Отчет о результатах психокоррекционной деятельности педагога-психолога СРЦН
Оценка 4.7
Особые потребности
docx
психологическая работа +2
Взрослым
30.05.2019
Психологическая коррекция – метод психологического воздействия, ориентированный на оптимизацию развития психических процессов и функций и на гармонизацию развития качеств личности.
Главная задача психологической коррекции - укрепление психического здоровья, обеспечение гармонического формирования личности ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию.
Коротко рассмотрим особенности детей, попавших в трудную жизненную ситуацию.
Ребенок, находящийся в трудной жизненной ситуации, как правило,
с нарушением системы взаимоотношений с близкими людьми, с закреплением асоциальных норм поведения в обществе, с неуспешностью в учебной деятельности, с неудовлетворенностью эмоциональных потребностей (недолюбленные дети).
Дети, попавшие в наш социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних, про¬являют ярко выраженные симптомы социальной дезадаптации: они не владеют социально приемлемыми способами вза-имодействия с взрослыми и сверстниками, а уровень овладе¬ния основными видами деятельности (учебной, продуктив¬ной, трудовой, игровой) у них ниже возрастной нормы. В ито¬ге несовершеннолетние оказываются вытесненными из социаль¬ного окружения.
Основой деятельностью педагога-психолога СРЦН по сохранению психологического здоровья детей является реализация коррекционно-развивающих и профилактических программ.
оотчет о результатах психокоррекционной деятельности.docx
о результатах психокоррекционной деятельности
Балабановой Марии Константиновны, педагогапсихолога
Отчет
ГКУ СО КК «Белореченский СРЦН»
Психологическая коррекция – метод психологического воздействия,
ориентированный на оптимизацию развития психических процессов и
функций и на гармонизацию развития качеств личности.
Главная задача психологической коррекции укрепление психического
здоровья, обеспечение гармонического формирования личности ребенка,
попавшего в трудную жизненную ситуацию.
Коротко рассмотрим особенности детей, попавших в трудную
жизненную ситуацию.
Ребенок, находящийся в трудной жизненной ситуации, как правило,
с нарушением системы взаимоотношений с близкими людьми, с закреплением
асоциальных норм поведения в обществе, с неуспешностью в учебной
деятельности, с неудовлетворенностью эмоциональных потребностей
(недолюбленные дети).
Дети, попавшие в наш социальнореабилитационный центр для
несовершеннолетних, проявляют ярко выраженные симптомы социальной
дезадаптации: они не владеют социально приемлемыми способами вза
имодействия с взрослыми и сверстниками, а уровень овладения основными
видами деятельности (учебной, продуктивной, трудовой, игровой) у них ниже
возрастной нормы. В итоге несовершеннолетние оказываются вытесненными
из социального окружения.
Основой деятельностью педагогапсихолога СРЦН по сохранению
психологического здоровья детей является реализация коррекционно
развивающих и профилактических программ.
коррекционноразвивающей
Осуществление
деятельности
предполагает содействие в развитие и формирование коммуникативных
навыков, эмоциональноволевой, эмоциональноличностной, познавательной
сфер,
и игровой деятельности
несовершеннолетних.
интеллектуальному развитию
Цель развивающей деятельности
создание социальнопсихологических
условий для достижения несовершеннолетними зоны ближайшего развития и
предупреждение развития негативных вариантов физического и
психологического здоровья детей. Эта работа предполагает развитие самосознания несовершеннолетних, формирование системы ценностей,
развитие их интересов и т.п.
Цель коррекционной работы решение конкретных проблем поведения
Эта работа
или психического самочувствия несовершеннолетних.
предполагает развитие познавательной и эмоциональноволевой сфер ребенка,
преодоление негативных личностных особенностей, обучение навыкам
конструктивного взаимодействия.
С сентября 2017 г. в своей работе использую составленную мной
Программа
коррекционноразвивающую программу «Поверь в себя».
