Апробация и внедрение идей семи модулей позволило мне позиционировать себя в новой роли: учителя, обладающего критическим мышлением, то есть, способного критически оценивать результаты своей деятельности и находящегося в постоянном поиске; исследователя, экспериментатора, который воспринимает ошибку, как трамплин для будущих достижений.
отчет рефлексия.docx
Рефлексивный отчёт
по курсам «Рефлексия в практике».
Учитель: Зволейко Н.А.
Учиться сегодня надо основательно, экономно, быстро. Требования современного общества к учителю
таковы, что учитель постоянно должен заниматься самообразованием, расширением границ своих
возможностей. Учитель должен уметь быстро меняться и уметь применять на уроках новые подходы и
технологии. Одним словом, он должен идти в ногу со временем.
В настоящее время неоспорим тот факт, что наибольшее воздействие на процесс обучения и результаты
учеников оказывает повседневная работа учителя в классе. Традиционное обучение, построенное на
трансляции готовых знаний, уже не может удовлетворять запросы развитого общества, с всё более
расширяющимся полем информационных технологий.
После прохождения курсов « Рефлексия в практике» я задумалась о том, как построить процесс
обучения, чтобы на уроке не было пассивных учеников, как создать условия, чтобы все были вовлечены в
процесс обучения, как повысить мотивацию у детей, чтобы они ходили в школу с радостью? Ответы на
все мои вопросы я нашла здесь, обучаясь на курсах повышения квалификации учителей. Настольной
книгой стало для меня «Руководство для учителя». Именно данное руководство является основным
материалом по изучению и освоению «Программы курсов». Идеи семи модулей Программы призваны
трансформировать взгляды учителей, инициировать их на проявление лидерских качеств не только в
рамках своего класса, но и школы; вовлекать в преобразование установившихся школьных ценностей
своих коллег, руководство школы. Ожидаемые результаты настоящей программы заключаются в том,
чтобы ученики смогли стать независимыми, увлеченными, ответственными, уверенными в себе, с
развитым критическим мышлением, проявляющим компетентность в цифровых технологиях (см.
«Руководство для учителя» стр.110).
Апробация и внедрение идей семи модулей позволило мне позиционировать себя в новой роли: учителя,
обладающего критическим мышлением, то есть, способного критически оценивать результаты своей
деятельности и находящегося в постоянном поиске; исследователя, экспериментатора, который
воспринимает ошибку, как трамплин для будущих достижений.
Знания, полученные на первом этапе, помогли мне интегрировать идеи семи модулей в серию 3
последовательных уроков. Это для меня оказалось важным, потому что я смогла на практике применить
свои знания. Перед собой поставила цель: научить ученика учиться, чтобы каждый осознал
ответственность за свое обучение.
Ключевыми факторами, определяющими пользу учебного процесса в классе являются следующие:
понимание детьми процесса обучения, понимание того, чему учить, представление о том, как
структурировать учебный процесс, как оценить результативность обучения. В 9 классе я использую
критерии оценивания в следующей форме: 3 задания, выполнение каждого оценивается оценками от 35.
Каждый ученик, сам выбирает, какую оценку он хочет получить, выполнив всего лишь одно задание
оценка – 3, два – 4 и все 3 5. Хочу отметить, что на оценку 3 ни один из учеников не работает.
Современные требования подразумевают новые подходы в преподавании и обучении. При планировании
и разработке уроков я тщательно обдумывала применение активных методов обучения. Согласно
исследованиям при традиционных методах обучения, независимо от профессионализма учителя,
усваивают знания всего 10 % учащихся. Поэтому я увидела необходимость перехода от пассивного
слушания лекции учителя к активному участию каждого ученика в учебном процессе. В решении этой
задачи мне помогла организация парной и групповой работы. Я изучила теоретическое обоснование
преимуществ такой организации деятельности. Я сделала для себя вывод, что, в первую очередь, я должна заботиться о том, чтобы в классе всегда была
комфортная среда, доброжелательная атмосфера, дружеские отношения между детьми. Работа в группах
немало этому способствовала. Ведь групповая работа, по мнениюМерсера (2005), «взаимодействие в
группе сверстников играет важную роль в обучении» (см. «Руководство для учителя» стр.135).
Благодаря групповой работе ребята обучаются самостоятельно и не только взаимообучают друг друга,
но и применяют полученные знания на практике. Одним из методов работы является коллаборативное
обучение. Основополагающим принципом коллаборативного обучения является консенсус,
формируемый посредством сотрудничества членов группы [4, с. 25].
Для того чтобы создать коллаборативную среду учителю необходимо дать больше свободы детям.
Результат конечно придет не сразу, но со временем дети научатся не только давать полные ответы, но и
участвовать в дискуссиях, спорах, доказывать свою точку зрения. При создании групп необходимо
учитывать индивидуальные особенности учащихся, чтобы сильный учащийся не подавлял слабого
учащегося, а помогал ему. Процесс работы в группе должен быть последовательным, а для этого перед
работой учащиеся должны разработать правила поведения и разделить обязанности каждого и в работе
строго следовать им. Учитель при таком методе работы выступает в роли наблюдателя и посредника
между группами. Подготовка учителя к групповой работе требует более тщательной подготовки, так как
необходимо подбирать дополнительный материал который соответствует возрастным особенностям
учащихся, презентации, составлять руководство для работы в группе, так как каждая группа выполняет
индивидуальное задание.
