Отчет о работе педагога-психолога
Работа психологической службы была построена в соответствии с годовым планом и основными направлениями психологической службы: психодиагностика, психокоррекция, психопрофилактика, консультирование и просвещение.
Основной задачей работы психологической службы стояло изучение и выявление круга психологических проблем, возникающих в течение учебно-воспитательного процесса и проведения необходимого психологического мониторинга и консультирования.
В ходе психологического сопровождения были изучены следующие психологические проблемы:
1. Проблема адаптации учащихся 1-х классов.
2. Проблема адаптации учащихся 5-х и 10-х классов.
3. Проблема профопределения учащихся 9-х и 10-х классов.
4. Проблема влияния нарушения межличностных отношений «учитель-ученик» на уровень сплоченности ученического коллектива и на снижение уровня обучаемости и успеваемости у учащихся школы-интерната.
В соответствии с поставленными проблемами, у учащихся отслеживались следующие психологические факторы:
1. Мотивация к обучению.
2. Эмоциональный фон и тревожность.
3. Познавательная сфера и умственное развитие.
4. Межличностные отношения.
Большое направление в работе психолога было посвящено первоклассникам. А именно, выявлялась психологическая школьная готовность к обучению и уровень адаптации. В результате проведенных психологических процедур и в ходе наблюдений были выявлены группы детей с разным уровнем психологической готовности к обучению.
На начало обучения (сентябрь-октябрь 2014г), интеллект:
1 «А» класс, выше среднего – 26,6% (Селезнев Илья, Хатиева Фатима,
Матвей Кириллов, Грищенко Виктория), средний уровень – 46,7%, ниже среднего – 26,6% (Погодин Кирилл, Кузнецова Ангелина, Маслов Антон, Сайдаева Раяна,). Более половины учащихся имеют (средний + высокий) уровень готовности, что указывает на положительную динамику в обучении и развитии.
1 «Б» класс, выше среднего – 40% (Кочетков Матвей, Корчагина Виктория, Мордасов Кирилл, Кокарев Кирилл, Пугоев Али, Костин Василий), средний уровень – 33,3%, ниже среднего – 26,6% (Гагиев Джабраил, Пугачева Елизавета, Спиридонов Максим, Матюшин Матвей). Более половины учащихся имеют (средний + высокий) уровень готовности, что указывает на положительную динамику в обучении и развитии.
На конец апреля 2015 года, 1 «А» интеллект:
выше среднего, составляет 40% (Селезнев Илья, Хатиева Фатима, Каишвили Олег, Грищенко Виктория, Кириллов Олег, Кузнецов Кирилл),
средний уровень, составляет 20% (Хатиев Ибрагим, Кузнецов Иван, Матвей Кириллов),
ниже среднего, составляет 40% ( Погодин Кирилл, Кузнецова Ангелина, Маслов Антон, Сайдаева Раяна, Сорокин Дмитрий, Киселев Дмитрий).
В результате диагностики в апреле учащихся с высоким уровнем готовности (интеллект) увеличилось на 13,4%, с низким уровнем готовности увеличилось на 13,4%, тем самым средний уровень сократился 26,7%.При этом не произошло изменений в показателях у 4-х учащихся из 15. (Сайдаева Раяна – языковой барьер, Маслов Антон – замедленный темп мышления, соц-пед.запущ.?, Погодин Кирилл– требуется глубокое нервно-психического обследования, Кузнецова Ангелина – игровая мотивация), и у 2 учеников наблюдается некоторое снижение (Сорокин Дмитрий, Киселев Дмитрий – низ. ур. интеллекта, соц. пед. запущенность ). Так же произошли изменения в лучшую сторону у 3-х учащихся из 15 ( Каишвили Олег, Кузнецов Кирилл, Кириллов Олег). Кириллов Матвей понизил свои показатели, лежал длительное время в санатории «Белочка».
На конец апреля 2015 года, 1 «Б» класс интеллект:
Выше среднего, составляет 26,7% (Кочетков Матвей, Корчагина Виктория, Мордасов Кирилл, Пугоев Али -снижение)
Средний уровень, составляет 53,3%
Ниже среднего, составляет 20% (Гагиев Джабраил, Пугачева Елизавета, Спиридонов Максим).