включает 3 блока:
1 блок. Коррекция и развитие эмоциональноволевой сферы. Данный
блок состоит из двух разделов:
• групповые коррекционноразвивающие занятий «Я и мир вокруг меня»
( 28 часов),
• индивидуальные занятия (для несовершеннолетних 1115 лет) «Все
грани моего Я» ( 24 часа),
• индивидуальные занятия (для несовершеннолетних 810 лет) «Я
неповторимый человек» ( 24 часа).
2 блок. Занятия по профилактике трудностей в общении с элементами
тренинга «Я среди людей» ( 24 часа)
3 блок. Занятия по информационной, профориентационной работе с
несовершеннолетними «Мой путь к жизненному успеху» (16 часов)
Результаты ее реализации будут описаны ниже.
Эффективность индивидуальной работы с несовершеннолетними
группы №4 ГКУ СО КК «Белореченский СРЦН»
Направления
Колво
Диагностика
интеллектуального
развития
Тревожность
Конфликтность
Агрессивность
негативная
18
18
18
18
Первичная
диагностика
Высокий 25%,
средний 50%,
ниже среднего 25%
Норма 22%,
повышенная.56%,
высокая 22%
Высокая 37%,
средняя 50%,
низкая 13%
Высокая 12%,
средняя 76%,
низкая 12%
Заключительная
диагностика
Высокий 25%,
средний 63%,
ниже среднего12%
Норма 50%,
повышенная 50%,
высокая 0%
Высокая 0%,
средняя 62%,
низкая 38%
Высокая 0%,
средняя 100%,
низкая 0% Агрессивность
позитивная
Самооценка
18
18
Высокая 0%,
средняя 100%,
низкая 0%
Высокая 44,5%,
средняя 33,3%,
низкая 22,2%
Высокая 0%,
средняя 100%,
низкая 0%
Высокая 62,5%,
средняя 37,5%,
низкая 0%
самооценка.
Эффективность индивидуальной работы отслеживалась по нескольким
направлениям: интеллектуальное развитие, тревожность, конфликтность,
агрессивность,
Анализируя полученные результаты
коррекционной индивидуальной работы, следует отметить наличие
положительной динамики по всем направлениям.
Таким образом, индивидуальная коррекционноразвивающая работа с
несовершеннолетними эффективна и необходима. Данное направление
является приоритетным в моей деятельности.
Развивающая групповая психокоррекционная работа
Групповые занятия с подростками велись по коррекционно
развивающей программе «Поверь в себя».
Цель: создание условий для
успешной социальнопсихологической адаптации и реабилитации
несовершеннолетних и их всестороннего личностного развития с учетом
возрастных и индивидуальных особенностей. Обучение способам передачи
информации. Формирование представлений о стилях общения. Стереотипы и
конфликты. Профессиональное самоопределение.
Эффективность групповой работы с несовершеннолетними
волнообразная.
В работе с несовершеннолетними подросткового возраста групповые
развивающие занятия проводились по следующим направлениям: развитие
самосознания, коммуникативных навыков, формирование адекватной
самооценки, профессиональное самоопределение.
Эффективность характеризуется волнообразной динамикой: подъем
эффективности на начальном этапе, спад к середине цикла, в связи с чем
программа групповой работы была несколько видоизменена с учетом
индивидуальных особенностей несовершеннолетних, посещающих занятия.
Дальнейшая групповая работа с подростками отмечена наличием
положительной динамики. Групповую работу с подростками планируется
продолжить в заданном направлении.
Выводы: Проведенную коррекционноразвивающую работу с
несовершеннолетними в целом можно считать достаточно успешной. Но, в то
же время, она выявила некоторые недостатки в знаниях, структуре программы и методической оснащенности, определив тем самым основные ориентиры для
дальнейшего совершенствования развивающего направления деятельности.
Педагогпсихолог Балабанова М.К._________________
Приложение
Социометрическое исследование проводилось по методике Дж. Морено,
в итоге был определен социальный статус каждого несовершеннолетнего:
лидер, принимаемый, узкий круг общения (итоги диагностики смотреть ниже
в таблице и гистограмме).
