Общество, - отмечает известный исследователь юношества И.С. Кон, - не может познать себя, не поняв закономерность своего детства… познание детства неотделимо от социального самопознания», а « мир детства» - неотделимая часть образа жизни и культуры любого отдельно взятого народа и человечества в целом». Дети сегодня заявляют о себе с неподдельным интересом к событиям в стране и мире, активно включаются в политические события, участвуют в митингах, борются за охрану окружающей среды, возрождение культуры, достигают новых вершин в спорте
1
«От культуры и спорта к здоровому
образу жизни»
1. Теоретическое и историческое обоснование
«Всё начинается с детства…» это не просто крылатая фраза, а
формулировка одного из основополагающих дидактических законов
общественной жизни, в детских годах истоки личности, определение жизненной
судьбы человека. Взятое же в применении к обществу, как фрагмент, детство
фундамент, на котором со временем формируется народ, нация, воздвигается «
здание» общества.
«Общество, отмечает известный исследователь юношества И.С. Кон, не
может познать себя, не поняв закономерность своего детства… познание детства
неотделимо от социального самопознания», а « мир детства» неотделимая часть
образа жизни и культуры любого отдельно взятого народа и человечества в
целом». Дети сегодня заявляют о себе с неподдельным интересом к событиям в
стране и мире, активно включаются в политические события, участвуют в
митингах, борются за охрану окружающей среды, возрождение культуры,
достигают новых вершин в спорте.
Здоровье это главная ценность жизни, оно занимает самую высокую
ступень в иерархии потребностей человека. Специалисты всемирной организации
здравоохранения (ВОЗ) определяют здоровье так: «Здоровье это состояние
полного физического, духовного и социального благополучия, не только
Здоровье
отсутствие болезней и физических дефектов».
Модель концепции составляющих здоровья выглядит так:
составляющие
физическая
психологическая
поведенческая
содержание составляющих
Морфофункциональный
статус организма
Мотивационно –
эмоциональный
мыслительный и
Адекватность/
неадекватность
поведения,
Здоровьесоставляющиефизическаяпсихологическаяповеденческаясодержание составляющихМорфофункциональныйстатус организмаМотивационно – эмоциональный мыслительный и нравственнодуховныйстатусАдекватность/неадекватностьповедения, межличностные отношениянравственнодуховный
статус
межличностные
отношения
2
Физическая составляющая включает в себя уровень роста и развития
организма, а также текущее составление его функционирования. Основой этого
процесса являются морфологические и функциональные преобразования и
резервы, обеспечивающие физическую работоспособность и адекватную
адаптацию организма к внешним условиям.
Психологическая составляющая – это состояние психологической
сферы. Она определяется мотивационно эмоциональными, мыслительными и
нравственнодуховными компонентами. Основу его определяет состояние
эмоциональнокогнитивного
обеспечивающего умственную
работоспособность и адекватное поведение. Такое состояние обусловлено как
комфорта,
биологическими, так и социальными потребностями, а также возможностями их
удовлетворения.
Поведенческая составляющая
проявляется в адекватности
/неадекватности поведения, в умении общаться. Основу его составляет:
жизненная позиция и межличностные отношения, которые определяют
адекватность взаимодействия организма с внешней средой.
По утверждению специалистов ВОЗ, здоровье зависит на 5055% от образа
жизни, на 20% от наследственности, на 2025% от экологии, на 8 – 12 % от
работы системы здравоохранения. Из этой статистики становиться очевидным,
самая большая доля вклада в здоровье человека приходится на образ жизни.
Актуальность темпа ЗОЖ подтверждаются статистическими показателями и
нашей школы:
1) 3035% детей, пришедших в первый класс школы, имеют физические
недостатки или хронические заболевания;
Мотивационно – эмоциональный мыслительный и нравственнодуховныйстатусАдекватность/неадекватностьповедения, межличностные отношения3
2) выпускники.
Каникулы самое плодотворное время для разрядки накопившейся за год
напряжённости, восполнения израсходованных сил, восстановления здоровья
учащихся. Поэтому наша программа объединила несколько сторон воздействия
на ребёнка: оздоровительную, психологическую и воспитательную. Каждая из
них посвоему важна для развития личности. Все три составляющие объединены
одной целью – оздоровление и воспитание детей в условиях лагеря дневного
пребывания.
