Отчет по самообразованию воспитателя старшей группы №11 Монаховой В.Ф.
В 2018-2019 учебном году я взяла тему по самообразованию: «Патриотическое воспитание детей 5-6 лет в детском саду».
Актуальность: События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов — патриотизм и гражданственность. Современные дети отстранились от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.
Период старшего дошкольного возраста благоприятствует воспитанию патриотических чувств, так как именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период старшего дошкольного возраста благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т.к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Проблема: Можно ли повысить мотивацию дошкольников 5-6 лет в воспитании патриотических чувств?
Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме: изучить пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников 5-6 лет.
Задачи:
1. Проанализировать литературу по данной теме.
2. Изучить принципы патриотического воспитания детей 5-6 лет в детском саду.
3. Разработать картотеку игр по патриотическому воспитанию детей 5-6 лет в детском саду.
4. Оформить уголок по патриотическому воспитанию в группе.
5. Ориентировать семью на духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей.
Приступая к работе по данной теме, я использовала литературу:
1. Н.Ф. Виноградова «Наша Родина». М., Просвещение, 2002
2. А.Д. Жариков «Растите детей патриотами» М., Просвещение, 2001.
3. Е.И. Корнеева «Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников». М., Просвещение, 2007.
4. Е.Ю. Александрова и др. -Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий, г.Волгоград: Учитель, 2007.
5. Е.К. Ривина «Государственная символика России М., Просвещение, 2005.
6. Р.И. Подрезова «Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ»(Патриотическое воспитание): М., Просвещение, 2007.
7. Л.В. Логинова «Что может герб нам рассказать»: М., Просвещение, 2007.
8. Л.А. Кодрикинский «С чего начинается Родина?»: М., Просвещение, 2007.
9. Г.Зеленова, Л.Е. Осипова «Мы живем в России» (гражданско-патриотическое воспитание дошкольников): М., Просвещение, 2007.
В течение 2018-2019 учебного года я подробно изучала тему по самообразованию: «Патриотическое воспитание детей 5-6 лет в детском саду».
Выбор темы связан с целью, глубже познакомить с методами, приёмами и способами через которые мы, педагоги, можем воспитывать у детей патриотические чувства к самому дорогому.
Воспитание у детей любви к своему отечеству – это проблема всегда была актуальна на современном этапе, поскольку рушатся идеалы, ценностные ориентиры, так как изменился экологический уклад жизни.
Проблема патриотического воспитания приобретает острую актуальность, вместе с тем становиться чрезвычайно сложной. Сложности эти вызваны переосмыслением в обществе самого понятия патриотизм, нерешенностью вопроса, на каком же в содержании надо воспитывать это чувство, качество.
Патриотизм – это мировоззрение, определяемое любовью к Родине, родной земле, преданностью своему отечеству, желанием добиться для него лучшего будущего.
Все мы знаем, что патриотизм проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горести за её неудачи и беды. В уважении к историческому прошлому своего народа. В бережном отношении к народной памяти, к национально-культурным традициям.
Но как всему этому научить детей дошкольного возраста, в какой форме лучше донести до детей эти знания.
Изучение темы начала с раздела: «Патриотическое воспитание детей 5-6 лет в детском саду». Изучила книгу А.Д. Жарикова «Растите детей патриотами» М., Просвещение, 2001. Я подготовила для родителей папку-передвижку. В которой подробно говорится о патриотическом воспитание в ДОУ. Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию – это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей родины.
Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе него лежит развитие нравственных чувств. Чувство Родины начинается у ребенка с отношений к семье, к самым близким людям-к матери, отцу, бабушке, дедушке –это корни связывающие его с родным домом и ближайшем окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чуму он изумляется и что вызывает отклик в его душе.
