ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ
ПОТРЕБНОСТИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ —
ОСНОВАНИЯ
ДЛЯ РАЗРАБОТКИ
СПЕЦИАЛЬНЫХ
УСЛОВИЙ
ИНКЛЮЗИВНОГО
ОБУЧЕНИЯ
Инклюзивное
образование — обеспечение равного доступа к образованию для всех
обучающихся с учетом разнообразия особых
образовательных потребностей и индивидуальных
возможностей.
В инклюзивное обучение включаются дети с сенсорными,
двигательными,
интеллектуальными, эмоционально-личностными и другими
нарушениями развития. Для них
характерны ряд общих и специфических особенностей и
особые образовательные потребности,
которые могут быть удовлетворены благодаря созданию
специальных условий воспитания и
обучения. Это особые дети, нуждающиеся в совершенно
иных, чем нормально развивающиеся
дети условиях.
В современных российских нормативно-правовых документах
в области образования
приводится следующее определение термина «лицо с
ограниченными возможностями здоровья»:
Лицо с ограниченными возможностями здоровья — лицо,
имеющее физический и (или)
психический недостатки, которые препятствуют освоению
образовательных программ без
создания специальных условий для получения образования.
Статус лица с ОВЗ обучающийся получает после
обследования психолого-медикопедагогической комиссией.
В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании» к
лицам с ограниченными
возможностями здоровья относятся следующие категории
детей:
• глухие;
• слабослышащие;
• позднооглохшие;
• незрячие;
• слабовидящие;
• лица с тяжелыми нарушениями речи;
• лица с нарушениями функций опорно-двигательного
аппарата;
• дети с задержкой психического развития;
• лица с нарушением интеллекта;
• лица с нарушениями эмоционально-волевой сферы;
• лица со сложными недостатками развития.
Среди особенностей, наблюдаемых при всех вариантах
нарушения, может быть выделена
22
23
совокупность особенностей,
которые определяют необходимость организации специальной
психолого-педагогической помощи в развитии и обучении
этих детей. Эту совокупность
особенностей принято называть «особыми образовательными
потребностями» (В. И. Лубовский,
2014). Именно эти особые образовательные потребности
определяют, какие конкретные
специальные условия должны быть созданы для каждого
обучающегося с ОВЗ.
Особые образовательные потребности отражают актуальные
и потенциальные возможности,
которые проявляет ребенок в процессе обучения. Эти
потребности могут проявляться по-разному
и в разных сочетаниях, поэтому необходимо обеспечить
детей с ОВЗ разнообразными формами
организации обучения и воспитания, что в дальнейшем
обеспечит им возможность успешной
социальной адаптации.
Федеральный Государственный Стандарт начального общего
образования обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья предусматривает
возможность вариативного
образования для детей разных категорий.
К числу образовательных потребностей, наиболее
характерных для всех категорий детей с
проблемным развитием (В. И. Лубовский), можно отнести
следующие:
- потребность в использовании педагогом таких
образовательных технологий и методов
обучения, которые способствовали бы не только успешному
выполнению образовательных
задач, но и создавали условия для накопления ребенком
социального опыта и развития
навыков коммуникации, эмоциональной сферы, коррекции
негативных особенностей в
развитии личности, когнитивной сферы;
- потребность в такой организации процесса обучения,
которая, благодаря включению
пропедевтического этапа, обеспечивает необходимую
готовность ребенка к усвоению
программного материала;
- потребность в формировании и развитии познавательной
мотивации, положительного
отношения к учению, самостоятельности и навыков
самоконтроля в познавательной
деятельности;
- потребность в обеспечении замедленного темпа
познавательной деятельности путем
предоставления новой информации предоставляется в виде
небольших фрагментов,
выполнению работы с которыми (изучение, анализ,
запоминание, преобразование,
практическое использование) способствует дозированная
помощь педагога (пошаговый
контроль, инструкции, предъявление образца, совместное
выполнение и др.);
- потребность в снижении, по сравнению с обычными
детьми, интеллектуальной,
эмоциональной и физической нагрузки в образовательном
процессе;
ОСНОВАНИЯ ДЛЯ
РАЗРАБОТКИ СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЙ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
24
25
— потребность в
обеспечении более длительного, непрерывного и комплексного
контролирующего сопровождения педагогом процесса
обучения;
- потребность в такой организации образовательного
процесса, в которой обеспечивается
полноценное и щадящее участие всех сохранных систем
обучающегося.
Значительное разнообразие особых образовательных
потребностей детей с ОВЗ определяет и
значительную вариативность специальных образовательных
условий, распределенных по
различным ресурсным сферам (материально-техническое
обеспечение, включая и архитектурные
условия, кадровое, информационное,
программно-методическое и т.п.), что отражено в
соответствующих нормативных документах. В основу
вариативной организации обучения детей с
ОВЗ положен принцип учета их интеллектуальных
возможностей, которые определяют
возможности освоения образовательных программ.
Ориентиром при определении
интеллектуальных возможностей может служить коэффициент
интеллектуального развития (IQ),
который используют при оценке интеллекта психиатры и
клинические психологи. Отметим, что
количественное определение степени интеллектуальной
недостаточности не отражает всей
структуры дефекта психики, следовательно, определение
IQ является не столько основанием для
комплексного заключения о возможностях обучения,
сколько частью медико-психологопедагогического обследования.
Под специальными условиями, для получения образования
обучающимися с ограниченными
возможностями здоровья в Федеральном законе «Об
образовании в Российской Федерации»
понимаются условия обучения, воспитания и развития этих
обучающихся, включающие в себя
использование специальных образовательных программ и
методов обучения и воспитания,
специальных учебников, учебных пособий и дидактических
материалов, специальных
технических средств обучения коллективного и
индивидуального пользования, предоставление
услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся
необходимую техническую помощь,
проведение групповых и индивидуальных коррекционных
занятий, обеспечение доступа в здания
организаций, осуществляющих образовательную
деятельность, и другие условия, без которых
невозможно или затруднено освоение образовательных
программ обучающимися с
ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, можно говорить о целостной системе
специальных образовательных условий,
начиная с предельно общих, необходимых для всех
категорий детей с ОВЗ, до индивидуальных,
определяющих эффективность реализации образовательного
процесса и социальной
адаптированности ребенка в соответствии с его
особенностями и образовательными
возможностями
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.