предметы, (о ком? о чем? говорится в предложении). Деление слов на слоги. 5.Составление предложений (устно) со словами ДОМ-ДЫМ, ПАРТА-КАРТА. |
Гласные и согласные звуки и буквы. |
1.Чтение вслух повествовательного и вопросительного предложений. 2.Большая буква в начале предложения. 3.Вопросительный знак или точка в конце предложения. 4.Составление предложений по картинкам и вопросам. (Куда дети идут? Что дети несут?) 5.Составление предложений со словами: (тетрадь, пенал, ручка.) 6.Составление предложений со словами: (мальчик, девочка-по картинкам) 7.Деление сплошного текста на предложения. 8.Оформление начала и конца предложения. 9.Работа по картинкам. Составление предложений. 10.Составление предложений со словами по выбору учащихся. 11.Выделение слов, отвечающих на вопросы КТО? ЧТО? |
Слог. |
1.Устное составление предложений сословами мел, доска, писать. 2.Большая буква в начале предложения. Знаки в конце предложения. 3.Чтение вслух повествовательного и вопросительного предложений. |
Перенос слов. |
1.Составление предложений со словами ( Деревья,учитель, школа.) 2.Чтение вслух предложений с интонацией. 3.Деление сплошного текста на предложения. 4.Знаки в конце предложения. 5.Большая буква в начале предложения. 6.Выборочное чтение предложений про птичек. 7.Выделение в предложениях слов, отвечающих на вопрос КТО? ЧТО? 8.Чтение вопросов и подбор на них слов, ответов. 9.Сравнение произношения повествовательных и вопросительных предложений. |
Обозначение мягкости согласных гласными буквами. |
1.Составление предложений по картинкам. 2.Чтение предложений разных по цели высказывания. 3.Выделение слов по вопросам КТО? ЧТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО ДЕЛАЛИ? 4.Работа с деформированными предложениями. 5.Выделение главной пары слов в предложении. 6.Чтение вопросов и ответы на них учиться записывать. 7.Составление предложений со словами РОВ, РЁВ,БЕРЕЗА, ПОВАР, РЕБЕНОК. 8.Составление предложений по картинкам о ЛОСЕ, О ПЕТУХЕ, О БЕЛОЧКЕ. 9.Составление предложений о лисе и петухепо сказкам. |
Буква Э |
1.Составление предложений со словами ЖЕРЕБЕНОК- ЖЕРЕБЯТА, ТЕЛЕНОК- ТЕЛЯТА. 2.Работа с деформированными предложениями. 3.Оформление предложения в начале и конце. 4.Составление предложений по картинке со словами: БЕЛКА,ЗИМА, СНЕГ, МОРОЗ, РЕБЯТА. 5.Деление сплошного текста на предложения. 6.Подбор СИНОНИМА к слову УБОР. 7.Выборочное чтение предложений. 8.Выделение главной пары слов. |
Буквы И, Й |
1.Упражнение в правильном чтении повествовательных предложений. 2.Упражнение в правильном чтении вопросительных предложений. 3.Составление предложений по картинке. 4.Придумывание заголовка к рассказу об утре школьника. 5.Запись ответов на вопросы. 6.Составление предложений со словами ЛИСА,ЛИСИЦА. Составление из отдельных слов предложений по теме ВЕСНА.
|
Мягкий знак на конце слова. |
1.Составление предложений со словами МЕДВЕДЬ, МЕДВЕДИЦА, МЕДВЕЖОНОК, МЕДВЕЖАТА. 2.Составление предложений по картинке про мышей , иголку. 3.Упражнение в правильном чтении предложений по цели высказывания.
