От профессионального библиотекаря к творческому читателя
Оценка 4.7

От профессионального библиотекаря к творческому читателя

Оценка 4.7
Повышение квалификации
docx
библиотека +1
Взрослым
14.05.2019
От профессионального библиотекаря к творческому читателя
В статье отражена деятельность школьных библиотекарей города Макеевки (ДНР), содержащая принципиально новые формы и методы библиотечной работы, по воспитанию читательской, патриотической и гражданской активности обучающихся в свете современных требований, взгляды и суждения о роли библиотек общеобразовательных учреждений во внеурочной деятельности. Рекомендовано для использования педагогическими работниками и библиотекарями общеобразовательных учреждений во внеурочной деятельности
От профессион библ..docx
От профессионального библиотекаря к творческому читателя                                                                                          Утянская Татьяна Сергеевна, методист методического центра управления образования администрации города Макеевки В   соответствии   с   требованиями   времени   сегодняшняя   система образования подвержена изменениям, находящим свое отражение в коренном пересмотре системы преподавания всех учебных предметов, в том числе в формировании   и   развитии   метапредметных   умений   и  навыков,   как   основы успешности обучения и воспитания.  Школьник на уроке, в кабинете учителя­предметника видит мир под углом этого предмета, а библиотека способна раскрыть ребенку целостную картину мира, выступает инициатором метапредметных связей в обучении и воспитании. Новая система образования должна ориентироваться не столько на усвоение универсальных знаний, умений и навыков, сколько на развитие личности школьника, способного творчески применять полученные знания в практической деятельности. Образование   и   воспитание   в   широком   смысле   рассматривается   как инвестирование   в   развитие   общества.   Возрастающий   объем   информации   и знаний привел к смене парадигмы «образование на всю жизнь» на концепцию «образование   в   течение   всей   жизни».   Сегодня   самообразование, самовоспитание   и   саморазвитие   личности   становятся   приоритетными направлениями в образовании. Таким образом, образование превращается в непрерывный процесс, призванный воспитать в каждом человеке осознанную потребность в повышении своего интеллектуального и социального уровня, что повлечёт за собой и модернизацию школьной библиотеки.   В чём заключается стратегия ближайших действий? Она заключается в профессиональной подготовке и кадровом обеспечении, ориентированных на создание   условий   повышения   квалификации   библиотечных   кадров, соответствующих   требованиям   времени,   стремящихся   к   инновациям   в профессиональной сфере, готовых к непрерывному процессу образования в течение всей жизни. Для этого, прежде всего, необходимо: ­  формирование фондов качественными источниками информации на разных носителях: ­создание   привлекательной,   комфортной   и   дружественной   библиотечно­ образовательной среды, ориентированной на компетентностный и системно­ деятельностный подходы в воспитании и образовании.  И здесь ведущая роль отводится   школьной   библиотеке.    Современный   ребенок   сегодня­   прежде всего,   потребитель   компьютерных   продуктов,   личность,   ориентированная на восприятие виртуальной, а не вербальной информации и главное для него – получение   информации   яркой,   динамичной,   и желательно   короткой.   Таким образом,   основной   составляющей   в   деятельности   школьного   библиотекаря станет  мотивация   детей   к чтению,   привлечение   их   к   участию   в различных формах работы. С   целью   повышения   профессионального   мастерства   школьного библиотекаря,   методическим   центром   управления   образования   ежегодно проводится   творческая   мастерская   «Библиотечная   работа­   фактор обеспечения   интереса   к   чтению»   (2017),   галерея   творческих   портретов школьных библиотекарей «Профессия наша ­ дерзанье и поиск» (2018), где для   библиотечных   работников   представляется   возможность   обменяться опытом   работы,   а   для   аттестующихся   ­   презентовать   свои   достижения   за межаттестационный   период.   Участники   творческой   встречи   знакомят   друг друга   с   различными   формами,   методами   и   приёмами   библиотечного обслуживания читателей по использованию в своей работе как традиционные, так   и   информационные   технологии.   Представленные   материалы   с электронными презентациями   из опыта работы  библиотекарей,  пронизаны новизной в плане использования информационных технологий, которые они применяют   в   библиотечной   деятельности   ­   видео   реклама   книг «Буктрейлеры»,   патриотические   видеоролики,   электронные   читательские дневники,   структурирование информации.      скрайбинг­технологии,     презентации, Структурирование   информации   Рябова   С.А.(МОШ№49),   использует для     запоминания любой информации: больших или малых объемов, текста и цифр,   учебного   или   развлекательного   материала.  Причем   изменения существенные   как   количественные,   так   и   качественные.   