Тема: «Использование мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
1. Изучить учебную, справочную, научно-методическую литературу по вопросу развития и формирование звуковой культуры речи, лексико-грамматической и связной речи.
2. Изучение методик и технологий педагогов в Интернете; использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в индивидуальной работе с детьми.
3. Разработать перспективный план работы.
4. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.
5. Подготовить консультацию для педагогов на педсовете.
6. Подготовка доклада на тему исследования.
7. Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов.
Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.
Форма самообразования: индивидуальная, групповая.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
• изучение литературы по теме;
• посещение НОД у воспитателей своего ДОУ и района;
• посещение педсоветов, семинаров, конференций;
• самоанализ и самооценка НОД в своей группе;
• Практический выход: доклад на педсовете, презентация на методическом объединении, районный семинар-практикум.
СРОК РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ: 2 учебных года.
отчет по самообр.doc
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА №21 ПОСЕЛКА СЕВЕРНЫЙ
БЕЛГОРОДСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА
Бакаева Любовь Владимировна
воспитатель
Общий стаж Педагогический
стаж
2 года
3 мес
Педагогический
стаж в данном
коллективе
3 мес.
Образование
Категория
Высшее
(магистартура)
Дата
последней
аттестации
29.01.2016 г.
Тема: «Использование мнемотехники в развитии связной речи детей старшего
дошкольного возраста»
2015 2016 учебный год
старшая группа
Этап работы над темой: подготовительный
Дата начала работы над темой: ноябрь 2015 года
Предполагаемая дата окончания работы: май 2017 года Тема: «Использование мнемотехники в развитии связной речи детей
старшего дошкольного возраста»
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального
мастерства и компетентности.
Задачи:
1. Изучить учебную, справочную, научнометодическую литературу по
вопросу развития и формирование звуковой культуры речи, лексико
грамматической и связной речи.
2.
Изучение методик и технологий педагогов в Интернете;
использование методики на занятиях, в свободной деятельности, в игре, в
индивидуальной работе с детьми.
3.
4.
5.
6.
7.
Разработать перспективный план работы.
Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.
Подготовить консультацию для педагогов на педсовете.
Подготовка доклада на тему исследования.
Подготовить материал (провести) мастеркласс для педагогов.
Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего
профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.
Форма самообразования: индивидуальная, групповая.
Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
• изучение литературы по теме;
• посещение НОД у воспитателей своего ДОУ и района;
• посещение педсоветов, семинаров, конференций;
• самоанализ и самооценка НОД в своей группе;
• Практический выход: доклад на педсовете, презентация на методическом
объединении, районный семинарпрактикум.
СРОК РАБОТЫ НАД ТЕМОЙ: 2 учебных года.
План изучения темы на 20152016 год
Срок
выпол
нения
Ноябрь
Декабрь
Содержание работы
Формы работы
1.Подбор литературы:
Изучить статью «Мнемотехника как прием
•
в обучении детей связной речи». Статья с
Фестиваля педагогических идей «Открытый
урок».
•
Библиотека авторефератов и диссертаций
Консультация
для родителей
«Главные
направления в
развитии речи
детей старшего
дошкольного по педагогике http://nauka
pedagogika.com/pedagogika130003/dissertaciya
ispolzovaniepriemovtvorcheskogo
rasskazyvaniyavprotsessekorrektsionno
logopedicheskoyrabotysdetmistarshego
doshk#ixzz3OL7yVJQm
•
Изучить статью «Учим стихи — развиваем
память», автор Широких Т.Д./ Ребёнок в детском
саду. 2004. №2. С.59 62.
•
приёмов мнемотехники в развитии связной речи»,
автор Омельченко Л.В. / Логопед. 2008. №4.
С.102 115.
•
в детском возрасте: психологический очерк:
Выгодский Л. С. Воображение и творчество
Изучить статью на тему «Использование
кн. для учителя / Л. С. Выготский. — 3е изд. — М.:
Просвещение, 1991.
возраста».
Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии
•
Волкова Г. Методика психолого
логопедического обследования детей с
нарушениями речи. Вопросы дифференциальной
диагностики. – СПб., 2003
•
развития связной речи дошкольников
(методическое пособие для педагогов
дошкольных учреждений), 2004.
