Главной и первостепенной задачей учителя является необходимость повышения качества образования, а это возможно через совершенствование форм и методов обучения, отбора содержания образования, через внедрение образовательных технологий, ориентированных не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование комплекса личностных качеств обучаемых.
Среди многообразия современных образовательных технологий я выделила для себя: технологии личностно-ориентированного, проблемного обучения, а также проектные, здоровьесберегающие и информационно-коммуникативные
Отчет об использовании современных образовательных технологий
Главной и первостепенной задачей учителя является необходимость повышения качества
образования, а это возможно через совершенствование форм и методов обучения, отбора
содержания образования, через внедрение образовательных технологий, ориентированных
не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование комплекса личностных
качеств обучаемых.
Среди многообразия современных образовательных технологий я выделила для себя:
технологии личностноориентированного, проблемного обучения, а также проектные,
здоровьесберегающие и информационнокоммуникативные.
1. Технология проблемного обучения
На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или
без его элементов. В чем его актуальность? Актуальность данной технологии определяется
развитием высокого уровня мотивации к учебной деятельности, активизации
познавательных интересов учащихся, что становится возможным при разрешении
возникающих противоречий, создании проблемных ситуаций на уроке. В преодолении
посильных трудностей у учащихся возникает постоянная потребность в овладении новыми
знаниями, новыми способами действий, умениями и навыками.
Решение учебных проблем оказывает положительное воздействие на эмоциональную сферу
учащихся, создаёт благоприятные условия для развития коммуникативных способностей
детей, развития их индивидуальности и творческого мышления. Кроме того, умение видеть
проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить
наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, работать с текстом,
доказывать и защищать свои идеи ведёт к достижению таких образовательных результатов,
как способность к самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным
в быстро изменяющемся мире и т.д.
Создание проблемных ситуаций на уроках это один из способов развития творческого
мышления школьников. Методы проблемного обучения можно применять на уроках,
создавая проблемную ситуацию на любом его этапе. Применяя проблемную технологию, я
сделала следующие выводы:
проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику
очень сложно учиться, тем более с интересом;
у большинства учащихся формируется положительная мотивация к изучению предмета,
познавательный интерес;
возрастает эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей
учащихся;
коммуникативный режим проблемного обучения и самообучения позволяет рационально
организовывать и воспитывать культуру умственного труда.
2. Информационные образовательные технологииПрактика использования информационных технологий показывает, что при условии
дидактически продуманного применения в рамках традиционного урока информационных
технологий появляются неограниченные возможности для индивидуализации и
дифференциации учебного процесса. Данные возможности ИКТ открывают обучающимся
доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность
самостоятельной работы, предоставляют совершенно новые возможности для творчества,
обретения и закрепления умений и навыков, позволяют реализовывать принципиально
новые формы и методы обучения. Происходит существенное изменение учебного процесса,
переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов,
необходимых для успешного обучения; обеспечивается эффективная организация
познавательной деятельности учащихся.
Используя в своей работе лицензированные электронные учебные материалы, я успешно
решаю следующие дидактические задачи:
предъявление учебной информации;
информационносправочное обеспечение всех видов занятий;
моделирование и демонстрация изучаемых объектов, явлений и процессов;
поддержка различных активных форм занятий;
тренажер навыков и умений различного характера, решение задач;
контроль и оценка знаний учащихся.
Использование мультимедийных презентаций сочетает в себе много компонентов,
необходимых для успешного обучения школьников. Это и телевизионное изображение, и
анимация, и звук, и графика. Анализ таких занятий показал, что познавательная мотивация
увеличивается, облегчается овладение сложным материалом.
Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из
главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности. Благодаря
презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали
активно высказывать свое мнение, рассуждать.
Я вижу, что с применением ИКТ на уроках, учебный процесс направлен на развитие
логического и критического мышления, воображения, самостоятельности. Дети
заинтересованы, приобщены к творческому поиску; активизирована мыслительная
деятельность каждого. Процесс становится не скучным, однообразным, а творческим. А
эмоциональный фон урока становится более благоприятным, что очень важно для учебной
деятельности ребёнка.
3. Проектные технологии
Применяю и приемы проектной деятельности, так как данный метод стимулирует
самостоятельность учащихся, их стремление к самовыражению, формирует активное
отношение к окружающему миру, сопереживание и сопричастность к нему, развивает
коммуникативные качества.При выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом,
самостоятельно или при участии учителя), мы решаем несколько интересных, полезных и
связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои
усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать
необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
Задача учителя состоит в том, чтобы найти и организовать интересные формы процесса
познания мира учащимися. Как построить учебновоспитательную работу так, чтобы
каждого ученика включить в работу, дать ему возможность высказаться, реализовать свой
познавательный интерес?
Включение школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать,
предвидеть, формирует адекватную самооценку и, главное, происходит интенсивное
развитие детей. А деятельность в свою очередь формирует мышление, умения,
способности, межличностные отношения.
4. Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие технологии применяются мной как в урочной деятельности, так и во
внеклассной работе. На мой взгляд, формирование ответственного отношения к своему
здоровью – необходимое условие успешности современного человека.
Здоровьесберегающий подход прослеживается на всех этапах моего урока, поскольку
предусматривает чёткое чередование видов деятельности. Считаю, что наша задача сегодня
научить ребенка различным приёмам и методам сохранения и укрепления своего
здоровья. Свои уроки стараюсь строить, ставя перед собой и учениками именно эту цель:
как сохранить и укрепить здоровье?
Для этого использую приемы здоровьесберегающих технологий.
1.Включаю элементы личностноориентированного обучения:
Вхождение в рабочий день.
Создание ситуации выбора и успеха.
Создание благоприятного эмоциональнопсихологического микроклимата на уроках и
внеклассных мероприятиях.
Использование приемов рефлексии.
2. Использую проведение физкультминуток.
3.Провожу родительские собрания по данной тематике.
Комплексное использование здоровьесберегающих технологий в учебном и воспитательном
процессе позволяет снизить утомляемость, улучшает эмоциональный настрой и повышает
работоспособность школьников, а это в свою очередь способствует сохранению и
укреплению их здоровья.
ЗаключениеШирокое внедрение инновационных технологий создают условия для повышения качества
обучения, познавательной активности и учебной мотивации школьников.
Результатом использования современных образовательных технологий считаю:
стабильное качество знаний по своему предмету, 100%ный уровень обученности
учащихся;
результаты диагностики мотивационной сферы учащихся показывают преобладание
учебнопознавательных мотивов над узколичностными.
Таким образом, можно сделать вывод, что данные технологии, которые я эффективно
использую, позволили мне, как учителю, спланировать свою работу, которая направлена на
достижение цели современного образования – развитие личности ребенка, выявление его
творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья и добиться
хороших результатов.
Учитель биологии: __________________________ Базаева А.Ю.