о результатах диагностики адаптации обучающихся
Справка
первых классов МБОУ СОШ № 2
Педагог – психолог Алимагомедова Д.Г.
С 1 по 31 октября было проведено обследование на предмет
Адаптации и готовности первоклассников к школе с целью получения
необходимой информации о психологопедагогическом статусе
первоклассников для предупреждения и преодоления трудностей периода
адаптации к школьному обучению.
В последние годы существенно изменились приоритеты начального
образования на первый план выдвинулись цели развития личности ученика,
формирование у младшего школьника умения учиться и достижение при этом
высокого уровня знаний, умений и навыков. Реализация этих целей
невозможна без точного знания учителем интеллектуальных и личностных
особенностей каждого ученика. Это особенно важно на первом году обучения,
когда в одном классе собираются дети с очень разным уровнем готовности к
обучению в школе.
Готовность к школе определяется тремя взаимосвязанными
компонентами: физической готовностью, т.е. состоянием здоровья и
физическим развитием ребенка; интеллектуальной и личностной готовностью.
В ходе обследования были применены диагностические методики:
«Оценка школьной мотивации» Н. Лускановой (цель: диагностика
сформированности школьной мотивации и самоощущения ребенка в школе).
Тест Я. Йирасика (цель: выявление умений ребенка ориентироваться, на
образец, точно его копировать, сенсорной координации и тонкой моторики) В
обследовании приняло участие 35 учащихся 1 «А» класса, 28 учеников
1«Б», 27 учащихся 1 «В», 30 учащихся 1 «Г», 27 учащихся 1 «Д» класса и
25 1 «Е» класса. Итого 172 учащихся
Для определения уровня школьной мотивации была использована анкета
Лускановой Н.Г. Учащиеся, набравшие 2530 баллов, характеризуются
высоким уровнем школьной адаптации.
Достаточный (высокий) уровень адаптации.
Такие дети положительно относятся к школе, предъявляемые требования
воспринимает адекватно, учебный материал усваивают легко; глубоко и полно
овладевают программным материалом; решают усложненные задачи,
прилежны, внимательно слушают указания, объяснения учителя, выполняют
поручения без внешнего контроля, проявляют большой интерес к
самостоятельной учебной работе. Общественные поручения выполняют охотно и добросовестно; занимают в классе благоприятное статусное
положение.
Учащиеся, набравшие 2024 балла характеризуются средним уровнем
школьной адаптации.
Частичный (средний) уровень адаптации.
Такие дети положительно относятся к школе, ее посещения не вызывают
отрицательных переживаний, понимают учебный материал, если учитель
излагает его подробно и наглядно, усваивают основное содержание учебных
программ, самостоятельно решают типовые задачи; сосредоточены и
внимательны при выполнении заданий, поручений, указаний взрослого, но при
его контроле; бывают сосредоточены только тогда, когда заняты чем то для
них интересным; общественные поручения выполняют добросовестно; дружат
со многими одноклассниками.
1519 баллов указывают на внешнюю мотивацию ученика.
Мотивация – это то, что нами движет. Мотивация подразделяется на
внешнюю и внутреннюю. Внутренняя мотивация связана с самим процессом
деятельности и не зависит от внешних обстоятельств, т.е. это система
самодеятельности и внутреннего контроля, поиска напряжения и трудностей,
сопровождаемых интересом и воодушевлением. Внешняя мотивация зависит
от взаимодействия человека с окружающей его средой.
Мотивация обучения школьника должна находиться в нем самом, без внешних
обстоятельств. Необходимо, чтобы ребенок сам захотел сделать чтото и
сделал это. Поэтому решающее значение в процессе обучения должно
придаваться не внешнему нажиму подсказкам, намёкам, требованиям,
указаниям,
а внутренним
побудительным силам. Внутренняя мотивация направлена на качественное
выполнение задания, в то время как внешняя на количество.
ВНЕШНИЕ МОТИВЫ
когда деятельность
осуществляется в силу долга, обязанности, ради достижения определенного
положения среди сверстников, изза давления родных, учителя и др. Если
ученик решает задачу, то внешними мотивами этого действия могут быть:
желание получить хорошую отметку, показать своим товарищам свое умение
решать задачи, добиться похвалы учителя и т.д.
1014 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации.
Недостаточный (низкий) уровень адаптации.
Ребенок отрицательно или индифферентно относится к школе; не редки
жалобы на нездоровье; доминирует подавленное настроение; наблюдается
нарушение дисциплины; объясняемый учителем материал усваивает
фрагментарно; самостоятельная работа с учебником затруднена; при
выполнение самостоятельных учебных заданий не проявляется интереса; к
урокам готовится не регулярно, необходимы постоянный контроль,
понуканиям или даже принуждениям,
проявляются тогда, систематические напоминая и побуждения со стороны учителя и родителей;
общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания,
пассивен; близких друзей не имеет. Этим детям нужно развивать внутреннюю
мотивацию к обучению в школе.
Результаты исследования:
+отнош.
к школе
Высок.
школьн.
Хорош.
мот.
Класс
Классный
руководитель
1 «а» Ибрагимханова
Д.А.
1 «б» Гаджиева П.С.
1 «в» Джавахова Х.А.
1 «г» Алиева Р.К.
1 «д» Аликберова Г.В.
1 «е» Садуева З.З.
Итого
Кол
во
учся
35
28
27
30
27
25
172
мот.
