Ни для кого не секрет, что русский язык считается не только одним из самых трудных, но чуть ли не самым скучным и потому нелюбимым предметом школьного курса. Редко можно найти людей, интересующихся именно русским языком, а не литературой. И это притом, что изучению родного языка в учебном плане уделяется большое количество часов, а высокой целью многолетнего терпеливого труда учителя-словесника неизменно провозглашается воспитание любви к родному слову.
moj_otchjot_po_ikt.doc
Содержание
Введение………………………………………………………………………2
Основная часть………………………………………………………………..3
Заключение……………………………………………………………………7
Список литературы…………………………………………………………...9 2
Введение.
Ни для кого не секрет, что русский язык считается не только одним из
самых трудных, но чуть ли не самым скучным и потому нелюбимым
предметом школьного курса. Редко можно найти людей, интересующихся
именно русским языком, а не литературой. И это притом, что изучению
родного языка в учебном плане уделяется большое количество часов, а
высокой целью многолетнего терпеливого труда учителясловесника
неизменно провозглашается воспитание любви к родному слову.
В своей работе я нередко сталкиваюсь с тем, что некоторые учащиеся
неусваивают материал программы по русскому языку. Трудно определить
причиныотставания. Ясно только одно: ситуация такая складывается под
влиянием внешних ивнутренних факторов. Внешние факторы связаны с
особенностями среды и условиямиорганизации деятельности ребенка, а
внутренние обусловлены психологическим складомребенка. Мне пришлось
немало поработать над тем, чтобы заинтересовать учащихся,предлагая им
новую систему отношений учебного сотрудничества, уважения кокружающим,
взаимопонимания. Важно было найти способ, который помог бы мненаучить
ребят мыслить, докапываться до самой сути, делать нужные выводы
иобобщения. Передо мной стояла задача способствовать формированию
самооценкиличности через развитие стремления к самопознанию.
Систематическое формированиепотребности каждого ученика получить
глубокие и прочные знания постепенноразвивает определенные мыслительные
операции, в частности, логическое ианалитическое мышление, тем самым
повышая результативность обучения, сохраняяпри этом у учеников интерес к
предмету.
Для решения подобных задач школьников необходимо обучить
главныммыслительным операциям:
сравнению,
конкретизации,систематизации. Особенностью современного урока является
то, что теоретические знания приобретаются активным путем, т.е.
применяется поисковый путь познания или частичнопоисковый метод.
обобщению,
анализу, 3
Основная часть.
Как сделать урок русского языка интересным, увлекательным? Как
привить ученикам
разумное отношение к предмету? Как выполнить
социальный заказ, где доминирующей идеей федерального компонента
государственного образовательного стандарта по русскому языку является
интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся на всех ступенях
обучения? Результатом школьного образования должно быть опережающее
развитие: учащиеся должны понимать и осваивать новое, быть открытыми и
способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения,
формировать интересы и осознавать возможности. Продиктовано это тем,
что обществу требуются специалисты, умеющие сравнивать, логически
мыслить, отстаивать собственное мнение, правильно выражать свои мысли.
Для этого надо внести определенные изменения в содержание и
организацию процесса обучения. В этом помогут образовательные
педагогические технологии и ИКТ. Я в своей работе чаще всего использую
игровые технологии, технологию «Метода проектов», технологию развития
критического мышления.
Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных
интересов, интеллектуальному развитию, активизации деятельности.
Не отвергая методические приемы, проверенные временем, ищу свои
способы для улучшения качества преподавания предмета. Опыт показывает,
что огромная роль в развитии и воспитании ученика принадлежит игре –
важнейшему виду детской деятельности. Игра является эффективным
средством формирования личности школьника, его волевых качеств, в игре
реализуется потребность к добыванию знаний. «Игра» это искра,
зажигающая огонек пытливости и любознательности». В.Сухомлинский.
Применение игр возможно для всех школьных возрастов.
Я как учитель являюсь организатором игры. От этого зависит активность
учащихся на уроке. Думаю, что работа с занимательными играми на уроках
русского языка обладает исключительными обучающими возможностями.
Именно такая работа на уроках обеспечивает базу для формирования
важнейших умений и навыков в области словообразования, грамматики,
орфографии.
В процессе работы с занимательными играми затрагивается не столько
память, сколько интеллект ребенка, его аналитические возможности.
Занимательность – необходимое средство возбуждать и поддерживать
внимание и интерес к предмету. 4
Игра вызывает у детей чувство удивления, живой интерес к процессу
познания, помогает ученикам усвоить любой учебный материал. В связи с
этим у детей более активно развивается способность к языковой догадке.
