Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Почемучки»
Оценка 5

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Почемучки»

Оценка 5
Образовательные программы
docx
Междисциплинарный 3
4 кл—5 кл
16.05.2020
Дополнительная общеразвивающая  программа социально-педагогической направленности  «Почемучки»
Дополнительная общеразвивающая программа «Почемучки» является интегрированной и объединяет в себе экологическое и декоративно-прикладное направления. Связующим звеном между ними служит игровая технология, которая является одним из самых передовых направлений в современной педагогике. Важное место в программе занимает региональный компонент.
Кружок ПОЧЕМУЧКИ.docx

Дополнительная общеразвивающая  программа социально-педагогической направленности  «Почемучки»

 

Возраст обучающихся: 9-12 лет

Срок реализации: 1 год

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная общеразвивающая программа «Почемучки» является интегрированной и объединяет в себе экологическое и декоративно-прикладное направления. Связующим звеном между ними служит игровая технология, которая является одним из самых передовых направлений в современной педагогике. Важное место в программе занимает региональный компонент.

Д.С. Лихачев под экологическим подходом понимал воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родной деревне или городу, к родной речи.

Программа опирается на интегрированный подход к обучению и воспитанию ребенка. При этом интеграцию следует рассматривать не только, как условие усвоения материала, но и как форму организации занятия, художественного события, игры, то есть как педагогическую технологию.

В результате такого активного педагогического процесса происходит смена видов деятельности обучающихся, что способствует расширению и углублению знаний о растениях, животных, птицах, временах года, сезонных изменениях родного края.

Кружок «Почемучки» является эффективной формой работы экологического воспитания младших школьников.

Дополнительная образовательная программа кружка «Почемучки», соответствует возрастным особенностям и не требует значительных материальных затрат.

Кружковая деятельность способствует развитию кругозора и творческих способностей у детей, прививает навыки к самостоятельной работе. Содержание программы расширяет представления обучающихся об окружающем мире и природе родного края. Обучающиеся получают первые сведения о природе своего края, о взаимосвязях и взаимообусловленности явлений в природе, знакомятся с растительным и животным миром Архангельской области по средствам игры и декоративно прикладного творчества.

Актуальность. Младший школьный возраст - начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания как средства развития детей младшего школьного возраста - формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Экологическое воспитание - это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой родного края открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.

Проблема экологического воспитания относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, она способствует развитию кругозора и творческих способностей у детей. Прививает навыки к самостоятельной работе. Содержание программы расширяет представления об окружающем мире и природе родного края. Дети получают первые сведения о природе своего края, о взаимосвязях и взаимообусловленности явлений в природе, знакомятся с растительным и животным миром Архангельской области по средствам игры и декоративно прикладного творчества.

Цель дополнительной общеразвивающей программы «Почемучки» направлена на экологическое воспитание детей с нарушением слуха посредством экологически ориентированной деятельности.

Задачи:

1. Формирование экологических знаний, отражающих природную уникальность родного края.

2. Формирование простейших умений и навыков по выполнению декоративно-прикладных работ из природных материалов.

3. Закрепление полученных знаний в игровой деятельности.

4. Развитие и коррекция остаточного слуха.

5. Обогащение словарного запаса обучающихся.

 

Виды экологически ориентированной деятельности:

·         Познавательная, направленная на формирование опыта приобретения научной информации (анализ фактического материала, наблюдения в природе, определение объектов природы).

·         Практическая, направленная на формирование практических умений (труд в природе, природопользование, охрана природы, уход за ландшафтом, улучшение природного окружения, др.)

·         Игровая деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте, поэтому она пронизывает все другие виды экологически ориентированных деятельностей.

·         Декоративно прикладная деятельность заключается в восприятии эстетических свойств объектов природы. Разнообразны и формы творчества: выполнение рисунков, лепка, конструирование поделок из природного материала.

·         Коммуникативная деятельность является связующим звеном. Обогащается словарный запас детей. На занятиях обучающиеся испытывают потребность высказаться, выразить свои ощущения, мысли в словесной форме, тем самым идет работа над развитием остаточного слуха и обязательное сохранение слухоречевой среды.

