Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Почемучки»
Возраст обучающихся: 9-12 лет
Срок реализации: 1 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеразвивающая программа «Почемучки» является интегрированной и объединяет в себе экологическое и декоративно-прикладное направления. Связующим звеном между ними служит игровая технология, которая является одним из самых передовых направлений в современной педагогике. Важное место в программе занимает региональный компонент.
Д.С. Лихачев под экологическим подходом понимал воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родной деревне или городу, к родной речи.
Программа опирается на интегрированный подход к обучению и воспитанию ребенка. При этом интеграцию следует рассматривать не только, как условие усвоения материала, но и как форму организации занятия, художественного события, игры, то есть как педагогическую технологию.
В результате такого активного педагогического процесса происходит смена видов деятельности обучающихся, что способствует расширению и углублению знаний о растениях, животных, птицах, временах года, сезонных изменениях родного края.
Кружок «Почемучки» является эффективной формой работы экологического воспитания младших школьников.
Дополнительная образовательная программа кружка «Почемучки», соответствует возрастным особенностям и не требует значительных материальных затрат.
Кружковая деятельность способствует развитию кругозора и творческих способностей у детей, прививает навыки к самостоятельной работе. Содержание программы расширяет представления обучающихся об окружающем мире и природе родного края. Обучающиеся получают первые сведения о природе своего края, о взаимосвязях и взаимообусловленности явлений в природе, знакомятся с растительным и животным миром Архангельской области по средствам игры и декоративно прикладного творчества.
Актуальность. Младший школьный возраст - начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания как средства развития детей младшего школьного возраста - формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.
Экологическое воспитание - это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему. При ознакомлении детей с природой родного края открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания. Общение с природой обогащает духовную сферу ребенка, способствует формированию положительных моральных качеств.
Проблема экологического воспитания относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, она способствует развитию кругозора и творческих способностей у детей. Прививает навыки к самостоятельной работе. Содержание программы расширяет представления об окружающем мире и природе родного края. Дети получают первые сведения о природе своего края, о взаимосвязях и взаимообусловленности явлений в природе, знакомятся с растительным и животным миром Архангельской области по средствам игры и декоративно прикладного творчества.
Цель дополнительной общеразвивающей программы «Почемучки» направлена на экологическое воспитание детей с нарушением слуха посредством экологически ориентированной деятельности.
Задачи:
1. Формирование экологических знаний, отражающих природную уникальность родного края.
2. Формирование простейших умений и навыков по выполнению декоративно-прикладных работ из природных материалов.
3. Закрепление полученных знаний в игровой деятельности.
4. Развитие и коррекция остаточного слуха.
5. Обогащение словарного запаса обучающихся.
Виды экологически ориентированной деятельности:
· Познавательная, направленная на формирование опыта приобретения научной информации (анализ фактического материала, наблюдения в природе, определение объектов природы).
· Практическая, направленная на формирование практических умений (труд в природе, природопользование, охрана природы, уход за ландшафтом, улучшение природного окружения, др.)
· Игровая деятельность является ведущей в младшем школьном возрасте, поэтому она пронизывает все другие виды экологически ориентированных деятельностей.
· Декоративно прикладная деятельность заключается в восприятии эстетических свойств объектов природы. Разнообразны и формы творчества: выполнение рисунков, лепка, конструирование поделок из природного материала.
· Коммуникативная деятельность является связующим звеном. Обогащается словарный запас детей. На занятиях обучающиеся испытывают потребность высказаться, выразить свои ощущения, мысли в словесной форме, тем самым идет работа над развитием остаточного слуха и обязательное сохранение слухоречевой среды.
Возраст детей, участвующих в реализации данной общеразвивающей программы 9-12 лет.
Сроки реализации программы: программа рассчитана на 1 год обучения (2019-2020 учебный год).
Формы и режим занятий: на реализацию данного курса отводится 1 час в неделю, 32 часа в год, продолжительность занятия 40 минут.
Занятия проводятся в разновозрастной группе. Данная программа реализуется в форме учебно-тематических занятий, экскурсий, творческий занятий, интерактивные игры, природоохранительные акции «Покормим птиц», «Живи лес», «Чистый дворик школы» выпуск стенгазеты «Почемучки».
Планируемые результаты и способы их проверки.
Обучающиеся будут иметь представление:
- о причинах сезонных явлений в природе;
- о типичных представителях животного и растительного мира Крыма;
- о правила поведения в природе;
- о Красной книге Крыма
Обучающие научатся:
- выполнять простые декоративно прикладные работы из природных материалов;
- играть в лото, домино, дидактические игры
Обучающиеся будут учиться применять свои знания в жизни.
Проверка результатов освоения программы осуществляется следующими способами:
-диагностика (октябрь, май) – диагностическая карта, КИМы к диагностике.
