От экологии природы к экологии души
Оценка 4.6

От экологии природы к экологии души

Оценка 4.6
Лекции
docx
администрации +2
Все классы
12.03.2019
От экологии природы к экологии души
Вопрос сохранения природы стоит во все времена. Мы подошли к экологическому воспитанию с точки зрения нравственного воспитания. В статье обобщен опыт экологического воспитания в сельской школе через призму духовности и нравственности. Экологическое воспитание зависит от многих причин и факторов. Но самое важное - это пример взрослого. Кроме этого, любовь к природе и бережное отношение к ней воспитывается в системе, а не отдельными мероприятиями.
От экологии природы к экологии души.docx
Гусарова Надежда Владимировна, учитель начальных классов филиала МБОУ Сосновская СШ № 2 «Давыдковская ОШ»   От экологии природы к экологии души Моя задача ­ показать в природе прекрасные стороны человеческой  души. М. М. Пришвин   рассмотрения         Все мы – и дети, и взрослые – дети одного большого царства природы.   Как сохранить природу? Как жить с нею в согласии? А может лучше научиться понимать её и бережно относиться к ней с самого раннего детства.          В настоящее время слово «экология» чаще стоит в сочетании со словами «природа», и «окружающая   среда».   Но   сама   жизненная   практика   подсказывает,   что   экология   природы невозможна без экологии души. Актуальность     вопроса   экологического   воспитания   школьников, формирования   его       экологической   культуры   в   контексте   феномена   духовности   носит безусловный   характер.   Экологическая   культура   является   частью   культуры   в   целом, обогащает её. Формируя экологическую культуру у детей, мы не только воспитываем у них любовь   к   природе,   бережное,   а   не   потребительское   отношение   к   ней,   но   воспитываем гражданственность,   мировоззрение,   формируем   вопросы   нравственности,   духовности. Духовность человека является главным критерием развития его личности.   Экологическое  образование   и  воспитание   –  одно  из  направлений   реализации   Программы духовно­нравственного развития и воспитания в начальной школе и Программы воспитания и социализации в основной и старшей школе в соответствии с ФГОС.  Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие детей и подростков, на формирование у них ценностных установок, особой морали взаимоотношений с окружающей средой, тем самым делая акцент на эмоциональной, а не на рациональной стороне взаимоотношений.   Но   еще   Ушинский   в   своих   педагогических   трудах   утверждал,   что   «Экологическое воспитание представляет собой целенаправленное воздействие на духовное развитие детей, формирование у них ценностных установок, нравственно­экологической позиции личности, умения и навыков экологически обоснованного взаимодействия с природой и социумом». [5, с. 66] Человека, наделенного экологической культурой, отличает, прежде всего, умение достигать гармонии как со своим внутренним, так и с   внешним миром. В детские годы это умение формируется   в   основном   за   счет   специальных   знаний,   развития   эмоциональной   сферы   и практических навыков экологической деятельности. 1 Экологическая культура складывается из ответственного отношения ­– к природе (природоохранное направление) «экология природы», – к   себе   как   составной   части   природы   (здоровьесберегающее   направление)   «экология здоровья», – к   окружающему   миру,   к   живым   существам   (познавательное,   эстетически­нравственное направление) «экология души» Проблема взаимодействия человека и окружающей среды, природы с различных точек зрения рассматривалась на протяжении всей истории педагогической мысли. Воспитание человека через общение с природой пронизывает всю   педагогическую систему. В.А.   Сухомлинского.   Созданная   им   «Книга   природы»   ­   своего   рода   программа   развития школьников   в   процессе   организованного   взаимодействия   с   природной   средой.   Природа помогает ему воспитывать в детях такие человеческие качества как доброта, отзывчивость, способность   к   сопереживанию,   представляет   ребенку   богатый   опыт   по   взаимодействию   с окружающим.    Один  из  методологических принципов  педагогической системы               В.