Определение социального статуса по Морено
несовершеннолетних группы №4 ГКУ СО КК «Белореченский СРЦН» с
сентября 2017 по январь 2018 г.
Этапы
диагности
ки
Начало
Через три
месяца
Кол
во
несовер
шеннол
етних
18
18
Лидеров
Принимаемы
х
Узкий круг
общения
Изолированн
ые
Кво % Кво % Кво % Кво
%
2
3
11% 10
17% 12
56 % 4
67% 3
22% 2
17% 0
11%
0%
несовершеннолетних группы №4 ГКУ СО КК «Белореченский СРЦН» с
Гистограмма
социального статуса по Морено
сентября 2017 по январь 2018 г. 70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
56%
67%
лидер
приним.
22%
11%
11%
уз.круг общ.
изолир.
17%
17%
0%
начало
через три месяца
Ведущие мотивы в учебной деятельности выявлялись по методике
эмоциональные,
мотив достижения,
были определены следующие мотивы:
внешние,
Карповой,
познавательные,
саморазвития, позиция школьника.
коммуникативные,
Для успешного обучения несовершеннолетних важны мотивы достижения
успеха, саморазвития, познавательный, и коммуникативный. А анализ итогов
диагностики мотивации показал, что 66 % несовершеннолетних имеют
внешний мотив, т.е. мотив поощрения или наказания, 77% позиция школьника,
а познавательные и саморазвития – 33%, мотива достижения у
несовершеннолетних нет. Эти показатели были на начальном этапе
пребывания несовершеннолетних в СРЦН. А после трех месяцев данные
изменились (ниже смотреть гистограмму и таблицу).
Очевидно, что после трех месяцев приоритетными стали мотивы
достижения, саморазвития и познавательные.
учебной мотивации по методике Карповой,
несовершеннолетних группы №4 ГКУ СО КК «Белореченский СРЦН» с
Изучение
сентября 2017 по январь 2018 г.
Этапы
диагностики
Кол во
несовер
шеннол
етних
На
начало
18
Ведущие мотивы
эмоциона
льные
познавате
льные
коммуник
ативные
Внешние
(поощрения
, наказания)
достижен
ия
саморазв
ития
Позиция
школьник
а
К
во
% К
во
% К
во
% К
во
% К
во
% К
во
% К
во
%
2
11 6
33
2
11
12
67
0
0
6
33
14
78 18
0
0
11
61 3
17 10
56 11 61 1
3
72
16 89
Через
три
месяца
Гистограмма изучения
учебной мотивации по методике Карповой,
несовершеннолетних группы №4 ГКУ СО КК «Белореченский СРЦН» с
сентября 2017 по январь 2018 г.
0.67
0.61
0.56
саморазвития
0.33
0.61
0.11
0.33
0.11
0.72
0
коммуникатив.
0.17
внешние
позиция школьн.
позиция школьн.
внешние
коммуникатив.
саморазвития
познавател.
эмоционал.
на начало через три месяца
0
эмоционал.
познавател.
80%
60%
40%
20%
0%
Для
лабильность»
С.Н.Костроминой.
прогноза успешности в обучении и освоении нового вида
деятельности использовался модифицированный вариант методики
«Интеллектуальная
Методика требует от несовершеннолетнего высокой концентрации внимания,
быстроты реакции на предлагаемое задание, а также заданную скорость
выполнения, что в совокупности отражает способность несовершеннолетнего
к кратковременной интенсивной деятельности. Кроме того, в методику
включен ряд заданий, выявляющих умение ориентироваться на условия
задания, выполнять и учитывать несколько требований одновременно, владеть
точным анализом различных признаков. Анализ итогов диагностики показал,
что 66,7% несовершеннолетних малоуспешны в любой деятельности, а через
три месяца после коррекционных занятий 12% (Смотреть таблицу и
гистограмму). Итоги диагностики способности к обучению
(Методика интеллектуальной лабильности в модификации
С.Н.Костроминой)
несовершеннолетних группы №4 ГКУ СО КК «Белореченский СРЦН» с
сентября 2017 по январь 2018 г.