•
лет сочинению сказок / Л. М. Гурович, Л. М.
Панкратова // Оптимизация учебно
воспитательного процесса в детском саду:
межвуз.сб. науч. тр. / ЛГПИ. — Л., 1985.
•
ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ.
Педагогическое образование. 2009. № 2
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В
Гурович Л. М. Обучение дошкольников 56
2.Изучить актуальный опыт работы педагогов по
обозначенной теме на Интернетсайтах.
3.Подобрать дидактические игры, сюжетные картины,
упражнения.
4.Составить библиографию.
Январь
Февраль
1.Оснащение педагогического процесса:
•
Разработка дидактических игр и
Папка —
передвижка для Создание с детьми мнемотаблиц для
упражнений по развитию речи детей старшего
дошкольного возраста при помощи
мнемотехники.
•
составления описательных рассказов, работы над
пересказами, заучивания стихотворений,
рассказов по сюжетным картинам, составления и
отгадывания загадок.
2.Познакомить родителей с дидактическими играми и
упражнениями, помогающими развивать речь детей:
«Использование схем и моделей для развития речи
детей старшего дошкольного возраста».
1.Работа с детьми:
Март
Апрель
Май
Формировать умение заучивать
Формирование умения составлять связный
•
рассказ по картинке с помощью схемы,
пополнять и активизировать словарный запас.
Составление описательных рассказов о временах
года при помощи мнемосхем.
•
стихотворения с помощью схеммоделей.
Работать над выразительным чтением
стихотворения перед слушателями.
Активизировать в речи и пополнять и словарный
запас детей на тему «Весна». Вызвать интерес к
поэзии.
•
Формировать умение составлять и
отгадывать загадки по схемам, развивать
выразительность речи. Развивать
монологическую речь детей.
•
пересказу с наглядной опорой в виде
графических схем, отображающих
последовательность событий. Обучение детей
приемам планирования собственного пересказа,
активизация и обогащение словарного запаса
детей.
•
сочинять сказку по модели – схеме;
последовательно и связно рассказывать друг
другу свои сказки; учить придумывать название
сказке; работа над словарем: подбирать признаки
Обучение сочинению сказок. Учить детей
Обучение связному последовательному
родителей:
«Использование
мнемотехники в
развитии речи
детей»
Памятка для
родителей
«Использование
загадок, как
средство
формирования
выразитель
ности речи».
Создание
картотеки игр и
творческих
заданий для
развития связной
речи старших
дошкольников.
Буклеты для
родителей по
развитию связной
речи
дошкольников. Работа по составлению рассказов по
предметов.
•
сюжетным картинам. Закреплять умение
рассматривать картину и выделять ее главные
характеристики. Продолжать формировать
исследовательские действия при рассмотрении
картины. Закреплять навыки анализа, синтеза,
классификации, обобщения. Закреплять умение
составлять связный рассказ по картине с опорой
на схему. Пополнять и активизировать словарный
запас детей. Отчет о проделанной работе по самообразованию
за 20152016 учебный год на тему: «Использование мнемотехники в
развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»
воспитателя старшей группы «Б» Бакаевой Л.В.
Библиотека
авторефератов
по
и
диссертаций
Статья «Мнемотехника как прием в обучении детей связной речи».
статья «Учим стихи — развиваем память», автор Широких Т.Д./
«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи»,
За 20152016 учебный год проделана следующая работа.
1. Изучена литература:
•
Статья с Фестиваля педагогических идей «Открытый урок».
•
педагогике http://naukapedagogika.com/pedagogika130003/dissertaciya
ispolzovaniepriemovtvorcheskogorasskazyvaniyavprotsesse
korrektsionnologopedicheskoyrabotysdetmistarshego
doshk#ixzz3OL7yVJQm
•
Ребёнок в детском саду. 2004. №2. С.59 62.
•
автор Омельченко Л.В. / Логопед. 2008. №4. С.102 115.
•
Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте:
психологический очерк: кн. для учителя / Л. С. Выготский. — 3е изд. —
М.: Просвещение, 1991.
