Отчет по здоровьесберегающей работе МБОУ «Темкинская СШ» Темкинского района Смоленской области
2020-2021 учебный год
Здоровье и образование детей – основа устойчивого развития российского общества и государства. Именно в детстве формируется здоровье человека на всю последующую жизнь, и забота о его сохранении – задача не только семьи, медицинских учреждений, но и системы образования.
Забота о здоровье школьников – это контроль над нормами и требованиями школьной гигиены, профилактика заболеваний, выявление скрытых причин школьной неуспешности и отклонений в поведении. Основной целью здоровьесберегающего сопровождения является сохранение и укрепление здоровья детей через обучение, и воспитание, формирование у школьников представления о ценности здоровья и ресурсах собственного организма, приобретение навыков здорового образа жизни. На сегодняшний день остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся, и хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным фактором в оценке степени качества обученности становится состояние здоровья школьника. Разработка эффективности мер по укреплению здоровья детей и подростков имеет исключительное значение для современной общеобразовательной школы. Установление гармоничной связи между обучением и здоровьем обеспечивает качественный сдвиг в сторону повышения эффективности образовательного процесса, то есть осуществление комплексного подхода к проблеме и имеет прямое отношение к обучению.
МБОУ «Темкинская СШ» Темкинского района Смоленской области со смешанным контингентом обучающихся: дети одаренные, обычные и дети с ограниченными возможностями здоровья, которые нуждаются в психолого-педагогической поддержке, поэтому учителя целью своей работы считают создание среды, способствующей тому, что бы каждый ученик вне зависимости от своих возможностей, склонностей мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности и общения. Школа располагает материальной и информационной базой, обеспечивающей организацию всех видов деятельности учащихся, соответствующей санитарно - эпидемиологическим противопожарным правилам и нормам.
В 2020-2021 учебном году работа была направлена на создание оптимальных условий для развития и совершенствования здоровьесберегающей среды, обеспечивающей расширение и углубление культуры сохранения здоровья и ведения здорового образа жизни, совершенствование медико-психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
Основными направлениями работы школы по сохранению, формированию и укреплению здоровья учащихся в этом учебном году были:
1. Организация работы по построению здоровьесберегающей среды.
2. Организация работы по обеспечению медицинского сопровождения образовательного процесса.
3. Организация работы по созданию в школе условий, обеспечивающих
сохранение и укрепление здоровья школьников средствами физической культуры.
4. Организация работы по совершенствованию питания школьников.
5. Информационное обеспечение деятельности, направленной на укрепление здоровья.
6. Применение здоровьесберегающих технологий в системе учебной деятельности.
7. Медико-психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса.
8. Работа с педагогическими работниками по повышению квалификации в области здоровьесбережения.
В школе разработан и реализуется план, характеризующий проблемы и достижения, основные тенденции, цели и задачи обучения, воспитания и развития, учащихся в области здоровья. Данная план предусматривает систему действий школы в решении вопросов, касающихся здоровья (физического, психического, морального и т.п.). Ориентация учащихся на бережное отношение к своему здоровью основывается на многоэтапной, постоянной, целенаправленной учебно-воспитательной работе, создании здоровьесберегающего пространства.
Задачи:
1. Способствовать созданию максимально комфортных условий для сохранения и улучшения здоровья всех участников образовательного процесса.
2. Постоянно в системе использовать в образовательном процессе инновационные здоровьесберегающие образовательные технологии.
3. Создать условия для полного удовлетворения потребностей в дополнительном образовании учащихся в аспекте здоровья и здорового образа жизни.
4. Обеспечить воспитание и обучение здоровьесбережениюс учетом санитарно-гигиенических требований к ведению образовательного процесса.
5. Сформировать устойчивую мотивацию к здоровой жизнедеятельности, привить желание и потребность у учащихся, их родителей и педагогов в отношении сохранения собственного здоровья.
6. Повысить желание и потребность участников образовательного процесса к сохранению и укреплению собственного здоровья, формированию и пропаганде здорового образа жизни.
7. Разработать методические рекомендации по модернизации образовательного процесса, с приоритетным акцентом на здоровьесбережении, по результатам мониторинга образовательной среды и на основе комплексного обследования здоровья участников образовательного процесса.