Программа называется «Здоровье плюс…» В связи с тем, что за одну
лагерную смену на базе школы ребята успевают не только восстановить
пошатнувшееся за учебный год здоровье, но и узнать много интересного,
участвуя в досуговых делах лагеря, проявляя свои творческие способности.2. Цели и задачи программы
4
Данная программа призвана:
содействовать утверждению в жизни современного общества идей
добра и красоты, духовного и физического совершенствования детей и
недостатков нашей страны;
преодолевать разрыв между физическим и духовным развитием
детей и подростков, предложить организаторам работы с детьми (воспитателям,
вожатым, руководителям кружков) нетрадиционные формы организации досуга
подростков с элементами игра и романтики, поиска и самосовершенствования;
возродить, развить и практически реализовать среди детей и
подростков древнегреческую олимпийскую идею объединения спорта и
искусства, гармоничного сочетания их в жизни человека.
Программа решает следующие основные задачи:
создание условий для оздоровления детей и подростков на базе
школы;
обеспечение активного и познавательного,
эмоционально
насыщенного отдыха детей и подростков;
развитие и закрепление умений и навыков детей, приоритет в
школ, кружков, формирование
практической деятельности
ценностных ориентаций;
воспитание детей и подростков на основе принципов гуманизма,
духовности, нравственности;
преодоление разрыва между физическим и духовным развитием
детей и подростков, формирование у них стремления к развитию
своих способностей как духовных, так и физических; прививать
навыки ЗОЖ;
выявление творчески одарённых детей, обладающих уникальными
физическими, двигательными, художественными способностями,5
содействие полному раскрытию этих способностей в спорте,
искусстве, туризме, техническом творчестве и других видах
деятельности;
создание условий для социальной адаптации, положительному
микроклимату;
повышение социального статуса и самооценки подростка.
3. Приоритеты и принципы программы
Основные идей программы опираются на гуманистические концепции
прошлого, и, прежде всего на те, которые подарила миру Древняя Греция. К их
числу относится философия олимпизма и связанная с ней идея честного,
благородного рыцарского соперничества в поединках спортсменов на
Олимпийских играх. Древние греки были убеждены в том, что самое главное в
олимпизме – дух борьбы, побуждающий человека стремиться к физическому и
духовному совершенству, ЗОЖ, а не победа.
«Нет большей победы, чем победа над собой» писал древнегреческий
философ Платон.
С этими представлениями древних греков связана и их идея о
КАЛОКАГАТИИ (греческое слово kalokagathia от kalos прекрасный и agarhos
добрый) идеале нравственного,
эстетического и физического
совершенствования человека. Они считали, что человек должен быть развит во
всех отношениях.
В Древней Греции было выявлено и одно из направлений движения к этому
идеалу, которое является и главным направлением нашей программы
усиление связи спорта, искусства, ЗОЖ, гармоничное сочетание их в
жизни человека. Не случайно Игры, проходившие в Олимпии и др. городах
Древней Греции, включали в себя как спортивные состязания, так и конкурсы в6
области искусства. Участниками же становились крепкие, здоровые спортсмены,
полные физического совершенства.
Второе направление программы развитие туристкокраеведческой
и экскурсионной работы среди детей и подростков.
Третье, на наш взгляд, важное направление в программе спортивно
техническое направление.
Моделизм это увлечение, помогающее не только занять подростка а
свободное время, но и дающее ему возможность принять участие в
соревнованиях, развивать и совершенствовать свои знания и умения в более
зрелом возрасте. К тому же занятие спортивнотехническим моделированием
это постоянное стремление вперёд, поиск нового, приобщение к научно
техническому творчеству.
Программа строится на следующих принципах:
1.
