От культуры и спорта к здоровому образу жизни

  • Руководства для учителя
  • doc
  • 21.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Общество, - отмечает известный исследователь юношества И.С. Кон, - не может познать себя, не поняв закономерность своего детства… познание детства неотделимо от социального самопознания», а « мир детства» - неотделимая часть образа жизни и культуры любого отдельно взятого народа и человечества в целом». Дети сегодня заявляют о себе с неподдельным интересом к событиям в стране и мире, активно включаются в политические события, участвуют в митингах, борются за охрану окружающей среды, возрождение культуры, достигают новых вершин в спорте
Иконка файла материала От культуры и спорта к здоровому образу жизни.doc
1 «От культуры и спорта к здоровому образу жизни» 1. Теоретическое и историческое обоснование «Всё   начинается   с   детства…»   ­   это   не   просто   крылатая   фраза,   а формулировка   одного   из   основополагающих   дидактических   законов общественной жизни, в детских годах ­ истоки личности, определение жизненной судьбы человека. Взятое же в применении к обществу, как фрагмент, детство­ фундамент, на котором со временем формируется народ, нация,  воздвигается « здание»  общества. «Общество, ­ отмечает известный исследователь юношества И.С. Кон, ­ не может познать себя, не поняв закономерность своего детства… познание детства неотделимо от социального самопознания», а « мир детства» ­ неотделимая часть образа   жизни   и   культуры   любого   отдельно   взятого   народа   и   человечества   в целом». Дети сегодня заявляют о себе  с неподдельным  интересом к событиям в стране   и   мире,   активно   включаются   в   политические   события,   участвуют   в митингах,   борются   за   охрану   окружающей   среды,   возрождение   культуры, достигают новых вершин в спорте. Здоровье   ­   это   главная   ценность   жизни,   оно   занимает   самую   высокую ступень в иерархии потребностей человека. Специалисты всемирной организации здравоохранения   (ВОЗ)   определяют   здоровье   так:   «Здоровье   ­   это   состояние полного   физического,   духовного   и   социального   благополучия,   не   только Здоровье отсутствие болезней и физических  дефектов». Модель концепции составляющих здоровья выглядит так:  составляющие физическая психологическая поведенческая содержание составляющих Морфофункциональный статус организма Мотивационно –  эмоциональный  мыслительный и  Адекватность/ неадекватность поведения,  Здоровьесоставляющиефизическаяпсихологическаяповеденческаясодержание составляющихМорфофункциональныйстатус организмаМотивационно – эмоциональный мыслительный и нравственно­духовныйстатусАдекватность/неадекватностьповедения, межличностные отношениянравственно­духовный статус межличностные  отношения 2 Физическая составляющая  включает в себя уровень роста и развития организма, а также ­ текущее составление его функционирования. Основой этого процесса   являются     морфологические   и   функциональные   преобразования   и резервы,   обеспечивающие   физическую   работоспособность   и   адекватную адаптацию организма к внешним условиям. Психологическая   составляющая  –   это   состояние  психологической сферы. Она определяется мотивационно ­ эмоциональными, мыслительными и нравственно­духовными   компонентами.   Основу   его   определяет   состояние эмоционально­когнитивного     обеспечивающего   умственную работоспособность и адекватное поведение. Такое состояние обусловлено как   комфорта, биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их удовлетворения. Поведенческая   составляющая  ­   проявляется   в   адекватности /неадекватности   поведения,   в   умении   общаться.   Основу   его   составляет: жизненная   позиция   и   межличностные   отношения,   которые   определяют адекватность взаимодействия организма с внешней средой. По утверждению специалистов ВОЗ, здоровье зависит на 50­55% от образа жизни, на 20% от наследственности, на 20­25% ­ от экологии, на 8 – 12 % ­ от работы системы здравоохранения. Из этой статистики становиться очевидным, самая большая доля вклада в здоровье человека приходится на образ жизни. Актуальность   темпа   ЗОЖ   подтверждаются   статистическими   показателями   и нашей школы:  1) 30­35% детей, пришедших в первый класс школы, имеют физические недостатки или хронические заболевания; Мотивационно – эмоциональный мыслительный и нравственно­духовныйстатусАдекватность/неадекватностьповедения, межличностные отношения3 2) выпускники. Каникулы ­ самое плодотворное время для разрядки накопившейся за год напряжённости,   восполнения   израсходованных   сил,   восстановления   здоровья учащихся. Поэтому наша программа объединила несколько сторон воздействия на ребёнка: оздоровительную, психологическую  и воспитательную. Каждая из них по­своему  важна