•
Волкова Г. Методика психологологопедического обследования
детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. –
СПб., 2003
•
Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. Технологии развития связной речи
дошкольников (методическое пособие для педагогов дошкольных
учреждений), 2004.
•
Гурович Л. М. Обучение дошкольников 56 лет сочинению сказок /
Л. М. Гурович, Л. М. Панкратова // Оптимизация учебновоспитательного
процесса в детском саду: межвуз.сб. науч. тр. / ЛГПИ. — Л., 1985.
•
ВОСПИТАНИИ. Педагогическое образование. 2009. № 2
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЭСТЕТИЧЕСКОМ
2.Изучен актуальный опыт работы педагогов по обозначенной теме на Интернет
сайтах.
3.Подобраны дидактические игры, сюжетные картины, упражнения.
4.Составлена библиография.
5.Проведена работа по оснащению педагогического процесса:
•
Разработаны дидактические игры и упражнения по развитию речи детей старшего дошкольного возраста при помощи мнемотехники.
•
Созданы мнемотаблицы для составления описательных рассказов,
работы над пересказами, заучивания стихотворений, рассказов по
сюжетным картинам, составления и отгадывания загадок.
6.
Родители ознакомлены с дидактическими играми и упражнениями,
помогающими развивать речь детей: «Использование схем и моделей для
развития речи детей старшего дошкольного возраста».
Проведена консультация для родителей «Главные направления в развитии речи
детей старшего дошкольного возраста».
Изготовлена папка — передвижка для родителей: «Использование
мнемотехники в развитии речи детей», памятка для родителей «Использование
загадок, как средство формирования выразительности речи», буклеты для
родителей по развитию связной речи дошкольников.
Создана картотека игр и творческих заданий для развития связной речи старших
дошкольников.
7. В работе с детьми проведена работа по:
Формированию умения составлять и отгадывать загадки по схемам,
•
Формированию умения составлять связный рассказ по картинке с
помощью схемы, пополнению и активизации словарного
запаса.
Составлены описательных рассказов о временах года при помощи
мнемосхем.
•
Формированию умения заучивать стихотворения с помощью схем
моделей. Работа над выразительным чтением стихотворения перед
слушателями. Активизация в речи и пополнение словарного запаса детей
на тему «Весна», «Лето», «Осень», «Зима».
•
развивать выразительность речи. Развивать монологическую речь детей.
•
Обучению связному последовательному пересказу с наглядной
опорой в виде графических схем, отображающих последовательность
событий. Обучение детей приемам планирования собственного пересказа,
активизация и обогащение словарного запаса детей.
•
Обучение сочинению сказок. Учить детей сочинять сказку по модели
– схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки;
учить придумывать название сказке; работа над словарем: подбирать
признаки предметов.
•
Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. Закрепление
умения рассматривать картину и выделять ее главные характеристики.
Формирование
исследовательских действий при рассмотрении картины.
Закреплению навыков анализа, синтеза, классификации, обобщения. Закрепление
умения составлять связный рассказ по картине с опорой на схему. Пополнение и
активизация словарного запаса детей.
В результате изучения темы «Использование мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста», сделала следующие
выводы. Использование мнемотехники в развитии связной оказывает
положительное влияние на развитие речи детей старшего дошкольного возраста,
поскольку развивает память: слуховую, зрительную, двигательную, тактильную,
а также мышление, внимание, воображение. Дети эффективно запоминают,
сохраняют и воспроизводят информацию. Наглядное моделирование облегчает
детям овладение связной речью, т.к. использование символов, пиктограмм,
заместителей, схем облегчает запоминание и увеличивает объем памяти и в
целом развивает речемыслительную деятельность детей. Приемы наглядного
моделирования используют естественные механизмы памяти мозга и позволяют
полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания
информации.
Дети, владеющие средствами наглядного моделирования, в
дальнейшем способны самостоятельно развивать речь в процессе общения и
обучения.