|
Мягкий знак в середине слова. |
1.Составление предложений со словами ПАЛЬТО, ЕЛЬНИК, МЕЛЬНИЦА, ШПИЛЬКА. 2.Чтение предложений, соблюдая интонацию. 3.Составление предложений со словами ПЕНЬКИ,ПУЗЫРЬКИ,БОРЬБА, ЗОРЬКА. 4.Составление предложений со словами БЕЛЫЙ-БЕЛЕНЬКИЙ, ЧИСТЫЙ-ЧИСТЕНЬКИЙ. 5.Составление предложений по картинке и вопросам: ЧТО ДЕЛАЕТ МЕДВЕДЬ-ОТЕЦ? (большой). ЧТО НЕСЁТ МЕДВЕДИЦА? ЧТО ДЕЛАЕТ МАЛЕНЬКИЙ МИШУТКА? 6.Упражнение в чтении законченных и незаконченных предложений. 7.Установление связи слов в предложении. 8.Составление предложений со словами НАДЯ-НАДЕНЬКА,САША-САШЕНЬКА. 9.Составление предложений со словами ГРИБЫ-ГРИБКИ. 10.Составление предложений со словами ВЕСНА,СОЛНЦЕ, ГРАЧИ, РЕБЯТА, КОРАБЛИКИ. 11.Работа с деформированными предложениями. 12.Выборочное чтение: предложение про сосульки. 13.Выделение главной пары слов в предложениях. |
Русская Азбука или Алфавит. |
1.Составление предложений со словами КАРТА, КУСТАРНИК, ИВА, ЛОПАТА. 2.Составление предложений с сочетаниями слов НОВОЕ ПАЛЬТО, НОВЫЕ ПАЛЬТО, со словами ХОЗЯИН-ХОЗЯЕВА, СТАКАН-СТАКАНЫ. 3.Запись предложения по началу: МОЯ ФАМИЛИЯ… 4.Составление предложений со словами ШИЛО, ЩИПЦЫ, ДОЛОТО,ЖНЕЙКА. 5.Рассматривание картинок инструментов. |
Согласные Ж-Ш, Ч-Щ. |
1.Составление предложений по вопросам и картинкам:?ГДЕ ЖИВЕТ ХИЩНАЯ ЩУКА? ПОЧЕМУ ЕЕ НАЗВАЛИ ХИЩНОЙ? НА КАКИХ ДЕРЕВЬЯХ РАСТУТ ШИШКИ? 2.Составление предложения со словом РОЩА. 3.Работа с деформированным предложением. |
ЖИ-ШИ |
1.Составление предложений по картинкам и вопросам: ГДЕ ЖИВУТ ЕЖИ? ЧЕМ ПОКРЫТО ИХТЕЛО? ГДЕ ЖИВУТ МЫШИ? 2.Составление и запись предложений про УЖА. УЖИ-ПОЛЕЗНЫЕ ЖИВОТНЫЕ. НЕЛЬЗЯ УБИВАТЬ УЖЕЙ. 3.Составление предложений с сочетаниями слов :ДУШИСТЫЕ ЛАНДЫШИ, ПУШИСТЫЙ СНЕГ. 4.Работа с деформированными предложениями. 5.Большая буква в начале предложения. Точка в конце предложения. 6. Выделение главной пары слов в предложениях. 7.Разбор прочитанного предложения. 8. Деление сплошного текста на предложения. 9. Составление предложений про кота имышей. |
ЧА-ЩА |
Составление предложений со словами по выбору учителя и учащихся: ПИЩА, РОЩА, ЧАСОВЩИК, ЧАСЫ, ЩАВЕЛЬ, ЧАС. Распространение предложений словами, отвечающими на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?КАКИЕ? (Набежала грозовая туча. Зашумела березовая роща. Пошел дождь). Чтение вопросов и ответов. Выборочное чтение предложений: О ВЕТРЕ, ОМАШИНАХ, О ЗВЕРЯХ. Разбор этих предложений. Разбор предложений: САША ПОЙМАЛ ЛЕЩА И КАРАСЯ. ЗАСТУЧАЛИ ЧАСТЫЕ КАПЛИ ДОЖДЯ, ТРЕЩАТ КУЗНЕЧИКИ В ТРАВЕ. |
ЧУ-ЩУ |
Составление предложений со словами ЧУГУН, ЧУЛАН. Выписывание пар слов. Составление предложений по вопросам и картине: ГДЕ ЖИВЕТ ДЯТЕЛ? ЗАЧЕМ ОН СТУЧИТ ПО ДЕРЕВУ? Деление сплошного текста на предложения. Оформление начала и конца предложения. Выписывание пар слов. Составление предложений со словами ЧУЖОЙ, ЧУТКИЙ, ЩУКА, ИЩУ, ПИЩУ. |
УДАРЕНИЕ. |
Составление предложений со словами ЩАВЕЛЬ, ЩАВЕЛЬНЫЙ, СТАКАНЫ, ПАЛЬТО. Составление картинок из осколков. Составление слов по данным картинкам. Составление предложений по этим картинкам. Распространение предложений: Пришла(долгожданная) весна. Журчат (веселые)ручьи. Жужжит( трудолюбивая) пчела. (Громко) кричат грачи. Придумывание заголовка к тексту. (ВЕСНОЙ). |
Ударные и безударные гласные. |