А. Сухомлинского четко обозначен в его высказывании: «Воспитывает каждая минута жизни, и каждый уголок земли, каждый человек, с которым формирующаяся личность соприкасается подчас как бы случайно, мимоходом». [4, стр. 183]: « К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность».( В. А. Сухомлинский) Поэтому необходимо обращать внимание ребенка на окружающий его мир, т.к. воспитать доброго, отзывчивого человека можно только через общение с природой:  «Только   в   общении   с   природой  человек   может   достигнуть  нравственного   совершенства» (В.И. Вернадский) Экологическое воспитание – это составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим   воспитанием   следует   понимать   единство   экологического   сознания   и поведения, гармоничного с природой. Цель экологического  воспитания  школьников ­ это формирование экологической культуры средствами образовательных технологий. Среди образовательных технологий мы в своей воспитательной работе применяем личностно­ ориентированное   и   развивающее   экологическое   обучение,   игровые,   проектные   и дискуссионные технологии,  нетрадиционные уроки и курсы внеурочной деятельности  деятельностного   подхода  к   Для   нас   особый   интерес   представляет   технология   экологическому   воспитанию   школьников.   Известно,   что   наиболее   действенным   средством экологического   воспитания   детей   является   разнообразная   деятельность   (учебная,   Важную   роль   играет познавательная, природоохранительная   многообразны:   художественная, деятельность    творческая,   игровая).     Виды   ее ребёнка. 2 а) по защите природной среды (подкормка животных, спасание животных, попавших в беду, борьба с мусором, изготовление кормушек и домиков для птиц, установка табличек в местах распространения охраняемых растений);    б) по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними (участие в «зеленом» патруле, рейдах в природу);  в) по улучшению природной среды (посадка растений, озеленение склонов, расчистка посадок от сушняка); г) по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет);   д)   по   сохранению   и   использованию   эстетических   ценностей   природы   (сбор   природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала). Для реализации задач экологического воспитания через нравственное состояние ребёнка мы в своей практике используем  следующие методы, формы и приёмы обучения: стимулирование учащихся к постоянному пополнению знаний  об окружающей среде, • использование на уроках и внеурочной деятельности сюжетно­ролевых игр, бесед и т.д; • развитие   творческого   мышления,   умения   предвидеть   возможные   последствия природообразующей   деятельности   человека;   использование   методов,   обеспечивающих формирование интеллектуальных умений; • формирование   исследовательских   навыков,   умений,   способностей   принимать экологически   целесообразные   решения   и   самостоятельно   приобретать   новые   знания   ­ проблемный подход к процессу обучения (наблюдение, исследование); • вовлечение   учащихся   и   их   родителей   в   практическую   деятельность  по   решению проблем окружающей среды (конференции, вечера, проекты, стенгазеты, буклеты, подборка фотографий на тему). В   экологическом воспитании школьников важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной   среды.   Поэтому   в   школе   реализуется  Программа   формирования экологической культуры, здорового и  безопасного образа жизни. Цель  создание благоприятных условий, обеспечивающих возможность сохранения здоровья, формирование необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни (ЗОЖ), экологической культуры, использование полученных знаний в практике. Главную   роль     в   экологическом     воспитании   и     духовно­нравственном   развитии     играет учитель и  та  обстановка, в которой находится ученик. Недаром Л.С.  Выготский сравнивает учителя     с   садовником,  который «был   бы   безумен,   если    бы   хотел   влиять   на   рост   растения,   прямо   вытаскивая   его   руками   из   земли,   так   и   педагог   оказался   бы   в 3 противоречии с природой  воспитания, если  бы  силился непосредственно воздействовать на   ребёнка.  Садовник   влияет   на   прорастание   цветка,   повышая   температуру,   регулируя влажность,   изменяя   расположение   соседних   растений,   подбирая   почву     и   примешивая удобрения,   т.