I. Организация работы по построению здоровьесберегающей среды.
Воздушно-тепловой режим – это один из важнейших факторов среды, оказывающий влияние на работоспособность и состояние здоровья детей и подростков. Проветривание помещений — одна из мер профилактики коронавирусной инфекции. Необходимый воздушно-тепловой режим классов в начальной школе обеспечивается проветриванием классов. Учебные помещения проветриваются во время перемен, а рекреационные - во время уроков. В средней и старшей школе проветривание осуществляется не во всех кабинетах, из-за неудовлетворительного состояния оконных блоков.
Для контроля температурного режима учебные кабинеты оснащены бытовыми термометрами.
Классы, рекреация школы снабжены приборами для дезинфекции воздуха.
Дезинфекция в школе является регулярным и важным мероприятием, служащим для поддержания благоприятной санитарной обстановки и обеспечения безопасности здоровья многочисленных учеников, учителей и персонала, находящихся в помещениях школы ежедневно с утра и до самого вечера. Для недопущения распространения вирусной инфекции cоvid-19 и инфекционных заболеваний связанных с сезонным обострением, приводящих к карантину, в период эпидемии предусмотрена усиленная обработка помещений школы дополнительными дезинфицирующими средствами. Для проведения уборки и дезинфекции в общеобразовательной организации используют моющие и дезинфицирующие средства, разрешенные в установленном порядке к применению в детских учреждениях, с соблюдением инструкции по их применению. Дезинфицирующие растворы для мытья полов готовят перед непосредственным применением в туалетных комнатах в отсутствие обучающихся. Не реже одного раза в месяц во всех видах помещений проводится генеральная уборка. Генеральная уборка техническим персоналом (без привлечения труда обучающихся) проводится с применением разрешенных моющих и дезинфицирующих средств.
С 1 по 11 классы, согласно учебному плану, проводились 3 урока физической культуры в неделю. Спортивные залы оснащены необходимым спортивным инвентарем и оборудованием. Уроки физической культуры проходили по расписанию. При благоприятных погодных условиях уроки физкультуры проводились на природе.
Для обучающихся проводились динамические паузы и физкультурные минутки. Динамические паузы в течение учебного дня и физкультурные минутки обязательно включали в себя упражнения для снятия напряжения глаз и профилактики ухудшения зрения. На уроках и внеклассных мероприятиях проводились физкультурные минутки, гимнастика для глаз, которые помогали предупредить утомление, восстановить умственную работоспособность, и являлись профилактикой нарушения осанки. Предпочтение отдавалось простым, интересным и знакомым детям упражнениям, не требующим для выполнения большой площади, а также с использованием интерактивного оборудования.
В рамках этой акции прошли классные часы: «В мире нет рецепта лучше – будь со спортом неразлучен!», «Нелегкая дорога к победе» о параолимпийцах, «Защитим будущее сегодня». Осуществлялись просмотры Всероссийских открытых видео-уроков посвященных спорту: «Спорт – это здорово», «Спорт это жизнь». В рамках этой акции прошли различные конкурсы, праздники и спортивные соревнования.
В 1-4 классах прошел конкурс рисунков «В здоровом теле, здоровый дух», 5-7 классы – конкурс агитационных плакатов «Будь здоров!», 8-11 классы - конкурс агитационных плакатов «Быть здоровым – здорово!».
23-30 ноября – конкурс художественного чтения «Здоровью и спорту стихи посвящаем».
В 3 – 4 классах проводились спортивные состязания «Веселые старты». В связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой (cоvid-19), соревнования проводились внутри классов.
С 05 по 09 апреля вся школа активно участвовала в неделе «Здоровья» в рамках Всероссийской акции «Мы вместе!», Всероссийской заочной акции «Физическая культура и спорт – альтернатива пагубным привычкам». В классах прошли беседы на темы «Режим дня», «Спорт - норма жизни», «Ценности и традиции моей школы». Волонтеры распространяли листовки о пользе спорта, помогали учащимся начальной школы в оформлении конкурса рисунков о спорте. 5-6 классы участвовали в спортивных соревнованиях «Веселые старты», «Спорт – это класс!». 7 апреля, во Всемирный день здоровья, в школе прошел единый классный час «Здоровье, как главная ценность», акция «Движение – жизнь!», радиопередача «Будь здоров!». Для учащихся организовали утреннюю зарядку, музыкальные переменки. В начальной школе прошли веселые подвижные перемены.
Проводимая в школе работа по сохранению, укреплению и формированию здоровья способствует гармоничному развитию личности, воспитанию у школьников высоких нравственных качеств.
