Стену непонимания следует разбирать по кирпичу.
/Авессалом подводный/.
Рефлексия в практике
Изменение ценностей, происходящие в сегодняшнем мире, заставляют нас, учителей ,всех работников образования и даже политиков , думать и решать проблему подготовки учащихся к успешной и продуктивной жизни в будущем . Мы не можем предсказать, какую работу будут выполнять сегодняшние школьники по окончании вузов или колледжей, став рабочими и служащими. Но ясно одно : для того, чтобы эффективно работать в будущем, надо менять подходы к обучению детей уже сейчас. Ученики должны воспринимать новые сведения не как что – то раз и навсегда данное, незыблемое, а они должны исследовать новые идеи с различных точек зрения, судить о достоверности и полезности, определять их общую ценность, основываясь на собственных нуждах и целях.
ХХ1 век - век высоких технологий, век великих достижений , сильнейшей конкуренции. Но ХХ1 век можно еще и назвать веком мировых катастроф в экологическом, политическом и социальном аспектах. Рост конкуренции, рост глобальных проблем мирового уровня, переход к информационному обществу, ошеломляющий темп научно-технического прогресса делают серьезный вызов, прежде всего эффективности всей системе образования.
Сущность ведущих целей настоящей Программы заключается, прежде всего, в воспитании у молодежи уважения к культуре своей страны на основе духовных, культурных и моральных ценностей, которые важны и специфичны для каждой страны, и что не менее принципиально: в обучении молодых людей критическому мышлению, позволяющему им использовать свои знания в жизненных ситуаций, что придаст им уверенность и обеспечит успешность в стремительно меняющемся мире (1).
Что дал мне данный курс?
По новому я определила для себя смысл слова «коучинг». Человек, называющийся «коуч», помогает обучающемуся достичь некой жизненной или профессиональной цели посредством умелой постановки вопросов. Коучинг (coaching) - это инструмент, предназначенный для раскрытия потенциала человека с целью максимального повышения его эффективности в персональной и профессиональной деятельности.
Основополагающим принципом организованного для нас, слушателей , коллаборативного обучения являлся консенсус, формируемый посредством сотрудничества членов группы (2).
Особый статус для меня преобрел метод микропреподавания. Микропреподавание в группе было очень интересным и значимым; ведь я могла себя уже ощутить тренером, как я буду обучать своих коллег, с какими трудностями я могу столкнуться. Отрадно, что есть готовый учебный план, на который я буду ориентироваться. Каждый модуль имеет свои цели и ожидаемые результаты, поэтому при проведении тренинга я буду использовать методы и формы, задания, которые приведут к целям. А также опыт коллег помог мне понять, что необходимо учитывать при проведении тренинга. А именно, позитивный настрой, критерий успеха, реакция на потребности слушателей, своевременная обратная связь, рефлексия, парная и индивидуальная формы работы, постановка вопросов, а также ресурсы и практическая работа.
Наш курс называется «Рефлексия в практике», поэтому тренер показал нам огромные возможности рефлексии, раскрыл ее значение для занятий по данной программе. У нас получилось рефлексивное слушание, потому что каждую тему, вопрос мы пропускали через себя, обращались назад и старались улучшить свое обучение.
Я училась составлять планирование тренинга, проводить тренинг, задавать себе вопросы, рефлексировать в трех сферах, давать обратную связь. Очень важны последовательные методы тренинга, а именно активизация внимания, информация, практика, обратная связь. Воспользуюсь «Пятью принципами Милтона Эриксона», потому что понимаю трудность обучения других. Радует то, что предусмотрена посткурсовая помощь, мы можем при затруднении обратиться к тренеру, в Центр педагогического мастерства или коллегам. На нас школьных тренеров возложена большая ответственность, мы должны вовлечь всех учителей в работу, улучшить процесс преподавания и обучения. Думаю, в этом мне поможет метод обратного дизайна, умение планировать результатов обучения. Большую помощь при написании результатов обучения может оказать работа Б.Блума «Таксономия образовательных задач». Эта классификация или категоризация мыслительного поведения предоставляет готовую структуру и список глаголов, что облегчает написание результатов обучения (3).
Я искренне верю, что настоящий учитель не будет ждать реформ, а начнет изменяться сам и начнет менять окружающий мир уже сегодня. «Какой мерой будете мерить, такая вам и отмерится…» гласит пословица. Учитель ХХI века – уверенный в том, что он должен быть именно таким. Это человек, который готовит будущее. От него зависит , что ждет нас всех в дальнейшем. От него зависит, что «отмерится» нам завтра и послезавтра. Современный учитель имеет силы и решимость исправить не только пробелы в знаниях и воспитании, он может изменить саму человеческую жизнь.
Мы, школьные тренера, опять оказываемся избранными для проведения реформ образования в школы республики. Эта большая ответственность, и я надеюсь, мы ее оправдаем.
Использованная литература:
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.