В результате диагностики в апреле учащихся с высоким уровнем готовности (интеллект) уменьшилось на 13,3% тем самым средний уровень увеличился на 20%, низкий уровень сократился на 6,6%.
При этом не произошло изменений в показателях у 3-х учащихся из 15. (Гагиев Джабраил – языковой барьер, Пугачева Елизавета, Спиридонов Максим – требуется глубокого нервно-психического обследования), и у 2 учеников наблюдается некоторое снижение (Кокарев Кирилл - задержка психического развития, Костин Василий – гипперактивность, Шибаев Дмитрий – задержка психического развития).
В соответствии с индивидуальными показателями учащихся, была проведена коррекционно - развивающая работа с детьми группы риска.
Для оптимизации адаптационного периода первоклассников была проведена «Диагностическая программа изучения адаптации первоклассников к школе» и был проведен курс коммуникативных психокоррекционных занятий «Интердом – моя семья», «Беседа о школе», «Рукавички№ «Уроки вежливости или правила поведения в школе».
На начало февраля высокий уровень мотивации увеличился на 13%, что указывает на положительную динамику в обучении и развитии первоклассников, т.е. дети успешно адаптируются к школе. На уроках возросла учебная активность. Ученики стремятся наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны. Сильно переживают, если случаются неудовлетворительные оценки или замечания классного руководителя.
· Выявление уровня тревожности первоклассников, диагностика адаптации учащихся в школе по методике «Школа зверей» показала: уровень тревожности учащихся находится в пределах нормы. Несколько повышена тревожность у – Козин Данила, Потехина Ольга, Ботанова Анна.
· Диагностика самооценки, «Какой Я?» (модификация методики О.С. Богдановой), показала немного завышенную самооценку первоклассников, что соответствует возрастной норме.
На основании диагностики, которая была проведена в начале обучения (сентябрь-октябрь 2013г) и на начало февраля 2014 года, можно отметить, что значительно вырос уровень школьной мотивации учеников 1-го класса это 30,6% , тем самым средний уровень сократился на 25,6%, низкий уровень сократился на 5%.
Подобный уровень мотивации говорит о том, что дети успешно справляются с учебной деятельностью, благополучно чувствуют себя в школе, им нравится быть учениками. Стремятся к положительным оценкам и похвале учителя. Дети хорошо относятся друг к другу, доброжелательны, активны, т.ж. на уроках существуют игровые паузы в виде физкультминуток, складывается благополучная психологическая атмосфера.
В конце учебного года (апрель-май) с учащимися 1-х классов был проведен заключительный этап психологического обследования с целью изучения уровня мотивации и сформированности коллектива, состояния эмоциональной, психической и интеллектуальной сферы. Диагностика выявила высокий уровень сплоченности первого класса и отсутствие отвергаемых. Учителя первых классов старались учитывать все психологические особенности детей, чтобы создать благоприятную обстановку с целью эффективности обучения.
В течение года продолжался психологический мониторинг по отслеживанию ведущих психологических факторов с классами школы-интерната.
Психологический параметр |
2а -14ч. |
2б-14ч |
3а-18ч |
3б-18ч |
4а - 15 |
4б - 15 |
|
|
МОТИВАЦИЯ учебная |
10 |
11 |
11 |
9 |
10 |
12 |
||
Социальная |
2 |
2 |
1 |
2 |
3 |
- |
||
Общения (поощрения) |
2 |
|
3 |
6 |
1 |
1 |
||
внешняя |
- |
1 |
3 |
1 |
- |
1 |
||
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬН. ПОТЕНЦИАЛ Выше среднего |
3 |
3 |
5 |
3 |
2 |
2 |
||
Средний |
6 |
8 |
12 |
9 |
10 |
10 |
||
Ниже среднего |
5 |
3 |
3 |
6 |
2 |
2 |
||
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ФОН ТРЕВОЖНОСТЬ Положительный |
10 |
6 |
15 |
16 |
11 |
10 |
||
Удовлетворительный |
4 |
5 |
- |
2 |
3 |
1 |
||
Сниженный |
- |
3 |
3 |
- |
2 |
3 |
||
На основании полученных данных констатировать следующее:
1. У большинства учащихся начального звена устойчивая учебная мотивация, что соответствует возрастным особенностям. Несколько произошло снижение учебной мотивации у учащихся 3 Б класса.