е.       косвенно,   через     соответствующие   изменения   среды. Так   и педагог, изменяя среду,      воспитывает      ребёнка» Духовно­нравственное воспитание возможно только в том случае, если  ученик будет видеть перед  собой достойный образ учителя, который может стать  для него примером и которому он   захочет   подражать.   Неслучайно,   в   «Концепции   духовно­нравственного   развития   и воспитания   личности   гражданина   России»   отмечается,   что   «никакие   воспитательные программы   не   будут     эффективны,   если     педагог   не   являет   собой   всегда     главный   для обучающихся   пример   нравственного   и   гражданского         личностного       поведения»,   что «нравственность   учителя,     моральные   нормы,   которыми   он   руководствуется   в   своей профессиональной деятельности  и  жизни, его  отношение к своему  педагогическому труду, к ученикам, коллегам ­ всё это имеет первостепенное значение для   духовно­нравственного развития  и  воспитания»  подрастающего поколения [1, с. 20]. Уважаемые коллеги! 1. На нас с вами лежит большая ответственность за воспитание экологической культуры детей. 2.   Дети   должны   получить   знания   о   природе,   о   ее   сущности   и   законах,   т.к.   исправить имеющиеся неправильные представления о природе значительно труднее, чем образовывать новые. 3.   Педагоги   в   своей   практике   должны   применять   разнообразные   формы   и   методы ознакомления с природой потому, что у ребенка откладывается в сознании только то, что оставило   яркий   след.   Дети   дошкольного   возраста   в   условиях   правильно   организованного взрослыми педагогического процесса, с успехом усваивают разнообразные знания о природе. 4.   Эти   знания   развивают   детей   в   умственном   плане,   а   при   эмоциональной   их   подаче становятся основой положительного отношения к родной природе, воспитанию экологической культуры.   Таким   образом,   воспитание   экологической   культуры   предполагает   развитие нравственного,   гуманного   отношения   к   природе,   и   вместе   с   тем   совершенствование внутреннего мира самого ребенка. Всё хорошее в людях ­ из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить! Для   того   чтобы   к   ребёнку   пришло   понимание   природы,   мало   дать   конкретные задания   по   ней,   необходимо   его   научить   радоваться,   сопереживать   ей,   научить   видеть прекрасное, когда идёт снег или светит солнце, шумит ветер или звенит капель. Именно эти навыки   обогащают   внутренний   мир   ребёнка,   заставляют   его   лучше   понимать,   познавать окружающую среду, повышают интеллект и культуру общения с природой. 4 Соединение возникших чувств с природоохранительными знаниями и дадут положительный результат в воспитании детей.    Заслуженный эколог РФ   В. М. Смирнов   точно сказал:  «Ничего не изменится в лучшую сторону в нашей стране, пока мы не вложим в души детей любовь и заботу о природе, а в их головы ­ экологическое сознание. Ребёнок   никогда не будет стремиться вернуть чистоту реке, если она не протекает через его сердце».   Литература 1. Концепция   духовно­нравственного   развития   и   воспитания   личности   гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков ­ М. : Просвещение, 2009. ­ 24 с. 2. Курцева З.И. Духовно­нравственное развитие учащихся в свете Стандартов второго поколения.// Начальная школа плюс до и после. ­ № 09, 2010, с. 6­9 3. Рявкина   О.   Экологическое   воспитание.   2004.   URL: http://www.referat.ru/referats/view/19019 (дата обращения 28.01.2012) 4. Сухомлинский В.А. Павлышская средняя школа. ­ М.: Просвещение, 1979.с. 183 5. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения в 2­х томах ­ М.: 1974. с.66 6. Чердынцева Е.В. Духовно­нравственное воспитание младших школьников в проектной деятельности.//Начальная школа плюс до и после.­ № 06, 2011, с. 33 5

От экологии природы к экологии души

От экологии природы к экологии души

От экологии природы к экологии души

От экологии природы к экологии души

От экологии природы к экологии души

От экологии природы к экологии души

От экологии природы к экологии души

От экологии природы к экологии души

От экологии природы к экологии души

От экологии природы к экологии души
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2019