В октябре продолжила изучение темы с раздела: «Принципы патриотического воспитания детей 5-6 лет в детском саду». Изучила статью из методической литературы по теме «Нравстенно – патриотическое воспитание детей» М., Просвещение, 2007. По данному вопросу я проводила консультацию с родителями. Я подробно изучила принципы патриотического воспитания: Принцип личностно-ориентированного общения предусматривает индивидуально-личностное формирование и развитие морального облика человека. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
Принцип культуросообразности. «Открытость» различных культур, создание условий для наиболее полного (с учётом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов.
Принцип свободы и самостоятельности. Позволяет ребёнку самостоятельно определить его отношение к культурным истокам: воспринимать, подражать, комбинировать, создавать и т.п.; самостоятельно выбирать цель, определиться в мотивах и способах действия, в дальнейшем применении результата данного действия (деятельности) и самооценке.
Принцип гуманно-творческой направленности. Данный принцип обеспечивает, с одной стороны, обязательное получение ребёнком во взаимодействии с культурной средой продукта, характеризующегося творческими элементами: воображение, фантазия, «открытие», озарение и др., полезность, новизна; а с другой — создающий условия для проявления разнохарактерных отношений (дружеских, гуманных, деловых, партнёрских, сотрудничества, сотворчества и др.)
Принцип интеграции различных видов детской деятельности.
Реализация принципа интеграции невозможна без «вполне определенного обеспечения», включающего в себя содержание образования, методы его реализации, предметно-развивающие условия организации (среду).
В ноябре продолжила изучение темы с раздела: «Актуальность создания благоприятной развивающей среды по патриотическому воспитанию». Изучение начала со статьи Л.А. Кодрикинского «С чего начинается Родина?»: М., Просвещение, 2006.
В группе был пополнен по возрасту детей (5-6 лет) уголок по патриотическому воспитанию: «с чего начинается Родина…», где дети могут наглядно познакомиться с родной страной, родным городом, символикой, полистать книги, иллюстрации, рассмотреть фотоальбомы. На основе наглядного материала, бесед, игр я познакомила детей с родным городом, начала формировать представление о России как о родной стране, о Москве как о столице России, дети познакомились с достопримечательностями столицы нашей Родины, с городами.
Созданная эстетическая среда, обогащает детей новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию.
В декабре – январе изучение темы продолжила: «Дидактические игры по патриотическому воспитанию детей 5-6 лет». Изучила книгу Е.Ю. Александровой и др. -Система патриотического воспитания в ДОУ: планирование, педагогические проекты, разработки тематических занятий и сценарии мероприятий, г.Волгоград: Учитель, 2007В качестве наглядного материала во время НОД, бесед, досугов использую сюжетные картинки, иллюстрации и плакаты, собственного изготовления. Наглядный материал должен соответствовать определенным требованиям: предметы должны быть известны детям; дидактический материал должен быть разнообразным; наглядным материал должен быть динамичным и в достаточном количестве; отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям
В феврале продолжила изучение темы с раздела: «Патриотическое воспитание дошкольников средствами изобразительного искусства». Я продолжила изучать методическую литературу. Во время НОД и самостоятельной творческой деятельности по рисованию и аппликации дети изображали Российский флаг, рассказывая, где его можно увидеть, рисовали родные места города Хабаровска, кремль в Москве, изготавливали открытки к праздникам: 23 февраля, 9 мая.
В марте продолжила изучение темы с раздела: «Наша малая Родина – город Хабаровск»
В апреле-мае я закончила изучение темы разделом: «Роль родителей в формировании патриотических чувств у детей». Изучила методическую литературу по теме «Нравственно – патриотическое воспитание детей», г. Волгоград: Учитель, 2007. Патриотическое воспитание и нравственное воспитание связано между собой. Поэтому не надо забывать, что в семье создается та нравственная атмосфера, которая формирует характер ребенка. Большое влияние на ребенка оказывает микроклимат в семье. Чтобы у ребенка формировалось чувство любви к Родине, необходимо воспитывать у него эмоционально –положительное отношение к тем местам, где он родился и живет. Развивать умение видеть и понимать красоту окружающей жизни, желание узнать больше об особенностях края, природы, истории. Формировать стремление принести посильную помощь людям труда, родной природе, своему краю.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если детский сад устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.