Этапы
диагностик
Кол во
несоверш
и
ен
нолетних
высокая
лабильность,
хорошая
способность к
обучению
%
Кво
средняя
лабильность
низкая
обучаемость
малоуспешен
в любой
деятельности
Кво % Кво
%
Кво %
На начало
Через три
месяца
18
18
2
4
11
22
0
9
0
50
4
2
22
11
12
3
67
17
Итоги диагностики способности к обучению
(Методика интеллектуальной лабильности в модификации
С.Н.Костроминой)
несовершеннолетних группы №4 ГКУ СО КК «Белореченский СРЦН» с
сентября 2017 по январь 2018 г. 0.67
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
высокая
0.22
средняя
0.22
0.11
0
0.5
0.17
низкая
0.11
малоуспешен
малоуспешен
низкая
средняя
высокая
начало
через три месяца
Для оценки уровня iq, коэффициента интеллекта и уровня умственных
способностей, а также логичности мышления использовался тест Равена.
Данный тест может дать оценку iq тестируемым независимо от уровня
образования, социального сословия и рода деятельности.
Итоги диагностики уровня умственных способностей
(Прогрессивные матрицы Равена)
несовершеннолетних группы №4 ГКУ СО КК «Белореченский СРЦН» с
сентября 2017 по январь 2018 г.
Этапы
диагностики
Обследова
но
На начало
Через три
месяца
8
8
высокий
колво %
Уровень интеллекта
средний
колво %
2
2
25
25
4
5
50
63
%
Ниже среднего
кол
во
2
1
25
12
Итоги диагностики уровня умственных способностей
(Прогрессивные матрицы Равена) несовершеннолетних группы №4 ГКУ СО КК «Белореченский СРЦН» с
сентября 2017 по январь 2018 г.
1
2
0.63
0.5
высоккий
0.25
средний
ниже среднего
0.12
0.25
0.25
ниже среднего
средний
высоккий
начало
через три месяца
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
Уровень тревожности изучался по методике Филлипса. В результате
были выявлены следующие уровни тревожности: норма, повышенная,
высокая.
На первом этапе у 22 % несовершеннолетних нормальный уровень
тревожности, что является необходимым для адаптации и продуктивной
деятельности.
У 56 % несовершеннолетних повышенная тревожность. Данный уровень
тревожности часто бывает, связан с ограниченным кругом ситуаций,
определенной сферой школьной жизни.
У 22 % несовершеннолетних высокая тревожность. Обычно носит
«разлитой», генерализованный характер, т.е. если важнейшие потребности
подростка, отражающие его внутреннюю позицию школьника, не
удовлетворены, он
эмоциональное
неблагополучие: постоянное ожидание неуспеха в школе, плохого
отношения к себе со стороны педагогов и одноклассников, боязнь школы,
нежелание посещать ее.
переживать
может
устойчивое
После коррекционных занятий, ситуация изменилась (смотреть таблицу и
гистограмму ниже). На нормальном уровне тревожность – 50%. Такие
данные указывают на то,
что эмоциональное состояние этих
несовершеннолетних, на фоне которого развиваются их социальные контакты,
является не напряженным, не негативно окрашенным и не фрустрирующим. Изучение
школьной тревожности по методике Филлипса
несовершеннолетних группы №4 ГКУ СО КК «Белореченский СРЦН» с
сентября 2017 по январь 2018 г.
Этапы
диагностик
и
Критерии тревожности
Обследова
но
Норма
колво %
Повышенная
колво %
На начало
Через три
месяца
9
8
2
4
22
50
5
4
56
50
Высокая
кол
во
2
0
%
22
0
Гистограмма
школьной тревожности по методике Филлипса
несовершеннолетних группы №4 ГКУ СО КК «Белореченский СРЦН» с
сентября 2017 по январь 2018 г.
