ОТЧЕТ
Программа «Индивидуального реабилитационного маршрута».
Индивидуальный образовательный маршрут (Программа) Ребенка дошкольника с ОВЗ на 2019-2020 учебный год
1. Период стажировки 18.02. 2020 по 28.02.2020
2. Образовательная организация МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ЛЕСНАЯ ПОЛЯНА»
3. Общая педагогическая характеристика обучающегося (обучающихся) с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации
У детей наблюдается низкий уровень развития восприятия. Это проявляется в необходимости более длительного времени для приема и переработки сенсорной информации, недостаточно знаний этих детей об окружающем мире.
Недостаточно сформированы пространственные представления, дети с ОВЗ часто не могут осуществлять полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое целое.
Внимание неустойчивое, рассеянное, дети с трудом переключаются с одной деятельности на другую. Недостатки организации внимания обуславливаются слабым развитием интеллектуальной активности детей, несовершенством навыков и умений самоконтроля, недостаточным развитием чувства ответственности и интереса к учению.
Память ограничена в объеме, преобладает кратковременная над долговременной, механическая над логической, наглядная над словесной
Снижена познавательная активность, отмечается замедленный темп переработки информации
Мышление – наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно- образное и особенно словесно-логическое
Снижена потребность в общении как со сверстниками, так и со взрослыми
Игровая деятельность не сформирована. Сюжеты игры обычны, способы общения и сами игровые роли бедны
Речь – имеются нарушения речевых функций, либо все компоненты языковой системы не сформированы.
Наблюдается низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости, вследствие возникновения у детей явлений психомоторной расторможенности
Наблюдается не сформированность произвольного поведения по типу психической неустойчивости, расторможенность влечений, учебной мотивации.
Вследствие этого у детей проявляется недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Возникают трудности формирования учебных умений (планирование предстоящей работы, определения путей и средств достижения учебной цели; контролирование деятельности, умение работать в определенном темпе).
Типичные затруднения (общие проблемы) у детей с ОВЗ
Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире
Темп выполнения заданий очень низкий;
Нуждается в постоянной помощи взрослого;
Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);
Низкий уровень развития речи, мышления;
Трудности в понимании инструкций;
Инфантилизм;
Нарушение координации движений;
Низкая самооценка;
Повышенная тревожность, Многие дети с ОВЗ отмечаются повышенной впечатлительностью (тревожностью): болезненно реагируют на тон голоса, отмечается малейшее изменение в настроении;
Высокий уровень психомышечного напряжения;
Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;
Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство;
У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству
4. График и режим учебного процесса (расписание учебных занятий на неделю)
Расписание организованной образовательной деятельности (ООД)
подготовительной группы «Ромашка» (6 - 7 лет)
Длительность занятий- 30 мин.
Максимально допустимый объем недельной непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе - 14 занятий
Перерывы между занятиями не менее 10 мин.Во время НОД обязательное проведение физ. минутки.
Организованная образовательная деятельность
Дни недели |
НОД |
время |
Понедельник |
1.Речевое развитие 2.Музыка 3.Музей «Русская изба» |
9:00 – 9:30 9:40 – 10:10 15:30 – 16:00 |
Вторник |
1.Познавательное развитие (ФЭМП) 2. Рисование 3.Физическое развитие |
9:00 – 9:30 9:40 – 10:10 10.20 – 10.50 |
Среда |
1.Окруж.мир 2. Лепка/Аппликация 3. Музыка |
9:00 – 9:30 9:40 – 10:10 10.20 – 10.50 |
Четверг |
1. Познавательное развитие (ФЭМП) 2. Рисование 3. Физическое развитие (На прогулке) 4. Музей/Лаборатория |
9:00 – 9:30 9:40 – 10:10 11:10 – 11:40 15:30 – 16:00 |
Пятница |
1. Речевое развитие 2. Физическое развитие 3.Музей «Родник» |
9:00 – 9:30 9:40 – 10:10 15:30-16:00 |
Перечень основных видов организованной образовательной деятельности
Виды образовательной деятельности |
Количество в неделю |
Познавательное развитие Формирование элементарных математических представлений Мир природы Окружающий мир |
2 1 1 |
Речевое развитие: Развитие речи Подготовка к обучению грамоте Чтение художественной литературы |
1 1 1 |
Художественное творчество: Рисование Лепка Аппликация |
1 0,5 0,5 |
Физическая культура |
3 |
Музыка |
2 |
Общее количество по обязательной части |
14 |
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первую половину дня в подготовительной группе 1,5 часа. Образовательная деятельность с детьми подготовительного возраста может осуществляться во второй половине дня после дневного сна, продолжительность не более 30 минут в день. (СанПин 2.4.1.3049-13).
С детьми ОВЗ проводятся индивидуальные коррекционные занятия.