Составление предложений со словами: ЛИПА, РЫБАК, ПЕТУХ, МЕТЕЛЬ,СУЧЬЯ, ПРУТЬЯ, КРОТ, СЛОВА, СЕРП, ГЕРБ, МЕХ, ПЛИТА… Чтение полученных предложений с интонацией. Чтение рассказа по карточке. Запись его по карточке. ( орфографическое списывание с образца). Составление предложений по картинке, составленной из осколков по теме « Пожар» Или по теме « Правила безопасности на дороге» Составление предложений с данными словосочетаниями: ( Зеленая трава… Высокая сосна… Младшая сестра…) Составление полных ответов на вопросы. Упражнение в передаче нужной интонации. |
ПАРНЫЕ ЗВОНКИЕ И ГЛУХИЕ СОГЛАСНЫЕ. |
Составление предложений со словами: горка-корка, медведь -медведя- медведей, голос, парус, арбуз. Установление порядка слов в деформированных предложениях. Оформление начала и конца предложения.. Разбор предложения. Выписывание пар слов. Предлог к существительному. Определение на слух количества предложений в тексте. Подбор заголовка. Выборочное чтение: о городском саде. Составление предложений, различных по интонации, по картинке на тему «ЗИМА». Чтение рассказа вслух. Упражнение в правильном чтении предложений. Разбор предложений. Составление ответов на вопросы. Составление предложений со словами: ГРИБЫ-ГРИБКИ,ЯГОДА-ЯГОДКА, СТОРОЖ-СТОРОЖКА, ДУБЫ-ДУБКИ, ЛОШАДЬ-ЛОШАДКА.
|
БОЛЬШАЯ БУКВА В ИМЕНАХ, ОТЧЕСТВАХ И ФАМИЛИЯХ. |
Составление предложений по картинкам про детей. Перечисление с записью в тетрадь имен детей класса. Упражнение в постановке логического ударения. Выделение слов , отвечающих на вопросы КТО?ЧТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? Определение на слух количества предложений в тексте. Составление предложений со словом ФАМИЛИЯ… Составление предложений, используя вопросы: Как надо ухаживать за цветами? Что делают санитары? Как надо относиться к своим обязанностям? Работа с деформированными предложениями. Работа с незаконченными предложениями…
|
БОЛЬШАЯ БУКВА В КЛИЧКАХ ЖИВОТНЫХ. |
Составление предложений по картинкам про животных. Перечисление с записью в тетрадь кличек животных, которые есть у детей класса. Упражнение в постановке логического ударения. Выделение слов , отвечающих на вопросы КТО? ЧТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? Определение на слух количества предложений в тексте. Составление предложений со словом: кличка животного… Составление предложений, используя вопросы: Как надо ухаживать за животными? Что делают дети дома, помогая родителям по уходу за животными? Как надо относиться к своим обязанностям? Работа с деформированными предложениями. Работа с незаконченными предложениями…
|
Большая буква в географических названиях. |
Составление предложений по картинкам про природу живую и неживую. Перечисление с записью в тетрадь географических названий: горы…, реки…, моря…, океаны…, города…,поселки…, названия улиц…, страны…, материки. Упражнение в постановке логического ударения. Выделение слов , отвечающих на вопросы ЧТО? Определение на слух количества предложений в тексте. Составление предложений со словом географическое название. Составление предложений, используя вопросы: как узнать, где находится река, страна…? Работа с деформированными предложениями. Работа с незаконченными предложениями… Составление предложений с названиями улиц, своего города, поселка,озера. Преобразование повествовательного предложения в вопросительное, в восклицательное. Составление предложений со словами: МАЛЯР, СТОЛЯР, ТОКАРЬ,СЛЕСАРЬ, ГОРОХ, ГУСЬ. Чтение предложений с интонацией перечисления. |
Слова В, ИЗ,К, НА, ОТ, ПО, С, У. |
Знакомство с предлогом: это слово-помощник в предложении, для связи слов. Выписывание пар слов с предлогами из предложений. Составление предложений, где есть слова с предлогами.