- текущий контроль знаний в процессе тематических занятий;
- текущий контроль умений и навыков в процессе творческой работы;
- тематический контроль умений и навыков после изучения тем;
- игры-викторины;
Формы проведения итоговой реализации дополнительной общеразвивающей программы: в целях контроля за результативностью занятий обязательное участие в конкурсах и выставках разного уровня, выпуск стенгазет.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№ |
Наименование разделов |
Количество часов
|
1 |
Вводное занятие |
1 |
2 |
ОСЕНЬ |
8 |
3 |
ЗИМА |
10 |
4 |
ВЕСНА |
8 |
5 |
ЛЕТО |
5 |
|
Всего |
32 |
УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
|
Название разделов, тем |
Количество часов |
Формы аттестации/ контроля |
||
Всего |
Теория |
Практика |
|||
1 |
Вводное занятие |
1 |
1 |
- |
|
2 |
ОСЕНЬ |
8 |
2 в процессе занятия |
6 |
участие в выставка и конкурсах текущий контроль
|
3 |
ЗИМА |
10 |
1 в процессе занятия |
7 |
участие в общешкольном соревновании, текущий контроль |
4 |
ВЕСНА |
8 |
1 в процессе занятия |
7 |
текущий контроль |
5 |
ЛЕТО |
7 |
1 в процессе занятия |
6 |
участие в муниципальных соревнованиях, текущий контроль |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел «Осень». Вводное занятие.
Учебно-тематические занятия. Экскурсии. Игра. Прогулка. Творческие занятия.
Раздел «Зима».
Выпуск стенгазеты. Игра. Прогулка. Творческие занятия. Учебно-познавательное занятие.
Акция «Покормим птиц».
Раздел «Весна».
Творческие занятия. Экскурсии. Акция «Зелёный подоконник», учебно-познавательное занятие.
Раздел «Лето».
Выпуск стенгазеты. Акция «Живи лес», «Чистый дворик школы», творческие занятия, игра.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п |
Название раздела |
Дидактический материал |
Техническое оснащение |
Форма контроля |
1 |
Вводное занятие |
- видео материалы; - наборы предметных картинок; - таблички; - презентации |
Телевизор, ноутбук, таблички, картинки, Инструменты для посадки, семена, наборы для творчества |
Опрос |
2 |
ОСЕНЬ |
Опрос Наблюдение Участие в конкурсе |
||
3 |
ЗИМА |
Опрос Наблюдение Участие в конкурсе |
||
4 |
ВЕСНА |
Опрос Наблюдение Участие в конкурсе |
||
5 |
ЛЕТО |
Опрос Наблюдение Участие в конкурсе |
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Помещение и оборудование |
Специальные инструменты и приспособления |
Дополнительные материалы |
- кабинет; - телевизор; - ноутбук; -презентация, таблички, картинки, доска, экран |
нет |
По необходимости для творчества |
СПИСОК ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ
Для педагога
1. «Познай природу». Авторские программы педагогов дополнительного образования
Липецкой области (в помощь педагогам дополнительного образования). Л., 2009г.
2. Краткий экологический словарь – справочник. Л., 2004г.
3. «Мы с тобой природа!» (сценарии массовых экологических мероприятий) Л., 2007
г.- 2010г.
4. Материалы Всемирной экологической акции в защиту животных. М., 2008 г. - 2011
г.
5. Методическое руководство «Как посадить свою дубраву». М., 2008 год.
6. Петров В.М. «Осенние праздники, игры и забавы для детей», М., Творческий центр
2008г.
7. И. Морозов «Забавы вокруг печки» (Русские народные традиции в играх) М.,
«Роман – газета», 2008г.
8. А. В. Кенеман «Детские подвижные игры народов СССР» под редакцией
Т. И. Осокиной, М., 2008г.
9. Журнал «Читаем, учимся, играем» 2006г. - 2018г.
10. Журнал «Методист» 2006г. – 2018г.
11. И. С. Утенко «Зимний букет». М., 2007г.
12. Видеоматериалы Всемирной экологической акции в защиту животных.