2. В течение года ни у одного из учащихся начального звена не зафиксирован процесс регрессии интеллектуальных способностей, кроме Чистова Александра- 1 класс, Борисовой Кристины 2 «а», у которых снижение уровня обучаемости связано с органической патологией и социально-психологических проблем. С девочкой был проведен курс коррекционных развивающих занятий, проведено терапевтическое поддерживающее лечение, проведена большая обучающая работа со стороны педагога, было проведено обследование ПМПК, после чего Кристину направили в коррекционную школу. У большинства учащихся отмечается заметных рост интеллектуальных возможностей относительно их самих. Особенно заметный рост отмечается у учащихся 1 класса. Весь год с детьми начальной школы работал логопед Сахарова Наталья Александровна. Данные по каждому классу обсуждались и анализировались, как в индивидуальном порядке с педагогами, так и в процессе работы методобъединения учителей начального звена по теме «Причины неуспеваемости и методы их коррекции».
Анализ психологического обследования учащихся 4а (Козина Е.П.) и 4б (Шоробокова Н.М.) классов дает возможность говорить о хорошей психологической готовности учащихся к переходу в среднее звено. У учащихся на хорошем уровне сформированы саморегуляция и самоконтроль, развиты все необходимые учебные навыки. Оба класса готовы принимать нестандартные задания, познавательно активны и проявляют минимум негативизма при неуспешности их выполнения.
Следует учесть психологические особенности отдельных учащихся 4-х классов. Наличие ниже перечисленных неблагополучных факторов у данных детей могут стать причиной неблагополучного хода адаптации в 5 классе и сбоя в обучении в дальнейшем.
В «группу риска» в 4 «а» класса попадают следующие дети:
1. Генденов Дмитрий- отклонение в поведении
2. Витиков Дмитрий – отклонение в поведении
В «группу риска» в 4 «б» класса попадают следующие дети:
1. Фроленко Стас - расстройство эмоционально-волевой сферы, отклонение в поведении.
2. Сухоносов Алексей - расстройство эмоционально-волевой сферы, гиперактивность.
3. Горшков Никита - уровень интел. потенциала ниже среднего.
Коллективы классов сформированы. В каждом классе выявлены неформальные лидеры, статус которых совпадает со статусом формальных: 4а – Балаев Амир, Целоев Мурад (добросовестные, ответственные мальчики-ингуши не противоборствующие). 4б – Горшков Никита с низким уровнем успеваемости, пользуется заслуженным уважением как творческая личность, доброжелателен. Борисова Валентина является лидером в учебной деятельности. Группы в классах взаимопроникающие, непротивоборствующие.
С учащимися 4-х классов проводились индивидуальные занятия: Генденов Дмитрий, Витиков Дмитрий (поведение), Фроленко Стас, Камкин Сергей (эмоциональная агрессия, возбудимость, нарушение в поведении) – по запросам педагогов по индивидуальной программе, Козиной Екатериной Петровной, Широбоковой Натальей Михайловной.
Относительно благополучно прошел процесс адаптации, при переходе из начального звена в среднее, у учащихся 5 классов.
Учащиеся обоих классов с удовольствием приняли статус пятиклассников. Большинство учащихся имеют устойчивую учебную мотивацию.
5а класс – 16 чел (мотивация проявляется на внешнем уровне).
5б класс - 10 чел из 16.( Амриев Абдула, Зарбалиев Игорь, Курченков Вова, Витикова Жанна, Амади Кирилл, Сибрина Ирина– сниженная учебная мотивация).
На учебных занятиях учащиеся обоих классов проявляли высокий уровень развития саморегуляции и произвольности поведения. Без труда справлялись с учебными задачами и установками, поставленными педагогами. Наблюдались нарушения дисциплинарных моментов – 5 «б» класс.
Уровень школьной тревожности в целом по классам невысок. В основном учащиеся комфортно чувствуют себя в новых учебных условиях , что говорит о хорошем соответствии их уровня притязаний, умений и навыков и уровня требований предъявляемым им.