1
2
0.56
0.22
0.5
повышенная
0.5
норма
0.22
начало
через три месяца
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
высокая
0
высокая
повышенная
норма
Уровень самооценки изучался по методике Г.Н.Казанцевой. В
результате были выявлены следующие уровни самооценки: высокая, средняя,
низкая
У 44,5 % несовершеннолетних высокий уровень самооценки, что
является необходимым для адаптации и продуктивной деятельности.
Несовершеннолетние правильно реагирует на замечания других, редко сомне вается в своих действиях, они, как правило, не отягощены комплексом
неполноценности.
У 33,3% несовершеннолетних средний уровень самооценки это
свидетельствует о том, что несовершеннолетние редко страдает от комплекса
неполноценности, и лишь время от времени стараются подладиться под
мнение других.
У 22,2 % несовершеннолетних низкий уровень самооценки – это
сигнализирует о том, что несовершеннолетние болезненно переносят
критические замечания в свой адрес, стараются считаться всегда с мнением
других, часто страдает от комплекса неполноценности.
Изучение общей самооценки опросник Г.Н. Казанцевой
несовершеннолетних группы №4 ГКУ СО КК «Белореченский СРЦН» с
сентября 2017 по январь 2018 г.
Этапы
диагностики
Кол во
несовершен
нолетних
Уровни самооценки
высокая
Колво %
Колво
средняя
%
низкая
Колво %
На начало
Через три
месяца
9
8
4
5
44,5
62,5
3
3
33,3
37,5
2
0
22,2
0
Изучение общей самооценки опросник Г.Н. Казанцевой
несовершеннолетних группы №4 ГКУ СО КК «Белореченский СРЦН» с
сентября 2017 по январь 2018 г.
70
60
50
40
30
20
10
0
33.5
22
44.5
62.5
37.5
высокая
средняя
низкая
0
низкая
средняя
высокая
на начало
через три месяца Уровни позитивной агрессивности, негативной агрессивности,
обобщенный показатель конфликтности был определен по методике
личностной агрессивности и конфликтности (Е. П. Ильин и П. А. Ковалев).
Конфликтность личности определяется действием таких
психологических факторов, как особенность темперамента, уровень
агрессивности, компетентность в общении, эмоциональное состояние. А также
рядом социальных факторов – условиями жизни и деятельности, среды и
социального окружения, общего уровня культуры. Таким образом,
конфликтность – это комплексный показатель, который связан с личностными
предпосылками. Личные ситуативные предпосылки таковы:
• чувство неопределенности, неуверенности;
• утомление;
• неустойчивость настроения;
• повышенная возбудимость;
• состояние внушаемости.
Позитивная агрессивность, это такое поведение, которое помогает
человеку добиться желаемой цели, но при этом наносит не значительный
дискомфорт другим. К позитивной агрессивности относятся такие качества
как: напористость, наступательность, неуступчивость. Эти качества помогают
обладателю в достижении цели, но не во всех ситуациях они необходимы.
Негативная агрессивность, это такое поведение человека, которое
вызывает психологический дискомфорт у людей (обижает их). К негативной
агрессивности относятся такие качества, как: мстительность, нетерпимость к
мнению другим.
Анализ итогов диагностики показал, что на начальном этапе многие
несовершеннолетние достаточно конфликтные личности (у 37% высокий
уровень конфликтности и у 50 % средний уровень). У них преобладает как
негативная агрессивность, так и позитивная. Данные этих показателей
находятся практически на одном уровне, поэтому можно сделать вывод, что
их поведение направлено как на создание психологически не приятных
ситуаций для окружающих их людей, так и на достижение желаемой цели, но
не наносит значительный дискомфорт другим (смотреть таблицы и
гистограммы ниже)
личностной агрессивности и конфликтности (Е. П. Ильин и П. А.