5.Форма обучения
Организация жизни и деятельности детей осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса – совместной деятельности взрослого и детей (непосредственно организованная образовательная деятельность - НОД) и в режимных моментах, самостоятельной деятельности детей (актуальная предметно-развивающая среда) и во взаимодействии с семьями детей. Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.
Организация групповых и коррекционных занятий
Форма |
для Обучающихся детей |
Групповые |
- музыкальные занятия (2 раза в неделю) слушание музыки |
Подгрупповые (по необходимости) |
- Коррекционные занятия (одна подгруппа занимается с воспитателем, вторая с логопедом, инструктор по физ.кул., психолог) |
Индивидуальные |
Коррекционные занятия проводит педагог, логопед, психолог, воспитатель |
6. Материально-техническое оснащение образовательной организации в соответствии с потребностями обучающихся с различными видами ограничений по состоянию здоровья
В детском саду функционируют кабинет заведующего, методический кабинет, медицинский кабинет, музыкальный и спортивный залы, комната педагога-психолога, комната развивающих игр, прачечная, пищеблок. Оборудование помещений, оснащенность образовательного процесса оборудованием, учебно- наглядными пособиями, раздаточным материалом приводится в соответствие требованиям ФГОС ДО и соответствует действующим образовательным программам. Детский сад оснащен техническим оборудованием: компьютеры, DVD – проигрыватели, музыкальные центры, магнитофоны, телевизоры, Мультимедийные проектор с экраном, интерактивная доска. Имеется постоянный доступ в Интернет, функционирует сайт.
Для работы с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ создаются условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально-ориентированных коррекционных мероприятий
7. Психолого-педагогическое сопровождение
Цель – организация целостной системы, обеспечивающей оптимальные педагогические условия для ребенка с ОВЗ, построение для него индивидуального маршрута развития в соответствии с его индивидуальными, психофизическими и возрастными особенностями.
Главным условием психолого-педагогического сопровождения является взаимодействие всех участников воспитательно-образовательного процесса.
Блок |
Задачи |
Формы реализации |
Ответственный |
Мониторинговые задачи |
- Организация комплексного психолого-педагогического изучения ребёнка в целом - Мониторинг эффективности реализации индивидуальной коррекционно-развивающей программы |
- Обследования ребенка всеми специалистами на психолого-педагогическом консилиуме ОУ - Коллегиальное определение трудностей ребенка в каждом конкретном виде деятельности - Разработка рекомендаций для составления индивидуального маршрута ребёнка - Динамическое наблюдение за динамикой развития ребенка в ходе коррекционно-воспитательного процесса |
Специалисты ПМПк
Специалисты ПМПк
Председатель ПМПк
-Воспитатели. специалисты, участвующие в сопровождении ребенка (педагог-психолог, учитель-дефектолог) в течение всего учебного периода |
Воспитательные задачи |
- Решение вопросов социализации, повышения самостоятельности ребёнка - Становления нравственных ориентиров в деятельности и поведении - Воспитание положительных личностных качеств
|
- Совместная работа специалистов в этом направлении - Оказание консультативной помощи семьям для решения возникающих проблем - Помощь воспитателям в разработке и организации мероприятий направленных на решение задач социально-коммуникативного развития |
Воспитатели
Специалисты, участвующие в сопровождении ребенка |
Коррекционно-развивающие задачи |
- Развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребёнка - Преодоление и предупреждение у него вторичных отклонений в развитии познавательной сферы, поведения и личностных ориентиров
|
- Тесное сотрудничество всех специалистов учреждения, участвующих в сопровождении ребенка, в решении коррекционно-развивающих задач - Обучение родителей и воспитателей отдельным психолого-педагогическим приёмам, повышающим эффективность взаимодействия с ребёнком, стимулирующим его активность в повседневной жизни, укрепляющим его веру в собственные возможности. |
Специалисты, участвующие в сопровождении ребенка |
Образовательные задачи
|
- Развитие познавательной активности ребенка - Формирование у него всех видов детской деятельности, характерных для данного возрастного периода.
|
- Продуманная система коррекции всего учебно-воспитательного процесса, всей жизни и деятельности ребенка в ОУ - Создание творческого союза педагогов, объединенных общими целями - Разработка интегрированного коррекционно-развивающего календарно-тематического плана работы, построенного на основе комплексной диагностики - Организация коррекционно-образовательной среды, стимулирующей развитие ребенка. |
Эти задачи решаются коллективом специализированного дошкольного учреждения в тесной взаимосвязи всех сотрудников.
|
План совместной деятельности
№ п/п |
Направление деятельности |
Специалист |
Сроки |
1. |
Коррекционные занятия с педагогом - психологом |
Педагог-психолог |
1 раза в неделю (октябрь-май) |
2. |
Коррекционные занятия с учителем-логопедом |
Логопед |
1 раза в неделю (октябрь-май) |
3. |
Коррекционные занятия с музыкальным руководителем |
Музыкальный руководитель |
1 раза в неделю (октябрь-май) |
4. |
Коррекционные занятия с инструктором по физическому развитию |
Инструктор по физвоспитанию |
1 раза в неделю (октябрь-май) |
8. Описание конкретных специализированных педагогических технологий
Технологии обучения здоровому образу жизни:
Игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков, беседы, этюды, игры разной степени подвижности; Игротерапия; Самомассаж и точечный массаж; сухой бассейн; рисование.