В то же время повышенную тревожность демонстрируют следующие учащиеся:
5а – Алманза Анна, Рябцева Екатерина, Машин Илья.
5б - Витикова Жанна, Завалова Ольга.
Из данных детей повышенная тревожность оправдана у вновь прибывших учащихся – Сидорик Лиза, Климов Даниил- 5 «а» класс.
Высокая тревожность Рябцевой Екатерины связана с органической разбалансировкой ЦНС, эмоциональной нестабильностью.
Алманза Анна 5 «а», Завалова Ольга 5 «б» – имеют заниженную самооценку.
Диагностика, направленная на изучение уровня принятия новых педагогов и школьных предметов выявила в целом высокий уровень доверия и уважения по отношению к педагогам. Наивысший балл в рейтинге предметов набрали учителя Математики и Русского языка. Сложная ситуация, наблюдалась в принятии предмета – английский язык.
Классы сформировались как устойчивые коллективы еще в начальном звене, где неформальными лидерами классов стали формальные лидеры. Каких-либо серьезных изменений в данной позиции не произошло.
5а – Горданов Исса. – 10голосов (из 16)
Темербиев Амир - 7 голосов (из 16)
При отсутствии противоборствующих группировок в 5 «а» классе есть отвергаемые и изолированные дети.
5а – Алманза Анна– малоконтактна, Мурашова Виктория – нарушения отношений, Рябцева Екатерина - демонстративность поведения с негативизмом и агрессивными проявлениями.
Проводились индивидуальные занятия с учащимися 5 «а» класса: Рябцевой Екатериной, Алманзой Анной, Машиным Ильей – по запросу классного руководителя по индивидуальной программе Михайлиной Еленой Юрьевной.
С учащимися 6-го класса было проведено психологическое обследование:
Интеллектуальный потенциал класса средний – 4 человека выше среднего ( Арнатский Макар, Корегин Владимир, Сапенков Максим, Филиппов Сергей), 3 человека ниже среднего – Пашков Алексей, Пашков Сергей, Рыбакова Арина), 10 человек – средний уровень.
Класс является уже сформированным коллективом. В классе имеются общепринятые лидеры - Кутьина Анастасия, Точиев Рамазан. В классе нет группировок, отношения поддерживаются со всеми детьми.
Анкета «незаконченные предложения» показала: 10 человек из 16 не довольны своей успеваемостью на сегодняшний день. Сложные предметы – Русский язык, математика, английский язык. В свободное время ученики 6 класса отдают предпочтение – занятием спортом (футбол, баскетбол), прогулка.
С учащимися 7-го класса был проведен психологический тренинг на развитие коммуникативных способностей, посвященных проблемам взаимоотношений в классе. По просьбе воспитателя Беловой Надежды Борисовны (классный час на тему: «психологическая атмосфера и межличностные отношения в классе).
· Тревожность
· Социометрия
· В нашем классе я хотел(а) изменить…
· Друг это…
· Тест геометрических фигур (какой я?)
Уровень тревожности учащихся находится в пределах нормы. Несколько повышена тревожность – Албогачиев Илез, Карабанова Анастасия, Курсина Анна, Никононычев Сергей, высокий уровень тревожности – Дорожко Александра( вновь прибывшая), Патрикеев Даниил, Пустовалова Вероника (вновь прибывшая).
В классе довольно сложные отношения между девочками и мальчиками, это связанно с тем, что седьмой класс был собран из двух шестых, адаптация проходила сложно. На вопрос - в нашем классе я хотел(а) бы изменить…. 13 человек из 25 ответили – общение, отношение друг с другом.
Класс является еще не сформированным коллективом. Не смотря на это, в классе имеется общепринятый лидер – Гущин Сергей. Так же есть отвергаемые – Батырова Лейла, Бочарова Юля, Дорожко Александра, изолированная – Полюхович Анна.
Особое направление в работе психолога было уделено профдиагностике учащихся 9-х классов. В большинстве случаев профинтересы учащихся детей-сирот оказались слабовыраженными в сочетании с высоким уровнем притязаний. Учащиеся из полных семей оказались более готовыми к дальнейшему выбору. При обсуждении проблемы с детьми, появилась следующая тенденция: дети-сироты имеют слишком узкий круг представлений об окружающем мире, и о профессиональном в частности, и не имеют возможности где-либо реализовывать свои профессиональные интересы. Больше всего хотелось получить профессию – Археолога, журналиста, певицы, актрисы. У большинства из детей оказалась завышенная самооценка.