Принцип гармонизации общечеловеческих и реальных ценностей в
организации жизнедеятельности детей, который предполагает:
·
признание личности ребенка с ее достоинством и потенциалом в
качестве самоцели;
·
подготовку детей к необходимой ориентации в системе жизненных
проблемных ситуаций и выбору ценностей для их разрешения;
·
гуманитаризация системы ценностной ориентации детей, взаимное
влияние общечеловеческих ценностей для их разрешения;
·
обеспечение гибкости влияния молодежной субкультуры на
жизнедеятельность детей и подростков;
·
развитие мышления детей и подростков, их интеллигенции,
внутренней самостоятельности и внешней культуры; упрочнение норм
их социальному и
уважительного отношения к другим людям,7
профессиональному выбору, труду и его результатам, исключение проявлений
признания презрения, оскорбительности, независимо от того, какое место
данный род трудовой деятельности занимает в иерархии общественного
производства;
·
открытость и готовность детей и подростков к непрерывному
обогащению социального опыта с целью реализации общечеловеческих ценностей
в своей жизни;
·
культурологический подход обеспечивает режим наибольшего
благоприятствования учащихся в приобщении к культуре, в формировании
эстетического вкуса, иммунитета против низкопробной духовной продукции;
2.
Принцип самореализации детей в ДОЛ (детский оздоровительный
лагерь)
·
·
·
осознание цели и значения деятельности для личного саморазвития;
учет осознанности каждым ребенком своего «я»;
формирование активного отношения ребенка к миру и себе, его
самосознания;
·
наличие четких и ясных перспектив (ближних и дальних) в той
деятельности, в которую ребенок включается;
·
·
·
·
·
видение конечного результата и промежуточных рубежей;
последовательность, поэтапность решаемых задач;
добровольность включения ребенка в ту или иную деятельность;
наличие у него цели – доступной, понятной, осознанной;
доверие ребенку в выборе средств и способов достижения
поставленной цели;
веру в возможность каждого ребенка в достижении поставленных
информирование детей о возможностях творческих объединений,
задач;
·
·
кружков;8
·
учет возрастных и индивидуальных особенностей, который
способствует обеспечению успешной самореализации ребенка.
3.
Принцип включенности детей и подростков в реальные социально
значимые отношения, который предполагает:
·
·
добровольность включения в ту или иную деятельность;
соответствие уровня социальных отношений, в которые включается
ребенок, его возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям;
·
создание реальных возможностей для включения детей в дела,
обеспечение гарантии выбора вида и содержания деятельности, свободы выбора
средств ее осуществления;
·
вовлечение всех ребят в различные виды социальнозначимой
деятельности;
·
обеспечение связей детей с социальной средой и возможностей их
реализации в повседневной практической деятельности;
·
обеспечение непрерывности деятельности ребенка в социальной
сфере;
·
создание возможностей переключений с одного вида деятельности на
другой;
·
моральное и материальное стимулирование разнообразной социально
значимой деятельности;
·
предоставление ребенку или группе детей внутри организации права
и возможностей в отстаивании своего мнения, распространение и получение
достоверной информации по всем вопросам деятельности лагеря, в том числе о
себе, об отряде;
4.
Принцип взаимосвязи пед. управления и дет. самоуправления9
·
передачу и усвоение детьми социального опыта, которые должны
осуществляться через совместную деятельность детей и взрослых, создание в
коллективе психологического комфорта;
·
обеспечение опыта социального новаторства с творческим
характером деятельности решением проблемных задач и ситуаций;
·
создание условий для реализации существующих интересов детей, их
обогащения и возвышения, пробуждения новых интересов;
·
предоставление возможности выбора деятельности, способов и
средств достижения цели, коллектива и т.п. при условии предоставления
достаточной ориентировочной основы деятельности (чтобы было из чего
выбирать).
4. Содержание и формы реализации программы
Участниками программы являются дети и подростки в возрасте от 7 до 14
лет, посещающие оздоровительный лагерь при школе имени К.Н.Новикова.
Вся программа построена по модульному принципу:
медицинский
организация ЗОЖ;
профилактика по предупреждению заболеваний (по плану
медицинского кабинета);
решение оздоровительных задач средствами физкультуры;
улучшение психического и физического здоровья детей;
формирование валеологического мышления детей.
психологический
выявление психических ресурсов личности ребёнка, интеллектуального,
творческого потенциала, социального статуса (коррекционноразвивающие игры,
тренинги, релаксационные упражнения; по плану педагогапсихолога).10
обеспечение ребёнка средствами самопознания,
повышение
представления о собственной значимости, развитие навыков и умений,
необходимых для уверенного поведения;
формирование мотивации самовоспитания и саморазвития;
создание доверительных, партнёрских отношений в коллективе
путём формирования позитивного эмоционального состояния во
взаимоотношениях друг с другом.
