ПСИХОЛИНГВИСТИКА
Оценка 4.7

ПСИХОЛИНГВИСТИКА

Оценка 4.7
Документация
pdf
Междисциплинарный 4
1 кл—7 кл
14.07.2023
ПСИХОЛИНГВИСТИКА
психология, педагогика и логопедия
Osobennosti_diagnostiki_detey_s_variantami_autisticheskikh.pdf


«Особенности диагностики детей с вариантами аутистических расстройств: ранний и дошкольный возраст»

Особенности диагностики детей с вариантами аутистических расстройств:

ранний и дошкольный возраст

Практикам хорошо известно, что группа детей с РАС очень       неоднородна по     своим        клиническим, симптоматическим      проявлениям    и гетерогенна       по причинам своего возникновения.

Зачем нужна тонкая дифференциация? Зачем нужно выделять не только тяжесть аутистических расстройств, но и их варианты?


Только выделив устойчивые по совокупности признаков варианты аутистического расстройства и различия между ними, мы сможем оказывать более адресную и эффективную помощь детям каждой из этих категорий.

Медицинские критерии аутизма

Согласно   МКБ-10,    это    группа       расстройств, характеризующихся:

        качественными    нарушениями   в        социальных взаимодействиях;

        нарушениями коммуникации;

        стереотипным, повторяющимся поведением и/или специфическими интересами.

В МКБ-11 выделено два признака:

        качественные       нарушения        взаимодействия         и коммуникации;

        стереотипное, повторяющееся поведение и/или специфические интересы.

В российской клинической психологии, психиатрии и психолого-педагогической практике все варианты аутистических расстройств относят к вариантам искажённого психического развития. Выделяются две большие группы:

        варианты эволютивного аутизма:

-            феноменологические особенности (признаки) «проявляются» очень рано;

-            чем тяжелее вариант аутистического расстройства, тем ранее можно увидеть эти характерные признаки (уже с 2-2,5 мес.);

-            с возрастом признаки накапливаются и уже к году можно говорить об «аутистическом синдроме»;

-            с возрастом (после 1 года) отсутствует нарастание явных негативных симптомов, развитие идет медленно, своеобразно, но ребёнок в целом


“набирает”, а не теряет .

        регрессивные варианты аутистических расстройств:

-            до определённого момента (приблизительно до 1,2-2 лет) эмоциональное развитие ребёнка нормативно;

-            с определённого момента (как правило, между годом и двумя) проявляется разной степени выраженности и интенсивности регресс;

-            этот регресс может проявляться как в “откате” в эмоциональности коммуникации и\или речи, взаимодействия, а может охватывать и иные сферы в частности утрату бытовых и рутинных навыков;

-            этот момент может быть как остро выраженным, так и «смазанным» или вообще отсутствовать;

-            возраст начала изменений, их глубина, длительность и выраженность потерь/утрат будут в определённой степени определять вариант регрессивного расстройства.

Дифференциально-диагностические критерии выделения вариантов искажённого развития (РАС)

        Ранний анамнез.

        Характерные поведенческие феномены, в том числе, моторные стереотипии.

        Специфика сенсорной сферы (в частности, изменение порогов чувствительности). При большинстве аутистических расстройств мы имеем дело с низким порогом чувствительности, но при отдельных вариантах порог будет высоким (а чувствительность, соответственно, сниженной).

        Особенности         социального      взаимодействия, коммуникации и игры.

        Характер развития психических функций, в первую очередь, импрессивной и экспрессивной речи. При большинстве      вариантов   раннего     регресса понимание речи резко нарушается.

        Динамика изменений с возрастом. При вариантах эволютивного аутизма эта динамика всегда позитивна при правильно построенной работе и отсутствии внешних негативных факторов среды. При регрессивных вариантах картина может быть очень разной.

Наличие генетических аномалий, неврологических и соматических заболеваний     значительно      затрудняет отнесение ребёнка к одному из вариантов РАС.

Что необходимо выяснить о раннем развитии

Что же нужно выяснить в анамнезе, если мы подозреваем у ребёнка аутистическое расстройство?

        Каким в целом (спокойным или беспокойным) был ребёнок на первом году жизни. Например, очень ярким признаком будут проблемы со сном.

        Сроки  моторного         и       речевого   развития,  их специфика.


        Были ли особенности принятия пищи и сна, как принимал прикорм.

        Как принимал позу на руках.

        Какие эмоциональные реакции «давал» на своих и чужих, на что он реагировал и реагировал ли вообще.

        Был ли период, до которого родители говорят, что ребёнок развивался «как все» дети.

        Что предшествовало изменению.

        Что утратил ребёнок после изменений.

        Какие нарушения поведения наблюдались/ наблюдаются сейчас.

Основные этапы и методы работы

        Беседа с родителями: тщательный сбор истории развития, жалоб,   проблемПросмотр видеоматериалов из истории развития.

       


Наблюдение         за      поведением,     действиями       и аффективными реакциями ребёнка.

        Построение диагностической гипотезы о варианте расстройства.

        Собственно  игровое     диагностическое взаимодействие.

Трудности оценки состояния ребёнка

Особенности специфического поведения детей с разными вариантами РАС увидеть нетрудно, а вот понять и оценить уровень развития психических функций далеко не всегда получается даже опытным специалистам.

        Уровень развития психических функций, способностей, знаний и умений ребёнка с РАС выраженно неравномерен, часто искажён.

        В большинстве случаев не ребёнок не может продемонстрировать свои умения, а мы, взрослые,

дефицитарны в способах и приёмах, позволяющих нам этот уровень оценить.

        Дети негативно реагируют на новое место и людей, часто “показывают” себя хуже, чем есть на самом деле.

        Ребёнок часто недоступен стандартной процедуре обследования или обследованию вообще.

       


Результаты, которые показывает ребёнок, не укладываются в одну возрастную картину ввиду грубой неравномерности в развитии психических функций.

        Для дифференциации варианта РАС необходима специфическая информация о раннем развитии ребёнка.

        Наблюдение за поведением ребёнка и его реакциям порой более информативно, чем результаты диагностики.

Особенности диагностики детей с вариантами аутистических расстройств: ранний и дошкольный возраст»

Особенности диагностики детей с вариантами аутистических расстройств: ранний и дошкольный возраст»

Особенности диагностики детей с вариантами аутистических расстройств: ранний и дошкольный возраст

Особенности диагностики детей с вариантами аутистических расстройств: ранний и дошкольный возраст

Только выделив устойчивые по совокупности признаков варианты аутистического расстройства и различия между ними, мы сможем оказывать более адресную и эффективную помощь детям каждой из этих…

Только выделив устойчивые по совокупности признаков варианты аутистического расстройства и различия между ними, мы сможем оказывать более адресную и эффективную помощь детям каждой из этих…

Дифференциально - диагностические критерии выделения вариантов искажённого развития (РАС) •

Дифференциально - диагностические критерии выделения вариантов искажённого развития (РАС) •

Особенности социального взаимодействия, коммуникации и игры

Особенности социального взаимодействия, коммуникации и игры

Были ли особенности принятия пищи и сна, как принимал прикорм

Были ли особенности принятия пищи и сна, как принимал прикорм

Ребёнок часто недоступен стандартной процедуре обследования или обследованию вообще

Ребёнок часто недоступен стандартной процедуре обследования или обследованию вообще
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.07.2023