для развития личности. Все три составляющие объединены одной целью – оздоровление и воспитание детей в условиях лагеря дневного пребывания. Программа   называется   «Здоровье   плюс…»   В   связи   с   тем,   что   за   одну лагерную   смену   на   базе   школы   ребята   успевают   не   только   восстановить пошатнувшееся   за   учебный   год   здоровье,   но   и   узнать   много   интересного, участвуя в досуговых делах лагеря, проявляя свои творческие способности.2. Цели и задачи программы 4 Данная программа призвана:  содействовать   утверждению   в   жизни   современного   общества   идей добра   и   красоты,   духовного   и   физического   совершенствования   детей   и недостатков нашей страны;  преодолевать   разрыв   между   физическим   и   духовным   развитием детей и подростков, предложить организаторам работы с детьми (воспитателям, вожатым, руководителям кружков) нетрадиционные формы организации досуга подростков с элементами игра и романтики, поиска и самосовершенствования;  возродить,   развить   и   практически   реализовать   среди   детей   и подростков   древнегреческую   олимпийскую   идею   объединения   спорта   и искусства, гармоничного сочетания их в жизни человека. Программа решает следующие основные задачи:  создание   условий   для   оздоровления   детей   и   подростков   на   базе школы;  обеспечение   активного   и   познавательного,   эмоционально насыщенного отдыха детей и подростков;  развитие   и   закрепление   умений   и   навыков   детей,   приоритет   в   школ,   кружков,   формирование практической   деятельности   ценностных ориентаций; воспитание   детей   и   подростков   на   основе   принципов   гуманизма,  духовности, нравственности;  преодоление   разрыва   между   физическим   и   духовным   развитием детей  и  подростков, формирование  у  них  стремления  к   развитию своих способностей ­ как духовных, так и физических; прививать навыки ЗОЖ; выявление   творчески   одарённых   детей,   обладающих   уникальными  физическими,   двигательными,   художественными   способностями,5 содействие   полному   раскрытию   этих   способностей   в   спорте, искусстве,   туризме,   техническом   творчестве   и   других   видах деятельности;   создание   условий   для   социальной   адаптации,   положительному микроклимату;  повышение социального статуса и самооценки подростка. 3. Приоритеты и принципы программы Основные   идей   программы   опираются   на   гуманистические   концепции прошлого, и, прежде всего на те, которые подарила миру Древняя Греция. К их числу   относится   философия     олимпизма   и   связанная   с   ней   идея   честного, благородного   рыцарского   соперничества   в   поединках   спортсменов   на Олимпийских играх. Древние греки были убеждены в том, что самое главное в олимпизме – дух борьбы, побуждающий человека стремиться к физическому и духовному совершенству, ЗОЖ, а не победа. «Нет   большей   победы,   чем   победа   над   собой»­   писал   древнегреческий философ Платон.   С   этими   представлениями   древних   греков   связана   и   их   идея   о КАЛОКАГАТИИ (греческое слово kalokagathia от kalos ­ прекрасный и agarhos  добрый)   ­   идеале   нравственного,   эстетического   и   физического ­ совершенствования человека. Они считали, что человек должен быть развит во всех отношениях. В Древней Греции было выявлено и одно из направлений движения к этому идеалу,   которое   является   и  главным   направлением   нашей   программы усиление   связи   спорта,   искусства,   ЗОЖ,   гармоничное   сочетание   их   в жизни человека.  Не случайно Игры, проходившие в Олимпии и др. городах Древней Греции, включали в себя как спортивные состязания, так и конкурсы в6 области искусства. Участниками же становились крепкие, здоровые спортсмены, полные физического совершенства. Второе направление программы ­ развитие туристко­краеведческой и экскурсионной работы среди детей и подростков. Третье, на наш взгляд, важное направление в программе­ спортивно­ техническое направление. Моделизм   ­   это   увлечение,   помогающее   не   только   занять   подростка   а свободное   время,   но   и   дающее   ему   возможность   принять   участие   в соревнованиях, развивать и   совершенствовать  свои знания и умения в более зрелом возрасте. К тому же занятие спортивно­техническим моделированием ­ это   постоянное   стремление   вперёд,   поиск   нового,   приобщение   к   научно­ техническому творчеству. Программа строится на следующих принципах: 1. Принцип  гармонизации  общечеловеческих  и реальных ценностей в организации жизнедеятельности детей, который предполагает: · признание   личности   ребенка   с   ее   достоинством   и   потенциалом   в качестве самоцели; · подготовку детей к необходимой ориентации в системе жизненных проблемных ситуаций и выбору ценностей для их