 

 

Возраст детей, участвующих в реализации данной общеразвивающей программы 9-12 лет.

Сроки реализации программы: программа рассчитана на 1 год обучения (2019-2020 учебный год).

Формы и режим занятий: на реализацию данного курса отводится 1 час в неделю, 32 часа в год, продолжительность занятия 40 минут.

 Занятия проводятся в разновозрастной группе. Данная программа реализуется в форме учебно-тематических занятий, экскурсий, творческий занятий, интерактивные игры, природоохранительные акции «Покормим птиц», «Живи лес», «Чистый дворик школы» выпуск стенгазеты «Почемучки».

Планируемые результаты и способы их проверки.

Обучающиеся будут иметь представление:

- о причинах сезонных явлений в природе;

- о типичных представителях животного и растительного мира Крыма;

- о правила поведения в природе;

- о Красной книге Крыма

Обучающие научатся:

- выполнять простые декоративно прикладные работы из природных материалов;

- играть в лото, домино, дидактические игры

Обучающиеся будут учиться применять свои знания в жизни.

Проверка результатов освоения программы осуществляется следующими способами:

-диагностика (октябрь, май) – диагностическая карта, КИМы к диагностике.

- текущий контроль знаний в процессе тематических занятий;

- текущий контроль умений и навыков в процессе творческой работы;

- тематический контроль умений и навыков после изучения тем;

- игры-викторины;

Формы проведения итоговой реализации дополнительной общеразвивающей программы: в целях контроля за результативностью занятий обязательное участие в конкурсах и выставках разного уровня, выпуск стенгазет.

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

 

Наименование разделов

Количество часов

 

1

Вводное занятие

1

2

ОСЕНЬ

8

3

ЗИМА

10

4

ВЕСНА

8

5

ЛЕТО

5

 

Всего

32

 

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Название разделов, тем

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

1

1

-

 

2

ОСЕНЬ

8

2

в процессе занятия

6

участие в выставка и конкурсах текущий контроль

 

3

ЗИМА

10

1

в процессе занятия

7

участие в общешкольном соревновании, текущий контроль

4

ВЕСНА

8

1

в процессе занятия

7

текущий контроль

5

ЛЕТО

7

1

в процессе занятия

6

участие в муниципальных соревнованиях, текущий контроль

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Раздел «Осень». Вводное занятие.

Учебно-тематические занятия. Экскурсии. Игра. Прогулка. Творческие занятия.

 

Раздел «Зима».

Выпуск стенгазеты. Игра. Прогулка. Творческие занятия. Учебно-познавательное занятие.

Акция «Покормим птиц».

 

Раздел «Весна».

Творческие занятия. Экскурсии. Акция «Зелёный подоконник», учебно-познавательное занятие.

 

Раздел «Лето».

Выпуск стенгазеты. Акция «Живи лес», «Чистый дворик школы», творческие занятия, игра.

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

 

№ п/п

Название раздела

Дидактический материал

Техническое оснащение

Форма контроля

1

Вводное занятие

- видео материалы;

- наборы предметных картинок;

- таблички;

- презентации

Телевизор, ноутбук, таблички, картинки,

Инструменты для посадки, семена, наборы для творчества

Опрос

2

ОСЕНЬ

Опрос

Наблюдение

Участие в конкурсе

3

ЗИМА

Опрос

Наблюдение

Участие в конкурсе

4

ВЕСНА

Опрос

Наблюдение

Участие в конкурсе

5

ЛЕТО

Опрос

Наблюдение

Участие в конкурсе

 

 

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

Помещение и оборудование

Специальные инструменты

и приспособления

Дополнительные материалы

- кабинет;

- телевизор;

- ноутбук;

-презентация, таблички, картинки, доска, экран

нет

По необходимости для творчества

СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ

 

Для педагога

1. «Познай природу». Авторские программы педагогов дополнительного образования

Липецкой области (в помощь педагогам дополнительного образования). Л., 2009г.

2. Краткий экологический словарь – справочник. Л., 2004г.