Со всеми учащимися – выпускниками были проведены индивидуальные консультации и беседы, направленные на осознание предпочтений и склонностей в выборе профессии. С каждым учащимся, совместно с социальным педагогом, был определен статус (училище, колледж) и профиль учебного заведения в соответствии с интересами и склонностями, уровнем интеллектуальных возможностей и мотивации достижения учащегося. ( Данные представлены у психолога).
Адаптация учащихся 10 классов.
Основной целью исследования стало выявление уровня адаптации к обучению, (особенностей влияния мотивации учебной деятельности на процесс адаптации). Задачи исследования включали в себя:
Было обследовано 37 человек.
Диагностика проводилась в группах. В ходе обследования было выявлено:
Методика диагностики уровня школьной тревожности Спилбергер Ч.Д. по модификации Андреевой.
Психологические параметры |
10а – 22 человека |
10б – 16 человек |
|
|||||||||||||||||||||||||||
Тревожность |
В.ср
|
1. Горохова Анастасия 2. Кукава Эля 3. Порческу Екатерина 4. Кавина Юлия 5. МухановаЮлия 6. Дьяконова Мария |
1. Сулейменов Султан 2. Мекпер Антон 3. Тонконогов Николай 4. Шестопал Регина 5. Цечоев Магас 6. Полещук Ольга |
|
||||||||||||||||||||||||||
Ср. |
15 человек |
10 человек |
|
|||||||||||||||||||||||||||
Н.ср |
ХамхоевРамазан |
_________ |
|
|||||||||||||||||||||||||||
Познавательная активность |
В.ср |
1. Горохова А. 2. Смирнова Екатерина 3. Баженова Виктория 4. Кавина Юлия 5. Муханова Юлия |
1. Сулейменов Султан 2. Цечоев Магас 3. Шестопал Регина |
|
||||||||||||||||||||||||||
Ср. |
16 человек |
12 человек |
|
|||||||||||||||||||||||||||
Н.ср |
Хамхоев Рамазан |
Полещук Ольга |
|
|||||||||||||||||||||||||||
Мотивация достижения |
В.ср |
_________ |
1. Сулейменов Султан 2. Арефьев Алексей 3. Шестопал Регина |
|
||||||||||||||||||||||||||
Ср. |
21 человека |
12 человек |
|
|||||||||||||||||||||||||||
Н.ср |
Белянкина Карина |
Полещук Ольга |
|
|||||||||||||||||||||||||||
Интеллектуальный потенциал класса показал:
- 50% учащихся 10-х классов имеют устойчивую учебную мотивацию к обучению с умеренным уровнем тревожности и высокой познавательной активностью. - 50% - имеют социальную направленность к обучению, т.е. учатся, осознавая необходимость учебного процесса, в то же время имея достаточную мотивацию достижения. - Однако выделяется группа учеников, которые требуют особого внимания педагогов, Полещук Ольга(10б), Хамхоев Рамазан(10а). Сниженный уровень мотивации, снижена познавательная активность. Анкета «Учебные трудности» было отмечено: 1. Возросла учебная нагрузка (большой объем информации, большой объем домашнее работы, нехватка времени, лень - 10 б) 2. Тоска по дому, сложный материал, мало свободного времени, отсутствует взаимопонимание и положительное общение в коллективе - 10а. 3. Баженова Виктория - тоска по маме (отвергаемая).
Рейтинг предметов Любимые предметы - 10 «А» класс Обществознание, Английский язык, Физкультура Нелюбимые предметы – 10 «А» класс Химия, Физика. Любимые предметы – 10 «Б» класс Информатика, Английский язык, Математика. Нелюбимые предметы – 10 «Б» класс Литература, Русский язык.
Параллельно с работой психолога, шла работа с запросами педагогов и с обращениями самих учащих. В соответствии с проблемой, с учащимися проводилось необходимое психологическое обследование, курс корректирующих бесед или занятий.
|
4.Межличностные отношения выстраиваются благополучно во всех классах. Противоборствующих группировок не наблюдается. Круг общения детей-сирот значительно расширился. Они оказались хорошо принятыми новыми учащимися. Лидирующие позиции заняли учащиеся с хорошей учебной мотивационной установкой.