разрешения; · гуманитаризация   системы   ценностной   ориентации   детей,   взаимное влияние общечеловеческих ценностей для их разрешения; · обеспечение   гибкости   влияния   молодежной   субкультуры   на жизнедеятельность детей и подростков; · развитие   мышления   детей   и   подростков,   их   интеллигенции, внутренней   самостоятельности   и   внешней   культуры;   упрочнение   норм   их   социальному   и уважительного   отношения   к   другим   людям,7 профессиональному выбору, труду и его результатам, исключение проявлений признания   презрения,   оскорбительности,   независимо   от   того,   какое   место данный   род   трудовой   деятельности   занимает   в   иерархии   общественного производства; · открытость   и   готовность   детей   и   подростков   к   непрерывному обогащению социального опыта с целью реализации общечеловеческих ценностей в своей жизни; · культурологический   подход   обеспечивает   режим   наибольшего благоприятствования   учащихся   в   приобщении   к   культуре,   в   формировании эстетического вкуса, иммунитета против низкопробной духовной продукции; 2. Принцип самореализации детей в ДОЛ (детский оздоровительный лагерь) · · · осознание цели и значения деятельности для личного саморазвития; учет осознанности каждым ребенком своего «я»; формирование   активного   отношения   ребенка   к   миру   и   себе,   его самосознания; · наличие   четких   и   ясных   перспектив   (ближних   и   дальних)   в   той деятельности, в которую ребенок включается; · · · · · видение конечного результата и промежуточных рубежей; последовательность, поэтапность решаемых задач; добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность; наличие у него цели – доступной, понятной, осознанной; доверие   ребенку   в   выборе   средств   и   способов   достижения поставленной цели; веру  в  возможность   каждого  ребенка  в  достижении   поставленных информирование   детей   о   возможностях   творческих   объединений, задач; · · кружков;8 · учет   возрастных   и   индивидуальных   особенностей,   который способствует обеспечению успешной самореализации ребенка. 3. Принцип включенности детей и подростков в реальные социально значимые отношения, который предполагает: · · добровольность включения в ту или иную деятельность; соответствие уровня социальных отношений, в которые включается ребенок, его возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям; · создание   реальных   возможностей   для   включения   детей   в   дела, обеспечение гарантии выбора вида и содержания деятельности, свободы выбора средств ее осуществления; · вовлечение   всех   ребят   в   различные   виды   социальнозначимой деятельности; · обеспечение связей детей с социальной средой и возможностей их реализации в повседневной практической деятельности; · обеспечение   непрерывности   деятельности   ребенка   в   социальной сфере; · создание возможностей переключений с одного вида деятельности на другой; · моральное и материальное стимулирование разнообразной социально значимой деятельности; · предоставление ребенку или группе детей внутри организации права и   возможностей   в   отстаивании   своего   мнения,   распространение   и   получение достоверной информации по всем вопросам деятельности лагеря, в том числе о себе, об отряде; 4. Принцип взаимосвязи пед. управления и дет. самоуправления9 · передачу   и   усвоение   детьми   социального   опыта,   которые   должны осуществляться через совместную деятельность  детей и взрослых, создание в коллективе психологического комфорта; · обеспечение   опыта   социального   новаторства   с   творческим характером деятельности решением проблемных задач и ситуаций; · создание условий для реализации существующих интересов детей, их обогащения и возвышения, пробуждения новых интересов; · предоставление   возможности   выбора   деятельности,   способов   и средств   достижения   цели,   коллектива   и   т.п.   при   условии   предоставления достаточной   ориентировочной   основы   деятельности   (чтобы   было   из   чего выбирать). 4. Содержание и формы реализации программы Участниками программы являются дети и подростки в возрасте от 7 до 14 лет, посещающие оздоровительный лагерь при школе имени К.Н.