3. «Мы с тобой природа!» (сценарии массовых экологических мероприятий) Л., 2007

г.- 2010г.

4. Материалы Всемирной экологической акции в защиту животных. М., 2008 г. - 2011

г.

5. Методическое руководство «Как посадить свою дубраву». М., 2008 год.

6. Петров В.М. «Осенние праздники, игры и забавы для детей», М., Творческий центр

2008г.

7. И. Морозов «Забавы вокруг печки» (Русские народные традиции в играх) М.,

«Роман – газета», 2008г.

8. А. В. Кенеман «Детские подвижные игры народов СССР» под редакцией

Т. И. Осокиной, М., 2008г.

9. Журнал «Читаем, учимся, играем» 2006г. - 2018г.

10. Журнал «Методист» 2006г. – 2018г.

11. И. С. Утенко «Зимний букет». М., 2007г.

12. Видеоматериалы Всемирной экологической акции в защиту животных.

М., 2008г. - 2011 г

 

 

 

 

 

 


КАЛЕНДАРНО – УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

 

на 2019-2020 учебный год

 

Название программы «Почемучки»

Текущий срок реализации 2019 -2020 учебный год

Количество учебных недель: 32

Количество учебных дней: 32

Даты начала и окончания учебного периода: 16.09.2019-31.05.2020

 

 

Дата

Тема

 

Время

Форма занятия

Кол-во часов

Место проведения

Форма контроля

1

22.09

Вводное занятие

 

Учебное

1

Каб.№

Опрос

 

2

29.09

Прогулка «Сбор природного материала»

 

Прогулка

1

Парк, тропа здоровья

Наблюдение

3

06.10

Экскурсия «Вот и осень пришла»

 

Тематическая прогулка

1

парк

Наблюдение

4

5

13.10

20.10

Творческая мастерская

 

 

Практическое

2

Каб.№

Участие в конкурсе

6

27.10

Интерактивная игра «Что я знаю о природе»

 

Игра

1

Каб.№

Опрос

7

10.11

Дикие животные нашего края

 

Учебное-познавательное

1

Каб.№

 

Текущий контроль

8

17.11

Животные в нашем доме

 

Учебное-познавательное

1

Каб.№

 

Текущий контроль

9

24.11

История города Котласа

 

Учебно-познавательное

1

Каб.№

 

Опрос

10

11

01.12

08.12

Красная книга Архангельской области

 

Учебное

2

Каб.№

 

Опрос

12

13

15.12

22.12

Творческая мастерская

 

 

Практическое

2

Каб.№

 

Участие в конкурсе

14

19.01

Выпуск стенгазеты «Почемучки»

 

Практическое

1

Каб.№

 

Текущий контроль

15

26.01

Акция  «Покормим птиц»

 

Практическое

1

Каб.№

 

 

16

02.02

Игра «Удивительный мир животных»

 

Игра

1

Каб.№

 

Текущий контроль

17

09.02

«Откуда в наш дом приходит газ, вода, электричество?»

 

Учебно-познавательное

1

Каб.№

 

Текущий контроль

18

16.02

«Откуда берется снег?»

 

Учебно-познавательное

1

Каб.№

 

Опрос

19

23.02

 

Птицы нашего города. Фильм о птицах перелетных и зимующих в городе

 

Учебно-познавательное

1

Каб.№

 

Текущий контроль

20

21

01.03

08.03

Творческая мастерская

 

Практическое

2

Каб.№

 

Участие в конкурсе

22

15.03

Экскурсия «Приметы весны»

 

Тематическая прогулка

1

парк

Наблюдение

23

 

22.03

 

Всемирный день земли

 

Учебно-тематическое

2

Каб.№

 

Текущий контроль

24

25

05.04

12.04

Акция «Зелёный подоконник»

 

Практическое

1

Каб.№

 

Уборка мусора

26

19.04

Акция «Живи лес»

 

Практическое

1

  Парк, тропа здоровья

опрос

27

26.04

 

Игра «Знатоки природы»

 

Игра

1

Каб.№

Текущий контроль

28

29

01.05

03.05

Творческая мастерская

 

Практическое

1

Каб.№

Участие в конкурсе

30

10.05

Выпуск стенгазеты «Почемучки»

 

Практическое

1

Каб.№

выполнение

31

32

17.05

24.05

Акция «Чистый дворик школы»

 

Практическое

2

Школьный двор

Текущий контроль


Диагностическая карта кружка «Почемучки»

 

 

 

№ п/п

ФИ обучающего

Превращения в  природе

Природа и мы

Красота в окружающем мире

 

 

окт.