Выводы:
· Значительно возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе у дошкольников.
· У детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края.
· Выросло количество участников, проводимых в детском саду конкурсов и акций краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой родине.
Перспективы на 2019-2020 учебный год:
1. Продолжить работу по теме: «Патриотическое воспитание детей в детском саду». (согласно возрастной группе);
2. Продолжить работу по разработке игр и игровых упражнений по данной теме;
3. Изучить новинки методической литературы;
4. В работе с родителями планирую включать анкеты, беседы, консультации, посиделки, организации совместных праздников и походов по местам родного края.
5. В рамках патриотического воспитания необходимо проводить работу по сохранению и возрождению культурных традиций предков, чтобы будущие поколения чтили и любили памятные даты своего Отечества.
Творческий отчет о работе за 2018- 2019 учебный год в старшей группе №11 «Солнышко»
Воспитатели: Монахова В.Ф.
Отрощенко Е.Е.
Состав группы: 32 ребёнка из них 16мальчиков и 16девочек.
На начало 2018 -2019 учебного года нами было составлено тематическое планирование по всем образовательным областям.
Работа старшей группы «Солнышко» осуществлялась исходя из основной общеобразовательной программы «От рождения до школы»
На 2018-2019 учебный год перед нами были поставлены следующие задачи:
1.Продолжать обогощать двигательный опыт разнообразными видами физических упражнений и подвижных игр.
2.Совершенствовать навыки культуры общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками .Воспитывать у детей уважение к культуре, обычаям и традициям России.
3.Развивать мыслительную активность, умение устанавливать простейшие причинно – следственные связи в разных сферах жизни и деятельности.
4.Учить детей увидеть в одном и том же материале, его формах и линиях различные образы и отразить свое видение в рисунках, лепке, поделках из природного материала.
5.Учить ориентироваться в человеческих отношениях: замечать эмоциональное состояние сверстника, проявлять внимание и сочувствие.
При работе с детьми используются современные технологии, такие как социоигровой подход (использование преимущественно игровых, сюжетных и интегрированных форм образовательной деятельности, игры на прогулке, музыкальные, хороводные, подвижные игры имитационного характера, сюжетно-ролевые) здоровьесберегающие и экологические технологии, образовательная деятельность проводится с использованием аудиосистемы, дидактического материала, мольбертов, магнитных досок, различных игрушек, пособий и др.
При проведении организованной образовательной деятельности использовались как традиционные (например: наблюдение, беседы, сравнение, мониторинг, индивидуальная работа и т. д., так и нетрадиционные методы работы (психогимнастика, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, кинезеологические упражнения, элементы ТРИЗ
Нами была проделана огромная работа по пополнению методических и дидактических подборок. Изготовлены различные игры по познавательному развитию, подобрана и пополнена картотека игр на развитие логики и мышления, мелкой моторики рук, игры по здоровьесбережению, игры по безопасности, изготовлен уголок ПДД и подобраны игры по ПДД.
Охрана и укрепление физического здоровья детей – это основная задача нашей работы.
В течение года проводили разнообразные формы утренней гимнастики, подвижные игры, дыхательную гимнастику. Регулярно по сетке занятий проводились занятия по физической культуре. Дети выполняли физические упражнения, играли в подвижные игры, игры с мячом. В зимний период проводилась профилактика простудных заболеваний: обработка полости носа «Оксолиновой мазью» По профилактике заболеваний были проведены беседы на темы: «Витаминный календарь. Осень», «Соблюдение режима – залог здоровья», «Острые кишечные инфекции у детей», «Прогулки и их значение для укрепления здоровья детей», «Оздоровление и закаливание детей дошкольного возраста в домашних условиях», «Профилактика детского травматизма». Все это способствует повышению уровня физической подготовленности детей.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент для формирования отношения ребенка к самому себе, к окружающему миру и мы им в этом помогали. Мы научили детей к коллективизму, научили анализировать свои поступки и окружающих. У детей развились личные качества, такие как: доброта, заботливость, терпимость, отзывчивость, аккуратность, трудолюбие, честность. Развитие познавательной деятельности мы реализовывали в учебной деятельности на занятиях по математике, развитий речи, конструированию, экологии, ознакомлению с окружающим миром. В течение года строго соблюдался режим дня и все санитарно – гигиенические требования к пребыванию детей в ДОУ.