М., 2008г. - 2011 г
КАЛЕНДАРНО – УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
на 2019-2020 учебный год
Название программы «Почемучки»
Текущий срок реализации 2019 -2020 учебный год
Количество учебных недель: 32
Количество учебных дней: 32
Даты начала и окончания учебного периода: 16.09.2019-31.05.2020
№
|
Дата |
Тема
|
Время |
Форма занятия |
Кол-во часов |
Место проведения |
Форма контроля |
1 |
22.09 |
Вводное занятие |
|
Учебное |
1 |
Каб.№ |
Опрос
|
2 |
29.09 |
Прогулка «Сбор природного материала» |
|
Прогулка |
1 |
Парк, тропа здоровья |
Наблюдение |
3 |
06.10 |
Экскурсия «Вот и осень пришла» |
|
Тематическая прогулка |
1 |
парк |
Наблюдение |
4 5 |
13.10 20.10 |
Творческая мастерская
|
|
Практическое |
2 |
Каб.№ |
Участие в конкурсе |
6 |
27.10 |
Интерактивная игра «Что я знаю о природе» |
|
Игра |
1 |
Каб.№ |
Опрос |
7 |
10.11 |
Дикие животные нашего края |
|
Учебное-познавательное |
1 |
Каб.№
|
Текущий контроль |
8 |
17.11 |
Животные в нашем доме |
|
Учебное-познавательное |
1 |
Каб.№
|
Текущий контроль |
9 |
24.11 |
История города Котласа |
|
Учебно-познавательное |
1 |
Каб.№
|
Опрос |
10 11 |
01.12 08.12 |
Красная книга Архангельской области |
|
Учебное |
2 |
Каб.№
|
Опрос |
12 13 |
15.12 22.12 |
Творческая мастерская
|
|
Практическое |
2 |
Каб.№
|
Участие в конкурсе |
14 |
19.01 |
Выпуск стенгазеты «Почемучки» |
|
Практическое |
1 |
Каб.№
|
Текущий контроль |
15 |
26.01 |
Акция «Покормим птиц» |
|
Практическое |
1 |
Каб.№
|
|
16 |
02.02 |
Игра «Удивительный мир животных» |
|
Игра |
1 |
Каб.№
|
Текущий контроль |
17 |
09.02 |
«Откуда в наш дом приходит газ, вода, электричество?» |
|
Учебно-познавательное |
1 |
Каб.№
|
Текущий контроль |
18 |
16.02 |
«Откуда берется снег?» |
|
Учебно-познавательное |
1 |
Каб.№
|
Опрос |
19 |
23.02
|
Птицы нашего города. Фильм о птицах перелетных и зимующих в городе |
|
Учебно-познавательное |
1 |
Каб.№
|
Текущий контроль |
20 21 |
01.03 08.03 |
Творческая мастерская |
|
Практическое |
2 |
Каб.№
|
Участие в конкурсе |
22 |
15.03 |
Экскурсия «Приметы весны» |
|
Тематическая прогулка |
1 |
парк |
Наблюдение |
23
|
22.03
|
Всемирный день земли |
|
Учебно-тематическое |
2 |
Каб.№
|
Текущий контроль |
24 25 |
05.04 12.04 |
Акция «Зелёный подоконник» |
|
Практическое |
1 |
Каб.№
|
Уборка мусора |
26 |
19.04 |
Акция «Живи лес» |
|
Практическое |
1 |
Парк, тропа здоровья |
опрос |
27 |
26.04
|
Игра «Знатоки природы» |
|
Игра |
1 |
Каб.№ |
Текущий контроль |
28 29 |
01.05 03.05 |
Творческая мастерская |
|
Практическое |
1 |
Каб.№ |
Участие в конкурсе |
30 |
10.05 |
Выпуск стенгазеты «Почемучки» |
|
Практическое |
1 |
Каб.№ |
выполнение |
31 32 |
17.05 24.05 |
Акция «Чистый дворик школы» |
|
Практическое |
2 |
Школьный двор |
Текущий контроль |
Диагностическая карта кружка «Почемучки»
№ п/п |
ФИ обучающего |
Превращения в природе |
Природа и мы |
Красота в окружающем мире |
|||
|
|
окт. |
май |
окт. |
май |
окт. |
май |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
2 |
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
4 |
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
|
|
|
|
6 |
|
|
|
|
|
|
|
Высокий уровень
Средний уровень
Низкий уровень
1 балл-нет знаний
2 балла-очень слабо
3 балла-низкие знания
4 балла – хорошие знания
5 баллов –отличные знания
Контрольно имерительные материалы к диагостике
Превращения в природе
1. Зачем птицам дом?
· выводить птенцов
· отдыхать
· приглашать гостей
· хвастаться им перед другими
2. Выбери подходящий дом или дома для птиц. Обведи в кружок
Рис 1 рис 2 рис 3
3. В какое время года пробуждается вся природа? Впиши правильные ответы по цифрам и получишь ответ на вопрос.
1. |
3. |
4. |
|||||||||
2. |
|
1. |
|
|
|
|
5. |
||||
|
2. |
|
|
|
|
||||||
3. |
|
|
|
|
|
|
|
||||
|
4. |
|
|
|
|
|
|
||||
|
5. |
|
|
|
|
|
|||||
Природа и мы
1. Для чего создана Красная книга?
· списки растений и животных, которые исчезли или находятся под угрозой,
· списки маленьких городов
· списки людей
2. Существуют правила поведения в природе. Напиши их.
1. Не ……………………………………………………………………………
2. Не …………………………………………………………………………..
3. ………………………………………………………………………………
3. Какие меры ещё принимаются людьми по охране живой природы?
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Красота в окружающем мире
1. Значение яркой окраски у растений и животных?
· Для красоты
· Берегись меня!
2. Для чего нужны деревья человеку и природе? Перечисли.
ЧЕЛОВЕК |
ДЕРЕВЬЯ |
ПРИРОДА |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3. Звёзды – это…
· Пыльца
· Планеты
· Ракеты
· фонари
4. Чем человек отличается от животного?
· Умеет ходить
· Умеет играть
· Умеет говорить
· Умеет есть
5. Домашние питомцы. Вставь в пропуски подходящего животного
Ради бога и ………… мышку не тронет.
………….. не забудет хозяина, кошка – дом.
………………….. своих котят семь раз перепрячет.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.