|
Слова, отвечающие на вопрос: ЧТО ДЕЛАТЬ? |
Чтение предложений с интонацией. Запись предложения про ГРАЧА. Выделение в предложениях слов, о ком? О чем? говорится в предложении? Что о нем говорится?. Выписывание пар слов. Деление сплошного текста на предложения. Составление предложений по данному началу: наступает…, веселится…, рисует. Придумывание заголовка к рассказу. Составление предложений с словосочетаниями: (катается с горки, рисует картину, надену платье). Чтение полученных предложений. Составление предложений со словами: солнце, котенок. |
Слова, отвечающие на вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ? |
Составление предложений по данному началу: Душистый ландыш… Синий василек… Синее платье… Красный мак… Красная морковь… Зеленое яблоко… Придумывание заголовка к рассказу. Составление предложений с словосочетаниями: (спелое яблоко, новое ведро, румяное яблоко, желтое платье). Чтение полученных предложений. Составление предложений со словами: высокое стройное дерево, маленький теленок.
|
Предложение. Связная речь. |
Деление сплошного текста на предложения. Работа с деформированными предложениями. Разбор предложений. Распространение предложений. Наблюдение над интонацией. Определение на слух количества предложений. Чтение вопросов и ответов. Упражнение в передаче нужной интонации и логического ударения. Чтение рассказа. Выделение орфограмм. |
Точка. Вопросительный, восклицательный знаки. |
Деление сплошного текста на предложения. Работа с деформированными предложениями. Разбор предложений. Распространение предложений. Наблюдение над интонацией. Определение нужного знака в конце предложения по интонации. Определение на слух количества предложений. Чтение вопросов и ответов. Упражнение в передаче нужной интонации и логического ударения. Чтение рассказа. Выделение орфограмм. |
Повторение пройденного. |
Чтение вслух повествовательных предложений. Составление вопросительного предложения по картинке. Ответы на вопросы. Выделение слов, обозначающих предметы, (О ком? О чем? говорится в предложении). Составление предложений (устно) с изученными словами. |
Повторение пройденного. |
Составление предложений со словами ПАЛЬТО,ПЧЕЛЬНИК, МЕЛЬНИЦА, КИЛЬКА. Чтение предложений, соблюдая интонацию. Составление предложений со словами ПЕНЬКИ, ПУЗЫРЬКИ,БОРЬКА, ЗОРЬКА. Составление предложений со словами СЕРЫЙ-СЕРЕНЬКИЙ, ЧИСТЫЙ-ЧИСТЕНЬКИЙ. Составление предложений по картинке и вопросам: ЧТО ДЕЛАЕТ ЗАЯЦ? (большой). ЧТО НЕСЁТ ЗАЙЧИХА? ЧТО ДЕЛАЕТ МАЛЕНЬКИЙ ЗАЙЧЕНОК? Упражнение в чтении законченных и незаконченных предложений. Установление связи слов в предложении. Составление предложений со словами КОЛЯ-КОЛЕНЬКА, МАША-МАШЕНЬКА. Составление предложений со словами ГРИБЫ-ГРИБОЧКИ, ГРИБНИКИ. Составление предложений со словами ВЕСНА, СОЛНЫШКО, СКВОРЦЫ, РЕБЯТА, КОРАБЛИКИ. Работа с деформированными предложениями. Выборочное чтение: предложение про сосульки. Выделение главной пары слов в предложениях |
Повторение пройденного. |
Составление предложений со словами .ПАРТА, КУСТАРНИКИ, НИВА, ЛОПАТКА Составление предложений с сочетаниями слов НОВОЕ ПЛАТЬЕ, НОВЫЕ ПЛАТЬЯ, со словами ПОВАР-ПОВАРА, СТАКАН-СТАКАНЫ. Запись предложения по началу: МОЁ ИМЯ… Составление предложений со словами НОЖНИЦЫ, ПЛОСКОГУБЦЫ, ПИЛКА, .ИГОЛКА. Рассматривание картинок инструментов |