Однако, работа должна осуществляться систематически и
последовательно, включаться в разные этапы жизнедеятельности детей:
режимные моменты (утренний прием, одевание (раздевание), завтрак, обед и
т.п.), игры (дидактические, подвижные, сюжетно – ролевые и др.), занятия,
трудовую деятельность, прогулки и экскурсии. Особое внимание следует
уделять индивидуальной работе с детьми по развитию связной речи с
использованием мнемотехники. Следовательно, работа должна пронизывать весь
воспитательнообразовательный
возрастных
психофизиологических и индивидуальных особенностей старших дошкольников.
процесс
учетом
с Достижения за период 20152016 учебного года:
30 декабря 2015.
Декабрь 2015
Декабрь 2015
Январь 2016
7 января 2016.
11 января 2016
13 января 2016
23 января 2016
Январь 2016
28 января 2016
Публикация в электронном СМИ. Международный
образовательный портал МААМ.RU: «Фотоотчет о
проведении новогоднего утренника «Новогодняя сказка».
Сертификат куратора участника Международного детского
творческого конкурса новогодних поделок.
Диплом участника Международного зимнего творческого
конкурса «Маленькой елочке холодно зимой» Батракова
Виктория.
1 место в конкурсе за «Лучшее Новогоднее украшение
группы» в детском саду.
Международный образовательный портал МААМ.RU:
Победитель международного ежемесячного конкурса
«Лучший мастеркласс» 2 место Мастеркласс
«Сказочный домик снеговика».
Свидетельство о публикации в электронном СМИ
Международный образовательный портал МААМ.RU:
“Перспективный план взаимодействия с родителями
старшей группы 20152016гг»
Статья в районной газете "Знамя" из опыта работы «В
Северном детском саду №21»
Статья в районной газете "Знамя" из опыта работы
«Пришли Святки — запевай колядки!».
Подготовка победителя (1 место на уровне детского сада)
Павловой Ксении в конкурсе «Я — исследователь».
Выступление на региональном уровне: ОГАОУ ДПО
"Белгородский институт развития образования" Кафедра
дошкольного и начального образования. Программа
регионального практикоориентированного Круглого стола:
"Федеральный государственный стандарт дошкольного
образования как ориентир развития дошкольного
образования в РФ"; тема выступления: «Преемственность и
инновационность
государственного
образовательного стандарта дошкольного и начального
общего образования».
федерального
4 февраля 2016
Сертификат о создании сайта воспитателя ДОУ
http://nsportal.ru/bakaevalyubovvladimirovna
16 февраля 2016
Диплом 1 место Павловой Ксении во Всероссийском 11 марта 2016
17 марта 2016
27 марта 2016
18 апреля 2016
26 апреля 2016
6 мая 2016
14 мая 2016
творческом конкурсе «Время чудес»,
«Фотография поделки».
Диплом куратора, подготовившего победителя.
номинация
Участие в организации и проведении праздника
«Масленица».
Выступление в семинарепрактикуме
для воспитателей.
родительского проекта «Герб моей семьи».
Публикация в электронном СМИ (nsportal.ru) Презентация
«Белгородский народный костюм».
«Организация детско –
Тема:
Тема:
Участие в III международной научно практической
конференции «Формирование здорового образа жизни детей
и подростков: традиции и инновации» (ОГАОУ ДПО
«Белгородский институт развития образования»)(статья в
сборнике)
«Здоровьесберегающие
технологии в системе оздоровительной работы
дошкольного образовательного учреждения
согласно требованиям ФГОС ДО».
Выступление в семинарепрактикуме для воспитателей.
Тема: «Моделирование как метод логикоматематического
развития детей старшего дошкольного возраста».
Участие в акции «Бессмертный полк»
Публикация в электронном СМИ (nsportal.ru). Учебно
методический материал «Моделирование как метод
логикоматематического развития детей старшего
дошкольного возраста».
Отчет по самообразованию педагога
Отчет по самообразованию педагога
Отчет по самообразованию педагога
Отчет по самообразованию педагога
Отчет по самообразованию педагога
Отчет по самообразованию педагога
Отчет по самообразованию педагога
Отчет по самообразованию педагога
Отчет по самообразованию педагога
Отчет по самообразованию педагога
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.