Итоги диагностики
Ковалев)
несовершеннолетних группы №4 ГКУ СО КК «Белореченский СРЦН» с
сентября 2017 по январь 2018 г. Этапы
диагностики
Кол во
несовершен
нолетних
На начало
Через три
месяца
8
8
Позитивная агрессивность
средняя
низкая
высокая
Кол
во
0
0
0
0
% Кол
во
8
8
% Кол
во
%
100
100
0
0
0
0
Позитивная агрессивность
1
1
100%
80%
60%
40%
20%
0%
высокая
средняя
0
0
на начало
через три месяца
0
низкая
0
низкая
средняя
высокая Негативная агрессивность
Этапы
диагностики
Кол во
несовершен
нолетних
На начало
Через три
месяца
8
8
высокая
Кол
во
1
0
12
0
Негативная агрессивность
средняя
низкая
% Кол
во
6
8
% Кол
во
76
100
1
0
%
12
0
Негативная агрессивность
1
0.76
0.12
средняя
высокая
0.12
на начало
через три месяца
0
низкая
0
низкая
средняя
высокая
100%
80%
60%
40%
20%
0% Конфликтность
Этапы
диагностики
Кол во
несовершен
нолетних
На начало
Через три
месяца
8
8
высокая
Кол
во
3
0
37,
5
0
Конфликтность
средняя
низкая
% Кол
во
4
5
% Кол
во
50
62,5
1
3
%
12,5
37,5
Гистограмма конфликтность
0.5
0.62
0.38
0.37
высокая
0.13
средняя
низкая
низкая
средняя
на начало
через три месяца
0
высокая
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0% По итогам диагностики были проведены индивидуальные консультации
общие рекомендации по
с педагогами и несовершеннолетними: даны
формированию ведущих мотивов учебной деятельности,
по
профессиональному самоопределению, повышению социального статуса
несовершеннолетних, преодолению тревожности, повышению самооценки.
Учится быть сдержаннее, быть менее обидчивыми, подозрительными, эти
качества помогут несовершеннолетним улучшить отношение к себе и
расположить коллектив сверстников. На индивидуальных консультациях
подростки узнавали не только об итогах диагностики, но и были затронуты
вопросы возрастного характера.
Индивидуальная работа с
несовершеннолетними позволяет глубже заглянуть в свой внутренний мир.
Результаты такой работы видны в том, что дети идут к психологу за советом
Выводы. Оценивая проведенную диагностическую работу, можно
сделать вывод о том, что имеющиеся в распоряжении методики и собственные
профессиональные знания позволяют достаточно точно и полно определять
различные проблемы и нарушения, имеющиеся у несовершеннолетних.
Однако, в дальнейшем необходимо пополнять и обновлять банк
диагностических методов для более эффективной диагностики.
Отчет о результатах психокоррекционной деятельности педагога-психолога СРЦН
Отчет о результатах психокоррекционной деятельности педагога-психолога СРЦН
Отчет о результатах психокоррекционной деятельности педагога-психолога СРЦН
Отчет о результатах психокоррекционной деятельности педагога-психолога СРЦН
Отчет о результатах психокоррекционной деятельности педагога-психолога СРЦН
Отчет о результатах психокоррекционной деятельности педагога-психолога СРЦН
Отчет о результатах психокоррекционной деятельности педагога-психолога СРЦН
Отчет о результатах психокоррекционной деятельности педагога-психолога СРЦН
Отчет о результатах психокоррекционной деятельности педагога-психолога СРЦН
Отчет о результатах психокоррекционной деятельности педагога-психолога СРЦН
Отчет о результатах психокоррекционной деятельности педагога-психолога СРЦН
Отчет о результатах психокоррекционной деятельности педагога-психолога СРЦН
Отчет о результатах психокоррекционной деятельности педагога-психолога СРЦН
Отчет о результатах психокоррекционной деятельности педагога-психолога СРЦН
Отчет о результатах психокоррекционной деятельности педагога-психолога СРЦН
Отчет о результатах психокоррекционной деятельности педагога-психолога СРЦН
Отчет о результатах психокоррекционной деятельности педагога-психолога СРЦН
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.