Чему же учатся дети, играя в такие игры?
В процессе игры учащиеся незаметно для себя выполняют различные
упражнения. Игра ставит ученика в условия поиска, пробуждает интерес к
победе, а отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, находчивым,
уметь четко выполнять задания, соблюдать правила игры. Во время учебных
игр происходит многократное повторение учебного материала в его
различных сочетаниях и формах, что повышает качество знаний.
В играх, особенно коллективных, формируются и нравственные
качества личности.
Сложные учебные задачи решаются мной при использовании разных
игровых моделей уроков. «Путешествие в сказку» после изучения темы
«Сказки» в 5 классе, КВН по мифологии, по лексике, по фразеологии,
викторины по творчеству того или иного писателя в старших классах.
Традиционно пользуется успехом «Путешествие по стране Лингвистике» по
самым разным ее разделам («По морям, по волнам в удивительную страну
Лингвистику», «Веселая грамматика»), а также ребусы, шарады, кроссворды,
метаграммы, конкурсы эрудитов. Особое место на уроке занимает
театрализация. Инсценировки требуют времени на подготовку, но результат
того стоит («Путешествие по Андерсенландии»)
На уроках русского языка используются самые различные
интерактивные методы и приёмы, помогающие результативно и в интересной
форме осваивать сложнейшие темы. Это могут быть весёлые стихи,
облегчающие усвоение правописания, лингвистические сказки (сказка о
суффиксах причастий, о приставках ПРЕ, ПРИ). Можно пригласить на
урок сказочных персонажей и удивлять их своими познаниями, можно стать
капитанами и отправиться на паруснике в Страну Ошибок спасать безударную
гласную. Уроки КВН, урокипутешествия, экскурсии, «Что? Где? Когда?»,
«Умники и умницы» являются помощниками в обучении, т. к. в основе их
лежит учебнопознавательная направленность.
Также интерактивные методы и приёмы используются мной и во
внеклассной деятельности: выпуск тематических газет, участие в проведении
предметных недель, «литературная гостиная», «литературное кафе»,
конкурсы чтецов, участие в олимпиадах – всё это позволяет ребятам
развивать интеллектуальные способности и реализовывать свои творческие
возможности.
Урок – многогранный кристалл, в котором отражается вся система
взаимодействия учителя и ученика. Когда я вижу одарённость наших детей,
когда стремлюсь развивать их креативность и наращивать их
интеллектуальный потенциал, то начинается процесс сотворчества, который
открывает новые перспективы и для меня, как педагога. 5
Технология «Метод проектов».Проектный метод основывается на
концепции деятельностного подхода и позволяет организовать обучение, в
котором обучающиеся получают знания в процессе планирования и
выполнения творческих заданий – проектов. Развивающие цели проектного
обучения выражаются в успешном выполнении действий, относящихся к
области:
логического мышления (осуществление анализа, синтеза, сравнения;
умение строить индуктивные, дедуктивные умозаключения);
поисковой деятельности (нахождение нестандартных приемов решения
задач, решение нестандартных задач, разработка плана решения, реализация
плана решения с поэтапным контролем своей деятельности, анализ
полученных результатов, поиск и отбор наиболее рациональных способов
действия).
Метод проектов не противоречит традиционным способам обучения, он
помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес
к новым знаниям. Такая мотивация – стремление успешно разработать тему
проекта – оказывается часто более сильной, чем требования родителей и
учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших отметок. («Моя
семья», «Путешествие по литературным местам», «Сборник иллюстраций» по
изученным произведениям, выпуск тематических стенгазет и др.)
Технология развития критического мышления через чтение и письмо
Развитие критического мышления через чтение и письмо используется в
работе с учебными текстами (приемы «кластер», «инсерт», «таблицы»,
«синквейна» и др.).
Прием «Составление кластера»
Прием «Кластеры» применим как на стадии вызова, так и на стадии
рефлексии. Суть приема заключается в том, что информация, касающаяся
какого – либо понятия, явления, события, описанного в тексте,
систематизируется в виде кластеров (гроздьев). В центре находится ключевое
понятие. Последующие ассоциации обучающиеся логически связывают с
ключевым понятием. В результате получается подобие опорного конспекта по
изучаемой теме.
Данный прием позволяет каждому учащемуся выйти на собственное
целеполагание, выделить значимые именно для него понятия. Прием
«Кластер» позволяет не только активизировать лексические единицы в речи
учащихся и ввести новые, но и, объединив их в связное высказывание,
тренировать различные грамматические структуры, в зависимости от
поставленной цели.
