Особенности диагностики детей с вариантами аутистических расстройств:
Практикам хорошо известно, что группа детей с РАС очень неоднородна по своим клиническим, симптоматическим проявлениям и гетерогенна по причинам своего возникновения.
Зачем нужна тонкая дифференциация? Зачем нужно выделять не только тяжесть аутистических расстройств, но и их варианты?
Согласно МКБ-10, это группа расстройств, характеризующихся:
• качественными нарушениями в социальных взаимодействиях;
• нарушениями коммуникации;
• стереотипным, повторяющимся поведением и/или специфическими интересами.
В МКБ-11 выделено два признака:
• качественные нарушения взаимодействия и коммуникации;
• стереотипное, повторяющееся поведение и/или специфические интересы.
В российской клинической психологии, психиатрии и психолого-педагогической практике все варианты аутистических расстройств относят к вариантам искажённого психического развития. Выделяются две большие группы:
• варианты эволютивного аутизма:
- феноменологические особенности (признаки) «проявляются» очень рано;
- чем тяжелее вариант аутистического расстройства, тем ранее можно увидеть эти характерные признаки (уже с 2-2,5 мес.);
- с возрастом признаки накапливаются и уже к году можно говорить об «аутистическом синдроме»;
- с возрастом (после 1 года) отсутствует нарастание явных негативных симптомов, развитие идет медленно, своеобразно, но ребёнок в целом
• регрессивные варианты аутистических расстройств:
- до определённого момента (приблизительно до 1,2-2 лет) эмоциональное развитие ребёнка нормативно;
- с определённого момента (как правило, между годом и двумя) проявляется разной степени выраженности и интенсивности регресс;
- этот регресс может проявляться как в “откате” в эмоциональности коммуникации и\или речи, взаимодействия, а может охватывать и иные сферы в частности утрату бытовых и рутинных навыков;
- этот момент может быть как остро выраженным, так и «смазанным» или вообще отсутствовать;
- возраст начала изменений, их глубина, длительность и выраженность потерь/утрат будут в определённой степени определять вариант регрессивного расстройства.
Дифференциально-диагностические критерии выделения вариантов искажённого развития (РАС)
• Ранний анамнез.
• Характерные поведенческие феномены, в том числе, моторные стереотипии.
• Специфика сенсорной сферы (в частности, изменение порогов чувствительности). При большинстве аутистических расстройств мы имеем дело с низким порогом чувствительности, но при отдельных вариантах порог будет высоким (а чувствительность, соответственно, сниженной).
• Особенности социального взаимодействия, коммуникации и игры.
• Характер развития психических функций, в первую очередь, импрессивной и экспрессивной речи. При большинстве вариантов раннего регресса понимание речи резко нарушается.
• Динамика изменений с возрастом. При вариантах эволютивного аутизма эта динамика всегда позитивна при правильно построенной работе и отсутствии внешних негативных факторов среды. При регрессивных вариантах картина может быть очень разной.
Наличие генетических аномалий, неврологических и соматических заболеваний значительно затрудняет отнесение ребёнка к одному из вариантов РАС.
Что же нужно выяснить в анамнезе, если мы подозреваем у ребёнка аутистическое расстройство?
• Каким в целом (спокойным или беспокойным) был ребёнок на первом году жизни. Например, очень ярким признаком будут проблемы со сном.
• Сроки моторного и речевого развития, их специфика.
• Были ли особенности принятия пищи и сна, как принимал прикорм.
• Как принимал позу на руках.
• Какие эмоциональные реакции «давал» на своих и чужих, на что он реагировал и реагировал ли вообще.
• Был ли период, до которого родители говорят, что ребёнок развивался «как все» дети.
• Что предшествовало изменению.
• Что утратил ребёнок после изменений.
• Какие нарушения поведения наблюдались/ наблюдаются сейчас.
• Беседа с родителями: тщательный сбор истории развития, жалоб, проблем. Просмотр видеоматериалов из истории развития.
•
• Построение диагностической гипотезы о варианте расстройства.
• Собственно игровое диагностическое взаимодействие.
Особенности специфического поведения детей с разными вариантами РАС увидеть нетрудно, а вот понять и оценить уровень развития психических функций далеко не всегда получается даже опытным специалистам.
• Уровень развития психических функций, способностей, знаний и умений ребёнка с РАС выраженно неравномерен, часто искажён.
• В большинстве случаев не ребёнок не может продемонстрировать свои умения, а мы, взрослые,
дефицитарны в способах и приёмах, позволяющих нам этот уровень оценить.
• Дети негативно реагируют на новое место и людей, часто “показывают” себя хуже, чем есть на самом деле.
• Ребёнок часто недоступен стандартной процедуре обследования или обследованию вообще.
•
• Для дифференциации варианта РАС необходима специфическая информация о раннем развитии ребёнка.
• Наблюдение за поведением ребёнка и его реакциям порой более информативно, чем результаты диагностики.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.