10а – Демидова Люда – 7 выборов
Синицина Яна- 7
Степанов С.- 6
Гаврилов П. - 6
10б - Гусева Оля - 6
Морева Ира – 7
Парагульнов Инал - 6
Сиднева Катя - 7
10в - Красногорская Валя - 9
Ларина Юлия- 11
Сурков Женя - 11
Шишкина Таня - 10
В то же время по тем или иным причинам в каждом классе есть свои отвергаемые и изолированные.
10а - Арефьева Даша –изолирован.
10б – Степанов Никита – изолиров
10в – Кадкина Эля – отвергаемая (2 чел – вновь пришедшие)
Тихонова Нат – отвергаемая (3 чел – старые учащиеся)
В течение первого полдугодия практически каждый второй десятиклассник обращался за психологической помощью, где высказывались следующие проблемы: тоска по родителям, сложные бытовые условия, невозможность учить при посторонних, повышенная утомляемость и низкое внимание и память, нарушенные взаимоотношения в классе, непринятие методов работы воспитателей и учителей, нарушенные взаимоотношения с учителями. Все данные проблемы решались в индивидуальном порядке.
В феврале участились обращения учащихся из-за конфликтности с педагогами (10а и 11б – алгебра и геометрия Чугунова Е.М., 11б – физика Носихин Ю.М., 10 в – учитель биологии Морозова Л.В.). С целью изучения проблемы с учащимися всех старших классов было проведено анонимное анкетирование, где учащиеся должны были отметить свое отношение к педагогу по пяти позициям:
1. знание педагогом предмета
2. уровень преподавания и объяснения
3. справедливость выставляемых оценок
4. понимание учащегося и использование индивидуального подхода
5. конфортность на уроке.
Анализ анкетирования (общая таблица результатов прилагается) позволил выявить следующие тенденции:
· Проблема нарушенных взаимоотношений с учителем Морозовой Л.В. обуславливалась неготовностью учащихся принять необходимые формы обучения в медицинском классе. Завышенная самооценка и низкая саморегуляция и произвольность в обучении (неотучивание домашних заданий) подталкивают учащихся накладывать чувство вины на педагога (высокие оценки в знании предмета и объяснении - 5 б и низкие в понимании учащихся – 3,8). В 11 классе данная ситуация кардинально меняется – педагог по всем пяти позициям получает высокие баллы, т.е. учащиеся осваивают навыки продуктивной учебной деятельности и претензий к педагогу не предъявляют, показывая при этом устойчивый уровень обученности по предмету (хороший уровень сдачи ЕГЕ)
· Конфликтные ситуации с учителем физики обуславливаются недопониманием в объяснении (4,1), несправедливой постановкой оценок (3,8 б) и непониманием педагогом учащегося (4,0). Данный рейтинг педагога не меняется с течением времени, и у 10-х и у 11-х классов результат аналогичный, что дает возможность говорить о личностных особенностях педагога в преподавании.
· Конфликт учащихся с учителем математики Чугуновой Е.М. обусловлен, по данным анкетирования, невысокой профессиональной квалификацией педагога (низкое знание педагогом предмета (3,1)) и слабым объяснением и преподаванием (3б), т.е. у учителя страдает методика преподавания математики.
После обнародования данных анкетирования за получением психологических рекомендаций в дальнейшей работе и изменении ситуации в лучшую сторону обратилась многие педагоги, за исключением Чугуновой и Носихина.
По запросу кл.руководителя Буслаевой Т.И. и учителя рус.языка Парфеновой Е.Л. было проведено глубокое психологическое обследование 6а класса. Целью психологического обследования (проведен в феврале 2008 года) было изучение основных проблем снижения успеваемости « благополучного» класса. Предметом изучения были: интеллектуальный потенциал, учебная мотивация, тревожность, эмоциональный фон, социальный статус в классе, уровень развития памяти и внимания.
В ходе обследования использовались следующие тесты: Модифицированный школьный тест умственного развития для средних классов, Социометрия, Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы А.Д.Андреевой, комплекс тестов по изучению памяти и внимания.