Работа в группах дает положительный результат и имеет ряд достоинств: Повышается учебная и
познавательная мотивация у учащихся, снижает уровень тревожности, лучше усвоения знаний. Я
наблюдала повышение коммуникативных навыков, обогащение словарного запаса, проявление
терпимости друг к другу, признание чужого мнения.
Изучение идей модулей Программы заставило меня более подробно остановиться на каждом из них.
Каждый модуль по своему уникален и интересен, и что важно они взаимосвязаны. Некоторые подходы в
обучении и преподавании меня настораживали. Я всегда думала, что групповая работа будет нарушать
дисциплину на уроке, что будет мешать усвоению знаний. Но применяя эти подходы на уроках, я
заметила, что дети на уроках стали активнее, общаясь в группах, советовались друг с другом, чего не
было раньше. А то, что было в классе шумно, так это даже меня порадовало, потому что в каждой группе
шло бурное обсуждение, и не было пассивных, равнодушных учеников на уроке. А что самое главное,
ребята сами, исследуя проблемы, доходили до истины.
Интеграция модулей программы помогла мне иначе взглянуть на проблему выявления талантливых
и одаренных детей. Прежде в эту категорию учеников я определяла тех, кто наиболее мотивирован к
учебной деятельности. Даже не задумываясь о том, насколько поразному, насколько индивидуально
проявляются способности у каждого человека. На каждом из четырех уроков были задания по развитию
навыков критического мышления. Ученики справились с доказательствами на основе собственного
опыта. В серии четырех уроков я предложила ученикам домашние задания по выбору. Среди тех детей,
кто, откликнулся на этот вид задания, были не только отличники. Меня этот факт очень порадовал.
Значит, следует продолжать работу в данном направлении и совершенствовать умения в создании и
осуществлении инклюзивного подхода для того, чтобы вовремя заметить и помочь раскрыться
растущему таланту.
Мне очень понравились возможности формативного оценивания. На каждом этапе урока был виден
уровень достижений ученика. Уже не поставишь приблизительную оценку. И ученику понятно, за что его
так оценили.
После урока ребята отмечали, что им сегодня удалось на уроке, определяли собственный вклад в работу
группы. Оценивали друг друга по образцу после выполнения специально предложенных заданий,
тестирования при парной работе. Во время взаимного оценивания ребята были доброжелательными друг
к другу. Применение стратегий критического мышления способствовало лучшей организации урока, повышению у
учащихся внутренней мотивации, появлению интереса к предмету, любознательности, ответственности,
активности, инициативности. При такой организации учебного процесса быстрее происходит
нравственное развитие: дети учатся общению, принятию друг друга, сопереживанию, сопричастности к
успешности каждого члена своей группы. Например, при защите работы, выполненной совместно, группа
с большим интересом следит за выступлением товарища, переживает за него. И как приятно смотреть,
когда ученики радуются успехам вместе, разделяют неудачи вместе.
Сегодня школе нужен учитель новой формации. Учитель с собственным видением
профессиональной практики. Проведя серию последовательных уроков с внедрением ключевых идей
семи модулей, я пришла к выводу, что их использование оказывает несомненное влияние на качество
образовательного процесса. Поэтому мною было принято решение отказаться от традиционной системы
обучения в моей педагогической практике и использовать диалоговое обучение, как имеющую большую
результативность и способствующую развитию аналитического мышления, которое я считаю
необходимым качеством современного человека, достойного гражданина своей страны.
В целях повышения интереса учеников к процессу обучения, мною планируются цикл интегрированных
уроков, совместно с учителем казахского языка. Интегрированный урок как способ повышения
мотивации к познавательной деятельности.
Интегрированный урок – это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута
лишь при объединении знаний из разных предметов.
Цели интегрированного урока:
1. Развивающие – научить анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать.
2. Воспитательные – научить извлекать нравственные уроки из осмысления событий и
явлений.
Принципы интегрированного обучения призваны в полной мере работать на достижение главной цели
интегрированного обучения – развитие мышления обучающихся:
1.Синтезированность знаний.
2.Углублённость изучения.
3.Актуальность проблемы, или практическая значимость проблемы.
Преимущества интегрированных уроков:
Способствуют повышению мотивации учения, активизации познавательной деятельности;
Позволяют использовать различные виды работы, способствуют развитию интереса;
Дают возможность переключения на разнообразные виды деятельности, что снижает
утомляемост;
Дают возможность получения глубоких и разносторонних знаний.
Главная заповедь учителя: «Учитель! Научи ученика!» Научить каждого не просто. Но мы учителя и
наша задача в том, чтобы мы научили, приложили все свои способности, навыки в достижении этой цели.
Мы должны помнить, что «современный урок не может быть уроком, обеспечивающим только усвоение
школьниками определенной суммы знаний. Он должен создавать условия для развития творческих
способностей учащихся, их интеллектуальной активности, формировать личность и мировоззрение».
Отчет по курсам Рефлексия в практике
Отчет по курсам Рефлексия в практике
Отчет по курсам Рефлексия в практике
Отчет по курсам Рефлексия в практике
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.