Творческий отчет по работе над проектом в средней группе
«Покормите птиц зимой»
Воспитатель: Гусева Ю.Л.
Работу над проектом «Птицы наши друзья» мы начали в декабре.
Во время прогулки с ребятами, к нам на участок прилетают голуби, воробьи, синицы. Реакция у детей непредсказуема. Кто-то замирает и начинает наблюдать, но чаще всего найдётся тот ребёнок, который побежит и спугнёт гостей. На вопрос: «Зачем ты так сделал?», ребёнок не может дать ответа. Вот и возникла идея – познакомить ребят с птицами поближе, научить их наблюдать за ними, заботиться. Больше всего забота нужна птицам в холодное время года, ведь зимой, самое страшное для птиц – не холод, а голод. Зимой нет ягод, семян, насекомых; птицам нечем питаться. Из-за недостатка корма, очень много птиц погибает, не дожив до весны. Мы с детьми решили – птицам надо помогать.
Чтобы успешно реализовать проект, мы подобрали иллюстративный и дидактический материал по теме; родители принесли подборку познавательной и художественной литературы о птицах. И работа закипела. Наблюдая за птицами на прогулке, заметили, что на участке чаще всего встречаются такие птицы: воробей, синица, сорока, снегирь. Поэтому решили изучать образ жизни именно этих птиц.
Так появилась идея создания познавательно – исследовательского проекта «Птицы-наши друзья», участники: воспитатели, дети средней группы, родители воспитанников. Наш проект был задуман и реализован, чтобы сформировать экологические знания о зимующих птицах и ответственное, бережное отношение к ним.
В результате работы, у детей сформированы элементарные представления о зимующих птицах, появилось желание помогать птицам, наблюдать за ними. У родителей повысился интерес к совместной деятельности по охране и защите птиц нашего края.
Определили этапы реализации проекта:
1 этап - Подготовительный. На первом этапе, для успешной реализации проекта, подобрали иллюстративный и дидактический материал по теме, подобрали познавательную и художественную литературу по зимующим птицам, которую дети могли взять домой на выходные дни, и с помощью воспитателя изучать в детском саду.
Параллельно проводили работу с родителями. Родители были ознакомлены с данным проектом через беседы и наглядность. Были предложены консультации «Зимующие и перелетные птицы. Для мам и пап, и их ребят», «Чем кормить птиц зимой?»
2 этап – основной (практический). Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах. Для того чтобы дети знали, как называется тот или иной посетитель кормушки, чем любит полакомиться, с детьми были проведены познавательные занятия, на которых дети расширили свои представления о птицах.
Для развития инициативной речи детей во взаимодействиях со взрослыми и другими детьми, и для развития всех компонентов устной речи в различных формах и видах, составляли описательный рассказ о зимующих птицах. Играли в дидактические игры и игры-имитации, отражающие особенности объектов живой природы, выражая их голосом, движениями (прыгают воробышки); игры-имитации, отражающие физические особенности движений, голоса, эмоционального состояния игрового образа (летят большие и маленькие птицы); рассматривали иллюстрации зимующих птиц. Дети с удовольствием раскрашивали силуэты птиц.
Для формирования у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании, были организованы подвижные игры.
Для сохранения и укрепления физического и психического здоровья детей играли в пальчиковые игры, игры на развитие дыхания.
Проведены беседы с детьми на тему: «Зимующие птицы».
В ходе проведённых бесед, дети систематизировали знания о зимующих птицах, о необходимости подкормки птиц в зимний период.
Проведены тематические прогулки, на которых воспитанники наблюдали за птицами: «Какие птицы прилетают на участок?», «Как птицы передвигаются?», «Наблюдение за вороной», «Наблюдение за воробьями», «Следы птиц на снегу». Обсуждали, каким кормом необходимо кормить птиц. Наши птицы предпочтение отдавали хлебным крошкам, пшену и семенам подсолнечника. Воспитанники знали, что нельзя оставлять в кормушке чёрный хлеб, солёное сало, жареные семечки – вместо помощи это может нанести птицам вред.
При чтении художественной литературы, дети эмоционально воспринимали образное содержание произведения, подходили к пониманию значения использования автором средств выразительности. Заучивали и читали стихотворения о зимующих птицах, обсуждали пословицы, поговорки, отгадывали загадки, рассматривали иллюстрации с изображением зимующих птиц. Проводились игры и упражнения под тексты стихотворений, потешки, пальчиковые игры на основе фольклорного текста.
Конструировали кормушки из материала. Каждый ребёнок стремился внести свою лепту в общее дело. Выполнили аппликацию на тему: «Снегири прилетели, на кормушку сели»
3 этап – Заключительный. В ходе реализации проекта, наши воспитанники и родители постоянно заботились о птицах, была создана экологическая газета «Берегите птиц».
Совместная подготовка по проектной деятельности сблизила нас и родителей, родителей и детей. Атмосфера доброжелательности стала характерной и для других общих дел в группе.
Таким образом, мы уверены, что у наших воспитанников успешно формируется гуманно – ценностное отношение к природе и ко всему живому. В ходе реализации проекта, дети не только расширили и систематизировали свои представления о видах птиц, но и в практической деятельности узнали, какие корма предпочитают птицы.
Эта работа принесла большую радость и удовлетворение. Воспитанники знают, что участвуют не только в интересном, но и в очень полезном деле. У детей развиваются добрые чувства, желание прийти на помощь нашим братьям меньшим.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.