В классе обучается 18 человек, из них 12 человек – социальные сироты, 6 человек – дети, из семей, попавших в сложные жизненные обстоятельства.
Анализ полученных результатов дает возможность сделать следующие выводы.
1. Диагностика уровня интеллектуального потенциала у всех учащихся не выявила регрессивных моментов, балловые показатели интеллектуального потенциала каждого соответствуют показателям предыдущим. 13 человек – средний уровень ИП, 5 человека – ниже среднего(Иванова Л., Харитоненко Н., Саидов Х, Москаленко Д, Журавлева Н) . Трое учащихся выявили замедленный темп мышления при среднем ИП, что может сказываться на объеме и качестве выполняемой ими работы (Сергеев С., Исламов А, Степанов П.).
2. 50 % учащихся класса имеют устойчивую учебную мотивацию к обучению с умеренным уровнем тревожности и высокой познавательной активностью ( 9 человек). 50% - имеют социальную направленность в обучению, т.е. учатся, осознавая необходимость учебного процесса, в то же время имея достаточную мотивацию достижения. Обращает на себя внимание повышенная немотивированная гневливость на уроках Дедюхина Д. и Исламова А., данная психологическая особенность впоследствии может провоцировать нарушение отношений как с педагогами, так и с учащимися и привести к отказу от обучения. Имеют тенденцию к снижению мотивации к обучению: Филиппова А., Дедюхин Д, Исламов А, Харитоненко Н., Саидов Б. С. Данными детьми должна проводится необходимая педагогическая стимулирующая работа по поддержанию у них познавательной активности.
3. Данные диагностики внимания и памяти выявили проблемы у следующих детей, что может быть одной из причин снижения успеваемости.
Сниженный уровень внимания (слабая концентрация) при повышенной утомляемости..
1. Журавлева Н.
2. Саидов Б
3. Москаленко Д
4. Саидов Х.
5. Цечоев И.
Данным детям рекомендуется повышенный педагогический контроль с необходимым стимулированием, двойная установка на концентрацию внимания, регулярная смена деятельности на уроке.
Разбалансировка разных видов памяти (слуховая, зрительная и зрительно-моторная) при хорошей логической выявлена.
1. Малаева Д (слабая слуховая)
2. Москаленко Д, (слабые слуховая и зрительная)
3. Саидов Б. (Слуховая)
4. Саидов Х. (зрительная)
5. Степанов П. (зрительная)
6. Исламов А (слуховая и зрительная)
В работе с данными учащимися рекомендуется использовать дифференцированный подход, подключая при объяснении все репрезентативные системы (зрение, слух, письмо).
4. Коллектив 6а класса является сплоченным и дружным коллективом. Группировки, выявленные в процессе диагностики не являются противоборствующими. Межгрупповые контакты взаимопроникающие, дружественные. Лидер класса - Саидов Бадриддин. Отвергаемых учащихся не выявлено, но обращает на себя внимание присутствие двух изолированных: Москаленко Д. и Журавлева Н (дети из семей).
При анализе основных параметров можно говорить , что основной причиной снижения успеваемости класса в целом может служить., отсутствие здоровой учебной конкуренции и низкая учебная мотивация и проблемы дисциплинарного характера у лидера класса Саидова Б. Сбор информации и наблюдение за классом позволяют говорить, что одной из причин разбалансировки класса может быть и наличие разногласий и нарушение отношений между воспитателями (Сафонова и Сидорова). Разный уровень требований и несогласованность действий привели к снижению самоконтроля и у учащихся.
Всем педагогам были даны необходимые рекомендации для дальнейшей работы.
В течение всего учебного года в соответствии с планом и в рамках психологического мониторинга были обследованы все классы школы-интерната (данные по классам в психологических регистрационных журналах).