май

окт.

май

окт.

май

1

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Высокий  уровень

Средний уровень

Низкий уровень

 

1 балл-нет знаний

2 балла-очень слабо

3 балла-низкие знания

4 балла – хорошие знания

5 баллов –отличные знания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольно имерительные материалы к диагостике

 

 

Превращения в природе

 

 

1.     Зачем птицам дом?

·        выводить птенцов

·        отдыхать

·        приглашать гостей

·        хвастаться им перед другими

2.     Выбери подходящий дом или дома для птиц. Обведи в кружок

пд 1                пт 2                пд 3

         Рис 1                                    рис 2                                         рис 3

 

3.     В какое время года пробуждается вся природа? Впиши правильные ответы по цифрам и получишь ответ на вопрос.

1.      верба

3.      нар

4.    солце

 

2.небо

 

1.

 

 

 

 

 

5.  трава

 

2.

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Природа и мы

1. Для чего создана Красная книга?

·        списки растений и животных, которые исчезли или находятся под угрозой, 

·        списки маленьких городов

·        списки людей

2. Существуют правила поведения в природе. Напиши их.

1. Не ……………………………………………………………………………

2. Не …………………………………………………………………………..

3. ………………………………………………………………………………

3. Какие меры ещё принимаются людьми по охране живой природы?

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

 

 

 

      Красота в окружающем мире

1.     Значение яркой окраски у растений и животных?

·        Для красоты

·        Берегись меня!

2.     Для чего нужны деревья человеку и природе? Перечисли.

ЧЕЛОВЕК

 

 

 

ДЕРЕВЬЯ

ПРИРОДА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.     Звёзды – это…


·        Пыльца

·        Планеты

·        Ракеты

·        фонари


4.     Чем человек отличается от животного?


·        Умеет ходить

·        Умеет играть

·        Умеет говорить

·        Умеет есть


5. Домашние питомцы. Вставь в пропуски подходящего животного

Ради бога и ………… мышку не тронет.

………….. не забудет хозяина, кошка – дом.

………………….. своих котят семь раз перепрячет.

 

 

 


 

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Почемучки»

Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Почемучки»

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, она способствует развитию кругозора и творческих способностей у детей

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, она способствует развитию кругозора и творческих способностей у детей

Обучающиеся будут иметь представление: - о причинах сезонных явлений в природе; - о типичных представителях животного и растительного мира

Обучающиеся будут иметь представление: - о причинах сезонных явлений в природе; - о типичных представителях животного и растительного мира

ЛЕТО 7 1 в процессе занятия 6 участие в муниципальных соревнованиях, текущий контроль

ЛЕТО 7 1 в процессе занятия 6 участие в муниципальных соревнованиях, текущий контроль

Помещение и оборудование

Помещение и оборудование

КАЛЕНДАРНО – УЧЕБНЫЙ ГРАФИК на 2019-2020 учебный год

КАЛЕНДАРНО – УЧЕБНЫЙ ГРАФИК на 2019-2020 учебный год

Выпуск стенгазеты «Почемучки»

Выпуск стенгазеты «Почемучки»

Диагностическая карта кружка «Почемучки» № п/п

Диагностическая карта кружка «Почемучки» № п/п

Контрольно имерительные материалы к диагостике

Контрольно имерительные материалы к диагостике

Существуют правила поведения в природе

Существуют правила поведения в природе

Домашние питомцы. Вставь в пропуски подходящего животного

Домашние питомцы. Вставь в пропуски подходящего животного
Скачать файл