социально педагогический
организация социального досуга детей в летний оздоровительный
период;
развитие творческих способностей ребёнка посредством его
вовлечения в активную лагерную жизнь;
определение и совершенствование навыков и умений прикладного
характера;
коррекционновоспитательная деятельность в рамках временного
детского коллектива.
Этапы организации
летнего отдыха детей и подростков
1 этап подготовительный.
Согласование с пед. коллективом основных моментов предстоящей
работы;
Рассмотрение кадровых вопросов и перестановок;
Разработка сценариев РПИ, оформление документов;
Формирование детских коллективов, комплектование материальной
базы;
Проведение педагогического совета лагеря.11
2 этап организационный.
Адаптирование участников смены с условиями конкретной летней
оздоровительной площадки; распределение ролей в детском коллективе,
количественно качественный анализ/ педагогический, медицинский детей,
посещающих оздоровительный лагерь, презентация программы.
3 этап включение в различные формы игровой деятельности участников
смены; организация отрядных и обще лагерных мероприятий; взаимодействие с
различными учреждениями города.
4 этап – заключительный (аналитический).
Сравнительный анализ и самоанализ изменений
произошедших с
участниками летнего о/л; итоговая диагностика; выпуск методических
материалов по итогам смены; проведение педагогического совета лагеря по
итогам реализации программы.
Программа реализуется через РПИ «Мистерия богов или путешествие по
земле СпАрт*», чтобы развить интерес и любознательность детей к
древнегреческой мифологии, истории спорта. При выборе конкурсов, игр,
соревнований предпочтение отдаётся
спортивно оздоровительным (весёлые старты, день Здоровья и т.д.),
спортивнотехническим(моделирование корабля, воздушного змея),
спортивноагитационным
(выпуск газет, плакатов, миниконцерты,
агитбригады, беседы с врачами),
спортивноисторическим
(экскурсии,
литературные
монтажи,
театрализованное представление),
спортивно диагностическим (малые олимпийские игры).
Программа смены включает
* СпАрт / название основано на основа 3х английских слов sport – спорт
spirituality – духовность
art – культура, искусство12
ОЛД общелагерные дела;
ОД отрядные дела; работы кружков: танцевальных «Мелодия»,
изобразительного «Палитра», тренажёрный зал, встречи с врачом школы и
детской поликлиники, разноуровневые и разновозрастные игры. Программа
рассчитана на 18 дней, состоит из трех периодов.
1 период адаптационный (организационный) состоит из 2 дней. За эти
дни детей «вводят» в игру, знакомят с идеями программы, первые знакомства
детей друг с другом.)
Введение в игру
Герои игры /дети/ попадают на землю СпАрт, где боги с горы Олимп и
другие мифические существа (см. приложение)
устраивают им различные препятствия. Пройдя их с честью (см.
приложение), они удостоятся звания рыцарей СпАрта.
В эти дни дети делают модель своего корабля, на котором отправляются в
путь. Формируют экипаж, делают свою символику: герб, флаг, гимн.
2 период – основной. Отведён для проведения малых олимпийских игр,
проведения ОЛД и ОД согласно план сетке.
За отлично выполненные дела отряды могут награждаться
*Орденом Дружбы
*Орденом Творчества
*Орденом Культуры
*Орденом Физического совершенства
В конце смены отряд, набравший большинство орденов с разными
значениями побеждают в определённых номинациях и получают звание Рыцарей
СпАрт.
3 период заключительный. В течение последнего периода подводятся
итоги малых олимпийских игр, в личном и командном первенстве.13
Награждение отрядов по номинациям и особо отличившихся детей. Все
дети получают памятные подарки.
Ожидаемый результат
повышение уровня физического, психологического и социального
здоровья детей;
приобщение детей к физкультуре и спорту;
раскрытие и реализация творческих и физических способностей
детей;
получение дополнительных знаний из области истории культуры
Древней Греции;
осознанное отношение детей и их родителей к состоянию здоровья,
как к основному фактору успеха на последующих этапах жизни;
побуждение интереса и активизация творческой деятельности.