Интеллектуальный потенциал учащихся в 2007-2008 учебном году
Класс |
Количество учащихся |
Уровень интеллектуального потенциала |
||
Ниже среднего |
Средний |
Выше среднего |
||
1 а |
20 |
8 |
11 |
1 |
1 б |
16 |
8 |
10 |
- |
2 а |
16 |
7 |
8 |
1 |
2 б |
16 |
6 |
6 |
4 |
3 |
21 |
4 |
12 |
5 |
4 а |
16 |
2 |
10 |
4 |
4 б |
17 |
7 |
5 |
5 |
5 а |
21 |
3 |
13 |
5 |
5 б |
23 |
4 |
14 |
5 |
6 а |
16 |
3 |
15 |
- |
6 б |
13 |
3 |
9 |
1 |
7 а |
16 |
6 |
9 |
1 |
7 б |
18 |
7 |
9 |
3 |
8 |
16 |
9 |
4 |
3 |
9 |
17 |
10 |
6 |
- |
10 а |
17 |
7 |
9 |
1 |
10 б |
12 |
6 |
6 |
- |
10 в |
14 |
4 |
9 |
3 |
11 а |
18 |
5 |
11 |
2 |
11 б |
17 |
5 |
8 |
4 |
Примечание:Ребята с уровнем интеллектуального потенциала «ниже среднего» как правило поступают в начальное звено (1-2 классы), что часто обусловлено социально-педагогической запущенностью.
Большая психокоррекционная работа была проведена с учащимися группы-риска.
Курс занятий и бесед был проведен:
1. Сорокина Н. – 3
2. Маидже Р. – 7а
3. Романова Л. – 4а
4. Липин Г – 4б
5. Голубь А. – 5а
6. Готиев А. – 5а
7. Скориков О. – 5а
8. Дедюхин Д – 6а
9. Мордиков Д. -6б
10. Маннапов Р. – 6б
11. Такеле М. – 7а
12. Груздев А. -7а
13. Кульпина В – 7а
14. Гаврилов С. – 7б
15. Шибкова Д. – 8
16. Барилко Р. – 9
17. Яковлев А. – 9
18. Степанов А. – 10
19. Тихонова Н. – 10
20. Кадкина Э – 10
21. Черкасова Л. -10
22. Бардин А.
23. Ву Хай Нам – 11
24. Михеев В. – 11
25. Дубов В – 11
Всего через психологическое обследование и консультирование по запросам педагогов и в связи с результатами мониторинга за 2008-2009 учебный год прошло
334 учащихся школы интерната.
Индивидуально с психологическими проблемами обращались:
1 класс.
Особое направление в работе психолога было уделено профдиагностике учащихся 9-х –11х классов. В большинстве случаев профинтересы учащихся детей-сирот оказались слабовыраженными в сочетании с высоким уровнем притязаний. Учащиеся из полных семей оказались более готовыми к дальнейшему выбору. При обсуждении вопросов профессионального выбора с детьми-сиротами, выявились следующие проблемы: ярко выраженный страх перед будущей самостоятельной жизнью, и как компенсирующий момент, имеют завышенный уровень притязаний по отношению к окружающему миру и сниженную самокритику, к тому же, дети-сироты имеют слишком узкий круг представлений об окружающем мире и о профессиональном в частности. С 8 и 9 классами проводились пропедевтические беседы и занятия по осознанию собственного личностного и профессионального «я». Анализируя предыдущий опыт, данные занятия разрабатывались и проводились комплексно и совместными усилиями учителей, воспитателей и социального педагога.
Со всеми учащимися-выпускниками были проведены индивидуальные консультации и беседы, направленные на осознание своих предпочтений и склонностей в выборе профессии.
С учащимися 1, 5, 6а, 9 и 10 классов были проведены коммуникативные тренинги. Психологическая диагностика с учащимися всех классов сочеталась с коррекционно-воспитательной работой, в виде обсуждений и бесед по возрастным и личностным проблемам.
В течение всего учебного года отмечалась большая заинтересованность педагогического состава психологическими знаниями. Практически каждый педагог обращался с каким-либо запросом, за консультацией или за получением конкретной психологической помощи. Многие воспитатели с удовольствием стали проводить коммуникативно-развивающие психологические игры с воспитанниками.
В рамках психологического просвещения с педагогами были проведены следующие занятия:
1. Причины школьной неуспеваемости. М/О учителей начального звена, учителей естественно-научного и гуманитарного цикла.
2. Причины детской лживости начального звена
3. Психологические особенности учащихся закрытых учебных заведений .(МО воспитателей, для вновь пришедших).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.