Формирование здоровьесберегающей среды школы создает условия, которые обеспечивают высокую работоспособность учащихся во время учебных занятий, позволяют отодвигать утомление и избегать переутомления, снижают уровень общей тревожности учащихся.
У учащихся возросла потребность в здоровом образе жизни, занятиях физической культурой и спортом. В школе нет случаев грубого нарушения Устава школы и правил поведения для учащихся.
Учащиеся, их родители, учителя, медицинский работник школы участвуют в проведении мониторинга, в ходе которого выявляются:
· общее состояние здоровье, наличие хронических заболеваний;
· текущая заболеваемость, в том числе скрытая (ребенок не обращается к врачу, а 2-3 дня находится дома под наблюдением родителей);
· режим дня, бытовые условия; внешкольная занятость дополнительными занятиями; морально-психологическая ситуация жизни ребенка как в школе (при взаимодействии с учителями и сверстниками), так и дома – это работа не была бы возможна без школьной психологической службы.
Информационное обеспечение деятельности, направленной на укрепление здоровья.
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни. На уроках предметов естественно-математического цикла практически любая изучаемая тема может быть использована для освещения тех или иных фактов, способствующих формированию правильного отношения учеников к своему здоровью. Сюда же можно отнести и профилактику детского травматизма, несчастных случаев, связанных с неправильным поведением ребенка в различных бытовых ситуациях. Для учеников проводятся классные часы и инструктажи по правилам поведения в школе, в общественных местах, поведение в различных экстремальных ситуациях. 1 декабря в рамках Всемирного дня борьбы со СПИДом проходят классные часы соответствующей тематики. В течение учебного года классными руководителями проводится информационнопропагандистская работа по разъяснению последствий употребления табака, алкоголя и наркотиков для нравственного и физического здоровья ребенка и его окружения. Используются массовые, коллективные и индивидуальные формы работы, наглядные пособия, видеоматериалы и аудиозаписи.
На родительских собраниях обсуждались такие вопросы, как здоровье и адаптация школьников, гигиенические условия обучения, профилактика школьных болезней, организация правильного питания, профилактика вредных привычек.
Учебный год |
Класс |
Кол-во обуч-ся |
Используемые образовательные технологии (названия) |
Показатели, по которым отслеживалась эффективность применения педагогических технологий в практической деятельности |
Результаты диагностики (стартовой и итоговой) |
2018-2019 |
3а |
18 |
Игровые, информационно-коммуникационные, тестовые
|
Активизация познавательной деятельности, повышение качества знаний и интереса к предмету, освоение диалектики общения.
|
Стартовая: низкий (40%) и средний (60%) уровень мотивации к предмету. Итоговая: положительная мотивация к предмету (средний уровень-67 %, высокий-33%), активная познавательная деятельность, готовность прийти на помощь товарищу.
|
3б |
18 |
Стартовая: низкий (38%) и средний (62%) уровень мотивации к предмету. Итоговая: положительная мотивация к предмету (средний уровень-69 %, высокий-31%), активная познавательная деятельность, готовность прийти на помощь товарищу.
|
|||
6а |
18 |
Стартовая: низкий (39%) и средний (61%) уровень мотивации к предмету. Итоговая: положительная мотивация к предмету (средний уровень-64 %, высокий-36%), активная познавательная деятельность, готовность прийти на помощь товарищу.
|
|||
6б |
19 |
Стартовая: низкий (37%) и средний (63%) уровень мотивации к предмету. Итоговая: положительная мотивация к предмету (средний уровень-70 %, высокий-30%), активная познавательная деятельность, готовность прийти на помощь товарищу.
|
|||
2019-2020 |
4а |
19 |
Здоровьесберегающие. |
Регулярная экспресс-диагностика состояния учащихся, отслеживание параметров развития организма в динамике |
100% |
4б |
19 |
100% |
|||
7а |
18 |
Здоровьесберегающая технология (В.Ф Базарный, А.Н.Стрельников)
|
Диагностика качества знаний обучающихся за учебный год |
100% |
|
7б |
19 |
100% |
|||
2020-2021 |
5а |
22 |
Информационно-коммуникационные; метод проектов; проблемное обучение; тестовые;
|
Повышение мотивации обучения, формирование информационной компетенции, совершенствование навыка самостоятельности, индивидуальной активности, приобщение к творческой деятельности. Текущий и итоговый контроль усвоения материала. |
100% |
5б |
20 |
100% |
|||
8а |
18 |
100% |
|||
8б |
19 |
100% |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.