Коррекционно-развивающие: элементы сказкотерапии, арттерапии, песочная терапия, акватерапия,
Технологии музыкального воздействия, технологии воздействия цветом (хромотерапия, технологии коррекции поведения, психогимнастика, специальные коррекционные методы.
Музыкальная терапия
Применима в целях эффективности работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами с физическими, эмоциональными, коммуникативными, когнитивными и социальными потребностями.
Активные формы музыкотерапии: Ритмотерапия, вокалотерапия, хореотерапия, сказкотерапия, игровая психотерапия.
Пассивные формы музыкотерапии: коммуникативная музыкотерапия (установление контакта с ребенком, реактивная музыкотерапия (помощь в разрешении психологического конфликта, регулирующая музыкотерапия (снятие эмоционального и мышечного напряжения).
Вокалотерапия направлена на формирование оптимистического настроения с помощью вокальной деятельности ребенка.
Инструментальная музыкальная терапия направлена на формирование оптимистических настроении с помощью игры на музыкальных инструментах.
Кинезитерапия - дети обучаются технике выражений эмоций с помощью выразительных движений тела, навыкам релаксации. Большое внимание придается коррекции коммуникативных, психологических функций. Кинезитерапия включает в себя: психогимнастику,, ритмопластику, сюжетно-игровую кинезитерапию. Сюжетно-игровая кинезитерапия – вариант двигательной терапии, где все упражнения объединены одним сюжетом и проводятся в игровой форме с подгруппой или группой детей. Основа – игровая импровизация. Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов, рисунков, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы.
Рефлексотерапия — воздействие на активные точки ладоней и ступней массажными шариками: массаж Су-Джок (массажное воздействие на рецепторные точки воздействия шипованным шариком или спиралью, шары здоровья (акупунктурное лечебное воздействие деревянными шарами); гидрогелевый арт массаж, арт массаж кинетическим песком.
Психогимнастика (Алябьевой Е. А. и Чистяковой М. И.) - этюды, игры, упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка с ОВЗ и ребёнка-инвалида (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).
Релакс-терапия. Релаксацией называется состояние бодрствования, характеризующееся пониженной психофизиологической активностью, которое ощущается либо во всем организме, либо в любой его системе. При регулярности занятий релаксационные упражнения; постепенно становятся привычкой и ассоциируются с приятными впечатлениями. Релакс-терапия применяется и в качестве расслабления и отдыха детей под негромкую музыку, подбирается классическая музыка, звуки природы. В работе отлично помогает зеркальное полотно и установленная выше роста ребёнка сенсорная лампа-шар, у ребёнка есть возможность отдохнуть в специальной зоне для релаксации, оборудованной удобным комфортным диванчиком-модулем, подушками, лампой-дельфином, картиной, лёгкой разноцветной нитяной шторой-«дождём», все вместе которые дают полное ощущение космичности происходящему, простор для воображения и необычный отдых.
Педагогические технологии
Рефлексивная технология (по Кашлеву С. С.) — модификация рефлексивного круга, отреагирование, обсуждение, подведение итогов в конце занятия.
Технология коллективного творческого дела (модифицированный элемент технологии И. П. Иванова) — коллажи, макеты, совместные работы.
Цветовые игротренинги по Нищевой Н. В и Погосовой Н. М.
ТРИЗ технология Т. С. Альтшуллера (нетрадиционные формы работы , которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!») ИКТ технологии (в методической работе педагога, мини-презентации на занятиях, в коррекционно-развивающей работе — возможность включать в занятие разнообразные компьютерные игры, иллюстрированные развивающие программы (частично, направленные на развитие памяти, внимания, мышления («На что похоже?», «Найди лишнее», «Запомни и назови», «Игры для тигры», игры – раскраски и др)).
Элементы релаксационных методов по Джекобсону и Семенович А. А. - мышечное расслабление, сопровождающееся снятием эмоционального напряжения. Применяется с музыкотерапией (используется классическая музыка, голоса природы): дыхательные упражнения, упражнения на внимание, глазодвигательные упражнения, создание управляемых визуальных образов, расслабление мышц.
Личностно-ориентированные технологии (гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям ОРДД; технология сотрудничества реализует принцип демократизации, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам; а так же ритуалы приветствия и прощания).
Игровая технология
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть коррекционно-развивающего процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Ведение сайта
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.