Повторение пройденного. |
Составление предложений по вопросам и картинкам: ГДЕ ЖИВЕТ КРОКОДИЛ? ПОЧЕМУ ЕГО НАЗВАЛИ ХИЩНИКОМ? НА КАКИХ ДЕРЕВЬЯХ РАСТУТ ШИШКИ? Составление предложения со словом ЧАЩА. Работа с деформированным предложением. |
Повторение пройденного. |
Составление предложений со словами КОНЬ, ЛОШАДЬ, ЖЕРЕБЕНОНОК, ЖЕРЕБЯТА. Составление предложений по картинке про СТРИЖЕЙ, КОРОВУ. Упражнение в правильном чтении предложений по цели высказывания.
|
Повторение пройденного. |
Составление предложений со словами (деревья, учительница, школа, класс.) Чтение вслух предложений с интонацией. Деление сплошного текста на предложения. Знаки в конце предложения. Большая буква в начале предложения. Выборочное чтение предложений про птичек. Выделение в предложениях слов, отвечающих на вопрос КТО? ЧТО? Чтение вопросов и подбор на них слов, ответов. Сравнение произношения повествовательных и вопросительных предложений |
Повторение пройденного. |
Чтение вслух повествовательных предложений. Составление вопросительного предложения по картинке. Ответы на вопросы. Выделение слов, обозначающих предметы, (о ком? о чем? говорится в предложении). Составление предложений (устно) с изученными словами. |
Повторение пройденного. |
Чтение вслух повествовательных предложений. Составление вопросительного предложения по картинке. Ответы на вопросы. Выделение слов, обозначающих действие предметов. Составление предложений (устно) с изученными словами. |
Повторение пройденного. |
Составление предложений со словами (ученики, дети, играют, перемена.) Чтение вслух предложений с интонацией. Деление сплошного текста на предложения. Знаки в конце предложения. Большая буква в начале предложения. Выборочное чтение предложений про птичек. Выделение в предложениях слов, отвечающих на вопрос КТО? ЧТО? Чтение вопросов и подбор на них ответов. Сравнение произношения повествовательных и вопросительных предложений |
Повторение пройденного. |
Составление предложений по картинкам и вопросам: ГДЕ ЖИВУТ белки? ЧЕМ ПОКРЫТО ИХ ТЕЛО? ГДЕ ЖИВУТ суслики? Составление и запись предложений про стриЖА. СТРИЖИ-ПОЛЕЗНЫЕ ПТИЦЫ. НЕЛЬЗЯ УБИВАТЬ СТРИЖЕЙ. Составление предложений с сочетаниями слов :ДУШИСТЫЕ ЛАНДЫШИ, ПУШИСТЫЙ СНЕГ. Работа с деформированными предложениями. Большая буква в начале предложения. Точка в конце предложения. Выделение главной пары слов в предложениях. Разбор прочитанного предложения. Деление сплошного текста на предложения.
|
Приложение. Деформированные тексты. |
1. как громко свищет ветер осенью за окном как завывает он зимой в трубе ветер слышал каждый а кто его видел никто потому что он невидимка ведь ветер- это движение воздуха над землей |
|
2. Днем и ночью бежит по трубам вода она напоит людей вода постирает белье тушит пожары тоже вода хватает работы и речной воде крутит вода турбины электростанций |
|
3. высоко в небе плывет туча это тоже вода летом прольется дождь напоит он леса и поля зимой упадет вода снегом укроет снег землю от мороза |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.