Использование инноваций в библиотечной работе способствуют читателям стать призёрами в   интеллектуальных   дистанционных     и   очных     конкурсах,   организованных методическим центром для различных возрастных категорий читателей. Весомыми   являются   заседания   литературных   гостиных,   проводимых совместно учителей и старшеклассников по творчеству писателей и поэтов родного края в СШ№4 (Филенко В.М.) ­ это как заочные путешествия «Я эти строки посвящаю…», так и очные встречи с  поэтами  города В. В. Кокоренко, В.   Заверюхой,   А.   Гниловым,   М.   Бережневой,     В.Балюком,   И.   Горбань, Е.Хаплоновой,     Л.Гориной,   Н.Гирявенко,   Н.Шатохиной­   участниками городского   литературного   объединения   им.   Н.Анциферова,   руководителем которого является В. Дворянчиков. Владимир Николаевич оказывает помощь в пополнении фонда школьных библиотек литературой родного края. Встречи с   бардами   «Авторская   песня   ХХ­ХХ1   века   «С   любовью   по   жизни…»,     с ветеранами   Великой   Отечественной   «Великая   Победа   ­   прошлое   и настоящее», «Святыня» , где обсуждается проблема духовно­нравственного и патриотического воспитания наших детей и осуждение тех, кто оскверняет памятники   нашей   истории,   становятся   запоминающимися   и   способствуют формированию активной гражданской позиции. Патриотизм  –  понятие  всеобъемлющее.  В разные  времена в  обществе формируются свои, присущие только данной эпохе ценности. Но любовь к Родине, верность героическим традициям, знание истории своего народа – вот неполный набор основ системы воспитания любого гражданского общества, любого   государственного   строя.   Патриотизм   в   конечном   итоге   становится связующей нитью разных поколений.  Именно   чтение   литературы   по   истории   Республики,   книг   о   Великой Отечественной войне, о событиях, которые происходят сегодня, и встречи с молодыми   поэтами­писателями   родного   края   позволяют   провести исторические параллели, получить ясное представление о прошлом, связать его с настоящим, проанализировать и попытаться дать собственную оценку общественно­политическим   и   историческим   событиям.   Мероприятия, проводимые   с   учащимися   по   историческому       наследию  родного   края, способствуют   не   только   гражданскому   самоопределению,   но   и   развитию исторического самосознания личности (соотнесение своей судьбы с историей Республики), что очень важно для воспитания гражданина­патриота. Формирование   активной   нравственной   и   гражданской   позиции, укрепление   связей   между   поколениями,   несомненно,   начинается   в   семье. Академик   Дмитрий   Лихачев   писал:   «Я   придерживаюсь   того   взгляда,   что любовь   к Родине начинается с любви к своей семье, своему дому, к своей школе. Она постепенно растет. С возрастом она становится также к своему городу,   к   своему   селу,   к   родной   природе,   к   своим   землякам,   а   созрев, становится сознательной и крепкой до самой смерти, любовью к своей стране и ее народу. Нельзя перескочить через  какое­либо звено этого процесса  и очень трудно скрепить вновь всю цепь, когда что­нибудь в ней выпало или, больше того, отсутствовало с самого начала. ( Лихачев Д.С. Земля родная.­ М.,   1983).   Библиотека   является   побудительной   силой   этого   процесса. Сохранение и передача опыта уходящего поколения является на сегодняшний день одной из актуальных задач. Для   того,   чтобы   привить   уважительное   отношение   к   своей   малой Родине,  семье   через   художественные   образы   литературных   героев,   развить духовную   культуру,   наши   дети   принимают   активное   участие   в   конкурсе чтецов   как   городского,   так   и   республиканского   уровней   «   Мой   край   ­ Донбасс», конкурс рисунков « Потомки память берегут», «Я люблю Донецкий край»,   вместе   с   библиотекарями   занимаются   исследовательской деятельностью   по   восстановлению   имён,   погибших   солдат   в   боях   за освобождение Макеевки от немецко­фашистских захватчиков.        Книга   живет,   пока   ее   читают.   Падение   интереса   к   книге   как традиционному   источнику   информации,   кризисное   состояние   чтения заставляет библиотечных работников искать новые современные инструменты продвижения   книги,   а   также   внимательно   присмотреться   к       раскрытию библиотечного   фонда   практиками   с   целью   приобщения   детей   к   чтению. Создание позитивного имиджа библиотеки, позиционирование ее в качестве социокультурного,   информационного   и   просветительского   центра   ставит перед   библиотекарями   задачу   формирования   открытого,   комфортного пространства, дружелюбного по отношению к читателям. Главное богатство каждой библиотеки ­ её фонды. Искусство библиотечной рекомендации через организацию   фонда   заключается   в   умелом   применении   незаметных   для читателя,   опосредованных,   ненавязчивых   форм   продвижения   Преломление данной проблемы находит отражение в   работе методических объединений школьных   библиотекарей,   проходившие   в   городе   в   рамках   августовских   «Культура   чтения:   коммуникативный   и педагогических   студий   акмеологический   аспект»(2017),   «Совершенствование   деятельности школьных   библиотек   в   свете   современных   требований»   (2018),   где библиотечные   работники   ознакомлены   с   новыми   стандартами   нормативно­ правового регулирования работы школьной библиотеки.                        