Прием «Составление синквейна»
В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение,
состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем
смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от 6
ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал,
информацию, что позволяет рефлексировать по какомулибо поводу. Это
форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила
написания синквейна таковы:
На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и
есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих
тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия,
относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее
из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение
к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная
учеником фраза в контексте с темы.
Последняя строчка – это словорезюме, которое дает новую
интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение. Понятно,
что тема синквейна должна быть, по возможности, эмоциональной. 7
Итоги использования компьютерных технологий таковы:
Заключение.
повышение эффективности обучения (развитие интеллекта школьников и
навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм
учебной деятельности учащихся на уроке);
осуществление индивидуального подхода в обучении (работа самостоятельно
с оптимальной для себя скоростью);
расширение объёма предъявляемой учебной информации;
обеспечение гибкости управления учебным процессом (отслеживание
процесса и результата своей работы);
улучшение организации урока (дидактический материал всегда имеется в
достаточном количестве);
повышение качества контроля знаний учащихся и разнообразие его формы;
включение учащихся в коллективную деятельность в парах, в группах;
повышение интереса ребенка к изучению предмета и к учению в целом,
улучшение качества образования, активизация творческого потенциала
ученика и учителя, включение школьников и педагогов в современное
пространство информационного общества, самореализация и саморазвитие
личности ученика.
Достигнутый образовательный результат:
1. Диагностика результатов обучения показала, учащиеся лучше усвоили
тему, у них выше успеваемость, чем показатели по темам, изученным
традиционным путем. По окончании изучения тем проводились срезовые
работы, тестирование с целью выяснения уровня усвоения основных понятий
2. Повышение качества учебнопознавательной деятельности: средний балл по
предмету вырос с 3,6 до 4,3.
3. При изучении темы у школьников проявился рост мотивации к изучению
темы, к саморазвитию и самообразованию. В результате беседы выявлено, что
учащиеся научились решать тесты в PowerPoint, в программе test; создавать
презентации и викторины по изученной теме (в PowerPoint). Решать тесты в
любой программе необходимо учащимся, чтобы привыкнуть к тестовой 8
ситуации, обрести уверенность к себе. Чтобы получить хорошие результаты в
тестировании, необходимо приобрести опыт выполнения этой процедуры.
Тестирование как форма контроля используется при сдаче ЕГЭ, и подготовка
к ЕГЭ должна начинаться как можно раньше. Составление презентаций,
выполнение различных заданий на компьютере (работа с Интернет,
электронными дисками, тесты, задания, викторины, кроссворды и др.)
развивают навыки работы с компьютером, информацией. Ученики объясняют
необходимость знания компьютерных технологий, так как наша современная
жизнь протекает в условиях формирования единого информационного
пространства, знание компьютера необходимо людям практически всех
профессий.
4. При подготовке домашнего задания учащиеся пишут творческие работы,
используя презентации.
5. Средний балл учащихся, сдававших ГИА по русскому языку – 35,5(9 «б»).
По краю – 33,7.
6. Ученики стали победителями и призёрами районных и участниками
региональных Всероссийских олимпиад школьников.
Опыт работы был неоднократно представлен на педсоветах и
семинарах в форме выступлений, а также на сайтах «Завуч.инфо»,
«Продлёнка».
Директор МОУ СОШ № 7 __________________________/Л.Д.Касьяненко/
г.Ейска МО Ейский район 9
Российская Федерация Краснодарский край
Управление образованием муниципального
образования Ейский район
Муниципальное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная
школа № 7 города Ейска
муниципального образования Ейский район
353680, г. Ейск, ул. Красная 47/6,
тел.: 45350
ОГРН 1022301120445 ОКПО 55949613
ИНН 2306020985
Исх. № ____ от __________
на № ____ от ___________
Отчёт
об использовании в образовательном процессе
современных образовательных технологий 10
Технология «Метод проектов».Игровые технологии.
Технология развития критического мышления
Автор: Волосенкова Н. Л.,
учитель русского языка
и литературы
МОУ СОШ № 7г.Ейска
МО Ейский район
Ейск, 2013 год
Отчет по ИКТ компетентности
Отчет по ИКТ компетентности
Отчет по ИКТ компетентности
Отчет по ИКТ компетентности
Отчет по ИКТ компетентности
Отчет по ИКТ компетентности
Отчет по ИКТ компетентности
Отчет по ИКТ компетентности
Отчет по ИКТ компетентности
Отчет по ИКТ компетентности
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.