14
12
9
18
11
8
72
Низк.
школ.
мот.
1
2
1
4
Негативн.
отнош.к
школе
13
10
15
10
15
11
74
7
4
3
1
1
6
22
Таблица уровня адаптации учащихся 1 класса А
класс
Колво уч
Адаптированные
Дезадаптированные ученики
ся
35
1 «А»
ученики
Колво
34
%
97,14
Колво
1
%
2,8
Низкую школьную мотивацию имеет Заватова Фатима.
Таблица уровня адаптации учащихся 1 класса Б
класс
Колво уч
Адаптированные
Дезадаптированные ученики
ся
28
1 «Б»
ученики
Колво
26
%
92,8
Колво
2
%
7,1
Низкая школьная мотивация у Гасандибирова Магомеда, Сигида
Данила.
Таблица уровня адаптации учащихся 1 класса В класс
Колво уч
Адаптированные
Дезадаптированные ученики
ся
27
ученики
Колво
27
%
100
1 «В»
Колво
0
%
0
Таблица уровня адаптации учащихся 1 класса Г
класс
Колво уч
Адаптированные
Дезадаптированные ученики
ся
30
1 «Г»
ученики
Колво
29
%
96,6
Колво
1
%
3,3
Низкая Школьная мотивация – Магомедалиева Хабиба
Таблица уровня адаптации учащихся 1 класса Д
класс
Колво уч
Адаптированные
Дезадаптированные ученики
ся
27
ученики
Колво
27
%
100
1 «Д»
Колво
0
%
0
Таблица уровня адаптации учащихся 1 класса Е
класс
Колво уч
Адаптированные
Дезадаптированные ученики
ся
25
ученики
Колво
25
%
100
1 «Е»
Колво
0
%
0 Также с учащимися 1 классов проведен тест Керна Йирасика,
направленный на оценку готовности к школе, который показал:
Результаты ориентировочного теста школьной зрелости
Класс
Классный
руководитель
Кол
во
учся
Выс.
уровень
готов
ности
Готов к
школьн.
обучению
Средний
уровень
готов
ности
Низкий
уровень
готов
ности
Не
готовы к
школьн.
обуч.
1 «а» Ибрагимханова
Д.А.
Гаджиева П.С.
Джаватова Х.А.
Алиева Р.К.
Аликберова Г.В.
Садуева З.З.
1«б»
1 «в»
1 «г»
1 «д»
1 «е»
35
28
37
30
27
25
28
18
32
24
24
21
7
10
5
6
3
4
1
5
Опрошено 172 учащихся 1 классов
0 человек – имеют высокий уровень готовности к школе
147 учеников – готовы к школьному обучению
35 учеников первых классов – имеют средний уровень готовности к школе, что
немного замедляет адаптацию.
6 человек – имеют низкий уровень готовности, что требует особого внимания
классного руководителя, родителей. Это Одоманова Мадина 1 «е», Джаватханова
Амина 1 «е», Нурмагомедов Абдурахман 1 «е», Умалатова Месей 1«е»,
Джанхуватова Фатима 1 «е», Магомедова Нурият 1 «в» класс. Рекомендации родителям:
1. Развивайте внутреннюю мотивацию детей:
Предоставление свободы выбора
Максимально снять внешний контроль
Интерес и радость должны быть основными переживаниями школьника
в процессе обучения
При обучении необходимо учитывать запросы, интересы и устремления
детей.
Самый мощный стимул в обучении «Получилось!!!». Отсутствие этого
стимула, означает отсутствие смысла учебы. Нужно научить ребенка
разбираться в том, что ему непонятно, начиная с малого. Одну
большую задачу разбить на подзадачи так, чтобы ребенок смог
самостоятельно их сделать. Если ребенок, в каком то, виде
деятельности достигнет мастерства, то внутренняя мотивация будет
расти.
Рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению
внутренней мотивации.
2. Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его
достижения.
3. Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других. 4. Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы
ребенка.
5. Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.
6. Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно.
7. Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.
8. Не добивайтесь успеха силой.
9. Всегда выполняйте свои обещания, данные ребенку.
10. Признавайте право ребенка на ошибки.
11. Помните, ребенок относится к себе так, как относятся к нему
взрослые.
12. Иногда попробуйте ставить себя на место своего ребенка, и тогда будет
понятнее, как вести себя с ним.
Рекомендации учителям:
1. Необходимо обращать внимание на усвоение учебной задачи ребенком;
при возникновении трудностей обязательно четкое прояснение учебного
материала до тех пор, пока ребенок не поймет. Для этого необходимо знать,
какие анализаторы ребенка задействованы в принятии и понимании задания.
2. Учителю и родителям необходимы совместные мероприятия, в ходе
которых отслеживались бы результаты успехов или неуспехов каждого
ребенка, а также разбирались причины и пути преодоления трудностей в
обучении.
3. Для стабилизации эмоционального фона в классе необходимо
поддерживать ситуацию успешности, дать детям возможность выговориться,
поделиться тревогой, страхами, сомнениями.
Педагог психолог МБОУ СОШ № 2 Алимагомедова Д.Г.
Отчет о выполненной работе педагога-психолога
Отчет о выполненной работе педагога-психолога
Отчет о выполненной работе педагога-психолога
Отчет о выполненной работе педагога-психолога
Отчет о выполненной работе педагога-психолога
Отчет о выполненной работе педагога-психолога
Отчет о выполненной работе педагога-психолога
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.