Анализ работы
школьного историко-краеведческого музея
за 2019-2020 учебный год
Руководитель музея: Аликадиева Роза Ромазановна
Состав участников совета: 11 человек (учащиеся 7,9 классов и учителя)
Самое главное богатство на земле – это Человек. А человек только тогда Человек, когда он связан корнями с прошлым, чтит обычаи и традиции своего народа, родной земли. Связь между поколениями не должна обрываться, и насколько она будет прочной и длительной, зависит от семьи, от школы и от музейных работников. Ведь музеи являются посредниками меж веками.
Историко – краеведческий музей – основанный в 2003 году, является основной базой патриотического воспитания подростков. Именно здесь формируется музейная культура, т.е. культура отношений к предметному миру. Через музей ребёнок приобщается к духовным ценностям всех поколений.
Цель:
1. Развитие интереса школьников к предмету история и истории Журавлевского края;
2. Развитие у детей любви к Отечеству, к своей земле, родному дому, семье;
3.Воспитание уважения к славному прошлому нашей страны, чувства ответственности и национальной гордости, гражданственности и патриотизма.
Задачи:
1.В области внутришкольной работы: организация музейных часов, уроков интеллектуальных игр, викторин, использование материалов музея на уроках как ресурса образовательного пространства.
2.В сфере внешкольной работы: организация экскурсий, поисковой работы по пополнению фондов музея, охрана памятников истории и культуры; участие в мероприятиях юных краеведов, участие в районных и областных мероприятиях заочного и очного направления.
3. Проведение выставок материалов фондов музея; подготовки
экскурсоводов; разработка и оформление новых экспозиций;
4.
Развитие интеллектуальных, коммуникативных компетенций, навыков
исследовательской работы по
историко-краеведческой тематике,
5. Участие в конкурсах районного, областного уровня.
6. Формирование личности гражданина и патриота Республики Казахстан
Основные направления деятельности музея:
1. Организационно-воспитательная работа
2. Экскурсионно-лекторская работа
3. Фондовая работа
4. Поисковая- исследовательская работа
5. Экспозиционно-выставочная работа
6. Информационно-издательская работа
Деятельность музея в 2019 -2020 году:
В учебном году работа в школьном историко-краеведческом музее традиционно велась по этим направлениям, согласно Положению о школьном музее. За новый учебный год работа музея оценивается на «хорошо»
Организационно-воспитательная работа
В начале года традиционно был составлен план работы и выбран совет музея. Распределены обязанности среди членов совета на новый учебный год и путем голосования выбраны
экскурсоводы, это были в основном учащиеся 9 класса.
По оформлению музея руководителем и советом проведена следующая работа:
1. Составлена номенклатура музея и утверждена
2. Оформлены эмблемы над блоками «история села», «История школы»
3. Созданы журналы: экскурсии в музее, уроки и внеклассные мероприятия в музее, учет грамот и благодарственных писем.
4. Начата работа по оформлению уголка для монет и наград старины
Организация массовых мероприятий и участие в них – это живая исследовательская деятельность самих учащихся.
Экскурсионно-лекторская работа
При умелой организации школьный музей должен являться центром патриотического и нравственного воспитания детей, формирования гражданского и национального самосознания обучающихся и воспитания творческой личности. Одним из направлений работы музея является экскурсионно – просветительская работа, т.е. проведение экскурсий, классных часов, встреч, бесед, уроков Мужества и тематических мероприятий для школьников и односельчан.
В текущем году были проведены экскурсии для учащихся школы и гостей по следующей тематике:
«Поэзия нашего края» с учащимися 2 класса, «Образование и становление села» с учащимися 5 класса
« Герои живут среди нас. Банников В.И.» с учащимися 9 класса
Фондовая и поисковая работа.
Пополнение музейного фонда осуществляется в результате поисковой работы. Большая работа проделана по сбору информации о ветеранах ВОВ и тружениках тыла при подготовке к дистанционным мероприятиям.
. За текущий год фонд музея пополнился новыми экспонатами отданными жителями села: печатная машинка, маслобойка, геометрический инвентарь, грамоты школы, ключи, перья и ручка для пера.
Исследовательская работа:
Результатом поисково-собирательной работы является написание интересных исследовательских работ и проектов, посвященных истории Малой Родины, жизни и достижениям земляков, истории школы и жизни педагогов и др.
Просветительская работа
За 15 лет работы в музее накоплен богатый материал об истории села, односельчанах, история школы… Это очень хорошо, но гораздо важнее, когда все это не лежит мертвым грузом, а активно используется педагогами для воспитательных целей.
На сегодня педагоги школы активно сотрудничают с музеем и используют его архивы для работы над проектами, исследовательскими и творческими работами.
. Взаимопомощь и сотрудничество учеников и учителей в исследовательской и экскурсионной работе дает положительные результаты: опросы, проведенные среди учащихся, показали, что учащиеся интересуются работой музея, принимают участие в подготовке музейных мероприятий, у них есть желание посещать его, большинство хотят стать экскурсоводами.
Итог.
Работая в музее, учащиеся приобретают навыки творческого мышления, самостоятельного поиска необходимой информации, учатся анализировать изучаемый материал и использовать его в повседневной жизни, общаться со сверстниками и старшим поколением, а также повышается их музейная культура.Музей посещают ежегодно все классы школы, родители, жители села.
Таким образом, музей является воспитательным и образовательным пространством для приобретения гражданского поведения и формирования качеств гражданина.
В школе и селе сложилось позитивное отношение к работе музея. Во время проведения дня открытых дверей посетители школьного музея оставили в тетради отзывов много хороших отзывов о работе музея.
Цель работы музея достигнута, задачи, стоящие перед школьным краеведческим музеем выполнены.
О мероприятиях и событиях в школьном музее можно познакомиться на сайте школы и района.
Руководитель музея: Аликадиева Р.Р.-учитель истории и обществознания
Участие и деятельность музея
на школьном, районном и областном уровне
за 2019-2020 учебный год
№ |
Наименование конкурса |
уровень |
участники |
Итог работы |
1 |
Авторская работа по теме: «Основные направления работы музеев организации образования в соответствии с Концепцией воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан» |
Районная августовская конференция |
Автор: Аликадиева Р.Р |
август |
2 |
Создание видео фильма «Работа и деятельность музея» |
Районная августовская конференция |
Автор: Аликадиева Р.Р |
август |
3 |
Конкурс
«Моя малая Родина» |
районный |
Аксенова Елизавета, 9 класс |
Участие октябрь |
4 |
«УАҚЫТ БАЙЛАНЫСТЫРУШЫ ЖЕЛІ» білім беру ұйымдары музейлері байқауының қатысушысы. Номинации: «Великие имена Великой степи» «История музея» «Лучший экскурсовод» |
областной |
Селимшаева Карина-7 к Набиев Ануар-8кл Богомолов Андрей-7 кл |
Сертификат участника ноябрь |
5 |
Конкурс среди музеев района: «Лучшее портфолио музея» |
районный |
Аликадиева Р.Р. |
Декабрь 1 место |
6 |
Конкурс творческих проектов «Моя инициатива – Моей Родине», номинация «Моя малая Родина»
|
районный |
Шишковская Екатерина, Петри Римма, 11 класс |
февраль 1 место |
7 |
Создание видеофильма «Великий подвиг тружеников тыла» |
школьный |
Совет музея |
апрель |
8 |
Видеофильм «Связист Иван Христич» |
школьный |
Совет музея |
май |
9 |
Создание видеоролика «Спасибо!!!» посвященный 75-летию победы |
школьный |
Совет музея |
май |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.