В течение года в группе были проведены следующие мероприятия с детьми
· Конкурс- выставка «Как я провёл лето»
· Выставка поделок из овощей и фруктов «Осенняя фантазия»
· Утренник «Осенины»
· Развлечение «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны»
· Конкурс рисунков «Краснокнижные животные Хабаровского края» ДОУ
· Конкурс «Новогодняя игрушка»; ДОУ
· Утренник «Новый год!»;
· Неделя доброты «Покормите птиц»
· Конкурс чтецов «Русская зима»
· Конкурс «Умники и умницы»
· Праздник «Масленица»
· Развлечение «День защитника Отечества»
· Развлечение «8 марта! – Мамин день!»
· Конкурс игрушки посвященное дню космонавтики;
· Тематический праздник «День Победы»
· Конкурс «Моя любимая книга»
· Спортивно-развлекательный конкурс «День знаний» Творческий конкурс «Поделки из природного материала» Творческий конкурс «Поделки из природного материала»
В течение года в группе систематически проводилась работа по взаимодействию с родителями:
Консультации для родителей, в течение учебного года проводились по плану.
В свою очередь родители охотно шли на контакт и старались участвовать во всех акциях и совместных мероприятиях группы и ДОУ.
Наши достижения за учебный год.
ü Участвовали в проекте «Мапа.рус»,
ü Продолжили принимать участие в проекте «Мир открытий»,
ü «Игралочка»
ü Технология «Ситуация» Института системно-деятельностной педагогики
ü -Принимали активное участие в проведении утренников
ü - Принимали активное участие в оформлении Д\с.
ü -Подготовили и провели родительские собрания.
ü -Участвовали во всех конкурсах ДОУ:
ü Городской конкурс декларации «Как прекрасен этот мир»,
ü Соревнования по тхэквондо
ü Конкурс «По мотивам русских народных сказок» (Альманах педагога)
ü Городской конкурс рисунков «Счастливое детство»
ü Конкурс по естествознанию «Человек и природа» (ЧИП) – «Мир сказок»
Принимали участие в викторинах, конкурсах, олимпиадах на интернет сайтах:
ü Викторина «Животный мир» (Педразвитие
ü Олимпиада «Сундучок со сказками Эдуарда Успенского» (Знанио)
ü Олимпиада «Давайте посчитаем» (Центр образования Клевер)
ü Детский конкурс «Мечтай! Исследуй! Размышляй!» тур «Джунгли зовут!» (Центр образовательных инициатив) Викторина
ü «Будущий математик» (Альманах педагога)
ü Конкурс «По мотивам русских народных сказок» (Альманах педагога)
ü Олимпиада на сайте «Инфоурок» «Час безопасности»
ü Викторина «Любознайки» сайт «Знанио»
Перспективы и пожелания на следующий год
1. Сохранять благоприятный эмоционально-психологический климат в группе,
2. Оказывать помощь родителям в овладении психолого-педагогическим знаниями о развитии ребенка 6-7 лет, умением применять их в общении.
3. Находить и применять инновационные методы и подходы по своему приоритетному направлению, продолжать работу по внедрению привычки здорового образа жизни среди детей и родителей
4. Развитие познавательной активности детей через обогащение и представление об окружающем мире.
5. Продолжать воспитывать в детях творчество, эмоциональность, активность для их дальнейших достижений и успехов.
6. Пополнить: дидактический и раздаточный материал на развития логического мышления; уголок сюжетно-ролевых игр; книжный уголок литературой по возрасту.
7. Продолжать работать над инновационными технологиями.
8. Готовить детей к успешной учёбе в школе.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.