Новикова. Вся программа построена по модульному принципу: медицинский организация ЗОЖ; профилактика   по   предупреждению   заболеваний   (по   плану ­ ­ медицинского кабинета); ­ ­ ­ решение оздоровительных задач средствами физкультуры; улучшение психического и физического здоровья детей; формирование валеологического мышления детей. психологический ­  выявление психических ресурсов личности ребёнка, интеллектуального, творческого потенциала, социального статуса (коррекционно­развивающие игры, тренинги, релаксационные упражнения; по плану педагога­психолога).10 ­ обеспечение   ребёнка   средствами   самопознания,   повышение представления   о   собственной   значимости,   развитие   навыков   и   умений, необходимых для уверенного поведения; ­ ­ формирование мотивации самовоспитания и саморазвития; создание   доверительных,   партнёрских   отношений   в   коллективе путём   формирования   позитивного   эмоционального   состояния   во взаимоотношениях друг с другом. социально­ педагогический организация   социального   досуга   детей   в   летний   оздоровительный ­ период; ­ развитие   творческих   способностей   ребёнка   посредством   его вовлечения в активную лагерную жизнь; ­ определение   и   совершенствование   навыков   и   умений   прикладного характера; ­ коррекционно­воспитательная   деятельность   в   рамках   временного детского  коллектива. Этапы организации летнего отдыха детей и подростков 1 этап ­ подготовительный. Согласование   с   пед.   коллективом   основных   моментов   предстоящей работы; Рассмотрение кадровых вопросов и перестановок;            Разработка сценариев РПИ, оформление документов;            Формирование детских коллективов, комплектование материальной базы;           Проведение педагогического совета лагеря.11 2 этап ­ организационный. Адаптирование   участников   смены   с   условиями   конкретной   летней оздоровительной   площадки;   распределение   ролей   в   детском   коллективе, количественно­   качественный   анализ/   педагогический,   медицинский   детей, посещающих оздоровительный лагерь, презентация программы. 3 этап ­ включение в различные формы игровой деятельности участников смены; организация отрядных и обще лагерных мероприятий; взаимодействие с различными учреждениями города. 4 этап – заключительный (аналитический). Сравнительный   анализ   и   самоанализ   изменений     произошедших   с участниками   летнего   о/л;   итоговая   диагностика;   выпуск   методических материалов   по   итогам   смены;   проведение   педагогического   совета   лагеря   по итогам реализации программы. Программа реализуется через РПИ «Мистерия богов или путешествие по земле   СпАрт*»,   чтобы   развить   интерес   и   любознательность   детей   к древнегреческой   мифологии,   истории   спорта.   При   выборе   конкурсов,   игр, соревнований предпочтение отдаётся  спортивно­ оздоровительным (весёлые старты, день Здоровья и т.д.),  спортивно­техническим(моделирование корабля, воздушного змея),  спортивно­агитационным  (выпуск   газет,   плакатов,   мини­концерты, агитбригады, беседы с врачами),  спортивно­историческим  (экскурсии,   литературные   монтажи, театрализованное представление),  спортивно­ диагностическим (малые олимпийские игры). Программа  смены включает    * СпАрт / название основано на основа 3­х английских слов sport – спорт spirituality – духовность art – культура, искусство12 ОЛД ­ общелагерные дела;                             ОД  ­   отрядные   дела;   работы   кружков:   танцевальных   «Мелодия», изобразительного   «Палитра»,   тренажёрный   зал,   встречи   с   врачом   школы   и детской   поликлиники,   разноуровневые   и   разновозрастные   игры.   Программа рассчитана на 18 дней, состоит из трех периодов.  1 период ­ адаптационный (организационный) состоит из 2 дней. За эти дни детей «вводят» в игру, знакомят с идеями программы, первые знакомства детей  друг с другом.) Введение в игру Герои игры /дети/ попадают на землю СпАрт, где боги с горы Олимп и другие мифические существа (см. приложение) устраивают   им   различные   препятствия.   Пройдя   их   с   честью   (см. приложение), они удостоятся звания рыцарей СпАрта. В эти дни дети делают модель своего корабля, на котором отправляются в путь.  Формируют экипаж, делают  свою символику: герб, флаг, гимн. 2 период – основной.  Отведён для проведения малых олимпийских игр, проведения ОЛД и ОД согласно план ­ сетке. За отлично выполненные дела отряды могут награждаться *Орденом Дружбы *Орденом Творчества *Орденом Культуры *Орденом Физического совершенства   В   конце   смены   отряд,   набравший   большинство   орденов   с   разными значениями побеждают в определённых номинациях и получают звание Рыцарей СпАрт. 3 период ­ заключительный. В течение последнего периода подводятся итоги малых олимпийских игр, в личном и командном первенстве.13   Награждение отрядов по номинациям и особо отличившихся детей. Все дети получают памятные подарки. Ожидаемый результат ­ повышение   уровня   физического,   психологического   и   социального здоровья детей; ­ приобщение детей к физкультуре и спорту; раскрытие   и   реализация   творческих   и   физических   способностей ­ детей; ­ получение   дополнительных   знаний   из   области   истории   культуры Древней Греции; ­ осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья, как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни; ­ побуждение интереса и активизация творческой деятельности.