В настоящее   время   инновации   затронули   абсолютно   все виды человеческой   деятельности.   Библиотечное   дело   не явилось   исключением. Чтобы   в корне   переломить   намечающиеся   кризисные   явления,   необходимо переосмыслить организацию, прежде всего, школьного библиотечного дела, ведь будущее библиотек – это не только владение фондами, но и качественное обеспечение читателя информацией. Мы не знаем, насколько далеко зайдет научно­технический   прогресс   и окончательно ли   любовь   к чтению   погаснет, но мы знаем   точно —   чтение   книг   делает   нас   лучше,   добрее.   И потому школьному   библиотекарю   надо   постоянно   стремиться быть   интересным, привлекательным   для пользователей   и многое   менять   в библиотеке в соответствии   со временем.   В   реализации   данной   проблемы   школьным библиотекарям   помогает   школа   библиотечного   мастерства   «Современный школьный   библиотекарь­   основными информационными технологиями».  активный   пользователь   Работа творческой группы школьных библиотекарей оказывает помощь в   подготовке   материалов   по   формированию   информационной   и библиографической   культуры   школьников   в   свете   новых   стандартов   и современных   требований.   В   рамках   Международного   дня   школьных библиотек проходит акция «Грамотность в школьной библиотеке», положение подготовлено участниками творческой группы.     В обществе нарастает убежденность, что книга сегодня, независимо от формы ее представления (печатной или электронной), по­прежнему остается основой культуры и грамотности. Важность книги и чтения неоспорима, и эта идея особенно поддерживается в последние годы мировым сообществом.                        Сегодня гражданской идентичности уделяется особое внимание. Родилось новое государство и в школьную программу введены региональные компоненты   образования   в   области   истории,   географии,   литературы   и конечно,   базой   краеведческой   деятельности   является   фонд   школьной библиотеки.   Литературы   на   бумажных   носителях   недостаточно.   Мы рекомендуем   готовить   электронные   презентации,   виртуальные   выставки, видеоролики,   буктрейлеры   и   размещать   на   библиотечных   сайтах.   На сегодняшний день создано 54 библиотечных сайта (80,5%), на 10 школьных сайтах (19,5%) размещаются материалы деятельности школьных библиотек, которые   пополняются   материалами   на   электронных   носителях   в   помощь учителю   и  обучающимся   по   данному   направлению.  Это  цикл  виртуально  ­ иллюстрированных   выставок , презентаций, видеоуроков, видеороликов «И края в мире нет дороже» под названиями «Я люблю эту землю!», «Дорогами истории»,   «Слава   и   гордость   Донбасса»,   «Творческое   многоцветье   имен», «Город   мой,   ты   лежишь   на   рабочей   ладони   Донбасса.   На   блоге Макеевка.Школьные   библиотеки   размещены   электронные   учебники   по литературному   наследию   родного   края,   материалы   по   экологическому направлению.             Не могу не остановиться на партнёрской деятельности с библиотеками других систем и ведомств – это  Flash­семинар «Библиотека и развивающий досуг юного читателя» на базе детской библиотеки им. Гайдара,   Подиум мнений   «Библиотека   молодым   ­   поиск   позитивных   и   действенных   форм работы»   на   базе   юношеской   библиотеки,   семинар   «Патриотическое воспитание   ­залог   успешного   развития   общества   и   государства», методическое   объединение   библиотекарей   «Нравственно­патриотическое воспитание   школьников»,   где   библиотекари   представляли   буктрейлеры, прочитанных   книг   военной   тематики   «Учимся   рекламировать   книгу». Совместная   деятельность   школьных   и   городских   библиотек   способствует повышению профессионального мастерства как тех, так и других.                Это   довольно   не   весь   перечень   мероприятий   и   действий,   которые проводят   школьные   библиотекари   общеобразовательных   организаций   детскими   муниципальными совместно   с   учителями, библиотеками   при   поддержке   и   координации     методического   центра управления   образования   администрации   города   Макеевки   в   Год   истории Донбасса в Донецкой Народной Республике.   родителями,

От профессионального библиотекаря к творческому читателя

От профессионального библиотекаря к творческому читателя

От профессионального библиотекаря к творческому читателя

От профессионального библиотекаря к творческому читателя

От профессионального библиотекаря к творческому читателя

От профессионального библиотекаря к творческому читателя

От профессионального библиотекаря к творческому читателя

От профессионального библиотекаря к творческому читателя

От профессионального библиотекаря к творческому читателя

От профессионального библиотекаря к творческому читателя
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2019